Научная статья на тему 'Компоненты качества жизни современных российских школьников.'

Компоненты качества жизни современных российских школьников. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1340
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сонькин В. Д., Зайцева В. В., Макеева А. Г., Сонькин В. В.

Проведено исследование широкого комплекса факторов, формирующих важнейшие аспекты качества жизни современных российских школьников, на основании данных всероссийского мониторинга 2001-2004гг., осуществленного в рамках эксперимента Министерства образования РФ по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Информация собрана методом анкетирования, включает 22 информационных блока, отражающих состояние школьной среды; объем и структуру учебных нагрузок; условия и образ жизни; двигательную активность; структуру питания; состояние здоровья; организацию досуга; риск наркогенного заражения; психологическую напряженность школьников. Были разработаны и рассчитаны интегральные показатели, количественно выражающие важнейшие компоненты качества жизни школьников. Выполнена объемная работа по формированию программного обеспечения, специализированного для обслуживания базы данных, сформированной по результатам мониторинга. Всего в процессе обработки учтены результаты анкетирования более 80000 школьников начальных и старших классов из 2388 школ, проживающих в различных климатогеографических зонах России (в качестве климато-географических регионов рассматривались 7 Федеральных округов) и в населенных пунктах с различной социально-экономической инфраструктурой. Учитывалась также географическая широта расположения региона, усредненная годичная амплитуда температур, а также экономическое положение в регионе (на основании данных Росстата за 2002г.). В задачи исследования входила оценка влияния социально-экономических и климатических факторов на различные компоненты качества жизни современных российских школьников. Получены результаты, отражающие влияние социально-экономической инфраструктуры на многие из исследованных компонентов качества жизни школьников. Для большой группы показателей выявлен градиент: Мегаполис Обсластной центр Районный город Село, устойчиво проявляющийся внутри климато-географического региона. В частности, этот фактор влияет на состояние школьной среды, социально-экономическое благополучие семей, включая условия проживания и условия для учебных занятий школьника, структуру и качество питания. Этот же фактор влияет на социально-психологические свойства школьников, в том числе на их производственную активность, занятия спортом, организацию досуга, а также в определенной мере на риск вовлечения в наркотизацию. В то же время, значительная часть рассмотренных компонентов качества жизни школьников не демонстрирует отчетливой независимости от того или иного внешнего фактора, что отражает комплексность и неоднозначность самого понятия "качество жизни".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сонькин В. Д., Зайцева В. В., Макеева А. Г., Сонькин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компоненты качества жизни современных российских школьников.»

ШКОЛА И ЗДОРОВЬЕ

КОМПОНЕНТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВД.Сонькин1, В.В.Зайцева2, А.Г.Макеева3, В.В.Сонькин4 Институт возрастной физиологии РАО, лаборатория физиологии мышечной деятельности

Проведено исследование широкого комплекса факторов, формирующих важнейшие аспекты качества жизни современных российских школьников, на основании данных всероссийского мониторинга 2001-2004гг., осуществленного в рамках эксперимента Министерства образования РФ по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Информация собрана методом анкетирования, включает 22 информационных блока, отражающих состояние школьной среды; объем и структуру учебных нагрузок; условия и образ жизни; двигательную активность; структуру питания; состояние здоровья; организацию досуга; риск наркогенного заражения; психологическую напряженность школьников. Были разработаны и рассчитаны интегральные показатели, количественно выражающие важнейшие компоненты качества жизни школьников. Выполнена объемная работа по формированию программного обеспечения, специализированного для обслуживания базы данных, сформированной по результатам мониторинга. Всего в процессе обработки учтены результаты анкетирования более 80000 школьников начальных и старших классов из 2388 школ, проживающих в различных климатогеографических зонах России (в качестве климато-географических регионов рассматривались 7 Федеральных округов) и в населенных пунктах с различной социально-экономической инфраструктурой. Учитывалась также географическая широта расположения региона, усредненная годичная амплитуда температур, а также экономическое положение в регионе (на основании данных Росстата за 2002г.). В задачи исследования входила оценка влияния социально-экономических и климатических факторов на различные компоненты качества жизни современных российских школьников.

Получены результаты, отражающие влияние социально-экономической инфраструктуры на многие из исследованных компонентов качества жизни школьников. Для большой группы показателей выявлен градиент: Мегаполис - Областной центр - Районный город - Село, устойчиво проявляющийся внутри климато-гео-графического региона. В частности, этот фактор влияет на состояние школьной среды, социально-экономическое благополучие семей, включая условия проживания и условия для учебных занятий школьника, структуру и качество питания. Этот же фактор влияет на социально-психологические свойства школьников, в том

Контакты: 1 Сонькин В.Д., зав.лаб.,E-mail:Sonkm@mail.ru

2 Зайцева В.В., гл. научн .сотр.

3 Макеева А.Г., ст. научн. сотр

4 Сонькин В.В., программист

числе на их производственную активность, занятия спортом, организацию досуга, а также в определенной мере на риск вовлечения в наркотизацию. В то же время, значительная часть рассмотренных компонентов качества жизни школьников не демонстрирует отчетливой зависимости от того или иного внешнего фактора, что отражает комплексность и неоднозначность самого понятия «качество жизни».

Summary: Factors influencing the quality of life of Russian schoolchildren were monitored as part of the project launched by the Ministry of Education of the Russian Federation in 2001-2004. Information was obtained by means of questionnaires and consists of 22 blocks showing the parameters of school environment, volume and structure of school workload, conditions and way of life, motor activity, nutrition, health, leisure, risk of drug addition, anxiety. Integral indexes reflecting critical components of schoolchildren’s quality of life were developed and calculated. Special software was developed to analyze the obtained database. The results were based on data obtained from over 80000 respondents from 2388 primary and secondary schools located in different climatic zones of Russia (i.e. 7 Federal Administrative Regions) and town with different social and economic infrastructure. Latitude and averaged annual temperature as well as economic situation in the region were taken into account (based on Rosstat). The objective of investigation was to assess the influence of climatic and social-economic factors on different components of the quality of life of Russian schoolchildren. As a result gradient “Megapolis (big city)-Regional Center-Town-Village” was shown to consistently influence the indexes within the climatic region. In particular, this factor influences school environment, social and economic status of families including accommodation, conditions for doing homework, nutrition. This factor also influences social activity including school performance, sports activities, leisure and to a certain extent risk of drug addition. At the same time, many components were not influenced by any external factors, which reflects the complex and ambiguous character of the concept of “the quality of life”.

Качество жизни, сильно варьирующее в современной России в зависимости от множества факторов [1; 6; 8; 9; 12; 13], во многом определяет физическое, моторное и психическое развитие современных школьников [5; 7; 14; 16], что, в конечном счете, отражается на их здоровье и перспективах социальной адаптации [3; 4; 17]. В то же время, компоненты качества жизни современных российских школьников практически не исследованы, нет теоретически обоснованных концепций формирования адекватных условий для оптимального развития детей и подростков, а практические меры по сохранению и укреплению здоровья учащихся и повышению качества их жизни, предпринимаемые в учреждениях образования, в большинстве случаев фрагментарны и односторонни. Исследование широкого комплекса факторов, формирующих важнейшие аспекты качества жизни современных российских школьников, включая социально-экономическую инфраструктуру (СЭИ) и климатогеографические условия (КГУ) мест постоянного проживания, составляет актуальную социально-экологическую проблему, решение которой будет способствовать выявлению механизмов адаптации детей и подростков к изменяющимся условиям жизни в современной России.

Исследование проведено на основании данных всероссийского мониторинга 2001-2004гг., осуществленного в рамках эксперимента Министерства образования РФ по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Информация собрана методом анкетирования различных участников образовательного процесса - администраторов образовательных учреждений, классных руководителей, учителей физической культуры, медицинских работников школ, родителей и самих учеников, включает 22 информационных блока, отражающих состояние школьной среды; объем и структуру учебных нагрузок; условия и образ жизни; двигательную активность; структуру питания; состояние здоровья; физическое и моторное развитие; организацию досуга; риск наркогенного заражения; психологическую напряженность школьников.

Ранее была создана компьютерная база данных результатов мониторинга, разработаны алгоритмы расчета производных показателей [2] и алгоритмы анализа компонентов качества жизни [15]. Проведен анализ результатов мониторинга с точки зрения системы образования [2; 3], а также широкие сопоставления характеристик школьной среды, условий и образа жизни учащихся, питания, физического и моторного развития, состояния здоровья, психологического напряжения и других характеристик, в той или иной мере отражающих качество жизни школьников, проживающих в сельской местности и в городах, обучающихся в образовательных учреждениях разных видов с различной организацией учебновоспитательного и оздоровительного процессов [2].

Задачи исследования:

1. Оценить влияние социально-экономической инфраструктуры на различные компоненты качества жизни современных российских школьников (на примере учащихся 1-3 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений), в том числе: 1)состояние школьной среды; 2)объем и структура учебных нагрузок; 3)условия и образ жизни; 4)двигательная активность; 5)структура питания; 6)состояние здоровья; 7)организация досуга; 8)риск наркогенного заражения; 9)психологиче-ская напряженность.

2. Выявить региональные (связанные с климатогеографическими условиями) особенности компонентов качества жизни школьников 1-3 и 10-11 классов на основе анализа результатов мониторинга, полученных в выборках из сопоставимых по социально-экономической инфраструктуре населенных пунктов (центры субъектов Федерации; районные центры; сельские населенные пункты).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализу подвергнуты данные, полученные в ходе мониторинга широкомасштабного эксперимента Минобразования РФ по совершенствованию структуры и содержания общего образования, который проводился в 2001-2004гг. в большинстве регионов Российской Федерации. Для проведения исследования были разработаны 8 анкетных форм, предназначенных для персонала школы, а также детей и их родителей. Анкеты состоят из вопросов закрытого типа, характеризующих состояние внутришкольной среды, организацию учебного процесса, медикопсихологическое сопровождение учащихся, объем и качество их питания, усло-

вия жизни в семье, организацию физкультурно-оздоровительной работы, режим учебы и отдыха, структуру досуга и риск наркогенного заражения, а также состояние здоровья, уровень физического и моторного развития и уровень психологической напряженности учащихся. Разработана база данных на платформе SQL-сервера, обеспечивающая хранение, выборку по специализированным запросам и анализ собранной информации.

Ниже приведен перечень информационных блоков, с помощью которых проводился мониторинг:

Блок 1. Регион: Экологические и социально-экономические факторы Блок 2. Школьная среда: Характеристика здания, состав и состояние оборудования школы

Блок 3. Здоровьесберегающая система в школе: Структура, формы, методы, инфраструктура

Блок 4. Обучение и воспитание учащихся в области здоровья: Содержание, формы и методы

Блок 5. Контингент учащихся школы: Половая и возрастная структура Блок 6. Педагогический коллектив школы: Возрастная структура и квалификация педагогов

Блок 7. Состав класса: Численность учащихся класса (девочки, мальчики) Блок 8. Организация учебного процесса: Режим учебных занятий Блок 9. Учебная нагрузка: Структура, объем и организация занятий Блок 10. Обязательные формы физкультуры: Объем и структура уроков физической культуры

Блок 11. Оздоровительно-профилактическая работа: Перечень и характеристика мероприятий

Блок 12. Текущая заболеваемость: По данным классных журналов Блок 13. Хроническая заболеваемость: По данным школьных медицинских карт и родителей

Блок 14. Характеристика семьи: Состав семьи, бытовые условия, наличие необходимого

Блок 15. Досуг: Организация и структура досуга школьника, факторы риска наркотизации

Блок 16. Питание: Структура, качественная и количественная адекватность питания ученика

Блок 17. Спортивно-оздоровительная физическая активность школьника: Формы и объемы

Блок 18. (только для старшей школы). Производственная и бытовая физическая активность:

Блок 19. Физическое развитие: Результаты 4 антропометрических измерений учащегося

Блок 20. Моторное развитие: Результаты 6 двигательных тестов учащегося Блок 21. Режим дня учащегося: Индивидуальный бюджет времени Блок 22. (только для старшей школы). Школьная напряженность: Признаки функционального напряжения (самооценка ученика)

Для решения задач данного исследования анализ данных по всем перечисленным информационным блокам проводился в двух плоскостях:

1. В зависимости от социально-экономической инфраструктуры региона постоянного проживания (мегаполис - областной/краевой центр - районный центр - сельский населенный пункт)

2. В зависимости от климатогеографических условий региона проживания при выравнивании СЭИ: сопоставление равноразмерных населенных пунктов (центры субъектов Федерации; районные центры; сельские населенные пункты), расположенных в разных климатических зонах.

Учитывали также социально-экономические характеристики региона (по данным Росстата за 2002г.). Всего обследовано около 170000 школьников 1-3 и 10-11 классов, проживающих в различных климатогеографических зонах и в населенных пунктах с различной социально-экономической инфраструктурой. Примерно половина этого объема информации была использована для проведения представленного в настоящем сообщении анализа (остальные записи базы данных были отвергнуты из-за наличия ошибок или неполноты информации).

Распределение объектов мониторинга по Федеральным округам представлено в таблице 1:

Таблица 1

Федеральный округ Количество школ Количеств о классов Количество учащихся

1-3 класс 10-11 класс

Северо-Западный 307 415 6223 3833

Центральный 612 1034 14459 6295

Московская область 484 655 8856 3927

Приволжский 324 596 7139 6231

Южный 178 375 4173 4559

Уральский 153 298 2527 3180

Сибирский 117 171 1850 1569

Дальневосточный 62 65 216 725

Москва 151 223 2458 2213

Всего 2388 3832 47901 32532

РЕЗУЛЬТАЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

1. Школьная среда

Распределение интегрального показателя здоровьесберегающего потенциала школы [2], который учитывает как состояние школьной инфраструктуры, так и активность педагогического коллектива в сфере пропаганды и реализации здорового образа жизни учащихся, по Федеральным округам, представлено на рис. 1.

Для каждого из Федеральных округов данные представлены раздельно для городов областного значения (О), районного (Р) и сельских поселений (С). Отдельно приведены данные для Московского мегаполиса (М). Для статистически корректного сопоставления результатов на диаграммах приведены погрешности (М±m). Расположение Федеральных округов по шкале абсцисс установлено в порядке «с запада на восток».

Практически во всех ФО заметно существенное отставание сельских школ от областных и районных по рассматриваемому показателю. Таким образом, социально-экономический региональный фактор оказывает большое влияние на возможности школ оказывать здоровьесберегающее воздействие на учащихся. В то же время, районные центры (за исключением Центрального ФО) не уступают по здоровьесберегающему потенциалу школ областным.

Следует подчеркнуть, что экономическое положение региона не является определяющим в уровне рассматриваемого показателя. Так, школы г.Москвы, наиболее экономически мощного региона, по созданию оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья школьников уступают школам городов Северо-Западного и Центрального ФО и даже райцентрам Сибирского ФО. Положение в наиболее бедном Южном ФО намного лучше, чем в достаточно богатом Уральском ФО.

Таким образом, ни климатогеографические, ни экономические факторы не являются императивными предикторами состояния школьной среды. По-видимому, существенную роль играют иные факторы. Важно подчеркнуть, что рассматриваемый показатель зависит не только (и не столько) от экономического благополучия образовательного учреждения, сколько от содержания работы педагогического коллектива, направленного на решение задач оздоровления учащихся.

Иш 11 Г" гегральная оценка здоровьесберегающего школы □ 0 ПР ВС □ * потенциала А

. 10 "р 5 9 X ё 8 - § 7 -X <5 6 5 - Ш | Е т т

И % Л 1^ К в

/ / ? * * ^ У / / ^ у / 0й ^ ^

Рис. 1. Интегральная оценка здоровьесберегающего потенциала школы

2. Характеристика контингента учащихся

Для качественной характеристики демографической ситуации может быть полезен такой показатель, как количество неполных семей (%%). В большинстве случаев этот показатель ниже на селе, чем в городах, тогда как между областными и районными центрами внутри регионов существенных различий не выявляется. Самый высокий уровень показателя отмечен в Сибирском и Северо-Западном ФО, где он достигает примерно всех семей школьников. Это демонстрирует отсутствие западно-восточного и северно-южного градиента в распространении данного признака. Удивительно низкий показатель демонстрирует г.Москва -самый низкий из всех городов не только областного, но и районного значения. Причины этого феномена остаются неясными. Одно из предположений - более высокий уровень благосостояния способствует более высокой устойчивости семейных связей. Детальный анализ этой возможной зависимости требует дальнейших специализированных исследований.

Количестао неполных семей

пОпР «Г, пМ

Рис. 2. Количество неполных семей

Примечательна структура распределения учащихся, чьи семьи получают те или иные социальные пособия. Московские семьи по этому показателю находятся среди наиболее социально компетентных, что вполне соответствует статусу самого богатого региона страны. В остальных регионах жители сельских населенных пунктов чаще являются получателями социальной помощи, чем жители городов. Особо выделяется в этом отношении Дальневосточный ФО. Общий уровень показателя наиболее высок в Сибирском и Южном ФО. Можно констатировать слабо выраженный градиент запад-восток в распределении рассматриваемого признака.

3. Педагогический коллектив школы

Организация педагогического процесса в не меньшей степени, чем от наличия соответствующей инфраструктуры, зависит также от качественного состава педагогического коллектива. Вот почему в ходе мониторинга мы рассматривали некоторые показатели, отражающие состояние школьного педколлектива. Так например, по нашему мнению, существенное значение может иметь возраст педагогов. Некоторые различия по этому показателю, хотя и не большие, были выявлены между Федеральными округами. Так, в Московской области средний возраст учителей как в районных, так и в городских школах, составляет 42 года. Самые молодые учителя работают в Приволжском ФО, а также в районных городах Южного ФО. Однако эти различия составляют всего 3-4 года, и скорее всего не сказываются на квалификации педагогов. Во всяком случае, средний педагогический стаж во всех ФО превышает 15 лет. Все это говорит о том, что педагогический персонал школ в целом по стране состоит из зрелых, профессионально опытных специалистов. В то же время, важно учитывать также распределение педагогов в зависимости от уровня их профессиональной подготовки, представленное на следующей диаграмме.

В Московском мегаполисе и городах областного значения учителей с высшим образованием намного больше, чем со средним специальным. В районных центрах всех ФО примерно половину учительского корпуса составляют лица, не имеющие высшего образования. В сельской местности учителей с высшим образованием меньше, чем со средним. Таким образом, размер населенного пункта, тесно связанный с его социально-экономическим статусом, играет ведущую роль в формировании качественного состава педагогического корпуса. В этих условиях достаточно сложно говорить о создании равных стартовых возможностей для всех учащихся, что является одной из важнейших задач проводимой ныне реформы образования. Вероятно, создание равных стартовых возможностей станет реальным тогда, когда уровень и качество жизни населения будет в значительно меньшей степени чем сейчас зависеть от того, где оно проживает - в крупном городе, маленьком городке или на селе.

С точки зрения качества жизни школьников немаловажное значение имеет уровень организации спортивно-оздоровительной деятельности школ как показатель усилий регионального руководства, администрации и педагогического коллектива школ, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Рис. 4. Уровень образования

25 1 Спортивно-оз; доровительная д □ О ПРиС с еятельность школ ]М

. 20 -ч и ч £ И - йй тт т

Л 4 и « 10 -3 5 Р И О Н 5 - 1-1 Ь 1

/ ^ * # £ # # > / / / У ^ ,/ с/ / лй* 4? ^ 0 У' *

Рис. 5. Спортивно-оздоровительная деятельность

Интегральный показатель, отражающий эти усилия, наиболее высок в г.Москве, что может быть связано с его особым экономическим статусом, а также в областных центрах Приволжского ФО, одного из беднейших, что никак не может быть объяснено сугубо экономическими причинами. В сельских школах уровень показателя, как правило, ниже, чем в городских. Областные и районные центры в большинстве случаев не различаются по уровню показателя, либо такие различия невелики (за исключением Московского региона и Поволжья). Нет признаков климатического и географического градиентов в распределении данного показателя.

4. Условия и образ жизни учащихся

Для удобства сопоставления, диаграммы, характеризующие социально-экономические условия жизни учащихся, приведены попарно: для старшеклассников (слева) и младших школьников (справа). Такое сравнение позволяет, чаще всего, убедиться в том, что закономерности регионального распределения рассматриваемых показателей объективны, поскольку они повторяются на независимых выборках учащихся 10-11 и учащихся 1-3 классов. При этом характерным различием является, в большинстве случаев, большая величина всех рассматриваемых показателей на диаграммах слева по сравнению аналогичными диаграммами справа. Объяснение этому факту достаточно простое: родители старших школьников, в среднем, на 5-7 лет старше родителей младших, что сказывается на социально-экономическом положении семьи.

Необходимо отметить, что в базе данных отсутствуют сведения о младших школьниках, проживающих в районных городах и селах Дальневосточного ФО.

Под «условиями проживания» в контексте данного исследования мы подразумевали жилищные условия, то есть наличие собственной (отдельной) квартиры, а тем более собственного дома, давало существенно больший балл, чем проживание в коммунальной квартире или общежитии. Поскольку владение жилищной собственностью шире распространено на селе, чем в городе, в большинстве регионов мы получили закономерное нарастание показателя в ряду О-Р-С. Низкий уровень показателя для Москвы отражает наличие весьма большого процента семей с нерешенными жилищными проблемам в столичном мегаполисе. В целом самым неблагополучным по этому показателю представляется Дальневосточный ФО, а наиболее благополучным - Южный ФО. Как видим, жилищные условия не зависят от экономической мощи региона, тогда как влияние статуса населенного пункта выражено отчетливо и однозначно.

Ситуация с жильем в богатой Москве находится на уровне областных центров Сибирского ФО, и лишь в областных центрах Дальневосточного ФО жилищная проблема стоит еще острее, чем в московском мегаполисе. Значительно хуже в Москве также и по сравнению с городами (и тем более селами) Московской области.

Интересно отметить, что в Дальневосточном ФО молодые семьи областных городов, по-видимому, практически не имеют шансов улучшить свои жилищные условия за короткое время 5-7 лет. Напротив, в Сибирском ФО молодые семьи формируются при очень низкой обеспеченности жильем, но через несколько лет их жилищные условия значительно улучшаются.

я старшего школьника в семье

□ о ар «с °м

///'/■

□опросам

ИМИМр

/ У / / / / /

/// * / г/ у * У * у

Условия для учебных занятий старшеклассника дома

4,8 --|Р О °? "С ° М |-

///'/'///

> <? ¿Г

V_____

Рис. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Двигательная активность школьников

Двигательная активность - один из важнейших факторов естественного оздоровления. В то же время, не всякая двигательная активность обладает оздоровительным эффектом. Так, достаточно убедительно показано, что двигательная активность, связанная с выполнением производственных обязанностей, в большинстве случаев не оказывает оздоровительного действия [Лебедева Н.Т., 1995]. Тем не менее, эта часть двигательной активности представляет немалый интерес для характеристики качества жизни школьников.

Данные о производственной двигательной активности учащихся старших классов представлены на диаграмме. Обращает на себя внимание тот естественный, в общем, факт, что дети сельских населенных пунктов вовлечены в эту сферу значительно активнее, чем горожане. Это характерно для всех Федеральных округов. В городах районного уровня школьники старших классов, как правило, активнее участвуют в производстве, чем в городах областного уровня. Москва по этому показателю не выделяется среди других областных центров, занимая промежуточное положение. Не прослеживается влияние географических и экономических факторов, если не считать более низкой трудовой активности детей из подмосковных сел по сравнению с детьми других сельских регионов.

Совсем иная картина в распределении времени, которое ученики старших классов затрачивают на спортивные занятия. Именно этот тип двигательной активности имеет самую высокую эффективность с точки зрения оздоровления. В значительной мере он определяет качество жизни детей и подростков.

Производственная активность школьников старших классов

Рис. 7. Производственная активность школьников старших классов

Затраты времение на занятия спортом у старшеклассников

□ ОПР ис пм

т

л

/4» <4?

о / /

У

Рис. 8. Затраты времение на занятия спортом у старшеклассников

Следует признать, что объем спортивной активности старшеклассников в России очень низкий: в большинстве случаев он колеблется в диапазоне 3-4 часов в неделю, тогда как оптимальным уровнем считается от 6 до 10 часов. Интересно, что в распределении данного признака прослеживается Западно-Восточный градиент, хотя и не сильно выраженный. Очевидно, что экономический фактор не оказывает решающего влияния на данный показатель: наиболее богатая Москва

отнюдь не выделяется среди других областных центров, а экономически благополучная Московская область явно отстает от беднейшего Южного ФО. В Южном и Уральском ФО отчетливо выражено различие в зависимости от социально-экономического статуса населенного пункта, причем чем ниже этот статус, тем выше спортивная активность. Прямо противоположная зависимость отмечена в Дальневосточном ФО. В Московской области нет разницы между райцентрами и селами. Иными словами, четко выраженной закономерности в распределении данного признака не наблюдается, по-видимому, ведущую роль здесь играют либо неучтенные нами факторы, либо субъективные, связанные с позицией местного руководства.

6. Качество питания

Важным компонентом качества жизни является объем и качество питания. Совершенно очевидно, что это в первую очередь зависит от социально-экономического статуса семьи, поскольку затраты на питание могут различаться в десятки раз, и от этого зависит полноценность и структура питания. Мы выбрали для рассмотрения в данном случае два интегральных показателя, характеризующих относительный уровень затрат на питание в семье, а также насыщенность рациона витаминами.

Уровень затрат на питание (сложно рассчитываемый показатель, выражающий не денежные затраты, а качество структуры питания: преобладание животных белков, наличие других ценных питательных продуктов, включая витамины, и т.п.) в семьях младших и старших школьников имеет сходное распределение. В любом случае, этот показатель совершенно явно зависит от экономического положения региона и социально-экономического статуса населенного пункта. В сельской местности показатель намного ниже, чем в городах, но при этом в селах Подмосковья он столь же высок (или даже выше), как в областных центрах Центрального ФО и заметно выше областных и районных городов ряда других регионов. В Москве показатель самый высокий. Низкие величины показателя регистрируются в беднейших регионах - Приволжском и Южном. В Сибирском ФО отмечен самый высокий уровень градиента О-Р-С.

В целом, сходная картина отмечена и по обеспеченности детей витаминами. Здесь следует подчеркнуть важную особенность: уровень показателей для младших школьников практически во всех регионах выше, чем для старших. Объяснения этого факта могут быть двоякие: либо в семьях с маленькими детьми придают большее значение качеству питания, либо здесь сказывается участие родителей в заполнении анкет младших школьников. Разделить эти причины не представляется возможным.

Так или иначе, обеспеченность витаминами в сельской местности повсеместно хуже, чем в городах - хотя, казалось бы, именно на селе должно быть наиболее доброкачественное витаминизированное питание. В Москве уровень показателя намного выше, чем в других регионах, второе место занимают города Московской области. В большинстве регионов отчетливо выражен градиент О-Р-С, наибольший - в Сибирском ФО. Таким образом, в современной России

Уровень затрат на питание семьи старшего школьника

□ О ПР ИС ШМ

тт

* У </

Обеспеченность витаминами старших школьников 5 |по пр ис dmI

5 9’5 * 9

Í 8 1 7.5 f i 7 I 6,5 10 О 6 - g 5,5 - -« _ c lili i

3 J 1 / у f ^ / / «// ✓ * s f </ / ¿

Уровень затратна питание семьи младшего школьника

□ОПРИСПМ

ИИ

/У / S ^

Ло ал* Ж

Обеспеченность витаминами младших школьников

□ОпРиСпМ

Рис. 9. Характеристики качества питания

витаминная достаточность питания напрямую зависит от экономического фактора, а не от географического положения местности.

Организация досуга

Организация досуга старшеклассника

13

12

11

10

9

8

7

б

5

□оприспм

&

У//

' у

Рис. 10. Организация досуга старшеклассника

Организация досуга младшего школьника

7.5 7

6.5 6

5.5 5

4.5 4

□ ОПР ИС ПМ

йв

с*

//у //

«г * 4

'

____£_________

А* .<3° 4}

.¡У Л°

Ц<1 С* ¿Г «Г

Рис. 11. Организация досуга младшего школьника

Важным показателем качества жизни служит организация досуга. На диаграммах представлены данные распределения соответствующего интегрального показателя для учащихся старшего (10-11 классы) и младшего (1-3 классы) возраста. Для организации досуга необходима специфическая инфраструктура. Именно

это объясняет, почему в Москве этот показатель намного выше, чем большинстве других регионов (за исключением сел Северо-Западного ФО, где наблюдается очень большой разброс данных). По этому показателю нет четко выраженных градиентов, хотя в целом можно полагать, что организация досуга в более экономически развитых регионах немного лучше, чем в отстающих, однако это различие носит характер слабо выраженной тенденции. Надо подчеркнуть, что организация досуга младших школьников, в целом, несколько хуже, чем старшеклассников. В то же время, для этой части выборки данные по Москве не кажутся экстраординарными, многие другие областные центры не уступают Москве по организации досуга младших школьников. При этом для младших школьников отчетливо выявляется градиент О-Р-С, как и зависимость показателя от уровня экономического развития региона. По-видимому, возможности создания инфраструктуры досуга для детей школьного возраста существенно зависят от социально-экономического положения населенного пункта, где они проживают.

УРОВЕНЬ НАРКОГЕННОГО ЗАРАЖЕНИЯ ОКРУЖЕНИЯ

□ оиРиСам

12

ю

.НИ

&

о*

ль .о

Рис. 12. Уровень наркогенного заражения окружения

Тесно связана с организацией досуга старшеклассников проблема наркотизации. Хорошо себя зарекомендовавший показатель «Уровень наркогенного заражения окружения» дает представление о распространенности разных форм наркотизма (Макеева А.Г., 2006). Отчетливо выраженный градиент О-Р-С свидетельствует о том. что риск наркогенного заражения в крупных городах выше, чем в небольших городах или на селе. В то же время, это различие уже слабо выражено в западных областях, сохраняя еще свое значение на Востоке. Москва демонстрирует очень высокий уровень показателя, однако он статистически неразличим с показателями для Сибирских и Дальнево-сточных областных центров.

Поскольку речь здесь идет о всех формах наркотизации - включая курение, алкоголь и любые формы приема наркотических веществ - нет достаточных оснований полагать, что в наиболее восточно расположенных крупных городах употребление этих вредных веществ спровоцировано их доступностью в результате близости к путям проникновения наркотиков на территорию России. Впрочем, отрицать влияние этого фактора также нет достаточных оснований. Слабая выраженность зависимости уровня показателя от экономического фактора связана с тем, что учитываются именно все возможные формы наркотизации. Так или иначе, эти данные демонстрируют повсеместное распространение разных форм наркотизма и отражают необходимость принятия широкого комплекса мер по его профилактике.

7. Психологическая напряженность

Наиболее интегральным показателем влияния всего комплекса рассмотренных (а также не рассмотренных) факторов может служить суммарная психологическая напряженность учащихся. Здесь приведены соответствующие данные для старшеклассников.

Как ни удивительно, наиболее низкие значения показателя зарегистрированы в Москве и Московской области. Самые высокие - в селах Дальнего Востока. Причины таких региональных различий не очевидны и нуждаются в дальнейшем изучении вопроса. Любопытно, что в ряде регионов (Центральный, Приволжский и Уральский ФО) нет никакого различия между городами разного уровня и селами. В других регионах различия есть, но градиент О-Р-С не выдерживается ни в одном из регионов. Таким образом, психологическая напряженность не является

непосредственной функцией уклада жизни. Возможно, повышенный уровень показателя в Южном ФО и в селах Дальнего Востока отражает наличие экономических трудностей, с которым уже сталкиваются старшеклассники.

Относительно низкий уровень показателя в г.Москве может означать довольно высокую устойчивость психики старшеклассников к давлению таких факторов как скученность населения, нехватка времени на сон и прогулки, высокие умственные нагрузки, нерациональная организация физического воспитания, экологическое неблагополучие.

В связи с этим представляется, что качество жизни - весьма сложный показатель, не укладывающийся в упрощенные модели. В конечном счете, если жизнь очень напряженная, но при этом психологическое состояние человека хорошее, то можно ли утверждать, что качество его жизни низкое? Вопрос, который требует дальнейших исследований и ответ на который, вероятно, зависит от мировоззрения отвечающего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качество жизни российских школьников - один из узловых критериев социально-экономического положения страны. Гигантская территория России с ее огромным разнообразием ландшафтов и климатогеографических условий, неравномерность социально-экономического развития, глубокая, так и не стертая, несмотря на все старания, разница между городом и деревней - вот только некоторые из факторов, способных вызывать напряжение, влиять (причем нередко негативно) на качество жизни населения, на его здоровье и работоспособность. Дети, один из наиболее чувствительных к такого рода воздействиям контингентов населения, как лакмусовая бумажка отражают реальное состояние общества во всем интегративном его проявлении.

В этом мы смогли убедиться, анализируя материал, собранный в ходе широкомасштабного мониторинга в 2001-2004гг. Разумеется, при тех темпах, с которыми Россия изменяется сегодня, эти данные во многом уже устарели с точки зрения фактологии, отдано тенденции, выявляющиеся при их анализе, в большинстве случаев, скорее всего, гораздо более константны, чем абсолютный уровень того или иного показателя.

Всего в процессе обработки учтены результаты анкетирования более 80000 школьников начальных и старших классов из 2388 школ, проживающих в различных климатогеографических зонах России (в качестве климатогеографических регионов рассматривались 7 Федеральных округов) и в населенных пунктах с различной социально-экономической инфраструктурой. Учитывалась также географическая широта расположения региона, усредненная годичная амплитуда температур, а также экономическое положение в регионе (на основании данных Росстата за 2002г.). В задачи исследования входила оценка влияния социально-экономических и климатических факторов на различные компоненты качества жизни современных российских школьников.

Получены результаты, отражающие влияние социально-экономической инфраструктуры на многие из исследованных компонентов качества жизни

школьников. Для большой группы показателей выявлен градиент: Мегаполис -Областной центр - Районный город - Село, устойчиво проявляющийся внутри климатогеографического региона. В частности, этот фактор влияет на состояние школьной среды, социально-экономическое благополучие семей, включая условия проживания и условия для учебных занятий школьника, структуру и качество питания. Этот же фактор влияет на социально-психологические свойства школьников, в том числе на их производственную активность, занятия спортом, организацию досуга, а также в определенной мере на риск вовлечения в наркотизацию. В ряде случаев выявлено влияние климатического фактора, в том числе на условия для спортивной деятельности школьников, на структуру досуга школьников, некоторые характеристики заболеваемости. Ряд характеристик качества жизни детей оказался зависимым от уровня образования родителей, в том числе экономическое положение семьи, качество питания детей, а также психологическая напряженность школьников. В то же время, значительная часть рассмотренных компонентов качества жизни школьников не демонстрирует отчетливой зависимости от того или иного внешнего фактора, что отражает комплексность и неоднозначность самого понятия «качество жизни».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях // Москва: ЦЕМИ РАН, 2000

2. Безруких М.М., Зайцева В.В., Сонькин В.Д. и др. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: Руководство для работников системы общего образования / Под ред. Безруких М.М., Соньки-на В.Д. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2004. - 380 с. (Серия «В помощь образовательному учреждению» / Министерство образования и науки Российской Федерации).

3. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Зайцева В.В. и др. Характеристика среды жизнедеятельности современных российских школьников // Вопросы современной педиатрии, 2006, т.5, № 5. Приложение 1 / Школа и здоровье. - с. 31-36.

4. Гичев Ю.П. Здоровье человека как индикатор экологического риска индустриальных регионов// Вестник РАМН. - 1995. - № 8.- С. 52-54.

5. Година Е.З., Миклашевская Н.Н. Экология и рост: влияние факторов окружающей среды на процессы роста и полового созревания у v человека // Итоги науки и техники. Сер. Антропология. — М.: ВИНИТИ, 1989. - Т. 3. - С. 77-134.

6. Гундаров И. А. Управление государством по критерию качества жизни -путь к справедливому строю: Проблемы соц. эргономики/ И. А. Гундаров ; И. А. Гундаров // Проблемы психологии и эргономики. 2003 . Вып. 2. - С. 113-118.

7. Ильченко И.Н., Ю. И. Прокопенко, В. П. Ильин, Е. В. Заикин. Результаты изучения эколого-зависимых отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста // Педиатрия. - 1999. - № 3. - С. 88-93.

8. Казначеев В.П. Вопросы экологии человека: общая патология, экономика, перспективы// Предмет экологии человека. - М.. 1991. - 4.1. - С. 24-28.

9. Крупнов Ю.В., 2005; 200 миллионов россиян к 2050 году, или как перестать вымирать // Социология, медицина, демография, биология и синергетика. -Интернет-ресурс http://spkurdyumov.narod.ru/demogra77.htm

10. Кучма В.Р., Суханова Н.Н. Подходы к формированию здоровья детей и подростков в современных социально-экономических условиях // Впервые в медицине. - Санкт-Петербург, 1995. - С. 156-157.

11. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: Руководство для работников системы образования / Безруких М.М., В.В.Зайцева, Макеева А.Г., Сонькин В.Д. и др. / под ред. М.М.Безруких и В.Д.Сонькина. - Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное агентство по образованию.- М.: ООО «Фирма ВАРИАНТ»,

2005. - 584 с.

12. Прохоров Б.Б. Социальная экология. М. : ACADEMIA, 2005. - 413 с.

13. Ревич Б.А., Сает Ю.Е. Состояние здоровья детского населения промышленных городов с различной территориальной геохимической структурой // Вестн. АМН СССР. — 1989. — № 8. — С. 14.

14. Соколова Н. Образование и здоровье подрастающего поколения // Alma mater = Вестн. высш. школы. - 2006. - № 3. - С.25-27.

15. Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Макеева А.Г. Некоторые характеристики качества жизни сельских школьников // Качество жизни и дети России: Труды ВНИИТЭ.- выпуск 9.- М., 2004.- с.22-37.

16. Стародубов В.И., Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Концепция Федерального атласа «Региональные факторы и особенности состояния здоровья детского населения Российской.Федерации // Здравоохранение Российской Федерации, 2004, №3

17. Флоринская Ю.Ф. Здоровье населения российских регионов // Пробл. прогнозирования. - 1999. - № 5. - С.141-157.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Компоненты качества жизни современных российских школьников в зависимости от социально-экономической инфраструктуры и климатогеографических условий мест проживания (по данным всероссийского мониторинга)», проект № 06-06-00346a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.