Научная статья на тему 'Анализ подходов к содержанию профессионально-нравственной культуры будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений'

Анализ подходов к содержанию профессионально-нравственной культуры будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / НРАВСТВЕННАЯ / КУЛЬТУРА / СОДЕРЖАНИЕ / КОМПОНЕНТ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / PROFESSIONAL / MORAL / CULTURE / THE MAINTENANCE / A COMPONENT / AXEOLOGICAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова В. В., Непорожняя Г. В.

Статья посвящена характеристике подходов к содержательным компонентам профессиональнонравственной культуры будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Дается краткий обзор сложившихся представлений о компонентах профессионально-нравственной культуры педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова В. В., Непорожняя Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of approaches to the maintenance of professional-moral culture of the future tutors of preschool educational institutions

Article is devoted to a question of the characteristic of approaches to substantial components of professionalmoral culture of the future tutors of preschool educational institutions. The short review of the developed representations about components of professional-moral culture of teachers is given.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к содержанию профессионально-нравственной культуры будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений»

3. Вопросы научного обоснования физической подготовки в Вооруженных силах СССР // под ред. Л.А. Вайднер-Дубровина, Т.Т. Джамгаро-ва, А.В. Коробкова. Л., 1964. С. 256.

4. Волков К. В. Адаптация энергетического метаболизма у человека к воздействию физических нагрузок при систематическом занятии спортом // Физиологические проблемы адаптации: тез. докл. II Всесоюз. симп. по физиологическим проблемам адаптации. Таллин, 22-24 мая 1984 г. Таллин, 1984. С. 93-94.

5. Виленский М.Я., Русанов В.П. Влияние дифференцированных двигательных режимов учебных занятий по физическому воспитанию на умственную и физическую работоспособность студентов // Физ. культура в научной организации труда студентов пед. института. М., 1981. С. 8-14.

6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М., 1978. С. 169.

7. Вавилов Б.И. Новое понимание здоровья // Теория и практика физ. культуры. 1988. № 7. С. 19.

Поступила в редакцию 22.01.2009 г.

Khlamov V.N. Endurance as a main physical capability which determines cadet’s state of health. The article is devoted to the one of the but insufficient exploited problems - the development of general hardihood of cadets of higher military institutions of the department of defense.

Key words: physical load, general endurance development process.

УДК 372.21

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© В.В. Маркова, Г.В. Непорожняя

Статья посвящена характеристике подходов к содержательным компонентам профессиональнонравственной культуры будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Дается краткий обзор сложившихся представлений о компонентах профессионально-нравственной культуры педагогов.

Ключевые слова: профессиональная, нравственная, культура, содержание, компонент, аксиологический.

Интерес к проблеме формирования профессионально-нравственной культуры (ПНК) будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) обусловлен необходимостью ее теоретической разработки как категории педагогики, рассмотрения степени влияния социума на современную молодежь и поиском путей формирования практической готовности молодых специалистов к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Острота постановки проблемы культуры в целом и ПНК, в частности, объясняется также динамизмом развития современного общества, возрастанием интереса к подготовке специалистов для ДОУ, т. к. именно в дошкольном возрасте закладываются основы усвоения норм морали и нрав-

ственности, в значительной мере зависящие от нравственной и профессиональной культуры воспитателя.

Термин «профессионально-нравственная культура» можно соотнести с термином «профессионально-педагогическая культу-

ра», широко рассматриваемым И.Ф. Исаевым [1]. Для полного раскрытия содержания данной дефиниции важно рассмотреть каждую ее составляющую: культуру, профессию, нравственность.

В педагогическом контексте культура, научное определение которой было дано в середине XVII в., рассматривается с разных точек зрения: как часть общечеловеческой культуры, как смена культурных эпох, как смена образовательных парадигм (М.В. Богуславский, А.П. Валицкая, Г.А. Виленский,

А.В. Вильвовская, Г.Ф. Карпова, И.А. Колесникова, З.И. Равкин, Н.Л. Шеховская, Е.Н. Шиянов и др.). Особенность современной культуры - ее диалогичность, которая несет в себе развивающую функцию, что, безусловно, важно для современного общества и подрастающего поколения. Проведя сравнительный анализ наполнения термина «культура», важно отметить, что культурный компонент входит в понятие «образование», а это подчеркивает взаимосвязь понятий «культура» и «педагогика».

Усиление разработки теоретических проблем нравственной культуры показывает необходимость их исследования в самых различных направлениях. Определения нравственной культуры характеризуют ее как «осознанно выработанный на основе традиций и постоянно совершенствуемый личностью индивидуальный опыт нравственно ценных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе» (А.И. Шемшу-рина), «социальное явление, качественную характеристику общества, обусловленную разнообразием средств, способов и механизмов функционирования» (А.К. Уледов),

«чуткий и тонкий показатель и регулятор нравственного климата общества» (А.И. Арнольдов).

Ряд педагогов рассматривают нравственную культуру как составляющую профессионально-этической и этической культур (Е.Г. Силяева, А.И. Шемшурина), духовнонравственной культуры (Л.П. Илларионова), характеризуя соответствующее содержание всех присущих им компонентов. Психологические концепции Б.С. Братусь [2], Е.Н. Богданова [3] позволяют в основе определения нравственной культуры выделить систему нормативной регуляции деятельности и поведения специалиста.

Являясь понятием исторически конкретным, нравственная культура отражает уровень достигнутых в обществе моральных отношений, их гуманистическую сущность. В настоящее время само общество заинтересовано в том, чтобы педагог дошкольного образования, усваивая нормы, принципы, правила морали, принятые на конкретно историческом этапе его развития, передавал их ребенку. Этот процесс побуждает общество к деятельности, направленной на обеспечение соответствующих условий для восприятия

личностью (педагогом) социальных моральных норм. В связи с этим обществом организовывается, контролируется и координируется целенаправленная систематическая деятельность по формированию нравственного сознания, убеждений, навыков поведения личности.

В научно-исследовательской литературе нет единого мнения по определению понятия нравственной культуры личности. Под нею понимается «нравственная воспитанность», «нравственная зрелость» (Л.М. Архангельский), «нравственная мудрость» (В .И. Бак-штановский), «опыт нравственно ценных отношений к жизни» (А.И. Шемшурина).

Нравственная культура личности рассматривается ими как показатель ее социального развития и результат «формирующего воздействия» общества на личность. Так как личность, по мнению В. И. Бакштанского, «аккумулирует в моральных качествах достигнутый обществом уровень моральной культуры», сущность нравственной культуры личности определяется им в единстве нравственного сознания и нравственного поведения [4].

Важный вклад в изучение нравственной культуры человека внесли исследования отечественных ученых (С.Ф. Анисимов, А.И. Арнольдов, Л.М. Архангельский, Е.М. Бабосов,

В.И. Бакштановский, Г.С.Батищев, М.М. Бахтин, В.А. Бачинин, Л.Б. Волченко, С.Н. Иконникова и др.). Сущность нравственной культуры представляется ими в специфической форме общественного самоуправления в рамках взаимодействия элементов системы «общество-личность». Ученые определяют нравственную культуру личности как «стереотип отношений и поведения, ориентированных высокими моральными ценностями» (Л.Б. Волченко), как «меру освоения характерных для данного общества или класса нравственных идеалов, ценностей и норм» (Е.М. Бабосов), как «высокий ценностный уровень ее морального сознания и поведения в их неразрывном единстве друг с другом» (С.Ф. Анисимов), как «вживание» в вечные нравственные проблемы (Г.С. Батищев).

Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызвавшего обособление некоторых видов профессио-

нальной деятельности. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, в общей, вузовской и специальной педагогике сущность профессиональной культуры педагога рассматривается в различных аспектах, но в одном из них практически все исследователи единодушны: профессиональная

культура педагога является составной, неотъемлемой частью общей культуры человека, специалиста.

Анализ генезиса этико-педагогических идей позволяет говорить о том, что теоретических изысканий в области профессионально-нравственной культуры недостаточно. В педагогической науке понятие ПНК до сих пор не приобрело право научного термина, оно недостаточно исследовано и описано в литературе и часто трактуется как вид, компонент профессионально-педагогической

культуры без выделения ее содержательного наполнения.

Содержательный аспект нравственной и профессионально-нравственной культуры студентов высшего и среднего профессионального образования анализируется в ряде работ, посвященных вопросам подготовки будущих учителей (Е.Н. Богданов, Е.И. Ха-чикян), учителей-воспитателей (И.А. Майер), врачей (Г.В. Безродная, М.А. Зуб), учащихся профессионального лицея (Л.Н. Карандасова).

Под профессионально-нравственной культурой ряд исследователей (В .И. Бакшта-новский, Г.Ф. Безродная, М.А. Макаревич, Ф.Н. Щербак и др.) понимают меру освоения и практического использования специалистами в своей повседневной и трудовой деятельности норм профессиональной этики. По мнению И.А. Майер, ПНК педагога есть одновременно качественная характеристика личности и способ его творческой преобразующей деятельности.

Мы придерживаемся мнения о том, что, «профессионально-нравственная культура

представляет собой интегральное качество, характеризующее целостность личности педагога и ее устремленность к профессионально-нравственному саморазвитию» [5].

Проведя анализ рассмотренных определений профессиональной и профессионально-педагогической культуры, считаем, что ПНК является сложной структурированной системой, неотъемлемой от общечеловеческой культуры, интегративным личностным об-

разованием квалифицированного специалиста и характеризуется наличием у него запаса профессиональных знаний и умений в совокупности с высокими личностно-нравственными качествами и опытом творческой деятельности. На наш взгляд, она предполагает развитость и гармонию всех компонентов и их целостное формирование в деятельности.

Содержание ПНК частично определяется ее структурными компонентами. Компоненты профессионально-педагогической культуры, как базы развития ПНК, рассмотрены в различных исследованиях (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, Л.В. Занина, И.Ф. Исаев, Л.Г. Князева, Л.Н. Макарова, Е.Н. Новицкая, Л.Д. Столяренко, Е.В. Тон-ков, В.В. Федоринова, И.Ф. Харламов и др.).

П.П. Матвеев, рассматривая педагогическую культуру как явление многоплановое, выделяет ее прогностическую, образовательную (интеллигентную), психологическую, эмоционально-волевую, нравственную, этическую, профессиональную (технико-технологическую), эстетическую, художественную, коммуникативную (такт, общение и др.), информационную составляющие.

Структурные компоненты профессионально-нравственной культуры будущего учителя (культура нравственного сознания (когнитивный компонент), культура нравственных чувств (аффективный компонент), культура нравственного поведения (конатив-ный компонент), рассмотренные И.А. Майер с опорой на исследования В.И. Бакштанов-ского, А.А. Гусейнова, М.А. Макаревича, Ф.Н. Щербака, позволяют выделить эмоциональный (аффективный компонент) как один из важных составляющих. Наличие эмоционального компонента в структуре педагогической культуры мы находим также у Л.Н. Макаровой, отмечающей его выход на чувства и эмоции педагога, связанные с его потребностями, и их удовлетворением или неудовлетворением; у Е.Г. Силяевой при рассмотрении профессионально-этической

культуры. Особое место в ПНК занимают «чувство морального долга, достоинства и совести. Они напрямую выходят на потребности в профессионально-нравственной рефлексии и профессионально-нравственном самосовершенствовании» [5, с. 233].

П.П. Матвеевым, Е.Г. Силяевой назван так же волевой компонент, позволяющий

оценить его содержание в рамках ПНК и проявляющийся в потребностях нравственно-профессионального роста и самосовершенствования, в потребностях и мотивах морального выбора при достижении поставленных целей.

На наш взгляд, структурно-функциональные компоненты профессиональнопедагогической культуры, выделенные

И.Ф. Исаевым, наиболее полно и содержательно раскрывают сущность ПНК будущих воспитателей ДОУ: аксиологический, технологический и личностно-творческий [1], как наиболее часто выделяемые в других исследованиях.

Аксиологический компонент образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс. На основе приобретения жизненно и профессионально необходимого личностного смысла в сознании будущего воспитателя ДОУ формируется «Я-профессиональ-ное» как совокупность целей, идей, установок, корректирующих индивидуальный педагогический опыт, связанные с ним переживания, убеждения, профессиональные связи и отношения. Профессионально-нравственные ценности как нормы регулируют профессионально-педагогическую деятельность воспитателя ДОУ. Сознание каждого воспитателя ДОУ строит свою систему ценностей, элементы которых принимают вид аксиологических функций (концепция формирования личности будущего воспитателя ДОУ, деятельности воспитателя ДОУ и т. д.). В структуре и содержании ПНК предусматривается учет классификации педагогических ценностей, выделенных в работах И.Ф. Исаева, Е.Г. Силяевой: ценности-цели (концепция личности будущего воспитателя ДОУ в ее многообразных проявлениях в различных видах деятельности), ценности-средства

(концепции педагогической технологии, инноватики в деятельности воспитателя ДОУ), ценности-отношения (концепция личностнопрофессиональной позиции будущего специалиста ДОУ), ценности-качества (многообразие качеств личности воспитателя ДОУ как субъекта профессионально-педагогической

деятельности), ценности-знания (знания

формирования личности, деятельности, ве-

дущих идей и закономерностей целостного педагогического процесса).

Технологический компонент включает в себя способы и приемы профессиональнонравственной деятельности воспитателя ДОУ, которая представлена как «технология педагогической деятельности». Категория «педагогическая технология» помогает понять суть ПНК, она раскрывает исторически изменяющиеся способы и приемы, объясняет направленность деятельности в зависимости от складывающихся в обществе отношений.

Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения ПНК и воплощения как творческий акт. Осваивая ценности педагогической культуры, личность способна преобразовывать, интерпретировать их, что определяется, в частности, личностными особенностями воспитателя ДОУ. В педагогических ценностях воспитатель ДОУ опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредствует процесс присвоения нравственно-эстетических, правовых и других отношений, т. е. воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализует себя в деятельности.

Личностный аспект ПНК - это способ реализации сущностных сил человека, включающий в себя нравственные качества, отношение к педагогическому труду, культуру внешнего вида, речи, проявление ценностносмысловых и потребностно-мотивационных образований в структуре личности, единство «специальных способностей» [6], системы его профессионально-нравственных потребностей. К ним мы относим потребность в профессионально-нравственном самоопределении, которая тесно переплетается с потребностями в профессионально-нравственных знаниях и деятельности; потребность в профессионально-нравственной самоактуализации; потребность в профессиональнонравственном росте, связанную с потребностями в профессионально-нравственном самосовершенствовании, идеале и достижениях; потребность в профессионально-нравственной самореализации, опирающуюся на потребности в профессионально-нравственных самоутверждениях, самовыражении и рефлексии. Профессионально-нравственные потребности, безусловно, существуют в тесной взаимосвязи с профессионально-нравственными способностями. К профессионально

значимым качествам личности воспитателя ДОУ относят, наряду с другими нравственными качествами (гуманизм, коллективизм, справедливость, доброжелательность, честность, искренность, требовательность, любовь и уважение к детям, принципиальность, интеллигентность, объективность), отношение к педагогическому труду: (добросовестность, ответственность, увлеченность, самоотдача в педагогической деятельности).

Творческая деятельность представляет собой деятельность будущего воспитателя ДОУ по нестандартному оригинальному решению педагогических задач. Основополагающими в творческом компоненте ПНК будущего воспитателя ДОУ являются потребности в профессионально-творческой самореализации, потребность в профессиональнопедагогической деятельности творческого характера, потребность в профессиональнотворческом самосовершенствовании, саморазвитии с учетом того, что вершина - потребность в профессионально-творческой самореализации. Мы считаем необходимым акцентировать внимание на необходимости формирования у будущего воспитателя ДОУ способности к сотворчеству, построению субъект-субъектных отношений, связанной с развитием коммуникативной культуры и культуры творчества.

Е.И. Хачикян при рассмотрении содержания ПНК будущего учителя литературы отмечает, что в него входят знания о профессиональной этике, сформированность представлений о нравственной и нравственных нормах, способность к нравственному сопереживанию, наличие нравственной ориентации и адекватной нравственной самооценки своей профессиональной подготовки, наличие стремления к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, нравственно-психологическая готовность к профессиональной деятельности. А.О. Кошелевой при структурировании содержательноценностного ядра социально-нравственной зрелости личности одной из составляющих названы такие качества, важные и для нашего исследования, как ответственное и заинтересованное стремление к достижению профессиональной и социальной компетентности, способность к нравственно ответственной самореализации в профессии.

Проведенный анализ исследований позволил нам составить содержательную характеристику ПНК будущего воспитателя ДОУ с учетом характеристики специалиста, имеющего хорошую психолого-педагоги-ческую, предметно-профессиональную подготовку, обладающего высокими личностнонравственными качествами, умеющего работать творчески; с выделением нравственных компонентов; с учетом содержания профессионально-нравственной культуры как единства всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Она включает в себя совокупность элементов, охватывающих не только общее, но и частное, не только главное, но и второстепенное. Взаимосвязь компонентов позволяет говорить о ПНК как о целостном образовании.

Таким образом, содержание ПНК воспитателя ДОУ определяется характеристикой ее составляющих и органически сочетает профессиональные и нравственные качества личности специалиста.

1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. М.; Белгород, 1992.

2. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1999.

3. Богданов Е.Н. Формирование и развитие

профессионально-нравственной культуры

будущего учителя: автореф. дис. ... д-ра псих. наук. М., 1995.

4. Бакштановский В.И. Элементы моральной

культуры // Актуальные проблемы нравственного развития личности: материалы

регион. конф. Томск, 1975. С.39-46.

5. Маркова В. В. Нравственные потребности как компонент психологической культуры воспитателей дошкольных образовательных учебных заведений: Психологическая культура личности: тез. докл. / Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Белгород, 2003. С. 231.

6. Новицкая Е.Н. Системный подход к формированию профессиональной культуры студентов педвуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2002.

Поступила в редакцию 9.11.2008 г.

Markova V.V., Neporojnyaya G.V. The analysis of approaches to the maintenance of professional-moral culture of the future tutors of preschool educational institutions. Article is devoted to a question of the characteristic

of approaches to substantial components of professionalmoral culture of the future tutors of preschool educational institutions. The short review of the developed representa-

tions about components of professional-moral culture of teachers is given.

Key words: professional, moral, culture, the maintenance, a component, axeological.

УДК 371.927

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ЛОГОПЕДОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

© Е.В. Колтакова

В статье раскрываются актуальные проблемы повышения квалификации логопедов, определены кластеры профессиональных компетенций учителей-логопедов и уровни их сформированности, подходы к внедрению личностно-ориентированного подхода в организации процесса непрерывной профессиональной подготовки, модульных программ курсов повышения квалификации учителей-логопедов.

Ключевые слова: повышение квалификации учителей-логопедов, компетентность учителей-логопедов, профессиограмма учителя-логопеда, модульные программы курсов повышения квалификации учителей-логопедов.

В связи с ростом числа детей с речевыми нарушениями, посещающих образовательные учреждения, а также развитием образовательной инфраструктуры, появлением новых форм оказания коррекционной помощи возрастает потребность в повышении уровня профессионального мастерства учителей-логопедов, от профессионализма которых во многом зависит не только академическая успешность школьников, но и успешность их дальнейшей социализации.

Происходящие изменения в системе образования, совершенствование научно-педагогических подходов к диагностике и коррекции различных форм речевых нарушений актуализируют необходимость подготовки компетентного специалиста, способного к самостоятельной инновационной деятельности и адаптирующегося к изменениям на рынке труда. Достижение таких результатов возможно при использовании компетентно-стного подхода, который акцентирует внимание на качестве результата образования.

Профиль компетенций выпускника вуза значительно отличается от профиля компетенций опытных педагогов, добивающихся высоких результатов в своей деятельности. Разрыв между уровнем сформированности компетенций выпускников педагогического вуза и лучших специалистов является естественным. Следовательно, каждая компетенция

может иметь несколько уровней сформиро-ванности: базовый (пороговый) уровень -для выпускников вузов, новичков; уровень опыта - для опытных специалистов и уровень мастерства - для работников, демонстрирующих высокие результаты в своей работе.

Выстраивание идеальной модели компетенций и ее последующее сравнение с моделью компетенций конкретного специалиста позволяет выявить области, в которых он превышает установленные требования, и определить компетенции, требованиям которых специалист удовлетворяет не в полной мере. В этом случае можно спроектировать программу помощи специалисту с целью преодоления разрыва между имеющимся опытом и поставленной целью.

В свою очередь управление качеством подготовки специалистов и проектирование образовательных программ будет наиболее эффективным при использовании профес-сиографического подхода. Благодаря характеристике специалиста, заложенной в про-фессиограмме, появляется возможность четкого отражения специфики обучения в каждом конкретном случае и для каждой специальности. Это способствует улучшению качества моделирования будущей профессиональной деятельности непосредственно в процессе обучения. Построение профессио-граммы способствует разработке модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.