Научная статья на тему 'Конкурентная позиция производителей ювелирных изделий с бриллиантами республики Саха (Якутия)'

Конкурентная позиция производителей ювелирных изделий с бриллиантами республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1099
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ / ПРОИЗВОДСТВО ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ / JEWELRY / БРИЛЛИАНТЫ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / PRICE FORMATION / ПРОИЗВОДИТЕЛИ / PRODUCERS / КОНКУРЕНТЫ / COMPETITORS / DIAMOND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сибилева Е.В., Конторусова С.С., Леджинова Н.С.

В Якутии в результате многолетней работы по поддержке гранильного и ювелирного производств появились устойчивые региональные бренды, известные по всей России. Основным фактором, сдерживающим рост производства бриллиантов в Якутии и ставящим российских производителей бриллиантов в неравные условия с их зарубежными коллегами, является несовершенство законов и подзаконных актов в области оборота драгоценных камней. Работа по либерализации рынка алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) началась в 2009 году по предложению Республики Саха (Якутия). Для эффективного развития и выхода на зарубежный рынок производителей ювелирного рынка РС(Я), необходимо провести ряд мероприятий: улучшить рекламную деятельность, используя новые методы; расширить ассортиментную политику; создать новый бренд, характеризующий производителей и символизирующий качество товара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive position of diamond jewelry producers in the Republic of Sakha (Yakutia) (Russia, Yakutsk)

Stable regional jewelry brands, well known throughout Russia, have been formed in Yakutia in the course of a long history of support rendered to cutting and jewelry production industry. However, imperfect laws and regulation in the sphere of gemstone turnover deter the development of jewelry industry in Yakutia and discriminate Russia producers on the international jewelry market. Liberalization of the Russian diamond market started in 2009, initiated by the Republic of Sakha (Yakutia). Effective development of the jewelry market and participation in the international market requires implementation of a range of measures, such as: improvement of advertising with the use of new methods; expand the assortment politics; create a new brand to symbolize product quality, etc

Текст научной работы на тему «Конкурентная позиция производителей ювелирных изделий с бриллиантами республики Саха (Якутия)»

2. Территориальный орган Федеральной государственной статистики по Республике Саха (Якутия) [Электронный ресурс] // http://sakha.gks.ru/ (дата обращения: 15.05.2017).

3. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2014 года, № 719-р «Об утверждении плана мероприятий «Дорожной карты» по повышению эффективности лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)». Информационный портал органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) — http://www.sakha.gov.ru (дата обращения: 16.05.2017).

4. Госпрограмма РС(Я) «Развитие лесного хозяйства на 2012-2016 годы», утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2011 года № 947. Информационный портал органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) — http://www.sakha.gov.ru (дата обращения: 12.05.2017).

5. Егоров Н.Е. Формирование инновационно-промышленных кластеров в Республике Саха (Якутия) / [Егоров Н.Е. [и др]. отв. ред. Е.Г. Егоров]; М-во образ-я и науки РФ. ФГНУ ИРЭС. — Якутск: Ид-во ЯНЦ СО РАН, 2009. — 176 с.

6. Николаева И.В. Формирование и оптимизация кластерной организации экономики Республики Саха (Якутия) (на основе разработки балансовых таблиц) / И.В. Николаева, Р.Р. Ноговицын; (отв. ред. Н.В. Бекетов). — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — 178 с.

конкурентная позиция производителей ювелирных изделий

с бриллиантами республики (саха) якутия

Е.В. Сибилева,

доцент кафедры экономики и управления производством Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

кандидат экономических наук esibileva@mail.ru

С.С. Конторусова,

доцент кафедры экономики и управления производством Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова»(г. Якутск),

кандидат экономических наук lanavalin@mail.ru

Н.С. Леджинова,

начальник управления экономики и финансов, Арктического государственного института культуры и искусств (г. Якутск),

кандидат экономических наук ledna2003@mail.ru

В Якутии в результате многолетней работы по поддержке гранильного и ювелирного производств появились устойчивые региональные бренды, известные по всей России. Основным фактором, сдерживающим рост производства бриллиантов в Якутии и ставящим российских производителей бриллиантов в неравные условия с их зарубежными коллегами, является несовершенство законов и подзаконных актов в области оборота драгоценных камней. Работа по либерализации рынка алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) началась в 2009 году по предложению Республики Саха (Якутия).

Для эффективного развития и выхода на зарубежный рынок производителей ювелирного рынка РС(Я), необходимо провести ряд мероприятий: улучшить рекламную деятельность, используя новые методы; расширить ассортиментную политику; создать новый бренд, характеризующий производителей и символизирующий качество товара.

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), ювелирные украшения, бриллианты, ценообразование, производители, конкуренты, производство ювелирных изделий

УДК 339.137.22 ББК 65.291.3

Большая часть произведенных в России бриллиантов экспортируется, это обусловлено отсутствием в России развитой ювелирной отрасли международного уровня, отсутствием мастеров международного класса и признанной дизайнерской школой. Если бы в России сформировалась конкурентная ювелирная промышленность, способная работать с бриллиантами, драгоценными и полудрагоценными камнями и металлами на мировом уровне, то возможно произошло бы перераспределение потоков алмазов и бриллиантов на мировом рынке. В настоящее время мировым лидером по ювелирному дизайну является Италия, доля России в мировом производстве ювелирных изделий составляет 4%.

В России на долю ювелирных украшений с бриллиантами приходится около 50% рынка в денежном выражении (объем производства ювелирных изделий составил 2,3 млрд долл. США), согласно маркетинговым исследованиям около 75% спроса приходится на ювелирные изделия стоимостью до 10 000 рублей. Остальные 50% спроса приходятся на импортную продукцию, прежде всего из Турции и Китая.

Республика Саха (Якутия) занимает в России лидирующие позиции, обеспечивая, в частности: 100% добычи сурьмы; 98% алмазов; 40% олова; 15% золота; 24% производства бриллиантов. Началом истории добычи алмазов в Якутии можно счи-

тать сороковые годы XIX столетия. Уже к концу 1955 года было открыто 15 коренных месторождений алмазов.

В России крупнейшим поставщиком алмазов является АК «АЛРОСА», созданная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об образовании акционерной компании «Алмазы России — Саха» от 19 февраля 1992 г. № 158С. В 1996 г. основана Единая Сбытовая Организация (ЕСО) АК «АЛРОСА». АЛРОСА — российская группа алмазодобывающих компаний, занимающая первое место в мире по добыче алмазного сырья и обладающая крупнейшими на планете запасами алмазов. Всего АЛРОСА разрабатывает 22 месторождения. В производственную базу входит 9 коренных и 13 россыпных месторождений. На территории Республики Саха (Якутия) действуют четыре горно-обогатительных комбината (ГОК) — Мирнинский, Айхальский, Удачинский, Нюрбинский.

Создание гранильной промышленности в республике дало толчок к интенсивному развитию ювелирного производства. В 1995 году специальным постановлением правительства Якутии акционерная компания «Золото Якутии» определена головным предприятием по развитию ювелирной отрасли региона.

Крупнейший производитель бриллиантов в Республике Саха (Якутия) — ООО НПК «ЭПЛ Даймонд», полностью перешло

на огранку алмазного сырья в бриллианты для нужд и развития собственного ювелирного производства.

Якутские алмазогранильные предприятия — ООО НПК «ЭПЛ Даймонд», ООО «Якутская алмазная компания» и ООО «ЧоронДаймонд» — являются членами международных алмазных бирж в Израиле и Антверпене и по оценке Министерства промышленности и торговли являются лучшими экспортерами России.

Лидером по производству бриллиантов является ООО «Якутская алмазная компания» (57,2 млн долл. США), что обусловлено развитием системы сбыта. В 2012 году Якутская алмазная компания открыла офис по реализации бриллиантов в Гонконге, 2 ювелирных салона в г. Москве.

Улучшили производственные показатели ОАО «Саха Даймонд» и ООО «ДДК». Причин роста объемов производства несколько. Это и техническое перевооружение предприятий, и смена менеджмента, и наличие высококвалифицированных постоянных рабочих кадров, и развитая система сбыта.

Доля производства бриллиантов возросла в 2015 году: в ООО «Якутская алмазная компания» с 23 до 36%, в ООО «ДДК» — с 8 до 15%, в ОАО «Саха Даймонд» — с 0,8 до 5%, что в первую очередь связано с увеличением объемов приобретаемого алмазного сырья и успешной реализацией произведенных бриллиантов.

Основным фактором, сдерживающим рост производства бриллиантов в Якутии и ставящим российских производителей бриллиантов в неравные условия с их зарубежными коллегами, является несовершенство законов и подзаконных актов в области оборота драгоценных камней, которые не позволяют российским производителям бриллиантов использовать мировую практику и традиции в торговле и обработке драгоценных камней. Работа по либерализации рынка алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) началась в 2009 году по предложению Республики Саха (Якутия).

В настоящее время на территории республики работает ряд крупных гранильных заводов, а также ювелирные компании: ОАО АК «Золото Якутии»; ООО «Стандарт» (Сахаювелир); ООО «ЭПЛ Ювелир»; ООО «Драгоценности Якутии»; ООО ЮК «Звезда Якутии»; ООО «Саха Таас». Успешно развиваются: ИП Тимофеев А.П. «Саха Дизайн»; ИП Егоров ЮФ «Уран Саха»; ИП Эверстов Г.Е. «АйарУус»; ИП Заболоцкая М.И. «ОЬ|уор-Утум»; ИП Осипов В.В. «Симэх»; Осипов И.В. «Дарина».

В Якутии в результате многолетней работы по поддержке гранильного и ювелирного производств появились устойчивые региональные бренды, известные по всей России, такие как «якутские бриллианты» и «ювелиры Якутии». Развитие пред-

приятий происходит стихийно, в конкурентной жесткой борьбе за выживание.

В 2014 году в алмазогранильной отрасли производственную деятельность осуществляли 10 алмазогранильных заводов и 1 индивидуальный предприниматель:

• ООО «Якутская алмазная компания» (доля в совокупном производстве — 41%); ООО «ДДК» (31%); ОАО «Саха Даймонд» (9%); ООО НПК «ЭПЛ Даймонд» (9%); ООО «Туналгы» (5%); Цех огранки ГУП «Комдрагметалл РС(Я)» (4%); ООО «ЧоронДаймонд» (0,4%); ООО «Кристалл-99» (0,2%); ИП Марков Л.В. (0,2%); ООО «Григори» (0,1%); ООО «Кимберлит» (0,1%).

По данным НП «Гильдия производителей бриллиантов и ювелирных изделий Республики Саха (Якутия)», предприятия Якутии по итогам 2014 года произвели бриллиантов на сумму 164 млн долл., реализовали — на 214 млн долл. Ранее сообщалось, что в 2013 году объем производства составлял 143,3 млрд долл., реализации — 224 млн долл. Таким образом, в денежном выражении выпуск бриллиантов вырос на 14,5%, продажи сократились на 4,5% [9].

Все предприятия увеличили объемы производства, кроме ГУП «Комдрагметалл РС(Я)», ООО «Кристалл-99». Простаивают заводы: ОАО «Нюрбинский ювелирно-гранильный завод»; ООО «Покровский гранильный завод» (в их отношении начата процедура банкротства (наблюдение)). ГУП «Комдрагметалл РС(Я)» изготовленные бриллианты направляет на потребности собственного ювелирного производства, обрабатывает мелкие алмазы, востребованные в ювелирных изделиях. Следовательно, в стоимостном выражении динамика производства отрицательная, по каратам за 2015 год наблюдается рост на 1%. ООО «Кристалл-99» снизило производственные показатели на 90% в связи с отсутствием собственных оборотных средств на приобретение алмазов.

Лидером по производству бриллиантов является ООО «Якутская алмазная компания» (произведено в 2014 году бриллиантов на 61 млн долл. США), рост объема производства составил 7%). ООО НПК «ЭПЛ Даймонд» значительно сократило реализацию бриллиантов (в 5,3 раза) в связи с переориентацией с оптовой торговли на удовлетворение нужд собственного ювелирного производства.

Улучшили производственные показатели ОАО «Саха Даймонд» с ростом объемов производства в 2015 году в 2,1 раза, ООО «ДДК» — на 42%. Положительной динамике развития производства благоприятствует наличие оборотных средств на приобретение алмазного сырья, техническое перевооружение, наличие высококвалифицированных рабочих кадров и развитие системы сбыта. Увеличение реализации показал ООО «Чо-

45% 41%' 40% 35% 30% ¿5% 20% 15% 10% 5% 0%

70

9% 9%

5% 4%

| | | | 0,40% 0,20% 0,20%' 0,10%' 0,10%

^ У ,

# >

/ У

у У3" „у </ #

л/ #

0 о

о° ^

^ # о0

^ /

сГ

/ о°° ° ^ о

Рис. 1. Производственная деятельность алмазогранильных заводов РС(Я) за 2014 г. (в %)

Другие

Рис. 2. Производственная деятельность ювелирных предприятий РС(Я) за 2014 г. (в %)

ронДаймонд» — на 56% в 2015 году по сравнению с 2013 годом, восстановив свое клиентство в АК «АЛРОСА» ОАО.

Прибыль в целом по отрасли получена за счет компаний, осуществляющих не только огранку бриллиантов, но и имеющих собственное ювелирное производство, это — ООО «Чорон-Даймонд» и ООО «Якутская алмазная компания».

Большая часть бриллиантов, произведенных в 2015 году реализована: на экспорт в Бельгию, Израиль, Японию и Китай (60%); на внутреннем рынке РФ (20%); внутри республики (20%).

В 2014 году производственную деятельность в ювелирной отрасли осуществляли 12 предприятий и 22 индивидуальных предпринимателя: ООО «Якутская алмазная компания» (доля рынка — 37%); ООО «ЭПЛ Ювелир» (11%); ООО «Драгоценности Якутии» (18%); ОАО «Золото Якутии» (4%); ООО «Саха Таас-Якутск»; ООО «Киэргэ»; ООО «Стандарт»; ООО ЮК «Звезда Якутии»; ООО «Саха Таас»; ООО Саха Стиль»; ГБПОУ РС(Я) СТК; ООО «Мамонт ВГ».

По итогам 2013 года в республике было произведено ювелирных изделий на 1,72 млрд руб., что на 18% больше аналогичного периода прошлого года. За 9 месяцев 2014 года производство ювелирной продукции составило 652,8 млн руб., что на 44% ниже соответствующего периода 2013 года. Производственный план за январь-сентябрь выполнен на 59% [10].

Наибольший объем ювелирных изделий произведен ООО «ЭПЛ Ювелир» (44%, условно готовые изделия в пересчете с полуфабрикатов), ООО «Якутская алмазная компания» (22%), ОАО «Золото Якутии» (5%). В 2015 году ювелирными предприятиями реализовано продукции на 1,9 млрд руб., что на 36% больше 2014 года. Рост обусловлен повышением спроса на ювелирные изделия внутри страны и увеличением использования бриллиантов в ювелирных изделиях, что дает значительную добавленную стоимость в готовой продукции.

По данным министра промышленности и геологии Якутии А. Панова, в 2016 году производственную деятельность на территории республики осуществляли 10 алмазогранильных и 38 ювелирных предприятий всех форм собственности. В своем выступлении он отметил, что: «Произведено бриллиантов на 66 млн 640 тыс. долл. США. По сравнению с 2015 годом объём снизился почти на 35%. По итогам 2016 года бриллиантов на внутреннем рынке было реализовано на сумму 6 млн 260 тыс. долл. США, что составляет около 10%, на российском рынке — на 4 млн 90 тыс. долларов США (6%) и 84% составляет экспорт». Сегодня в Якутии, по данным Сахастата, работает 233 огранщика. Загруженность производственных станочных мощностей предприятий республики составляет не более 46%. В ювелирной отрасли занято 426 человек, загруженность составляет 87%. Ювелирных изделий в 2016 году в Якутии было произведено на 1 млрд 237 млн 700 тыс. рублей, что составляет 95,2% от установленного планового задания [11].

Ювелиры Якутии реализуют свою продукцию на розничный и оптовый рынки. В розницу реализация осуществляется через собственные ювелирные сети, расположенные в центральной части России. Большая часть изделий (51%) продается в Москве

и Московской области, 9% — в Нижегородской области, 8% — в г. Санкт-Петербурге, также реализация осуществляется в Казахстане (3,11%). Наибольшим количеством ювелирных салонов располагает «ЭПЛ Даймонд» (30 салонов), активно расширяет сеть «Якутская алмазная компания»(20 салонов).

Конкурентами производителей изделий с бриллиантами РС(Я) на ювелирном рынке республики являются отечественные производители, которые охватывают в основном сегмент массового потребителя, т.е. продают бриллианты и ювелирные изделия с бриллиантами, доступные массовому потребителю. Слабая сторона этих компаний — реклама, отсутствие раскрученных брендов, недостаточные возможности для удовлетворения спроса граждан. Цели конкурентов — выстроить вертикально интегрированную структуру от огранки бриллиантов и изготовления ювелирных изделий до сбыта произведенной продукции через свои ювелирные салоны.

Компании, специализирующиеся на производстве и продаже ювелирных изделий с бриллиантами на рынке РС(Я):

• Зарубежные производители (Китай, Гонконг,Дания) — 4 торговые точки;

• Отечественные производители — 5 торговых точек;

• Производители РС(Я) — 25 торговых точек.

Конкурентов-производителей ювелирных изделий с бриллиантами можно разделить на две категории. Первая — это производители Индии, Китая и Южной Африки, которые отличаются невысоким качеством используемого сырья мелких весовых групп, низкими производственными затратами и заработной платой рабочих, огранкой низкого качества. Вторая категория конкурентов — это предприятия России независимо от форм собственности. Они различаются по величине, по специализации (разные заводы работают на алмазном сырье различных весовых групп), по надежности связей среди источников получения алмазного сырья и по наличию партнеров на рынке сбыта готовой продукции.

Таблица 1

Сравнение цен* на ювелирные изделия в точках продаж г. Якутска зарубежных производителей и производителей РС(Я) (в рублях)

Наименование ювелирного изделия Зарубежные производители Производители РС(Я)

SUNLIGHT (Китай, Гонконг) PANDORA (Дания, Глоструп) ЭПЛ «Даймонд» YDC Драгоценности Якутии

Серьги 4440 4950 5300 30088 6593

Кольца 3333 3350 5090 14572 7420

Подвески 2990 8350 2790 9355 7361

* минимальная цена на ювелирное украшение в точках продаж.

В результате сравнения, самая низкая цена предлагается на ювелирные изделия от компаний SUNLIGHT и PANDORA. Ювелирные изделия зарубежного производства -SUNLIGHT (Китай) распространены на рынке РС(Я), так как они имеют до-

1 6 1

ступную цену. Основные производители ювелирных изделий РС(Я) по сравнению с зарубежными компаниями имеют более высокие цены, в связи с чем, некоторые покупатели отдают предпочтение и останавливают свой выбор на изделиях зарубежных производителей.

Конкурентными характеристиками производителей ювелирных изделий с бриллиантами можно считать следующие:

1) широкий ассортимент ювелирных украшений;

2) высокое качество изделий;

3) конкурентные цены;

4) высококвалифицированные специалисты;

5) новейшие технологии производства;

6) разработка новых товаров;

7) возможность выполнения заказов;

8) наличие точек розничной торговли;

9) аккуратное исполнение заказов покупателей;

10) привлекательный дизайн;

11) благоприятный имидж компании.

Самым главным конкурентным преимуществом производителей ювелирного рынка РС(Я) является локальная доступность алмазного сырья. На уровень конкуренции ювелирного рынка также влияют регулирующие законодательные органы. Недостатком в функционировании ювелирного рынка является чрезмерный контроль со стороны государственных регламентирующих структур (пробирная инспекция РФ, налоговые службы и др.), которые могут частично или полностью парализовать финансово-хозяйственную деятельность предприятий.

Подводя итоги оценки конкурентных преимуществ, следует отметить, что в данной таблице отражены сильные и слабые стороны производителей ювелирных изделий с бриллиантами РС(Я). В результате чего выяснилось, что производители ювелирных изделий РС(Я) по сравнению с зарубежными конкурентами имеют низкие показатели по КФУ (6,95). Самым конкурентоспособным производителем ювелирных изделий является Индия, так как имеет самый высокий взвешенный рейтинг силы (8,5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производители Африки характеризуются высокими показателями по качеству товара, имиджу, ассортименту. Недостатками являются показатели дизайна, ценовой политики и наличия точек розничной торговли. Взвешенный рейтинг силы (8,475).

Распределение КФУ производителей РС(Я) по показателям силы и слабости выглядит следующим образом:

Факторы силы

• Качество товара

• Имидж

• Производственные мощности

Таблица 2

Сравнительная оценка ключевых факторов успеха производителей рС(Я) с зарубежными лидерами производства ювелирных изделий с бриллиантами*

КФУ (ключевые факторы успеха) вес Производители рс(я) Про-изво-дители Индии Производители Африки Про-изво-дители Китая

Качество товара 0,25 9(2,25) 7(1,75) 9(2,25) 7(1,75)

Имидж 0,1 9(0,9) 10(1) 10(1) 9(0,9)

Дизайн 0,1 6(0,6) 8(0,8) 7(0,7) 7(0,7)

Ассортимент 0,025 7(0,175) 10(0,25) 10(0,25) 10(0,25)

Производственные мощности 0,25 8(2) 9(2,25) 9(2,25) 9(2,25)

Маркетинг/распределение 0,1 5(0,5) 10(1) 8(0,8) 10(1)

Высококвалифицированные специалисты 0,05 6(0,30) 7(0,35) 9(0,45) 7(0,35)

Наличие точек розничной торговли 0,025 5(0,125) 8(0,2) 7(0,175) 9(0,225)

Ценовая политика 0,1 6(0,6) 8(0,8) 6(0,6) 9(0,9)

Взвешенный рейтинг силы 1 6,95 8,5 8,475 8,425

*по оценке 2016 года (в качестве эксперта выступал начальник управления реализации ГУП «Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням РС(Я)»)

Факторы слабости

• Дизайн

• Ассортимент

• Маркетинг/распределение

• Высококвалифицированные специалисты

• Наличие точек розничной торговли

• Ценовая политика

• Взвешенный рейтинг силы

Таким образом, производителям ювелирных изделий с бриллиантами РС(Я) необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях работы: развивать производственные мощности, готовить специалистов, изучать ценовую политику, улучшать дизайн, расширять точки розничной торговли, разрабатывать новый ассортимент и маркетинг в распределении товара.

Таблица 3

SWOT-анализ

Положительные факторы негативные факторы

Сильные стороны (внутренний потенциал) Слабые стороны (внутренние недостатки)

Внутренняя среда 1) высокая известность торговой марки в РС(Я) 2) онлайн продажа ювелирных изделий через интернет 3) высокая квалификация персонала 4) сертифицированные бриллианты, отшлифованные по мировым стандартам 5) большой выбор камней разнообразной огранки и фантазийных цветов 6) разработка и изготовление изделий по индивидуальным заказам 7) широкий ценовой диапазон 8) имеется система скидок, бонусы, накопительные карты, индивидуальные цены 9) сеть специализированных салонов по России 10) прибыльность продаж 1) недостаточно богатый и продуманный ассортимент выпускаемой продукции мужской коллекции и т.д. 2) технические ограничения по производству выпускаемой продукции 3) высокий уровень цен 4) не ведется исследование предпочтений покупателей 5) ограниченный размерный ряд 6) отдаленность региона от центральной России 7) продажа ювелирных изделий во многом зависит от цикличности товара

Потенциальные возможности Имеющиеся угрозы

Внешняя среда 1) рост числа клиентов-любителей ювелирных изделий с бриллиантами РС(Я) 2) расширение и развитие ювелирного рынка РС(Я) 3) уход с рынка компаний-конкурентов в связи с финансовым кризисом и нестабильной экономической ситуацией 4) использование новых рекламных технологий 5) освоение нового зарубежного рынка 6) экспорт ювелирных изделий под собственными брендами из РФ на зарубежный рынок 1) возможность появления новых сильных конкурентов 2) замедление роста рынка 3) падение спроса на ювелирные изделия с бриллиантами 4) неблагоприятные демографические изменения 5) усиление позиций компаний-конкурентов 6) снижение объемов продажи ввиду изменения предпочтений и вкусов клиента 7) неблагоприятная экономическая ситуация в стране

Таблица 4

Матрица SWOT-анализа

возможности Угрозы

1) рост числа клиентов-любителей ювелирных изделий с бриллиантами РС(Я) 2) расширение и развитие ювелирного рынка РС(Я) 3) уход с рынка компаний-конкурентов в связи с финансовым кризисом и нестабильной экономической ситуацией 4) использование новых рекламных технологий 5) освоение нового зарубежного рынка 6) экспорт ювелирных изделий под собственными брендами из РФ на зарубежный рынок 1) возможность появления новых сильных конкурентов 2) замедление роста рынка 3) падение спроса на ювелирные изделия с бриллиантами 4) неблагоприятные демографические изменения 5) усиление позиций компаний-конкурентов 6) снижение объемов продаж ввиду изменения предпочтений и вкусов клиента 7) неблагоприятная экономическая ситуация в стране

Сильные стороны направления Задачи

1) высокая известность торговой марки в РС(Я) 2) онлайн продажа ювелирных изделий через интернет 3) высокая квалификация персонала 4) сертифицированные бриллианты, отшлифованные по мировым стандартам 5) большой выбор камней разнообразной огранки и фантазийных цветов 6) разработка и изготовление изделий по индивидуальным заказам 7) широкий ценовой диапазон 8) имеется система скидок, бонусы, накопительные карты, индивидуальные цены 9) сеть специализированных салонов по России 10) прибыльность продаж • расширение ассортимента • увеличение точек розничной торговли • совершенствование конкурентной стратегии • захват нового рынка • улучшение рекламной деятельности • выход на новые зарубежные рынки • постоянное подтверждение качества товара • усиление позиции на ювелирном рынке производителей РС(Я) • использование новых технологий рекламы • создание нового бренда

Слабые стороны Проблемы опасности

1) недостаточно богатый и продуманный ассортимент выпускаемой продукции мужской коллекции и т.д. 2) технические ограничения по производству выпускаемой продукции 3) высокий уровень цен 4) не ведется исследование предпочтений покупателей 5) ограниченный размерный ряд 6) отдаленность региона от центральной России 7) продажа ювелирных изделий во многом зависит от цикличности товара • слабая рекламная деятельность • ассортиментная политика • высокая стоимость ювелирных изделий с бриллиантами • местонахождение • неизвестность бренда в других странах • снижение прибыли • изменение предпочтений покупателей • сильные компании-конкуренты • замедление роста рынка

На основе метода ситуационного анализа были определены направления воздействия на усиление конкурентоспособности производителей РС(Я). Данный анализ используется не только для оценки конкурентоспособности, но и для выбора стратегии развития.

Установленные в ходе анализа сильные и слабые стороны производителей ювелирных изделий с бриллиантами РС(Я) (табл. 2), дают возможность определить параметры развития.

На основе матрицы SWOT-анализа (табл.4) были обозначены проблемы и опасности, стоящие перед производителями ювелирных изделий с бриллиантами РС(Я). Эти проблемы обусловлены имеющимися положительными и отрицательными факторами внутри ювелирного рынка, а также имеющимися внешними угрозами и возможностями.

Таким образом, для эффективного развития и выхода на зарубежный рынок производителей ювелирного рынка РС(Я), необходимо провести ряд мероприятий:

1. Улучшить рекламную деятельность, используя новые методы;

2. Расширить ассортиментную политику;

3. Создать новый бренд, характеризующий производителей и символизирующий качество товара.

Создание привлекательного имиджа производителей ювелирных изделий с бриллиантами Республики Саха (Якутия), формирование спроса и управление им является совместной работой, как органов исполнительной власти республики, так и торговых и производящих предприятий. При наличии благоприятного экономического фона — низкого уровня инфляции, роста благосостояния населения, поддержки ювелирной отрасли на государственном уровне, есть все основания полагать, что ювелирная отрасль промышленности займет достойное место в экономике республики и позволит улучшить конкурентные позиции производителей ювелирных изделий с бриллиантами.

литература

1. Гумеров Ф.Ф. Соблюдение правил на ювелирном рынке всеми — необходимое условие выживания каждого [Электронный ресурс]. Интернет-портал Ювелир.^О — Режим доступа: http://uvelir.info/articles/soblyudenie_pravil_na_yuvelirnom_rynke_vsemi_ _neobhodimoe_uslovie_vyzhivanija_kazhdogo__Н_дитюгс^/ (дата обращения: 24.06.2016).

2. Информационный портал «Adload.ru». [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://adload.ru/page/con_17.htm# (дата обращения: 05.05.2016).

3. ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», Сетевое издание NEDRADV (Недра ДВ). [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://nedradv.ru (дата обращения: 25.12.2016).

4. Официальный сайт Алмазной палаты России. [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.diamond-chamber.ru (дата обращения: 20.02.2017)

5. Официальный сайт Государственного хранилища РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gokhran.ru (дата обращения: 20.02.2017).

6. Официальный сайт международной организации «Кимберлийский процесс». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kimberleyprocess.com (дата обращения: 20.02.2017).

7. Официальный сайт розничной сети АО «ПанКлуб» компании PANDORA [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. pandora.net/ru-ru/gifts/giftfinder/male/by/sort-by/r (дата обращения: 07.03.2016).

8. Официальный сайт ювелирного интернет магазина компании SUNLIGHT. [Электронный ресурс] — Режим доступа: Sunlight. net (дата обращения: 07.03.2016).

9. Сайт «ПРАЙМ ЗОЛОТО» — «Вестник золотопромышленника» [Электронный ресурс] — Режим доступаМрУ/доМ^рптю.ш/ companies/russian/show.asp?id=34694&companyID=387 (дата обращения: 15.12.2015).

10. Сайт «БезФормата.ги». Итоги алмазогранильной и ювелирной отраслей Якутии. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://yakutsk.bezformata.ru/listnews/i-yuvelimoj-otraslej-yakutii/25983845/ (дата обращения: 15.12.2015).

11. Сайт «Якутия.Инфо». В Якутии будет создан проект стратегии алмазообрабатывающей отрасли до 2030 года [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://yakutia.info/article/179245 (дата обращения: 13.04.2017).

эколого-экономическая оценка введения международного углеродного налога для промышленных предприятий якутии

т.в. Сивцева,

зав. лабораторией теплотехнических и гидравлических процессов в автотранспорте кафедры эксплуатации автомобильного транспорта и автосервиса Автодорожного факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)

sivtseva-t@mail.ru

р.р. Иоговицын,

профессор кафедры менеджмента в горно-геологической отрасли Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова»(г. Якутск),

доктор экономических наук nogovitsyn50@mail.ru

А.Р. Романов,

соискатель кафедры менеджмента в горно-геологической отрасли Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова»(г. Якутск)

romand62@mail.ru

В статье отражена значимость поглощения диоксида углерода (СО2) лесным массивом Якутии для учета при формировании углеродного налога за негативные воздействия на окружающую среду промышленных предприятий в целях пополнения бюджета различных уровней (федерального, регионального, муниципального) и способствующего обеспечению устойчивого развития региона Российской Федерации в рамках реализации международного Парижского Соглашения.

Ключевые слова: углеродный налог, парниковые газы, климатические фонды, ответственность и полномочия в охране окружающей среды, Республика Саха (Якутия).

УДК 504.75.05 ББК 65.5

Оглашенное в ночь на 2 июня 2017 года решение о выходе США — второго глобального эмиттера парниковых газов из Парижского климатического соглашения, по которому 195 стран дали согласие на условие не допустить повышения средней температуры на планете к 2100 году более чем на два градуса по Цельсию по сравнению с доиндустриальной эпохой, вновь обратил внимание мирового сообщества к проблемам борьбы с изменением климата в мире, в частности к экономической оценке этой борьбы.

Поясняя свое решение, Президент США Дональд Трамп отметил: условия, на которых США приняли на себя обязательства в рамках Парижского соглашении, были крайне невыгодны для американской экономики. Тем самым подтверждается, что направление борьбы против выбросов парниковых газов имеет экономический подтекст.

В настоящее время, развитые страны стремятся к развитию «безуглеродной» энергетики для ограничения импорта энергетических ресурсов.

Парижское соглашение было ратифицировано Россией 22 апреля 2016 года. Оно соответствует основным принципам Климатической доктрины РФ, предполагающей реализацию единой государственной политики России в отношении изменений климата. В рамках ратифицированного соглашения Россия взяла на себя три основных обязательства: сократить объем выбросов к 2020 году до 75% от уровня 1990 г. и к 2030 году — до 70%; совместно с другими странами удерживать темпы прироста температуры на не более 2% и оказывать содействие развивающимся странам в обеспечении технологиями [1].

Национальная модель углеродного регулирования должна быть выработана к июню 2018 года, когда согласно скорректированному плану будет представлена концепция проекта федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов» [2]. К слову, до настоящего времени российское законодательство не имеет определения парниковых газов, они не несут прямой угрозы здоровью, поэтому не относятся к веществам, эмиссия которых подлежит регулированию по Федеральному закону №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 2002 года [3].

Основным механизмом реализации принятых обязательств является введение в РФ «углеродного налога» — платы за выбросы диоксида углерода, которая будет отчисляться в специальный климатический фонд.

Углеродный налог, представляющий собой платежи за выбросы парниковых газов, является составной частью быстро растущей мировой «зеленой» финансовой системы (green finance). Уровень углеродного налога зависит от нормативно заданной государством цены на углерод, только после этого регионы РФ рассчитывают свои примерные объемы выбросов. По состоянию на апрель 2015 г. объем их сбора оценивался в 14 млрд долл. [4]. В настоящее время углеродный налог введен в Австралии (23 австралийских доллара за 1 т в эквиваленте С02), Европейский союз (30 евро за 1 т в эквиваленте С02) и др.

Эксперты считают, что отрасли промышленности со значительными удельными выбросами подпадают под радикальные меры в рамках Парижского соглашения. Как известно, в России эти отрасли являются основой российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.