Научная статья на тему 'К вопросу о формировании здоровья молодежи на современном этапе в регионе'

К вопросу о формировании здоровья молодежи на современном этапе в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
89
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / BAD HABITS / EDUCATION / EDUCATION SYSTEM / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Магдиева Нателла Тахмановна, Мусаева Саният Джалалудиновна

В статье анализируются актуальные вопросы формирования здорового образа жизни современной молодежи, а также роль системы образования в формировании здоровья и повышении качества жизни дагестанского студенчества. Сложившаяся социальная ситуация не могла не привести к росту соматических и психических заболеваний среди различных групп населения, в том числе, молодых людей. Об этом свидетельствуют сведения о состоянии здоровья абитуриентов, а также данные о росте числа хронических заболеваний у студентов в период их обучения в вузе. Студенческая юность, являясь наиболее социально активным периодом жизни человека, может способствовать формированию нравственных ценностей, развитию аналитических умений адекватной самооценки, дает возможность ощутить гражданское самосознание. Жизненный успех в различных видах деятельности определяется и зависит от состояния здоровья молодого человека. В статье приведены результаты анкетирования студентов дагестанских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Магдиева Нателла Тахмановна, Мусаева Саният Джалалудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF YOUTH HEALTH AT THE PRESENT STAGE IN THE REGION

The article analyzes the urgent issues of the formation of a healthy lifestyle of modern youth, as well as the role of the education system in shaping health and improving the quality of life of Dagestan students. The current social situation could not but lead to an increase in somatic and mental illnesses among various groups of the population, including young people. This is evidenced by information about the health status of applicants, as well as data on the increase in the number of chronic diseases among students during their studies at the university. Student youth, being the most socially active period of a person’s life, can contribute to the formation of moral values, the development of analytical skills of adequate self-esteem, and makes it possible to experience civic self-awareness. Life success in various activities is determined and depends on the state of health of the young person. The article presents the results of a survey of students of Dagestan universities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании здоровья молодежи на современном этапе в регионе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РЕГИОНЕ Магдиева Н.Т.1, Мусаева С.Д.2 Email: Magdieva674@scientifictext.ru

Магдиева Нателла Тахмановна - кандидат медицинских наук, доцент;

2Мусаева Саният Джалалудиновна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной медицины, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Аннотация: в статье анализируются актуальные вопросы формирования здорового образа жизни современной молодежи, а также роль системы образования в формировании здоровья и повышении качества жизни дагестанского студенчества. Сложившаяся социальная ситуация не могла не привести к росту соматических и психических заболеваний среди различных групп населения, в том числе, молодых людей. Об этом свидетельствуют сведения о состоянии здоровья абитуриентов, а также данные о росте числа хронических заболеваний у студентов в период их обучения в вузе. Студенческая юность, являясь наиболее социально активным периодом жизни человека, может способствовать формированию нравственных ценностей, развитию аналитических умений адекватной самооценки, дает возможность ощутить гражданское самосознание. Жизненный успех в различных видах деятельности определяется и зависит от состояния здоровья молодого человека. В статье приведены результаты анкетирования студентов дагестанских вузов.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, вредные привычки, образование, система образования, студенты.

ON THE FORMATION OF YOUTH HEALTH AT THE PRESENT

STAGE IN THE REGION Magdieva N.^1, Musaeva S.D.2

1Magdieva Natella Takhmanovna - Candidate of medical Sciences, associate Professor;

2Musaeva Saniyat Dzhalaludinovna - Candidate of pedagogical Sciences, аssociate Professor, DEPARTMENT OF SOCIAL MEDICINE, DAGESTAN STATE UNIVERSITY, MAKHACHKALA

Abstract: the article analyzes the urgent issues of the formation of a healthy lifestyle of modern youth, as well as the role of the education system in shaping health and improving the quality of life of Dagestan students. The current social situation could not but lead to an increase in somatic and mental illnesses among various groups of the population, including young people. This is evidenced by information about the health status of applicants, as well as data on the increase in the number of chronic diseases among students during their studies at the university. Student youth, being the most socially active period of a person's life, can contribute to the formation of moral values, the development of analytical skills of adequate self-esteem, and makes it possible to experience civic self-awareness. Life success in various activities is determined and depends on the state of health of the young person. The article presents the results of a survey of students of Dagestan universities. Keywords: health, healthy lifestyle, bad habits, education, education system, students.

УДК 304

DOI: 10.24411/2312-8089-2019-12001

Новая социально-экономическая ситуация развития общества обусловила преобразования во всех его сферах, и образовательной в том числе. Одной из важнейших задач современного профессионального образования сегодня выступает создание условий для интеллектуального развития студентов, ориентированного на владение способами самостоятельного приобретения знаний, формирования профессиональных компетенций учебного труда. Развитие интеллекта, формирование культуры умственного труда в высшем учебном заведении не может обеспечиваться только знаниями, умениями, навыками. Главное - не столько их количество, сколько качество и умение их добывать и творчески применять в разных ситуациях.

Юность и молодость - это время социальных ожиданий, устремленности в будущее, выбора жизненного пути, вступления в пору социальной зрелости и самостоятельной личной жизни, а также овладение практическим опытом деятельности в трудовой, профессиональной, социальной, культурной сфере. Как известно, в юношеском возрасте происходит завершение развития организма человека, достижение физического расцвета и полового созревания. Адекватная самооценка человека, согласованная с уровнем его притязаний, сформированность позитивной мотивации учения и трудовой деятельности, навыки регулирования своего эмоционального состояния и умения «снятия» эмоционального напряжения помогают человеку устанавливать добросердечные отношения с другими людьми.

Сложившаяся социальная ситуация во многих регионах России, особенно в ее южных областях, к которым относится и Дагестан, не могла не привести к росту соматических и психических заболеваний среди различных групп населения, в том числе, молодых людей. Об этом свидетельствуют сведения о состоянии здоровья абитуриентов, а также данные о росте числа хронических заболеваний у студентов в период их обучения в вузе.

Студенческая юность, являясь наиболее социально активным периодом жизни человека, может способствовать формированию нравственных ценностей, развитию аналитических умений адекватной самооценки, дает возможность ощутить гражданское самосознание и, тем самым, понять и осознать необходимость нравственного опыта коллективных отношений. Жизненный успех в различных видах деятельности определяется и зависит от состояния здоровья молодого человека. Практически нет масштабных перспективных исследований, посвященных организации и созданию новых структур в учреждениях образования различного уровня по сохранению и укреплению здоровья студентов, нет описания здоровьесберегающих программ, реализуемых на всех управленческих уровнях, не учтена их эффективность и перспектива [1].

Молодой человек осуществляет «переход от репродуктивной к продуктивной деятельности, эволюции от общественной и гражданской несамостоятельности - к статусу взрослых самодеятельных членов общества, полноправных граждан и сформировавшихся личностей» [2].

Студенчество объективно существует и выполняет определенные функции в обществе, характеризуется целостностью и самостоятельностью, по отношению к другим социальным группам, а также, имеет специфические социально -психологические черты и системы ценностей. В профессиональной подготовке будущих специалистов важную роль играет тот социальный опыт, который получает молодой человек, обучаясь в вузе и участвуя в конкретных социально значимых делах в различных сферах жизнедеятельности.

Квалифицированное содействие клиентам в решении их жизненных проблем, связанных со здоровьем, сложный и многоплановый характер профессиональной деятельности предъявляет высокие требования к специалисту по социальной работе, его способностям, компетентности. Главной целью современного образования является подготовка специалиста, который, во-первых, обладает интегративными знаниями, в области социальной работы, позволяющими изучать и решать

комплексные проблемы человека и общества; во-вторых, владеет логикой исследования, включающего в себя прогнозирование, проектирование процессов, происходящих в семье, группе людей.

Профессиональная подготовка бакалавров по социальной работе связана с развитием такого направления деятельности, как медико-социальная работа. Под ней понимается профессиональная мультидисциплинарная деятельность медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленная на восстановление, сохранение и укрепление здоровья населения [3].

С целью изучения состояния здоровья студенческой молодежи было проведено анкетирование студентов. При разработке анкеты учитывались как социальная характеристика самого студента и его семьи, так и медицинская активность, состояние физического и психического здоровья, наличие или отсутствие вредных привычек. Одновременно выяснялся уровень информированности по вопросам сохранения здоровья. Вопросы анкеты отражали их отношение к своему здоровью, знание основ ЗОЖ. Выборка была сформирована из студентов 1 и 2 курсов Дагестанского государственного университета (ДГУ). В анкетировании приняли участие 72 студента различных факультетов, которым было предложено оценить состояние своего здоровья, придерживаются ли они принципов ЗОЖ. Всего обработано 72 анкеты (35,6% юноши и 64,4% девушки). В опросе участвовали студенты в возрасте до 20 лет - 85,5%, среди них состояли в браке - 3,5%.

Студенты оценили состояние своего здоровья следующим образом: хорошее -40,6%, скорее хорошее - 22,8%, удовлетворительное - 26,7%, скорее плохое - 5,9%, плохое - 1,5%, затруднился с оценкой - 2,5%. При появлении первых симптомов заболевания студенты ответили следующим образом: «Стараюсь сразу обратиться к врачу» - 30,7%; «Обращаюсь к друзьям» - 4,9%; «Лечусь самостоятельно» - 50,5%; «Не лечусь» - 11,4%; «Другое» - 2,5%.На вопрос: «Изменилось ли за последний год Ваше отношение к своему здоровью?» 50,5% студентов стали более внимательно и заботливо относиться к здоровью; 6,4% стали хуже относиться к своему здоровью; у 39,1% отношение не изменилось, а 4% затруднились с ответом.

Рациональное питание является одним из важнейших критериев здорового образа жизни. Как известно, нарушения правил рационального питания ведут к росту количества заболеваний. При организации своего питания придерживаются таких принципов, как использование йодированной соли - 11,4% респондентов, используют приборы для очистки воды 9,9%, соблюдают режим питания 11,4%, почти половина опрошенных (44,5%) стараются следить за сроком годности употребляемых продуктов. Почти треть опрошенных (26,2%) по мере возможности стараются разнообразить свой рацион питания, 7% студентов не употребляют жаренной и копченой пищи. Немалая часть респондентов (44%) отметили, что питаются, как придется. К факторам риска можно отнести употребление продуктов «быстрого приготовления», сокращение количества приемов пищи. Таким образом, неправильное питание становится все более распространенной и серьезной проблемой, хотя большинство и не ощущает пока последствий своих ошибок [4].

Употребление психоактивных веществ в студенческой среде является социальной проблемой в России. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, разработанная специалистами Минобразования России определяет основные направления деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений. Среди опрошенных студентов 7,4% признались в том, что пробовали наркотики и токсические вещества. В структуре причин потребления психоактивных веществ в молодежной среде превалируют такие, как «поддержать компанию» (30,3%), «повысить настроение» (25,4%), «снять стресс» (18,8%). Кроме того, 12,3% опрошенных студентов употребляют «от безделья»(3,5%), 1% - по привычке, по другим причинам - 8,8%. Чувство напряженности и стресса очень часто испытывают - 11,4% опрошенных, часто - 21,8%, иногда - 36,1%, редко -

24,3% и никогда - 6,4% анкетируемых. Почти половине (44,5%) респондентов присуще хорошее, ровное настроение; приподнятое и радостное настроение отметили 13,4%; часто меняется настроение у 38,6% респондентов и 1,5% отметили, что постоянно пребывают в плохом настроении. Затруднились оценить свое настроение 2% опрошенных студентов.

По данным анкетирования, 82,5% опрошенных не проявляют медицинскую активность, что негативно отражается на их здоровье. Почти 60% респондентов наблюдаются в студенческой поликлинике нерегулярно, в том числе, 63,2% юношей и 45,1% девушек. Анализ частоты заболеваемости среди студентов в течение года показал, что большинство респондентов (63,1%) болели 1 раз в год, причем юноши в 1,3 раза чаще, чем девушки (70% против 53,5%). В среднем 26,2% студентов болели 2-3 раза, а 18,6% девушек и 5% юношей болели 4 раза и более в течение года. По данным анкетирования установлено, что 1-е место в структуре заболеваемости студентов занимают болезни органов дыхания (35,2%), 2-е - заболевания костно-мышечной системы (19,3%), 3-е - болезни органов зрения (12,9%), 4-е - органов пищеварения (9,4%). Структуру заболеваемости необходимо учитывать при проведении санитарно-просветительной работы и планировании лечебно-профилактических мероприятий среди студентов.

Полученные результаты указывают на важность обозначенной проблемы для администрации вузов, родителей и самих учащихся высшей школы. Профессиональное образование, воспитание, медицинское обслуживание, профилактические мероприятия и систему диспансерного наблюдения студентов необходимо корригировать в соответствии с образом жизни и условиями обучения студентов. Требуется разработка и внедрение региональной комплексной целевой программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья дагестанских студентов.

Список литературы /References

1. Миннибаев Т.Ш. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Международного конгресса. М., 2004. Ч. 2. С. 272-275.

2. Павловский В.В. Социология молодёжи и ювенология // Социологические исследования, 1999. № 5. С. 46-52.

3. Магдиева Н.Т. Стратегия здоровьеформирующего образования в современном вузе. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы Международной НПК / отв. ред. доцент С.З. Айгубов. Махачкала: Издательство ДГУ, 2015. С. 239-241.

4. Магдиева Н.Т., Саламова П.А., Мусаева С.Д., Самедова А.С. Роль студенческой поликлиники в профилактике социально значимых заболеваний в студенческой среде // Современные подходы к профилактике социально значимых заболеваний: материалы международной научно-практической конференции, 22 сентября 2012 г. Махачкала: ИП Овчинников (АЛЕФ), 2012. С. 85-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.