Научная статья на тему 'Формирование композиционной культуры у будущего учителя изобразительного искусства'

Формирование композиционной культуры у будущего учителя изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPOSITION / COMPOSITION DESIGN SKILLS MASTERY / PARAMETERS OF COMPOSITION DESIGN CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубко Анна Юрьевна

В статье раскрывается сущность композиционной культуры. Автор приводит основные этапы формирования композиционной культуры будущего учителя изобразительного искусства. В качестве примера приводится построение алгоритма разработки эскиза композиции на первом этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование композиционной культуры у будущего учителя изобразительного искусства»

(или в тетрадях ученика).

Преподаватель говорит, что выполнение технического рисунка они сделают несколько иначе, чем выполняли раньше, заменив карандаш другим графическим материалом по их желанию.

Задание 8. Выполнение рисунка по памяти и представлению, по чертежу с мысленным поворотом предмета.

Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; научить студентов выполнять рисунки по памяти и представлению, преобразовывать форму объекта и выполнять по видоизмененному объекту рисунок.

Умения: умения рисовать от руки, умение оперировать пространственными образами, умение выполнять рисунки по памяти и представлению, умение мысленно преобразовывать форму объекта и выполнять по видоизмененному объекту рисунок.

Эти задания представляют собой решение творческой графической задачи. Оно требует напряжения пространственного мышления и активно влияет на его развитие. Задания, требующие преобразования формы предмета имеют занимательную и творческую основу их выполнения. Научившись этому, студенты обязательно будут использовать их в своей будущей деятельности.

На занятии, приведенном выше, успешно реализуются графические умения, развивается пространственное мышление.

Приобретенные графические знания, получают целенаправленное их использование и становятся для студента профессионально значимыми.

Выполнение программных заданий, направленных на развитие профессионально-педагогических умений, позволит студентам не только добиться более высоких результатов в техническом рисунке, но и повысит их профессионально-пе-дагогическое мастерство. При этом они будут развивать свое зрительное восприятие, пространственное мышление, усовершенствуют практические навыки в быстром выполнении рисунков, обогатят устную речь, выработают артикуляцию и дикцию, умение уверенно держаться у классной доски.

Таким образом, качество профессиональнопедагогической подготовки будущих учителей черчения будет обеспечено в процессе овладения техническим рисованием, как средством развития профессионально-педагогических умений в контексте его профессиональной направленности.

В этом контексте овладение техническим рисунком для студента становится профессионально значимым, а развиваемые педагогические умения в процессе его выполнения органично включаются в педагогический процесс и становятся базой развития основ методического мастерства будущего учителя черчения.

УДК 372.8 3 913

А.Ю. ЗУБКО

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье раскрывается сущность композиционной культуры. Автор приводит основные этапы формирования композиционной культуры будущего учителя изобразительного искусства. В качестве примера приводится построение алгоритма разработки эскиза композиции на первом этапе.

Содержание обучения композиции определено Госстандартом и типовыми программами. Однако практическая реализация программных материалов показывает, что наименее разрабо-

танным звеном данной дисциплины является формирование композиционной культуры как одной из основных составляющих профессионально-художественной подготовки будущего

74

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2009, том 15

© А.Ю. Зубко, 2009

учителя изобразительного искусства. В связи с этим в статье рассматривается сущность процесса формирования композиционной культуры. В основе методики разработаны этапы формирования композиционной культуры.

Дисциплины изобразительного цикла, включенные в систему подготовки учителя изобразительного искусства, позволяют в сумме сформировать не только теоретические представления о сущности изобразительной деятельности, но и развить профессионально-художественные способности самого студента. Развитие собственных способностей в области изобразительного искусства в конечном итоге является определяющим фактором успешности будущего учителя изобразительного искусства в профессионально-педагогической деятельности. Учитель может научить только тому, что глубоко и всесторонне понимает и умеет сам.

Особое место в цикле художественных дисциплин занимает композиция. Фактически композиция - это единственный предмет, целями и задачами которого является формирование творческих способностей студентов, будущих учителей изобразительного искусства. Другие дисциплины, такие как живопись, рисунок, скульптура, декоративно-прикладное искусство, также включают в себя задачи формирования творческих способностей, однако только на композиции студент непосредственно нацелен на постижение законов и закономерностей создания творческого продукта. Если в Госстандарте определено содержание данной дисциплины, как познание законов и закономерностей композиции, то в типовой программе основной целью прописано развитие художественно-творческих способностей студентов. Но достижение этой цели проблематично в силу того, что освоение законов композиции происходит в основном на базе анализа готовых произведений мастеров. И в сознании студентов эти законы и закономерности откладываются как основное правило для составления собственных эскизов композиции. Парадоксальность ситуации заключается в том, что студент, в лучшем случае, проводит сравнительный анализ произведений и создает вариации работ мастера. А в худшем варианте, выполняет эскиз на уровне комбинаторики, то есть подбирает подходящие к заданной теме готовые произведения художников и комбинирует различные их части между собой. И в том и другом случае процесс освоение

законов и закономерностей композиции осуществляется стихийно и несистематично. В связи с этим единственной возможностью в какой-то мере освоить законы и закономерности композиции, а также предостеречь студента от плагиата является изображение с натуры. Именно поэтому типовые программы и учебники активно рекомендуют обращаться к натуре на всех этапах разработки эскизов. Данная система работает и приносит свои плоды, формирует у студента наиболее важные представления и умения в области создания композиции. Однако освоение закономерностей и законов, в процессе их «утилитарного» использования в конкретной разработке эскиза, не формируют у студента самого главного - композиционной культуры.

Под композиционной культурой мы понимаем:

1) глубокое понимание основных тенденций развития изобразительного искусства в историческом и современном аспектах, глубокое осмысление и освоение системы художественных ценностей;

2) способность мыслить и свободно оперировать законами и закономерностями композиции с опорой на традиции отечественного и лучших образцов зарубежного изобразительного искусства;

3) способность преодолевать стереотипы, находить оригинальные и разнообразные варианты в решении композиции;

4) способность самостоятельно определить этапы работы по созданию творческой композиции внутри полученного итогового задания;

5) умение последовательно и систематично объяснить основные принципы работы над созданием эскиза композиции.

Первый параметр композиционной культуры предполагает, что в процессе освоения учебной дисциплины «Композиция» студент будет достаточно глубоко познавать основные направления развития изобразительного искусства. При этом кроме изучения стилей, течений, направлений в искусстве необходимо осваивать историческое развитие конкретных закономерностей. Например, светотень как выразительное композиционное средство в процессе своего развития приобретала различное значение. От средства создания некоторой объемности фигур у Джотто ди Бон-доне светотень «сделала переход» в средство создания целостности композиции в творчестве

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2009

75

Мазаччо. Далее светотень выражается в творчестве Караваджо и Рубенса как средство создания ритма в композиции. А в работах Рембрандта ванн Рейна это средство является выразительной основой мысли произведения. Эти метаморфозы одного и того же выразительного средства композиции должны быть усвоены студентом в процессе теоретической и практической работы. Именно на этой основе происходит глубокое осмысление и освоение системы художественных ценностей искусства прошлого и настоящего. Этот компонент композиционной культуры создает основную профессиональную составляющую будущего учителя изобразительного искусства.

Второй параметр композиционной культуры нацеливает нас на формирование у студента способности мыслить и свободно оперировать законами и закономерностями композиции с опорой на традиции отечественного и лучших образцов зарубежного изобразительного искусства. Этот параметр в методике преподавания композиции разработан лучше всего. Материалы исследований Е.В. Шорохова,Н.Н. Волкова достаточно полно ориентируют студента в этой области. На долю преподавателя композиции выпадает только необходимость построения учебного процесса освоения этих законов и закономерностей на первом этапе обучения.

Третий параметр композиционной культуры обязательно должен учитываться преподавателем при построении учебного материала. В процессе обучения студент получает определенные понятия, законы, закономерности, схемы, усваивает способы композиционных решений в различных тенденциях изобразительного искусства. В сознании студентов постепенно складывается некоторая сумма относительно одинаковых, достаточно устоявшихся знаний и умений. То есть формируется стереотипы. Но творческий процесс не терпит стереотипов и шаблонов. Поэтому на занятиях композицией преподаватель должен не только обеспечить формирование у студента определенных устоявшихся понятий и знаний, но и умение преодолевать сложившиеся стереотипы. Способность находить оригинальные и разнообразные варианты в решении композиции является основой формирования творческих способностей студента.

Четвертый параметр композиционной культуры предполагает наличие у студента достаточно-

го уровня теоретических знаний и на этой основе умения планировать процесс достижения творческого результата. С этой целью мы предлагаем особое внимание обратить на разработку алгоритмов работы над эскизами композиции. Например, разработка алгоритма выполнения эскиза натюрморта на каждом своем этапе позволяет получить несколько вариантов решения композиции. При этом студент, последовательно двигаясь по алгоритму, имеет возможность на каждом этапе выполнения упражнений выйти на творческое решение. Для примера мы можем привести здесь алгоритм решения композиции натюрморта, который включает в себя:

освоение композиционных закономерностей создания изображения (упражнения на масштабирование, комбинаторику, композиционную инверсию, категории композиции и т.п.);

познавательные задачи, которые студент должен выполнить в процессе разработки эскизов композиции (поиск композиции, отбор предметов по смыслу, комбинации предметов, использование разных форматов, создание акцента в изображении и т.п.);

задачи на преодоление сложившихся стереотипов (упражнения, которые позволяют эффективно выполнить поставленные задачи и формируют композиционные способности студента: построение эскизов композиций на основе комбинирования схем организации плоскости или пространства, поиск соразмерности величины форм и расстояний между ними, применение в одном изображении несколько категорий композиции и т.п.).

Научившись пользоваться предлагаемым преподавателем алгоритмом разработки эскиза композиции натюрморта, студент в дальнейшем должен перенести эти знания на другие жанры изображения. Поэтому уже при разработке композиции натюрморта в интерьере студент делает попытки самостоятельно планировать упражнения, которые могут привести его к желаемому результату. При этом закладывается очень четкое понимания того факта, что спонтанное «на вдохновении» решение композиции приходит очень редко, а упражнения, выполненные в определенном порядке всегда приводят к положительному результату. Более того, в процессе выполнения упражнений накапливаются знания и умения, процесс сочинения композиции становится действительно поисковым, а, следовательно, готовится

76

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

почва для будущего полета вдохновения.

Пятый параметр композиционной культуры характеризует в какой-то мере собственно педагогические и методические способности и умения будущего учителя изобразительного искусства. Умение последовательно и систематично объяснить основные принципы работы над созданием эскиза композиции строится на основе всех предыдущих параметров композиционной культуры, но имеет свои особенности. Вербализация процесса поиска композиционного решения сложная задача. Она требует от преподавателя и студента понимания того, что каждая учебная дисциплина изобразительного цикла осваивается в контексте будущей специальности (А.А. Вербицкий). Для овладения данным параметром композиционной культуры можно давать студенту задания на анализ разработанного другим студентом алгоритма. Кроме того, можно использовать принципы деловой игры. Но особенно важно использовать знания и умения, полученные на композиции в процессе педагогической практики студента.

Овладение параметрами композиционной культуры осуществляется в процессе обучения последовательно. Поэтому очень важно выделить определенные этапы формирования композиционной культуры студента. Они условны и циклично повторяются. Каждый этап формирования композиционной культуры студента тесно связан с осваиваемым жанром: натюрмортом, пейза-

жем, портретом и многократно повторяется.

1. На первом этапе студент о сваивает основные композиционные закономерности создания творческой композиции по заданному алгоритму.

2. На втором он использует композиционные закономерности создания творческой композиции для разработки индивидуальной, своеобразной композиции.

3. На третьем этапе студент переходит уже в стадию самостоятельной творческой деятельности. Активность и самостоятельность мышления студента должна быть направлена на самостоятельную разработку пошаговых алгоритмических линеек внутри полученного итогового задания.

4. На четвертом этапе студент свободно оперирует сформированными знаниями о законах композиции и практическими навыками творческой деятельности на интуитивном уровне.

Суть разработанной системы состоит в том, что в процессе целенаправленной, алгоритмизированной деятельности происходит закономерностей создания эскиза и формируется целостное представление о системе работы над композицией. Таким образом, данная система уже на первых этапах обучения позволяет сформировать у студента все необходимые композиционные знания и умения в создании творческой работы. И считаем, в дальнейшем она позволит в целом сформировать композиционную культуру будущего учителя изобразительного искусства

УДК 378 К 522

В.В. КЛЮЙКОВ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены виды деятельности будущих учителей технологии при проведении занятий по предмету «Мультимедийные средства обучения», определены цели, задачи и принципы образовательного процесса в процессе формирования информационно-графической культуры, рассмотрен социальный контекст формирования информационно-графической культуры как воспитание будущего специалиста в процессе коммуникаций с одногруппниками при моделировании профессиональных ситуаций.

«Интенсивный переход к новой образовательной парадигме за исторически короткое время, получающий название перестройки, реформы, модернизации, требует от государства и общества огромных затрат - интеллектуальных, психологических, материальных».

Вербицкий А.А.

© В.В. Клюйков, 2009

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.