Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности будущего педагога'

Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / ОТНОШЕНИЕ / ATTITUDE / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / ОПЫТ / EXPERIENCE / КОНТАКТЫ / CONTACTS / ЦЕЛИ / GOALS / ЦЕННОСТИ / VALUES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попованова Наталья Александровна, Шадрина Маргарита Александровна

В статье представлена модель профессиональной компетентности студента, которая органично связывает профессиональный и личностный аспекты подготовки будущих педагогов в условиях педагогического вуза. Значимым компонентом профессиональной компетентности, отражающим ее содержание, являются знания, умения, навыки студента, его личностный опыт, цели, ценности, расскрывающие качественные связи и отношения в их динамике при формировании ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попованова Наталья Александровна, Шадрина Маргарита Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF A FUTURE TEACHER''S PROFESSIONAL COMPETENCE

The article presents a model of a student's professional competence, which naturally binds the professional and personal aspects of future teachers' training in conditions of a pedagogical university. A significant component of professional competence, reflecting its contents, lies in knowledge, abilities, skills of the student, their personal experience, goals, values, revealing the quality communications and relationships in their dynamics in the formation of students' system of values as the basis of their professional competence.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности будущего педагога»

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

THE STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF A FUTURE TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE

H.A. Попованова, М.А. Шадрина

Знания, отношение, поведение, опыт, контакты, цели, ценности, профессиональная компетентность, студенты, будущие педагоги. В статье представлена модель профессиональной компетентности студента, которая органично связывает профессиональный и личностный аспекты подготовки будущих педагогов в условиях педагогического вуза. Значимым компонентом профессиональной компетентности, отражающим ее содержание, являются знания, умения, навыки студента, его личностный опыт, цели, ценности, расскрывающие качественные связи и отношения в их динамике при формировании ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности.

N.A. Popovanova, M.A. Shadrina

Knowledge, attitude, behavior, experience, contacts, goals, values, professional competence, students, future teachers.

The article presents a model of a student's professional competence, which naturally binds the professional and personal aspects of future teachers' training in conditions of a pedagogical university. A significant component of professional competence, reflecting its contents, lies in knowledge, abilities, skills of the student, their personal experience, goals, values, revealing the quality communications and relationships in their dynamics in the formation of students' system of values as the basis of their professional competence.

В условиях гуманизации образования формируется альтернативный по отношению к традиционным нормам тип компетентного педагога, не только руководствующегося в профессиональной деятельности знаниями, умениями, навыками, но и умеющего определять стратегию деятельности в соответствии с профессиональными и личностными ценностными ориентациями, использовать личностный и профессиональный опыт и контакты. А это предполагает принципиально иной подход к управлению процессом формирования профессиональной компетентности, который органично связывает профессиональный и личностный аспекты подготовки будущих педагогов в условиях педагогического вуза.

Теоретические основы профессиональной компетентности будущего учителя разработаны Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сла-стениным. Изучение профессиональной компетентности специалиста на вузовском этапе

ее становления обозначено в исследованиях В.А. Адольфа, Ю.В. Варданян, Л.А. Петровской, Л.В. Шкериной и др.

Л.М. Митина, Е.М. Павлютенков выделяют значимость личностной составляющей в структуре профессиональной компетентности, однако они не рассматривают данную проблему во взаимосвязи с формированием ценностных ориентаций будущего учителя.

В процессе анализа психолого-педагогичес-кой литературы выявлено противоречие между потребностью общества в компетентных педагогах и отсутствием теоретических разработок по проблеме формирования у них ценностных ориентаций как основы профессиональной компетентности. Это актуализирует проблему определения ценностной основы профессиональной компетентности студентов педагогического вуза.

Отсутствие специальных исследований, определяющих ценностные основания профессиональной компетентности, затрудняет успеш-

ное решение этой задачи и позволяет акцентировать внимание на одном из аспектов данной проблемы, связанном с формированием ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности. Постановка названной проблемы имеет, на наш взгляд, большой педагогический смысл и требует научной разработки. В связи с этим была поставлена задача разработки модели профессиональной компетентности студентов, основой которой являются их ценностные ориентации (рис.).

В модели показано, что ценностные ориентации определяют аксиологическую направленность студентов на когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровнях, характеризующихся, соответственно, наличием у них ценностного знания, ценностного отношения, ценностного поведения. Динамика наблюдаемого процесса обеспечивается смыслообразующей, оценочной, регулятивной функциями ценностных ориентаций на всех этапах их формирования: информационном (предъявление ценностей), актуализирующем (осознание и принятие ценностей), моделирующем (реализация ценностей в деятельности и поведении).

Взаимосвязь и единство условий формирования ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности содержательно раскрывают ее предметная, профессиональная, личностная составляющие, обеспечивающие теоретическую, практическую, личностную готовность студента к осуществлению профессиональной деятельности и характеризующие его как компетентного специалиста.

Рассмотрим содержательные характеристики предметной, профессиональной, личностной составляющих, представленных в модели.

Предметная составляющая включает предметное знание, способы его передачи учащимся в процессе организационно-познавательной деятельности; сформированные на основе предметного знания умения и навыки [Злотникова, Чижакова, 2014, с. 48].

Профессиональная составляющая характеризуется наличием профессиональных знаний, умений, навыков; имеющимся опытом профес-

сионального общения и деятельности, сформированных в процессе педагогической практики.

Личностная составляющая включает знания и опыт, который студент приобрел во всех областях жизни. Взаимосвязь названных составляющих формирует теоретическую, практическую, личностную готовность студентов педагогического вуза к осуществлению профессионально-педагогической деятельности.

Теоретическая готовность характеризуется:

- наличием у студентов общепедагогических (аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных) умений, формирующихся в процессе их обучения в вузе;

- стремлением руководствоваться в предстоящей профессиональной деятельности приемлемыми способами, технологиями обучения и воспитания учащихся на основе опыта решения типовых задач;

- ситуативной мотивацией к профессиональной деятельности.

Практическая готовность рассматривается как целенаправленное проявление личности студента, характеризующееся наличием у него:

- умений находить педагогически целесообразные решения задач обучения и воспитания учащихся в постоянно изменяющихся условиях педагогической деятельности на основе применения целесообразных способов и технологий;

- стремления к достижению оптимальных результатов обучения и воспитания учащихся;

- устойчивой мотивации к профессиональной деятельности.

Личностная готовность предполагает:

- наличие у учителя умения решать педагогические задачи, опираясь на знание ценностей профессиональной деятельности и осознание как собственных ценностных ориентаций, так и ценностных ориентаций учащихся;

- наличие стремления творческого использования способов и технологий обучения и воспитания;

- наличие ценностной мотивации к профессиональной деятельности.

Названные виды составляющих профессиональной компетентности студента отражают его

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

Уровни

Поведенческий

Эмоциональный

Когнитивный

— содержание профессиональной компетентности

Рис. 1. Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

направленность на профессиональную деятельность как личностно значимую (ценностную); являются показателем компетентности в единстве и взаимосвязи знаний, умений, навыков, опыта, контактов, целей, ценностей.

Каждый из названных компонентов профессиональной компетентности выполняет смыслообразующую, оценочную, регулятивную функции. Личностные и профессиональные знания мотивируют студента педагогического вуза к самостоятельному поиску информации в области педагогики, психологии, педагогической аксиологии. Они позволяют осуществлять конструктивные подходы к решению педагогических задач, оценивать свою профессиональную деятельность с учетом разработанных в педагогической науке критериев, осуществлять ценностную регуляцию поведения в деятельности и общении.

Личностные и профессиональные умения и навыки ориентируют на освоение необходимых знаний, опыта, на установление контактов. Оценочная функция связана с определением своего профессионализма. Регулятивная функция умений и навыков состоит в способности находить оптимальное решение педагогических задач.

Личностный и профессиональный опыт способствует выявлению и освоению ценностных оснований новых видов деятельности, расширению сферы деятельности; позволяет оценивать свою успешность в различных видах деятельности, осваивать новые виды деятельности как личностно и профессионально значимые.

Контакты личностные и профессиональные побуждают к освоению новых идей, знаний, педагогического опыта и т. п.; раскрывают содержание технологий профессионального общения и конструктивно решают конфликтные ситуации. Оценочная функция реализуется через получение обратной связи в информационном и эмоциональном аспектах; регулятивная - через коррекцию содержания, стиля, модели общения.

Личностные и профессиональные ценности, цели позволяют студентам осознать смысл жизни и деятельности, в том числе профессиональной, мотивируют на построение жизненных про-

грамм, направленных на реализацию высших ценностей (идеалов). Их регулятивная функция состоит в определении и выборе соответствующих средств их достижения.

Представленная модель профессиональной компетентности студента содержательно раскрывает его направленность на ценности профессиональной деятельности. Данная направленность предполагает в то же время постановку не только профессиональных, но и личностных целей и во многом определяет формирование таких качеств личности учителя, которые способствуют достижению поставленных целей. Направленность личности на те или иные ценности определяется в теории как ее ценностная ориентация.

Ценностные ориентации, раскрывая цели, отражая идеалы, характеризуя интересы, потребности, убеждения личности, реализуют аксиологический подход к формированию профессиональной компетентности и выполняют смыслообразующую, оценочную, регулятивную функции.

Значимость смыслообразующей функции

определяется наличием в личности стремления к поиску смысла жизни, что находит отражение в ее ценностных ориентациях, характеризующихся как «направленность» личности на те или иные ценности (Б.Г. Ананьев).

Оценочная функция ценностных ориентаций характеризует отношение личности к другому человеку, в целом к миру и является стержнем смыслового развития личности (С.Л. Рубинштейн).

Регулятивная функция является внешним проявлением смыслового содержания личности (ситуативного, устойчивого, личностно-ценностного) и раскрывается через характер действия поступка личности (Б.С. Братусь).

Формирование ценностных ориентаций -длительный процесс, характеризующийся качественными изменениями системы ценностных ориентаций студентов и отражающий движение от осознания значимости студентами образовательных ценностей до направленности поведения в соответствии с ними.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

Поэтому было предусмотрено три этапа формирования ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности: информационный, актуализирующий, моделирующий.

Информационный этап формирования ценностных ориентаций предусматривает усвоение студентами ценностного знания.

Актуализирующий этап формирования ценностных ориентаций. Основной задачей данного этапа является формирование у студентов ценностного отношения к ученикам, профессиональной деятельности, самому себе как ее субъекту на основе осознания и принятия ценностей.

Моделирующий этап формирования ценностных ориентаций предполагает включение студентов в проектную деятельность, позволяющую сформировать у них ценностное поведение на основе сформированного ценностного знания и ценностного отношения [Попованова, Логинов, 2014, с. 96].

Значимым компонентом профессиональной компетентности, отражающим ее содержание, являются знания, умения, навыки студента, его личностный опыт, цели, ценности, раскрывающие качественные связи и отношения в их динамике при формировании ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности.

Содержательно качественные связи в рассматриваемой модели отражают единство теоретической, практической, личностной готовности как составляющих профессиональной компетентности, характеризующихся наличием знаний, умением, навыков, опыта, а также целями, ценностями, отраженными в системе ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности. Поэтому на начальном этапе организации экспериментально-опытной работы нами был выявлен исходный уровень сформированности профессиональной компетентности и ценностных ориентаций студентов экспериментальной и контрольной групп.

Экспериментально-опытная работа проводилась на базе факультета начальных классов

Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. В качестве экспериментальной группы выступали бакалавры четвертого курса в количестве 70 человек (2012-2013); в качестве контрольной - бакалавры четвертого курса в количестве 60 человек (2011-2012).

Для определения уровня сформированности профессиональной компетентности студентов нами использовалась методика K.M. Левитана. На начало экспериментально-опытной работы у студентов экспериментальной и контрольной групп преобладал средний уровень сформированности профессиональной компетентности, что подтвердилось данными количественного анализа с помощью расчетного значения коэффициента Стьюдента.

Профессиональная компетентность в настоящем исследовании определяется не только названными видами готовности, содержательные характеристики которых раскрываются единством знаний, умений, навыков, опыта, но и во многом целями, ценностями, отраженными в системе ценностных ориентаций, поэтому мы замерили также исходный уровень ценностных ориентаций у студентов экспериментальной и контрольной групп.

Для выявления уровня сформированности профессионально-ценностных ориентаций как основы профессиональной компетентности у студентов контрольной и экспериментальной групп использовалась методика A.M. Булы-нина «Квадрат ценностей». Выборка из 128 ценностей 64, а затем их ранжирование позволили выявить место по значимости восьми групп фундаментальных ценностей, являющихся своеобразной основой профессиональной деятельности учителя. Это ценностные ориентации, связанные с содержанием профессии, условиями труда, стимуляцией профессиональной деятельности, когнитивным развитием личности учителя, управлением педагогическим процессом, эстетикой профессии, ценностями духовными и рефлексивно-аналитическими.

При определении направленности ценностных ориентаций(профессиональных и лич-

ностных) были использованы шкалы порядка (ранговые), поэтому для обработки полученных результатов мы применили непараметрические методы: вычисление медианы (среднее значение) и статистику Манна - Уитни. Данные свидетельствуют о незначительном различии в ранжировании профессиональных ценностей студентами экспериментальной и контрольной групп и о небольших различиях в распределении студентов по уровню сформированно-сти у них ценностных ориентаций. К примеру, к поведенческому уровню в обеих группах не было отнесено ни одного студента, к эмоциональному уровню - в экспериментальной группе - 15,7 % студентов, в контрольной - 16,7 %; к когнитивному уровню - соответственно 84,3 и 83,3% студентов.

Выявление взаимосвязи между ценностными ориентациями и профессиональной компетентностью студентов экспериментальной группы после констатирующего среза производилось с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмэна. Статистическая обработка данных показала, что коэффициент Спирмэна между всеми исследованными ценностными ориентациями и профессиональной компетентностью по всем видам оценок (самооценка, экспертная оценка учителя, экспертная оценка преподавателя) близок к 1 (Ккрит. = 0,339 при N = 55 и Ккрит. = 0,325 при N = 60 для р = 0,01). Полученные данные позволяют утверждать, что между исследованными нами ценностными ориентациями и профессиональной компетентностью существует высокозначимая прямая тесная взаимосвязь. В связи с этим наше предположение о том, что ценностные ориентации студентов являются основой их профессиональной компетентности, не только базируется на теоретическом анализе, но и подкрепляется статистическими данными.

Библиографический список

1. Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ. 2015. № 1. С. 5-11.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. С. 17-55, 124-179.

3. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского ун-та. Сер. 14: Психология. 1981. № 2. С. 46-56.

4. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998. 280 с.

5. Злотникова Е.А., Чижакова Г.И. Становление самообразовательной компетенции бакалавров-педагогов как профессиональной и личностной ценности // Вестник КГПУ. 2014. №3.

6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.

7. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Сов. педагогика. 1990. № 8. С. 57-59.

8. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. 216 с.

9. Павлютенков Е.М. Управление профориентацией в общеобразовательной школе. Владивосток, 1990. 176 с.

10. Петровская Л.А. Теоритические и методические проблемы социально-психологичес-кого тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982.

11. Попованова H.A., Логинов Д.В. Включение студентов - будущих учителей в проектную деятельность по формированию ценностных ориентиров поведения // Вестник КГПУ. 2014. №3.

12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 192 с.

13. Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр. 1991. № 1. С. 22.

14. Шкерина Л.В. Технологические карты как средство измерения математических компетенций будущего учителя математики в процессе выполнения проектных заданий // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 133-137.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.