Научная статья на тему 'К вопросу социокультурной адаптации женщин группы социального риска'

К вопросу социокультурной адаптации женщин группы социального риска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ЖЕНЩИН / ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION / SOCIO-CULTURAL ADAPTATION / SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF WOMEN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абрамова Алена Владимировна

Рассматривается адаптация личности как социальная проблема современного общества, представлена характеристика и специфика социокультурной адаптации личности, сделан акцент на проблеме адаптации женщин группы социального риска, определены основные пути решения проблемы социокультурной адаптации женщин группы социального риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Socio-Cultural Adaptation of Social Risk Group Women

Personality adaptation is viewed as a social problem of modern society. Personality adaptation is characterized and specified with the focus on adaptation of social risk women. The main ways of solving the problems of social adaptation have been defined.

Текст научной работы на тему «К вопросу социокультурной адаптации женщин группы социального риска»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 316.6+159.922.1 ББК 60.5+88.5+88.373

А.В. Абрамова

К ВОПРОСУ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЖЕНЩИН ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

Рассматривается адаптация личности как социальная проблема современного общества, представлена характеристика и специфика социокультурной адаптации личности, сделан акцент на проблеме адаптации женщин группы социального риска, определены основные пути решения проблемы социокультурной адаптации женщин группы социального риска.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, социокультурная адаптация, социокультурная адаптация женщин.

Становление современного российского общества в последние десятилетия привело к изменению его социокультурной стратификации, появлению новых социокультурных ролей. В этой связи проблемы социокультурной адаптации личности начинают приобретать одно из центральных мест в педагогических исследованиях как процесс и результат сознательного приспособления индивида к условиям новой социально-культурной ситуации, осуществлению эффективной коммуникации в нем, что в наибольшей степени относится к женщине, чей социокультурный статус очень меняется.

В период кризиса женщина поставлена в неравные условия с мужчиной. Дискриминационные явления усиливались с ростом инфляции, безработицы, отсутствием нормативно-правового регулирования в решении женского вопроса и т.д. Сущностные изменения социально-экономических, политических и духовно-культурных условий жизни женщины предполагают новые адаптационные механизмы.

Кроме объективных оснований социокультурной адаптации женщин группы риска в условиях трансформирующейся России, существуют и другие предпосылки необходимости разрешения данной проблемы.

Первой из них выступает отсутствие внимания со стороны общества и государства к разрешению гендерных проблем. Наличие в обществе механизмов открытого или скрытого социального угнетения женщины, тяжелые условия жизни без надежды на их улучшение, отсутствие социальных перспектив для творческой самореализации, низкий культурный уровень женщины группы социального риска.

Значимой предпосылкой выступает ролевая дезадаптация женщины в современной социокультурной ситуации, отсутствие в сфере культуры и образования системы подготовки женщины к браку, семейной жизни, материнству. Традиционные социальные институты (семья, культура, образование, власть) подвергаются значительным позитивным и негативным трансформациям, которые должны учитываться при построении данной системы и обеспечении ее фукционирования.

Еще одной предпосылкой в настоящий период становятся этнокультурные стереотипы. По утверждению М.С. Бережной [1], несмотря на то, что большая их часть утрачена, независимо от социокультурной ситуации в стране, женщина по-прежнему должна нести груз хозяйственных семейных забот и отвечать за

благополучие детей, т.е. выполнять роли матери и хозяйки. Соответственно, в значительной степени отсутствует ее активная гражданская позиция, социальная активность, самореализация в досуговой сфере и карьероориентированность.

В современном обществе образование является одной из основных ценностей и рассматривается как один их путей восходящей мобильности личности. Образовательная дезадаптация женщин группы социального риска обусловливается ранним материнством, отсутствием стимула к обучению со стороны семьи, социальной изоляцией, что сужает возможности формирования личности, способствует угасанию мотивации к нравственному и интеллектуальному совершенствованию.

Следует отметить, что женщины группы социального риска - это разновидность социальной номинальной группы, включающая женщин различного возраста, которые в силу своего социального положения и образа жизни подвержены опасным отрицательным воздействиям социокультурной среды. В силу сказанного, не может быть осуществлена их нормальная жизнедеятельность в обществе. Относительно традиционно к женщинам группы социального риска относятся: склонные к алкоголизму, освобожденные из мест лишения свободы, матери-одиночки, «маленькие» мамы, проститутки, женщины, находящиеся за гранью или у черты бедности, безработные и др.

В педагогических исследованиях предпринимаются попытки выстроить систему социально-психологической работы с наиболее уязвимыми категориями женщин - безработными (А.А. Гончарова, И.Ю. Налимова и др.), беременными (Г.Г. Филиппова, Е.Г. Ветчанина, Н.П. Коваленко, О.А. Урусова и др.), жертвами насилия (Ю.В. Градскова, Н.Г. Осухова, С.В. Фролова, И.А. Школьников и др.).

Для осуществления процесса адаптации женщин группы социального риска необходимо терминологическое определение основных категорий, а именно

«адаптация», «социальная адаптация», «социокультурная адаптация», «социокультурная адаптация женщин группы социального риска».

Наиболее наукоемким понятием выступает понятие «адаптация», которое в настоящий период содержит более ста различных трактовок, представленных следующими направлениями:

• понимание адаптации как процесса, в ходе которого личность направляет усилия не на создание новых форм деятельности, а на уравновешивание личности с наличествующими формами социальной практики и общения (Г.М. Андреева, Н.А. Агаджанян, Ю.В. Колесникова, В.С. Олейников);

• адаптация рассматривается как процесс взаимодействия и взаимовлияния двух систем - социальной среды и личности (Л.П. Буева, Б.З. Вульфов);

• адаптация предусматривает определенную деятельность, взаимодействие личности с окружающей средой (М.С. Каган, А.В. Мудрик, Я.А. Поно-морев и др.);

• адаптация как реализация индивидуальных особенностей и потребностей личности (И.К. Кряжева, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский и др.);

• адаптация как процесс, направленный на взаимодействие системы помощи, ориентирующий на гармонизацию отношений, формирующий его социальный статус, способствующий освоению социальных ролей, принятию норм и ценностей социальной группы (Р.А. Литвак, В.Я. Осенников и др.).

В исследованиях наиболее часто выделяются следующие этапы адаптации: преадаптация (приспособление к будущим ситуациям, установление психологической установки на адаптацию), дезадаптация (отвыкание от привычных условий жизни), деадаптация (неадап-тированность, неспособность приспособиться к новым условиям социальной среды); естественно-культурный, социально-культурный, личностный [5].

В настоящее время философами, социологами, психологами, педагогами достаточно активно ведутся исследования социальной адаптации, раскрывающие сущность данной категории, механизмы, факторы, повышающие адаптационный потенциал личности (А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязин-ский, В.Т. Лисовский, Г.М. Филонов и др.). Социальная адаптация личности в данном случае определяется степенью реализации личностного потенциала в конкретных условиях деятельности, наличием условий для свободного проявления сущностных сил в коммуникации. Социальная адаптация выступает механизмом социализации, формирует социальный статус личности, способствует освоению социальных ролей, принятию норм и ценностей социальной группы в адаптационной среде.

Среда адаптации, будучи детерминирована всеми социоэкономическими условиями общества, связанными с социальным и научно-техническим прогрессом в обществе, как указывают Л.Б. Волынская и С.И. Журавлева, в каждом конкретном случае подразделяется на предметную и личностную, где под предметной средой понимаются виды деятельности, которые должны освоить личность, а под личностной - состав членов данной группы, преобладающие нормы и отношения, социально-психологический климат, что важно учитывать при адаптации женщин группы социального риска [2; 3].

В качестве разновидности социальной адаптации выделяется также социокультурная адаптация. В психологии разработка проблемы социокультурной адаптации связана с именами А.Н. Леонтьева,

A.А. Налчаджяна, А.В. Петровского,

B.А. Петровского, Ж. Пиаже.

Под социокультурной адаптацией, в широком смысле, понимается процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, а также результат этого процесса.

Из анализа работы Н.А. Цветковой и др. следует, что социокультурная адаптация отличается от других видов адаптации аксиологическим назначением, цен-ностно-ориентационным содержанием, соотношением предметно-практических усилий в адаптивной деятельности [4].

В основании социокультурной адаптации лежат социокультурные различия, то есть различия в распределении и доступности духовных благ и услуг, в уровне их потребления, в характере и содержании культурной деятельности, степени активности субъекта в социокультурном взаимодействии [5].

Под факторами социокультурной адаптации понимается совокупность условий или обстоятельств, определяющих темп, уровень, устойчивость и результат социокультурной адаптации. Мы считаем, что это факторы и причины, и движущие силы явления. Факторы социокультурной адаптации можно разделить на следующие группы, положив в основу этого деления два основных компонента процесса адаптации:

а) факторы, относящиеся к адаптирующемуся элементу (уровень культуры, наличие социокультурных ценностей, система мотивов аккультурации, самопозиционирование, творческая составляющая и др.);

б) факторы, относящиеся к среде адаптации (социально-экономические, социально-психологические, организационно-педагогические, культурные, личностные факторы, обусловленные видами деятельности).

В нашем исследовании мы предполагаем, что социокультурная адаптация женщин группы социального риска представляет собой действенный фактор, влияющий на повышение социального статуса женщин группы социального риска, побуждает к изменению социокультурной среды и проектированию перспектив жизнедеятельности, если необходимость социокультурной адаптации женщин группы социального

риска обусловлена социальным запросом общества, обеспечивающим нормативно-правовую базу, позволяющим осуществить данный вид деятельности. Социокультурная адаптация должна стать особой отраслью в деятельности социальных педагогов, социальных служб, бирж труда, реабилитационных центров.

В качестве теоретико-методологической основы решения проблемы будет использована совокупность амбивалентного, гендерного и ситуационного подходов, которые обладают значительным теоретико-методологическим потенциалом для отбора содержания и организации социально-педагогической деятельности в центрах по реабилитации женщин группы социального риска. При этом амбивалентный подход выступает общенаучной основой исследования, позволяет рассматривать явления педагогической практики полинаправленно, многовекторно, использовать большое количество альтернатив при описании процесса социокультурной адаптации женщин группы социального риска. Тендерный подход выступает теоретико-методологической стратегией исследования социального взаимодействия женщин в социокультрном пространстве, ориентирует на личностно-развивающую парадигму, характерными особенностями которой является учет многообразия индивидуальных особенностей женщин группы социального риска при обеспечении и поддержке адаптивных процессов самопознания, самоактуализации и самореализации. Ситуационный подход представляет собой практико-ориенти-рованную тактику исследования, направленную на генерацию образа ситуации, позволяющую достичь цели социокультурной адаптации.

Педагогическому обеспечению предшествует процесс педагогического прогнозирования и конструирование модели социокультурной адаптации женщин группы социального риска, состоящей из следующих подсистем: концептуальной,

организационной, методической и эмпирической, отражающих совокупность цели, содержания, критериев, этапов, которая является теоретико-технологическим основанием прогнозирования результатов социально-педагогической деятельности, эффективность функционирования системы заключается в разрешении основных противоречий исследования социокультурной адаптации женщин группы социального риска.

Педагогическое обеспечение осуществляется на основе прогнозирования процесса социокультурной адаптации женщин группы социального риска, включающего комплекс педагогических условий:

• учет психолого-педагогических и социально-профессиональных особенностей женщин группы социального риска в процессе социокультурной адаптации;

• системообразующий характер деятельности реабилитационных центров по социокультурной адаптации женщин группы социального риска;

• разработка вариативных стратегии социокультурной адаптации женщин в регионе с последующей апробацией. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации женщин группы социального риска осуществляется в Центре защиты женщин, что предполагает предварительное создание необходимых для работы условий и комплексное обеспечение всех направлений его деятельности: подбор кадров для работы в Центре; организация службы телефона доверия по вопросам кризисной ситуации; заключение необходимых договорных отношений; подготовка необходимой материально-технической базы для работы Центра и для обеспечения подопечных Центра. При этом в центре осуществляется: телефонное психологическое консультирование; очное психологическое консультирование; распространение информации о работе службы телефона доверия в СМИ, сети Интернет,

районных управах и т.д.; ведение учета обращаемости и эффективности работы с женщинами; социальное сопровождение подопечных Центра; работа с окружением женщин, оказавшихся в кризисной ситуации; проведение обучающего консультирования; проведение благотворительных акций; организация групп взаимопомощи и взаимоподдержки среди женщин, оказавшихся в кризисной ситуации; проведение встреч, тренингов, мастер-классов, семинаров и прочих необходимых мероприятий с представителями региональных инициативных групп и общественных организаций, проводящих данную деятельность, либо желающих ее начать: обмен положительным опытом, выработка совместной рабочей стратегии; фандрайзинг; диагностические методики; коррекционные игры и тренинги по разрешению конфликтов, снятию страхов, навыков уверенного поведения, эффективных коммуникаций, достижению целей, лидерства и др.

Библиографический список

1. Бережная М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008. 48 с.

2. Волынская Л.Б. Динамика социокультурной адаптации личности: дис. ... д-ра культурологии. М.: Просвещение, 2009. 368 с.

3. Журавлева С.И. Социокультурная адаптация современной российской молодежи: социологический анализ: дис. ... канд. соц. наук. Ставрополь: Наука, 2005. 152 с.

4. Цветкова Н.А. Социально-психологические технологии работы с женщинами в системе социального обслуживания: автореф. дис. ... д-ра псх. наук. М., 2009. 46 с.

5. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации: дис. .д-ра соц. наук. Кемерово, 1992. 398 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.