Научная статья на тему 'Компоненты качества жизни современных российских школьников: результаты мониторинговых исследований'

Компоненты качества жизни современных российских школьников: результаты мониторинговых исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ / ШКОЛЬНАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕ / CHILD AGE / SCHOOL ENVIRONMENT / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева В. В., Сонькин В. Д., Макеева А. Г., Сонькин В. В.

В ходе всероссийского мониторинга в 2001-2004 гг. были получены статистические данные по 2388 школам и более чем 80 тысячам учащихся младших и старших классов, характеризующие состояние школьной среды и контингент учащихся. Анализ собранной информации был проведен с учетом социально-экономического статуса населенного пункта (мегаполис областной центр – районный центр – село; средний уровень доходов в регионе), а также географического положения населенного пункта. Оба эти фактора оказывают влияние на некоторые характеристики состояния школьной среды, однако немало и таких показателей, которые не зависят от влияния географических и социально-экономических условий, то есть носят более субъективный характер, определяемый сложившимся укладом жизни в регионе. Настоящее сообщение представляет собой фрагмент фактологического материала, полученного в ходе всероссийского мониторинга 2001-2004гг., методология которого описана нами в предыдущем сообщении [1]. Кроме настоящего, предполагается публикация еще двух сообщений, содержащих полученные численные результаты, а также заключительное сообщение с общим обсуждением полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Message 2. School environment and the contingent of pupils. During the All-Russian monitoring held in 2001-2004 there were received data on 2388 schools and more than 80 thousand pupils of junior and high school presenting characteristics of school environment and the contingent of pupils. The data analysis was performed taking into account social economic status of the place (megalopolis – city – town – village; average income level of the region) and also its geographical position. Both these factors influence school environment. However there are many characteristics of school environment that do not depend on geographic or social economic conditions and are rather subjective and depend on the lifestyle of the region itself. This message is a part of the factual material gathered during the All-Russian monitoring in 2001-2004 which was described in the previous message (message 1). Apart from this one we plan to publish two more messages with the quantitative results and another one with the overall description of the received data.

Текст научной работы на тему «Компоненты качества жизни современных российских школьников: результаты мониторинговых исследований»

ШКОЛА И ЗДОРОВЬЕ

КОМПОНЕНТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Сообщение 2. Школьная среда и контингент учащихся

В.Д.Сонькин, А.Г.Макеева, В.В.Сонькин1 Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования, Москва

В ходе всероссийского мониторинга в 2001-2004 гг. были получены статистические данные по 2388 школам и более чем 80 тысячам учащихся младших и старших классов, характеризующие состояние школьной среды и контингент учащихся. Анализ собранной информации был проведен с учетом социальноэкономического статуса населенного пункта (мегаполис - областной центр -районный центр - село; средний уровень доходов в регионе), а также географического положения населенного пункта. Оба эти фактора оказывают влияние на некоторые характеристики состояния школьной среды, однако немало и таких показателей, которые не зависят от влияния географических и социальноэкономических условий, то есть носят более субъективный характер, определяемый сложившимся укладом жизни в регионе. Настоящее сообщение представляет собой фрагмент фактологического материала, полученного в ходе всероссийского мониторинга 2001 -2004гг., методология которого описана нами в предыдущем сообщении [1]. Кроме настоящего, предполагается публикация еще двух сообщений, содержащих полученные численные результаты, а также заключительное сообщение с общим обсуждением полученных результатов.

Ключевые слова: детский возраст, школьная среда, здоровье

Components of school life quality of contemporary russian pupils: monitoring results. Message 2. School environment and the contingent of pupils. During the All-Russian monitoring held in 2001-2004 there were received data on 2388 schools and more than 80 thousand pupils of junior and high school presenting characteristics of school environment and the contingent of pupils. The data analysis was performed taking into account social economic status of the place (megalopolis - city - town - village; average income level of the region) and also its geographical position. Both these factors influence school environment. However there are many characteristics of school environment that do not depend on geographic or social economic conditions and are rather subjective and depend on the lifestyle of the region itself. This message is a part of the factual material gathered during the All-Russian monitoring in 2001-2004 which was described in the previous message (message 1). Apart from this one we plan to pub-

Контакты: 1 Сонькин В.Д.., E-mail: <sonkin@mail.ru>

В.ВЗайцева

lish two more messages with the quantitative results and another one with the overall description of the received data.

Key words: child age, school environment, health

Настоящее сообщение представляет собой фрагмент фактологического материала, полученного в ходе всероссийского мониторинга 2001-2004гг., методология которого описана нами в предыдущем сообщении [1]. Кроме настоящего, предполагается публикация еще двух сообщений, содержащих полученные численные результаты, а также заключительное сообщение с общим обсуждением полученных результатов.

1. СТРУКТУРА ВЫБОРКИ ВСЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА

Выбор объектов всероссийского мониторинга 2001-2004 гг. определялся Министерством образования РФ и региональными органами управления образованием. Участие в мониторинге было добровольным для образовательных учреждений, однако для его обеспечения выделялось определенное финансирование. Совершенно ясно, что выбор участников в таких условиях не мог быть совершенно случайным (рандомизированным) и был сдвинут в сторону преобладания продвинутых (в различных отношениях) образовательных учреждений. Тем не менее, значительный охват школ как по их местоположению, так и по организации образовательного процесса, позволяет в определенной мере судить о ситуации в образовательной среде, которая сложилась к началу 21 века в России. По-видимому, реальная «средняя» ситуация на самом деле несколько хуже, однако это не должно оказывать решающего влияния на те факторы, которые мы рассматривали в качестве ведущих при изучении элементов качества жизни, а именно: географическое положение; ранг населенного пункта; экономическое положение региона.

Для анализа влияния географического и экономического факторов был избран формальный критерий принадлежности мониторируемого образовательного учреждения к одному из Федеральных округов. Исключения из этого правила были сделаны для города Москвы как уникального столичного мегаполиса, единственного представителя российских мегаполисов в полученной нами выборке (данные по Санкт-Петербургу и Екатеринбургу были немногочисленны и не могли составить базу для корректного статистического анализа), а также для Московской области, которая по многим социально-экономическим показателям отличается от остальных субъектов Федерации, включенных в Центральный Федеральный округ, испытывая на себе мощнейшее влияние близлежащего мегаполиса.

Распределение объектов мониторинга по Федеральным округам представлено в таблице 1.

Распределение объектов мониторинга по федеральным округам

Федеральный округ Количество школ Количество классов Количество учащихся

1-3 класс 10-11 класс

Северо-Западный 307 415 6223 3833

Центральный 612 1034 14459 6295

Москва 151 223 2458 2213

Московская область 484 655 8856 3927

Приволжский 324 596 7139 6231

Южный 178 375 4173 4559

Уральский 153 298 2527 3180

Сибирский 117 171 1850 1569

Дальневосточный 62 65 216 725

Всего 2388 3832 47901 32532

Количество учащихся, данные которых были включены в анализ, намного (в 2,3 раза) меньше, чем количество заполненных и проанализированных индивидуальных комплектов анкет. Причина этого состоит в многочисленных нарушениях порядка заполнения анкет и в большом количестве ошибок в первичных материалах. Специальные процедуры верификации данных, в ходе которых рассчитывали сигмальные отклонения и другие статистики по каждому показателю и отбрасывали те записи в базе данных, которые содержали резко (более чем за 2с) выпадающие значения, позволили получить сравнительно корректный материал для последующего анализа. Несмотря на высокий уровень «отходов», полученные статистические данные отличаются высокой надежностью и достоверностью благодаря высокой наполняемости групп. Мониторинговые исследования по единой, стандартизованной программе, выполненные на столь значительном объеме объектов (свыше 80 тысяч учащихся), крайне редки в мировой литературе.

Ранжирование населенных пунктов производили по 3 основным градациям: города - столицы областей (в дальнейшем - О); города - центры районов (в дальнейшем Р); сельские населенные пункты (в дальнейшем - С). Город Москва рассматривался во всех случаях отдельно в качестве мегаполиса (в дальнейшем - М).

В представленной ниже таблице 2. приведены величины узловых климатогеографических и социально-экономических факторов, которые мы учитывали при анализе материалов мониторинга. Это:

1. Географическая широта - как показатель территориальной градации север-юг, которая для России имеет особую важность в связи с огромной протяженно-

стью страны и четко выраженным градиентом социально-экономического развития регионов в соответствии с этим вектором.

2. Годичная амплитуда температуры (сумма максимально высокой и максимально низкой температур в течение одного года) - как показатель суровости (континентальности) климатических условий, что оказывает значительное влияние не только на результативность и эффективность сельскохозяйственного производства, но также и на трудоемкость и ресурсоемкость промышленного производства.

3. Доход на душу населения (по данным Росстата за 2002г.) - как интегральный показатель социально-экономического развития региона.

Таблица 2

Выраженность эколого-географических и социально-экономических факторов

Субъект Федерации Г еограф. широта Г одовая амплитуда температуры Доход на душу населения

Северо-Западный федеральный округ 61 25 7781

Уральский федеральный округ 57 35 10142

Московская обл. 56 26 6440

Москва 56 28 26203

Приволжский федеральный округ 55 36 5939

Центральный федеральный округ* 55 29 10257

Дальневосточный федеральный округ 53 48 8045

Сибирский федеральный округ 53 42 5559

Южный федеральный округ 45 32 4440

Градиент запад-восток выражен географическим положением Федеральных округов, причем при изложении фактического материала мы в большинстве случаев располагали его именно в ракурсе данного градиента.

Для ряда Федеральных округов, имеющих значительные размеры, вынужденно были приняты некие усредненные показатели географической широты и годичной амплитуды температур.

Следует отметить, что градиент «север-юг» отнюдь не тождественен климатическому градиенту. Так например, наиболее северно расположенный Северо-

Западный Федеральный округ имеет наименьшую амплитуду температур, то есть наиболее мягкий климат. Самая высокая амплитуда температур - в Дальневосточном округе, который одновременно является одним из наиболее южно расположенных.

Анализ данных об усредненных доходах жителей Федеральных округов показывает безусловное и очень большое превышение показателя в г.Москве. Занимающий по этому показателю 2-е место регион (Московская область) отстает от лидера в 2.5 раза. В полном соответствии с мировой тенденцией, наиболее низок данный показатель в южных областях, в частности - в Южном Федеральном округе.

Все эти факторы и выявленные градиенты были использованы при анализе массива данных мониторинга.

2. СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ

Распределение школ, участвовавших в мониторинге, по видам образовательных учреждений составило: средних общеобразовательных школ в городе -79,3%, на селе - 87,4%; процент начальных школ в городе и на селе оказался почти равным (около 3,5%), гимназий в городе в шесть раз больше, чем на селе; основной школы на селе больше в четыре раза, чем в городе; прогимназии имеются только в городе, сельских лицеев в 13 раз меньше, чем городских, малокомплектных городских и сельских школ примерно поровну. Наиболее представительными учебными заведениями по стране в целом являются средние общеобразовательные школы.

Важным условием организации школьной среды является характеристика здания школы и ее этажность. Каменных школьных зданий в городе 82,2%, на селе - 78,8%; деревянных зданий в городе 9%, на селе 18%; современных зданий в городе и на селе приблизительно одинаково, соответственно 49,5% и 44%; ветхих школьных зданий в городе 14,6%, на селе 17,1%. Регулярный ремонт проводится только в половине городских и сельских школ России.

При этом одноэтажных и двухэтажных школьных зданий на селе в два-три раза больше, чем в городе; трехэтажных зданий в городе почти в два раза больше, чем на селе; имеются четырех и пятиэтажные здания в городе, которых значительно больше, чем на селе. Трехэтажных школ в городе около 50%, на селе 30%.

Гигиенические требования к инфраструктуре школы в различных видах ОУ распространяются на системы отопления, вентиляции, наличие водопровода, канализации, оборудованной столовой с газовыми или электрическими плитами (СП. 2.4.789.99)

Интегральный показатель здоровьесберегающего потенциала школы, который учитывает как состояние школьной инфраструктуры, так и активность педагогического коллектива в сфере пропаганды и реализации здорового образа жизни учащихся, представлен на графике (Рис. 1). Для каждого из Федеральных округов данные представлены раздельно для городов областного значения (О), районного

(Р) и сельских поселений (С). Отдельно приведены данные для Московского мегаполиса (М). Для статистически корректного сопоставления результатов на диаграммах приведены погрешности (М+ т). Расположение Федеральных округов по шкале абсцисс установлено в порядке «с запада на восток».

Интегральная оценка здоровьесберегающего потенциала школы

ч

си

X

н

о

ге

11

10

9

8

7

6

5

4

□ О ИР ИС ПМ

Рис. 1. Региональные особенности состояния здоровьесберегающего потенциала школы

Примечение: здесь и далее на диаграммах: О - областной центр; Р - районный центр; С - сельский населенный пункт; М - мегаполис

Практически во всех ФО заметно существенное отставание сельских школ от областных и районных по рассматриваемому показателю. Таким образом, социально-экономический региональный фактор оказывает большое влияние на возможности школ оказывать здоровьесберегающее воздействие на учащихся. В то же время, районные центры (за исключением Центрального ФО) не уступают по здоровьесберегающему потенциалу школ областным.

х

н

о

.13

с;

0)

н

о

*

о

С

^ ^ Л9 ^ ^

/У/ V

¿г

Рис.2. Региональные особенности состояния инфраструктуры школьной физкультуры

Следует подчеркнуть, что экономическое положение региона не является определяющим в уровне рассматриваемого показателя. Так, школы г.Москвы, наиболее экономически мощного региона, по созданию оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья школьников уступают школам городов Северо-Западного и Центрального ФО и даже райцентрам Сибирского ФО. Положение в наиболее бедном Южном ФО намного лучше, чем в достаточно богатом Уральском ФО.

Таким образом, ни климатогеографические, ни экономические факторы не являются императивными предикторами состояния школьной среды. По-видимому, существенную роль играют иные, не учитываемые в нашем исследовании, факторы.

Важно подчеркнуть, что рассматриваемый показатель зависит не только (и не столько) от экономического благополучия образовательного учреждения, сколько от содержания работы педагогического коллектива, целенаправленного на решение задачи оздоровления учащихся.

Одним из важнейших путей естественного оздоровления детей и подростков является рациональная организация физического воспитания. В свою очередь, эта организация базируется на наличии некоей минимальной инфраструктуры (спортивные залы, тренажеры, пришкольные спортплощадки, инвентарь и т.п.). Характеристика этой инфраструктуры представлена на следующем графике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как и в предыдущем случае, сельские школы здесь во всех регионах отстают от городских. В целом ряде ФО районные центры имеют меньше возможностей по развитию инфраструктуры школьной физкультуры, чем областные. Особенно выражены такие различия в Центральном, Южном и Уральском ФО. Богатая Москва по этому показателю заметно отстает от областных центров Центрального и Сибирского ФО, находясь на одном уровне с наименее экономически сильными Приволжским и Южным ФО.

В данном случае мы наблюдаем слабо выраженную тенденцию западновосточного градиента. Кроме того, можно предположить также наличие климатического градиента: показатели наиболее высоки в Сибирском и Дальневосточном ФО, характеризующихся наиболее суровыми климатическими условиями, тогда как показатели в климатически умеренной зоне - Северо-Западный, Центральный ФО и Московская область - заметно ниже. Возможно, суровость климатических условий требует от администрации и педагогического персонала соответствующих компенсационных усилий по оснащению спортивной базы школ, что и проявилось в уровне данного показателя.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ

Школы России сильно различаются по размеру, и это напрямую связано с социально-экономическим статусом населенного пункта. Сельские школы везде (кроме Дальневосточного ФО) намного меньше по численности учащихся, чем городские, а районные нередко меньше, чем в областных центрах. По этому параметру московские школы занимают «среднее» место, уступая почти всем областным центрам. Фактически это означает, что обеспеченность детского населения общеобразовательными школами в Москве существенно выше, чем в других областных центрах России. Скорее всего, это является следствием высокого экономического уровня столичного мегаполиса.

В то же время, по наполняемости учебных классов Москва занимает лидирующее положение. Вероятно, это является отражением специфики демографической ситуации в г. Москве.

В сельских школах наполняемость классов значительно меньше, чем в городах, что, без сомнения, отражает различие современной демографической картины города и села. Географические и климатические градиенты в этом показателе не проявляют себя.

Количество учащихся в школе

1400

1200

1000

800

600

400

200

0

Рис. 3. Среднее количество учащихся в образовательном учреждении по регионам. Обозначения - см. рис. 1.

Рис. 4. Средняя наполняемость учебного класса. Обозначения - см. рис. 1.

Для качественной характеристики демографической ситуации может быть полезен такой показатель, как количество неполных семей (%%). В большинстве случаев этот показатель ниже на селе, чем в городах, тогда как между областными и районными центрами внутри регионов существенных различий не выявляется. Самый высокий уровень показателя отмечен в Сибирском и Северо-Западном ФО, где он достигает примерно У всех семей школьников. Это демонстрирует отсутствие западно-восточного и северно-южного градиента в распространении данного признака. Удивительно низкий показатель демонстрирует г.Москва - самый низкий из всех городов не только областного, но и районного значения. Причины этого феномена остаются неясными. Одно из предположений - более высокий уровень благосостояния способствует более высокой устойчивости семейных связей. Детальный анализ этой возможной зависимости требует дальнейших специализированных исследований.

30

25

20

15

10

5

0

Количество неполных семей □ О ПР во ШМ

/У У *

Рис. 5. Процент неполных семей учащихся по регионам.

Обозначения - см. рис. 1.

Примечательна структура распределения учащихся, чьи семьи получают те или иные социальные пособия. Московские семьи по этому показателю находятся среди наиболее социально компетентных, что вполне соответствует статусу самого богатого региона страны. В остальных регионах жители сельских населенных пунктов чаще являются получателями социальной помощи, чем жители городов. Особо выделяется в этом отношении Дальневосточный ФО. Общий уровень показателя наиболее высок в Сибирском и Южном ФО. Можно констатировать слабо выраженный градиент запад-восток в распределении рассматриваемого признака.

Получающие социальное пособие

□ О ПР ио ЕМ

35

30

25

20

15

10

<$г ^ л? _ст ,сг ¿о сг сг .

/// V//

¿* <?'/

ж

Рис. 6. Доля учащихся из семей, получающих социальное пособие. Обозначения - см. рис. 1.

Состоящие на учете в милиции

□ О ПРио ИМ

ч

а>

х

I-

о

1,4

1,2

1

0,8

0,6

0,4

0,2

0

^ Ж Ж <г Ж & ж л

/// V

</

Рис. 7. Распределение частоты девиантного поведения среди учащихся по регионам. Обозначения - см. рис. 1.

Социальное неблагополучие нередко проявляется в девиантном поведении учащихся. По этой причине представляет интерес анализ численности учеников,

5

0

состоящих на учете в милиции. В большинстве случаев сельские дети и подростки представляют собой зону повышенного риска. Москва по этому показателю - относительно благополучный город. Таким образом, здесь отчетливо прослеживается давление экономического фактора, тогда как ни географический, ни климатический факторы не проявляют существенных влияний.

4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ШКОЛЫ

Организация педагогического процесса в не меньшей степени, чем от наличия соответствующей инфраструктуры, зависит также от качественного состава педагогического коллектива. Вот почему в ходе мониторинга мы рассматривали некоторые показатели, отражающие состояние школьного педколлектива. Так например, по нашему мнению, существенное значение может иметь возраст педагогов. Некоторые различия по этому показателю, хотя и не большие, были выявлены между Федеральными округами.

Рис. 8. Характеристика среднего возраста учителей школы по регионам. Обозначения - см. рис. 1.

Так, в Московской области средний возраст учителей как в районных, так и в городских школах, составляет 42 года (рис.8). Самые молодые учителя работают в Приволжском ФО, а также в районных городах Южного ФО. Однако эти различия составляют всего 3-4 года, и скорее всего не сказываются на квалификации педа-

гогов. Во всяком случае, средний педагогический стаж во всех ФО превышает 15 лет (рис.9). Все это говорит о том, что педагогический персонал школ в целом по стране состоит из зрелых, профессионально опытных специалистов.

Средний педагогический стаж

□ О ИР ВС ВМ

25

Рис. 9. Данные о педагогическом стаже учителей по регионам.

Обозначения - см. рис. 1.

В то же время, важно учитывать также распределение педагогов в зависимости от уровня их профессиональной подготовки, представленное на диаграмме (рис.10). В Московском мегаполисе и городах областного значения учителей с высшим образованием намного больше, чем со средним специальным. В районных центрах всех ФО примерно половину учительского корпуса составляют лица, не имеющие высшего образования. В сельской местности учителей с высшим образованием меньше, чем со средним.

Уровень образования педагогов школ

^ С

а зо ,

О Ф

ё * £ я

2ё га 2 и; га 5? а

С =3

о о

Т 3

^ ш

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ О ср □ Овысш ■ Р ср □ Р высш

и С ср □ С высш ШМ ср □ М высш

И

и

Ын

т

¿?

&

<ег

□ЙЬ

й4 ^ л1

* ОО

'С Л2Г ЛсГ ,СГ ¿Г сГ ЛсГ с /// */ '/// & V4 4

Рис.10. Характеристика уровня образования педагогов школ по регионам с учетом социально-экономического статуса населенного пункта проживания

Таким образом, размер населенного пункта, тесно связанный с его социально-экономическим статусом, играет ведущую роль в формировании качественного состава педагогического корпуса. В этих условиях достаточно сложно говорить о создании равных стартовых возможностей для всех учащихся, что является одной из важнейших задач проводимой ныне реформы образования. Вероятно, создание равных стартовых возможностей станет реальным тогда, когда уровень и качество жизни населения будет в значительно меньшей степени, чем сейчас, зависеть от того, где оно проживает - в крупном городе, маленьком городке или на селе.

С точки зрения качества жизни школьников немаловажное значение имеет уровень организации спортивно-оздоровительной деятельности школ как показатель усилий регионального руководства, администрации и педагогического коллектива школ, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

коллективов. Обозначения - см. рис. 1.

Интегральный показатель, отражающий эти усилия, наиболее высок в г. Москве, что может быть связано с его особым экономическим статусом, а также в областных центрах Приволжского ФО, одного из беднейших, что никак не может быть объяснено сугубо экономическими причинами. В сельских школах уровень показателя, как правило, ниже, чем в городских. Областные и районные центры в большинстве случаев не различаются по уровню показателя, либо такие различия невелики (за исключением Московского региона и Поволжья). Нет признаков климатического и географического градиентов в распределении данного показателя.

5. ОБЪЕМ И СТРУКТУРА УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК

Учебная нагрузка - сложно действующий фактор, влияющий на качество жизни школьников. С одной стороны, чрезмерный их объем ведет к переутомлению, невозможности полноценного восстановления и повышает разнообразные риски для здоровья школьников. С другой стороны, учебные нагрузки обеспечивают освоение школьниками новых знаний и умений, повышает их социальную компетентность и готовит их к решению важнейших задач своей жизни в ближайшем будущем.

т

о

о

га

у

х

= 2

*2 5

^ ф

О х

т

н

о

О)

у

с

О

Недельный объем школьных уроков (старшеклассники)

39

38

37

36

35

34

33

32

31

30

29

А<? ¿¡Г Л2Г ~сГ «сГ ¿О СГ -СГ И

/■ л? / * / + л г/ у

ж

■Ф О*' #

V </

Рис. 12. Региональные особенности объемов учебной нагрузки школьников. Обозначения см. рис. 1.

д

е

с

а

3"

к

2

е

р

т

18

17

16

15

14

13

12

11

10

Недельные затраты времени на выполнение домашних заданий (старшеклассники)

&

Р'

□О ШР ПС ИМ

ф ф ф ф ф ф ф ф Л л & т *

ф ф ф ф Л Г Ф Ф Iх Г I ^ л * * * * * ф

- у ? 1 Е|

л!

* Т

&

& & ^ * О# *

&

*

Рис. 13. Региональные особенности затрат времени на выполнение домашних заданий старшеклассниками. Обозначения см.рис. 1.

Следует отметить, что для учащихся младших классов различия в уровне нагрузок оказались невелики и по этой причине не представляют интереса для анализа. Данные об объеме школьных нагрузок старшеклассников представлены на диаграмме. Сюда включены как обязательные уроки школьной программы, так и факультативы, количество которых варьирует в различных школах довольно существенно. Среди крупных городов по объему школьных нагрузок старшеклассников лидирует Москва; практически таков же объем нагрузок в школах Приволжского ФО, чуть меньше - в школах Северо-Западного ФО. Остальные ФО демонстрируют существенно меньший объем школьных уроков. Нет четкой закономерности, характеризующей различия между городом и селом, городами разного уровня. Так, в Дальневосточном ФО в областных центрах нагрузка оказалась намного меньше, чем в более мелких населенных пунктах, причем в райцентрах отмечен очень большой разброс данных между отдельными школами. По-видимому в проявлении этого показателя нет единой закономерности и высока роль субъективных факторов, связанных с пониманием организации учебного процесса педагогическим персоналом.

В то же время, в сочетании с количеством часов в неделю, затрачиваемых на приготовление домашних заданий, этот показатель становится более информативным. В тех случаях, когда число школьных уроков особенно высоко, объем времени домашних заданий заметно ниже, и наоборот. Таким образом, структура учебных нагрузок в разных регионах страны несколько отличается: в одних (город Москва, Дальневосточный ФО) центр тяжести смещен в сторону числа школьных уроков, тогда как в других (Центральный, Приволжский и Сибирский ФО) - в сторону объема домашних заданий. Современная педагогическая наука считает первый вариант (с минимизацией домашних заданий) более прогрессивным. У детей в этом случае остается значительно больше времени на свободное самостоятельное развитие. Это может влиять на качество организации досуга, а также на общую психологическую напряженность школьников, что будет предметом обсуждения в следующих сообщениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зайцева В.В., Сонькин В.Д., Макеева А.Г., Сонькин В.В Компоненты качества жизни современных Российских школьников: Результаты мониторинговых исследований. Сообщение 1. Методология всероссийского мониторинга // Новые исследования. - 2011. - №2. - С. 57-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.