Научная статья на тему 'Компоненты качества жизни современных российских школьников: результаты мониторинговых исследований сообщение 1. Методология всероссийского мониторинга'

Компоненты качества жизни современных российских школьников: результаты мониторинговых исследований сообщение 1. Методология всероссийского мониторинга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
868
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
мониторинг / Качество жизни / дети школьного возраста / monitoring / quality of life / Schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зайцева В. В., Сонькин В. Д., Макеева А. Г., Сонькин В. В.

В работе представлены методические подходы к сбору и анализу данных всероссийского мониторинга, которые позволяют оценить компоненты качества жизни современных российских школьников. Разработаны 8 анкетных форм, предназначенных для персонала школы, а также детей и их родителей. Анкеты состоят из вопросов закрытого типа, характеризующих состояние внутришкольной среды, организацию учебного процесса, медико-психологическое сопровождение учащихся, объем и качество их питания, условия жизни в семье, организацию физкультурно-оздоровительной работы, режим учебы и отдыха, структуру досуга и риск наркогенного заражения, а также состояние здоровья, уровень физического и моторного развития и уровень психологической напряженности учащихся. Разработана база данных на платформе SQL-сервера, обеспечивающая хранение, выборку по специализированным запросам и анализ собранной информации. Получен и проанализирован материал из 1700 российских школ, содержащий персональные данные около 170 тысяч учащихся младших и старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality characteristics of life of modern russian pupils: results of monitoring research. Report 1. Methodology of all-russian monitoring.The paper presents methodological approaches to the collection and analysis of data from All-Russian monitoring research. These data make it possible to evaluate quality of life of modern Russian pupils. There were elaborated 8 questionnaires designed for school staff, for children and their parents. The questionnaire consists of closed questions characterizing the conditions of school environment, school learning process, medical and psychological characteristics of pupils, quantity and quality of nutrition, family environment, organization of physical work, order of study and rest, characteristics of leisure time, risk of drugs and alcohol abuse, health conditions, level of motor and physical development, level of psychological tension in pupils. We elaborated database on SQL Server platform providing storage, particular selection and analysis of information. Material from 1700 Russian schools containing personal data about 170000 pupils of junior and higher school was analyzed.

Текст научной работы на тему «Компоненты качества жизни современных российских школьников: результаты мониторинговых исследований сообщение 1. Методология всероссийского мониторинга»

ПОПУЛЯЦИОННАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

КОМПОНЕНТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СООБЩЕНИЕ 1. МЕТОДОЛОГИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА

В.Д. Сонькин1, А.Г. Макеева, В.В. Сонькин Институт возрастной физиологии РАО, Москва

В работе представлены методические подходы к сбору и анализу данных всероссийского мониторинга, которые позволяют оценить компоненты качества жизни современных российских школьников. Разработаны 8 анкетных форм, предназначенных для персонала школы, а также детей и их родителей. Анкеты состоят из вопросов закрытого типа, характеризующих состояние внутришко-льной среды, организацию учебного процесса, медико-психологическое сопровождение учащихся, объем и качество их питания, условия жизни в семье, организацию физкультурно-оздоровительной работы, режим учебы и отдыха, структуру досуга и риск наркогенного заражения, а также состояние здоровья, уровень физического и моторного развития и уровень психологической напряженности учащихся. Разработана база данных на платформе SQL-сервера, обеспечивающая хранение, выборку по специализированным запросам и анализ собранной информации. Получен и проанализирован материал из 1700 российских школ, содержащий персональные данные около 170 тысяч учащихся младших и старших классов.

Ключевые слова: мониторинг; качество жизни; дети школьного возраста.

Quality characteristics of life of modern russian pupils: results of monitoring research. Report 1. Methodology of all-russian monitoring. The paper presents methodological approaches to the collection and analysis of data from All-Russian monitoring research. These data make it possible to evaluate quality of life of modern Russian pupils. There were elaborated 8 questionnaires designed for school staff, for children and their parents. The questionnaire consists of closed questions characterizing the conditions of school environment, school learning process, medical and psychological characteristics ofpupils, quantity and quality of nutrition, family environment, organization of physical work, order of study and rest, characteristics of leisure time, risk of drugs and alcohol abuse, health conditions, level of motor and physical development, level of psychological tension in pupils. We elaborated database on SQL Server platform providing storage, particular selection and analysis of information. Material from 1700 Russian schools containing personal data about 170000 pupils of junior and higher school was analyzed.

Keywords: monitoring; qwality of life; schoolchildren.

Качество жизни, сильно варьирующее в современной России в зависимости от множества факторов, во многом определяет физическое, моторное и психическое развитие современных школьников, что, в конечном счете, отражается на их здоровье и перспективах социальной адаптации. В то же время, компоненты каче-

Контакты:1Сонькин В.Д.- E-mail:sonkin@mail.ru

В.В. Зайцева

ства жизни современных российских школьников практически не исследованы, нет теоретически обоснованных концепций формирования адекватных условий для оптимального развития детей и подростков, а практические меры по сохранению и укреплению здоровья учащихся и повышению качества их жизни, предпринимаемые в учреждениях образования, в большинстве случаев фрагментарны и односторонни. Исследование широкого комплекса факторов, формирующих важнейшие аспекты качества жизни современных российских школьников, включая социально-экономическую инфраструктуру (СЭИ) и климатогеографические условия (КГУ) мест постоянного проживания, составляет актуальную социальноэкологическую проблему, решение которой будет способствовать выявлению механизмов адаптации детей и подростков к изменяющимся условиям жизни в современной России [12, 27, 28].

Современное состояние исследований по данной проблеме, основные направления исследований в мировой науке

Согласно одному из современных определений (http://www.glossary.ru), качество жизни - это совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ. Качество жизни предполагает:

- чистую окружающую среду;

- личную и национальную безопасность;

- политические и экономические свободы;

+ другие условия человеческого благополучия, трудно поддающиеся количественному измерению.

Качество жизни нетождественно уровню жизни, поскольку различные экономические показатели дохода выступают только одним из многих критериев качества жизни [17].

При оценке качества жизни обычно используют три блока комплексных индикаторов [14]:

1) здоровье населения и демографическое благополучие

2) условия жизни (достаток, жилище, питание, работа и др.), а также социальные и экологические условия

3) духовное состояние общества, отражающееся, в том числе, в уровне психологического напряжения

Исследования, направленные на сравнительный анализ качества жизни жителей разных стран, различных климатогеографических зон, различных социальных слоев населения, различных возрастных групп, популяций, проживающих на разных с точки зрения экологии территориях, и т.п. - приобрели в последние годы очень большую актуальность и составляют одно из наиболее разрабатываемых направлений социо-экономических и эколого-антропологических исследований (например: [24, 32, 33, 36-39, 42-44, 49] и мн. др.). Огромный вклад в разработку этого направления вносят медики, которые обеспечивают повышение качества жизни людей, страдающих самыми разнообразными, особенно хроническими, заболеваниями или имеющими ограниченные возможности вследствие инвалидиза-ции, благодаря применяемым современным методам терапии, коррекции и реабилитации (например: [34, 35, 40, 41, 45-48] и мн. др.). Библиографический поиск в базе данных РиЪМеё показал, что только за последние 5 лет в реферируемых на-

учных периодических изданиях медицинского направления вышло свыше 70 тысяч публикаций, в которых в качестве ключевых слов используется понятие «качество жизни». Все это, безусловно, отражает высокую актуальность данной тематики.

Весьма широк спектр исследований, направленных на изучение качества жизни, которые проводятся российскими специалистами. Условно их можно разделить на несколько категорий:

- экологические условия (состояние воздуха, воды, почв и т.п.) и климатогеографические характеристики как факторы качества жизни [1, 3, 18, 24,

25, 32 и др.].

- социально-экономические условия [21, 26, 32 и др.]

- объем, структура и формы образовательных услуг как фактор качества жизни [28]

- медицинское обслуживание и социальное обеспечение различных групп населения [24, 31]

- состояние здоровья различных групп населения и демографическая ситуация в стране и в отдельных регионах как показатели качества жизни [11,

14, 24].

Особое значение все эти факторы приобретают, когда речь идет о детях. На фоне негативной демографической ситуации в России, в последние десятилетия усугубилось и положение в области здоровья детского населения [4], что в определенной мере представляет собой результат снизившегося за время переходного периода качества жизни [23, 30].

Объем, структура и формы образовательных услуг, предоставляемых детскому населению страны, представляют собой один из системообразующих факторов качества жизни детей школьного возраста. Тенденции в развитии системы образования в настоящий момент таковы, что объем и интенсивность учебной нагрузки продолжают расти, несмотря на заявленные цели их снижения [6, 7]. Это не способствует укреплению здоровья учащихся, что негативно сказывается на качестве их жизни [22]. С другой стороны, возможности дополнительного образования падают, сужается спектр и снижается качество такого рода услуг [20], многие формы дополнительного образования стали платными и потому мало доступными для широких слоев школьников [16], в том числе спортивно-оздоровительные, непосредственно влияющие на уровень здоровья подрастающего поколения [19].

При этом наблюдается очень широкая вариабельность условий, сопровождающих и формирующих среду обитания современного российского школьника [29]. Колоссальные размеры страны в сочетании с крайне неравномерным распределением финансовых, материальных, социальных и иных ресурсов, создают мощнейшие градиенты, которые могут формировать условия как для очень высокого, так и для очень низкого качества жизни [2, 13, 23]. Наличие такого рода градиентов не только влияет на здоровье людей и социально-экономическое состояние регионов [5, 15], но и должно учитываться при принятии политических и управленческих решений как на федеральном, так и на региональном уровнях [17, 26]. В то же время, собираемая объективная информация, как правило, касается только одного-двух аспектов, практически отсутствуют исследования, которые рассматривали бы широкий комплекс факторов, которые могут служить компо-

нентами качества жизни. Такие кооперативные исследования представляют собой крайне дорогостоящие и сложные в организации мероприятия.

Осуществленный в ходе широкомасштабного эксперимента Минобразования РФ по совершенствованию структуры и содержания общего образования (2001 -2004гг.) мониторинг позволил получить разносторонний срез условий и организации жизни современных российских школьников, их учебной нагрузки, режима учебы и отдыха, психологической напряженности, состояния здоровья и других характеристик, отражающих не только эффективность организации учебного процесса, но и качество их жизни [6-10]. Создана компьютерная база данных результатов мониторинга, разработаны алгоритмы расчета производных показателей [9] и алгоритмы анализа компонентов качества жизни [27, 28]. Проведен анализ результатов мониторинга с точки зрения системы образования [6, 7], а также широкие сопоставления характеристик школьной среды, условий и образа жизни учащихся, питания, физического и моторного развития, состояния здоровья, психологического напряжения и других характеристик, в той или иной мере отражающих качество жизни школьников, проживающих в сельской местности и в городах, обучающихся в образовательных учреждениях разных видов с различной организацией учебно-воспитательного и оздоровительного процессов [9, 10]. В то же время, опубликованные до настоящего времени результаты мониторинга представляют собой обобщение и усреднение данных по всему массиву собранной информации. Между тем очевидно. Что социально-экономические и климатогеографические условия оказывают влияние на многие компоненты качества жизни учащихся. Анализу именно этих аспектов собранной информации и посвящено предлагаемое исследование. В данном сообщении представлены основные методические подходы. Которые были нами использованы при анализе большого массива собранной в ходе всероссийского мониторинга информации.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Оценить влияние социально-экономической инфраструктуры на различные компоненты качества жизни современных российских школьников (на примере учащихся 1-3 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений), в том числе: 1)состояние школьной среды; 2)объем и структура учебных нагрузок; 3)условия и образ жизни; 4)двигательная активность; 5)структура питания; 6)состояние здоровья; 7)физическое и моторное развитие; 8)организация досуга; 9)риск наркогенно-го заражения; 10)психологическая напряженность.

2. Выявить региональные (связанные с климатогеографическими условиями) особенности компонентов качества жизни школьников 1-3 и 10-11 классов на основе анализа результатов мониторинга, полученных в выборках из сопоставимых по социально-экономической инфраструктуре населенных пунктов (центры субъектов Федерации; районные центры; сельские населенные пункты).

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы сбора информации

Учитывая масштабы мониторинга и особенности его организационной структуры, разрабатываемая методика строилась на основе наиболее простых, доступных и дешевых методических приемов, которые могут быть реализованы в каждом образовательном учреждении силами сотрудников этого учреждения. В их

число в обязательном порядке входили: администратор (директор), медицинский работник, классные руководители тех классов, которые находятся под наблюдением, преподаватели физической культуры. Важным фактором успешности мониторинга является эффективное взаимодействие с родителями учащихся.

Методика обеспечила широкий, комплексный и объективный анализ состояния здоровья, условий жизни и обучения, здоровьесберегающей активности образовательных учреждений, учебной нагрузки, двигательной активности, физического и моторного развития обучающихся.

Учитывая весь комплекс изложенных обстоятельств, мы остановились на методе анкетирования как главном инструменте при проведении мониторинга. Этот метод наиболее экономичен, его применение позволяет проводить мониторинговые наблюдения дважды в год - в начале и конце учебного года, что позволяет прослеживать динамику изменений всех обследуемых показателей. Разработка бланков анкет основывалась на результатах научных исследований и практическом опыте, накопленном в Институте возрастной физиологии РАО за 5 десятилетий научной и методической работы в образовательных учреждениях разных видов и типов.

Разработанная в Институте возрастной физиологии РАО методика физиологогигиенического и психофизиологического мониторинга включает:

□ тесты для оценки физического развития; двигательной подготовленности; напряженности; школьной мотивации;

□ анкеты для учащихся: образ жизни, школьная мотивация, формы досуга;

□ анкеты для педагогов (в том числе - классных руководителей и директоров школ);

□ анкеты для медицинских работников: состояние здоровья детей;

□ анкеты для родителей: состояние здоровья, условия жизни, поведение детей;

□ алгоритмы обработки результатов тестирования учащихся;

□ алгоритмы обработки результатов анкетирования;

□ алгоритмы интерпретации результатов анкетирования.

Были разработаны 8 бланков анкет:

A. Паспорт школы (Титульные данные школы; Оборудование и оснащение помещений; Здоровьесберегающее оборудование, оснащение и мероприятия; Персонал школы; Контингент учащихся) - заполняет директор школы

Б. Паспорт класса (Режим и сменность занятий; Педагогические технологии; Расписание занятий; Оздоровительные и профилактические мероприятия; Заболеваемость в течение учебного года) - заполняет классный руководитель

B. (начальная школа) и Д. (старшая школа). Условия и образ жизни учащегося (Характеристика семьи и бытовых условий; Организация досуга, степень риска наркогенного заражения; Характеристика питания; Спортивнооздоровительная активность; Производственная и бытовая физическая активность; Показатели физического и моторного развития (данные вносят медицинский работник и учитель физкультуры) - заполняет ученик старшей школы или родители ученика младшей школы

Г. Анкета младшего школьника (Школьная мотивация; Режим дня; Поведенческие реакции) - заполняют родители

Е. Анкета классного руководителя (Поведение ребенка начальной школы в школе) - заполняет классный руководитель

Ж. Анкета старшеклассника (Психофизическая напряженность; Режим дня)

- заполняет ученик

З. Здоровье (Наличие хронических заболеваний (по медицинским картам), обострения острых заболеваний, травмы, операции) - заполняет медработник школы.

Была разработана и предоставлена во все школы, где проводился мониторинг, подробная инструкция по проведению тестирования и заполнению каждого из бланков. Мониторинговые исследования проводились в школах осенью (октябрь) и весной (апрель-май) с учетом местных условий. Для проведения мониторинга в каждой школе создавалась специальная рабочая группа во главе с директором. Финансирование мониторинговых мероприятий осуществлялось за счет средств Федерального бюджета и региональных бюджетов. Статистическая обработка осуществлялась после процедуры верификации данных, в ходе которой из базы данных удалялись записи, несущие ложную либо ошибочную информацию (ошибки заполнения анкет, ошибки считывания и т.п.). В результате этой процедуры объем пригодной для дальнейшей обработки информации уменьшался на 525%, но одновременно повышалась ее репрезентативность.

Методы анализа информации

Анализу подвергнуты данные, полученные в ходе мониторинга широкомасштабного эксперимента Минобразования РФ по совершенствованию структуры и содержания общего образования, который проводился в 2001-2004гг. в большинстве регионов Российской Федерации. В базе данных, сформированной по результатам мониторинга, содержится персональная информация почти по 170 тыс. учащихся 1-3 и 10-11 классов из 1723 школ, расположенных во всех 7 Федеральных округах, включая мегаполис (Москва), областные и краевые центры (Волгоград, Ярославль, Ставрополь, Краснодар, Красноярск, Томск, Калининград, Новгород, Псков, Тюмень, Смоленск, Пенза и др.), районные центры и сельские населенные пункты.

Для большей части информационных блоков рассчитаны разнообразные производные, а также интегральные показатели, позволяющие количественно характеризовать отдельные компоненты качества жизни школьников. Анализ данных проводился в двух плоскостях:

1. В зависимости от социально-экономической инфраструктуры (СЭИ) региона постоянного проживания (мегаполис - областной/краевой центр -районный центр - сельский населенный пункт)

2. В зависимости от климатогеографических условий региона проживания при выравнивании СЭИ: сопоставление равноразмерных населенных пунктов (центры субъектов Федерации; районные центры; сельские населенные пункты), расположенных в разных климатических зонах

При анализе данных использованы стандартные приемы статистики, реализованные с помощью программного обеспечения 81а11$Иса 6.0.

Техническое обеспечение расчета статистических данных мониторинга

Для обработки массива данных, собранных в ходе мониторинга, была создана База Данных мониторинга (БДМ) и разработан ряд инструментов, позволяющих облегчить анализ данных. БДМ развернута на СУБД Microsoft SQL Server 2000, и состоит из нескольких таблиц для каждого этапа с именами вида SN_A, SN_Б и т.д., где N - это номер этапа мониторинга, а А, Б... - кодовые обозначения анкет, использованных для проведения мониторинга. В БДМ помещены результаты 3, 4 и 5 этапов мониторинга, которые были получены методом машинного считывания стандартизированных анкетных машиночитаемых форм. Результаты 1 и 2 этапов отличались по форме и не были обработаны автоматизированным считыванием, что не позволило включить эти данные в цикл унифицированной обработки. Данные из Центра Мониторинга Минобразования России поступали в виде таблиц Excel, которые затем были импортированы в СУБД для последующей обработки.

Вот полный перечень сводных таблиц с результатами мониторинга, помещенных в Базу Данных для последующего статистического анализа:

Этап Всероссийского мони- Формы анкет для сбора информации

торинга А Б В Д Е Ж Г З

3 (осень 2002г.) S3_A S3_Б S3_B S3_fl, S3_E S3_Ж S3_r -

4 (весна 2003г.) S4_A S4_Б S4_B S4_fl, S4_E S4_Ж S4_r S4_3

5 (осень 2004г.) S5_A S5_Б S5_B S5J S5_E S5_Ж S5_r S5_3

Первичная обработка данных включала в себя задачи по фильтрации заведомо ошибочных данных и расчета вычислимых полей. Эти задачи были решены с использованием языка SQL. В первую очередь, были рассчитаны следующие вычислимые показатели: Пол_МЖ (пол учащегося, М или Ж), ВОЗРАСТ (паспортный возраст на дату обследования), ТИП_ШК (Тип школы: Лицей или Гимназия либо Обычная школа), ГОРОД_СЕЛО (местонахождение учебного заведения - в городе или на селе).

Второй задачей было соединение данных из разных таблиц. В БДМ присутствуют данные анкет школы А, анкет класса Б и индивидуальных анкет В, Г, Д, Е, Ж и З. Все эти данные находятся в разных таблицах. Для того чтобы получить полную информацию о каждом учащемся, необходимо совместить в единой записи БДМ информацию о школе, в которой он учится, о его классе, а также информацию из 4-х индивидуальных анкет. Такой блок данных получится достаточно большим, но позволит комплексно проанализировать все аспекты жизни школьника, затронутые мониторингом. Для соединения таблиц использовались ключевые поля Код_региона, Код_школы, Номер_класса, Номер_буквы и Код_ученика. При этом в таблицах встречались данные с дублирующимися ключевыми полями. Например, в таблице школ встречались 2 и более школы, имеющие одинаковые значения Кода региона и Кода школы. Такие школы приходилось исключать из выборки, поскольку мы не можем определить, в какой из этих школ учится ученик.

Еще одна задача - это соединение данных разных этапов. Так как анкеты на каждом этапе дорабатывались по форме и содержанию, они немного отличались

на 3 и 4 этапе, в связи с чем пришлось унифицировать значения некоторых полей. Например, в 3 этапе в таблице Е есть поле Вес (вес тела), а в 4 и 5 этапе поля Вес_целые и Вес_десятые приходилось преобразовывать в общее для всех этапов поле Вес.

При получении полной информации об учащемся путем соединения всех таблиц из всех этапов получается огромный массив данных. Такой объем технически сложно обрабатывать, например его нельзя загрузить в электронную таблицу Excel. Кроме того, по указанным выше причинам, чем больше данных мы объединяем, тем больше данных отсеивается из выборки из-за наличия неуникальных ключевых полей. Поэтому встает проблема выборки не всех, а части данных, необходимых для анализа. Для облегчения этой задачи был разработан специальный инструмент, позволяющий объединять только необходимые данные из всего массива данных.

3'; № [iX fcbn ||-лгЛ IIHЛШ Jttd IJjCj ;.Y. ik.-- ДО- I !

j Jd.j j iJV i jj m-1 -7 ■ ■ | ahlx -И--1П nu:i-i-

¡3kt'J«b J jj Пшлтн- whh I К i *1Я в - • И J Г J( ; Л J ^1

I'J-1' г л

А Я с n F F

3 jtjti Р л л 13 “ 6 л ы ЙМ!У*ГТЪ fr&L«# I Зпрн&иь г У1 ■ irtTiiv I»

1 А Е й С Ж

(Р ■Т'ЧММ Т-J >Х'. Г к 1 LaJrr.-bJ I t-j 1 j.-. r 11 ■. fn •: r.rtr. .£*■#Hd j™ i lumi у -jk.

¿2- Злгси-ь t^lLHTfc ILU-Pi-Vi."' fclMyiMJtO С Тйр"_К *ЗП_ C«lU4 LLkm_J!_U№

« Чкге'.'^^и hi E>Tfc m«iTH_3 +41^11-,X I i . C-1^-_EC ВД_ГЖ|_.'М 1 lШ™.3_ч*=

№ l4l*.""^!F4 11МЛГ,- щ_ц I'-iy b'ju.r 1Ш6Ч.1.И«

**4;,r%rur,T4i_h

ЛЛ Педоллывтм ''г^ч-! 0ИЦ|ТЬП И Г|ПМ_^| кфыдшомы. в Г. vfr j>v>=rnrfi ■ iuai ШН

№ ■1р«|3,-Н4_К]Ж'! ТОф-И! LLkr-™_ j_k*:

® Свд.-иА.'нрс Профчт^_яри Урм.Ок^.ты.З С'И|Г.ЛИЧ1Ч_СГ'П ,ГЧ1 libM.i.»«

п.! («доотоада Eofl МСч-у ,*ч^р JM * UYtf'J&m **_i v ц. с*- Ч^:чч_н_чрг

IVj. IVuJF.VrtA I yuwj $ tm* Щооп и 1-* '

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

is ЧнСГС-JMIlJ n^_r«Kuw.J > UV - .:■ Ст.-,рл _гтс*ч,тп--Ч' ¡Ium.7j-k:

П- 'г+л ч^-х го-.н Лй.И1КИ|*1.] +га-|м_п|ж*адт_г»1 lUu« .; L4H

Н '^-«1_|у^ысг*4™р ГкХ1_1!?ОС'ГР1*'_|< rtjwiJI Q |»и ".'.Ч iv ;• н .'JWLH.HK*

Гад^ф. 5 ■лшг_г flJWVW

¡Г. №¥№И f!U;J r^f. г**:■!■ Дин_чпшы .4^1 'I Й Iflpu A T .-dJM » sьу*

ГГ Cu&t.u.hvucAihj лГп*и ItHWXN.I !■■■■! II. В Глеи Дышл.зл^ы-,^-УЫЛ. l&w-

I’- гик&.ст Б«Я|^и_в-_-Мййи* Пс-р..* Xur-rtc ripj Дтшм_ДО№

№ г н-.- ач- 0едг_мыь*4< Гь-y.ju Б^ч ¿№Ччя

й1 Fufru /..Нилин Па*_ЫМ Г W,‘,Tr- ц ь ЛРШШ! i4Vr

№ rj-jctf-c-dj М-КЧСТ Гз^-рь.шжлла г гли M l ■..Ц1.

'In* р _-г_™.тя rfww tciiiHjM-nvm UHD Г тгл.г-г.-и .’ЛЧЛЦЭМ»

::| | *■ ЬйиМЩЛП* 4№"HIWT №

ДО V-J- ■ . Евд > 1

si- ^М.ГЬ.РЧ' Д»':* Пм.л^га» АБШШ_М|рк

ОТ ¿ч : з г j rjEfl.EUU fliHirr 4"s c-sic ТЧЧИЧЧПА ArnhM Рй-С г 1ач_™^ bx_rtOw_fi+<j#» «^ммл.иктт- •Ччшль-чгйь«.

W П_ГТр1 ipFfil 3

■Vi iV4V4-r ^ IMhKFni № tor iVu iJS.JW ..

vl ■; сч>К-е-ЗЙ.Ч Гкм9ййд_фи^гш1 iTir жцлл-гэсль Frt.iii ■7M,1T»."AT*‘i-.r.

к- Ьяи 1 K«-|Tfc тггвь\

Т. ЯМ.1 tM № ™_l|K !Ь*ть-"ЧР^Яг,1

■:u 4л^нь*_н-1л^ Ячини>|» Eff> [януплгно^.

Ш ‘ h H',Ui ../ |<

Рис. 2.1. Рабочий экран программы объединения и получения данных из БДМ

На рис. 2.1 представлен рабочий экран программы объединения и получения данных из базы данных. В столбцах представлены поля из разных анкетных таблиц: А, Б, В, Д, Е, Ж, Г и З. Для получения выборки необходимо выделить требуемые поля, указать этапы, по которым необходимо получить выборку, и нажать кнопку Загрузить в Excel. В данном случае мы получим выборку следующего вида (поле этап добавляется автоматически в первый столбец выборки):

ЭТА П ГОРОД СЕЛО ТИП ШКОЛЫ ОЦЕН- КА Тип города Пол М Ж ВОЗ- РАСТ Уче- ба

3 ГОРОД ОБЫЧНАЯ ШКОЛА 6.5 О М 8 5

3 ГОРОД ОБЫЧНАЯ ШКОЛА 8.2 О Ж 8 2

3 ГОРОД ОБЫЧНАЯ ШКОЛА 8.2 О Ж 8 3.5

3 ГОРОД ОБЫЧНАЯ ШКОЛА 8.2 О М 8 3.5

3 СЕЛО ОБЫЧНАЯ ШКОЛА С Ж 9 2.5

3 СЕЛО ОБЫЧНАЯ ШКОЛА С Ж 8 5

Другая возможность программы - создать в базе данных новую таблицу и поместить туда выборку. Для этого предназначена кнопка «Сохранить в БД в таблицу», после которой можно указать имя таблицы. Данная возможность предназначена для последующей обработки данных с помощью программы создания сводных таблиц.

Помимо получения выборок различных данных, для анализа требовался расчет производных полей, дающих комплексную оценку какого-либо аспекта жизни школьника. Для расчета таких полей был разработан язык формул, позволяющий в сжатом виде записать сложную логику расчета комплексного поля. В качестве простейшего примера языка формул можно привести расчет веса для таблицы Е:

Вес=Вес_целые+Вес_десятые' *0.1.

В данном случае поле Вес_целые суммируется с полем Вес_десятые, умноженным на 0.1. Апостроф обозначает, что в случае, если поле Вес_десятые не заполнено, в данную формулу подставляется 0. Если же не заполнено поле Вес_целые, то формула не рассчитывается (апостроф отсутствует).

В качестве более сложного примера приведем расчет поля СОН_В_НЕДЕЛЮ - продолжительности сна учащегося в течение недели. В БДМ представлена информация о сне учащегося в часах и минутах по отдельности в каждый день недели. Таким образом, в таблице Ж присутствуют поля Сон_1_час, Сон_1_мин (сон в часах и минутах в понедельник), Сон_2_час, Сон_2_мин (во вторник) и т.д. Для того чтобы сократить длину формулы, используется сокращение названия поля: вместо полного названия записывается название таблицы и номер строки, в которой указано данное поле (см. рис. 1). Таким образом, поле Сон_1_час записывается как Ж46, поле Сон_1_мин как Ж47, поле Сон_2_час как Ж48 и т.д. Целиком формула имеет такой вид:

СОН_В_НЕДЕЛЮ=(Ж46?4-12+Ж47'*0.0166?0-0.9)+(Ж48?4-

12+Ж49'*0.0166?0-0.9)+(Ж50?4-12+Ж51'*0.0166?0-0.9)+(Ж52?4-

12+Ж53'*0.0166?0-0.9)+(ж54?4-12+Ж55'*0.0166?0-0.9)+(ж56?4-

12+Ж57'*0.0166?0-0.9)+(Ж58?4-12+Ж59'*0.0166?0-0.9)

В скобках указаны расчеты для понедельника, вторника, среды и т.д. Запись Ж46?4-12 означает, что значение поля Ж46 (т.е. Сон_1_час) должно быть в диа-

пазоне от 4 до 12, иначе указанные данные считаются ошибочными и расчет не производится. В части формулы Ж47’*0.0166?0-0.9 мы переводим минуты в часы (1/60=0.0166), считаем поле равным нулю, если оно не указано (в формуле использован апостроф), и проверяем, входит ли результат в диапазон от 0 до 0.9 (минуты не должны превышать 1, т.е. часа - таким образом мы, например, отсеиваем ошибочные записи, когда поле Сон_1_мин равно 90 минутам).

Для удобства работы с формулами разработана программа, позволяющая рассчитывать производные параметры и помещать результаты в БДМ (рис. 2.2).

іаііііідіі.ииии'.і.іиііммиїї'ятіїятдтмтммм—^і

3) Ре Е<* Иеж Insert Format look Data Wndow bdp * _ і X

J JUiJ J Л ■? n * А' Э o.cv-ftE-limi U • |: «Mtv -1» - ■ И E113

_j и joj ¿і ла kJ- І AJ

___ВЇ2_________& СОН_В_Н£ДЕЛЮ____________________________________________________________

В с D

_ 1 І^і; ,тапк, поместить расчеты по мдолвииьм формулам в БД | проиерш последней цычиспемиой формулы |

2 Таблица Параметр ІФормула 301.

‘ 1 Є Доля ФК (Уpoint ФКШкшпаи пагргпка)* 100 update S3_B set 'Aona_<tK”=(NUUIF(b

52 Б Дкига »л ь ныВ_режкм 1Б4-»'-Б45'-Б46-Б4Т-&«?г*&49),3-(Б5{7-Б5Г-Б5Г^Б53-»Б54-1-Б55')*4-(Б56- update S3_6 set *Деигатепьмы#_рвж»*«

S3 Б Заболеваемость ІБ129-Б130-Б131 • Б132*-Б133-Б131-Б135-Б136‘Б137НБ8*0 1111) update S5_b set 'ЗаБолвваемость' (t> |

'>* Б Осиовиадыедгругааа (Б$2Б$)*100 update S5_B sol 'Ocиoвмaя_медrpyлnв•

55 Б Спеамелтрчтт* (Б84/Б8)*100 update S5_6 set "Спецмедгру»та''=:(Ь [С

56 Б ОсвооожленыФК (Б91/Б8)* 100 update Sb_b set 'Освооождвмы_ФК’=(С

57 Б (Х'*обождеіш_<1»К_дек> чкн (Б92-БІО)* 100 update S5_D ’Qc»oGoevi,oi«bi_<J>K_/jo

58 А УчнгельФК (А59 А58)*100 update S5_A set "УчмтельФК*-(а (Уч_>

59 А Педагоги (А66А6І)* 100 update S5_A set *Педагог»г=(а [Педколі

00 А Учет_іир*олога (А7*А72)*100 update St«_A set *Учвт_і«ар»оло»а"=(а [5

61 А Учег_іуберкуяез (А74 А72>*100 update S5_A set 'Учет_ту6вркулез'=(а.

02 А Учет инлсаи (А75А72>*100 update 55_A set *Учеі_іли»імции":=(а |Y*

(50 А Н^ІКХ(ШЯ_СЄМЬЯ (А76А72)*100 update S5_A set ’Не»юлмая_св»ж>и”=(а |

НА А Сошкхобие (С-емьи_с_соіші>сооием А72>* 103 update S3 A set 'Соцпосо<>мо"-(в (Сем

65 Б,А вв А Чф>ф ть_соорт_оід_рабопі 1 ІВ)рвСІ(іуКП1ІІ_ФК i Двитателыш* режим Інфраструктуру ФК)* 100 A27-A2S*2-A29*3»A50*4-A31 update set “Зфф_ть_спорт_озд_раС»оті update S5_A set 'Имфрвстру*гтура_ФК*

67 А Эдаяве А12+А13*0.5+А15 update sol "Эдвмив"=а (Здамив.типоао

во 69 А С п©рт_в_шк ал с А28+А2942+А30*3 «449*0.5 + А60*0.5 *-<А50У(А49) update set "Спорт а школе* а (депорт

А Озл_юфрасірукт>ра A25»0.2-A26*0 5-A27*0 1-A28»0 4-A29»0 5-A30*0 6-A31,02-A32,06-A33* update sol “Озд^инфраструктура"=а

ГО А Смгаособи» (С'«иы1_со сосзосопми А72)« 100 update S5_A sot 'СоцпосоЄме”-(а [Самі

71 Б,А Э<Ьф ть спорт Оха работы (Б179А92)*100

7? Ж |СОН_В_НЕДЕПЮ (Ж4874 1 ?*Ж47**0 016670-0 9)*<Ж4Я74-120К49Г,0 016670-0 9)*<Ж5074-12«Н update S4_Ж set *СОМ_В_НЕДЕПЮ*=(е

73 ж 1 ШКОЛА В НЕДЕЛЮ 1Ж60?3-10*Ж6Г*0 016670-0 9)»(Ж62?3-10*Ж63'*0 016670-0 9і*(Ж64?3-10*Я update S4 Ж set ИЖОЛА В НЕДЕЛКГ

/4 Ж ДЗ В НЕДЕЛЮ (Ж/4*70-6<-Ж7Ь'*0 016670-0 9)*(Ж/6‘70-6^Ж/Г*0 016670-0 9)»(Ж/6‘70-6»Ж/‘ update S4 Ж S€t 'ДЗ В НЕДЕЛЮ* <ISi

7г. ?іЗ ж ж ПРОГУЛКИ СПОРТ <Ж10Г7О4*Ж1«Г0 016670-0 9)»(Ж 104*70 6*Ж105*0 016670 0 9)*<Ж10в-таі (Ж186'70-6*Ж187^0 016670-0 9)*<Ж188*?0-6*Ж 189*0 01Єв70-0 9>*{Ж19<У?0-і update S4JK set -ПРОГУЛKVT=( 1SNWL update в4_Ж set 'CnOPr=(ISNULL(cas

rr Е ПОВЕДЕНИЕ_СУММА Е1 7*Е18-Е 19-Е20-Е21 *Е22-*Е23

ТП Е Ьог_100м 1 Г*н _ І00м_цопмо • D«f _ 100м_досятькі *0 1 update S5_E sot *Бвг_100м*=сЗ |Бот_10

'У Е 6ес_60м Бег_60м_цвлыа*6ес_60м _досятые*0 2 update S5_E set '6«c 60м*=сЗ [Бег 60v

ао Е Бег_30м |Бег_30м_целые-*Бе*_30ы_двсятые*0 2 update S5_E set *Бес_ЗОм'=сЗ [Бвг_30к>

82 Є 09С |чепночный_6ес Вос_целые * Вос_досятые *0 1 ¡Челночный 6ег_целыа*л4елно‘*4ый_6ег _двсятые*0.1 update 55_E sat ’Ввс*=с1[Ввс_цвлы0]’ update S5_E set 'Чвлночный_бес'=сЗ.(*-

ат

► \ поп» / задача / еыборм 1 форму «-/ 1« »

Рис. 2.2. Экран программы обработки формульных расчетов

Для расчета формул необходимо выделить их и нажать кнопку «поместить расчеты по выделенным формулам в БД». В таблицу, указанную в первом столбце, будет добавлено поле с рассчитанным показателем. В случае, если указано несколько таблиц через запятую, рассчитанный показатель будет помещен в первую из них, а остальные используются для сбора данных для формулы. В верхней левой ячейке через запятую перечислены этапы, по которым будет рассчитана формула. Значение «3,4,5» обозначает, что расчет каждой формулы будет производиться по 3, 4 и 5 этапу. Например, если формула рассчитывается для таблицы А, то новый показатель будет добавлен в таблицы 83_Л, 84_Л и 85_Л.

Для удобства разработки формул предназначена кнопка «проверка последней вычисленной формулы». Из формулы извлекаются все исходные данные, использованные для расчета, и, вместе с рассчитанным показателем попадают в результирующую таблицу. Вот пример проверки расчета формулы Вес= Вес_целые+Вес_десятые'*0.1 :

Вес целые

Вес десятые

Вес

23 2 23.2

36 0 36

26 3 26.3

37 37

38 5 38.5

27 7 27.7

Рис. 2.3 Иллюстрация работы программного продукта PIVO

После расчета производных показателей и получения выборок необходимо рассчитать сводные таблицы, в которых будут подытожены данные выборок и срезов. Для данной задачи используется еще один программный инструмент, PIVO (от слова Pivot table, сводная таблица). Этот инструмент позволяет проводить анализ 3-мерного куба данных (так называемого OLAP-куба, OLAP - аналитическая обработка в реальном времени), изучая различные срезы данных в 3 измерениях.

Для анализа куба необходимо подготовить выборку и поместить ее в базу данных (для этого используется кнопка «Сохранить в БД в таблицу», рис. 2.1). Затем, выбрав сохраненную выборку в списке таблиц, можно разместить на осях OX, OY и OZ различные параметры для подробного изучения срезов. В качестве примера (рис. 2.3) на оси OX размещены данные о типе школы (Лицей или гимназия, либо обычная школа), на оси OZ - город или село (город представлен на пер-

вой таблице, село - на второй), а на оси ОУ - оценка инфраструктуры школы. Ось ОХ представляет столбцы сводной таблицы, ОУ - строки, а О2 - несколько разных таблиц. В ячейках указано количество школ, имеющих ту или иную оценку. Например, в первой ячейке указано, что 133 школы, расположенные в городе и относящиеся к лицеям или гимназиям, имеют очень низкую оценку инфраструктуры, в диапазоне от 2 до 5. Эта сводная таблица позволяет сравнить инфраструктуру в сельских и городских школах или инфраструктуру в лицеях и гимназиях с обычными школами.

ГОРОД_СЕЛО: ГОРОД

ТИП_ШК: ЛИЦЕЙ ИЛИ ГИМНАЗИЯ ТИП_ШК: ОБЫЧНАЯ ШКОЛА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОЦЕНКА: среднее 9.55 9.24

ГОРОД СЕЛО: СЕЛО

ТИП_ШК: ЛИЦЕЙ ИЛИ ГИМНАЗИЯ ТИП_ШК: ОБЫЧНАЯ ШКОЛА

ОЦЕНКА: среднее 10.63 8.44

■ЛАМ—* Л ■ъУ-С-Э В. Г ІИІЦІМ |

йЛЖІ Ї-» -й- -Й-

№і; ч> ->

Г|*Ш СН№ ЫО&

1 = Е- 3 | ■ці оя: йШШйиШДл.

им 1-5 -о- -в-

-в- -а-

-о- -3

>и-1>Та | РКККНП !

ПТ*-Г_ГГ *Г. г пт л

||П . .- ЛН ..1 Й ИЛИ ІИН-ЛЧІ1 ПП.ІІК ПШИІЛ 1КЛ.І1

Г.- РНС1 л ч 0 ф

Л--РНСІ Ч-Ї6 ф ф<

13 13 <■ ф

■ і із 1* ф. ф

.ІЖІ Ч-1Л ф. ф

іцжі н аг » ф

Г=тол_ст.тс-. С1ПО

1131. и-. ЛІТ..І НЯ1П ІННг.'.ІІІІ пъьнил 1Ш.и

1 л-1 -о- *

мни "і ■: с ■о- ->

с-_анеї !.□ -и -ІГ -І

■-■_а -г.. им <г

ими І. 1-ЗЬ -іг *-

ШУГа | ПШгПфвиГв

-1

Рис. 2.4. Образец шаблонов таблиц

Для более гибкого анализа параметров предназначен язык диапазонов. Если в окне диапазонов указано одно значение, это означает, что параметр рассчитывается только для этого значения. В то же время, во многих случаях удобно указывать диапазон значений, в который может входить параметр. Например, диапазон 2-5 на рис. 2.3 означает, что оценка инфраструктуры может быть от 3 до 5 баллов. Также можно рассчитывать проценты и средние значения параметра, устанавливая знак % или * перед диапазоном. Например, указав о диапазонах параметра

«Оценка» знак *, мы получим расчет средней оценки инфраструктуры, что даст нам следующую сводную таблицу:

По данной сводной таблице наглядно видно, что школы на селе оснащены хуже, чем в городе, но лицеи и гимназии, которых на селе мало, оснащены в среднем даже лучше, чем городские.

Помимо возможности создания 3-мерных срезов, инструмент имеет возможность сохранять уже рассчитанные таблицы и изменять их или пересчитывать. Для этого используется кнопка «Добавить в шаблон». При нажатии на нее, в текущий шаблон добавляется сводная таблица. Эта таблица может быть в любое время исправлена или рассчитана, либо удалена из шаблона.

Таким образом, разработана полная программная инфраструктура для работы с БДМ, включая собственно базу данных, программный инструмент объединения таблиц и этапов, программный инструмент для расчета и проверки сложных формул, а также инструмент для подготовки и расчета сводных таблиц. Все это обеспечивает эффективность и надежность дальнейшей работы по обработке информации, хранящейся в БДМ.

Благодарности. Работа поддержана грантом РГНФ 06-06-00346а.

Авторы выражают искреннюю благодарность д.б.н. проф. А.И. Козлову за продуктивное обсуждение и ценные советы по анализу материалов исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян Н.А., Скальный А.В. Химические элементы в среде обитания и экологический портрет человека. - М.: КМК, 2001. - 83 с.

2. Алаев Э.Б.Социально-экономическая география. - М., 1983.

3. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека: Учебник. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 640 с.

4. Баранов А.А. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге / Под. ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы. - М., 2000.

5. Бедрицкий А.И. Международные соглашения по проблеме глобального изменения климата и участие в них России / Спецвыпуск журнала. 13.09.2003. -ncsf.rU/resources/publications/nevfinal_96_final.p. - С. 4-7.

6. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа (учебно-методическое пособие).- М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.

7. Безруких М.М. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников. // Официальные документы в образовании. - М.: ООО «Фирма» Частное образование С», 2005, №21(300). - С. 68 - 85.

8. Безруких М.М., Сонькин В.Д. и др. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения. -Центр образования и здоровья Минобразования РФ. - М.: Триада-фарм, 2002. -117 с.

9. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Зайцева В.В. и др. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: Руководство для работников системы общего образования / Под ред. М.М. Безруких,

В.Д. Сонькина. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книго-

издания, 2004. - 380 с. (Серия «В помощь образовательному учреждению» / Министерство образования и науки Российской Федерации)

10. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Зайцева В.В. и др. Характеристика среды жизнедеятельности современных российских школьников // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - Т. 5, № 5, Приложение 1 / Школа и здоровье. - с. 31-36.

11. Вишневский А.Г., Андреев Е.М., Трейвиш А.И. Перспективы развития России: роль демографического фактора. Институт экономики переходного периода. Научные труды № 53Р. - Москва, 2003. - 86 с.

12. Година Е.З., Миклашевская Н.Н. Экология и рост: влияние факторов окружающей среды на процессы роста и полового созревания у v человека // Итоги науки и техники. Сер. Антропология. - М.: ВИНИТИ, 1989. - Т. 3. - С. 77-134.

13. Гольц Г. А. Инфраструктура и общество: принципы стратегии опережающего развития России. // Общественные науки и современность. - 2003. - № 6. -

С. 41-50.

14. Гундаров И. А. Управление государством по критерию качества жизни -путь к справедливому строю: Проблемы соц. эргономики/И. А. Гундаров ;И. А. Гундаров // Проблемы психологии и эргономики. - 2003. - Вып. 2. - С. 113-118.

15. Дартау Л.А. Теоретические аспекты управления здоровьем и возможности его реализации в условиях Российской Федерации / Проблемы управления. -

2003. - № 2. - С. 43

16. Кессельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма. -СПб., 2001.

17. Крупнов Ю.В., 2005, 200 миллионов россиян к 2050 году, или как перестать вымирать // Социология, медицина, демография, биология и синергетика. -Интернет-ресурс http ://spkurdyumov.narod.ru/ demogra7 7 .htm

18. Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблем /

В.Р. Кучма, Г.Н. Сердюковская и др. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2002.

19. Лапицкая Е.М. Особенности физического развития школьников различных конституциональных типов, проживающих в Кольском Заполярье// Новые исследования. -2002. - №.1, С. 131-140.

20. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркотизма несовершеннолетних / Валеология. - 2006. - N 1.

21. Максимова Т.М. Социальный градиент в формировании здоровья населения. - М.: Лаб. знаний: РУССО, 2004. - 873 с.

22. Медик В.А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик; Новгор. науч. центр Сев.-Зап. отд-ния РАМН. - М.: Медицина, 2003. - 508 с.

23. Онищенко Г.Г. Проблемы совершенствования социально-гигиенического мониторинга // Здравоохранение Российской Федерации. - 2004. - №3.

24. Прохоров Б.Б. Социальная экология. - М. : ACADEMIA, 2005. - 413 с.

25. Ревич Б.А., Авалиани С.Л., Тихонова Г.И. Экологическая эпидемиология / под ред. Б.А.Ревич. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.

26. Римашевская Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. - М.: РИД ИСЭПН, 2003. - 392 с.

27. Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Макеева А.Г. Охрана здоровья и физическое развитие детей в условиях современного сельского социума: Методическое посо-

бие. Серия: Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики. Выпуск 11. - М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. - 92 с.

28. Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Макеева А.Г. Некоторые характеристики качества жизни сельских школьников // Качество жизни и дети России: Труды ВНИИТЭ, выпуск 9. - М., 2004. - С. 22-37.

29. Стародубов В.И., Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Концепция Федерального атласа «Региональные факторы и особенности состояния здоровья детского населения Российской.Федерации // Здравоохранение Российской Федерации, -

2004. - №3.

30. Флоринская Ю.Ф. Здоровье населения российских регионов // Пробл. прогнозирования. - 1999. - N 5. - С. 141-157.

31. Царегородцев Г.И. Общая патология и методология медицины: Обзор // Вестник Рос. Акад. Мед. Наук. - 1998. - № 10 - С. 41-45.

32. Шмаков Д.И. и др. Оценка стоимости статистической жизни и экономического ущерба от потерь здоровья. // Проблемы прогнозирования. - 2002. - №3:

С. 125-135.

33. Armstrong VC, Newhook RC. Assessing the health risks of priority substances under the Canadian environmental protection act // Regul Toxicol Pharmacol. - 1992 Vol.15(2P1). - P.111-21.

34. Edwards CL, Scales MT, Loughlin C, Bennett GG, Harris-Peterson S, De Castro LM, Whitworth E, Abrams M, Feliu M, Johnson S, Wood M, Harrison O, Killough A. A brief review of the pathophysiology, associated pain, and psychosocial issues in sickle cell disease // Int J Behav Med. - 2005; 12(3): 171-9.

35. Flynn JT. Hypertension in adolescents // Adolesc Med Clin. 2005 Feb;16(1):11-29.

36. Halken S. Prevention of allergic disease in childhood: clinical and epidemiological aspects of primary and secondary allergy prevention // Pediatr Allergy Immunol.

2004 Jun; 15 Suppl 16:4-5, 9-32.

37. Hicks HE, De Rosa CT. Sentinel human health indicators: to evaluate the health status of vulnerable Communities // Can J Public Health. 2002 Sep-Oct;93 Suppl 1: S57-61.

38. Jarup L. Hazards of heavy metal contamination // Br Med Bull. 2003;68:167-

82.

39. Lloyd-Smith ME, Bell L. Toxic disputes and the rise of environmental justice in Australia // Int J Occup Environ Health. 2003 Jan-Mar;9(1):14-23.

40. Lucas SR, Platts-Mills TA. Physical activity and exercise in asthma: relevance to etiology and treatment // J Allergy Clin Immunol. 2005 Aug;116(2):298.

41. Massery M. Musculoskeletal and neuromuscular interventions: a physical approach to cystic fibrosis // J R Soc Med. 2005;98 Suppl 45:55-66.

42. Odland JO, Deutch B, Hansen JC, Burkow IC. The importance of diet on exposure to and effects of persistent organic pollutants on human health in the Arctic // Acta Paediatr. 2003 Nov;92(11):1238-40.

43. Parizot X. Canine excrement in the urban environment: what is the solution? // Rev Sci Tech. 1991 Sep;10(3):669-80.

44. Schafer KS, Kegley SE. Persistent toxic chemicals in the US food supply // J Epidemiol Community Health. 2002 Nov;56(11):813-7.

45. Sucato GS, Murray PJ. Gynecologic health care for the adolescent solid organ transplant recipient // Pediatr Transplant. 2005 Jun;9(3):346-56.

46. Tamborlane WV, Fredrickson LP, Ahern JH. Insulin pump therapy in childhood diabetes mellitus: guidelines for use // Treat Endocrinol. 2003;2(1): 11-21.

47. Wandell PE. Quality of life of patients with diabetes mellitus. An overview of research in primary health care in the Nordic countries // Scand J Prim Health Care.

2005 23(2):68-74.

48. Wilby J, Kainth A, Hawkins N, Epstein D, McIntosh H, McDaid C, Mason A, Golder S, O'Meara S, Sculpher M, Drummond M, Forbes C. Clinical effectiveness, tole-rability and cost-effectiveness of newer drugs for epilepsy in adults: a systematic review and economic evaluation // Health Technol Assess. 2005; v.9(15):1-157, iii-iv.

49. Zetterstrom R. Industrial and agricultural pollution: a threat to the health of children living in the Arctic region // Acta Paediatr. 2003;v.92(11): 1238-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.