Научная статья на тему 'Деятельностный подход к формированию информационно-графической культуры будущих специалистов'

Деятельностный подход к формированию информационно-графической культуры будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюйков Владимир Владимирович

Поскольку технической базой современной эпохи стал мультимедийный компьютер, а методической цифровое представление информации, специалист получил мощное средство коммуникации мультимедиа. Оно дает возможность передавать знания, исследовать мир не только на уровне цифр, букв, слов, а средствами более выразительными и эффективными на уровне интерактивных образов, методом мультимедиа-визуализации. Это открывает невиданные возможности для интеллектуального и культурного развития человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход к формированию информационно-графической культуры будущих специалистов»

- формирование устной речи, анализа и синтеза у детей с прогредиентным течением дисгра-фии характеризовалось непоследовательностью и низкой интенсивностью формирования отдельных компонентов.

Библиографический список

1. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003. - 330 с.

2. Логинова Е. А. Нарушения письма: Особенности их проявления и коррекции у младших школьни-

ков с задержкой психического развития. - СПб: Детство-Пресс, 2004. - 208 с.

3. Ушакова Т. Н. Теоретические основания возрастной психолингвистики // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - М.: «Прометей» МШУ, 2005. - С. 65 - 72.

4. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М.: АРКТИ, 2002. - 136 с.

5. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

В. В. Клюйков

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

«Основной единицей работы преподавателя и студентов, становится здесь не порция информации, а ситуация в ее предметной и социальной определенности; деятельность обучающихся приобретает черты... в которых проявляются особенности учебной и будущей профессиональной деятельности».

А. А. Вербицкий

Поскольку технической базой современной эпохи стал мультимедийный компьютер, а методической — цифровое представление информации, специалист получил мощное средство коммуникации — мультимедиа. Оно дает возможность передавать знания, исследовать мир не только на уровне цифр, букв, слов, а средствами более выразительными и эффективными — на уровне интерактивных образов, методом мультимедиа-визуализации. Это открывает невиданные возможности для интеллектуального и культурного развития человека.

Дидактическая значимость применения мультимедиа-средств визуализации проявляется, прежде всего, в реализации принципа наглядности в обучении на качественно новом уровне. Они позволяют создавать более прогрессивную, природосообразную среду для отображения учебного контента, его наглядного интерактивного моделирования и исследования; гипермедиа-архитектуры обеспечивают личностно-ориентированный, развивающий характер обучения. Необычайная выразительность, зрелищность мультимедиа важны при работе с новым поколением. Поэтому общекультурное стремление к визуальному представлению информации при неизбежном преобладании информационно- графической формы над текстом - одно из характерных проявлений развития информационных технологий обучения.

Многие ученые (А.А. Андреев, А.А. Вербицкий, А.И. Каптерев, А.Г. Федоров и др.) сходятся в том, что текстовое строение учебников, являясь плодом исторического развития, в условиях информационного общества становится пассивной, малопроизводительной формой представления знаний.

На данный момент сложилась система подготовки будущих специалистов к разработке наглядных мультимедиа-средств передачи знаний и информации. Различные вопросы разработки мультимедиа-средств визуализации рассматриваются в работах М.И. Беляева, Л.Х. Зайнутдиновой, Г. А. Красновой, К.Г. Кречетникова и др. Созданию оригинальных способов компьютерной визуализации учебного материала, разработке новых методик его наглядно-образной интерпретации посвящены работы В.В. Агафонова, А.А. Андреева,

66

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

© В. В. Клюйков, 2007

А.А. Беспалько, Л.Х. Зайнутдиновой, А.А. Зенкина,

Н.В. Масловой, М.С. Цветковой и других.

По результатам исследования процесса подготовки будущих специалистов к разработке наглядных мультимедиа-средств, процесса становления профессиональной культуры специалиста, нами выявлено, что у студентов формируется информационно-графическая культура. Информационно-графическая культура - качественная, информационно- графическая подготовка, специалиста с высшим образованием, обеспечивающая владение совокупностью информационных и графических знаний, умений и ценностей, развитие специфических способностей, необходимых для адекватного решения аналитико-проектировочных и творческих задач профессиональной деятельности.

На основе анализа современной образовательной парадигмы, нами предлагается, для подготовки будущих специалистов к разработке наглядных мультимедиа-средств использовать личностно-

деятельностный подход, согласно принципам которого, основной миссией образования является «обеспечение развития личности, причем в условиях уважения прав и свобод человека, демократической организации педагогического сообщества» [2]. Личностно-деятельностный подход позволяет реализовать различные направления образования, его формы и методы.

Личностный компонент, позволяет строить весь образовательный процесс, исходя из интересов студента, что создает благоприятные условия для его самореализации, для формирования информационно-графической культуры. Деятельностный компонент «связан с пониманием деятельности как формы активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром» [2]. Рассмотрим процесс обучения будущих специалистов разработке и применению наглядных мультимедиа-средств, в ракурсе личностно-деятельностного подхода (см. табл. 1).

Таблица 1

Личностно-деятельностный подход в обучении студентов разработке и применению наглядных мультимедиа-средств

№ н/н Тема занятий Формируемые умения и навыки Результат деятельности

Раздел 1. Общее представление о мультимедиа и его использовании в образовании

1. Феномен мультимедиа. Использование средств новых информационных технологий для целей обучения технологии создания изделий из конструкционных материалов Владение информационнографическим понятийным запасом

2. Технические и программные аудиовизуальные средства разработки мультимедийных продуктов для сферы образования.

Раздел 2. Технология создания собственного цифрового образовательного продукта

3. Текстовый редактор Word. Разработка сценария мультимедийного продукта (МП). Умение моделировать образовательный процесс насыщенный информационнографической, визуальной информацией; умение редактировать текст и таблицы; Создание сценария урока в текстовом редакторе Word.

4. Разработка презентации в Power Point и ее использование при создании электронного учебника Дизайнерское оформление мультимедийных средств на профессиональном уровне; умение отображать главное и обмениваться графической информацией; Разработка обучающей презентации

Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

67

Окончание табл.

№ п/п Тема занятий Формируемые умения и навыки Результат деятельности

5. Понятие векторной и растровой графики. Умение применять графические знания при создании технологической и графической документации на компьютере; редактировать графические документы; владение знаниями и навыками работы с графическими редакторами разного уровня Создание графического наглядного материала в виде: плакатов, технологических карт, схем, и т.д.

6. Анимация. Создание анимированной картинки в программе Gif Animator Умение создавать анимационные модели; работать с графическими редакторами разного уровня Образовательное анимированное изображение

7. Электронные контрольно-тестовые задания. Основные возможности Excel в создании тестов Умение отображать главное и обмениваться графической информацией; умение анализировать учебный материал Создание контролирующего электронного теста.

8. Создание Web-сайтов средствами редакторов визуального проектирования (Publisher). Разработка и Web-представление учебных материалов средствами редакторов визуального проектирования Умение использовать графическое моделирование технологических процессов и операций; создавать web- оболочки; дизайнерское оформление мультимедийных средств на профессиональном уровне Создание электронной оболочки и фрагмента электронного учебника

В результате проведенного нами исследования за период 2005-2006 г в рамках личностно-деятельностного подхода, проводилось обучение студентов 3-го и 5-го курсов Брянского государственного университета специальности «Технология и предпринимательство», по программе курса «Мультимедийные средства обучения». Принципиальное отличие нашего экспериментального подхода, к учебному процессу состояло в выделении и формировании основной независимой переменной -информационно-графической культуры, развитие которой отсутствует в рамках традиционного обучения будущих специалистов.

Нами были сформированы контрольная (традиционное обучение) и экспериментальная (обучение по спецкурсу) группы. Основным методом исследования являлся педагогический эксперимент. Кроме того, нами были использованы такие методы исследовательской деятельности, как: опрос, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности, методы математической статистики и др.

Критериями исследовательской работы являлись, выделенные нами, компоненты информационно-графической культуры специалиста:

1. Информационный - мера владения совокупностью графических знаний и компьютером от ощущений, восприятий, представлений до понятий, учений и теорий.

2. Операционно-практический - мера владения современными компьютерными средствами и продуктивными способами информационнографической деятельности для решения профессиональных задач и методами научного познания в предметной деятельности.

3. Когнитивный - уровень усвоения особенностей мышления в информационно-графической области (развитие пространственного мышления).

4. Коммуникационный - мера владения способами информационно- графической коммуникации в области профессионального контакта, осознание способности к общению с информационно-графической культурой и в ней, ее дальнейшему воспроизводству

5. Креативный - уровень развития творческого потенциала на основе работы с мультимедийными средствами в профессиональной деятельности.

Результаты исследования по пяти критериям отображены графически в баллах, по каждому

68

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

5

4.5 4

3.5 3

2.5 2

1.5 1

0,5

0

Информационный

□ Операционнопрактический

□ Когнитивный

Коммуникационный

И Креативный

Рис. 1. Результаты экспериментального исследования

критерию взято среднее значение результатов всех студентов в группе (по пятибалльной шкале) (см. рис. 1).

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

2. Татур Ю.Г. О системе формирования (проектирования) образовательных программ в современном университете (концептуальные основы) // Технические университеты как центры формирования инженерной элиты XXI века. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002.

3. Татур Ю.Г. Проектирование образовательного процесса в вузе: Учеб. Пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 97 с.

М. А. Козьмина ТЕХНОЛОГИЯ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

В соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения освоение любой профессиональной образовательной программы должно завершаться итоговыми аттестационными испытаниями, предназначенными для определения практической и теоретической подготовленности специалиста к выполнению профессиональных задач. ВКР студентов вузов, являются сложными объектами, для полной, системной оценки которых необходимо применять совокупность показателей качества.

Проблема объективного оценивания учебных достижений студентов отражены в работах Б.К. Ко-ломийца, Н.А. Селезневой., Т.С. Анисимовой, А.А. Маслак и других. Анализ работ отечественных исследователей (В.С. Аванесов, В.П. Беспалько, Л.В. Макарова, Б.У Родионов, А.О. Татур и др.), а

также ряда зарубежных авторов (K.A. Bollen, G. Rasch, J. Stanley) показывает, что традиционные формы контроля и оценки продуктов учебной деятельности студентов не всегда бывают объективными, часто носят характер интуитивного оценивания и в большой степени зависят от субъективных факторов.

© М. А. Козьмина, 2007

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.