Научная статья на тему 'К вопросу о формировании информационно-графической культуры студентов'

К вопросу о формировании информационно-графической культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS ACTIVITIES / INFORMATION TECHNOLOGIES / MODEL OF TRAINING / INFORMATION AND GRAPHIC CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюйков Владимир Владимирович

В статье рассмотрены виды деятельности будущих учителей технологии при проведении занятий по предмету «Мультимедийные средства обучения», определены цели, задачи и принципы образовательного процесса в процессе формирования информационно-графической культуры, рассмотрен социальный контекст формирования информационно-графической культуры как воспитание будущего специалиста в процессе коммуникаций с одногруппниками при моделировании профессиональных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании информационно-графической культуры студентов»

К вопросу о формировании информационно-графической культуры студентов

почва для будущего полета вдохновения.

Пятый параметр композиционной культуры характеризует в какой-то мере собственно педагогические и методические способности и умения будущего учителя изобразительного искусства. Умение последовательно и систематично объяснить основные принципы работы над созданием эскиза композиции строится на основе всех предыдущих параметров композиционной культуры, но имеет свои особенности. Вербализация процесса поиска композиционного решения сложная задача. Она требует от преподавателя и студента понимания того, что каждая учебная дисциплина изобразительного цикла осваивается в контексте будущей специальности (А.А. Вербицкий). Для овладения данным параметром композиционной культуры можно давать студенту задания на анализ разработанного другим студентом алгоритма. Кроме того, можно использовать принципы деловой игры. Но особенно важно использовать знания и умения, полученные на композиции в процессе педагогической практики студента.

Овладение параметрами композиционной культуры осуществляется в процессе обучения последовательно. Поэтому очень важно выделить определенные этапы формирования композиционной культуры студента. Они условны и циклично повторяются. Каждый этап формирования композиционной культуры студента тесно связан с осваиваемым жанром: натюрмортом, пейза-

жем, портретом и многократно повторяется.

1. На первом этапе студент о сваивает основные композиционные закономерности создания творческой композиции по заданному алгоритму.

2. На втором он использует композиционные закономерности создания творческой композиции для разработки индивидуальной, своеобразной композиции.

3. На третьем этапе студент переходит уже в стадию самостоятельной творческой деятельности. Активность и самостоятельность мышления студента должна быть направлена на самостоятельную разработку пошаговых алгоритмических линеек внутри полученного итогового задания.

4. На четвертом этапе студент свободно оперирует сформированными знаниями о законах композиции и практическими навыками творческой деятельности на интуитивном уровне.

Суть разработанной системы состоит в том, что в процессе целенаправленной, алгоритмизированной деятельности происходит закономерностей создания эскиза и формируется целостное представление о системе работы над композицией. Таким образом, данная система уже на первых этапах обучения позволяет сформировать у студента все необходимые композиционные знания и умения в создании творческой работы. И считаем, в дальнейшем она позволит в целом сформировать композиционную культуру будущего учителя изобразительного искусства

УДК 378 К 522

В.В. КЛЮЙКОВ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены виды деятельности будущих учителей технологии при проведении занятий по предмету «Мультимедийные средства обучения», определены цели, задачи и принципы образовательного процесса в процессе формирования информационно-графической культуры, рассмотрен социальный контекст формирования информационно-графической культуры как воспитание будущего специалиста в процессе коммуникаций с одногруппниками при моделировании профессиональных ситуаций.

«Интенсивный переход к новой образовательной парадигме за исторически короткое время, получающий название перестройки, реформы, модернизации, требует от государства и общества огромных затрат - интеллектуальных, психологических, материальных».

Вербицкий А.А.

© В.В. Клюйков, 2009

77

ДеЯ ГСЛ1 Л01. 1Г! Про ШОЖь Г ЮйВербиЦКИМ ' Ь-13). I ;;ч| ;>01м ... е процессс Фишлирозанш инф /р..] ци и ни г (>. 'II и - л..?: шаний, умении и ,„1-1.11 в л1 1-иС1.1 ■ :;Щ. | I >и ил ми лыгосл I <• Гг*-

1Ши 111)1 II лрьшц1 I 11ЛШ1 л-' I 1и» Е|,ЛНСКОГО ГЛ-

vVa.II- 1Вепии1 О VII ШЬрит! I. I.» и" )Л IЯХ 1-0 -

..лаНИШ >1УЛЬШМСДИИНЫЛ. ]. ДЫ'Ь .10.1 1..Ч МЫ ilo.ildil.ili4 |,жеши 11л.леяк.4тии.,|й. ' ШсООХи-

димо [.|р| I )1 и.Ч1 1ь 1ЮК||1.иь тк ],... -Ч1-1.1Й .1'. ЦЬл. ]] /Ю)|ЫИ>Н0СИ1 I I мыион и I ■. чеот I, л Н]

'||£ .1 Ч1>|1.1 1ЫН. .и !■■■ увиде) !> поицео |.ь<игизапии нашей модели обучении [ 1, < -I -4'>| Раюлинрии нИДЬ! деятелько! ТИ'/ДуЩИ,, учителей |^>Н! ИЛ пИ при проведении (яни1ий по иоедмету чМу.и.ш медийные средства об1 чени? ■ таблица I'

1а»лицн 1

Характеристика движения деятельности студентов л про .гс, ь формировании шанпй, умении, качеств личне гти

Модель Формирования информационно-графических знаний Развития информационнографических (ИГ) умений Воспитания качеств личности

Цель ИГ знания ИГ умения Качества личности ИГ грамотного специалиста

Организационная форма занятий Лекция Лабораторно- практическое занятие Лекция, лабораторнопрактическое занятие,зачет

Цеятельность обучаемых - Конспектирование; - Диалог с преподавателем; - Теоретическое моделирование педагогических ситуаций по применению мультимедийных средств (МС) на уроках технологии; - Выявление целей и условий применения МС; - Ответы на вопросы и тестовые задания; - Сообщение докладов по специальным вопросам Работа с компьютером; Самостоятельная работа, управляемая преподавателем; Создание тестовых заданий; Моделирование алгоритмов разработки и применения МС на уроках; Инсценировка фрагментов занятий с применением МС на занятиях; Разработка МС - Формирование групп контроля результатов разработки и применения МС; - Оценивание результатов разработки и применения МС; - Инсценировка деятельности учителя на уроке технологии с применением МС; - Отстаивание своей точки зрения; - Взаимодействие в коллективе

Автор теории контекстного обучения говорил 1 \iiriL ...ии не ир илпюречлй ас зникаюшн^ >>|д >■.-

....юрами и сор.иованли, ьгтооь^ им пои» I 1

.1{1ЕЯ1ап Р(ире01ЬНИс противоречия Л| /ЛД / I (<1Н Ц41[ ..I III .и шоювки л индивидуальным иадви I I им...141 1и 1ЮЖ1П на пу! ■ гуман ^ациит'сии <ШЫЯ, *Ш>)ЬаЯ яьлясгся сПОжНЫгИ 0[крьи .п1 11

[(ИНлМИЧ 1^1 VI Г-Г>011и^С|. 1 -I ШИМ 1||.н('Я||11

1-1 . [. I...!|.г'.I J . Г/П^|||_ I I 1ЬИИ. 1Ы-и(>..|1 ИНДИВИДУ !И|ЬН1и'1(1 ИЛ иСнОЫг; ЬЫО > шпик |ИЧЬ- > НС ШД-

чимык .1слри и )идач самоЕнспитани? из > чокул-носчи данных I гоществ! им различных . празк.ив ^4. ■ Я4-'1*]. Решить ианнчс Противоречие: и П‘>Д ошв» /шах ■ пециалистг.в можн>* ч,» м^с-л --именения модели пинам ическот движения

Р“=™ит Г Г N им Н А Некрасова * %9 "■ м 1

1 писанн с шдь. деятельнс 1 \ ■ знтоб ;зя

п I из практики поведения занятий г о тое, 1 т и 1 П"ТИМеДИЙНЫе ^ .41 л с. О&УЧеНиЯ) ап с.

.изировав их деятель». д . мчжь. опж *. . 1,ьре

XI 4 т ичеоной1 ]£; I СЛЬНОеЧ Л К Деительпо^ у 1И Г^ДРТЗХНОЛи » и 11 релл^л и- у иле. ,и1лс.СЯ и. 1кЛ) ииривши.л ^ 1ф.лаОИОНпи-4 I 1фйЧеСп.И ..тай». I I І иени» I е Л..ДЙШИ11, МУЛЫШУ1СДиЙг1ЫЛ еиеДСЧ»

• ОУИ-П Л * И -пиОВШЧИ!* МиДСЛИриЬаЦ|1|- >

л«г1 I рилк> I ШШО '11И1 Р> ре^уЛЬи I «-и 16 I ОСИ1 ■■ иеЛСи!, 1и"г>1(Ьпш ф а- м- < --в ,[ шив И4.-Ш.1Н ш | тс-нИв^Н*!* <у ЫИйСДЙЙНЫ рсл1 Ь 4 | и--ке I Ф (-.ИГ)‘-Ч [ рсясгаьления умкг-

■ ш< матерьила ' шошью ч№ь^ч; «*ны ие 1^|М" .н. ниг.ую', 1 *рфррм*|'Ионно гра

1)ИЧС- к ик ч 1ЧК- I 1И ЛИННОМ И (УлУЦ'ЧГ \™игепеь 1КХН.-11. (VII ГЯГ>ПЯ- Щ 1

Г[ нл...«й )цеЛ ЛП>ЯР-(И- ц чоппопкчочя И' V 1 'ЯСС! фи.кациеи вицр р юн -ч В'"-™

■■■« р| р ‘песс-- «СУуиенщпо -<Рр-ОИик'Л гу т \с -■> р->1сиа 1ывани* ' г р шессе I ччняни ■ 1 цю ■(•ч Процесс ОЭССМ рИВавТСЯ ка«- его ^"Прмнки'-ЮСКОЛ( ГУ I стаютг.я (еИЗВвСТ Ш^И 1 ' Г’ 1СХ0Х чпе г-<->стпянм^ ЦИ КОНриЧЫ£ речуЛьт^ | , , (

1-1 •], В изложен*! >ичр =>. изгтяикот-! и » оде ПИ прочее- I (фМИрП "МНИЧ ЧНф'ЧЧУ ЩЧ1ЧНС г ('Я Пиие. (-Ли |.Ч''|1Ы ( И1 р I Ч М I [III < I -'I Я фр гег Ч« I е*| , ■ ■ [( [ИИ И , [И--,! |[Т1,1 • ■■ 1РПКЯЦ1 н( 1 'В1НОЛ1Г » Ч ПргШШИИИМЯПМП -1ЩЛ [’[■'! цстяв №4 1-мп емо ■ I1 ’Й11М| ГИЯ [<1 ■ [ 'Тр чтринтий п

ООРМ -ЮОНЯР-У^' Ч 11|“>Г'- I >П Н Гф 1 И! • I 'ОДГ'

гор'г 1 [ туд тт( [ пе л пи тшиН юлуюшие формь ■вятвт ч‘ '--г | пу |[;■ ■ I >!•: «■ I гоная I яте г «осп академического типа», «квазипрогЬессиональная 1АОТАТ1 Ц| I ' чуче^НО прогьеи иоц 'Г>На.г .е "тельмост^у 1, гаюкег(. зд'тавлены грч 'й'^ча •-оЩл И0д>. ,1И. йМК ( ,иесл.ая <НП 1 1иииНН& .11-дга 1ь 1а*

^ онцег | ЛЬг*о5. >масл‘ () имир -оанг I ч < *♦> р 1аи»юн) .о ги&.^ < и.ой (СУлы /р , , <, > м >6

О 1 1 >аЗШбч1Ш1нг ч II -си|и.ъОН(1> Ьа< е^шев

оа-Ь^ 8Ы1 14-[И I [Цед/юшим [ ^пал|>и*

^,xeмa I (

► л ^ м ■ Ь ооражены КОМООНсН ( Ь1 I И к ь^аи иосьи -оследова гельноегь ■ I 1р«К)УрЧ

к ООВаН!- *

Ф..ргии^и ~^ \ \с. м ( тзаиионно-1 -ч» ■омпонеш 1 ИГК «яч^нап « «-менн ф'р» лиринян! ( иени -Ч1И1 *• принцип» е опрязоват^ль но О [1р .цесса II' (■ ч I чвпчеюч ь ’рммрг»^;!^- 5.

^НШ'ШМ^ЧИОнН! — ъфпиоги-пи |гипь,туры б''!! 7>Цв

го специа1иста Для Д01ти> - ия -«той пели г> сдимо сочданиг ^ анизационно-1 -дш пги» -чх . вдовий контекстная и я чр' цессг

обучения , лепоерывкос^ o6vчeния. моделиро ^аиие ледаюгь ческих ситуаций ей :туд« ятами иеозпаипиь применение, и к^раоо1..а о( ) аю

■ и.1Л .и I ,1п1И1« саИЬ:Чо.л е^еД^1В) ЛДычВс 1 ЧиОТ’

ширк ме1илиЬ I еиедъ I 1 * 1ЙИИ.. I 1уЧНО л е

| >ДЙ чеекие ОисеПечение («. - .р-мспно>. ^ и.*

1 >рп1Д ^ 1 ■! р<- 1 -пи< I 0£енсяенис, пр^феееи

■ та I -»■ I рш 1..(ап< I ил тис* V че^1чи4. I I'1 и-

ДО» дение)

|, ,-(н! и'шкищц)!- ифоиесса пч^чиое

1Ие меГИЛИКЙК(1ЧИК1'1Н1 1 Ч1"ВНЧ IV гн I I-

курс' I ИЧШОрмаиИОМН'-! ра(|)ИЧеи "И нгирг» яни()| IV-- -Р^ч-|.,Ч(- г1(|)[1рМа|1НОМП' ' I | >1 >ф 1~

игСЯ-Ч 1 ^ма1у, рг ! ( II I ПСИ И П] нменепня МУ I Чи-ЛИИНЧ'- гре! I 1 |П''ЧеНП , фС'рмчрпиани» т> -4.' рмятщ" чно-1 рн'^ичес-ии пазы м и 1 чц| 1 1 пуцущего спепиал: С7я

ирпнпип- ф> рмир< наии« тЩи ''напминш

^атическ-'Я к^'пт:'ур].1 ..... " ....... 1,1

Д1_л lh.II (ММ дГЧ I || 1ГС ООУ‘ГНИ'1 [нспрерыв

13 К I 1 I I 04 .. Ц1М|>прМЛИ'1И

ч чедоватеЛЬН0СТ> чт 7Г- 1-того 1Г < ТОЖНГ- 1 рякп-мр I I чип мнение знаний 1 и специфичен 1ГИР (принцип НЧ1 ЛЯДНО 1 - [ 1Г'1т<»ни> | 'НТОЯПИ

■Ш'-Ч .лригят'Чнип.'тТ} ?ЭНЯТМЙ У -I иц I и-иг.- г-ГОИ*"*' ЧИК-Я- №Й*

‘юоуегг чзаимооегн'твия *\ррппоавпг»рги

Нами апрппола' аеч- я « -"'ж г 1р< дрссе взаимодей 1^иг пр^п давя-гр^я И -ГУ К-^ХО-осуществляете фг рмир ванис да ' ^нцкатир ного ;омпон‘ 1 Ш Ь ^,спаснс юьт I ом ^одхоту А.А Ь еп^ицкого лнформаии энно-гп? йкчеекая <ул зтупа 1 лентог формипу 1 я гак ле при и | 1Г.т. , V уппе1 моделисованиг ■, ^

.•ждс!--^ (е шго! ^чеекихситуаш 1 а чменени тУЛЬТимедИЙЬшА еоедеч ь па УООКал бХнОЛОГИИ. Как 1ам14сьи аы <Рим Т.^Ор^и «Не НуЖНО к-...й -1ЧВ-- н I аиш епециалие I 1 Ь I 1 рокг I аУД1Иь

-ии либо чел* 1,1. 1V ег 1 ч подлекарем год *<■ ге ьсм инженера 'ЛИ и лер- я ПсОеВОДЧИКс Л 141 ЧШ Гшследова-)е 11ЬН VI шлиимЬ- ГЬ 4 V еГ>НОЙ леятельно^ги С 1 улеь! ВнГООфс. :ИОншюЙ^Н» ДГ* слкнц. 1 , !ЦиаЛИ1 0Ъ(Ч1С)0

в «в ПредМ^НО-Ч^ПОпО] V-' -ж-1)( | .

К •»- 1 ЗКСТ I V- е ТяеЛЯИЧБИ» I ^

<1Т1НЫЙ иш-Гм;! I I 1 ^ та ^1/» Чг,'--1 И1Ч г ^с>-

гоу м(- -е1ти осознание —-т чтами че

, ръиг-с1-^ < пя теыия ич-ф риянип I т.".,яш1.

Хгдагогика. Психология. Социальная работа. Юзенология Социокинетикь. № 1 "’00 5

ческой культурой. На первом лабораторном занятии «Использование средств новых информационных технологий для целей обучения технологии создания изделий из конструкционных материалов» мы показываем им примеры мультимедийных проектов, которые необходимо выполнить к зачету. Раскрываем возможности компьютерных и мультимедийных технологий, предуп-

реждаем, что они могут достигнуть большего, для чего им требуется спланировать свою деятельность - создать сценарий использования мультимедийных продуктов на уроке технологии. Осознание проблемы будет способствовать эффективности процесса ее формирования. Моделируя процесс формирования ИГК, мы учитывали его сложность, многоаспектность и непрерывность.

Схема 1. Концептуальная модель формирования информационно-графической

культуры студентов в ВУЗе

Ссмиоти ческая модель

Имитационная VI од ель

Социальная

модель

Моти ван ионно-ценностный

Цели Заді чи Принципы

Коммуникап виый № < £

Препод аватель Студент ►

1 г Г

И

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф

о

р

м

а

Ц

и

о

н

н

о

Лекция,

семинарское

занятие

рассказ. беседа...

Академическая

деятельность

усвоение информации, ответы на вопросы, рефераты, тестирование

Опора ни о» и о-.1 раю „ чески іі |

Контроль выполнения мультимедийных проектов

Лабораторная

работа

-іівазипрофессиональная

деятельность

Разработка мультимедийных продуктов

Контроль выполнения мультимедийных пооектов

-----------► Учебно-

Зачет -________профессиональная

деятельность

Моделирование педагогических ситуаций, защита мультимедийных проектов

Г

Р

а

Ф

и

ч

е

с

к

а

я

к

У

л

ь

т

У

Р

а

, н|цнк\ п,-„-1-'-;- ;;1Г - I --7 7т, ^упуш X

• читки* 1 I ‘.ХЯОЛОГИ-1 ; »■«: :те 1 1 ЬОПМИР'--■н»-ие КО ЧИТИ5НОГ1 Чф'-р-1аЦИОННО>1 МП-- V

( йонно-'фяюическоп и среативного компоне^ г°в КГ К) можно проследит^ гое редством реш^ я ЧП ЧОВЫХ моделей КО ЧТЗКСТНГ! I ."V чи.? емиоп 1 ■ - с ко и, имитационной и ;очиальло1 I м, к .ализациеЯ :ем - тг” :ско»’.^дели мы и*.

1- имаем речевое действ [ь ■.тудентсв. ге. акч ив эаг>‘л-г\ Ча лчкционни> и се л лмаиски? ^ан> "ИЯ- , | ешение \ ,]НЫа .аДаНИЙ 1.1 1 (ра< ( сесш ( арие. (I ьтчмсдийны ч 1 ролт шв. юклаль ^ Я X /IV. I .Ш1-Мер- < Ш*.«ЛеН*-■-!>•■# р [ IV К опели шляется 1 Ю1 тоо! I юно-праксическоечимя ■ № гРа5рабо(к< сценария -4 у ьт^чедийччк ги»--

■ ■I- С |улеюь! .) -> +<-н I яниривание при-й сненк^я I УДУЩй* VI, ^ -1■ Г1Ии- 101 Д V И г ‘«В

[ Л1У-1-и рока 1 чоло1 ии ^1 + н, | )бь ■ | чпси-Ы , к- I ь| знакомы СО С 1 Е>' * 11-о( М I :> ■

(■ 0л<1]1 ИЙ ТТ( 4 1 чи- 1ркт^?( <|\лу ^ 1 лелийнме

•ив-И «► -I «ИИН!.* ) • 1 •Ц.Ц' «детоип (• 1 «р.»-п.ц

(Л1ИР1 -р^ [ 1Г] 1 ПТЬ-,11.- . — 1 ч Г> I п, ;н

|р активчпй -чп«ч-- 1 ^янягт-ч-у г оеа 1НЧЯ^ иы

ИМИ/ I иНГ1-- ^ (1-111е'1“

еачи !амии ч митационной » одели ^чючает ^ачрабр ) м п !«*>- |цг^, ,, , . 1--пуктг>п нц занр -V -^1/пи 1МРПИИ- м ; г^здгтр* общения' -ак «акгнир ’ЖН* <еп I -■'тг> п ткоче ПРИ ПС Г01

4--* I /рокац I с-гмых иеррьг занятий пс оазрр м, «■<=! М'-,.г I шеЛИЧНЬ» срчлстр 00'/"еп»1>. еЗ) ят|.« чапг 1 студентов должнр 1ыть фактиче>

I ;> > ЗНЯЧИ) ЮСТ IX проектов. ЧТОбЫ раф 50

I (ГК ЧИП г ~ур . МОЖНО ОЫЛО ЧРГ * 4Я'Г^ В "

овил р -эльногс н оп.а ’-ехноло-иа 1 лкол1 » ;ем свидетельствует темат™ и. 1ий. н, иимси

г а I .............г I 1Сги1 14.1 )уч.ишисИ шимакии

! О техноло! , II, четчсрм (ИИ1-!,. Ц.. I' . I -1- и-

•еское 1анятчс1| идмеш^Му и./ ч льимимы- 11

ч-ва обгнил/.

1' эделироианиь си IV алии ими. и ненья м у ■ иИСДИЙНЫА ирСЛС 1 II 5уЧеИИЯ !■■ М- Ч М -! цуи-1С,ДСНИ. ь анаш:» *||ра1 мин 1а чел ЛИЦО] ш с

1 -, ,| ,■ м31 гвенш>1Х упьч'ИМС: чиНых

•Ое .-1 ь с VI ния ЙС1 >1 [ | V’! 1- I ■ уд* Ц1ЧВ 1 й 1Я-

•»ГШ1 8КЛЮ^,1Ы рйалиюва ПН1М I .||,1..,|,.| нг-1 ч I ,

1«К}ШП» у» .ЛСЛь - О чакрепляз гич^к^е

[ ОелНо1Наче-.*4^ гимеоийьы» I Э^И И С.буче-1 ия с- - Фаботачнын Рулущи^к учитг 1*(ии ?гх1 :-'ОГпИ }1еПОСЬСйСТкеннОс |иоиелир->еание пело-

К'ГИЧе( Кч> I- Г а пи I .:туие <14<о>'| Л> Ч*Г|..Л ни I ОС"сПч(ч Ли- 4 < Ко 11- 1^ [ 4 ПЬТ:ПИИ<ра-

I .'ТЫ 1 ■ р. ^ирг'ва! Л‘ Ч 4 )П Ч -01 4-.-rpc.nv

ческой KVj.bTyp.t _ Ёичности Щущес гвляетс- -3 рч ках разл! <ны> ^оцигльных шститутсв, л даньый процес., ,и эжет1 ь’-ч ' фавляе ъ л Л"и неупра1 1ясмЫ1». 11 рюцесс шормировани; 11 К яв пяется управляемым, если ес |>иьитйв * ЛНнойлени^ риид^ця, Р ишвйЛА иС 1 ..*,. и аоспитани Ь^лй форм4риваьИс прОИСХи.|И1 Ь .цлци,^ и ■йиисиь 11 Чи 1 ис. I . *» ианпыЬ ПРицсСС ОС) и.

С1ВЛЯМСЯ СПОн1анпО Сас1>1 Н( ЛОЭТОМ 1 «> I 1'1 иг доверя I ■ ;амостоя гельнои I шд)» .овк. у 1еь

1 1И НИ и- ■ л 4>.-Я ( И« ^

ч -и~4 |б>и4ч»д ль 1а* I ма >рииаем 1 "и-3 t 41 -К1- |> |рмйр( *>--4^Ч ин Рирманион-

Ч('-гра01^ЧР1Ж1- 1 Ч- .Чур'О -У > ни ЯНН- .>■ V-

I е-п I ПГ т- л И1 1 ^ (1 процессе >И М 4 и г-й 1Л1- I pVПUi^KЯ^л | 1-4 Ш 1РГ.. | ИЯЬ ЛИ ПП< фрг’'---О1 и V'!* 'ИГ|л/я■ -^1^ V!-■ ло#--.| :аюр- И -'ВЗНЧО. ■ч г-ч шипй^м.ш- ^04^01 пя ^лучи^гп спениапигтя рл/печ нерг'^релгтпрннс ЗЯВИСЯТ1 от ппод'РГСИ^

’гпизм? преподавател-

] ФеДМР-’-ЧЫ 1 хонтекст Ферми1-.. 1НИ; ' Г I' вития 'чф-тмационно , > бич^ско! ультурь оарсчелярт непосредственное содержани. овательпс-1 <: проис;са в ч 1 тст~ч1 с лв^эо КОР программой ■'Ч'-Г'НОП предмет! м ссдерж. ии£ оазовэтрчьногс 1’р? юсса входит . ■ гл1 рование лелаго™че-_ ю: ^итуап 1й нг гехнолог-чи для чего был» ап у ализировань. при]

- ип л 410РМ1 | м I ,^о. и. ^едств!! развития И] Ц(у(.Т1Жение И»-1Ш1.иедч I веиногр 1 га

I |ЦС\.(_а преподавания К \ рс а '-Муш I л.-д^ЙНо.-..иемн О0-1&41> - ЭЧч й.ии1У1И00оаН..а. Иг 1)ОиМ<ч.чипш. Ц.£1(1114Че1,Ка* КУЛЬПра |- -Н I РОЛи О1 .ь^я ■ ф ч-мИ! зьанно! ги > -^оп у-а ьинНо-го-

|)и-4е^К1 Й ну.ньтупы приводился с о) ласно |>а1..а-Ппинны» л примененных критериев I И-лшя 2'

11о иэнь ы у* icp|чт':l*:^ л - Н-1И1- л'- и- _1 и ани-и < ре ’уг-ьтат'-н -»азрао т к. >■ грименсни 4 »- уль-”И и^личны> :г гл.-* . l‘!;.^чe>^^ н «о т~--- -> ы I ■ ^кспепимсктальнь": гр’^п^й.:: сче.чч ттш

К’ рса спрмиальностч ' *£->» 1П- 1 и пр^^г-т-ш->ДЗ-> I^OL ->ег.- ги<-44 ь- 1Г1ИМен--«4 Ч-

■С^Ч1< К. ь_~РР1™"И; Г.ПРН1 I ИССЛСП’ С1> и* ИН1ЙОГ-

■4 4ТТИ- ии().—»аГ-,иис^ *н& ‘им ч-™" > .ЯЧс. <-р

■тиииос ти студен го» а гакже сдЯали ►ычпчн об

47 ' I ! 4 и1 I 1 гЬ(^рмаПИОННО-? ,Л‘ ИЧесиОй

"РПЦ..^ I» I I чо.'»»»1- 4-1-г гпридт.

("(ЧЧ* О че^е ">г ги*-..и I ойшенние ПР-

{ /ТТ. гать) Ч СПРИПианйй ПРИяеЛРН! I с- гяппине

■ 3"0Г111Ж_ [ ,л^.иГИ). Г,,,.пси,вг,Ь .аои.ч Овемологи 'ги.иикик 1 са ^

Таблица 2.

Критерии сформированное™ ИГК студентов по уровням усвоения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компоненты информационнографической культуры Уровни усвоения

Первый уровень усвоения Второй уровень усвоения Третий уровень усвоения

Информационный Общее представление об информации и ее использовании при помощи компьютерной техники Умение искать информацию и использовать источники информации рекомендованные преподавателем Владение совокупностью знаний по компьютерной графике Знание и владение способами поиска источников необходимой информации Умение анализировать и визуализировать информацию Владение компьютером от ощущений, восприятий, представлений до понятий, учений и теорий

Операционно- практический Не полное представление и владение разработкой и применением мультимедийных средств обучения Знание и владение программным обеспечением по разработке мультимедийных средств и способов их применения на уровне выполнения алгоритмов информационнографических заданий преподавателя Знание и владение средствами и продуктивными способами информационнографической деятельности для решения профессиональных задач, их применения на уровне создания алгоритмов информационнографических заданий

Когнитивный Владение основными терминами и понятиями Владение основными терминами и понятиями, наличие суждений, фактов, умозаключений, позволяющих понимать основные условия информ ационно-графической деятельности Владение особенностями мышления в информационнографической области, основных терминов и понятий, наличие суждений, фактов, умозаключений, методов научного познания в предметной деятельности, умения сравнить, наблюдать, планировать, позволяющих понимать контролировать, оценивать процесс и результаты и основные

К вопросу сформировании информационно-графической кульгуры студентов

условия информационнографической деятельности Развитие пространственных представлений и логического мышления на уровне самоконтроля и саморазвития

Коммуникативный Представление о способах коммуникации в будущей профессиональной деятельности Владение способами информационно- графической коммуникации, восприятие информационно- графической культуры Владение способами информационнографической коммуникации в области профессионального контакта, осознание способности к восприятию информационнографической культуры и её дальнейшему воспроизводству

Креативный Выполнение информационнографической деятельности по алгоритмам преподавателя Способность порождать новые шаблоны оформления мультимедийных средств обучения применительно к области технология Способность порождать новые идеи о разработке, применении и оформлении мультимедийных средств обучения и решение профессиональных проблем путем применения информационнографических знаний

Мотивационно- ценностный Отсутствие интересов к изучаемому предмету Интерес к изучению предмета в рамках содержания занятий и работы с преподавателем Потребность в углублении знаний и умений по учебному предмету Потребность в саморазвитии системы основных ценностей и ориентиров поведения в деятельности; качества личности: трудолюбие, целеустремленность, дисциплинированность, усердие, сознательность

Пелаго'икр Психология Созияльнпи работа Ювснологи*. Соииокинстика. Чг 1, 2009

Таблица 3.

Результаты оценки уровня сформированности информационно-графических умений студентов в контрольных и экспериментальных группах на формирующем этапе эксперимента

Группы Уровни усвоения

Репродуктивный (1 уровень) Продуктивный (2 уровень) творческий (3 уровень)

1. Экспериментальные 19% 30% 51%

2. Контрольные 27% 45% 28%

Результаты распределения студентов по уровням усвоения информационно-графических действий позволяет сделать вывод о том, что основная масса студентов контрольных групп находятся на репродуктивном уровне обучения, а в экспериментальных группах - на творческом уровне усвоения.

Библиографический список

1. Безрукова ВС. Педагогика: Проективная педагогика [Текст]. - Екатеринбург: Изд-во ЕИГГУ, 1996.-344 с.

2. Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры [Текст] / Высшее образование в России. - 2000. - № 2. - С. 41— 42.

3. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. [Текст]. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004, — 84 с.

4. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста [Текст]. - М.: Высшая школа, 1990.-142 с.

УДК 378 К 647

О.В. КОНОВАЛОВА

РЕАЛИЗАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ “ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА”)

Данная статья посвящена актуальности применения аксиологического подхода и способам его реализации в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка (на примере преподавания дисциплины ”.Зарубежная литература и культура").

В современном высшем образовании аксиологическому подходу уделяется огромное значение. Актуальность ряда исследований в педагогической аксиологии обусловлена необходимос-

тью модернизировать образование и разработать новые стратегии его развития.

Образование - это бесценный кладезь общества, благодаря которому формируется интеллек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.