Научная статья на тему 'Конкурирующая экспансия США и Китая в Тропической Африке'

Конкурирующая экспансия США и Китая в Тропической Африке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1501
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / АМЕРИКАНО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРОПИЧЕСКАЯ АФРИКА / АГОА / ПОМОЩЬ АФРИКЕ / U.S.-CHINA RELATIONS / U.S.-AFRICA RELATIONS / CHINA-AFRICA RELATIONS / SUB-SAHARAN AFRICA / AGOA / ASSISTANCE TO AFRICA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лексютина Яна Валерьевна

Последнее десятилетие отмечено возросшей вовлеченностью США и Китая в дела Африканского континента. В статье анализируются такие формы взаимодействия США и Китая с африканскими государствами, как торговля и инвестиции, помощь развитию Африки, сотрудничество в области образования и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive expansion of the U.S. and China in Sub-Saharan Africa

The last decade witnessed an increased U.S. and China's engagement in Sub-Saharan Africa. Different forms of this engagement including trade and investment, development assistance, cultural and educational cooperation are scrupulously analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Конкурирующая экспансия США и Китая в Тропической Африке»

Я. В. Лексютина

КОНКУРИРУЮЩАЯ ЭКСПАНСИЯ США И КИТАЯ В ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКЕ

Последнее десятилетие отмечено возросшей вовлеченностью США и Китая в дела Африканского континента. В статье анализируются такие формы взаимодействия США и Китая с африканскими государствами, как торговля и инвестиции, помощь развитию Африки, сотрудничество в области образования и культуры.

Ключевые слова: американо-китайские отношения, американо-африканские отношения, китайско-африканские отношения, Тропическая Африка, АГОА, помощь Африке.

Последнее десятилетие отмечено новым всплеском интереса ведущих государств мира к тропической Африке. Африканский континент, претерпевший колониальную экспансию, позднее ставший ареной идеологического соперничества западного и восточного блоков в годы «холодной войны», после непродолжительного периода снижения вовлеченности мировых держав в дела континента снова стал объектом конкуренции между ними. Стремление усилить собственные геополитические и экономические позиции в этой части мира демонстрирует достаточно широкий спектр государств, включающий США, Китай, Индию, европейские государства, Россию, Бразилию, ряд стран Персидского залива, Иран. Наибольшую активность в последнее время проявляют США и Китай. При этом интересы двух государств на африканском направлении пересекаются, привнося в современные американо-китайские отношения элемент соперничества.

Многообразие интересов США и Китая в Африке

В основе активизации политики США и Китая на африканском направлении лежат экономические интересы этих государств. В первую очередь, это — задачи обеспечения стабильного и надежного доступа к африканским энергоресурсам и минеральному сырью. Африка, обладающая богатейшими природными ресурсами, привлекает крупнейшие экономики мира своими запасами нефти. На африканский континент приходится 12% мирового импорта нефти. В ряду крупнейших государств-импортеров африканской нефти лидируют США и Китай, на которые приходится, соответственно, 32% и 9% экспортируемой африканскими государствами нефти (Lyman, p. 3). Если в американском импорте нефти доля африкан-

© Я. В. Лексютина, 2011

ской составляет порядка 18%, то для Китая Африка представляет собой второй по значимости после ближнего востока источник импорта нефти с долей в 33% от всех нефтяных поставок (Vines, p.20). По некоторым прогнозам, в ближайшие 5-10 лет доля африканской нефти в китайском импорте нефти может возрасти до 40% (Ibid., p. 20), т. е. стать практически эквивалентной нефтяным поставкам с ближнего востока.

Помимо энергоресурсов, Китай и США заинтересованы в импорте с африканского континента и минерального сырья. Так, дальнейшее поступательное экономическое развитие Китая тесно связано с бесперебойными поставками из Африки меди, железной руды, марганца, никеля, кобальта, фосфатов, платины, урана и хрома. Хотя минерально-сырьевая зависимость США от африканского континента не столь сильна, как у Китая, однако она достаточно существенна в силу того, что некоторые виды сырья имеют стратегическое значение, и их импорт покрывается преимущественно за счет африканских поставок. К таким минерально-сырьевым ресурсам относятся кобальт, марганец, хром, медь, цинк, свинец, бокситы, уран, титан и цирконий (Вишневский, 2006, с. 42). Все возрастающую заинтересованность проявляет Китай к Африке как рынку сбыта китайской продукции. Во взаимодействии Вашингтона с африканскими государствами диверсификация экспортных рынков также играет немаловажную роль, хотя и не столь значительную, как для Китая.

Вовлеченность Пекина и Вашингтона в дела африканского континента и их стремление расширить свое региональное присутствие обусловлены не только экономическим, но и политическим контекстом. Африканские государства представляют интерес для США и Китая как имеющие достаточно широкое представительство в международных и региональных организациях. Так, например, доля африканских государств в членском составе ООН составляет одну четверть, а в вТо — почти треть. Поддержка африканских государств, в случае формирования ими единой позиции, способна оказаться решающей при принятии мировым сообществом важных политических и экономических вопросов, выносимых на голосование на международных форумах.

Весомость африканских голосов в международных организациях была осознана китайским руководством еще в начале 1970-х годов, когда поддержка со стороны африканских государств сыграла значимую роль в обретении Китаем места в совете безопасности ООН и, как следствие, выходе Тайваня из ООН. С тех пор Пекин, заручившись широкой поддержкой, на протяжении десятилетий успешно препятствует вхождению Тайваня в международные и регио-

нальные организации. В данной связи следует отметить, что внешнеполитическая задача ограничения дипломатического признания Тайваня со стороны африканских государств до сих пор сохраняет актуальность для китайского руководства.

Пекин во взаимодействии с африканскими государствами, искусно эксплуатируя тезисы об общности судеб китайского и африканского народов, о специфике развития стран Азии и Африки, об особой роли Китая в деле отстаивания интересов развивающихся стран на мировой арене, в целом более успешен, чем Вашингтон, в обретении поддержки со стороны африканских государств. Китай и африканские государства достаточно успешно координируют свои действия в совете ООН по правам человека для ограничения критики в свой адрес за нарушения прав человека. Высокая степень взаимодействия Китая и африканских государств наблюдается и по такой актуальной проблематике глобального значения, как противодействие изменению климата.

Интересам Китая отвечает состоявшееся в декабре 2010 г. присоединение к БРИК ЮАР как государства, зачастую формирующего общую африканскую позицию на международных форумах. Таким образом, африканский блок, эпизодически выражавший поддержку Вашингтону, с присоединением к БРИК, по всей видимости, будет поддерживать позицию стран-членов этой организации, в том числе и Китая, в противовес США и ЕС (Lyman, p.3).

Экономическое присутствие США в Африке:

АГОА, торговля и инвестиции

С конца 1990-х годов Вашингтон существенно интенсифицировал усилия по расширению своего присутствия на африканском континенте. В целях расширения американской торговли и инвестиций в тропической Африке, содействия экономическому росту и интеграции Африки в мировую экономику в мае 2000 г. Был принят закон о развитии и возможностях Африки (African Growth and Opportunity Act, АГОА), ставший важнейшим законодательным актом США, регулирующим торгово-экономические отношения с африканскими государствами.

По замыслу его создателей, АГОА должен был открыть африканским товарам достаточно широкий доступ на американский рынок. В отношении широкого перечня товаров, ввозимых в США из включенных Вашингтоном в специальный список африканских стран, был введен беспошлинный режим. Система преференций АГОА — это расширенный региональный вариант широко известной американской генеральной системы торговых преференций, введенной в США в 1976 г. С целью содействия экономическому разви-

тию ряда развивающихся и наименее развитых стран путем предоставления беспошлинного режима на экспортируемые ими в США товары. Преференциальная торговая программа агоа помимо охватываемых генеральной системой торговых преференций 4.600 товарных позиций включает еще дополнительно более 1.800 позиций. При этом если дальнейшая судьба генеральной системы торговых преференций сейчас находится под вопросом в связи отсутствием соответствующего решения американского конгресса о ее продлении, то срок действия программы агоа продлен до 30 сентября 2015 г.

Поскольку решение о включении африканских государств в программу преференций АГОА пересматривается президентом США на ежегодной основе, численность бенефициариев этой программой находится в постоянной динамике. Основанием для включения в программу АГОА служит прогресс африканских государств в следующих областях: становление рыночной экономики, правопорядка и политического плюрализма; устранение барьеров на пути американской торговли и инвестиций; защита интеллектуальной собственности; защита общепризнанных прав человека и трудящихся; борьба с коррупцией. На практике Вашингтон использует АГОА в политических целях как способ давления на государства, нарушающие права человека. Так, с января 2010 г. Вашингтон исключил из списка преференциальной программы Гвинею, Мадагаскар и Нигер как неудовлетворяющих соответствующим критериям. А с января 2011 г. Вашингтон приостановил участие в программе демократической республики Конго (ДРК) в связи с имеющимися там фактами нарушения прав человека. На февраль 2011 г. Программа преференций АГОА включала 36 из 48 государств Тропической Африки (AGOA preferences).

Десятилетний опыт применения АГОА позволяет сделать определенные выводы относительно эффективности его реализации. Так, импорт в США из стран Тропической Африки в 2010 г. Достиг порядка 65 млрд долларов, что превысило аналогичный показатель за 2000 г. почти в 3 раза, когда импорт оценивался в 23,5 млрд долл. (рис. 1) (National trade data). При этом импорт нефти и газа из Африки возрос с 16,5 до 50,7 млрд долларов, а доля нефти и газа в общем импорте увеличилась с 70,2% до 78% (Ibid.). Основная часть американского импорта из стран тропической Африки приходится на Нигерию, Анголу, ЮАР, Конго, чад и Габон, при этом половина импорта идет из Нигерии. В свою очередь, по результатам за период январь-сентябрь 2010 г. Энергоресурсы в экспорте Нигерии в США составили 97%, Анголы — 98%, Конго — 99%, чада — 99%, Габона — 92% (bi-lateral trade). Редкое исключение среди африканских стран представляет собой ЮАР, экспорт которой в США срав-

нительно разнообразен и включает минеральное сырье и металлы, транспортное оборудование, химические продукты, машинное оборудование, различные промышленные товары и энергоресурсы.

120 100 80 60 40 20

Экспорт США в Тропическую Африку

Импорт США из Тропической Африки

Внешнеторговый оборот США с Тропической

20002001200220032004200520062007200820092010Африкой

Источник: International trade administration, U.S. department of commerce // http://tse.export.gov/tse/chartdisplay.aspx

Рис. 1. Динамика торговли США со странами тропической Африки, 2000-2010 гг. (в млрд долл.)

Хотя под преференции в рамках АГОА подпадает достаточно широкий список сельскохозяйственной продукции, энергоресурсов, продуктов химической промышленности, металлов, а также обширный перечень спортивной обуви, чемоданов, сумочек, часов и посуды, однако в реальности 90% африканского экспорта по программе агоа приходится на нефть и нефтепродукты (Africa, 2011). Таким образом, на практике закон АГОА в определяющей степени способствует увеличению экспорта африканской нефти и нефтепродуктов в США, позволяя американцам получать африканскую нефть по более низким ценам. Значительного увеличения экспорта африканских промышленных товаров в США не произошло.

АГОА также содержал положения о создании форума торгово-экономического сотрудничества США со странами Африки южнее Сахары. На ежегодных встречах участников форума обсуждается широкий круг вопросов, касающихся расширения торговли и инвестиций между США и Тропической Африкой, а также применения АГОА. Уже на первом форуме, состоявшемся в Вашингтоне 29-30 октября 2001 г., Дж. Буш выдвинул ряд значимых инициатив, служащих цели стимулирования американо-африканской торговли и инвестиционной деятельности американский компаний на африканском континенте. В частности, в рамках корпорации США по частным инвестициям за рубежом был создан специальный фонд в размере 200 млн долларов, предусматривающий предоставление

114 _

ПОЯИШЭК£. 2011. Том 7. № 4

0

американским компаниям займов, поручительств и страхования политических рисков при реализации ими инвестиционных проектов в Африке. Также было объявлено о создании в Йоханнесбурге регионального офиса агентства США по торговле и развитию, в задачи которого вменялось содействие привлечению новых инвестиций в Африку.

В целях защиты американских инвестиций и создания благоприятного инвестиционного климата на африканском континенте Вашингтон заключает двусторонние соглашения о защите инвестиций. К настоящему моменту подписано пять таких соглашений со странами Тропической Африки: Камеруном, Конго, ДРК, Мозамбиком и Сенегалом. На разных стадиях переговорного процесса находятся соглашения с Руандой, Маврикием и Ганой. Помимо защиты американских инвестиций эти соглашения призваны способствовать развитию рыночных реформ и созданию условий для дальнейшего экономического роста в африканских странах.

Об эффективности значительно интенсифицировавшихся с 2000 г. усилий Вашингтона по стимулированию американских инвестиций в Африке можно судить по динамике роста объемов американских прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страны Тропической Африки (рис. 2). Так, в период с 2000 по 2009 г. ПИИ увеличились примерно в 4 раза с 7,2 до 29,2 млрд долл. (рассчитано по: U.S. direct investment abroad). Крупнейшими африканскими странами-реципиентами американских ПИИ в 2009 г. стали ЮАР, Нигерия, Маврикий, экваториальная Гвинея и Ангола (рис. 3) (рассчитано по: U.S. direct investment abroad). Следует отметить, что в основном инвестиции направляются на разработку месторождений полезных ископаемых и в нефтегазовый сектор промышленности.

млрд долл.

30

20

10

0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

-ПИИ США в страны Тропической Африки

Источник: U.S. department of commerce // http://www.bea.gov/intemational/di1usdbal.htm

Рис. 2. ПИИ США в страны Тропической Африки, 2000-2009 гг. (млрд долларов)

Страны Тропической Африки

остальные

ЮАР

Либерия

3%

Эксато? ная Гвинея

12%

Ангола

9%

Нигерия

19%

Масрикий

12%

Источник: U.S. department of commerce // http://www.bea.gov/intemational/di1usdbal.htm

Рис. 3. Пострановое распределение ПИИ США в Тропической Африке в 2009 г. (в %)

Несмотря на характерное для последнего десятилетия повышение инвестиционной активности американских компаний на африканском континенте на контрасте с американскими ПИИ в других регионах, объемы инвестиций в Тропической Африке выглядят предельно скромными. В 2009 г. На Тропическую Африку пришлось всего лишь 0,8% от 3508 млрд долларов ПИИ США во всем мире (рассчитано по: U.S. direct investment abroad).

Китай в Африке: стремительный рост объемов торговли и

инвестиций

В новом тысячелетии на африканском направлении также значительно активизировалась и политика Китая. Отражением все возрастающего интереса китайского руководства к Африке стали публикация в 2006 г. Материала «политика КНР в отношении Африки», первого подобного рода документа Пекина по африканской политике, появление в 2010 г. Белой книги о торгово-экономическом сотрудничестве Китая с Африкой, и создание в 2000 г. По инициативе Китая специального механизма стимулирования китайско-африканских связей — форума китайско-африканского сотрудничества. Этот форум стал важной платформой для многостороннего диалога, позволяющего координировать политику Китая в отношении Африки с интересами и потребностями африканских государств.

Вслед за созданием форума последовало становление соответствующих механизмов и процедур взаимодействия на разных уровнях. К настоящему моменту уже состоялось четыре раунда министерских встреч в рамках форума китайско-африканского сотруд-

116 _

ничества, каждый из которых, начиная со второго раунда, сопровождался принятием программы действий, в которой определялись приоритетные направления сотрудничества на последующие три года и конкретные цели и обязательства по их реализации.

Создание форума китайско-африканского сотрудничества и проводимые в его русле регулярные консультации по технико-экономическому сотрудничеству содействовали динамичному развитию торгово-экономических отношений между Китаем и африканскими государствами. В период с 2000 по 2009 г. Объем двусторонней торговли вырос с 10,6 млрд долларов до 91 млрд долларов (Жэньминь жибао, 2010). В 2009 г. крупнейшим торговым партнером Африки стал Китай, впервые потеснивший в этом отношении США, внешнеторговый оборот которых с Африкой составил порядка 87 млрд долларов.

Характерная черта китайско-африканской торговли — ее относительная сбалансированность. Это отличает ее от преимущественно импортоориентированной торговли США с африканскими государствами. На экспорт в Африку идет продукция легкой и химической промышленности, продукты питания. Тенденцией последнего десятилетия стало увеличение экспорта в Африку китайского механического оборудования, автомобилей и электроники. Основными статьями китайского импорта из Африки остаются нефть, природный газ, руды металлов, сталь, древесина, хлопок и др. В последнее время стремительно возрос импорт африканской сельскохозяйственной продукции.

Пекин в целях содействия расширению африканского экспорта в Китай с 2005 г. поступательно внедряет беспошлинный режим в отношении товаров из наименее развитых африканских стран. В отличие от американского аналога программы поощрения африканского экспорта, где круг африканских государств-участников программы ограничен жесткими критериями политического характера, китайская инициатива не предусматривает подобных ограничений участия африканских стран. Единственное требование Пекина — наличие официальных дипломатических отношений между Китаем и потенциальным государством-партнером.

К июлю 2010 г. нулевые таможенные пошлины были введены на более чем 4 700 наименований африканских товаров. С 2005 г. по июль 2010 г. В Китай поступила необлагаемая таможенными пошлинами африканская продукция на сумму в 1,32 млрд долларов, в том числе сельскохозяйственная продукция, текстиль, кожа, камни, металлы, деревянные изделия и пр. (Белая книга, 2010). Китайские власти обязались постепенно довести долю освобожденной от таможенных пошлин африканской продукции до 95%.

В Африке Пекин также активно реализует инвестиционную политику. На конец 2009 г. прямые накопленные инвестиции Китая в Африку насчитывали 9,33 млрд долларов и концентрировались в ЮАР, Нигерии, Судане, Замбии и ДРК. В 2009 г. китайские ПИИ в Африке достигли 1,44 млрд долларов, что составило 2,6% всех китайских ПИИ (Статистический бюллетень, 2009). В 2009 г. крупнейшими реципиентами китайских ПИИ стали ДРК, Нигерия и Замбия (рис. 4). Потоки ПИИ направлены не только в горнодобывающую отрасль (29,2%), но и в производство (22%), строительство (15,8%), финансы (13,9%) и др.

Страны Тропической Африки

Конго (ДРК)

Источник: Министерство коммерции КНР // http://hzs.mofcom.gov.cn/accessory/201009/1284339524515.pdf Рис. 4. Пострановое распределение ПИИ Китая в тропической Африке в 2009 г. (%)

В роли инвесторов в экономику африканских стран выступают крупные и средние государственные и негосударственные предприятия, а также частные предприниматели из Китая. В связи с повышенными рисками инвестирования на африканском континенте Пекин предпринимает комплексные меры по защите китайских инвестиций. Так, с 28-ю африканскими государствами подписаны двусторонние соглашения о взаимной защите капиталовложений. Китайское правительство страхует займы и кредиты, создает международные маркетинговые фонды для малых и средних предприятий. На поддержку китайских предприятий и инвестирующих в африканские страны компаний выделен 1 млрд долларов из пятимиллиардного фонда, специально созданного Пекином для покрытия рисков китайских предприятий (Васильев).

Помощь Африке из Вашингтона и Пекина

Помощь развитию Тропической Африки представляет собой значимый инструмент расширения влияния и реализации национальных интересов США и Китая в этом регионе. Американская помощь африканским странам предоставляется преимущественно в форме Официальной помощи развитию (ОПР). В 2009 г. объем американской ОПР африканским странам в рамках организации экономического сотрудничества и развития достиг 7,7 млрд долларов, что составило 16% всей ОПР, предоставляемой странами мира африканскому континенту (Development aid, 2011, p. 2). По этому показателю США существенно опережают других мировых доноров. Тропическая Африка — крупнейший регион-реципиент американской помощи с долей в 28,3% от общей ОПР США (рис. 5) (Aid statistics). Крупнейшими получателями американской ОПР в Африке в 2009 г. Стали Судан, Эфиопия, Кения и ЮАР.

Регионы (в млн долл.)

Прочие остальные;5358 Тропическая

Центральная и Северная

Азия;4540 Африка;4652

Источник: Organization for economic co-operation and development // http://www.oecd.org/dataoecd/42/ 30/44285539.gif

Рис. 5. Распределение ОПР США по регионам, среднегодовая ОПР за 2008-2009

гг. (в млн долл.)

К числу наиболее известных программ помощи США относятся «Президентский план экстренной помощи в борьбе со СПИДом» и «Вызов тысячелетия». Первая программа была инициирована президентом Дж. Бушем в 2003 г. и предполагала достаточно существенное финансирование, выделяемое на борьбу со СПИДом, туберкулезом и малярией. За период 2003-2010 гг. Американским конгрессом на реализацию этой программы были выделены ассигнования на сумму в 32,4 млрд долларов (Pepfar funding, 2011). Крупнейшим реципиентом помощи в рамках этой программы стала Тро-

_ 119

ПОЛИТЭКС. 2011. Том 7. № 4

пическая Африка как регион, наиболее подверженный таким угрозам, как СПИД, туберкулез и малярия. В июле 2008 г. в США был принят закон, который предусматривал выделение дополнительных 48 млрд долларов на период с 2009 г. по 2013 г. на реализацию этой программы и предписывал американском правительству заключить рамочные соглашения о партнерстве с соответствующими государствами с целью оптимизации усилий по борьбе с этими пандемиями. К настоящему моменту заключено 16 рамочных соглашений США со странами Тропической Африки.

В соответствии со второй инициативой в 2004 г. была создана корпорация «Вызов тысячелетия», независимое агентство США, предоставляющее безвозмездную помощь развивающимся странам мира на развитие национальной экономики и снижение уровня бедности. При этом предоставление помощи жестко увязано с ситуацией и прогрессом развивающегося государства в таких областях, как надлежащее государственное управление, инвестирование в собственное население (здравоохранение и образование) и содействие развитию предпринимательства и свободного рынка.

Предоставляемые этим агентством гранты подразделяются на два типа: а) так называемые «договорные гранты», представляющие собой крупные 5-летние гранты, выделяемые развивающимся государствам, которые удовлетворяют выделенным критериям; б) «пороговые гранты», значительно уступающие по размерам финансирования предыдущему типу, но доступные развивающимся государствам, еще не в полной мере соответствующим указанным критериям.

В рамках программы «Вызов тысячелетия» США подписали договорные гранты с Бенином, Буркина Фасо, Кабо-Верде, Ганой, Лесото, Мадагаскаром, Мали, Мозамбиком, Намибией, Сенегалом и Танзанией. Общая сумма этих грантов составляет 4,4 млрд долларов США и варьируется от 110 млн долларов (Мадагаскар) до 698 млн долларов (Танзания) (Millennium challenge). Получателями пороговых грантов стали Кения, Либерия, Малави, Нигер, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Танзания, Уганда и Замбия.

В ряду новых африканских инициатив, предложенных Б. Оба-мой в 2009 г., можно назвать рассчитанную на три года с бюджетом в 3,5 млрд долларов программу «Накорми будущее» (Feed the future) и шестилетнюю «Глобальную инициативу в области здравоохранения» (Global health initiative) с финансированием в 63 млрд долларов. Первая инициатива предполагает содействие развитию сельского хозяйства как способа повышения продовольственной безопасности и обеспечения устойчивого развития беднейших регионов мира и, в особенности, Африки. «Глобальная инициатива в

области здравоохранения» базируется на успехах «Президентского плана экстренной помощи в борьбе со СПИДом» Дж. Буша, фактически включает ее и призвана содействовать совершенствованию системы здравоохранения в странах-партнерах с упором на улучшение здоровья женщин, новорожденных и детей.

В отличие от США, как правило, увязывающих оказание помощи Африке с политическими требованиями (за исключение случаев оказания помощи сугубо гуманитарного характера), Пекин предоставляет африканским государствам гранты, займы, кредиты и экономические преимущества, не связанные предварительными условиями политического характера. Нередки случаи предоставления Китаем помощи африканским государствам и режимам, в отношении которых западные страны и США пытаются ввести режим изоляции (Судан, Зимбабве, Ангола).

Как свидетельствуют косвенные данные, масштабы помощи, предоставляемой Пекином африканским государствам, достаточно велики, однако определить ее реальные объемы достаточно сложно в силу отсутствия прозрачности в вопросе предоставления китайскими властями внешней помощи. Согласно одному из исследований, в 2007 г. объемы китайской помощи в форме грантов африканским странам достигали 625 млн долларов — 44% всей внешней помощи Китая странам мира (цит. по: lum, 2008, p. 134). Официальная информация китайского правительства подтверждает эти данные: в 2009 г. удельный вес африканских стран в помощи Китая развивающимся странам мира составил 45,7% (Белая книга, 2011).

В то же время наиболее распространенной формой китайской помощи африканским государствам выступает льготное кредитование, под которым подразумевается предоставление кредитов на максимально благоприятных для заемщика условиях — под 2-3% годовых на срок от 15 до 20 лет. В предоставлении помощи китайские власти делают особый акцент на инфраструктурных проектах. Так, на середину 2006 г. Экспортно-импортный банк Китая выделил на развитие инфраструктуры в Африке льготные кредиты на общую сумму в 12,5 млрд долларов, из них 80% было направлено Анголе, Нигерии, Мозамбику, Судану и Зимбабве (Lum, 2008, p. 135). На 4-й министерской встрече в рамках форума китайско-африканского сотрудничества китайская сторона взяла на себя обязательство выделить африканским государствам льготные кредиты в 10 млрд долларов (Speech, 2009).

Китай содействует африканским государствам в деле уменьшения их внешней задолженности. С 2000 по 2009 г. Пекин аннулировал 312 долгов 35 африканских стран на сумму 2,8 млрд долларов (Белая книга, 2010).

Достаточно значителен вклад Китая в сфере разрешения проблемы продовольственной безопасности и улучшении условий здравоохранения и медицины в африканских странах. На конец 2009 г. Китай построил в Африке 142 сельскохозяйственных объекта, открыл 14 демонстрационных центров сельскохозяйственных технологий, предоставил африканским странам большое количество товаров сельхозназначения и сельскохозяйственной техники (Белая книга, 2010). Основные усилия Китая по улучшению здравоохранения в Африке направлены на строительство больниц, направление медицинских работников, предоставление медикаментов и медицинских грузов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современном мире государства, претендующие на лидерство в региональном измерении, помимо развития политических и экономических контактов с государствами региона особое внимание уделяют налаживанию культурных связей и реализации культурных и образовательных обменов. Это способствует улучшению их политического имиджа и привлекательности распространяемых ими ценностей и политико-экономических моделей. Реализация образовательных обменных программ представляет собой одно из измерений публичной дипломатии. Оценивая масштабы и объемы финансирования этих программ, можно судить о значимости того или иного государства или региона во внешнеполитических интересах США и Китая. Так, различные американские правительственные агентства ответственны за курирование и финансирование широкого спектра обменных программ, предполагающих посещение США африканскими студентами, исследователями и специалистами для обучения, проведения исследований, преподавания, специальной подготовки или культурного обмена. Из 690923 обучавшихся в 2009/2010 гг. в США иностранных студентов 32121 студент был выходцем из Тропической Африки (Open doors, 2010). Иными словами, численность африканцев составила 4,6% от общего числа обучавшихся в США иностранных студентов.

В качестве наиболее успешной американской академической программы считается программа «Фулбрайт», находящаяся в ведении госдепартамента США. В 2008/2009 академическом году 331 грант или 7,4% от общего числа грантов на обучение в США по этой программе получили африканцы (William, p. 70). Наибольшее число грантов в этот период получили представители из ЮАР, Нигерии, Танзании, Кении, Сенегала и Уганды (Ibid., p. 71). Примерно такое же географическое распределение грантов наблюдалось и в предыдущие годы. Так, с момента существования программы «Фулбрайт» по 2008 г. наибольшее число грантов получили ЮАР, Нигерия, Кения, Гана и Танзания.

Помимо обменных программ Вашингтон развивает американо-африканское сотрудничество в сфере образования и по направлению содействия развитию высшего образования в Африке. В ведении Агентства США по международному развитию находится несколько таких программ, крупнейшая из них — «Высшее образование для развития» (Higher education for development). Призванная способствовать повышению роли высшего образования в международном развитии программа реализуется в 18 государствах Тропической Африки и служит цели установления партнерства между американскими и африканскими высшими учебными заведениями. С 2002 г. США также реализуют программу «Инициатива образования в Африке» (Africa education initiative), направленную на расширение доступа к качественному начальному образованию в 39 государствах тропической Африки путем предоставления стипендий, учебных материалов и повышения квалификации учителей.

В целях расширения культурного влияния США на африканском континенте Вашингтон также использует открытие в африканских странах американских уголков, пунктов виртуального присутствия, информационных ресурсных центров, а также возможности радиостанции «Голос Америки».

По сравнению с США численность студентов-африканцев в Китае незначительна, хотя доля африканских студентов в общей численности обучающихся в Китае студентов-иностранцев примерно соответствует аналогичному американскому показателю. Так, из 238184 иностранных студентов, обучавшихся в Китае в 2009 г., 5% составили студенты-африканцы (Статистический обзор, 2009). Из них 4824 африканца приехали в Китай для обучения по стипендиальным программам китайского правительства, что составило 26,4% от общего числа стипендий, предоставляемых китайской стороной зарубежным странам (Там же).

В последние годы наблюдается стремительный рост численности африканских студентов в Китае: в 2000 г. В Китае обучалось около 1400 студентов-африканцев, в 2005 г. — 2800, 2007 г. — 5900, 2009 г. — 11900 (Там же). Такая впечатляющая динамика была достигнута во многом благодаря увеличению количества стипендий как целенаправленной политики китайских властей. В соответствии с планом, обнародованным китайской стороной на министерской встрече в рамках Форума китайско-африканского сотрудничества в ноябре 2009 г., к 2012 г. количество правительственных стипендий будет увеличено до 5500 в год.

Достижения последних лет включают и активизацию китайско-африканского сотрудничества в области образования по таким направлениям, как высшее, профессиональное и дистанционное об_ 123

ПОЛИТЭКС. 2011. Том Г. № 4

разование. В 2000 г. Китай учредил Фонд развития человеческих ресурсов в Африке, специализирующийся на подготовке африканских кадров в различных сферах, включающих сельское хозяйство, солнечную энергетику, здравоохранение, управление, оборону, дипломатию, журналистику и пр. К июню 2010 г. Китай подготовил для Африки более 30 тыс. специалистов в более чем 20 областях (Белая книга, 2010). Китай регулярно направляет в африканские страны преподавателей для оказания помощи в развитии высшего и среднего образования. Предоставляется помощь и в целях развития начального образования. Так, на министерской встрече 2009 г. Китай обязался для африканских стран построить 50 школ китайско-африканской дружбы, подготовить 1500 директоров школ и учителей, а также в течение трех лет подготовить 20 тыс. специалистов в различных сферах.

Важной составляющей китайско-африканского сотрудничества в области образования является развитие сети институтов Конфуция в Африке. Китайские власти, активно стимулирующие изучение китайского языка и культуры за рубежом, открыли институты Конфуция в 11 странах Тропической Африки: в Бенине, Того, Судане, ЮАР (4 института), Мадагаскаре, Руанде, Кении, Камеруне, Ботсване, Нигерии (2 института) и Зимбабве.

Разные стратегии США и Китая в Африке

Внешнеполитическая задача расширения сферы влияния на африканском континенте стоит в ряду приоритетных как для американского, так и китайского руководств. В Тропической Африке оба государства преследуют схожие цели и используют одинаковые методы расширения собственного присутствия в регионе. Однако существенное отличие между США и Китаем заключается в стратегии продвижения интересов. Во взаимодействии с африканскими государствами Вашингтон делает акцент на соблюдении прав человека, становлении надлежащей системы государственного управления, усилении демократических процессов в Африке. Предоставление помощи развитию Африки, включение африканских государств в различные программы, предоставляющие преференции торгово-экономического характера, США обуславливают соответствующими политическими требованиями. Пекин, напротив, следуя прагматическому подходу, развивает отношения с любыми африканскими государствами вне зависимости от существующего там политического режима и ситуации с правами человека.

Оценивая современные масштабы присутствия США и Китая на африканском континенте, следует признать, что Вашингтону пока удается сохранять свои доминирующие позиции в этом регионе.

Однако представляется, что внешнеполитическая установка Пекина на невмешательство во внутренние дела государств в большей степени соответствует африканским условиям, чем лишенная гибкости политика Вашингтона повсеместного «насаждения» демократии. Все большую популярность среди африканских государств приобретает китайская политико-экономическая модель развития, так называемый «Пекинский консенсус» в противовес «Вашингтонскому консенсусу». Вполне резонно, в этой связи, сделать вывод о том, что реализуемая на современном этапе Вашингтоном в отношении Тропической Африки стратегия может привести к потере США своих позиций и в этом регионе.

Литература

Белая книга «Китайско-африканское торгово-экономическое сотрудничество». 2010. Декабрь // http://russian.china.org.cn/government/archive/baipishu/txt/2011-02/01/content_21857455.htm

Белая книга «Помощи Китая зарубежным странам». 2011. Апрель // http://www.scio.gov.cn/zxbd/wz/201104/t896471.htm

Васильев А. М., Фитуни Л. Л. и др. Стратегическое соперничество ведущих экономик мира за африканские ресурсы // http://www.inafran.ru/ru/content/view/142/41/

Вишневский М. Вашингтон - Пекин: новое соперничество в Африке // Азия и Африка сегодня. 2006. № 11. С. 40-45.

Жэньминь жибао он-лайн. 2010. Октябрь 11 // http://russian.people.com.cn/31521/ 7161549. html

Статистический бюллетень иностранных прямых инвестиций Китая, 2009 // http://hzs.mofcom.gov.cn/accessory/201009/1284339524515.pdf

Статистический обзор: иностранные студенты в Китае, 2009 // http://www.cafsa.org.cn/index.php?mid=6

Africa: We need a New US Trade Framework. 2011. February 23 // http://agoa.info/ index.php?view=.&story=news&subtext=1385

AGOA Preferences: Country Eligibility // http://web.ita.doc.gov/tacgi/eamain.nsf/ d511529a12d016de852573930057380b/8a3cec919226ed0f852573940048b050?0penDocument

Aid Statistics, Donor Aid Charts: U.S. 2008-2009 // http://www.oecd.org/dataoecd/42/ 30/44285539.gif

Bi-lateral Trade Overview // http://agoa.info/index.php?view=country_info&country=ng Development Aid at a Glance. Statistics by region: Africa. 2011 Edition. P. 2 // http://www.oecd.org/dataoecd/40/27/42139250.pdf

Lum Th. Comparing Global Influence: China's and U.S. Diplomacy, Foreign Aid, Trade, and Investment in Developing World. 2008. August 15. P. 134 // http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL34620.pdf

Lyman P. China and US in Africa: A Strategic Competition or an Opportunity for Cooperation? // http://www.cfr.org/content/thinktank/ChinaandUS_Africa.pdf

Millennium Challenge Corporation, Countries and Country Tools // http://www.mcc. gov/pages/countries

National Trade Data // http://tse.export.gov/TSE/ChartDisplay.aspx Open Doors 2010. Regional Fact Sheet: Sub Saharan Africa, International Students in the U.S. // http://www.iie.org/en/Research-and-Publications/Open-Doors/Data/Fact-Sheets-by-Region

PEPFAR Funding: Investments that Save Lives and Promote Security. 2011. February // http://www.pepfar.gov/documents/organization/80161.pdf

Speech by H. E. Wen Jiabao at the Opening Ceremony of the 4th Ministerial Conference of the Forum on China-Africa Cooperation. 2009. November 10 // http://www.fmprc.gov.cn/zflt/eng/dsjbzjhy/zyjh/t627391.htm

U.S. Direct Investment Abroad: Balance of Payments and Direct Investment Position Data. Annual Data. Country Detail // http://www.bea.gov/international/di1usdbal.htm

Vines A. Thirst for African Oil // http://www2.lse.ac.uk/IDEAS/publications/ re-ports/pdf/SU004/vines.pdf

William J. Fulbright Annual Report. 2008-2009. P. 70 // http://fulbright.state.gov/ up-loads/ce/34/ce34fcd6b62b90e41d83d2b77ba1040d/2008-2009-Fulbright-Annual-Report.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.