Научная статья на тему 'Образование как фактор формирования здоровья и повышения качества жизни современных студентов'

Образование как фактор формирования здоровья и повышения качества жизни современных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / BAD HABITS / EDUCATION / EDUCATION SYSTEM / STUDENTS / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова С.А., Магдиева Н.Т., Мусаева С.Д., Салаватова Н.А.

В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования здорового образа жизни студентов, а также роль системы образования в формировании здоровья и повышении качества жизни дагестанской молодёжи. Целью статьи является анализ изучения ценностных ориентаций, связанные со здоровьем и ведением ЗОЖ, в системе ценностей студента не занимают соответствующего места. Авторы приходит к выводу, что им присущи вредные привычки, недостаточный сон, низкая физическая активность, нерациональное питание, психоэмоциональный стресс. Основное содержание исследования составляет анализ научных знаний, изучение психологических и социокультурных концепций становления и развития личности позволили выделить теоретические основы проблемы сохранения здоровья, как условия успешного процесса формирования социальной активности дагестанской молодёжи. Приведены результаты анкетирования студентов дагестанских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова С.А., Магдиева Н.Т., Мусаева С.Д., Салаватова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS A FACTOR FOR HEALTH FORMATION AND INCREASING THE QUALITY OF LIFE OF MODERN STUDENTS

The article discusses actual issues of forming a healthy lifestyle for students, as well as the role of the education system in shaping health and improving the quality of life of Dagestan youth. Results of questioning of students of Dagestan universities are given. The purpose of the article is to analyze the study of value orientations related to the health and maintenance of healthy lifestyles, in the students’ value system does not occupy an appropriate place. The authors conclude that they have bad habits, inadequate sleep, low physical activity, poor nutrition, psychoemotional stress. The main contents of the study is the analysis of scientific knowledge, the study of psychological and sociocultural concepts of the formation and development of personality allowed to identify the theoretical foundations of the problem of health preservation, as conditions for the successful process of formation of social activity of Dagestan youth.

Текст научной работы на тему «Образование как фактор формирования здоровья и повышения качества жизни современных студентов»

С.А. Магомедова, канд. мед. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: msaika@mail.ru Н.Т. Магдиева, канд. мед. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: mnt.73@mail.ru СД. Мусаева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: sanita@mail.ru Н.А. Салаватова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: salavatova@mail.ru

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования здорового образа жизни студентов, а также роль системы образования в формировании здоровья и повышении качества жизни дагестанской молодёжи. Целью статьи является анализ изучения ценностных ориентаций, связанные со здоровьем и ведением ЗОЖ, в системе ценностей студента не занимают соответствующего места. Авторы приходит к выводу, что им присущи вредные привычки, недостаточный сон, низкая физическая активность, нерациональное питание, психоэмоциональный стресс. Основное содержание исследования составляет анализ научных знаний, изучение психологических и социокультурных концепций становления и развития личности позволили выделить теоретические основы проблемы сохранения здоровья, как условия успешного процесса формирования социальной активности дагестанской молодёжи. Приведены результаты анкетирования студентов дагестанских вузов.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, вредные привычки, образование, система образования, студенты.

Актуальность. Здоровье студенчества является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование у них ценности здоровья возможно при выборе определённых образовательных технологий.

Проблема сохранения здоровья молодёжи в новых экономических условиях является одной из самых актуальных в здравоохранении. Этот возраст является важным периодом роста и формирования человека, когда развивается и завершается ряд морфологических и психологических процессов, когда человек наиболее уязвим к происходящим вокруг него катаклизмам, восприимчив к воздействующим факторам окружающей среды, как благоприятным, так и негативным [1].

Сложившаяся новая социально-экономическая ситуация развития общества обусловила преобразования во всех его сферах, и образовательной, в том числе. Одной из важнейших задач современного профессионального образования сегодня выступает создание условий для интеллектуального развития студентов, ориентированного на владение способами самостоятельного приобретения знаний, формирования профессиональных компетенций учебного труда. Развитие интеллекта, формирование культуры умственного труда в высшем учебном заведении не может обеспечиваться только знаниями, умениями, навыками. Главное - не столько их количество, сколько качество и умение их добывать и творчески применять в разных ситуациях.

Социальная работа является важной составной частью социальной политики. За годы современных реформ в этой области накоплен большой опыт, продолжается дальнейшее развитие учреждений социального обслуживания населения, разработана нормативно-законодательная база, сформирована система управления социальной защитой населения, развернута масштабная подготовка кадров специалистов по социальной работы различного профиля. Социальная работа в России направлена на подготовку грамотных, компетентных специалистов (бакалавров, магистров), владеющих новейшими технологиями, теоретическими разработками в различных областях научного знания.

В современных условиях развития российского общества социальная работа становится одной из самых обширных и востребованных сфер человеческой деятельности. Развитие интеллекта, формирование культуры умственного труда в высшем учебном заведении не может обеспечиваться только знаниями, умениями, навыками. Главное - не столько их количество, сколько качество и умение их добывать и творчески применять в разных ситуациях. В процессе профессиональной подготовки бакалавров социальной работы должны быть сформированы умения, навыки и профессионально значимые личностные качества, которые позволяли бы выпускнику вуза быстро включиться в производственную деятельность. Профессиональная подготовка студентов должна опираться на единство обучающих технологий, реализуемых в аудиторных условиях, и технологий, осуществить которые можно только в условиях действующих социальных учреждений.

Социальная работа - это деятельность, которую должны осуществлять профессионально подготовленные специалисты. Основы мирового опыта социальной работы предусматривают, прежде всего, то, что социальный работник призван помочь конкретному человеку в его сложной ситуации, то есть ему должны быть присущи интуиция, чувство сопереживания, заботливое отношение к людям, а также сумма общегуманных и профессиональных знаний, умение применять различные формы, технологии оказания помощи в самых различных социальных конфликтах и проблемах. Иными словами, успех деятельности социального работника определяется профессионализмом личности специалиста, соблюдением им этических норм, наличием готовности к деятельности и развитости профессионально обусловленных личностных качеств, так как социальная работа не только профессия, но и состояние души.

Процессы реформирования в России сопровождаются существенными изменениями в содержании и формах социальных отношений, серьезными переменами в духовной и культурной сферах, что, в свою очередь, негативным

образом отражается на состоянии физического и психического здоровья человека. Реалии последних лет привели к разрушению духовно-нравственных основ, материального и социального уклада российской семьи, что явилось причиной возникновения различных социальных конфликтов, на переднем плане которых оказывается молодёжь. Национальные конфликты, военные действия, религиозный фанатизм, расовое и национальное неприятие - вот неполный перечень проблем современного человечества. В таких условиях молодёжь, как самая активная часть общества, но вместе с тем, самая неоднородная и, как подтверждают эмпирические факты и данные социологических исследований, социально незащищенная и неблагополучная, оказывается в первых рядах «враждующих» социальных групп.

Юность и молодость - это время социальных ожиданий, устремленности в будущее, выбора жизненного пути, вступления в пору социальной зрелости и самостоятельной личной жизни, а также овладение практическим опытом деятельности в трудовой, профессиональной, социальной, культурной сфере. Как известно, в юношеском возрасте происходит завершение развития организма человека, достижение физического расцвета и полового созревания. Адекватная самооценка человека, согласованная с уровнем его притязаний, сформирован-ность позитивной мотивации учения и трудовой деятельности, навыки регулирования своим эмоциональным состоянием и умения «снятия» эмоционального напряжения помогают человеку устанавливать добросердечные отношения с другими людьми.

Сложившаяся социальная ситуация во многих регионах России, особенно в её южных областях, к которым относится и Дагестан, не могла не привести к росту соматических и психических заболеваний среди различных групп населения, в том числе, молодых людей. Об этом свидетельствуют сведения о состоянии здоровья абитуриентов, а также данные о росте числа хронических заболеваний у студентов в период их обучения в вузе. Нестабильность финансово-материального положения, а в некоторых случаях, бедность, депрессивное состояние являются причиной и катализатором противоправных форм молодёжной протестной активности. Поэтому, если стране нужна «новая личность, гуманная, активная и свободная», как утверждают многие российские политические и общественные деятели, то значит необходимо создавать такие условия в обществе и в вузе, которые позволят направить природную активность молодёжи в позитивное русло, привести ее к созиданию, а не разрушению. Другими словами, «перевести» асоциальную активность в социальную активность молодёжи, сформировать гуманистическую направленность личности молодых людей и, в первую очередь, студенчества, как «интеллектуальной основы» будущей России. Таким образом, актуальность проблемы сохранения здоровья, как неотъемлемой части целостной активной гуманной личности молодого человека, требует систематизации научных знаний в области социальной медицины, психологии и педагогики для совершенствования системы социальной и воспитательной работы в вузе.

Анализ научных знаний, изучение психологических и социокультурных концепций становления и развития личности позволяет выделить теоретические основы проблемы сохранения здоровья, как условия успешного процесса формирования социальной активности молодёжи и гуманистической направленности личности будущих профессионалов.

Студенческая юность, являясь, на наш взгляд, наиболее социально активным периодом жизни человека, может способствовать формированию нравственных ценностей, развитию аналитических умений адекватной самооценки, дает возможность ощутить гражданское самосознание и, тем самым, понять и осознать необходимость нравственного опыта коллективных отношений. Конечно, при условии, если молодые люди не просиживают пассивно свое время на студенческой скамье, а ставят перед собой жизненные цели, выбирают свой жизненный путь, определяют средства достижения успеха, то есть ведут активный здоровый образ жизни. Жизненный успех в различных видах деятельности определяется и зависит от состояния здоровья молодого человека. Практически нет масштабных перспективных исследований, посвященных организации и созданию новых структур в учреждениях образования различного уровня по сохра-

нению и укреплению здоровья студентов, нет описанания здоровьесберегающих программ, реализуемые на всех управленческих уровнях, не учтена их эффективность и перспектива [2].

Современная молодёжь, по мнению психолога В.В. Павловского, «это особая возрастная группа людей от 13-14 до 29-30 лет, которая занимает переходное положение между общностями людей подросткового и взрослого зрелого возраста». Развитие личности молодого человека, как человека разумного, биопсихосоциального существа, «детерминируется природной средой, конкретно-историческим обществом с его общественной формацией, цивилизацией, государственным строем и другими особенностями социального развития». Молодой человек осуществляет «переход от репродуктивной к продуктивной деятельности, эволюции от общественной и гражданской несамостоятельности - к статусу взрослых самодеятельных членов общества, полноправных граждан и сформировавшихся личностей» [3].

Молодёжь, как возрастная гендерная социальная группа населения, всегда находится в стадии социального становления и освоения социальных ролей, то есть, стоит перед необходимостью решения двух групп проблем. Первая предполагает решение проблем личностных, которые молодые люди ставят для себя сами (взросление, самопознание, саморазвитие, самоопределение в социальном мире). Решение этих проблем зависит от самой личности, ее здоровья, активности, силы воли, психологической устойчивости, способностей к различным видам деятельности. Вторую группу проблем создает само общество, конкретная социальная среда. Перед молодым человеком встает необходимость освоения социальных ролей, достижения определенного социального статуса, что, в свою очередь, определяет внешнюю продуктивную самореализацию, формирование гражданских качеств. И в первом, и во втором случае важную роль играет самореализация молодого человека. В связи с этим, следует отметить, что современное российское общество характеризуется неравенством возможностей для социальной реализации молодёжи. Главная причина в заметном расслоении молодёжи. В этих условиях важным средством достижения жизненного успеха для молодых является получение высшего профессионального образования. Изучая специфику различных социокультурных процессов и явлений в молодёжной среде, мы выделяем студенчество, как одну из социальных подгрупп молодёжи, ориентируясь на которую, разрабатываем и апробируем в практической деятельности технологии социальной и воспитательной работы.

Студенчество объективно существует и выполняет определенные функции в обществе, характеризуется целостностью и самостоятельностью, по отношению к другим социальным группам, а также, имеет специфические социально -психологические черты и системы ценностей. В профессиональной подготовке будущих специалистов важную роль играет тот социальный опыт, который получает молодой человек, обучаясь в вузе и участвуя в конкретных социально значимых делах в различных сферах жизнедеятельности.

Эмоциональное состояние человека оказывает влияние на здоровье - физическое, психическое и духовное. Эмоциональные ощущения, в зависимости от их влияния на здоровье, могут быть расположены в следующем порядке: положительные эмоции - состояние эмоционального равновесия - отрицательные эмоции, проявляющиеся в поведении, - подавленные отрицательные эмоции. Исследователи установили, что чем ниже расположены эмоции в этой иерархии, тем вреднее для здоровья эмоциональное состояние. Самым вредным состоянием для психики человека и для его здоровья в целом является подавление отрицательных эмоций, невозможность отреагировать на них в своем поведении. Целеполагание требует достаточного уровня развития ценностных представлений молодых людей, их умений правильно распределить свою жизненную энергию, сохранить здоровье, вести здоровый образ жизни, ответственно относиться к режиму дня, питанию, содержанию и формам организации досуга.

Квалифицированное содействие клиентам в решении их жизненных проблем, связанных со здоровьем, сложный и многоплановый характер профессиональной деятельности предъявляет высокие требования к специалисту по социальной работе, его способностям, компетентности. Главной целью современного образования является подготовка специалиста, который, во-первых, обладает интегративными знаниями, в области социальной работы, позволяющими изучать и решать комплексные проблемы человека и общества; во-вторых, владеет логикой исследования, включающего в себя прогнозирование, проектирование процессов, происходящих в семье, группе людей.

Профессиональная подготовка бакалавров по социальной работе связана с развитием такого направления деятельности, как медико-социальная работа. Под ней понимается профессиональная мультидисциплинарная деятельность медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленная на восстановление, сохранение и укрепление здоровья населения [4].

С целью изучения состояния здоровья студенческой молодёжи было проведено анкетирование студентов. При разработке анкеты учитывались как социальная характеристика самого студента и его семьи, так и медицинская активность, состояние физического и психического здоровья, наличие или отсутствие вредных привычек. Одновременно выяснялся уровень информированности по вопросам сохранения здоровья. Вопросы анкеты отражали их отношение к своему здоровью, знание основ ЗОЖ. Выборка была сформирована из студентов 1 и 2 курсов Дагестанского государственного университета (ДГУ). В анкетирова-

нии приняли участие 72 студента различных факультетов, которым было предложено оценить состояние своего здоровья, придерживаются ли они принципов ЗОЖ. Всего обработано 72 анкеты (35,6% юноши и 64,4% девушки). В опросе участвовали студенты в возрасте до 20 лет - 85,5%, среди них состояли в браке - 3,5%.

Студенты оценили состояние своего здоровья следующим образом: хорошее - 40,6%, скорее хорошее - 22,8%, удовлетворительное - 26,7%, скорее плохое - 5,9%, плохое - 1,5%, затруднился с оценкой - 2,5%. При появлении первых симптомов заболевания студенты ответили следующим образом: «Стараюсь сразу обратиться к врачу» - 30,7%; «Обращаюсь к друзьям» - 4,9%; «Лечусь самостоятельно» - 50,5%; «Не лечусь» - 11,4%; «Другое» - 2,5%. На вопрос: «Изменилось ли за последний год Ваше отношение к своему здоровью?» 50,5% студентов стали более внимательно и заботливо относиться к здоровью; 6,4% стали хуже относиться к своему здоровью; у 39,1% отношение не изменилось, а 4% затруднились с ответом.

Рациональное питание является одним из важнейших критериев здорового образа жизни. Как известно, нарушения правил рационального питания ведут к росту количества заболеваний. При организации своего питания придерживаются таких принципов, как использование йодированной соли - 11,4% респондентов, используют приборы для очистки воды 9,9%, соблюдают режим питания 11,4%, почти половина опрошенных (44,5%) стараются следить за сроком годности употребляемых продуктов. Почти треть опрошенных (26,2%) по мере возможности стараются разнообразить свой рацион питания, 7% студентов не употребляют жаренной и копченой пищи. Немалая часть респондентов (44%) отметили, что питаются, как придется. К факторам риска можно отнести употребление продуктов «быстрого приготовления», сокращение количества приемов пищи. Таким образом, неправильное питание становится все более распространенной и серьезной проблемой, хотя большинство и не ощущает пока последствий своих ошибок [5].

Отрадным является факт, что по данным опроса есть желание бросить курить у 71,8% курящих студентов. На вопрос: «Курите ли Вы?» ответы распределились следующим образом: 42,6% никогда не пробовали; 29,2% курили, но бросили более 2-х лет назад; в течение последних 1-2 лет бросили курить - 3,9%; курят от случая к случаю - 10%; курят постоянно 14,4%. Основная часть респондентов (65,1%) впервые попробовали курить в подростковом возрасте (10-15 лет), хотя 6,6% попробовали вкус табака в раннем школьном возрасте. Причинами желания бросить курить явились в 33,7% случаев понимание того, что курение вредит здоровью. 16,8% респондентов отметили в качестве причины - ухудшение здоровья и 9,9% - недовольство родственников. Немалая часть (18,8%) студентов осознают, что надоело зависеть от вредной привычки; 16,8% пытаются таким образом сэкономить деньги, только 4% отметили влияние информационной деятельности о здоровом образе жизни. Тем не менее, все респонденты отметили, что знают о вредном влиянии курения на здоровье.

Употребление психоактивных веществ в студенческой среде является социальной проблемой в России. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, разработанная специалистами Минобразования России определяет основные направления деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений. Среди опрошенных студентов 7,4% признались в том, что пробовали наркотики и токсические вещества. В структуре причин потребления психоактивных веществ в молодёжной среде превалируют такие, как «поддержать компанию» (30,3%), «повысить настроение» (25,4%), «снять стресс» (18,8%). Кроме того, 12,3% опрошенных студентов употребляют «от безделья» (3,5%), 1% - по привычке, по другим причинам - 8,8%. Чувство напряженности и стресса очень часто испытывают - 11,4% опрошенных, часто - 21,8%, иногда - 36,1%, редко - 24,3% и никогда - 6,4% анкетируемых. Почти половине (44,5%) респондентов присуще хорошее, ровное настроение; приподнятое и радостное настроение отметили 13,4%; часто меняется настроение у 38,6% респондентов и 1,5% отметили, что постоянно пребывают в плохом настроении. Затруднились оценить свое настроение 2% опрошенных студентов.

По данным анкетирования, 82,5% опрошенных не проявляют медицинскую активность, что негативно отражается на их здоровье. Почти 60% респондентов наблюдаются в студенческой поликлинике нерегулярно, в том числе, 63,2% юношей и 45,1% девушек. Анализ частоты заболеваемости среди студентов в течение года показал, что большинство респондентов (63,1%) болели 1 раз в год, причем юноши в 1,3 раза чаще, чем девушки (70% против 53,5%). В среднем 26,2% студентов болели 2-3 раза, а 18,6% девушек и 5% юношей болели 4 раза и более в течение года. По данным анкетирования установлено, что 1-е место в структуре заболеваемости студентов занимают болезни органов дыхания (35,2%), 2-е -заболевания костно-мышечной системы (19,3%), 3-е - болезни органов зрения (12,9%), 4-е - органов пищеварения (9,4%). Структуру заболеваемости необходимо учитывать при проведении санитарно-просветительной работы и планировании лечебно-профилактических мероприятий среди студентов.

Данные опроса демонстрируют высокую распространенность негативных стереотипов поведения среди студенческой молодёжи.

Выводы. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что ценностные ориентации, связанные со здоровьем и ведением ЗОЖ, в системе ценностей студента не занимают соответствующего места. Мы пришли к выво-

дам, что им присущи вредные привычки, недостаточный сон, низкая физическая активность, нерациональное питание, психоэмоциональный стресс.

Полученные результаты указывают на важность обозначенной проблемы для администрации вузов, родителей и самих учащихся высшей школы. Профессиональное образование, воспитание, медицинское обслуживание, профи-

Библиографический список

лактические мероприятия и систему диспансерного наблюдения студентов необходимо корригировать в соответствии с образом жизни и условиями обучения студентов. Требуется разработка и внедрение региональной комплексной целевой программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья дагестанских студентов.

1. Альбицкий В.Ю., Добровольская М.Л., Хузиева Л.В. Здравоохранение Российской Федерации. 2003; 3.

2. Миннибаев Т.Ш. Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке: материалы Международного конгресса. Москва, 2004; Ч. 2: 272 - 275.

3. Павловский В.В. Социология молодёжи и ювенология. Социологические исследования. 1999; 5.

4. Магдиева Н.Т. Стратегия здоровьеформирующего образования в современном вузе. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы Международной НПК. Махачкала: ДГУ, 2015.

5. Магдиева Н.Т. Роль студенческой поликлиники в профилактике социально значимых заболеваний в студенческой среде. Махачкала: АЛЕФ, 2012.

References

1. Al'bickij V.Yu., Dobrovol'skaya M.L., Huzieva L.V. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. 2003; 3.

2. Minnibaev T.Sh. Zdorov'e, obuchenie, vospitanie detej i molodezhi v XXI veke: materialy Mezhdunarodnogo kongressa. Moskva, 2004; Ch. 2: 272 - 275.

3. Pavlovskij V.V. Sociologiya molodezhi i yuvenologiya. Sociologicheskie issledovaniya. 1999; 5.

4. Magdieva N.T. Strategiya zdorov'eformiruyuschego obrazovaniya v sovremennom vuze. Tehnologii social'noj raboty v razlichnyh sferah zhiznedeyatel'nosti: materialy Mezhdunarodnoj NPK. Mahachkala: DGU, 2015.

5. Magdieva N.T. Rol' studencheskoj polikliniki v profilakíike social'no znachimyh zabolevanij v studencheskoj srede. Mahachkala: ALEF, 2012.

Статья поступила в редакцию 06.12.18

УДК 37.036.5

Sapronov V.A., senior lecturer, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs the Russian Federation n.a. V. Ya. Kikot (Moscow, Russia),

E-mail: poligraf-sharikov88@yandex.ru

THE CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF LEADERSHIP AMONG STUDENTS OF UNIVERSITIES OF MODERN LEARNING TOOLS. The article reveals the content and results of the experiment to substantiate the conditions for the effective formation of students 'educational institutions of higher education management qualities: the implementation in the educational process of opportunities, content and procedural features of special teaching methods; the use of modern teaching tools that increase the effectiveness of the formation of students' professionally important qualities of the head; the use in teaching methods to enhance the thinking of students in solving their problems. The content of the concepts «analytical thinking», «non-standard thinking» and «efficiency of thinking» as the key professionally important qualities of specialists in the field of management is clarified.

Key words: analytical thinking, non-standard thinking, efficiency of thinking, methods of activation of thinking, professionally oriented learning environment, learning tools, the formation of professionally important qualities.

В.А. Сапронов, ст. преп., Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, г. Москва,

E-mail: poligraf-sharikov88@yandex.ru

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ СОВРЕМЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ

Статья раскрывает содержание и результаты эксперимента по обоснованию условий эффективного формирования у обучающихся образовательных организаций высшего образования управленческих качеств: реализация в образовательном процессе возможностей, содержательных и процессуальных особенностей специальной методики обучения; использование в преподавании современных средств обучения, повышающих эффективность формирования у обучающихся профессионально важных качеств руководителя; применение в обучении методов активизации мышления обучающихся при решении ими проблемных задач. Уточнено содержание понятий «аналитичность мышления», «нестандартность мышления» и «оперативность мышления» как ключевых профессионально важных качеств специалистов в области управления.

Ключевые слова: аналитичность мышления, нестандартность мышления, оперативность мышления, методы активизации мышления, профессионально ориентированная среда обучения, средства обучения, формирование профессионально важных качеств.

Необходимость исследования способности обучающихся гуманитарного профиля к управленческой деятельности и эффективность их формирования в педагогическом процессе высшей школы подтолкнул тот факт, что в значительном количестве отзывов о качестве подготовки молодых специалистов в области управления, поступающих с мест работы (службы), указывается на неготовность выпускников к принятию управленческих решений. В процессе изучения понятий, характеризующих деятельность руководителя, анализировались применяемые методики и технологии обучения, дидактические материалы, средства обучения с целью подбора наиболее оптимальных, которые могли бы изменить ситуацию в лучшую сторону.

Формулирование и определение содержания педагогических условий формирования профессионально важных качеств руководителя у обучающихся вузов гуманитарного профиля, теоретическое обоснование их структурирования является основной целью данной статьи.

Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных показателей, выполняться с большей или меньшей эффективностью. Это устанавливается многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности, т. е. главными факторами ее эффективности выступают специфические управленческие способности. Не только эффективность, но даже сама возможность реализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода способностями.

Под термином «способности» А. В. Карпов предлагает понимать индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками [1, с. 526].

При описании требований, предъявляемых к человеку профессией, используется термин «профессионально важные качества» (далее - ПВК). По мнению В.Д. Шадрикова, ПВК - это индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения. Он указывает, что к ПВК относятся соматические, нейродинамические и психологические умения (навыки), способности, личностные качества [2, с. 212]. Именно ПВК являются фундаментом формирования профессиональной компетентности специалиста, а степень и сбалансированность их развития - показателем соответствия требованиям специальности к личностным качествам человека. Они являются узловым моментом формирования психологической системы человека на начальном этапе в качестве предпосылки его способности к определенному роду профессиональной деятельности, развиваются в процессе обучения, совершенствуются и шлифуются в ходе этой деятельности, являясь ее новообразованиями.

Способности и ПВК описывают качественное состояние индивидуальных свойств личности, влияющих на эффективность деятельности по профессиональному предназначению. Функциональная схожесть формулировок этих терминов позволяет сделать вывод, что способности человека - это ПВК, определя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.