Научная статья на тему 'Проблемы финансового состояния алмазогранильных и ювелирных предприятий региона'

Проблемы финансового состояния алмазогранильных и ювелирных предприятий региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА / ПРОИЗВОДСТВО / ЛИКВИДНОСТЬ / АЛМАЗНО-БРИЛЛИАНТОВЫЙ КОМПЛЕКС / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / DYNAMICS / PRODUCTION / LIQUIDITY / DIAMONDS FACTORY / COMPETITIVE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Е.Э., Иванов И.Е.

Предмет. Алмазогранильные и ювелирные предприятия входят в алмазно-бриллиантовый комплекс Якутии, который формирует значительную долю промышленного производства региона. Их развитие и уровень финансового состояния напрямую влияют на социально-экономическое развитие республики. Чувствительность отраслей к кризисным явлениям в мировой экономике придает нестабильность финансовому положению предприятий. Цели. Целями исследования являются определение проблем финансового обеспечения производства алмазогранильных и ювелирных предприятий, анализ финансово-экономических показателей алмазогранильных и ювелирных предприятий региона. Методология. В работе использованы методы свода статистических данных, рассчитаны финансовые показатели: коэффициент рентабельности по чистой прибыли и коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности. Результаты. Результаты анализа показателей производства, реализации бриллиантов и ювелирных изделий показали, что при выходе из кризисных условий возникает пиковый рост реализации ювелирной и бриллиантовой продукции. При нарастании общего объема производства ювелирной продукции якутские производители расширяют собственные сбытовые сети, но лишь на внутреннем рынке. Основной проблемой алмазогранильных и ювелирных предприятий остается недостаток собственных оборотных средств на закупку дорогостоящего перерабатываемого сырья (алмазного сырья и драгоценных металлов). Сложившееся нестабильное финансовое состояние в стране, резкий рост курса доллара в стране, повышение кредитных ставок в банках, снижение потребительского спроса на предметы роскоши в совокупности негативно влияют на товарооборот алмазогранильных и ювелирных предприятий. Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что в условиях нестабильной экономики организация производственной деятельности в рамках государственного унитарного предприятия является наиболее жизнеспособной схемой привлечения финансовых ресурсов под закупку дорогостоящего алмазного сырья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Григорьева Е.Э., Иванов И.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The financial status of diamond-cutting and jewelry enterprises of the region

Importance Diamond-cutting and jewelry enterprises are part of the Diamonds Factory of Yakutia, which generates a significant share of the region's industrial production. Their development and financial status have a direct impact on the Republic’s socio-economic development. The susceptibility of industries to shocks in the global economy entails a financial instability of the enterprises. Objectives The objectives are to identify the problems related to financial support to diamond-cutting and jewelry enterprises and to analyze their financial and economic indicators. Methods We used methods to reconcile statistical data, and calculated financial indicators, i.e. a net profit ratio and receivables to payables ratio. Results The analysis of production and sale of diamonds and jewelry shows that after crisis recovery there are soaring sales of jewelry and diamonds. The increasing overall production of jewelry makes Yakut manufacturers expand in-house sales networks, however, only in the local market. The main problem of diamond-cutting and jewelry businesses continues to be the lack of working capital to buy costly feedstock (raw diamonds and precious metals). Conclusions and Relevance Under unstable economy, a State unitary enterprise is the most viable form of incorporation to raise funds to purchase expensive rough diamonds.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансового состояния алмазогранильных и ювелирных предприятий региона»

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Финансовая устойчивость и платежеспособность

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ АЛМАЗОГРАНИЛЬНЫХ И ЮВЕЛИРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА*

Елена Эдуардовна ГРИГОРЬЕВА3*, Илларион Ефремович ИВАНОВь

2 старший научный сотрудник Научно-исследовательского института региональной экономики Севера, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Российская Федерация elena.grigoreva80@mail.ru

ь ведущий специалист, департамент горнорудного и ювелирно-гранильного производства Министерства промышленности Республики Саха (Якутия), Якутск, Российская Федерация minprom8@mail.ru

* Ответственный автор

Аннотация

Предмет. Алмазогранильные и ювелирные предприятия входят в алмазно-бриллиантовый комплекс Якутии, который формирует значительную долю промышленного производства региона. Их развитие и уровень финансового состояния напрямую влияют на социально-экономическое развитие республики. Чувствительность отраслей к кризисным явлениям в мировой экономике придает нестабильность финансовому положению предприятий. Цели. Целями исследования являются определение проблем финансового обеспечения производства алмазогранильных и ювелирных предприятий, анализ финансово-экономических показателей алмазогранильных и ювелирных предприятий региона. Методология. В работе использованы методы свода статистических данных, рассчитаны финансовые показатели: коэффициент рентабельности по чистой прибыли и коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности.

Результаты. Результаты анализа показателей производства, реализации бриллиантов и ювелирных изделий показали, что при выходе из кризисных условий возникает пиковый рост реализации ювелирной и бриллиантовой продукции. При нарастании общего объема производства ювелирной продукции якутские производители расширяют собственные сбытовые сети, но лишь на внутреннем рынке. Основной проблемой алмазогранильных и ювелирных предприятий остается недостаток собственных оборотных средств на закупку дорогостоящего перерабатываемого сырья (алмазного сырья и драгоценных металлов). Сложившееся нестабильное финансовое состояние в стране, резкий рост курса доллара в стране, повышение кредитных ставок в банках, снижение потребительского спроса на предметы роскоши в совокупности негативно влияют на товарооборот алмазогранильных и ювелирных предприятий.

Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что в условиях нестабильной экономики организация производственной деятельности в рамках государственного унитарного предприятия является наиболее жизнеспособной схемой привлечения финансовых ресурсов под закупку дорогостоящего алмазного сырья.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Принята 24.06.2015 Одобрена 10.07.2015

УДК 336.67

Ключевые слова: динамика, производство, ликвидность, алмазно-бриллиантовый комплекс, конкурентная среда

Стратегической задачей экономики России является преодоление ее сырьевой направленности. Алмазно-бриллиантовый комплекс (АБК) России, являясь в настоящее время мировым лидером

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части государственного задания на выполнение НИР «Оптимизация систем управления региональными финансами» (проект № 01201460079).

Авторы выражают признательно сть Департаменту горнорудного и ювелирно-гранильного производства Министерства промышленности Республики Саха (Якутия) за оказанную помощь при проведении исследования.

по добыче природных алмазов, должен ставить перед собой задачу развития перерабатывающих производств (алмазогранильного и ювелирного) для сокращения экспортно ориентированных поставок необработанных природных алмазов в пользу увеличения объема переработки алмазов отечественными перерабатывающими предприятиями в целях получения большей добавленной стоимости.

В основу исследования положены работы по теории и практике мирового алмазно-бриллиантового

рынка Т.И. Потоцкой [1], И.Т. Балабанова [2], Ю.Г. Данилова1, а также работы В.Ю. Пивченкова2, З.А. Божевольной3, А.В. Белова4, посвященные проблемам развития алмазно-бриллиантового комплекса РФ и регионов. Исследования особенностей функционирования промышленного комплекса в отдельных регионах рассмотрены в научных трудах М.В. Николаева5 [3, 4], Е.Г. Егорова6, П.В. Гуляева [5], М.Е. Тарасова и Н.Е. Егорова [6].

На мировом рынке действуют более 1 200 компаний, занятых продажей бриллиантов. При этом только небольшая часть компаний (не более пятой части) самостоятельно перерабатывает алмазное сырье. Все остальные осуществляют вторичный торговый оборот. Годовой объем производства бриллиантов в мире в 2013 г. оценивается в 19,4 млрд долл. США с ростом на 5%. В среднем темп роста мирового производства бриллиантов составляет 5-10% в год. Лидером на рынке огранки алмазов среди стран-производителей остается Индия, которая производит около 58% бриллиантов в мире (в стоимостном выражении). На втором месте - Китай, Таиланд (14%), на третьем месте - Израиль (12%)7.

Россия по объемам производства бриллиантов занимает около 7% мирового рынка бриллиантов. За 2013 г. в России изготовлено бриллиантов на 1,1 млрд долл. Российский импорт и экспорт необработанных природных алмазов в 2013 г. составил 0,0482 млн карат и 35,363 млн карат соответственно.

1 Данилов Ю.Г. Влияние мирового экономического кризиса на алмазный бизнес и российский алмазно-бриллиантовый комплекс // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 32. С. 15-18.

2 Пивченков В.Ю. Проблемы развития рынка драгоценных камней алмазно-бриллиантового комплекса России // Труды МГУУ Правительства Москвы. 2011. № 19.

3 Божевольная З.А. К вопросу целесообразности формирования интегрированной структуры в алмазообрабатывающей промышленности России // Вестник Якутского государственного университета. 2008. Т. 5. № 4.

4 Белов А.В. Антикризисное регулирование на рынке алмазов. Сб. статей Института экономики и финансов, СПб., 2009.

5 Николаев М.В., Константинов Н.Н. Абсолютные и отно сительные региональные преимущества алмазогранильных предприятий различных форм хозяйствования // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 13. С. 11-16.

6 Егоров Е.Г., Гуляев П.В. Особенности подоходного налогообложения и необходимость дифференциации его ставок в условиях экономического кризиса // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 32. С. 61-65; Егоров Е.Г., Данилов Ю.Г. Преобразование форм собственности в алмазно-бриллиантовом комплекса // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 13. С. 46-51.

7 The diamond insight report, De Beers, 2014. http://insightreport.

debeersgroup.com/_downloads/pdfs/de-beers-insight-report-2014. pdf.

Практически 90% произведенных в России бриллиантов экспортируется. Это обусловлено тем, что в настоящее время производители ювелирных изделий внутри страны не могут в полном объеме потреблять бриллианты, производимые гранильными заводами.

Лидерами алмазогранильной отрасли России являются: ООО «Руиз Даймондс» (450 млн долл.), ОАО «ПО «Кристалл» (331 млн долл.), «Бриллианты АЛРОСА» (135 млн долл.). По данным Росстата, якутские алмазогранильные предприятия занимают в общем объеме производства 13%, что составляет 143 млн долл., остальные предприятия - 30 млн долл. (рис. 1).

В 2013 г. объем предложения на мировом рынке ювелирных изделий превысил 125 млрд долл. с ростом в 10% к 2012 г. По оценкам экспертов, в мире более 1 600 компаний, в основном транснациональных, занимаются производством и реализацией ювелирных изделий с бриллиантами. Так, Bulgari (Италия) реализует свою продукцию в 35 странах, Tiffany (США) - в 25 странах8. Большие изменения грядут на рынке конечной продукции - ювелирных изделий с бриллиантами. Быстрыми темпами растут продажи в Индии и Китае. По некоторым данным, к 2020 г. потребление ювелирных изделий с бриллиантами в этих странах суммарно превысит объемы потребления в США (в настоящее время -около 37%). Потребление ювелирных изделий с бриллиантами в России, оценочно, составляет около 1% от мирового объема.

В 2013 г. ювелирами России произведено изделий на 80 млрд руб., увеличение составило 33% к 2012 г. При этом доля России на мировом рынке производства ювелирных изделий составила не более 2%.

Ювелирная отрасль России представлена восемью крупными компаниями-производителями, которые в совокупности занимают 55% рынка. Доля якутских производителей составляет 2% (рис. 2).

В 2013 г. объем потребления ювелирных изделий в России достиг 150 млрд руб. Половину рынка в денежном выражении занимают ювелирные украшения с бриллиантами. Согласно маркетинговым исследованиям, в России около 75% спроса приходится на ювелирные изделия в ценовом сегменте до 10 тыс. руб.

8 The diamond insight report, De Beers, 2014. http://insightreport. debeersgroup.com/_downloads/pdfs/de-beers-insight-report-2014. pdf.

Рисунок 1

Доли производителей бриллиантов в России за 2013 г., %

«Бриллианты АЛРОСА»

Якутские гранильные предприятия

ООО «Руиз Даймондс»

Рисунок 2

Доля производителей бриллиантов в России в 2013 г., %

Остальные

ОАО «Костромской ювелирный завод»

ОАО «Русские сувениры»

Якутские ювелирные _предприятия

ОАО «Московский экспериментальный ювелирный завод»

ОАО «Адамас»

ОАО «Красцветмет»

ОАО «Красносельский Ювелирпром»

ОАО «Бронницкий ювелирный завод»

ОАО «Московский ювелирный завод»

Российские ювелиры удовлетворяют спрос отечественных потребителей только на 57%. Остальные 43% объема сбыта приходятся на импортную продукцию, в большей степени из Турции и Китая.

На этом фоне, по оценкам Bain & Co., на бриллиантовом рынке в следующие 10 лет ожидается дефицит алмазного сырья, и разница будет только в его объемах. К 2020 г. дефицит на рынке природных сырых алмазов может достичь не менее 72 млн каратов - эти объемы сопоставимы уже не с 15-

20%, а с половиной мировой добычи природных алмазов, что повлечет за собой рост цен на сырье. Эта тенденция уже оформилась и продолжает развиваться9.

При этом мировой спрос на бриллианты с 22,4 млрд долл. в 2013 г. уже в 2018 г. ожидается в размере около 31 млрд долл. Таким образом, если на долю дилеров и огранщиков в 2013 г. пришлось примерно 4,3 млрд долл., то уже в ближайшей перспективе

9 The Global diamond report. Bain & Company, Inc. 2013. p.45.

http://www.bain.com/Images/BAIN_REPORT_The_global_

diamond_report_2013.pdf.

Рисунок 3

Производство бриллиантов в Республике Саха (Якутия) в 2007-2013 гг., млн долл.

300

250 - •

200

2007 2008 2009 2010

Производство бриллиантов _

этот объем может вырасти до 5,5-7 млрд долл. Такой рост будет возможен благодаря резкому росту спроса со стороны растущего среднего класса Китая и Индии.

По данным исследования, проведенного институтом китайской медиагруппы Fortune Character, в 2013 г. китайские потребители приобрели почти половину (47%) всех средств роскоши в мире. Несмотря на правительственные меры, принятые в прошлом году против чрезмерных расходов населения на роскошь и элитные бренды, потребление товаров из этой группы, тем не менее, выросло на 11% и, по данным издания China Daily, в 2013 г. установило новый рекорд - 217 млрд долл.

Объем мирового розничного рынка ювелирных изделий с бриллиантами также демонстрирует быстрый рост. В 2011 г. он составлял около 70 млрд долл., в 2013 г. - достиг 75 млрд долл. По прогнозу, к 2020 г. объем рынка может вырасти, главным образом из-за роста спроса в КНР, на 15-20 млрд долл. Доходы участников китайского рынка за это время прогнозируются с ростом от 47 млрд долл. в 2011 г. до 55-58 млрд долл. к 2020 г.10. В перспективе спрос на ювелирные изделия с бриллиантами будет расти прежде всего в странах БРИКС, а также в Южной Америке (Бразилии, Аргентине, Уругвае, Колумбии). На это указывает также то, что в Панаме создается новый центр торговли алмазами и бриллиантами, который в перспективе займет одно из ведущих мест на мировом алмазно-бриллиантовом рынке.

10 The diamond insight report, De Beers, 2014. http://insightreport. debeersgroup.com/_downloads/pdfs/de-beers-insight-report-2014. pdf.

2011 2012 2013

Реализация бриллиантов

В Республике Саха (Якутия) за 2013 г. произведено бриллиантов на 143 млн долл., объем сократился на 9,5% по сравнению с 2012 г., при этом якутскими алмазогранильными предприятиями реализовано бриллиантов на 224 млн долл., с ростом на 2%п (рис. 3).

Однако в последние годы динамика реализации бриллиантов показывает большие показатели, чем производство бриллиантов. Эта тенденция объясняется увеличением доли алмазного сырья, направляемого на обработку на давальческой основе за пределами региона. Учитывая кризисное влияние и нестабильное состояние рубля на рынке, современная тенденция продолжит сохраняться.

Наибольшие объемы реализации бриллиантов выполнил ООО «ДДК» (рост на 57%) и ОАО «Саха Даймонд» (рост в 2,1 раза), а также увеличение реализации показал ООО «Чорон Даймонд» (на 56%), возобновивший производство бриллиантов в 2013 г. и восстановив свое клиентство в АК «АЛРОСА» [5]. Большая часть произведенных в 2013 г. бриллиантов (60%) реализована на экспорт в Бельгию, Израиль, Японию и Китай, на внутреннем рынке России реализовано 20%, из них 20% - в Республике Саха (Якутия). По сравнению с 2012 г. использование бриллиантов в производстве ювелирных изделий в Республике Саха (Якутия) выросло на 30,3%.

Положительной динамике развития производства благоприятствуют наличие оборотных средств

11 Статистические данные министерства промышленности Республики Саха (Якутия).

на пр ио бр е те ние ал маз но го с ы р ь я, техническое перевооружение, наличие высококвалифицированных постоянных рабочих кадров и развитая система сбыта.

Производство ювелирных изделий по итогам 2013 г. в Республике Саха (Якутия) составило 1,72 млрд руб. с ростом на 18% к аналогичному периоду 2012 г., при этом реализовано продукции на 1,9 млрд руб., что выше на 36% (рис. 4).

В структуре объема производства ювелирных изделий наибольший объем приходился на ООО «ЭПЛ Ювелир» (44%), ООО «Якутская алмазная компания» (22%), ООО «Драгоценности Якутии» (12%) и ОАО «Золото Якутии» (5%).

Рост обусловлен повышением спроса на ювелирные изделия внутри России и увеличением использования бриллиантов в ювелирных изделиях, что дает значительную добавленную стоимость в готовой продукции.

Ювелиры Якутии в розницу реализацию осуществляют через собственные ювелирные сети, расположенные в основном в Центральной части России. Большая часть изделий продается в Москве и Московской области (51%), Нижегородской области (9%), Санкт-Петербурге (8%). За пределами страны реализация осуществляется в Казахстане, на него приходится 3,11%. Специфика изготавливаемых ювелирных изделий в якутском национальном стиле имеет схожие черты с казахскими орнаментами,

поэтому якутские изделия востребованы в Казахстане.

В 2014 г. в Республике Саха (Якутия) осуществляли производственную деятельность девять алмазогранильных предприятий, восемь из которых в г. Якутске и одно в г. Нюрбе - это ОАО «Нюрбинский ювелирно-гранильный завод», а также 11 ювелирных предприятий и более 20 индивидуальных предпринимателей. Сравнительный анализ предприятий-конкурентов проведен среди крупных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия) [7]: ООО «Якутская алмазная компания», ООО «Якутская алмазная компания», ООО НПК «ЭПЛ Даймонд» (дочерняя компания ООО «ЭПЛ Ювелир»), ОАО «Золото Якутии», ГУП «Комдрагметалл Республики Саха (Якутии)» (дочерняя компания ООО «Драгоценности Якутии»). Эти конкуренты выбраны как предприятия, продемонстрировавшие лучшие производственные показатели по итогам 2013 г. в алмазогранильной и ювелирной промышленности Республики Саха (Якутия).

Рыночные доли производителей бриллиантов и ювелирных изделий в Республике Саха (Якутия) по итогам 2013 г. представлены на рис. 5 и 6.

Лидерами отрасли остаются ООО НПК «ЭПЛ Даймонд» и ООО «Якутская алмазная компания». Перечисленные конкуренты имеют долгосрочные контракты с АК АЛРОСА на выкуп алмазного сырья.

Рисунок 4

Производство ювелирных изделий в Республике Саха (Якутия) в 2007-2013 гг., млн руб.

Производство ювелирных изделий

~~ ~■ " Реализация ювелирных изделий

Рисунок 5

Рыночные доли производителей бриллиантов в Республике Саха (Якутия) в 2013 г., %

Цех огранки КДМ Республики Саха (Якутия)

ООО «Туналгы:

ОАО «Саха Даймонд»

ООО «Чорон Даймонд»

ООО «Кристалл 99» Прочие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «Якутская алмазная компания»

ООО «ДДК»

Рисунок 6

Доля производителей ювелирных изделий в Республике Саха (Якутия) в 2013 г., %

Согласно представленным показателям производства, можно определить, что предприятия, увеличившие реализацию произведенных бриллиантов на экспорт, повысили объемы выкупа и переработки алмазного сырья (ООО «Якутская алмазная компания», ООО «ДДК»). Предприятия, сделавшие ставку на реализацию произведенных бриллиантов на внутреннем рынке, смогли выполнить планы производства только наполовину.

Высокие объемы производства подразумевают присутствие расширенной сбытовой сети. При анализе сбытовых сетей якутских производителей определено, что сбытовая сеть на территории

Якутии представлена у конкурентов почти в равном числе ювелирных магазинов (см. таблицу).

За последние четыре года ООО «ЭПЛ Ювелир» создало широкую сбытовую сеть в крупных городах России, что дало преимущество над конкурентами по реализации ювелирных изделий (рис. 7).

Динамика реализации ювелирных изделий зависит от спроса и финансового состояния потребителя, что влияет на разновидность ассортимента производителей. При анализе производимой продукции конкурентов определено, что имеется выраженное разделение конкурентов

Анализ сбытовых сетей якутских производителей

Сбытовая сеть ООО «Якутская алмазная компания» ООО «ЭПЛ Даймонд» ГУП «Комдрагметалл Республики Саха (Якутия)»

Ювелирные магазины в Республике Саха (Якутия), город (ед.) Якутск (4) Якутск (2), Ленск (1), Мирный (1) Якутск (4), Мирный (1), Ленск (1), Нерюнгри (1)

Всего 4 4 7

Ювелирные магазины за пределами Республики Саха (Якутия), город (ед.) Москва (2), Тюмень (1), Астана (1) Москва (14), Санкт-Петербург (3), Новосибирск (2), Сургут (2), Алматы (1), Альметьевск (1), Астана (1), Воронеж (1), Екатеринбург (1), Казань (1), Калуга (1), Краснодар (1), Пенза (1), Самара (1), Тверь (1), Тюмень (1), Хабаровск (1), Южно-Сахалинск (1), Ярославль (1) Новосибирск (10), Благовещенск (10, Хабаровск (1), Иркутск (1)

Всего 4 36 4

Зарубежные компании с долевым участием в уставном капитале (%) YDC, ОАЭ, Дубай (100). YDC, Израиль, Тель-Авив (100). YDC, Китай, Гонконг (100) EPL America Inc. Сан-Франсиско, США (100). EPL Diamond (Shanghai) Ltd. Китай, Шанхай (100). Sakha Diamond EPL Corp. Япония, Токио (50) Sakha Diamond Shanghai Company Ltd. Китай, Шанхай (100). Sakha Minerals Ltd. Индия, Пунда (51).

Всего... 3 3 2

Источник: данные интернет-сайтов предприятий. Рисунок 7

Объем реализации ювелирных изделий в 2013 г., млн руб.

2 000-

1 800 1 600 1 400 1 200 1 000 800 600

400-----

200---- -——- -1=1-

0 -I---,---,---,---,---

ГУПКДМ ООО «ЭПЛ ОАО «Золото ООО «Якутская ООО

Ювелир» Якутии» алмазная «Драгоценности

компания» Якутии»

по ассортименту, который условно разделен на ювелирные изделия с бриллиантами и без бриллиантов (рис. 8).

Ювелирные изделия с бриллиантами имеют высокий ценовой диапазон и изготавливаются из золота, предназначены на потребителей, имеющих достаток выше среднего. К такой группе

конкурентов можно отнести ООО «ЭПЛ Ювелир» и ООО «Якутская алмазная компания», которые реализуют бриллианты собственного производства. Специфика ассортимента ОАО «Золото Якутии» заключается в продажах в равных долях золотых (ажурных) и серебряных ювелирных изделий, ООО «Драгоценности Якутии» с повышением цен

Рисунок 8

Продукция якутских производителей ювелирных изделий в 2013 г., %

100 80' 60 40' 20 0'

100 4,4 95,6 90 96

10

ООО «ЭПЛ ОАО «Золото ООО «Якутская ООО

Ювелир» Якутии» алмазная «Драгоценности

компания» Якутии»

Ювелирные изделия с бриллиантами

I I Ювелирные изделия без бриллиантов

на золото переориентировалось преимущественно на изготовление серебряных ювелирных изделий, сократив производство золотых (массивных) ювелирных изделий (рис. 9).

Анализ рентабельности по чистой прибыли [8] показывает, что в ООО «Якутская алмазная компания» показатели затрат на производство и реализацию являются значительно выше выручки, что выводит данный показатель в отрицательное значение (рис. 10).

Наибольший показатель рентабельности по чистой прибыли имеет ООО «Драгоценности Якутии», что связано в первую очередь со стабильностью спроса на серебряные изделия.

Рисунок 9

Ассортимент реализуемых ювелирных изделий в 2013 г., %

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Основной проблемой алмазогранильных и ювелирных предприятий остается недостаток собственных оборотных средств на закупку дорогостоящего перерабатываемого сырья, к которым относятся алмазное сырье и драгоценные металлы (золото и серебро). Сложившееся нестабильное финансовое состояние в стране, резкий рост курса доллара, повышение кредитных ставок в банках, снижение потребительского спроса на предметы роскоши в совокупности негативно влияют на товарооборот алмазогранильных и ювелирных предприятий.

Произведен расчет коэффициента соотношения дебиторской и кредиторской задолженности (рис. 11), где оптимальное значение этого коэффициента должно

100 52 34 84

66

48

16

ООО «ЭПЛ Ювелир»

ОАО «Золото Якутии»

ООО «Якутская алмазная компания»

^Н Золото | | Серебро

ООО «Драгоценности Якутии»

Рисунок 10

Анализ рентабельности ювелирных предприятий по чистой прибыли за 2013 г.

1 0

-1 -2 -3 -4 -5 -6 -7

Рисунок 11

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности ювелирных предприятий за 2013 г. 6

0,17 0,16 0,2 ЩИИ

ГУП КДМ 000 «эпл ОАО «Золото ООС ) «Якут лмазна 1мпани5 жая ООО

Ювелир» Якутии» £ [ «Драгоценности

» Якутии»

-6,1

5 4 3 2 1 0

4,86

1,01

0,27

Л

1

ГУП кдм

ООО «эпл

Ювелир»

ОАО «Золото Якутии»

ООО «Якутская алмазная компания»

варьироваться от 0,9 до 1,0 [9], т.е. кредиторская задолженность должна не более чем на десять процентов превышать дебиторскую задолженность.

Анализ данных рис. 11 свидетельствует, что наиболее оптимальное соотношение задолженности имеет ООО «ЭПЛ Ювелир». В ОАО «Золото Якутии» и ООО «Якутская алмазная компания» имеется превышение кредиторской задолженности над дебиторской. Причиной столь высокого показателя по этому коэффициенту в ГУП КДМ является повышенный объем дебиторской задолженности. Отметим, что свыше 70% дебиторской задолженности ГУП КДМ является ликвидной. Важнейшими причинами такого уровня являются долговые обязательства ОАО ФАПК «Якутия» (доля активов которого принадлежит ГУП КДМ), пролонгированные по распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) до 2020 г., а также взаимоотношения с ООО «Защита» по финансированию строительства жилых домов. С другой стороны, ГУП КДМ имеет низкий уровень кредиторской задолженности, что характеризует

его как финансово стабильное предприятие, своевременно выполняющее свои обязательства и способное обходиться без заимствования кредитных средств.

Исследования финансово-экономических показателей производства алмазогранильных и ювелирных предприятий Якутии показали следующие основные результаты.

Во-первых, согласно анализу производства и реализации бриллиантов и ювелирных изделий выявлено, что во время финансовых кризисов (2008-2009 гг. и 2014-2015 гг.) алмазогранильные и ювелирные предприятия реагируют по-разному. Ювелирные предприятия на изменения внешней среды (финансовой системы) [10] реагируют незначительно, влиянию подвержена только реализация ювелирных изделий (изменения спроса) [11, 12]. В то же время алмазогранильные предприятия резко сокращают объемы производства и реализуют на рынке запасы готовой продукции.

При этом во время выхода из кризисных условий возникает пиковый рост реализации ювелирной и бриллиантовой продукции. Следовательно, в 2015-2016 гг. внутренний спрос в России на ювелирные изделия и бриллианты возрастет за счет иностранных потребителей.

Во-вторых, нарастание общего объема производства ювелирной продукции якутских производителей приводит к расширению сбытовой сети. Однако расширение сети направлено лишь на внутренний рынок, что ограничено возможностями производителей и, конечно же, неконкурентоспособностью продукции на внешних рынках. По-прежнему возникают проблемы из-за несовершенства законодательных нормативов и таможенных условий [3, 4].

В-третьих, при анализе производимой продукции определено, что присутствует явное разграничение между конкурентами. Таким образом, можно выделить компании, производящие элитные изделия (ювелирные изделия с бриллиантами), и компании, производящие

изделия эконом-класса (серебряные изделия со вставками-имитаторами). При этом «кратность» расходов и доходов таких производителей различная.

В-четвертых, анализ рентабельности по чистой прибыли свидетельствует об отрицательной динамике ООО «Якутская алмазная компания», что связано со стратегией управления затратами компании, поэтому учитывать этот показатель некорректно. Наибольший показатель рентабельности по чистой прибыли имеет ООО «Драгоценности Якутии», что связано в первую очередь со стабильностью спроса на серебряные изделия.

В-пятых, величина коэффициента соотношения дебиторской и кредиторской задолженности конкурентов свидетельствует о том, что организация производственной деятельности в рамках организационно-правовой формы государственного унитарного предприятий во время финансовой нестабильности экономики положительно влияет на ликвидность производства.

Список литературы

1. Потоцкая Т.И. Тенденции развития региональных алмазно-бриллиантовых рынков мира // Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы: матер. VI междунар. деловой конф. М.: АСМИ РДМК, 2003. С. 115-125.

2. Балабанов И.Т. Драгоценные металлы и драгоценные камни: операции на российском рынке. М.: Финансы и статистика, 2006. 198 с.

3. НиколаевМ.В., ИвановИ.Е., ГригорьеваЕ.Э. Влияние условий производства продукции ювелирных и алмазогранильных предприятий Республики Саха (Якутия) на структуру себестоимости // Проблемы современной экономики. 2014. № 4. С. 283-286.

4. НиколаевМ.В., ИвановИ.Е., Григорьева Е.Э. Влияние НДС на развитие алмазогранильной и ювелирной промышленности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 11-1. С. 252-255.

5. Гуляев П.В., Николаев М.В., Попова Т.Н. Методика оценки влияния экономики горнодобывающей компании на бюджет региона ресурсного типа (на примере АК «АЛРОСА») // Горный журнал. 2015. № 3. С. 46-51.

6. Тарасов М.Е., Егоров Н.Е., Алексеева К.И., Тарасова-Сивцева О.М., Данилов Ю.Г. Конкуренция и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов в отраслях экономики / под ред. М.Е. Тарасова. СПб.: СПбГЭУ, 2014. 362 с.

7. КурневаМ.В. Предпосылки создания алмазно-бриллиантового кластера в Республике Саха (Якутия) // Проблемы современной экономики. 2014. № 4. С. 279-282.

8. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. 202 с.

9. Ермолович Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: Интерпрессервис: экоперспектива, 2007. 576 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.: ДИС, 2002. 224 с.

11. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. 239 с.

12. БабенцоваЕ.И. Сбытовая деятельность и диверсификация производства // АПК: экономика управления. 2003. № 8. С. 39-41.

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Financial Stability and Solvency

THE FINANCIAL STATUS OF DIAMOND-CUTTING AND JEWELRY ENTERPRISES OF THE REGION

Elena E. GRIGOR'EVAa*, IUarion E. IVANOVb

a Scientific-Research Institute of Regional Economy of North, North-Eastern Federal University (NEFU),

Yakutsk, Sakha Republic, Russian Federation

elena.grigoreva80@mail.ru

b Mining, Jewelry and Diamond-Cutting Department of Ministry of Industry of Sakha Republic (Yakutia),

Yakutsk, Sakha Republic, Russian Federation

minprom8@mail.ru

* Corresponding author

Article history: Abstract

Received 24 June 2015 Importance Diamond-cutting and jewelry enterprises are part of the Diamonds Factory of Yakutia,

Accepted 10 July 2015 which generates a significant share of the region's industrial production. Their development

and financial status have a direct impact on the Republic's socio-economic development. The susceptibility of industries to shocks in the global economy entails a financial instability of the enterprises.

Objectives The objectives are to identify the problems related to financial support to diamond-cutting and jewelry enterprises and to analyze their financial and economic indicators. Methods We used methods to reconcile statistical data, and calculated financial indicators, i.e. a net profit ratio and receivables to payables ratio.

Results The analysis of production and sale of diamonds and jewelry shows that after crisis Keywords: dy^m^ production, recovery there are soaring sales of jewelry and diamonds. The increasing overall production of liquid^ Diamonds Factory, jewelry makes Yakut manufacturers expand in-house sales networks, however, only in the local

competitive envir°nment market. The main problem of diamond-cutting and jewelry businesses continues to be the lack of

working capital to buy costly feedstock (raw diamonds and precious metals). Conclusions and Relevance Under unstable economy, a State unitary enterprise is the most viable form of incorporation to raise funds to purchase expensive rough diamonds.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

Acknowledgments

The article was supported by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation within the basic

part of State job to perform scientific research on Optimizing the Regional Finance Management Systems, project

ID No. 01201460079.

We express our appreciation to the Mining, Jewelry and Diamond-Cutting Department of the Ministry of Industry

of the Sakha Republic (Yakutia) for assistance in conducting the research.

References

1. Pototskaya T.I. [Development trends in regional diamond markets ofthe world]. Rossiiskii rynok dragotsennykh metallov i dragotsennykh kamnei: sostoyanie iperspektivy: mater. 6-yaMezhdunar. delovaya konferentsiya [Proc. 6th Int. Business Conference The Russian Market of Precious Metals and Precious Stones: Status and Prospects]. Moscow, ASMI RDMK Publ., 2003, pp. 115-125.

2. Balabanov I.T. Dragotsennye metally i dragotsennye kamni: operatsii na rossiiskom rynke [Precious metals and precious stones: operations in the Russian market]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2006, 198 p.

3. Nikolaev M.V., Ivanov I.E., Grigor'eva E.E. Vliyanie uslovii proizvodstva produktsii yuvelirnykh i almazogranil'nykh predpriyatii Respubliki Sakha (Yakutiya) na strukturu sebestoimosti [The influence of production factors of jewelry and diamond-cutting enterprises of the Republic of Sakha (Yakutia) on the cost structure]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2014, no. 4, pp. 283-286.

4. Nikolaev M.V., Ivanov I.E., Grigor'eva E.E. Vliyanie NDS na razvitie almazogranil'noi i yuvelimoi promyshlennosti [The effect of VAT on the development of diamond-cutting and jewelry industry]. Aktual 'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Topical Issues of Humanities and Sciences, 2013, no. 11-1, pp.252-255.

5. Gulyaev P.V., Nikolaev M.V., Popova T.N. Metodika otsenki vliyaniya ekonomiki gornodobyvayushchei kompanii na byudzhet regiona resursnogo tipa (na primere AK "ALROSA") [The methodology for assessing the influence of the mining company's economy on the budget of a resource-type region (the ALROSA case)]. Gornyi zhurnal = Mining Journal, 2015, no. 3, pp. 46-51.

6. Tarasov M.E., Egorov N.E., Alekseeva K.I., Tarasova-Sivtseva O.M., Danilov Yu.G. Konkurentsiya i konkurentosposobnost' khozyaistvuyushchikh sub"ektov v otraslyakh ekonomiki [Competition and competitiveness of businesses in the sectors of economy]. St. Petersburg, Saint-Petersburg State University of Economics Publ., 2014, 362 p.

7. Kurneva M.V. Predposylki sozdaniya almazno-brilliantovogo klastera v Respublike Sakha (Yakutiya) [Preconditions for a diamond cluster creation in the Republic of Sakha (Yakutia)]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2014, no. 4, pp. 279-282.

8. Kovalev A.I., Privalov V.P. Analizfinansovogo sostoyaniyapredpriyatiya [Analyzing the financial condition of an enterprise]. Moscow, Tsentr ekonomiki i marketinga Publ., 2000, 202 p.

9. Ermolovich L.L. Analiz khozyaistvennoi deyatel'nostipredpriyatiya [An analysis of economic activities of the enterprise]. Minsk, Interpresservis: ekoperspektiva Publ., 2007, 576 p.

10. Kreinina M.N. Finansovoe sostoyaniepredpriyatiya. Metody otsenki [Financial condition of the enterprise: methods of evaluation]. Moscow, DIS Publ., 2002, 224 p.

11. Azoev G.L. Konkurentsiya: analiz, strategiya,praktika [Competition: analysis, strategy, practice]. Moscow, Tsentr ekonomiki i marketinga Publ., 1998, 239 p.

12. Babentsova E.I. Sbytovaya deyatel'nost' i diversifikatsiya proizvodstva [Sales activities and production diversification]. APK: ekonomika, upravleniya = AIC: Economy, Management, 2003, no. 8, pp. 39-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.