Научная статья на тему 'Компетентностный подход в преподавании литературы и русского языка'

Компетентностный подход в преподавании литературы и русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халимова А. М.

О реализации компетентностного подхода в обучении литературе и русскому языку с использованием новых технологий в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в преподавании литературы и русского языка»

174

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Режим доступа: www.borytko.nm.ru/papers/subject6_1/hodireva.htm (дата обращения: 05.01.13).

8. Шкерина Л.В. Моделирование математической компетенции бакалавра - будущего учителя математики // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2010. - С. 97-102.

9. Шкерина Л.В. Особенности проектирования профильной подготовки бакалавров педагогического направления // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 3. - С. 28-37.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА

© Халимова А.М.*

Уфимский государственный колледж технологии и дизайна, г. Уфа

О реализации компетентностного подхода в обучении литературе и русскому языку с использованием новых технологий в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Проблемы формирования компетенций в ГБОУ СПО решаются с учетом образовательных программ на нескольких уровнях. На начальном уровне, который в основном соответствует первому курсу, идет разработка базовых компетенций, в основе которых лежат универсальные учебные действия (УУД), и предполагается межпредметная и метапредметная база их развития. К ним относятся такие компетенции, как учебно-познавательная, коммуникативная, информационная. На втором уровне, который соответствует деятельности цикловых комиссий, разрабатываются общепредметные компетенции, относящиеся к образовательной области. Например, для гуманитарных дисциплин - это формирование лингвистической, языковой, коммуникативной, культуровед-ческой и ценностно-смысловой компетенций. На третьем, индивидуальном уровне, и четвертом уровне - уровне групп по специальностям - предметные компетенции, различающиеся для разных учебных предметов.

Что такое компетентность? Лебедева О.Е. определяет компетентность как «способность и готовность личности к деятельности, основанная на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению», то есть компетентность - это формирование на основе полученных знаний умений, навыков и способов деятельности для решения теоретических и практических задач. Также сегодня многие педагоги считают, что компетентность предполагает способность решать задачи, совпадающие с реальными жизненными задачами. Компетентностный подход в обучении - это акцентирование вни-

* Преподаватель.

мания на результате образования, когда формируется способность обучающегося действовать адекватно в различных проблемных ситуациях.

Данные определения позволяют преподавателям-филологам рассматривать, например, коммуникативную компетентность как способность выпускника колледжа к реальному общению адекватно целям, сферам, ситуациям общения, как готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию с учетом того, с кем, где и с какой целью будет он общаться. Культуроведче-ская компетентность обеспечивает формирование русской языковой картины мира, овладение речевым этикетом. Поэтому целью формирования данной компетенции является постижение национальной культуры русского народа, познание ее самобытности, развитие национального самосознания и т.д. Также культуроведческая компетентность должна реализовываться через познание культур тех, кто населяет нашу республику и страну. Осознание многообразия духовного мира, понимание и признание ценностей культуры другого народа позволит жить, общаться в такой многонациональной республике, как Башкортостан и в таком государстве, как Россия. Именно с этой целью в рабочих программах по русскому языку и литературе, написанных для Уфимского государственного колледжа технологии и дизайна, особое внимание уделяется региональному компоненту, который позволяет познакомить студентов с культурой тех народов, которые проживают на территории республики. Это в свою очередь помогает готовить профессионалов, которые будут уже знакомы с искусством, традициями тех, с кем им придется общаться, работать. Например, на занятиях, когда формируется понятие концепта (например «родник», «добро», «дом» и т.д.) вместе с текстами русских поэтов, писателей широко используются стихотворения, отрывки из других произведений Мустая Карима, стихотворения Назара Наджми и т.д., которые иллюстрируются не только репродукциями картин русских художников, но художников республики. Такие виды работ формируют у будущих дизайнеров (специальность «Дизайн») не только эстетический вкус, но и языковую личность, готовую свободно общаться, говорить, писать.

Формирование языковой компетенции на занятиях по русскому языку и литературе достигается благодаря использованию художественного текста (или отрывка из художественного произведения) для анализа, использованию устных и письменных работ малых форм (сочинений-минитаюр, создание хокку, синквейнов, устных зарисовок). Литературное произведение при таком подходе воспринимается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение действительности. Благодаря лингвистическому анализу текста формируется не только языковая, но и коммуникативная, этнокультурная и другие компетенции, развивается дар слова, умение слышать и услышать слово и использовать его в своей речевой практике, то есть они учатся создавать свой учебный, исследовательский продукт в виде различных текстов. Создавая собственный

176

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

текст, студенты высказывают свою точку зрения на действительность, учатся говорить о том, что их волнует, окружает, огорчает, восхищает. Таким образом, студенты, которые не очень любят сегодня читать, говорить или боятся говорить, так как словарный запас очень бедный, нет нужных слов для выражения мыслей, на уроках русского языка и литературы безболезненно приобретают опыт публичного выступления.

Для формирования культуроведческой, лингвистической, коммуникативной компетенций на занятиях по литературе также применяется проектная технология, которая оправдывает себя динамичностью, широтой охвата исследуемого материала и результативностью. Она позволяет студентам работать в группах на интересные для них темы. Например, при изучении творчества Л.Н. Толстого и его романа «Война и мир» студентами были сделаны 2 проектные работы - «Женщина в изображении Л.Н. Толстого» студентами специальности «Дизайн» и «Русская женская одежда 19 века» (на основе произведений Л.Н. Толстого») студентами специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». Такие работы интересны студентам и с точки зрения получения новых знаний, и с точки зрения максимально близкого изучения предмета своей будущей профессии.

Формирование всех компетенций должна происходить не только на занятиях, но и во внеучебное время. Например, формирование информационной компетенций в основном и происходит вне занятий. Всем известно, что сегодня не только студенты, но и маленькие дети умеют пользоваться компьютерами, телефонами и т.д. Но умения пользоваться (на уровне игры, «путешествия» по соцсетям) недостаточно, важно научить сегодняшнего студента пользоваться современными информационными технологиями, то есть самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимы материал, организовывать, преобразовывать, сохранить и передавать ее [1, с. 45]. Поэтому студенты заранее получают такие задания, как создать слайд-шоу, фильм по творчеству уже известного писателя. Например, студентами были созданы заочные экскурсии по тургеневским местам «Поклонитесь дубу моему», по родине С. Есенина «Дом с голубыми ставнями», «Путешествия С. Есенина» и т.д.

Во время изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и романа М. Шолохова «Тихий Дон» основной ролью, которую осваивает студент на занятиях литературы, является роль исследователя, аналитика, самостоятельно изучающего не только литературное произведение, но и историю. Включаются такие виды деятельности, как поиск исторической информации, ее интерпретация, систематизация, критический анализ, оценка, связь с современностью. Студенты начинают работать не только с художественным текстом, словом, но и с историческими источниками, что позволяет включить студентов в самые разнообразные виды историко-литературной познавательной деятельности: поиск информации, отделение фактов от мнений, выявление авторской позиции, идентификация автора или времени создания ис-

точника, реконструкция образов эпохи, сопоставление и обобщение информации, определение совпадения данных по документам и в произведении и др. Многообразие видов заданий с художественными и историческими источниками позволяет развивать как образное, так и аналитическое мышление студентов.

При подготовке таких интенсивных занятий по русскому языку и литературе с целью формирования базовых компетенций предполагает новую структуру занятия, когда студент перестает быть объектом и становится субъектом, «готовым к деятельности» с первых минут. «Готовность к деятельности» состоит из пяти «Г» («Г» - готовность) и 5Г может быть представлена следующим образом:

- Готовность к целеполаганию.

- Готовность к планированию.

- Готовность к оценке ресурсов (актуализация своих знаний, умений, социального опыта; осознание ограниченности своих ресурсов и планирование мер по ее преодолению).

- Готовность к действию.

- Готовность к рефлексии (корректировка собственной учебно-познавательной деятельности).

Современные занятия по русскому языку и литературе, призванные формировать базовые компетенции, требуют от преподавателя тщательной подготовки по темам, умелого отбора учебного материала, интересного студенту, продумывания творческих заданий как для групповой, так и для индивидуальной работы, то есть он должен уметь построить занятия так, чтобы студенту интересно было учиться. Только тогда сегодняшний выпускник колледжа будет обладать теми качествами, которые требуются для современного профессионала в интенсивно развивающемся обществе, то есть он будет инициативным, мобильным, гибким, динамичным, сумеет использовать в своей деятельности новые методы и приемы [2, с. 46].

Список литературы:

1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5.

2. Зимин В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения ключевыми компетенциями. - Иркутск, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.