Научная статья на тему 'Участие во всероссийских научно-практических конференциях и конкурсах - одна из форм повышения квалификации'

Участие во всероссийских научно-практических конференциях и конкурсах - одна из форм повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие во всероссийских научно-практических конференциях и конкурсах - одна из форм повышения квалификации»

УЧАСТИЕ ВО ВСЕРОССИЙСКИХ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ И КОНКУРСАХ -ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Г. Е. Моргунова, зам. директора по научно-методической работе ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж»

Перспективы развития профессиональных образовательных учреждений, их реальное состояние в значительной степени зависят от профессионализма педагогов, их творчества и способности практически решать проблемы подготовки и становления будущего специалиста.

Педагоги нашего колледжа повышают свой профессиональный уровень через разные направления и формы. Одним из направлений стала поисковая, исследовательская работа преподавателей, так как теоретические знания необходимы для осуществления прикладных исследований и внедрения современных технологий. Результаты исследовательской работы наш коллектив представил на семи всероссийских научно-практических конференциях и конкурсах, проведенных в текущем учебном году. Тематика конференций показывает, что спектр проблем, волнующих преподавателей, широк.

Карюгина Л. Р. в статье «Педагогическая поддержка профессионального самоопределения молодежи - одна из приоритетных задач работы коллектива педагогического колледжа», представленной на Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические основы профильного самоопределения учащейся молодежи в условиях реформирования профессионального образования» (Кемерово, октябрь 2009), раскрывает формы, методы и средства педагогической поддержки студентов колледжа в их профессиональном самоопределении за 2003-2008 гг., показывает уровень обеспеченности кадрового состава образовательных учреждений севера Кемеровской области нашими выпускниками (до 70 %). Итог отслеживания развития рынка труда - открытие новых специальностей, что позволит нашим выпускникам быть востребованными и конкурентоспособными.

Проблему «межкультурной компетенции» Шмидт С. П. - участник вышеназванной конференции, раскрыла в работе «Тенденции формирования межкультурной компетентности специалистов в отечественной образовательной практике», показала связь данной проблемы с переходом к информационному обществу, с интеграцией в мировое образовательное сообщество.

Межкультурная компетенция как часть иноязычной коммуникативной компетенции, наряду с лингвокультуро-логической, информационной, социально-политической,

коммуникативной компетенциями, определяет готовность к образованию через всю жизнь, обеспечивает обучающему возможность адаптации и самореализации в поликультурном мире. Часть ученых идентифицируют межкультурную компетенцию со страноведением, культурологией, лингвострановедческим диалогом культур.

Современное образование с позиций лингвострано-ведческого подхода ориентирует на человека, на межкультурную компетенцию, которая должна обеспечить культуроведческую направленность обучения, включение обучающихся в диалог культур, лучшее осознание культуры своей страны, умение ее представить средствами иностранного языка. При этом одним из ведущих принципов становится принцип культуро-сообразности: воспитание на общечеловеческих ценностях в соответствии с особенностями культуры нации.

Насущной задачей остается обеспечение качества образования, актуальность которого возрастает и в связи с развитием рыночных отношений, и в связи с вхождением России в Болонский процесс. В статье «Управление качеством образования в Мариинском педагогическом колледже» (Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы реализации современной модели профессионального образования», Кемерово, ноябрь 2009 г) Рыженкова Т. П. показала необходимость системы менеджмента качества и процесс его внедрения. В качестве модели СМК в колледже выбрана система на основе стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Разработаны организационная и процессная модели, определены процессы, процедуры, раскрывающие механизмы их функционирования, компетентностные модели участников СМК, разрабатывается педагогическая технология компетентностного подхода. Все это позволяет колледжу отходить от вертикальной системы управления к горизонтальной системе сотрудничества, включающей коллективное взаимодействие, совместное оценивание достигнутого, доверие и авторитет.

Учитель как субъект с выраженной социально-психологической и психолого-педагогической позицией способен создать оптимальные условия для развития личности студента с учётом его внутренних ресурсов и возможностей их эффективной реализации. Поэтому в колледже уделяется большое внимание современным

86 | «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (28), 2010 г.

технологиям обучения, которые позволяют не только дать сумму знаний, но и развить творческие способности будущих учителей, формировать потребности к саморазвитию.

Во II Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием «Инновационные направления в педагогическом образовании» (Москва, май 2010 г) примут участие Белова Т. А., Богданова Н. И. и Шмидт С. П.

В статье «Использование метода проектов как условие формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа» Богданова Н. И. отразила проблему апробации метода проектов в условиях нашего колледжа. Метод проектов на занятиях - это технология организации образовательных ситуаций, когда студент ставит и решает собственные проблемы самостоятельно, а педагог выступает в роли помощника и фасилитатора.

Проектная деятельность на занятиях по методике преподавания литературы позволяет создавать продукты: памятки, доклады, конспекты уроков с использованием мультимедиа, образцы анализа лирического произведения, рекомендации по изучению лирических произведений в школе, словарь литературоведческих терминов (тропы и стилистические фигуры), представленные чаще всего в виде электронного ресурса. Созданное учебно-методическое пособие по теме «Лирика как род литературного произведения» (электронный ресурс) использовалось на занятиях по спецкурсу «Литература ближнего зарубежья». В пособие кроме презентационной речи вошли материалы к занятиям по вышеназванному спецкурсу, сборник стихотворений (избранное), словарь литературоведческих терминов, иллюстрированные примерами из произведений поэтов литературы ближнего зарубежья Х-Х1Х вв., методика проведения внеклассного занятия по теме «Легенда об О. Хайяме», эссе на тему «Скрытый смысл рубаи О. Хайяма», литературная композиция «Незабываемый творец», итоговый тест по спецкурсу.

Применение метода проектов на практике пробных уроков и государственной практике в начальной школе и среднем звене школы дает возможность создавать продукты деятельности в форме статей, сказок, стихотворений, рисунков, заметок, сочинений-рассуждений, рисунков, схем и т. д., развивая чувственную сферу учащихся и способность выражения видения темы и проблемы урока. Метод проектов помогает студентам овладеть разными их видами, навыками публичного выступления, воспитывает целеустремленность, толерантность, коллективизм, ответственность, инициативность и самодисциплину.

Белова Т. А. в статье «Соответствие положений проектной деятельности ее фактическому использованию педагогами-практиками» не только показала роль этого метода в формировании сущностных качеств личности, необходимых для жизни и успешно-

сти в будущем, но и противоречия в применении метода проектов, возникающие в школах: противоречия в реальной позиции учителя и ученика; несоответствие ведущего характера деятельности учащихся тому, который должен преобладать в проектировании; неоднозначное определение этапов осуществления проектной деятельности.Отмечены и трудности учителей-практиков во внедрении метода в деятельность младших школьников.

В статье «Информационно-коммуникативная среда образовательного учреждения как средство формирования межкультурной компетентности будущего специалиста» Шмидт С. П. раскрыла роль информационного пространства образовательного учреждения, дающего возможность получения качественного образования и формирующего способность строить диалог с субъектами жизненного пространства на основе доступа к ресурсам мировой информационно-коммуникативной среды, готовность к эффективной деятельности в меняющемся мире, способность к самостоятельному принятию решений.

Опираясь на принципы систематичности, релевантности (смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением), креативности, коммуникативности, плюрализма, информационно-коммуникативная среда колледжа включает: информационные ресурсы (электронный колледж, библиотечная информационная система, электронный информационный киоск); учебно-методическое наполнение информационных ресурсов (электронные кабинеты по дисциплинам, электронный методический кабинет, мультимедийное сопровождение учебного материала); доступ Интернет (информационно-поисковые системы, доступный способ дистанционного общения, сайт колледжа, электронная почта, форумы, участие в телеконференциях, олимпиадах); организацию деятельности педколлектива (межкультурный обмен или проектная работа, телекоммуникационные проекты, туризм, и т. д.).

Для преподавателей русского языка важны проблемы речевой культуры и межкультурной коммуникации, исследования текстовой деятельности. В марте 2010 года Становкин П. А. принял участие в VI Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст» (г. Томск), выступив с докладом «Специфика функционирования сюжетов-интертекстов в лирике О. Э. Мандельштама», в котором показаны не только особенности сюжетов-интертекстов в лирике О. Э. Мандельштама с позиций современного понятия «интертекстуальности», но и расставлены акценты относительно соотнесенности понятий «текст», «интертекст», «интертекстуальность» и показаны особенности сюжетов как одного из типов интертекста.

Участие в названных конференциях - это только небольшая, но важная часть презентации собственного опыта педагогов нашего колледжа, их профессионального поиска и самовыражения.

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (28), 2010 г. I 87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.