Научная статья на тему 'Воспитание, социальное воспитание и социальная адаптация личности в контексте социализации'

Воспитание, социальное воспитание и социальная адаптация личности в контексте социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8508
684
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / EDUCATION / SOCIAL EDUCATION / SOCIAL ADAPTATION / SOCIALIZATION OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Милованова Надежда Юрьевна

Рассматривается актуальная в педагогике проблема социализации личности в современных условиях. Анализируется понятие «социализация» с позиции разных наук, обобщая научные идеи отечественных и зарубежных исследователей, раскрывается содержательная сторона процесса социализации личности. Обстоятельно проанализированы понятия «воспитание», «социальное воспитание» и «социальная адаптация», раскрыта их связь с процессом социализации личности. Делается вывод, что социализация – сложный, жизненно важный процесс, от которого во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность. А важнейшими механизмами, элементами социализации современного индивида являются воспитание, социальное воспитание и социальная адаптация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION, SOCIAL EDUCATION AND SOCIAL ADAPTATION OF PERSONALITY WITHIN SOCIALIZATION

Relevant in teaching the problem of personality socialization in modern conditions is considered. Concept “socialization” from the viewpoint of different sciences, summarizing the scientific ideas of domestic and foreign researchers is revealed, the content side of the process of socialization is revealed. The concept of “education”, “social education” and “social integration” are analyzed, their relationship to the process of socialization is revealed. It is concluded that socialization is a complex, vital process, which largely depends on how the individual will be able to realize their potentialities, abilities as personality. And the most important mechanisms of socialization of modern individual are education, social education and social adaptation.

Текст научной работы на тему «Воспитание, социальное воспитание и социальная адаптация личности в контексте социализации»

УДК 37:36

ВОСПИТАНИЕ, СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

© Надежда Юрьевна МИЛОВАНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и семейной педагогики, e-mail: dimsi_tambov@mail.ru

Рассматривается актуальная в педагогике проблема социализации личности в современных условиях. Анализируется понятие «социализация» с позиции разных наук, обобщая научные идеи отечественных и зарубежных исследователей, раскрывается содержательная сторона процесса социализации личности. Обстоятельно проанализированы понятия «воспитание», «социальное воспитание» и «социальная адаптация», раскрыта их связь с процессом социализации личности. Делается вывод, что социализация - сложный, жизненно важный процесс, от которого во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность. А важнейшими механизмами, элементами социализации современного индивида являются воспитание, социальное воспитание и социальная адаптация.

Ключевые слова: воспитание; социальное воспитание; социальная адаптация; социализация личности.

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике.

Смысл и содержание понятия «социализация» исторически изменялось. Социальная философия XIX в. считала человеческую природу агрессивной и эгоистичной, социализация трактовалась как процесс ее преобразования и выработки про-социальных установок. В XX в., когда исследователи пришли к выводу, что человек изначально является общественным существом, социализация приобрела более конкретные очертания. Представители структурного функционализма в социологии XX в. (Т. Парсонс, Р. Мертон) видят в ней не столько битву между индивидом и обществом, сколько постепенное и плавное приспособление индивида к требованиям социальной системы путем усвоения принятых в ней правил, ролей и ценностей. Однако индивид при этом выглядит скорее объектом, чем субъектом социального процесса. Символический интеракционизм (Д.Г. Мид, И. Гофман) ставит в центр внимания межличностное взаимодействие, в ходе которого индивид не только воспринимает ожидания конкретных других и обобщенного другого (общество, социальная группа), но и конструирует свою собственную субъективную реальность. Важный вклад в теорию со-

циализации внесли психоанализ, когнитивная психология и лингвистика.

Как отмечает И.И. Фришман, в теории и практике социализации всегда существовали два подхода: авторитарный и демократический. Доминирование одного из них зависело от уровня развития общества. Авторитарный предписывал думать и действовать в определенных свыше рамках и границах подчинения, устанавливаемых независимо от человека и выступающих для него в качестве авторитарного регулятора содержания и формы жизнедеятельности. Демократический подход отражал изменения, произошедшие в стране, и его стратегическое направление -признание человека самоценностью, утверждение личностно ориентированного подхода к формированию будущего поколения в процессе социализации [1].

К настоящему времени сложилась отечественная междисциплинарная научная школа социализации, яркими представителями которой являются Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, М. З. Ильчиков, М. С. Комаров, И.С. Кон, О.С. Коршунова, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, М. И. Рожков, Б.А. Смирнов, Д. И. Фельдштейн, И.И. Фришман и др.

Разные науки подходят к изучению процессов социализации с разных сторон. Антропологи рассматривают социализацию, прежде всего, как передачу (трансмиссию)

культуры от одного поколения к другому, т. е. как «инкультурацию».

Социологи решают проблемы социализации в макросистеме общества, изучают их влияние на его социальную структуру, способы производства материальных благ, систему общественных отношений, политическое устройство. Авторы монографии «Социология воспитания» М.З. Ильчиков и Б. А. Смирнов утверждают, что социализация - это объективный общественный процесс, и следовательно, его можно рассматривать с точки зрения содержания, механизма и результата. Содержанием процесса социализации, по их мнению, является весь многогранный процесс становления и развития человека как в онтогенезе, так и в филогенезе -посредством приобщения индивида ко всем элементам материальной и духовной культуры общества через познание, общение и практическую деятельность [2].

Психологи, изучая социализацию, исследуют когнитивные процессы восприятия, эмоциональные реакции, коммуникативные качества, защитные механизмы и т. п. на различных этапах жизненного цикла человека; выявляют социализирующие функции непосредственного окружения человека: особенности различных общностей и их субкультур; межличностные отношения сверстников одного и разных полов, представителей разных поколений и этнических групп; внутригрупповые и межгрупповые взаимодействия и отношения. В психологии социализация -элемент процесса формирования и развития личности. В социально-психологической концепции Д.И. Фельдштейна термин «социализация» используется в двояком понимании: «Во-первых, социализация только как процесс освоения (присвоения) и реализации растущим человеком социального (норм, отношений, различных проявлений духовности и пр.), которая противостоит, (хотя одновременно и взаимосвязана) индивидуализации. Во-вторых, как реальное содержание взросления ребенка, реализуемое в двуедином процессе социализации - индивидуализации, где происходит формирование собственного социального «Я» как главного результата социального созревания, в котором и осуществляется становление значимого в своей индивидуальности субъекта активного творческого действия» [3]. В таком значении со-

циализация выступает как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация - как постоянное открытие, утверждение и формирование себя как субъекта.

Педагоги изучают социализацию человека на всех возрастных этапах в двух аспектах. Во-первых, они исследуют сущность относительно социально контролируемой ее части - воспитания, его тенденции и перспективы, определяют его принципы, содержание, формы и методы. Во-вторых, изучают общество как социализирующую среду, выявляют его воспитательные возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на индивида и нивелирования, коррекции и компенсации негативных.

Фундаментальные подходы к разрешению проблем социализации характеризуют научные разработки А. В. Мудрика. Он считает, что социализация есть «развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества». Автор отмечает, что сущность социализации состоит в том, что человек, являясь участником этого процесса, формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Исследователь обозначает уровни, виды процесса социализации: стихийная, относительно направляемая, относительно социально контролируемая социализация, более или менее сознательное самоизменение человека [4].

А. В. Мудрик выделяет характеристики личности, которые способствуют успешной социализации: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентацию не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

С точки зрения социальной педагогики, считает А.В. Мудрик, в процессе и в результате социализации индивид овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений в различных сферах жизнедеятельности (семейных, профессиональных, социальных и др.) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных установок и ценностных ориентаций, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы [4].

Анализ научной литературы показал, что существует тесная взаимосвязь между процессами социализации и воспитания личности. В. А. Мудрик приходит к выводу, что воспитание (относительно социально-контролируемая социализация) автомизируется от исторически первичной стихийной социализации тогда, когда на определенном этапе социально-экономического развития того или иного общества подготовка к жизни его членов выделяется в относительно самостоятельную сферу. Постепенно воспитание становится специальной функцией общества и государства, т. е. оформляется в специфический социальный институт. И.И. Фришман подчеркивает, что воспитание как общественное явление исторически возникает как определенный механизм, сторона, элемент социализации. Необходимость появления воспитания в рамках социализации обусловлена, прежде всего, общественными потребностями в более целенаправленном, адекватном им формировании и развитии личности [1].

Воспитание призвано точно фиксировать потребности общества в личности, наделенной вполне определенными социальными качествами, совокупность которых находит свое отражение в целях воспитания. Воспитание не просто функционирует как составная часть социализации, а системой своих методов по существу обеспечивает целенаправленный механизм социализации. Воспитание обеспечивает не только «выход в социум» (условия жизнедеятельности личности, ее продуктивную деятельность и общение, которые способствуют нормальной социализации), но и «обретение себя» (процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, своего стиля жизни). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.

М. З. Ильчиков и Б.А. Смирнов считают, что воспитание выступает механизмом социализации личности, и именно поэтому недопустимо отождествление понятий «воспитание» и «социализация».

С понятиями «социализация» и «воспитание» тесно связано понятие «социальное воспитание». Социальное воспитание -взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивно-

го развития и духовно-ценностной ориентации. Многие отечественные исследователи рассматривают социальное воспитание как составную часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным, религиозным, коррекционным воспитанием). Оно осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления).

A.И. Арнольдов, В.Г. Бочарова, А.С. Вишняков, Б. З. Вульфов отмечают, что социальное воспитание, рассматриваемое в социально-педагогическом контексте, связано с изучением личности в системе средовых функциональных взаимодействий и объективно направлено на преодоление сложившегося в педагогической науке узкопрофильного взгляда на личность и ее формирование в относительно замкнутых педагогических учреждениях (детский сад, школа, вуз и т. д.).

Социальное воспитание аккумулирует в себе влияние на педагогический процесс конкретных условий среды (социокультурных, природных, экологических, географоклиматических, социально-бытовых, национально-народных), рассматривая индивида в контексте его ближайшего окружения.

Как отмечают А.И. Арнольдов, В.Г. Бочарова, А. С. Вишняков, Б. З. Вульфов, социальное воспитание направлено на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, поиск педагогически компетентных решений в различных жизненных ситуациях.

B. А. Монастырский указывает на то, что «... социальное воспитание включает не только формирование морально одобряемых и общественно значимых человеческих качеств, но и, что не менее важно, защиту и поддержку индивидуума в сложной, кризисной ситуации, помощь в преодолении и компенсации неблагоприятных условий социализации». Эта деятельность, по его мнению, способствует выравниванию стартовых возможностей индивидуумов и создает предпосылки для их успешной социальной адаптации [5].

Человек рассматривается как высшая цель социального воспитания, в ходе которого обеспечивается создание условий, необходимых для реализации всех его потенций,

достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере существования, высокого расцвета конкретной человеческой личности.

Таким образом, целью социального воспитания является формирование способности человека к активному функционированию в конкретной социальной ситуации при обеспечении развития личности как неповторимой человеческой индивидуальности, что и способствует успешной социализации личности. Следовательно, в педагогике социальное воспитание рассматривается как определенный механизм, элемент социализации личности.

Анализ научной литературы показал, что существует тесная взаимосвязь между процессами социализации, воспитания, социального воспитания и социальной адаптации личности.

В отечественной науке социальную адаптацию определяют как процесс активного приспособления индивида (группы) к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой.

М.А. Шабанова определяет социальную адаптацию как процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально изменяющейся социальной средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда - воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию [6].

По мнению Е.Н. Сметанина, социальная адаптация - это состояние взаимоотношений личности и социальной среды, характеризующееся наличием субъективных и объективных обстоятельств, позволяющих личности без особых внешних и внутренних (психологических) конфликтов продуктивно осуществлять профессиональную деятельность, удовлетворять свои социогенные потребности. Это сложный социально-психологический механизм социализации личности, включающий, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния, образования [7].

И. А. Милославова предложила следующую модель социальной адаптации, в которой рассматривает разные степени включенности индивида в новую ситуацию [8]:

1) уравновешивание - установление равновесия между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам поведения друг друга;

2) псевдоадаптация - сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям;

3) приноровление - признание и принятие основной системы ценностей новой ситуации, взаимные уступки;

4) уподобление - психологическая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентаций, установок в соответствии с новой ситуацией.

Также различают добровольную и вынужденную адаптацию, которые оказывают влияние на социализацию личности.

Добровольная адаптация имеет место тогда, когда согласованные в процессе соотнесения личности со средой или не подле -жавшие такому согласованию новые ценности и способы действия, которые предлагает социальная среда, не противоречат «скорректированной» или прежней системе ценностных ориентаций, открывающимся возможностям. Она происходит, если [8]:

1) декларируемые принципы и нормы социального бытия «вписываются» в систему самых значимых интересов и потребностей человека или даже создают более благоприятные условия для реализации таковых;

2) ценностные ориентации, ранее свойственные индивиду, изменяются в новых условиях без особого напряжения и сопротивления с его стороны, ибо он сам поверил или убедился в достоинствах нового по сравнению со старым;

3) провозглашаемые идеи, несмотря на активное или пассивное массовое неприятие индивидами, в той или иной степени корректируются, приближаясь к ценностным ориентациям и намерениям тех или иных социальных групп.

Вынужденная адаптация имеет место тогда, когда направления и методы преобразований не соответствуют, противоречат представлениям и установкам индивида, ко-

торый, однако, в конечном счете, не может не считаться с ними, не содействовать их реализации, дабы удовлетворить свои жизненно важные цели. Она обнаруживает себя, если [8]:

1) не принимая нового, индивид пытается изменить социальные ценности и поведенческие модели, вводимые утверждающейся средой, но эти попытки оказались безуспешными, отчего приходится подчиниться (временно или окончательно) новым «правилам игры»;

2) противясь новому, но опираясь на свой жизненный опыт, социальное положение, возможности и другие обстоятельства, индивид вынужденно подчиняется, не пытаясь что-либо изменить;

3) новые способы социального действия, даже не противоречащие ценностным ориентациям индивида, менее чем прежние соответствуют его объективным качествам, однако он вынужден использовать их (ценой огромных усилий) ради выживания.

В первом случае имеет место вынужденная активная адаптация; в двух других - вынужденная пассивная. Вынужденная адаптация, как и добровольная, проявляется и на уровне сознания, и на уровне поведения.

«Прогрессивную» адаптацию определяют те виды контакта с преобразующей социальной средой, которые приносят индивиду больше приобретений, чем потерь. «Регрессивная» адаптация свидетельствует о том, что индивид обретает меньше, чем теряет.

В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. Результатом социальной адаптации является адаптирован-ность, т. е. уровень фактического приспособления индивида к жизни, взаимосоответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой.

В социально-педагогической науке одним из актуальных вопросов является вопрос о соотношении социализации и социальной адаптации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, т. к. отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а социальная адаптация - с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляющиеся в процессе социальной адаптации [9; 10].

В процессе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социальная адаптация является одним из важнейших механизмов социализации, одним из путей более полной социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий [9-15].

Изучив особенности процессов социализации, воспитания, социального воспитания и социальной адаптации личности можно способствовать успешному становлению подрастающего поколения.

Для определения эффективности процесса социализации подрастающего поколения

И.И. Фришман выделила следующие группы критериев [1]:

- социальная адаптированность, которая предполагает активное приспособление детей и молодежи к условиям социальной среды, оптимальное включение их в новые или изменяющиеся условия, достижение успехов в реализации целей;

- социальная автономизация, которая предполагает реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях;

- социальная активность, которая рассматривается как реализуемая готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений, направленная на социально значимое преобразование окружающей среды, инициативность, творчество, самостоятельность, результативность действий.

Таким образом, социализация - сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность. Важнейшими механизмами, элементами социализации современного индивида являются воспитание, социальное воспитание и социальная адаптация.

1. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М., 2004.

2. Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания. М., 1996.

3. Фельдштейн Д. И. Человек как созидатель и носитель социального. М., 2007.

4. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2006.

5. Монастырский В.А., Хумарова Г.А. Социальный педагог сельской школы: содержание и

формы практической деятельности, слагаемые профессионализма. Тамбов, 2003.

6. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социс. 1995. № 9.

7. Сметанин Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социс.

1998. № 4.

8. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1974.

9. Милованова Н.Ю. Социально-педагогические условия адаптации учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса: автореф. дис. . канд. пед. наук. Тамбов, 2006.

10. Милованова Н.Ю. К вопросу о социальной адаптации личности в современных условиях // Образование в регионе: научно-методический журнал Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования / под. ред. Н.Е. Астафьевой. Тамбов, 2007. Вып. 18.

11. Курин А.Ю. Социальная адаптация подростков с ограниченными возможностями передвижения средствами информационных технологий как социально-педагогическая проблема // Социальная педагогика: вызовы XXI века: сборник материалов Международного конгресса специалистов социальной сферы. 22-23 сентября 2011 г. / отв. ред. Е.А. Юрина. Тамбов, 2011.

12. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики: в поддержку актуальной науки. М.,

1999.

13. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.

14. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М., 1997.

15. Кон И.С. Социология личности. М., 1976.

Поступила в редакцию 15.10.2012 г.

UDC 37:36

EDUCATION, SOCIAL EDUCATION AND SOCIAL ADAPTATION OF PERSONALITY WITHIN SOCIALIZATION

Nadezhda Yryevna MILOVANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Social and Family Pedagogics Department, e-mail: dimsi_tambov@mail.ru

Relevant in teaching the problem of personality socialization in modern conditions is considered. Concept “socialization” from the viewpoint of different sciences, summarizing the scientific ideas of domestic and foreign researchers is revealed, the content side of the process of socialization is revealed. The concept of “education”, “social education” and “social integration” are analyzed, their relationship to the process of socialization is revealed. It is concluded that socialization is a complex, vital process, which largely depends on how the individual will be able to realize their potentialities, abilities as personality. And the most important mechanisms of socialization of modern individual are education, social education and social adaptation.

Key words: education; social education; social adaptation; socialization of personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.