Научная статья на тему 'Практика администрирования инновационной деятельности в экономике России'

Практика администрирования инновационной деятельности в экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION POLICY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INNOVATIVE ENTERPRISES / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кленин П.Н.

В статье рассматриваются вопросы практики администрирования инновационной деятельности на региональном уровне в контексте формирования единой инновационной системы государства. Проведен анализ имеющихся совместных интересов и неформальных связей, объединяющих органы местной власти и инновационные предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF ADMINISTRATION OF INNOVATION ACTIVITY IN RUSSIAN ECONOMY

The article examines the practice of management innovation at the regional level in the context of forming a single state innovation system. The analysis of existing common interests and informal networks, combining local authorities and innovative enterprises.

Текст научной работы на тему «Практика администрирования инновационной деятельности в экономике России»

УДК 330.3

ПРАКТИКА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

PRACTICE OF ADMINISTRATION OF INNOVATION ACTIVITY

IN RUSSIAN ECONOMY

Кленин П.Н., магистрант ЮжноРоссийского института управления - филиала РАНХиГС

Klenin P.N., master student of South-Russian Institute of Administration of RANEPA

В статье рассматриваются вопросы практики администрирования инновационной деятельности на региональном уровне в контексте формирования единой инновационной системы государства. Проведен анализ имеющихся совместных интересов и неформальных связей, объединяющих органы местной власти и инновационные предприятия.

Ключевые слова: инновационная политика, региональная экономика, инновационные предприятия, инновационная система.

The article examines the practice of management innovation at the regional level in the context of forming a single state innovation system. The analysis of existing common interests and informal networks, combining local authorities and innovative enterprises.

Key words: innovation policy, regional economy, innovative enterprises, innovation system.

С повышением независимости органов региональных властей и формированием разнообразных форм собственности отмечается переход от администрирования инновационной деятельности в областях народного хозяйства к самим организациям и системам производства в формате экономически автономных территориально ограниченных систем мезоуровня. Это обусловливает неизбежность изучения значения и роли региональных органов власти в формировании инновационных процессов на мезоуровне.

Государство является исключительным актором, который в состоянии привести в действие процесс инновационного развития. Порядок решения поставленной задачи содержится в инновационной политике, реализуемой как правительствами регионов, так и федеральными органами власти[1].

Воплощение в жизнь задач и целей инновационного развития проводится путём осуществления инновационных программ и проектов, где регионы являются полноправными акторами формирования и осуществления государственной инновационной политики. Поэтому целесообразен детальный анализ государственной инновационной политики, а также определение её существа и препятствий на пути её реализации.

В качестве основного документа, обусловливающего понятие инновационной политики, выступает Федеральный Закон "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике": "Государственная инновационная политика - определение органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов"[2].

Государство, осуществляя инновационную политику, определяет инновационную деятельность, обусловливает её роль и место в функционировании экономического механизма страны, регулирует приоритетные векторы её развития, а также позиционирует меры, осуществляемые для содействия инновационному процессу. Тем не менее, инновационная политика включает в себя не только реализацию координирующей деятельности государства, но и формирование стратегии инновационной деятельности:

- Финансирование НИОКР и формирование инновационной деятельности на предприятиях государства;

- Коммерциализация на рынке результатов и итогов инновационной деятельности, принадлежащих государству;

- Приобретение государством предметов инновационной деятельности на международном рынке.

Следовательно, целесообразно распространить понятие государственной инновационной политики, дополнив её сферу организационно-экономическими воздействиями по реализации собственной инновационной деятельности.

Исследование действенности формирования инновационной деятельности в разнообразных экономических и политических системах было начато ещё Й. Шумпетером. Однако, его труды акцентированы на анализе инновации в монополистической или олигополистической среде [3].

Таким образом, государство определяет инновационную деятельность в качестве самой существенной сферы развития национальной экономики. Следственно, государству целесообразно разработать систему соответствующего законодательного обеспечения.

Между тем, существующее законодательство, регламентирующее инновационную деятельность в России, имеет целый ряд недостатков, замедляющих её развитие.

В первую очередь, целесообразно обеспечить адекватность и гармоничность законов и подзаконных актов на вертикальном уровне и на горизонтали: соответствие императивов всех Кодексов и Законов, касающихся инновационной области, и гарантирование нормативно-правовой целостности федеральных законодательных актов с законодательными актами субъектов РФ (неделимое законодательное поле). Это относится также к нормам и законам прочих областей деятельности.

Инновационная политика базируется на приоритетных векторах экономического развития, поэтому функционирование в их рамках, выраженных довольно абстрактно, ведёт к размыванию границ преференций. Вследствие этого, совершается неэффективное использование и распыление финансовых ресурсов. При факторах значительной стоимости научных исследований, рискованности их промышленного освоения и расплывчатости их результатов, существенно повышается цена ошибочного избрания тупикового вектора исследований. Вдобавок к значительным трудовым, материальным и финансовым затратам, подобная ошибка влечёт также и временные потери, вследствие чего происходит отставание от конкурентов.

В качестве важнейшей задачи улучшения законодательства России в сфере инновационной деятельности выступает планирование развития регионов и государства в данной области. ФЗ от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" имеет значительный изъян - в ряде областей прогнозирования развития РФ отсутствуют императивы государственной инновационной политики, что отрицательно влияет на её прогнозирование, а также на определение перспектив и векторов развития

инновационной сферы в стране. Вследствие этого, целесообразно сконцентрировать внимание на оценке региональных инновационных потенциалов.

На сегодняшний день, следует конкретизировать фундаментальный инструментарий правовых понятий, применяемых в научно-технической и инновационной сфере деятельности. В Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" целесообразно законодательно зафиксировать такие понятия, как "инновация", "национальная инновационная система", "инновационная деятельность", а также дать приближённый перечень видов надлежащей деятельности.

Важнейшей областью правового регулирования является право владения интеллектуальной собственностью на инновационную продукцию, для чего следует:

- сформировать и законодательно поддерживать механизм передачи прав собственности на использование технологий субъектам, которые не являются первичными правообладателями;

- вырабатывание прав интеллектуальной собственности (контракты о патентном сотрудничестве, патенты)[4].

Таким образом, проблемы российской инновационной среды определяются, в первую очередь, характерной для экономики России неопределённостью в области законодательства и значительной степенью риска, т. к. инновационная политика охватывает лишь декларирование совокупных государственных намерений.

Анализируя роль инновационной политики регионов в процессе регионального инновационного развития, целесообразно обозначить специфику функций органов управления в регионах, состоящих, в первую очередь, в том, что инновационная деятельность стремится к децентрализованной реализации, и в том, что её успешность зависит от

гибкости, динамичности, адаптированности к изменяющимся обстоятельствам, способности субъектов экономики к быстрым переменам. Всё это свойственно региональным звеньям управления инновационной деятельностью.

По этой причине, целесообразно сформировать стратегию инновационного развития региона на основании установленных целей и задач.

Полноправно заметить, что инновационной политике регионов присущ индикативный характер в части подчинённости государственной инновационной политике, обнаруживая практическое значение исполнительных и законодательных мер, принимаемых государством, в инновационной области для определённых субъектов инновационной деятельности. Таким образом, реализуется принцип обратной связи в системе инновационной политики государства.

Получение позитивных результатов региональной инновационной политики достигается посредством государственного управления инновационной и научно-технической деятельностью.

Применение косвенных и прямых регулирующих стимулов к субъектам территориального управления в области техники и науки может содействовать оказанию региональным органам государственной власти воздействия на уровень цен на инновационную и научно-техническую продукцию (с целью улучшения жизненного уровня населения), а также на направленность и объёмы научно-технических работ, реализацию инновационной деятельности.

Региональным органам государственной власти целесообразно применять установленные методы и формы государственного регулирования инновационной деятельности, базируясь на основании отбора максимально

предпочтительных мероприятий по государственному содействию каждой стадии инновационного процесса[5].

В сложившейся ситуации, исходя из позиции автора и анализа опыта зарубежных стран, считаем целесообразным использование методов государственного регулирования инновационной деятельности в регионах разработанных на основе системы востребованных мер поддержки каждого этапа инновационного процесса.

Применение определённых методов и форм регионального и федерального содействия инновационной деятельности целесообразно осуществлять исключительно к патенто- и конкурентоспособным проектам.

Стабилизация экономики региона и экономический рост выступают в качестве основной цели инновационной политики, наряду с достижением условий для действенной реализации и разумного применения бюджетных средств, посредством развития и сохранения научно-технического потенциала и формирования благоприятной среды для инновационной деятельности. С этой целью, предполагается постановка задач стратегического и оперативного планирования:

- создание региональных инновационных и научно-технических проектов и программ с целью поддержания стабильного социально-экономического развития региона;

- стимулирование инновационной деятельности для приведения в соответствие уровня качества изготавливаемой продукции с мировыми показателями, для расширения ниш внутреннего и внешнего рынков сбыта для промышленных организаций посредством формирования новейшей конкурентоспособной продукции, перерабатывающей и пищевой промышленности региона, комплекса АПК и т. д.[6];

- активизация изобретательской деятельности, улучшение степени патентной защищённости технологий и продукции, предохранение регионального патентного рынка от наплыва иностранных патентов;

- вовлечение инвестиций из внебюджетных и из федеральных фондов для осуществления инновационных и научно-технических проектов и программ локального и регионального значения;

- поддержка защиты государственного приоритета на плоды научных исследований, осуществляемых за средства бюджетов всех уровней, и охраны заинтересованностей патентообладателей и авторов промышленного имущества;

- формирование и стимулирование бизнес-планирования инновационной деятельности.

Учитывая вышеуказанные задачи, для стимулирования инновационной деятельности, активизации формирования, распространения и применения нововведений целесообразно осуществление механизма создания инновационных программ регионов, способствующего выполнению качественных преобразований в инновационной сфере[7].

В настоящее время, имеющиеся методы поддержки конкурентоспособности и жизнедеятельности регионов, базирующиеся на акцептировании субсидий из федерального бюджета, применении природных ресурсов и существующего промышленного потенциала, уже не способствуют повышению качественного уровня жизни населения и комплексному развитию территорий. В сегодняшних обстоятельствах указанные проблемы возможно разрешить лишь посредством применения инновационных механизмов развития территорий в аспекте векторов концентрации усилий региональных органов власти на формирование инновационного потенциала, базирующегося на активизации развития

действующих на территории региона инновационно-активных организаций, а также прочих хозяйствующих субъектов[8].

Ключевое значение экономической системы региона, выступающей в качестве первичного элемента развития и формирования единой инновационной системы государства, подкрепляется тем обстоятельством, что, как показывает практика, именно на региональном уровне, базируясь на имеющихся сетях совместных интересов и неформальных связях, объединяющих органы местной власти и инновационные предприятия, возможно сформировать значительно более гармоничную и тесную взаимосвязь и сотрудничество между наукой, образованием и высокотехнологичной промышленностью, а также требуемую координацию взаимодействий научного, образовательного и промышленного потенциалов, что является важнейшим условием благополучного распространения нововведений по инновационной цепочке. Совершенные знания специфик, присущих для каждой отдельной территории, доступность прямого контакта и воздействия на функционирование ключевых региональных институтов и бизнес-субъектов, предоставляют возможность администрации региона принимать и находить решения, сообразуясь региональными особенностями.

Список литературы

1. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс. 2003. С. 61-63.

2. Андронова Е.Д. Принципы формирования конкурентоспособного инновационного проекта // Интеграл. 2012. № 4. С. 39-41.

3. Митякова О. И. Оценка инновационного потенциала промышленного предприятия // Финансы и кредит. 2004. № 13. С. 42-43.

4. Кравец Л. Г. Современные формы использования интеллектуальной собственности в инновационном процессе // Патентная информация сегодня. Информация, технологии, рынок. 2012. № 3. С. 32-35.

5. Бахур А. Б. О возможности применения понятия "пассионарность" для формирования подходов к управлению инновационными процессами // Интеграл. 2012. № 4. С. 57-58.

6. Медынский В.Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. М: МАКС, 2009. С. 62-64.

7. Барышева Г., Скрыльникова Н. Инновационная модель развития региона // Экономист. 2002. № 11. С. 26-28

8. Доничев О. А. Развитие инновационного потенциала региональной экономики как условие построения общества знаний // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2012. № 5. С. 39-40.

9. Кюрджиев С.П. Алгоритмизация процесса выделения бюджетных средств в системном представлении инвестиционно-финансового механизма управления производственным сектором региональной экономики // Экономические и гуманитарные науки. 2008. № 4 (206). С. 87-90.

10. Кюрджиев С.П. Экономически устойчивое развитие региона при реформировании межбюджетных отношений: факторы обеспечения и инвестиционно-финансовый механизм повышения результативности управления. Ростов на Дону, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.