Научная статья на тему 'Определение признаков понятия «Социокультурная адаптация» в аспекте адаптации младших школьников к обучению в основной школе'

Определение признаков понятия «Социокультурная адаптация» в аспекте адаптации младших школьников к обучению в основной школе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1169
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / SOCIOCULTURAL ADAPTATION / ADAPTATION / PRIMARY SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жукова Ольга Геннадьевна

В статье актуализируется необходимость обращения к выявлению признаков понятия «социокультурная адаптация»; выделяются и аргументируются на основе психологических, социологических, педагогических, культурологических исследований признаки исследуемого понятия; делаются выводы о перспективах адаптации младших школьников к обучению в основной школе с учетом выявленных признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Defining the principles of the notion «sociocultural adaptation» in the aspect of adaptation of primary schoolchildren to studying at high school

The article actualize necessity of applying to identification of the attributes of the notion “sociocultural adaptation”; on the basis of psychological, sociological, pedagogical, culturological researches it emphasizes and reasons the attributes of the researched notion; it makes conclusions about the perspectives of adaptation of primary schoolchildren to studying at high school taking into consideration the emphasized attributes.

Текст научной работы на тему «Определение признаков понятия «Социокультурная адаптация» в аспекте адаптации младших школьников к обучению в основной школе»

УДК 373.3 .5

ББК 74.2

Жукова Ольга Геннадьевна

соискатель кафедра педагогики и психологии Челябинская государственная академия культуры и искусств

г. Челябинск Zhukova Olga Gennadyevna Aspirant

of the ^air of pedagogics and psychology of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts (ChSACA)

Chelyabinsk zykovaog@yandex.ru Определение признаков понятия «социокультурная адаптация» в аспекте адаптации младших школьников к обучению в основной школе Defining the principles of the notion «sociocultural adaptation» in the aspect of adaptation of primary schoolchildren to studying at high school

В статье актуализируется необходимость обращения к выявлению признаков понятия «социокультурная адаптация»; выделяются и аргументируются на основе психологических, социологических, педагогических, культурологических исследований признаки исследуемого понятия; делаются выводы о перспективах адаптации младших школьников к обучению в основной школе с учетом выявленных признаков.

The article actualize necessity of applying to identification of the attributes of the notion “sociocultural adaptation”; on the basis of psychological, sociological, pedagogical, culturological researches it emphasizes and reasons the attributes of the researched notion; it makes conclusions about the perspectives of adaptation of primary schoolchildren to studying at high school taking into consideration the emphasized attributes.

Ключевые слова: социокультурная адаптация, адаптация, младшие

школьники.

Key words: sociocultural adaptation, adaptation, primary schoolchildren.

Адаптация младших школьников к обучению в основной школе представляет собой сложное комплексное явление, включающее педагогический, психологический, социальный и другие аспекты, что требует отражения при определении признаков исследуемого понятия для дальнейшего определения содержания эффективной педагогической деятельности.

Понятие «социокультурная адаптация» рассматривается в системе наук и представляет собой определенную взаимосвязь признаков понятия «адапта-

ции», выявив которые можно будет точно определить видовое соотношение адаптации, суть и компоненты социокультурной адаптации младших подростков в нашем исследовании.

Первым признаком понятия «адаптация» мы выделяем признак взаимодействия личности и среды. Данный признак наиболее распространен в философских исследованиях адаптации, где она рассматривается как социальный вид взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой и обществом в целом, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

На наличие признака взаимодействия личности и среды в определении адаптации в своих исследованиях указывает Г. И. Царегородцев, А.Н. Жмыри-ков, которые определяют адаптацию в обобщенном виде с позиции взаимодействия между «общественным субъектом» и «социальным объектом»; условиями его общественного существования [1].

Такой же аспект представлен в работах Л. П. Буевой и Б. З. Вульфова, где адаптация рассматривается как процесс взаимодействия и взаимовлияния двух систем - социальной среды и личности, в результате чего происходят изменения в обеих частях системы за счет достижение человеком социального равновесия.

В исследовании Габриеля Гарда акцентируется внимание на процессы адаптации в обществе, когда в основе социальной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп, в процессе взаимодействия которых один человек или социальная группа подражают другим. Именно социальное подражание является изначальным элементом социальности, основным способом существования и развития личности, социальной группы, общества. Анализ данного определения позволяет установить не только наличие предыдущего признака, но и выявить следующий.

Вторым признаком в понятии адаптации выступает наличие механизма приспособления. А.Г. Мороз дает определение понятию «приспособление» как

«усвоение требований конкретной ситуации», а «адаптация» - «стабильное решение хорошо организованных способов решения преодоления проблем». В своих исследованиях И.С. Карасова обращает внимание на то, что понятия «адаптация», «приспособление» и «привыкание» хотя и связаны, но не тождественны [3]. В других исследованиях приспособление выступает механизмом адаптации. Например, Л. Филипс, рассматривая адаптацию как состояние, при достижении которого личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества, подчеркивает социальную направленность. Так же характеризуя адаптивное поведение успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего, отражается идея активности личности, а также преобразующий характер ее социальной активности [1].

Современные исследователи (М.Е. Дуранов, Р. А. Литвак и др.) указывают, что адаптацию в педагогике следует рассматривать как вхождение личности в социокультурную среду, как процесс, в котором основные параметры социальной характеристики личности приводятся в соответствие с новыми условиями образования [4].

Дж. Уотсон и др. рассматривают адаптацию в широком понимании как процесс удовлетворения потребностей индивида в соответствии с требованиями среды, приводящий к изменениям в поведении индивида, тем самым, подчеркивая процессуальный (адаптация как процесс) и результативный (адаптация как состояние) аспекты категории адаптации, что связано с выявлением следующего признака понятия «адаптация» - наличие определенной программы поведения и деятельности.

Так, в исследованиях Г.М. Андреева, Ю.В. Колесникова и др. процесс адаптации связан с процессом «вхождения личности» в совокупность ролей и форм деятельности [1]. Подобной точки зрения придерживается В. С. Олейников, который представляет адаптацию как процесс, в ходе которого личность направляет усилия не на создание новых форм деятельности, а на

55

уравновешивание личности с наличествующими формами социальной практики и общения: процесс овладения опытом социальной жизни.

В связи с выделением данного признака А. А. Налчаджян в качестве специфических особенностей адаптации отмечает: активное участие сознания; влияние трудовой деятельности человека на среду; активное изменение человеком результатов своей адаптации в соответствии с социальными условиями бытия [6].

В исследованиях Б.Ф. Ломова, Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева процесс содержательной стороной процесса адаптации является активное формирование (осознанное или неосознаваемое) субъектом стратегий и способов овладения ситуацией на разных уровнях регуляции поведения, деятельности, состояния

[4].

Поведенческо-деятельностная составляющая адаптации представлена в исследованиях:

- Л. М. Растовой (процесс локального действия личности в рамках соответствующей общности);

- М. С. Кагана, Я. А. Пономарева и др. (взаимодействие личности с окружающей средой за счет активного участия индивида в творческо-преобразовательной общественной деятельности);

- А. В. Мудрика (процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды).

В исследованиях К. Роджерса, А. Маслоу и др. адаптация представлена как динамическое состояние оптимальности, что подчеркивает процессуальнорезультирующие аспекты данной категории, а значит адаптация обладает признаком изменения личностных качеств и свойств.

Б. Д. Парыгиным указывается, что адаптация представляет собой процесс внешнего активного приспособления индивида к новым условиям существования, приводящей к внутренним изменениям.

А.А. Реан рассматривает феномен адаптации личности с точки зрения трех основных аспектов: адаптация как результат характеризуется степенью итого-

вой адаптированности; как процесс - своими пространственно-временными механизмами; как источник новообразований - комплексом активно формируемых качеств [7]. Адаптация включает в себя спектр самоизменений и выработку новых личностных качеств.

Исследования И.К. Кряжевой, А.А. Реан, Я.Л. Коломинского и др. подтверждают, что признаком адаптации как осуществления эффективного общественного развития выступает реализацию индивидуальных особенностей и потребностей личности [7].

М.С. Каган, Я.А. Пономорёв др. замечают, что взаимодействие личности с окружающей средой происходит за счет активного участия индивида в творче-ско-преобразовательной общественной деятельности, где усваиваются знания, умения, формируются убеждения, ценностные ориентации, цели, установки, характерные для нашего времени [2].

Еще одним признаком адаптации выступают ее временные характеристики. Значимым для данного признака выступает процесс активизации механизмов самоопределения обозначенный в исследованиях Д.А. Обухова, Л.А. Челпановой и др.

Значимым признаком выступает необходимость специальных педагогических механизмов организации процесса адаптации.

Р.А. Литвак, В.Я. Осенников и др. указывают, что адаптация есть процесс направленный на взаимодействие системы помощи, ориентирующий на гармо-

I ч_/ и ч_/

низацию отношений, формирующий его социальный статус, способствующий освоению социальных ролей, принятию норм и ценностей социальной группы

[4].

В нашем исследовании затрагивается один из видов адаптации, а именно -социокультурная - которая отличается от других видов адаптации аксиологическим назначением, ценностно-ориентационным содержанием, соотношением предметно-практических усилий в адаптивной деятельности.

Нами акцентируется внимание на социокультурной адаптации младших школьников к обучению в основной школе как процессе первоначального приспособления, усвоения личностью принятых норм ценностей её социокультурного окружения, в том числе микросреды, с последующим влиянием личности на эту среду, что подразумевает способность ребенка справляться с ежедневными проблемами в новом культурном окружении.

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка, изменением ведущего вида деятельности (им становиться общение), стремление к совпадению оценки и самооценки, наличие крайней эмоциональной стабильности, наличие потребности в самоутверждении и др.

Социокультурная адаптация - специально организованный процесс обучения и воспитания, направленный на обретение младшими подростками своей целостности.

Успешная социальная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые успешные установки, которые в существенной мере определяет в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность самореализации.

Социокультурная адаптация детей младшего подросткового возраста обеспечивается одновременным протеканием нескольких процессов, которые способствуют гармонизации детей на трёх уровнях: личности, культуры и общества:

- развитие, обеспечивающее становление индивидуально личностных характеристик ребёнка;

- инкультурация, направленная на усвоение технологий, образцов и требований культуры, результатом которой выступает интеллигентность личности,

как совокупность приобретённых культурных норм, интегрированных с нормами родной культуры;

- социализация, обеспечивающая развитие социально - коммуникативных характеристик личности ребёнка [5].

Специфика социокультурной адаптации детей младшего возраста содержит: осуществление процесса обучения и творчества на основе субъект - субъективных отношений, обеспечивающих успешность детей в учебной и в творческой деятельности; раскрытие и поддержку природных данных ребёнка, латентность воспитательных средств и методов, способствующих индивидуальному росту, развитию креативности личности.

На основании вышесказанного к признакам понятия «социокультурная адаптация» мы относим: взаимодействия личности и среды, наличие механизма приспособления, наличие определенной программы поведения и деятельности, изменения личностных качеств и свойств, временные характеристики процесса, необходимость специальных педагогических механизмов организации процесса адаптации, оптимизация возрастных характеристик и педагогического воздействия, реализация культурного, коммуникативного, ценностного потенциала среды.

Библиографический список

1. Абрамовских, Н.В. Адаптивная система профессиональной подготовки социального педагога в вузе [Текст] : монография / Н.В. Абрамовских. -Шадринск : Изд-во ШГПИ, 2009. - 235 с.

2. Каган, М.С. Человеческая деятельность системного анализа [Текст] / М.С. Каган. - М. , 1974. - 349 с.

3. Карасова, И.С. Адаптивная направленность процесса обучения физике как фактор формирования компетентности будущего учителя / И.С. Карасова // Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей физики : материалы 41-й Зональной научно-практической конференции, 16-17 ноября 2010 г. - Омск : Полиграфический центр КАН, 2010. - С. 36-38.

4. Литвак, Р.А. Словарь по социальной педагогике и социальной работе [Текст] / Р.А. Литвак, Р.С. Димухаметов, Н.В. Кравчук, А.В. Пономарева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2009. - 154 с.

5. Малакуцкая, С. М. Социокультурная адаптация детей в условиях дополнительного художественного образования [Текст] : дис.. канд. пед. наук / С. М. Малакуцкая. - М., 2004. - 175 с.

6. Налчаджан, А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) [Текст] / А. А. Налчаджан / [отв. Ред. Э.А. Александ-рян]; АН АрмССР. Ин-т философии и права. - Ер. : Изд-во АН АрмССР, 1988. -263 с.

7. Реан, А.А. Психология адаптации личности [Текст] : уч.-науч. издание / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов - СПб. : Медицинская пресса, 2002. -352 с.

Bibliography

1. Abramovskih, N. V. Adaptivnaya sistema professionalynoy podgotovki sotsialynogo pedagoga v vuze [Text] : monograph / N.V.Abramovskih. -Shadrinsk : Publishing house ShGPI, 2009. - 235 ps.

2. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatelynost sistemnogo analiza [Text] / M.S.Kagan. - M., 1974. - 349 ps.

3. Karasova I.S. Adaptivnaya napravlennost protsessa obucheniya fizike kak factor formirovaniya kompetentnosti buduschego uchitelya / I.S.Karasova // Formirovaniye professionalynih kompetentsiy u buduschih uchiteley fiziki : materials of the 41st Zonal scientific-practical conference, the 16th - 17th of November, 2010. - Omsk : Polygraphic center of KAN, 2010. - P. 36-38.

4. Litvak, R. A. Slovar po sotsialynoy pedagogike i sotsialynoy rabote [Text] / R.A.Litvak, R.S.Dimuhametov, N.V.Kravchuk, A.V.Ponomaryova. -Chelyabinsk: ChGAKI, 2009.-154 ps.

5. Malakutskaya, S. M. Sotsioculyturnaya adaptatsiya detey v usloviyah dopolnitelynogo hudozhestvennogo obrazovaniya [Text] diss. .. of cand. of ped. sciences / S.M.Malakutskaya. - M., 2004. - 175 pg.

6. Nalchadzhan, A. A. Sotsialyno-pedagogicheskaya adaptatsiya lichnosty (formy, mehanizmy i strategiyi) [Text] / A.A.Nalchadzhan / [edition by E. A. Aleksandryan]; AS of Armenian SSR. Institute of Phylosophy and Law. Er. : Publishing house of AS of Armenian SSR, 1988. - 263 ps.

7. Rean, A. A. Psihologiya i adaptatsiya lichnosty [Text] : educational-scientific edition / A.A.Rean, A.R.Kudashev, A.A.Baranov - SPb. : Medical press, 2002. - 352 ps.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.