Научная статья на тему 'Диагностика индивидуальных особенностей студентов, их отношения к физической культуре и осваиваемой профессии как факторов формирования здорового образа жизни'

Диагностика индивидуальных особенностей студентов, их отношения к физической культуре и осваиваемой профессии как факторов формирования здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
570
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / DIAGNOSTICS OF INDIVIDUAL FEATURES / HEALTHY LIFESTYLE / PHYSICAL CULTURE / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кабачков В.А., Куренцов В.А., Васильева Т.Н.

Исследование отношения студенческой молодежи к различным аспектам физической культуры, осваиваемой профессии и состоянию здоровья помогут целенаправленно воздействовать на физическое воспитание как на средство, повышающее интерес к выбранной профессии и к здоровому образу жизни. Использование индивидуальных характеристик в качестве позитивного формирования профессиональной направленности обеспечит комплексное и наиболее полное удовлетворение социальных и личностных потребностей студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кабачков В.А., Куренцов В.А., Васильева Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of students’ specific features, their relation to physical culture and chosen profession as factors of formation of the healthy lifestyle

The research of the student’s youth’ relation to various aspects of physical culture, chosen profession and level of health will help to influence targeted on physical training as on the means increasing interest in chosen profession and healthy lifestyle. The use of individual characteristics as positive formation of a professional orientation will provide complex and fullest satisfaction of student’s social and personal needs.

Текст научной работы на тему «Диагностика индивидуальных особенностей студентов, их отношения к физической культуре и осваиваемой профессии как факторов формирования здорового образа жизни»

ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, ИХ ОТНОШЕНИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ОСВАИВАЕМОЙ ПРОФЕССИИ КАК ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В.А. КАБАЧКОВ, В.А. КУРЕНЦОВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; Т.Н. ВАСИЛЬЕВА, ГБОУ ВПО МГППУ

Аннотация

Исследование отношения студенческой молодежи к различным аспектам физической культуры, осваиваемой профессии и состоянию здоровья помогут целенаправленно воздействовать на физическое воспитание как на средство, повышающее интерес к выбранной профессии и к здоровому образу жизни. Использование индивидуальных характеристик в качестве позитивного формирования профессиональной направленности обеспечит комплексное и наиболее полное удовлетворение социальных и личностных потребностей студента.

Abstract

The research of the student's youth' relation to various aspects of physical culture, chosen profession and level of health will help to influence targeted on physical training as on the means increasing interest in chosen profession and healthy lifestyle. The use of individual characteristics as positive formation of a professional orientation will provide complex and fullest satisfaction of student's social and personal needs.

Ключевые слова: диагностика индивидуальных особенностей, здоровый образ жизни, физическая культура, профессиональная направленность.

Key words: diagnostics of individual features, healthy lifestyle, physical culture, professional orientation.

Введение

Происходящие в России изменения общественно-политической и экономической ситуации повлекли за собой резкое ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, в настоящее время лишь 10-14% выпускников школ могут считаться здоровыми [1].

По мнению ряда авторов [2, 3, 4, 5], решение проблемы формирования здорового образа жизни видится в изучении отношения студенческой молодежи к выбранной профессии, а психофизическую готовность и успешность ее освоения следует рассматривать как позитивный фон формирования компонентов здорового образа жизни.

Использование индивидуальных характеристик в качестве позитивного формирования профессиональной направленности личности требует определенных педагогических воздействий, которые могут быть реализованы в рамках нового образования - профессиональной физической культуры, целенаправленное использование средств и методов которой обеспечивает комплексное и наиболее полное удовлетворение социальных и личностных потребностей и способностей человека, обусловленных требованиями профессионального образования [7, 8].

Цель исследования

Получение информации об отношении студенческой молодежи, поступившей на первый курс общеобразовательных учреждений профессионального обучения к различным аспектам физической культуры и спорта, осваиваемой профессии, состоянию здоровья.

Исследование проводилось методом анонимного группового анкетирования. Разработанная нами анкета содержала вопросы, предполагающие получение информации о самооценке состояния здоровья, уровня физической подготовленности, структуре жизненных ценностей и интересов в сфере здорового образа жизни, отношении к психоактивным веществам. Анкетирование проводилось по окончании учебных занятий. В соответствии с целями и задачами исследования было проанкетировано 45 студентов первого курса Шатурского энергетического техникума Московской области, осваивающих профессию «Автоматизация технологических процессов и производства».

Рассматривая отношение первокурсников к жизни, следует отметить, что 66,7% опрошенных удовлетворены жизнью полностью, 33,3% - частично. Сравнительный анализ полученных данных с результатами ответов, характеризующих самооценку состояния здоровья, показал, что свое состояние как «отличное» оценили лишь 26,8% опрошенных, как «хорошее» - 40%, как «удовлетворительное» и «плохое», соответственно 24,4 и 8,8%. Если сопоставить ответы на первый и второй вопросы анкеты с периодичностью заболеваний участников эксперимента в течение учебного года, следует обратить внимание на следующее. Из всей исследуемой выборки только 25% студентов не болели в течение учебного года. Около 60% болели простудными заболеваниями не менее 4-х раз в год, а 20% первокурсников - более 6-ти раз в течение учебного года. Анализ ответов участников

эксперимента на представленные вопросы анкеты показывают очевидную неспособность первокурсников объективно оценить свое здоровье, на это указывает расхождение самооценки с представленным реальным уровнем заболеваемости испытуемых. Полученные данные указывают на явно неудовлетворительный показатель.

Оценивая динамику самооценки психоэмоционального состояния молодых людей в течение дня, отметим следующее. По всем трем показателям оценка (по 5-балльной системе оценки) самочувствия, работоспособности, настроения утром испытуемыми - «удовлетворительно» (от 3,0 до 3,3 балла). К вечеру самооценка психоэмоционального состояния улучшается и находится в диапазоне от 4,0 до 4,4 балла, что свидетельствует о хорошем настроении, самочувствии и работоспособности. Что касается оценки изменения утомляемости первокурсников в течение учебной недели, 37,7% опрошенных устают незначительно, почти не устают 40% и совсем не жалуются на усталость - 22,3%.

По имеющимся данным, регулярную профилактику утомления и ежедневное восстановление после учебы проводят только 23% студентов, рациональный суточный режим соблюдают в среднем 20%, закаливающие процедуры используют 26%, а антистрессовые мероприятия - 18% обучающихся. Среди неблагоприятных факторов студенческой жизни 24,4% молодых людей указывают на довольно часто выраженное чувство одиночества и тревожность. Полученные данные свидетельствуют: часто чувство одиночества испытывают 24,4%, иногда -31% и почти никогда - 44,4%. Основными причинами, вызывающими состояние тревожности, студенты считают неуверенность в завтрашнем дне.

Для снятия хронического стресса, подавления тревожности молодые люди достаточно легко прибегают к приему алкоголя, психоактивных веществ, в том числе наркотических, курению. Статистики утверждают, что так называемый пивной алкоголизм среди молодежи достиг огромных размеров, занимая первое место в структуре употребляемых студентами алкогольных напитков.

На вопрос «Употребляете ли Вы алкогольные напитки?» отрицательно ответили 46,7% студентов первого курса. Остальные имеют лишь опыт употребления алкоголя, причем довольно часто употребляют пиво. Регулярно (3-4 раза в неделю и более) его употребляют 43,3%; 33,4% употребляют вино несколько раз в месяц, а 15,6% - несколько раз в неделю. Если учесть, что некоторая часть респондентов не пожелала отвечать на данные вопросы, для данного контингента эти цифры могут находиться в пределах 60%, что весьма существенно.

Угрожающие размеры приобретает употребление наркотических средств. На вопрос «Употребляли ли Вы когда-либо наркотики?» 100% опрошенных молодых людей ответили отрицательно, однако из полученных ответов и бесед можно заключить, что опыт пробы наркотических веществ в студенческой среде присутствует.

Приобщение к табаку начинается в раннем возрасте и затем сохраняется на долгие годы. На вопрос «Курите ли Вы?» положительно ответили 31,1%, употребляя от 10 до 15 сигарет в день, отрицательно - 46,7%;

«курили, но бросили» - 12,1% , остальные 10,1% - изредка. Это свидетельствует о том, что в среднем более 45% молодых людей имеют опыт курения.

Итак, студенческая молодежь достаточно широко знакома с психоактивными веществами: более 40% курят; около 60% употребляют алкогольные напитки. Если принять во внимание, что студенты - наиболее благополучная часть молодежи (есть еще работающие и нигде не работающие молодые люди), то получаем весьма тревожную ситуацию.

В этой связи представляет интерес осведомленность молодежи о факторах риска болезней. Оказывается, они прекрасно осведомлены, что самый большой вред здоровью наносят именно «вредные привычки»: о вреде потребления наркотиков знают 78,7%, алкогольных напитков - 56,2%, курения - 52,8%. Недостаточно высоко оценивают студенты вред малоподвижного образа жизни (27,2%), низкой физической подготовленности (22,4%), неправильного питания (19,1%), стресса (17,6%).

Существует очевидная связь меду психоэмоциональным и физическим состоянием человека. Результаты исследований Раевского, Кабачкова, Бурова [3, 5, 7] свидетельствуют о том, что более высокий уровень физической подготовленности позволяет быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям обучения, факторам внешней среды, преодолению различных стрессовых ситуаций т.д.

Формирование позитивного отношения студенческой молодежи к физической культуре и спорту является одной из актуальных проблем учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях профессионального образования. Критерием оценки этого является физкуль-турно-спортивная активность, которая характеризуется степенью участия, вовлеченностью студентов в сферу этой деятельности. Однако занятия спортом не для всех являются ценностью, и большинство молодых людей не в полной мере осознают их важность и необходимость для будущей профессиональной деятельности.

Исследования отношения студентов-первокурсников, обучающихся в Шатурском энергетическом техникуме, свидетельствуют о том, что 68,9% респондентов положительно относятся к занятиям физической культурой, 20% - отрицательно и 1,1% - безразлично. Основной формой занятий физической культурой для 60% первокурсников является урок физического воспитания в учебном заведении. Часть студентов, помимо уроков физического воспитания, предпочтение отдают дополнительным занятиям.

Изучение физкультурно-спортивной активности молодежи в свободное от учебы время, показало следующее. На период опроса активно положительно относятся к дополнительной форме организации физического воспитания 31,1% студентов. При этом ежедневно занимаются 22,2%; 3-4 раза в неделю - 26,7%, 1-2 раза в неделю - 17,8%; 22,2% очень хотели бы заниматься дополнительно, но не имеют возможностей; и только 11,1% юношей не испытывают тяги к занятиям спортом.

При таком объеме занятий физическими упражнениями студенты первого курса оценивают свою физическую

подготовленность достаточно высоко. Так, 22,2% респондентов считают свою подготовленность «достаточно высокой», 46,7% - «средней» и 31,1% - «ниже средней» и «низкой». Очевидно, учитывая свой субъективный достаточно высокий уровень физической подготовленности, 64,4% молодых людей считают, что соблюдаемый ими режим двигательной активности является оптимальным для нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья. 35,6% респондентов считают, что этого объема недостаточно для нормальной жизнедеятельности.

Основными факторами, определяющими интерес студентов к предмету «физическое воспитание», являются: всестороннее физическое развитие (60%), разнообразие средств и методов на занятиях (68,9%), дополнительная двигательная активность (26,7%), общение с единомышленниками (17,8%). Среди факторов, определяющих негативное отношение к данному предмету, являются: отсутствие индивидуального подхода, однообразие учебного материала, не соответствие предлагаемых средств и методов интересам и потребностям занимающихся (31,1%), невнимательное отношение преподавателя и отсутствие прогресса в физической подготовленности (10,8%).

Основными мотивами, побуждающими к физкуль-турно-спортивной деятельности, респонденты считают их оздоровительный характер (30,4%), занятия помогают улучшить самочувствие (24,8%), дают возможность проводить время в кругу друзей (15,8%) и совершенствовать физические качества (15%).

Необходимо отметить, что большинство молодых людей имеют весьма низкие знания о физической культуре и спорте, здоровом образе жизни. Только 9% считают, что хорошо знают правила самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, частично - 19,5% и не знают - 71,5%.

Одной из задач нашего исследования являлось изучение отношения молодежи к выбранному виду профессиональной деятельности и мотивов выбора профессии. Интерес к определенному виду трудовой деятельности взаимосвязан с профессиональной мотивацией, что свидетельствует о наличии или отсутствии тех побудительных причин, которые заключаются в мотивах выбора будущей профессиональной деятельности. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что на начальном этапе освоения профессии еще не все первокурсники осознали суть своей будущей специальности. Так, на вопрос «Как Вы относитесь к выбранной профессии?» 46,7% ответили, что профессия нравится; 20% первокурсников - время покажет; 17,8% еще не определились, а 15,6% - безразлично. Этот факт еще раз доказывает, что на довузовском этапе профессионального самоопределения абитуриенты не получили должного объема информации о профессиях, а их выбор будущей трудовой деятельности мог быть ошибочным.

Среди ведущих мотивов выбора будущей профессиональной деятельности студенты-первокурсники учитывали советы родителей и друзей. Так, ответ на вопрос «Укажите основные мотивы выбора своей будущей профессии» 35,6% первокурсников назвали

советы родителей и друзей. Ценность образования 31,1% опрошенных видят не в получении образования, а лишь в достижении материальных благ, а 15,6% считают, что после окончания техникума легче поступить в вуз. Некоторая часть испытуемых (4,4 и 6,7%) выбрали данное учебное заведение в связи с отсутствием в городе других средних профессиональных образовательных заведений или не было другого выбора. И только незначительная часть опрошенных (6,7%) основным мотивов выбора своей будущей профессии считают мотив, характеризующий личность молодого человека, способного к самовыражению своего мнения, быть самим собой в избранной профессиональной деятельности и приносить пользу обществу.

Итак, полученные данные свидетельствуют о том, что студенты, поступившие на первый курс, на довузовском этапе обучения не получили должного объема информации о профессиях, а их выбор будущей трудовой деятельности мог стать ошибочным. Несоответствие реалий профессионального выбора будущей профессиональной деятельности довольно часто в этот период становится причиной социальных деформаций, таких как снижение успеваемости по общеобразовательным дисциплинам и профессиональному обучению. Результаты опроса свидетельствуют о том, что в течение учебного года на «отлично» и «хорошо» училось лишь 18% респондентов, на «удовлетворительно» - 72%, а 10% первокурсников не справлялись с учебной программой. Утрата интереса к учебе и ответственность за собственное образование, снижение ценностей здоровья является одной из лимитирующих причин ведения здорового образа жизни.

Определенный интерес представляет анализ знаний испытуемых о требованиях, предъявляемых к физическим и профессионально значимым качествам, необходимым для успешного освоения будущей профессии. К числу общих и профессионально важных компетенций, отражающих специфику любой профессиональной деятельности, относятся: общефизические (общая выносливость, сила, быстрота, координация движений) и психофизические качества - работоспособность, решительность, способность сосредоточиться в неблагоприятных условиях, эмоциональная устойчивость, организаторские способности, самообладание и выдержка.

Анализ результатов опроса испытуемых показал следующее. Значительная часть опрошенных считают, что основными физическими качествами, необходимыми для успешного освоения профессии являются общая выносливость (33,4%) и сила (28,9%); и только 20% и 17,7% отдали предпочтение быстроте и координации движений.

Самооценка испытуемыми уровня развития профессионально важных качеств (по 5-балльной системе оценки) показала, что наиболее развиты были следующие качества, составляющие структуру профессиональных способностей: работоспособность (3,40 балла), коллективизм (3,52 балла), а уровень их развития можно оценить как «средний». Менее развиты следующие способности: организаторские (2,93 балла), умение сосредоточиться в неблагоприятных условиях (2,76 балла), решительность

Массовая физическая культура и оздоровление населения

(2,38 балла), самообладание и выдержка (2,79 балла), эмоциональная устойчивость (2,56 балла). Уровень развития вышеперечисленных способностей оценивается как «ниже среднего».

Таким образом, диагностика и оценка индивидуальных показателей, определяющих готовность студенческой молодежи к профессиональному обучению, ведению здорового образа жизни свидетельствует о том, что большинство молодых людей, поступая в среднее профессиональное учебное заведение, не обладают достаточной степенью психофизической готовности к обучению и освоению профессии.

Это выражается:

• в недостаточном уровне физического здоровья в целом, и отдельных функций, характеризующих состояние основных систем жизнеобеспечения, что приводит к быстрой утомляемости, росту заболеваемости и неспособности переносить увеличение учебных и эмоциональных нагрузок;

• в плохой адаптации к новым социальным условиям и развитии стойкого психологического дискомфорта;

• в неэффективном использовании и достаточно слабом развитии основных психических функций, что

способствует возникновению трудностей в восприятии большого объема и интенсивности получаемой информации, способности ее анализировать и, в конечном итоге, снижению академической успеваемости;

• в низкой мотивации к обучению, расхождении между представляемым и реальным статусом будущей профессии.

Решение проблемы формирования здорового образа жизни, по мнению ряда авторов [2, 4, 7], видится в изучении отношения молодежи к выбранной профессии как одного из компонентов здорового образа жизни, а использование индивидуальных характеристик этого отношения - для оптимизации учебно-педагогического процесса.

Использование индивидуальных характеристик в качестве позитивного формирования профессиональной направленности личности требует определенных педагогических воздействий, а целенаправленное использование средств и методов физической культуры обеспечивает комплексное и наиболее полное удовлетворение социальных и личностных потребностей и способностей человека, обусловленных требованиями профессионального образования.

Литература

1. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни (проблемы и перспективы использования средств массовой информации в их пропаганде) / П.А. Виноградов. - М.: Мысль, 1990. - 230 с.

2. Столяров В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1998. -№ 5. - С. 11-15.

3. Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в непрерывном образовании учащейся молодежи с признаками девиантного поведения [Текст]: автореф. дис. ... докт. пед. наук / А.Э. Буров. - М., 2012. - 29 с.

4. Пашин А.А. Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании учащейся молодежи [Текст]: автореф. дис. ... докт. пед. наук / А.А. Пашин. - Пенза, 2011. - 28 с.

5. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов [Текст]: учеб. пособие / Р.Т. Раевский. - М.: Высшая школа, 1985. - 136 с.

6. Кабачков В.А., Полиевский С.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи. - М.: ФиС, 2011. -295 с.

7. Кабачков В.А. Формирование здорового образа жизни на основе диагностики индивидуальных показателей физической подготовленности, отношения к здоровью и избранной профессиональной деятельности учащейся молодежи [Текст] / В.А. Кабачков, В.А. Куренцов // Совершенствование отношения к здоровому образу жизни: конференция Нефтегаз, февраль, 2015. - С. 66-68.

References

1. Vinogradov P.A. Physical training and a healthy lifestyle (problems and prospects of the media in their propaganda) / P.A. Vinogradov. - M.: Mysl, 1990. - 230 p.

2. Stolyarov V.l. The concept of physical culture and sports education (innovative approach) / V.I. Stolyarov, I.M. Bykhovskaya, L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 1998. - No. 5. - Pp. 11-15.

3. Burov A.E. Professional physical education in continuing education students with signs of deviant behavior [Text]: Author. Dis. ... Doctor. ped. Sciences / A.E. Burov. -M., 2012. - 29 p.

4. Pashin A.A. Formation of the valuable relation to health in physical education students [Text]: Author. Dis. ... Doctor. ped. Science / A.A. Pashin. - Penza, 2011. - 28 p.

5. Rajewskiy R.T. Professional applied physical preparation of students of technical colleges [Text]: Textbooks / R.T. Rajewskiy. - M.: Higher School, 1985. - 136 p.

6. Kabachkov V.A., Polievsky S.A., Burov A.E. Professional physical education in continuing education of young people. - M.: FIS, 2011. - 295 p.

7. Kabachkov V.A. Formation of a healthy lifestyle based on the diagnosis of individual indicators of physical fitness, health and relationship to the chosen professional activity of students [Text] / V.A. Kabachkov, V.A. Kurentsov // Modernization of attitude towards healthy lifestyle: Conference in Oil & Gas institute, February 2015. -Pp. 66-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.