Научная статья на тему 'К вопросу о формировании профессионально-этической культуры будущих бакалавров-педагогов'

К вопросу о формировании профессионально-этической культуры будущих бакалавров-педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БУДУЩИЙ БАКАЛАВР-ПЕДАГОГ / FUTURE TEACHER / CULTURE / PROFESSIONAL-ETHICAL CULTURE / FUTURE BACHELOR-TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Виктория Владимировна, Чижакова Галина Ивановна

Статья посвящена актуальной проблеме подготовки бакалавров-педагогов в современном педагогическом вузе. С учетом особенностей настоящего времени особого внимания требуют вопросы, связанные с формированием профессионально-этической культуры. Рассмотрены понятия «культура», «профессионально-этическая культура»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON FORMATION OF PROFESSIONAL-ETHICAL CULTURE OF FUTURE BACHELORS-TEACHERS

The article is devoted to the topical problem of preparation of bachelors-teachers in a modern pedagogical university. Taking into account the peculiarities of the present, a special attention should be paid to the issues connected with the formation of professional-ethical culture. The concepts of “culture”, “professional-ethical culture” are discussed in the article

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании профессионально-этической культуры будущих бакалавров-педагогов»

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-ПЕДАГОГОВ

ON FORMATION OF PROFESSIONAL-ETHICAL CULTURE OF FUTURE BACHELORS-TEACHERS

B.B. Зорина, Г.И. Чижакова V.V. Zorina, G.I. Chizhakova

Будущий учитель, культура, профессионально-этическая культура, будущий бакалавр-педагог. Статья посвящена актуальной проблеме подготовки бакалавров-педагогов в современном педагогическом вузе. С учетом особенностей настоящего времени особого внимания требуют вопросы, связанные с формированием профессионально-этической культуры. Рассмотрены понятия «культура», «профессионально-этическая культура».

Future teacher, culture, professional-ethical culture, future bachelor-teacher.

The article is devoted to the topical problem of preparation of bachelors-teachers in a modern pedagogical university. Taking into account the peculiarities of the present, a special attention should be paid to the issues connected with the formation of professional-ethical culture. The concepts of "culture", "professional-ethical culture" are discussed in the article.

Вопросам подготовки будущих учителей уделялось и уделяется достаточно много внимания как в работах прошлого (П.П. Блонский, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.), так и настоящего (В.А. Адольф, Е.И. Артамонова, М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, Л.П. Илларионова, A.B. Мудрик, В.А. Сластенин, В.И. Тесленко, Г.И. Чижакова, М.И. Шилова, E.H. Шия-нов, Л.В. Шкерина и др.) времени. Многочисленные педагогические исследования подтверждают существование проблемы качественной подготовки учителя и доказывают ее актуальность.

Каким должен быть современный бакалавр-педагог? Каким критериям соответствовать? Безусловно, в современной школе «востребованы инициативные, самостоятельные, творческие, уверенные в себе, способные к нестандартным решениям специалисты» [Васильева, Шилова, 2011, с. 68]. Бакалавр-педагог должен знать свой предмет, уметь доступно объяснить материал, с уважением относиться к ученику. Подчеркнем, что педагога характеризует «этическое поведение по отношению к профессии, этическое поведение по отношению к коллегам, этическое поведение по отношению к людям» [Долгушина, Чижакова, 2011, с. 24].

Цель данной статьи - обозначить проблему формирования профессионально-этической культуры будущих бакалавров-педагогов как первоочередную, отвечающую вызовам современности.

Рассмотрим понятия «культура»

и «профессионально-этическая культура».

Культура. 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом. Материальная к... 2. Сфера человеческой деятельности, связанная с искусством, литературой, просветительной работой. Деятели науки и культуры. 3. Уровень развития чего-нибудь, степень соответствия образцам... Повышать культуру труда... 4. Просвещенность, образованность, воспитанность. Человек высокой культуры. 5. Разведение, выращивание, культивирование... К.(льна). 6. Вид, разновидность культивируемых растений. Зерновые культуры [Лопатин, Лопатина, 1993, с. 224].

«Культура - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержатель-

но ]

В.В. ЗОРИНА, Г.И. ЧИЖАКОВА. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-ПЕДАГОГОВ

ная составляющая, источник знании о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д.» (Коджаспирова, Коджаспиров, 2003, с. 33].

«Культура - образование, умственное и нравственное» [Даль, 1979, с. 217].

Множество толкований данного понятия свидетельствует о том, что «культура» - понятие многогранное, многозначное. О различных подходах к трактовке данного понятия говорится в работах В.Л. Бенина, Е.В. Ивановой, В.В. Игнатовой, М.Г. Яновой и др.

В целом, в современных исследованиях культура рассматривается и как набор образцов, и как знаковая система, и как творческая способность, присущая исключительно человеку.

Что же понимается под профессионально-этической культурой?

Анализ педагогических исследований показал, что в профессионально-педагогической культуре учителя выделяют методологическую культуру (А.Н. Кодусов), духовную (Е.И. Артамонова), рефлексивную (В.К. Елисеев), этнопедагогиче-скую (Ш.-Х. Арсалиев, С.П. Беловолова, Л.В. Лези-на, В.А. Николаев, М.Г. Харитонов), психолого-педагогическую (О.В. Еремкина, Н.И. Лифинце-ва), лингвогуманитарную (В.Н. Карташова), физическую (М.Я. Виленский) и профессионально-этическую (Л.П. Илларионова, Е.Г. Силяева) и т. д. [Научная школа..., 2010, с.9]

В педагогических исследованиях неоднозначно подходят как к толкованию понятия «профессионально-этическая культура», так и к выделению структурных компонентов этической культуры (Р.Ф. Гатауллина, Т.С. Ижевкина-Русинова, Н.Б. Крылова, Е.Г. Силяева, A.A. Сыка-ло, И.В. Шарова, Л.Л. Шевченко, А.И. Шемшурина, С.Д. Якушева др.).

При этом ученые сходятся во мнении о том, что профессионально-этическая культура отражает профессионально-нравственные ценности, ставшие внутренними убеждениями личности. В структуре этической культуры выделяют информационно-знаниевый, личностно-деятельностный и ценностно-ориентированный компоненты (A.A. Сыкало). Суть информационно-знаниевого комонента заключается в приобрете-

нии будущими специалистами этических знаний, источниками которых являются труды выдающихся мыслителей, опыт народной педагогики, богатство православной педагогики, произведения искусства.

Ценностно-ориентированный компонент рассматривается данным автором как система «этических ценностей и ориентаций будущих учителей, мотивов их деятельности, установок на новое нравственное мышление, направленных на развитие способностей студентов к повышению своего уровня этической культуры» [Сыкало, 2011, с. 27]. В свою очередь, личностно-деятельностный компонент связан с развитием этически значимых качеств личности будущего педагога и применением их на практике в различных видах педагогической деятельности [Там же, с. 44].

Итак, профессионально-этическая культура -явление неоднозначное, требующее дальнейшего изучения.

Почему вопросы формирования профессио-нально-этической культуры будущих бакалавров-педагогов являются, по нашему мнению, актуальными?

Во-первых, многолетний собственный опыт преподавания показывает, что уровень нравственной культуры студентов педагогического вуза с годами не становится выше, а, наоборот, устойчиво снижается. Как показывают наблюдения, во время обучения в вузе профессионально-этическая культура у студента автоматически не формируется. Для этого требуется специальная целенаправленная работа. Поэтому, на наш взгляд, в современном педагогическом вузе требуют актуализации вопросы приобщения студентов к духовным ценностям, этическому знанию. Этическое знание наделяет бакалавра-педагога статусом носителя нравственных ценностей, основной задачей которого является передача законов морали, выработанных поколениями людей, новым поколениям.

Во-первых, подтверждение находим в педагогических исследованиях. Так, в работах ведущих отечественных педагогов представлены результаты исследований, определившие следующие негативные тенденции современности: рост «жестокости как черты характера», формирование «равнодушия или активной неприязни к людям», «антипатриотизм и утрата чувства Родины», примити-

визация культурных предпочтений» [Никандров, 2009, с. 7]; «проявление власти денег, современная масс-культура, перегруженная информацией жестокости, безнравственности, деградации, пренебрежением ответственности, антипатриотическая направленность» [Шилова, 2013, с. 17]. Противостоять данным негативным тенденциям может человек, имеющий ясно сформированные нравственные представления, четко разделяющий добро и зло, обладающий высокой внутренней и внешней культурой. Бесспорно, именно такими качествами и должен обладать человек, воспитывающий и обучающий школьников. Только тогда будущий бакалавр-педагог станет для школьников «духовным наставником, носителем общечеловеческих ценностей, таких как истина, долг, справедливость, свобода, честь, совесть и др.» [Чижакова, 2013, с. 47].

Считаем, что вышесказанное позволяет сделать вывод об актуальности проблемы формирования профессионально-этической культуры будущих бакалавров-педагогов.

На наш взгляд, остается открытым вопрос о том, каковы технологии формирования профес-сионально-этической культуры у бакалавров-педагогов. Поиск и апробация эффективных методов и приемов, способствующих формированию профессионально-этической культуры будущих бакалавров-педагогов - такова задача предстоящего научного исследования.

библиографический список

1. Васильева Н.В., Шилова М.И. Формирование стиля педагогического общения будущего учителя в информационно-коммуникативной

деятельности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №3 (17). Т. 1: Психолого-педаго-гические науки. С. 68-74.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1979. Т. 2. 779 с.

3. Долгушина H.A., Чижакова Г.И. Аксиологическая направленность профессиональной подготовки будущих бакалавров профессионального обучения: теория и практика // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №4 (18). С. 24-30.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. 176 с.

5. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. М.: Рус.яз, 1993, 704 с.

6. Научная школа личностно ориентированного профессионального образования В.В. Сласте-нина // Педагогическое образование и наука.

2010. № 8. С. 4-9.

7. Никандров Н.Д. РАО: итоги деятельности и перспективы научных исследований // Педагогика. 2009. № 1. С. 3-8.

8. Сыкало A.A. Формирование этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. Коломна,

2011. 227 с.

9. Чижакова Г.И. Аксиология профессионально-педагогического образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2. С. 46-56.

10. Шилова М.И. Социализация и воспитание ценностей характера детей и молодежи: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 264 с.

[82 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.