Научная статья на тему 'Модульно-компетентностный подход как фактор формирования языковой личности'

Модульно-компетентностный подход как фактор формирования языковой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LINGUISTIC PERSONALITY / МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / MODULAR APPROACH / ЯЗЫКОВАЯ / LANGUAGE / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ / LINGUISTIC / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИИ / AND CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Тамара Алексеевна

В статье «Модульно-компетентностный подход как фактор формирования языковой личности» акцентируется внимание на том, что отличительной особенностью нового федерального государственного образовательного стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Это требует новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных педагогических технологий. В настоящее время в России проблема овладения свободным, подлинно культурным словом для любого члена общества в связи с новизной социальных условий, потребностей, пожалуй, как никогда актуальна. Формирование языковой личности происходит через интеграцию лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. Выбор модульной технологии не случаен, так как он предполагает взаимосвязанную и взаимозависимую деятельность преподавателя и студента; позволяет активизировать процесс формирования комплекса лингвистических знаний, а также дает возможность приобретать практический опыт, необходимый учителю начальных классов. Такой подход делает работу на уроке мотивированной и целенаправленной, позволяет формировать языковую личность. В статье представлен практический опыт использования модульно-компетентностного подхода для формирования языковой личности на занятиях по русскому языку с методикой преподавания в начальных классах в педагогическом колледже имени Н.К. Калугина г. Оренбурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR COMPETENCE APPROACH AS THE FACTOR OF FORMATION OF LINGUISTIC PERSONALITY

In the article Modular competence approach as the factor of formation of linguistic personality the attention focuses on the fact that the distinguishing feature of the new Federal State Educational Standard is its activity nature which main objective is to develop the student’s personality. It requires the new pedagogical researches in the field of methodology of teaching, search of innovative tools, forms and methods of training and education associated with the development and introduction of modern educational technologies into the educational process. Perhaps currently in Russia the problem of being expert with free and actually cultural words is more relevant than ever for any member of society due to the new social conditions and needs. The linguistic personality is formed through the integration of the linguistic, language, communicative and cultural competences. The choice of modular technology is not random as it involves the interrelated and interdependent activities of a teacher and a student; it allows activation of the formation process of the complex of linguistic knowledge and gives the opportunity to acquire practical experience necessary for the elementary school teacher. This approach makes the lesson work motivating and purposeful one and allows to create a linguistic personality. The article presents the practical experience of use of the modular competence approach for the formation of a linguistic personality on the lessons of Russian with the methods of teaching in primary school in N.K. Kalugin Pedagogical College of the City of Orenburg.

Текст научной работы на тему «Модульно-компетентностный подход как фактор формирования языковой личности»

Б01: 10.12731/2218-7405-2015-9-27 УДК 01.02

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Захарова Т.А.

В статье «Модульно-компетентностный подход как фактор формирования языковой личности» акцентируется внимание на том, что отличительной особенностью нового федерального государственного образовательного стандарта является его де-ятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.

Это требует новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных педагогических технологий.

В настоящее время в России проблема овладения свободным, подлинно культурным словом для любого члена общества в связи с новизной социальных условий, потребностей, пожалуй, как никогда актуальна.

Формирование языковой личности происходит через интеграцию лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Выбор модульной технологии не случаен, так как он предполагает взаимосвязанную и взаимозависимую деятельность преподавателя и студента; позволяет активизировать процесс формирования комплекса лингвистических знаний, а также дает возможность приобретать практический опыт, необходимый учителю начальных классов. Такой подход делает работу на уроке мотивированной и целенаправленной, позволяет формировать языковую личность.

В статье представлен практический опыт использования модульно-компетент-ностного подхода для формирования языковой личности на занятиях по русскому языку с методикой преподавания в начальных классах в педагогическом колледже имени Н.К. Калугина г. Оренбурга.

Ключевые слова: языковая личность; модульный подход; языковая, лингвистическая, культурологическая компетенции.

MODULAR COMPETENCE APPROACH AS THE FACTOR OF FORMATION

OF LINGUISTIC PERSONALITY

Zakharova T.A.

In the article Modular competence approach as the factor of formation of linguistic personality the attention focuses on the fact that the distinguishing feature of the new Federal State Educational Standard is its activity nature which main objective is to develop the student s personality.

It requires the new pedagogical researches in the field of methodology of teaching, search of innovative tools, forms and methods of training and education associated with the development and introduction of modern educational technologies into the educational process.

Perhaps currently in Russia the problem of being expert with free and actually cultural words is more relevant than ever for any member of society due to the new social conditions and needs.

The linguistic personality is formed through the integration of the linguistic, language, communicative and cultural competences.

The choice of modular technology is not random as it involves the interrelated and interdependent activities of a teacher and a student; it allows activation of the formation process of the complex of linguistic knowledge and gives the opportunity to acquire practical experience necessary for the elementary school teacher. This approach makes the lesson work motivating and purposeful one and allows to create a linguistic personality.

The article presents the practical experience of use of the modular competence approach for the formation of a linguistic personality on the lessons of Russian with the methods of teaching in primary school in N.K. Kalugin Pedagogical College of the City of Orenburg.

Keywords: linguistic personality; modular approach; language, linguistic, and cultural competence.

Личность становится для себя тем, что она

есть в себе, через то, что она представляет собой для других.

Л.С. Выготский

В условиях современного образования методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, внедрением федерального государственного об-

разовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды профессиональной деятельности, которыми выпускник должен овладеть к концу обучения. В современном обществе нужны не только знания, но и умение их добывать и применять в различных жизненных ситуациях. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных педагогических технологий.

Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Язык - средство общения и форма передачи информации, средство хранения и усвоения знаний, часть культуры народа. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Язык всегда считался основным показателем общей культуры человека. Не случайно известный философ Л. Витгенштейн утверждал: «Граница моего языка есть граница моего мира».

В настоящее время в России проблема овладения свободным, подлинно культурным словом для любого члена общества в связи с новизной социальных условий, потребностей, пожалуй, как никогда актуальна. Особенно это важно для тех, чья речь не только главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспринимаемый учениками, а значит, неизбежно «тиражируемый» и распространяющийся.

Именно поэтому владение устной и письменной речью - существенный признак деловой квалификации будущего учителя, показатель умения производить и воспринимать речевые произведения.

Формирование языковой личности происходит через интеграцию лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Термин впервые появился в книге немецкого языковеда Й.Л. Вайсгербера «Родной язык и формирование духа» в 1927 году. Язык, по его мнению, является наиболее всеобщим культурным достоянием; никто не владеет языком только благодаря собственной языковой личности,

а, наоборот, человек владеет им благодаря тому, что принадлежит к определенному языковому сообществу [1, с. 17].

В отечественной науке термин был впервые употреблен академиком В.В. Виноградовым в 1930 году. Ученый считает, что языковой личностью является любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования в этих текстах системных средств данного языка для отражения видения им окружающей действительности и для достижения определенных целей в этом мире.

В современной отечественной лингвистике над этой проблемой работают Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов, В.Л. Краев, В.А. Чудинов, И.Т. Вепрева, которые считают коррелирующими понятиями языковой личности термины «говорящий», «субъект речевого общения», «коммуникант», «индивид» [2, с. 40].

Под «языковой личностью» понимается личность речевая - человек как носитель языка, взятый со стороны его способности к речевой деятельности, т.е. комплекс психофизиологических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения.

В языковой личности преломляются философские, социологические и психологические взгляды на общественно значимую совокупность физических и духовных свойств человека.

Как отмечают исследователи, само понятие «языковая личность» до сих пор не является точно определенным, что связано со сложностью и многоуровневостью самой проблемы.

В качестве основного механизма, который призван обеспечить студента необходимыми профессиональными, социальными, коммуникативными и другими компетенциями, рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника.

Компетенция (с лат. competentia) - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом.

Компетенция в области языка - способность обучающихся использовать языковые знания, умения и навыки в различных жизненных речевых ситуациях [5, с. 77].

При формировании лингвистической компетенции языковой материал используется как контекст для иллюстрации, наблюдения, осмысления и анализа языковых единиц, их функционирования и развития в системе языка.

В процессе формирования языковой компетенции языковой материал является необходимым источником обогащения словаря, грамматического строя речи студентов, наблюдения за

целесообразностью стилистических, грамматических, интонационных, пунктуационных и других норм приобщения к ним.

При развитии коммуникативной компетенции ведущую роль играют задания, направленные на анализ свойств и структуры языкового материала, его типа и стиля; совершенствование умения вести диалог и полилог.

Для становления культуроведческой компетенции важно осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка [6, с. 14].

Развитие языковой личности важно осуществлять на всех учебных дисциплинах, но наиболее благодатный материал для этого дают гуманитарные дисциплины, в частности уроки русского языка с методикой преподавания, т.к. призваны формировать внимательное и бережное отношение к Слову, воспитывать гражданина и патриота.

Выбор модульной технологии в нашем учебном заведении не случаен, т.к. он предполагает взаимосвязанную и взаимозависимую деятельность преподавателя и студента.

Над проблемой модульного подхода в современном образовании работают Н.В. Борисова, К.Я. Вазина, В.В. Карпов, С.И. Куликов, М.Н. Катханов, И.А. Зимняя и другие [4, с. 23].

Более всего соответствует нашему представлению о модульном подходе мнение известного педагога И.А. Зимней. По мнению ученого, «в модуль могут входить подмодули (или микромодули) по признаку его методического формирования. При междисциплинарном подходе учебные дисциплины и даже отдельные разделы и темы в них рассматриваются как части определенных ступеней иерархии профессиональной подготовки. Каждая ступень иерархии может содержать ряд междисциплинарных модулей, которые носят индивидуальный характер с точки зрения учебно-научного знания по специальности и объединены единым требованием к уровню сформированного результата подготовки специалиста...» [7].

Технология модульного обучения, будучи личностно ориентированной, позволяет активизировать процесс формирования комплекса лингвистических знаний, а также дает возможность приобретать практический опыт, необходимый учителю начальных классов. Такой подход делает работу на уроке мотивированной и целенаправленной, позволяет формировать языковую личность.

Модульно-компетентностный подход позволяет осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения, ведет к переосмыслению места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций. Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, заключается в том, что их гибкость позволяет обновлять или заменять отдельные

конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивая качество подготовки специалиста на конкурентоспособном уровне, дает возможность индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей [3, с. 27].

Примером использования модульно-компетентностного подхода в развитии языковой личности является занятие по русскому языку с методикой преподавания в начальных классах «Особенности русской графики», которое было проведено в 28 группе школьного отделения педагогического колледжа им. Н.К. Калугина г. Оренбурга. К занятию подготовлена «Папка для студента» с заданиями для самостоятельной работы, направленными на формирование лингвистической, языковой, культуроведческой и профессиональной компетенций, «Лист мудрости» - для фиксации ключевых понятий темы, рефлексии и самооценки деятельности студента на занятии; предметно-технологическая карта урока.

Технологическая карта урока

Учебная дисциплина/МДК/Раздел МДК: «русский язык с методикой преподавания».

Тема: Особенности русской графики.

Тип, вид, форма урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить с особенностями русской графики.

Дидактическая структура Процессуальная структура Дидактические средства Формируемые компетенции

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок Включение в деловой ритм. Позитивная мотивация на учебную деятельность Устное сообщение учителя

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Активизация знаний студентов. Создание проблемной ситуации. Формулировка темы, цели урока Языковой материал; материалы пробных уроков студентов Профессиональная, лингвистическая, языковая, коммуникативная

III. Постановка учебной задачи Выявление уровня знаний, определение пробелов в знаниях, выполнение заданий, тренирующих мыслительные операции и учебные навыки Учебное пособие: Лекант, П.А. Современный русский язык: пособие для студ. ссузов пед. профиля / П.А. Лекант. - М.: Дрофа, 2008. 448 с. С. 44-47; видеоматериал

IV. Изучение нового материала Организация деятельности студентов по исследованию проблемной ситуации, реализация целевой установки урока, дифференцированная работа, работа в парах с нормативной документацией, «Азбукой» под ред. Н.В. Нечаевой, К.С. Бело-русец Примерные программы по учебным предметам. На-чальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. 400 с. - (Стандарты второго поколения), Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биба-летова и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. 120 с. - (Стандарты второго поколения)

V. Закрепление Установление осознанности восприятия. Выполнение тренировочных упражнений Учебное пособие: Антонова, Е.С., Боброва, С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. 448 с. С. 52-58

VI. Рефлексия деятельности Организация рефлексии, соотнесение цели с результатами, осуществление самооценки собственной деятельности Заполнение «Листа мудрости»

Планируемые результаты:

1. Личностные: воспитание чувства национальной гордости, любви и бережного отношения к русскому слову; целеустремленности; добросовестного отношения к избранной профессии.

2. Метапредметные: развитие аналитического мышления, коммуникативных умений; навыков исследовательской деятельности.

3. Предметные: знакомство с особенностями русской графики, главным и второстепенным значением буквы, соотношением звука и буквы; уточнение задач и содержания

работы над вопросами графики в начальной школе; анализ соответствующих страниц «Азбуки» под редакцией Нечаевой Н.В., Белорусец К.С.

Папка для студента: задания для самостоятельной работы к занятию по теме «Особенности русской графики»

Занятие начинается с рассмотрения реальной проблемной ситуации, взятой из практики пробных уроков студентов, которая позволяет мотивировать познавательную деятельность обучающихся.

Проблемная ситуация. Почему при изучении стихотворения К.И. Чуковского «Путаница» студентка обращает детей к знанию русского алфавита? На чем основано изучение русской азбуки? Аргументируйте свой ответ.

При подготовке к уроку обучения чтению в первом классе по теме: «Знакомство с небылицами и страшилками», на котором учащиеся знакомятся со стихотворением К.И. Чуковского «Путаница», студентка предлагает ученикам собрать из разрозненных букв слово «путаница» и найти лексическое значение слова в толковом словаре. При этом она спрашивает: «Дети, что нужно знать, чтобы правильно найти это слово в словаре?» Дети отвечают: «Алфавит». - «Почему?»

II. Работа над новым материалом формирует лингвистическую, языковую, культуроведче-скую и профессиональную компетенции

1. Задания для самостоятельной работы:

«Перед вами громада - русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его...»

Н.В. Гоголь.

[п'ьр'иэд-вам'и грймадъ руск'ий' й'азыак // нъслйжд'эйн'й'ь глубокъй'ь зйв'от вас / нъслИжд'эйн'й'ь пъгруз'ийцъ вй-вс'у н'ьизм'иэр'иймъс'т' й'иэво /

и-излйв'ийг' ч'удный'ь законы й'иэво // нЫгогъл' //]

- Прочитайте звуковую и графическую запись высказывания.

- Как вы понимаете его смысл?

- Какие слова высказывания использованы в необычном значении?

- Что является единицей устной речи, единицей письменной речи?

- В каком разделе науки о языке изучаются буквы?

- Как называется тема сегодняшнего урока?

- Что вы уже знаете по теме данного урока?

- Что необходимо узнать?

- Для чего вам нужны знания по разделу «Графика»?

2. Актуализация знаний (беседа по вопросам) - формирует языковую компетенцию.

- Кто создал первую славянскую азбуку?

- Назовите буквы русского алфавита. Сколько их?

- Назовите буквы гласных звуков.

- В чем особенность йотированных гласных е, ё, ю, я?

- Назовите буквы согласных звуков.

- Чего больше: звуков или букв? Почему?

- Какие буквы называются безгласными? Почему?

- Что вы знаете о буквах строчных и прописных, рукописных и печатных?

- Что мы понимаем под главным и второстепенным значением букв?

3. Просмотр видеоролика (4 минуты)- формирование культуроведческой компетенции. Проблемный вопрос: как вы понимаете высказывание «азбучные истины»? Какие «азбучные истины» вы для себя уяснили? Одну из них запишите у себя в «Листе Мудрости».

Мудрость человеческой жизни заключается в том, что человек хранит устои и традиции своей семьи.

4. Наблюдение языкового материала (дифференцированнаяработа: студенты выполняют задания в соответствии с уровнем своей подготовки) - формирование языковой компетенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель: определить соотношение между звуком и буквой.

I вар. Укажите, как обозначена на письме твердость-мягкость согласных звуков.

II вар. Установите численное соотношение между звуками и буквами в словах и словосочетаниях: глубокое наслаждение, неизмеримость, чудные законы. Назовите слова, в которых количество звуков и букв не совпадает. Объясните несоответствие.

III вар. Как обозначена в других словах фонема [й']? (русский, язык, его).

IV вар. Укажите основное и второстепенное значение букв в словах громада, язык.

V вар. Назовите слова в высказывании, в которых сочетание двух букв обозначает один

VI вар. Укажите все небуквенные графические средства в высказывании.

VII вар. Сделайте фонетико-графический разбор слова «язык».

- Какие характеристики отсутствуют при проведении звукобуквенного разбора в начальной школе?

- Как соотносятся звуки и буквы?

На практике пробных уроков по русскому языку вы обращаетесь к нормативным документам. Назовите цели и задачи по овладению учащимися фонетико-графическими знаниями -формирует профессиональную компетенцию.

5. Анализ примерной программы по русскому языку (цели и задачи учебного предмета «Русский язык» (с. 9), содержание, тематическое планирование, характеристика деятельности учащихся по разделу «Графика» (с. 21).

6. Анализ страницы 86 «Азбуки» под ред. Нечаевой Н.В. (работа в парах). Назовите задания базового уровня и уровня повышенной сложности.

7. Используя опыт проведенных пробных уроков по обучению письму, поделитесь с сокурсниками, как вы знакомили учащихся с новой буквой? - фрагменты уроков.

III. Закрепление (слайд)

Цель: закрепить навыки определения особенностей русской графики.

«Чем меньше слов, тем больше филологии, потому что любить слово -это значит не злоупотреблять им...»

В. Ключевский.

Задание:

Прочитайте. Как вы понимаете смысл высказывания? Определите функцию ь в словах высказывания. (Каждое слово несет в себе глубокий смысл, а значит - оно содержательно. Использовать слова в своей речи необходимо в соответствии с их точным лексическим значением и стилистической окраской).

IV. Рефлексия:

- Соотнесите поставленную на уроке цель с результатами. Что нового вы узнали? С какими трудностями вы столкнулись?

- Какие вопросы, задания, информацию вы хотели бы добавить в «Лист Мудрости»?

- Какие задания вы поместили бы в свою профессиональную копилку?

- Оцените свою работу на уроке.

V. Домашнее задание:

подготовьте игры-приемы для знакомства с темой «Русский алфавит»: правильное название букв, знание их последовательности, умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами. Подберите дидактический материал, например, выбери из трех вариантов, какое выражение поможет лучше запомнить русский алфавит:

- Что ешь?

- Где еж?

- Куда идешь?

Лист мудрости

1. Рефлексия. Как вы оцениваете свой уровень знаний по разделу «Графика» в начале изучения темы?_

2. Тема:

3. Толкование лингвистических понятий а) графика - это_

б) алфавит (азбука) - это

в) буква - это

г) соотношение звука и буквы - это

4. Мои мысли а) азбучные истины - это

5. Трудные вопросы

6. Рефлексия. Моё открытие (жизненные и профессиональные уроки, которые я уяснил(а) на занятии)_

Список литературы

1. Божович, Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е.Д. Божович // Вопросы психологии. - М., 2005. № 5. С. 17-20.

2. Ефименко, А.Ю. Языковая и коммуникативная компетенции как составляющие профессиональной культуры специалиста / А.Ю. Ефименко // Среднее профессиональное образование. - М., 2014. № 9. С. 38-45.

3. Кирякова, Л.В. Модульная технология при подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему / Л.В. Кирякова // Русский язык в школе. - М., 2011. № 10. С. 25-28.

4. Коняева, Т.Н. Модульно-компетентностный подход - основа ФГОС третьего поколения / Т.Н. Коняева // Среднее профессиональное образование. - М., 2013. № 4. С. 21-25.

5. Кудряшова, Н.В. Исследовательская работа на занятиях по методике русского языка / Н.В. Кудряшова // Среднее профессиональное образование. - М., 2013. № 4. С. 76-79.

6. Скоринова, Ю.А. От текста к компетенциям учащихся / Ю.А. Скоринова // Русский язык в школе. - М., 2011. № 1. С. 10-15.

7. Интернет-ресурс: Морозова, Н.А. Модульный подход в современном образовании / Н А. Морозова. - М., 2015.

8. Учебное пособие: Лекант, П.А. Современный русский язык: пособие для студ. ссузов пед. профиля / П.А. Лекант. - М.: Дрофа, 2008. 448 с. видеоматериал.

9. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. 400 с.- (Стандарты второго поколения), Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Би-балетова и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. 120 с. - (Стандарты второго поколения).

10. Учебное пособие: Антонова, Е.С., Боброва, С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. 448 с.

11. Учебное пособие: Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. 468 с.

References

1. Bozhovich, E.D. The development of the linguistic competences of pupils: difficulties and approaches / E.D. Bozhovich // Problems of psychology - Moscow, 2005. No. 5. Pp. 17-20.

2. Efimenko, A.Y. Linguistic and communicative competences as the components of professional culture of a specialist / A. Y. Efimenko // Secondary professional education. - Moscow, 2014. No. 9. Pp. 38-45.

3. Kiryakova, L.V. Modular technology in preparation for the composition-reasoning on a linguistic topic / L.V. Kiryakov // Russian at school. - Moscow, 2011. No. 10. Pp. 25-28.

4. Konyaeva, T.N. Modular and competence approach is the basis of the Federal State Educational Standard s of the third generation / T.N. Konyaeva // Secondary professional education. - Moscow, 2013. No. 4. Pp. 21-25.

5. Kudryashova, N.V. Research work in the lessons of the teaching method of the Russian language / N.V. Kudryashova // Secondary professional education. - Moscow, 2013. No. 4. Pp. 76-79.

6. Skorinova, Y.A. From text to competences of pupils / Y.A. Skorinova // Russian at school. - Moscow, 2011. No. 1. Pp. 10-15.

7. Online resource: Morozova, N.A. Modular approach in modern education / N.A. Morozova. -Moscow, 2015.

8. Textbook: Lekant, P.A. The modern Russian language: textbook for the students of pedagogical educational institutions of high education / P.A. Lekant. - Moscow: Drofa, 2008. Pp. 448. Video.

9. Model programmes on academic subjects. Elementary school. 2 parts. Part 1. - 4th edition, revised. - Moscow: Prosveschenie, 2011. Pp. 400 - (Standards of second generation), Planned results of general primary education, L.L. Alekseeva, V.S. Anaschenkova, M.Z. Bibaletova and others - 3rd edition. - Moscow: Prosveschenie, 2011. Pp. 120. - (Standards of second generation).

10. Textbook: Antonova, E.S., Bobrova, S.V. Methods of teaching the Russian language (primary classes): textbook for the students of educational institutions of high professional education / E.S. Antonova, S.V. Bobrova. - Moscow: Publishing center «Akademiya», 2010. Pp. 448.

11. Textbook: Lvov, M.R., Goretsky, G.V., Sosnovskaya, O.V. Methods of teaching the Russian language in primary school: textbook for the students of educational institutions of high professional education / M.R. Lvov, V.G. Goretsky, O.V. Sosnovskaya. - Moscow: Publishing center «Akademiya», 2010. Pp. 468.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Захарова Тамара Алексеевна, преподаватель высшей квалификационной категории кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Педагогический колледж им. Н.К. Калугина г. Оренбурга ул. Волгоградская, д. 1, г. Оренбург, 460056, Россия e-mail: tamara001@list.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Zakharova Tamara Alekseevna, teacher of the highest qualification category of the Department of Social and Humanitarian Disciplines

N.K. Kalugin Pedagogical College of the City of Orenburg Volgogradskaya Str, bldg 1, Orenburg, 460056, Russia e-mail: tamara001@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.