Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании инновационной деятельности в Российской Федерации'

К вопросу о правовом регулировании инновационной деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКОЕМКОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / KNOWLEDGE-BASED / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATIVE CAPACITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маврина Наталья Александровна

Статья посвящена вопросам правового регулирования инновационной деятельности в РФ и аспектам применения отдельных категорий инновационной деятельности в процессе их регламентирования в нормативных правовых актах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Issue of Law Regulatory Innovation Activities in Russia

The article is devoted to the issues of legal regulation of innovative activity in Russia and the application of certain categories of innovation in the process of regulation in the regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании инновационной деятельности в Российской Федерации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 23 (378).

Право. Вып. 44. С. 31-35.

УДК 342.7

ББК 67.300

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н. А. Маврина

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Статья посвящена вопросам правового регулирования инновационной деятельности в РФ и аспектам применения отдельных категорий инновационной деятельности в процессе их регламентирования в нормативных правовых актах.

Ключевые слова: наукоемкость, инновации, инновационная деятельность, инновационный потенциал.

Переход российской экономической системы индустриального типа с приоритетным развитием сырьевого сектора к инновационной экономике, основанной на знаниях, обусловливает развитие наукоемких отраслей и определяет актуальность регламентирования этого процесса в нормативных правовых источниках с целью унифицирования содержания категорий инновационных отношений и установления механизмов реализации инновационной деятельности для различных субъектов.

В процессе эволюции технико-экономического и технологического развития категория «наукоемкость» стала определять долю участия такого фактора, как наука, в создании того или иного вида продукции или услуги. Ряд исследователей под наукоемкостью понимают показатель, который характеризует долю научно-исследовательской деятельности и разработок в общем объеме деятельности и применяется для оценки научно-технического уровня отраслей и предприятий, либо показатель степени связи технологии с научными исследованиями и разработками.

Анализ различных подходов к определению сущности и содержания «наукоемкости» показал, что термины и понятия, относящиеся к на-укоемкости технологий, отраслей и изделий, не стандартизированы, как не стандартизированы и методики определения такого показателя. Унифицированная методология идентификации высокотехнологичных отраслей промышленности к настоящему времени не сформирована, как и унифицированная методика оценки инновационного потенциала — той части потенциала промышленного предприятия, на которую в значительной степени оказывает влияние «науко-емкость», являясь одним из ведущих факторов

конкурентоспособности предприятия и его продукции.

Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно нововведения обусловливают повышение качества продукции, улучшение полезного эффекта, добиваясь тем самым конкурентного преимущества. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности продукции требует от субъектов хозяйственной деятельности новаторского подхода, суть которого — в поиске и реализации инноваций.

Существуют различные подходы к пониманию инноваций и инновационной деятельности в отечественной правовой и экономической науке.

Регламентирование термина «инновации» в правовой науке осуществлено в нескольких нормативных источниках. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим начальные стадии инновационного процесса, является Федеральный закон от 27 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [8], который регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг). Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, порядок формирования государственной научно-технической политики и регламентирует основные правовые категории в области инноваций.

Согласно ст. 2 указанного закона «инновации — введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних

связях». Этим же нормативным правовым актом определено понятие «инновационная деятельность» как «деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности» [8].

В Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998—2000 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832, под инновацией (нововведением) понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности; под инновационной деятельностью — процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [5].

В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» и на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. была разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., которая определяет цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики в современных условиях и задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок, не определяя сущности и содержания инновационных категорий.

Изучение различных трактовок понятия «инновации» в экономической науке показало неоднозначность определения сущности и содержания данного термина. Произошедший от латинского innovare, что значит «использовать нечто новое», термин «инновация» в процессе эволюции к современному моменту получил достаточно обширное количество определений, что свиде -

тельствует о сложности и многоаспектности данной научной категории.

Словарное понимание «инновации» определяет ее как «нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование новшеств в самых разных областях и сферах деятельности».

В зарубежной экономической литературе в отличие от отечественной термин «инновация» используется в аспекте специфического процесса, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий и технологий.

В современной экономической литературе основные подходы к толкованию термина «инновация» осуществляются с точки зрения «процесс — результат».

В аспекте исследования роли инноваций в реализации целей промышленного предприятия как социально-экономической системы под инновациями можно понимать процесс прохождения нововведения в рамках какой-либо системы от начала зарождения идеи до получения конкретных результатов реализации этой идеи в виде существенных изменений ее состояния. Таким образом, все точки зрения объединяет экономическая составляющая, предполагающая внедрение нового продукта, технологии, процесса для его применения и получения экономической выгоды.

Данный процесс на уровне хозяйствующего субъекта может быть осуществлен с помощью инновационных проектов, которые реализуются через инновационную деятельность. Способность осуществить инновационную деятельность предприятия предопределяется его инновационным потенциалом.

Анализ существующей научной литературы и публикаций показал неоднозначность подходов к пониманию сущности и содержания инновационного потенциала.

В. Г Матвейкин, С. И. Дворецкий, Л. В. Минько, В. П. Таров, Л. Н. Чайникова, О. И. Летунова под «инновационным потенциалом» понимают способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние для удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т. п.), наделяя инновационный потенциал характеристикой способности системы к изменению, улучшению, прогрессу [3].

Г. А. Барышева под инновационным потенциалом понимает способность сферы НИОКР обеспечивать нововведениями процесс обновления производственного аппарата [1].

Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева определяют инновационный потенциал как научно-технический потенциал страны в виде научно-исследовательских, проектно-конструктор-ских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций [6].

Г. М. Гукасьян определяет инновационный потенциал как способность различных отраслей народного хозяйства производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка, где инновационный потенциал включает в себя научные, проектные и конструкторские разработки, мощности экспериментальных услуг, связанные с подготовкой нового производства, инструмент и оснастку для проведения наукоемких операций, средства технологического контроля и т. д. [2].

В Постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998—2000 годы» инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) определяется как совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности [5].

Все существующие подходы учитывают ресурсно-факторный аспект и не уделяют достаточного внимания ресурсно-субъектной составляющей инновационного потенциала. Значимость финансово-экономического фактора инновационного потенциала в изученных понятиях безусловная, но система отношений людей, реализующих проект, игнорируется. Один и тот же инновационный проект при одних и тех же материальных и финансовых ресурсах разные группы людей мо -гут осуществить и реализовать по-разному.

Содержание отдельных определений потенциала предприятия основано на использовании человеческого познания, которое, согласно философскому энциклопедическому словарю, является высшей формой отражения объективной действительности. В познании существуют разные

уровни: чувственное, мышление, эмпирическое и теоретическое познание. Наряду с этим выделяют различные формы познания: познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта, и познание, направленное на получение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида. Таким образом, способность получения знания и его использование в процессе деятельности логично дополняет ресурсно-результативный подход к определению сущности и содержания потенциала элементами структуры человеческого капитала, а знания становятся важнейшим фактором производства, одним из главных источников роста производительности и конкурентных преимуществ и проявляются в навыках, умениях, про -фессиональном уровне [4].

Несмотря на наличие достаточного количества публикаций и нормативных правовых актов, предметом регламентации которых являются отношения в области инновационной деятельности, многие теоретические и практические вопросы обусловливают отсутствие четкой стратегии комплексного регулирования инновационной деятельности с сопутствующим правовым и доктринальным закреплением: отсутствует нормативная база, регулирующая вопросы производства инноваций, реализации инновационных проектов, определения показателей эффективности инновационной деятельности и роли государ -ства в инновационной деятельности.

Инновационная политика, реализуемая через комплекс мероприятий, носит декларативный характер, а регулирование инновационной деятельности во многих аспектах происходит без надлежащего исследования применяемых категорий и инструментов, что обусловливает ряд проблем, связанных с правовой регламентацией отношений в области инновационной деятельности. Понятийный аппарат, обеспечивающий понимание категорий в сфере инноваций, требует научного обоснования и уточнения, так как отсутствие в нормативных правовых актах единообразной терминологии и инновационного инструментария приводит к невозможности определения правового статуса субъектов инновационной деятельности и оценки инновационного потенциала, который является основой для привлечения различных источников финансирования.

Список литературы

1. Барышева, Г. А. Инновационный фактор и интеллектуальный ресурс в динамизации экономики России / Г А. Барышева ; под ред. Ю. С. Нехорошева. - Томск : Изд-во Томс. гос. ун-та, 2001. - 224 с.

2. Гукасьян, Г. М. Экономика от А до Я : темат. справ. [Электронный ресурс]. - URL: http://vocable.ru/ dictionary/910/word/inovacionyi-potencial (дата обращения: 15.09.2015).

3. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития : монография / В. Г. Матвейкин [и др.]. - М. : Машиностроение-1, 2007. - 284 с.

4. Маврина, Н. А. К вопросу об исследовании сущности потенциала предприятия / Н. А. Маврина // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2014. - № 5. Экономика. Вып. 43.

5. Постановление Правительства РФ от 24.07.1998 № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998—2000 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/179112/ (дата обращения: 15.09.2015).

6. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М. : ИНФРА-М, 1996. - 496 с.

7. Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р) [Электронный ресурс]. - URL: http://garant.ru/prodacts/ipo/prime/ doc/70006124/ (дата обращения: 15.09.2015).

8. Федеральный закон от 27.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=18 2687;fld=134;from=72937-7;rnd=180312.8512814682908356;;ts=01803125095441897865385 (дата обращения: 15.09.2015).

Сведения об авторе

Маврина Наталья Александровна — старший преподаватель кафедры конституционного права и муниципального права Института права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. mna@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 23 (378). Law. Issue 44. Pp. 31-35.

THE ISSUE OF LAW REGULATORY INNOVATION ACTIVITIES

IN RUSSIA

N. A. Mavrina

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. mna@csu.ru

The article is devoted to the issues of legal regulation of innovative activity in Russia and the application

of certain categories of innovation in the process of regulation in the regulatory legal acts.

Keywords: knowledge-based, innovation, innovation activity, innovative capacity.

References

1. Barysheva G.A., Nekhoroshev Yu.S. (ed.). Innovazionniy factor i intellektualniy resurs v dinamizatsii eko-nomiki Rossii [The innovative factor and intellectual resource in the dynamics of Russian economy]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2001. 224 p. (In Russ.).

2. Gukas'yan G.M. Ekonomika ot A do Ya: tematicheskiy spravochnik [Economy from A to Z: Subject Directory]. Available at: http://vocable.ru/dictionary/910/word/inovacionyi-potencial, accessed 24.09.2015. (In Russ.).

3. Matveykin V.G. et al. Innovationniy potential: sovremennoye sostoyanie i perspektivy razvitiya: mono-grafiya [Innovative capacity: the current state and prospects of development]. Moscow, Mashinostroenie-1 Publ., 2007. 284 p. (In Russ.).

4. Mavrina N.A. K voprosu ob issledovanii sushchnosti potentsiala predpriyatiya. [The issue of the research entity of the company potential]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Bulletin of Chelyabinsk State University. Iss. 43. Economy], 2014, no. 5, vyp. 43. (In Russ.).

5. [Government Resolution RF of 24.07.1998 N 832 «On the Concept of Innovation Policy of the Russian Federation in 1998—2000 years»]. Available at: http://base.garant.ru/179112/, accessed 15.09.2015. (In Russ.).

6. Raizberg B.A., Lozovskiy L.S., Starodubtseva E.B. Sovremennyy ekonomicheskiy slovar' [Modern Dictionary of Economics]. Moscow, INFRA-M Publ., 1996. 496 p. (In Russ.).

7. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossii na period do 2020 goda (utv. Rasporyazheniem Pravitel 'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r. [Strategy for innovative development in Russia up to 2020]. Available at: http:// garant.ru/prodacts/ipo/prime/doc/70006124/, accessed 15.09.2015. (In Russ.).

8. [Federal Law of 27.08.1996, no. 127-FZ "About Science and State Scientific and Technical Policy"]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182687;fld=134;from=72937-7;rnd= 180312.8512814682908356;;ts=01803125095441897865385, accessed 15.09.2015. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.