Научная статья на тему 'Мониторинг инновационной деятельности организаций'

Мониторинг инновационной деятельности организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / STATISTICAL MONITORING / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / STATISTICAL REPORTING / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATIVE POLICY / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / STATISTICAL FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Лидия Александровна, Леванова Елена Юрьевна

Рассматриваются проблемы, связанные с непониманием сущности и состава представляемых статистических признаков, иных количественных и атрибутивных показателей, при составлении формы федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации». Раскрываются понятия «инновация», «инновационная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF INNOVATIVE ACTIVITY OF ORGANIZATIONS

The problems connected with misunderstanding of essence and structure of the represented statistical signs of other quantitative and attributive indices are considered by drawing up a form of federal statistical supervision No. 4-an innovation of «Data on innovative activity of the organization». The concepts «innovation», «innovative activity» reveal.

Текст научной работы на тему «Мониторинг инновационной деятельности организаций»

УДК 311.42

МОНИТОРИНГ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Л.А. Кириллова, Е.Ю. Леванова

Рассматриваются проблемы, связанные с непониманием сущности и состава представляемых статистических признаков, иных количественных и атрибутивных показателей, при составлении формы федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации». Раскрываются понятия «инновация», «инновационная деятельность».

Ключевые слова: статистическое наблюдение; статистические показатели; статистическая отчетность; инновация; инновационная политика; инновационная деятельность.

L.A. Kirillova, E.Yu. Levanova. MONITORING OF INNOVATIVE ACTIVITY OF ORGANIZATIONS

The problems connected with misunderstanding of essence and structure of the represented statistical signs of other quantitative and attributive indices are considered by drawing up a form of federal statistical supervision No. 4-an innovation of «Data on innovative activity of the organization». The concepts «innovation», «innovative activity» reveal.

Keywords: statistical monitoring; statistical factors; statistical reporting; innovation; innovative policy; innovative activity.

Тема инновации, инновационной политики сначала была больше близка специалистам в естественных областях техники и науки, в тех сферах, где как раз и проявляются инновации в виде изобретений, открытий, технических и научных достижений. Незамедлительно возникли проблемы, связанные с тем, что нельзя заниматься творчеством на положении самоучек, серьезные исследования требуют внушительного финансирования, и без помощи государства здесь не обойтись. Внедрение масштабных открытий так же нуждается в содействии государства.

В свою очередь, и государство должно было думать над тем, кого и по какому поводу поддерживать, как связаны научные достижения с экономической мощью, его обороной, безопасностью и т.п. Поэтому от разовых мероприятий следовало переходить к формированию государственной стратегии инновационного развития. Соответственно, понадобились организационные и правовые пути ее оформления, появлялись государственные документы (планы, программы), каналы финансирования и их режимы. Необходима была система государственных органов, учреждений, которые занимались бы инновационной деятельностью как частью своих функций или же специально на нее были ориентированы.

В общем виде специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:

а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.). Они являются плодом компромиссных решений, к тому же определяют целевые установки государственной политики;

б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности. Эта группа документов небольшая, она определяет самые общие функции государственных ведомств при их участии в регламентации инновационных отношений;

в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.

Юридические лица предоставляют форму федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» до 2 апреля после отчетного периода в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.

Форму предоставляют юридические лица,

кроме субъектов малого предпринимательства, осуществляющие экономическую деятельность в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2007) (КДЕС Ред. 1.1) в сфере добычи полезных ископаемых (Раздел С); обрабатывающих производств (Раздел D); производства и распределения электроэнергии, газа и воды (Раздел Е) (за исключением торговли электроэнергией; торговли газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям, торговли паром и горячей водой (тепловой энергией); связи; деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий; научных исследований и разработок; предоставления прочих видов услуг).

Из организаций, осуществляющих экономическую деятельность в сфере научных исследований и разработок (код ОКВЭД 73), форму № 4-инновация заполняют научные организации, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящихся в собственности государства (научно-исследовательские институты, конструкторские, проект-но-конструкторские, технологические организации, проектные и проектно-изыскательские организации строительства, опытные (экспериментальные) предприятия, пр.).

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, предоставляют форму № 4-инновация на общих основаниях.

Организации в данной форме подают сведения об инновационной деятельности, связанной с осуществлением технологических (продуктовых и процессных инноваций), организационных, маркетинговых и экологических инноваций.

Форма отчетности и указания по заполнению формы утверждены приказом Росстата от 29.08.2013 г. № 349 (ред. от 01.04.2014 г) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования». Однако при составлении формы № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» возникают проблемы, связанные с непониманием сущности и состава представляемых статистических показателей, выраженных как в виде количественных, так и атрибутивных признаков. Вопросы возникают, прежде всего, из-за недостаточной информированности в раскрытии понятий «инновация», «инновационная деятельность».

Принятая в 1993 г. новая Конституция Рос-

сийской Федерации отнесла к неотчуждаемым правам человека право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, предусмотрела, что интеллектуальная собственность охраняется законом (ч. 1 ст. 44). С этого момента в законотворческий оборот входит понятие инновационной деятельности, формируются идеи создания ее не только отраслевых, преимущественно гражданско-правовых, но также и конституционно-правовых основ.

Понятие «инновация» имеет экономическую природу происхождения. Родоначальником теории инноваций признан Йозеф Шум-петер, который связывал инновационную деятельность с предпринимательством, т.е. с попытками людей изготовить новый продукт, внедрить новый метод производства или усовершенствовать используемый ранее, применить новую технологию, освоить новые рынки сбыта, получить новые источники и новые формы снабжения, оптимизировать процессы производства и труда. Шумпетер подчеркивал, что именно от предпринимателя зависит появление нового продукта, технологии, внедрение новых процессов и следствием активной инновационной предпринимательской деятельности является развитие экономики [10].

Понятие «инновация» достаточно широкое по своему содержанию, но до сих пор «инновация» не имеет четкой законодательной формулировки. На сегодняшний день, так как до сих пор в России не принят закон об инновационной деятельности, а принятые разнообразные концепции и программы разнятся друг с другом, понятия «инновации», «инновационная деятельность» больше относятся к сфере экономической науки.

В экономической литературе дано несколько определений инновации. Наиболее универсальным представляется краткое высказывание, согласно которому инновация - это предмет (результат, продукт, объект), полученный в ходе «овеществления» или коммерциализации продуктов научно-технической деятельности [7].

Данное определение учитывает также место социальных инноваций в непроизводственной сфере (образование, культура, искусство). Трактовка инноваций лишь в качестве структурного элемента сферы науки и технологий с акцентом на промышленные (производственные) технологии отчасти условна из-за сугубо деловых соображений.

Хотелось бы привести наиболее употребляемые и, на наш взгляд, соответствующие сложившейся юридической практике понятия инновационной деятельности.

В кратком терминологическом словаре дается определение инновационной деятельности как вида деятельности, связанного с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам [9]. Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

В юридическом словаре дано следующее определение инновационной деятельности: «Инновационная (внедренческая) деятельность - деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке (в том числе организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, ноу-хау, научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий, патентно-лицензионная деятельность)» [4].

Приведенные выше понятия и определения инновационной деятельности, как и те, которые содержатся в законодательных актах РФ, так или иначе связаны с определением инновационной деятельности, используемым в мировой практике.

А одним из главных документов, раскрывающим суть и дающим ключ к познанию инновационной деятельности, основывающимся на опыте ведущих мировых держав, являются Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (далее - Руководство Осло) [8]. Все развитые страны и страны, которые в качестве пути развития выбрали инновационный, при проведении исследований в инновационной сфере, модернизации, разработках используют терминологию и методологию, сформированную в Руководстве Осло.

Руководство Осло считает, что «инновационной деятельностью являются все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью. Некоторые виды инновационной деятельности являются инно-

вационными сами по себе, другие не обладают этим свойством, но тоже необходимы для осуществления инноваций. Инновационная деятельность включает также исследования и разработки, не связанные напрямую с подготовкой какой-либо конкретной инновации» [2].

Инновации Руководство Осло понимает как «введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях». Минимальным признаком инновации как результата инновационной деятельности является требование о том, «чтобы продукт, процесс, метод маркетинга или организации был новым (или значительно улучшенным) для практики данной фирмы» [8]. А общим признаком является требование о том, чтобы инновация была внедрена.

Руководство Осло выделяет четыре основных типа инноваций: 1) продуктовые; 2) процессные; 3) маркетинговые; 4) организационные.

Такой подход к пониманию инновационной деятельности и инновации как ее результата приемлет и руководство нашей страны. Так, 24 июля 1998 г. постановлением Правительства РФ № 832 была одобрена Концепция инновационной политики РФ на 1998-2000 гг., в которой содержалось следующее определение инновационной деятельности: «Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки» [2].

Другим документом, раскрывающим сущность инновации, является «Модельный закон об инновационной деятельности». Модельный закон принят в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г постановлением №27-16 на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

Модельный закон определяет правовые, экономические, организационные основы регулирования инновационной деятельности в государствах-участниках СНГ.

Действие Закона распространяется на сферу регулирования отношений, связанных с введением в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности - новшеств в

области науки и техники, технологий, экономического развития и управления обществом, объектов исключительных прав интеллектуальной собственности, секретов производства (технологических ноу-хау) и другой экономически целесообразной и общественно полезной информации, в которых участвуют органы государственной власти и органы местного самоуправления, граждане и юридические лица, а также лица без гражданства, иностранные граждане и юридические лица.

В Законе используются следующие основные понятия:

- «инновационная деятельность» - деятельность, обеспечивающая создание и реализацию (введение в гражданский оборот) новаций (новшеств) и получение на их основе практического результата (нововведения) в виде новой продукции (товара, услуги), нового способа производства (технологии), а также реализованных на практике решений (мер) организационного, производственно-технического, социально-экономического и другого характера, оказывающих позитивное влияние на сферу производства, общественные отношения и сферу управления обществом;

- «новация (новшество)» - результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками:

а) новизны, т.е. новыми качествами, свойствами и иными отличительными от существующих аналогов признаками;

б) практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности;

в) экономической эффективности (конкурентоспособности);

- «инновационный продукт» - результат инновационной деятельности (нововведение, инновация), получивший практическую реализацию в виде нового товара, услуги, способа производства (технологии) или иного общественно полезного результата;

- «инновационный потенциал» - совокупность интеллектуальных, материальных, финансовых, научно-технических, кадровых, организационных и других ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности;

- «инновационный процесс» - совокупность действий (работ), связанных с организацией и осуществлением инновационной деятельности, направленных на разработку новшеств и осуществление нововведений;

- «инновационная программа» - комплекс инновационных и инвестиционных проектов, согласованных по срокам их осуществления,

ресурсам, исполнителям, объемам и источникам финансирования, обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций;

- «инновационный проект» - документ, определяющий увязанный по срокам и исполнителям комплекс работ, организационных условий, требований к источникам финансирования, способам организации производства, техническим характеристикам и потребительским свойствам разрабатываемой и поставляемой на внутренний и внешние рынки конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции;

- «инвестиционный проект» - документ, содержащий порядок финансирования инновационной деятельности, установленный в соответствии с техническими регламентами и стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности или в соответствии с иным порядком, принятым в государствах-участниках СНГ.

В Модельном законе в гл. 4 «Регулирование инновационной деятельности» в ст. 13 отражены принципы регулирования инновационной деятельности. Основными принципами регулирования инновационной деятельности являются:

1) ориентация политики государства на приоритеты инновационного пути развития, на максимальное удовлетворение потребностей рынка в производстве конкурентоспособной отечественной инновационной продукции (товаров, услуг);

2) создание необходимых экономических, организационных и правовых условий для развития и поддержки инновационного предпринимательства на основе сочетания рыночных механизмов саморегулирования и государственного регулирования инновационной деятельности, не нарушающих экономическую свободу субъектов инновационного предпринимательства и обеспечивающих национальные интересы государства;

3) стимулирование передачи и коммерциализации результатов научно-технической деятельности, полученных при выполнении государственных заказов на поставку продукции (товаров, услуг) для государственных нужд;

4) поддержка инвестиционной активности национальных товаропроизводителей, ориентированной на использование новшеств и нововведений;

5) создание условий для привлечения зарубежных инвестиций и развитие взаимовыгодного международного инновационного сотрудничества;

6) защита прав производителей инноваций на интеллектуальную собственность, защита прав потребителей, связанных с использованием нововведений, в том числе нововведений, противоречащих принципам гуманности и морали, создающих угрозу экономической, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности, и иных охраняемых законом интересов граждан и государства.

Необходимо отметить, что важность обеспечения единообразного понимания «инновации» и «инновационной деятельности» и принятия закона об инновационной деятельности на федеральном уровне подчеркивается разным толкованием инновационной деятельности в законах субъектов РФ. Надо учитывать, что развитие инновационной деятельности зависит от правового обеспечения, которое формируется как на региональном, так и на федеральном уровнях посредством создания законодательной базы. Но при этом в соответствии со ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности, являющейся правовой базой инновационного процесса, находится в ведении Российской Федерации.

Известно, что сегодня «инновационная политика»» формируется на уровне субъектов Российской Федерации, поскольку часть субъектов приняли нормативные правовые документы, регулирующие данный вид деятельности. На региональном уровне определения инновации содержатся в ряде законов субъектов РФ, но предложенные определения ограничены как сферой их применения, так и территорией действия данных актов. Так:

- в Законе Челябинской области от 26 мая

2005 г № 383-30 «О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области» (в ред. от 29 октября 2009 г) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности;

- в Законе Республики Ингушетия от 7 декабря 2010 г. № 58-РЗ «Об инновационной деятельности в Республике Ингушетия» - как результат научного, интеллектуального труда, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, процесса, обладающего коммерческим потенциалом;

- в Законе Алтайского края от 14 сентября

2006 г. № 95-ЗС «Об инновационной деятельности в Алтайском крае» (в ред. от 3 сентября 2010 г.) - результат научно-технических работ, реализуемых на рынке.

Обосновывая значимость законодательного регулирования инновационной деятельности,

Правительство Российской Федерации разработало документ, который наиболее точно, на наш взгляд, формулирует понятие инновационной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2005 г. № 2473п-П7 были определены «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г», где под инновационной деятельностью понимается выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции; создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии [3].

Многими авторами под инновационной деятельностью чаще всего понимается «процесс создания нового товара от формирования его идеи до освоения производством, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта» [5].

Есть и другой, более широкий подход, для которого характерно стремление подчеркнуть, что инновационная деятельность направлена на создание нового в любой социальной сфере. Его сторонники рассматривают инновационную деятельность как один из видов продуктивной творческой деятельности, под которой понимается деятельность, связанная с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств [6].

Ориентируясь на сферу правового регулирования, следует иметь в виду, что инновационная деятельность - это деятельность коммерческая, связанная с получением нового знания и реализацией его другим участникам рынка. Такое понимание инновационной деятельности находится в русле традиционных представлений о бизнесе, характерном для зарубежных предпринимателей. Так, в деловой практике США инновация определяется как использование нового продукта (услуги, метода) в практике бизнеса, непосредственно следующее за его открытием; это новый подход к конструированию, производству и сбыту продукции, позволяющий обойти конкурентов. Поэтому целью инновационной деятельности является не только получение социально-экономического

эффекта от использования интеллектуального потенциала, но и получение прибыли.

Из любого определения инновационной деятельности следует, что ее необходимыми компонентами являются:

а) получение новых знаний;

б) их передача в сферу производства (образования, культуры, искусства);

в) использование знаний в целях получения новых технологий;

г) передача технологий в коммерческий оборот.

Каждая обозначенная составляющая - не только сложный комплекс экономических, финансовых, технических, социальных, но и правовых аспектов.

Основу инновационной деятельности составляют отношения, возникающие в процессе получения новых знаний. Имеются в виду не всякие знания, а лишь те, под которые в большей или меньшей степени подведен научный фундамент, т.е. знания «высокого уровня». Генератором таких знаний выступают наука и образование, а сами знания - результат естественной творческой и интеллектуальной деятельности ученых. Отсюда можно определить первую группу участников инновационной деятельности: академическая наука (фундаментальные исследования), вузовская наука (фундаментальные и прикладные исследования), сохранившиеся отраслевые научно-исследовательские институты и научно-исследовательские центры (прикладные исследования отраслевого профиля), научно-исследовательские институты (НИИ), конструкторские бюро (КБ) и научно-исследовательские центры (НИЦ) оборонного профиля и космических исследований, государственные научные центры (прикладные исследования по обслуживанию государственных нужд, заводская наука в виде конструкторского бюро (КБ) и научно-исследовательского института (НИИ), индивидуальные исследователи и изобретатели).

Мы вынуждены считаться с различными понятиями и характеристиками инновационной деятельности, содержащимися в огромном массиве принятых нормативных документов. Более того, с учетом принятия разными субъектами Федерации собственных законов об инновационной деятельности возникает путаница в определении сущности инновационной деятельности, ее предмета и регулирования связанных с ней отношений.

Определения, связанные с характеристикой инноваций, в указаниях Росстата по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 4-инновация предложены в соот-

ветствии с международными рекомендациями в области статистического измерения инновационной деятельности (Руководство Осло, 2005) [8]. Пояснения и комментарии к этим определениям в указаниях Росстата, к сожалению, недостаточны для качественного составления формы отчетности.

Список литературы

1. Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования: приказ Росстата от 29 августа 2013 г. № 349 (ред. от 1 апреля 2014 г.). URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_161671/?frame=20#p4152 (дата обращения: 26.08.2014).

2. О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.: постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. №832. URL: Система ГАРАНТ: http://base.garant. ru/179112/#ixzz351 gtdfss (дата обращения: 12.09.2014).

3. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г.: постановление Правительства РФ от 5 августа 2005 г. №2473п-П7. URL: Система ГАРАНТ: http://base. garant.ru/179112/#ixzz351 gtdfss (дата обращения: 12.09.2014).

4. Большой юридический словарь / авт.-сост. В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков, М.А. Крылова и др.; под ред. А.Я Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2003. 704 с.

5. Курнышева И., Сулейменов Д. Инвестирование инновационного развития // Экономист. 1994. № 10. С. 187.

6. Лапин Н.И., Пригожин А.И., Сазонов Б.В., Толстой В.С. Нововведения в организациях (Общая часть исследовательской программы) // Структура инновационного процесса. М., 1981. С. 10.

7. Повышение инновационной эффективности экономики России / под ред. В.П. Логинова, А С. Кулагина. М., 1994.

8. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд. Совместная публикация ОЭСР и Евростата. Пер. на рус., изд. 2-е, испр. М., 2010. URL: http: // mon. gov. ru/ files/ materials/7766/ruk.oslo.doc. (дата обращения: 26.02.2014).

9. Статистика науки и инноваций: краткий терминологический словарь / под ред. Л.М. Гоф-берга. М.: Центр исслед. и статистики науки, 1996.

10. ШумпетерЙ. Теория экономического развития. М.: Директ-Медиа, 2007. 400 с.

КИРИЛЛОВА Лидия Александровна — доцент кафедры финансов, кредита и статистики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: l.a.kirillova@rucoop.ru

ЛЕВАНОВА Елена Юрьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и статистики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: e.yu.levanova@rucoop.ru

KIRILLOVA, Lidiya Aleksandrovna - Associate Professor of Finance, the Credit and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: l.a.kirillova@rucoop.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LEVANOVA, Elena Yuryevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Finance, the Credit and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: e.yu.levanova@rucoop.ru

УДК 338.27

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ АЛИКОВСКОГО РАЙПО

Р.С. Никандрова

Рассмотрена роль основных средств в хозяйственной деятельности организаций. Отмечена необходимость проведения экономического анализа основных средств в целях повышения эффективности их использования. Проведен анализ основных средств и рекомендованы резервы роста эффективности их использования.

Ключевые слова: основные средства; потребительская кооперация; экономический анализ; эффективность; фондоотдача; факторы.

R.S. Nikandrova. ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF USE OF FIXED ASSETS OF ALIKOVSKY DISTRICT CONSUMERS SOCIETY

The role of fixed assets in the economic activities of organizations is examined in the article. The necessity for economic analysis of fixed assets in order to improve the efficiency of their use is pointed out. The analysis of the fixed assets is made and reserves of efficiency growth in the use of fixed assets are recommended.

Keywords: fixed assets; consumer cooperation; economic analysis; efficiency; return on assets; factors.

Одним из основных факторов, обеспечивающих устойчивое функционирование субъектов хозяйствования, является наличие современной материально-технической базы, формирующей в своей основе их имущественное состояние. От того, насколько эффективно она используется, можно судить о степени загрузки производственных мощностей и в целом о деловой активности предприятия.

Сложившаяся ситуация на отечественных предприятиях по поводу наличия основных производственных фондов и их технического состояния характеризуется тем, что большая часть основных средств является физически изношенной и морально устаревшей. Однако, для производства качественной и конкурентоспособной продукции необходимо современное оборудование. Процесс восстановления основных производственных фондов осу-

ществляется через механизм начисления амортизационных отчислений, являющихся одной из значимых статей производственных затрат и напрямую влияющих на себестоимость готовой продукции. Поэтому крайне важно, чтобы экономические службы владели объективной и точной информацией о состоянии амортизируемого имущества, в состав которого в первую очередь входят объекты основных средств. Обеспечить управленческий процесс подобными данными призвана система бухгалтерского учета. Тем не менее, простая констатация такой информации не несет в себе аналитической ценности для процесса принятия эффективных решений в этой области. Решить подобную проблему должен экономический анализ, обладающий мощным аналитическим инструментарием.

Эффективное использование как основных,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.