Научная статья на тему 'К проблеме соотношения обычного права и современного позитивного права Казахстана'

К проблеме соотношения обычного права и современного позитивного права Казахстана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБЫЧНОЕ ПРАВО / КАЗАХСКОЕ ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смагулова Асыл Смагуловна

В настоящей статье автор обращается к анализу проблемных аспектов соотношения обычного права и казахского современного позитивного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме соотношения обычного права и современного позитивного права Казахстана»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

скотоводства и др. Собственность сообщества распространялась не пастбища и в целом на территорию кочевок. Кочевые казахи в основном разводили лошадей, баранов, верблюдов, а в оседлых хозяйствах держали крупный рогатый скот и коз. Самое главное, бараны и овцы были очень удобны в качестве менового товара.

В заключение отметим, что основным видом хозяйства в казахском государстве было кочевое и полукочевое скотоводство, само общество было традиционным, и его внутренняя правовая основа была построена на обычном праве. Система управления казахского народа не отличалась сложностью, но строго соблюдала присущий ей ступенчатый порядок управления, была полностью подчинена ему. Ее основные звенья составляли династия, аул, род, как своеобразные подсистемы государственной системы управления. К власти приходили путем наследования трона, а иногда через выборы. Казахское общество состояло из многогранных социальных слоев и групп. Однако колонизация казахской степи Российской империей оказала значительное влияние на ее общественный строй, систему государственного управления, методы ведения хозяйства.

Список использованной литературы:

1. Зиманов С.З. Политический строй Казахстана конца XVIII и первой половины XIX веков. - Алма-Ата: Изд-о Академии наук КазССР, 1960.

2. Аманжол Кузембайулы. История дореволюционного Казахстана. Учебник. - Алма-Ата: Республиканский издательский кабинет по учебной и методической литературе, 1992.

© Смагулова А.С., 2016.

УДК 340.130.3

Смагулова Асыл Смагуловна,

кандидат юридических наук, доцент

К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ ОБЫЧНОГО ПРАВА И СОВРЕМЕННОГО ПОЗИТИВНОГО ПРАВА КАЗАХСТАНА

Аннотация

В настоящей статье автор обращается к анализу проблемных аспектов соотношения обычного права и казахского современного позитивного права.

Ключевые слова

Обычное право; казахское позитивное право.

Кочевое общество казахов внесло свой вклад в развитие мировой цивилизации, создав и применяя на практике цивильные ценности, и хотя мировое сообщество еще не знакомо с его правовым наследием.

Институты и правовые нормы степной демократии, основанные на человеческих ценностях, являются воплощением справедливости и законности, свободы самоуправления и истинного правосудия в кочевом обществе. Известно, что наличие независимого правосудия способствует развитию истинной цивилизации. В кочевом обществе не было наказания в виде лишения свободы, мест заключения, и такое образцовое и гуманное общество сформировалось и существовало тысячелетиями в казахской степи. У каждого народа есть институты и явления, имевшие место на протяжении многих веков их истории и представляющие предмет гордости для следующих поколений. Потомки почитают и хранят их как историческое духовно-культурное богатство, наследие предков. Впитывая эти ценности с молоком матери, они хранят их на протяжении всей жизни и передают следующим поколениям. Такие народы никогда не сойдут со страниц истории. И все это зависит от правового сознания и культуры, национального достоинства и патриотизма. Казахский народ, которому присущи эти качества, провел долгое время во мраке колонизации и воздействия советской идеологии, но сумел сохранить истинные ценности и священное наследие предков, не утратил

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

свой язык, веру, внутренние чувства.

Глава государства в Послании народу Казахстана отмечает необходимость сохранения традиций и обычаев молодым поколением, развивать чувство любви к родной стране, земле предков.

Для закрепления независимости, о которой мечтали наши предки, для эффективного решения сложных вопросов ХХ1 века, встающих перед нынешним и будущими поколениями, для сохранения этой независимости важную и решающую роль играет вопрос возрождения и почитания национального стержня, духовно-культурных ценностей, которые обеспечат будущее страны. Каждый народ в ходе исторического развития изучает свое бытие через систему взглядов и миропознания. Сохранение и передача будущим поколениям духовно-культурных ценностей создает стабильную систему национальных ценностей, что способствует преемственности поколений. Это в большей степени присуще цивилизованным этносам, которые адаптируют к своим внутренним потребностям соответствующие общественные критерии во внешнем мире и формируют национальную правовую систему, убеждения. Отсюда следует, что основная суть миропознания не только в познании мира, но и в возрождении его целей, традиций и ценностей, что должно применяться нами для оздоровления межчеловеческих отношений. Сегодня, в условиях взаимодействия общественной мысли как в национальных рамках, так и в международном масштабе, когда мир охвачен социальными столкновениями и межгосударственными конфликтами, снова повторяем: это имеет огромное значение. С этой целью в качестве социальных и культурно-психологических предпосылок следует воспитывать общество на принципах цивильности и добра, гуманизма и духовности. Великий мыслитель аль-Фараби указывал, что духовная система человека с древнейших времен соответствует уровню общества и нацелена на достижение счастья, равенства, справедливости. Нашими предками был избран именно этот путь. Общественное сознание развивается в зависимости от особенностей окружающей среды, течения бытия. Имущественное неравенство, возникающее в процессе материального производства, приспосабливается к общественному миропониманию в зависимости от направления его правовой системы. Именно в этот момент играет важную роль общественное сознание. Чем выше уровень общественного сознания, тем скорее возникает цивилизация. Формируется поведение индивидов, возлагаются обязанности по управлению своими действиями, регулятивные и защитные функции. Казахское сознание формировалось опытными, умудренными жизненным опытом аксакалами родов, носителями справедливости - биями, что было прогрессивным шагом в развитии казахского общества. В результате присущее племенному обществу мировоззрение коллективного характера дало возможность впитать общечеловеческие качества, обусловливающие сознание и поведение индивида. Например, казахские бии, акыны-жырау, аксакалы в поисках ответов на актуальные и сложные вопросы жизни народа, умели быть его единственными заступниками. Обогащая членов общества высокими человеческими качествами, создавая бессмертные произведения поэтического жанра, они способствовали развитию миропознания, понимания природных явлений. Это подтверждается сохранившимися до наших дней духовно-культурными памятниками. Казахский народ никогда не подчинял свое духовное бытие материальным интересам. Богатство и должности никогда не стояли на первом месте. Главное место неизменно занимали человеческие ценности. Это следствие глубокого понимания объективной закономерности. В целом, признание объективных законов, составляющих фундамент государственного устройства и природы, позволяет определять человеческие ценности. Это ведет к добру, человечности, духовности. Духовный, нравственный, гуманный человек живет в гармонии с природой, ограничивая все низменные желания. Алчные, неспособные ограничить жажду к обогащению люди становятся рабами накопленного ими богатства. Самыми высокими ценностями являются человеческие качества, т.е. человек один раз рождается и рождается свободным. То, как он проживет свою жизнь, зависит от правовой системы и ее принципов, поэтому человеку необходима свобода духа. Это можно осуществить только через правовое регулирование. Правовое регулирование в Казахстане находит свои отличия в ходе формирования гражданского общества. Для этого необходимо уточнение и формирование идеологии, и ее центральными, основными составляющими должна быть правовая система и ее принципы, язык, вера, духовность и нравственность. В эпоху активного стремления к цивилизации, глобализации духовно-культурное наследие предков способно многое дать казахскому народу. Поскольку правовые традиции, основанные на культуре и демократических принципах кочевого государства, смогли стать

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

столпом для нормативных положений великой степи. Естественный стержень этих принципов сплетен из идей справедливости, свободы, равенства, гуманизма, нравственности и потому всегда носил народный характер и обладал жизнеспособностью. Изучение казахского права, его истории, нормативной структуры, правовых принципов, духовно-исторических ценностей кочевой жизни началось после обретения независимости, в последние десять-пятнадцать лет. Теперь исследователи имеют возможность заглянуть в глубины древнего казахского обычного права и раскрыть его ценности, основанные на признании его естестенных прав и свобод. Стало возможным раскрыть историческую правду с новых подходов. Эти ценности являются произведением, общими идеалами тюркских кочевых племен, населявших обширные степи, однако только казахский народ сумел сохранить их до сегодняшних дней. Эти ценности находятся в гармонии с жизнью казахского народа, неразрывно связаны с его менталитетом, отражают его сущность. Казахское право и правосудие биев дало возможность составить ценное наследие казахской цивилизации, оформить свое поистине цивилизованное, демократическое бытие, которое не было знакомо другим народам того периода. Институт биев, неразрывно связанный с казахским обычным правом, защищал интересы не отдельных родов, а всего казахского этноса, способствуя формированию его национального менталитета. К сожалению, царская администрация, которой было прекрасно известно, каким высоким авторитетом пользовались бии в обществе, в первую очередь приложила все усилия к тому, чтобы подорвать их авторитет, и в результате внедрила чуждую для казахского народа систему избирательных народных судей, которые занимали эту должность не в силу своих качеств, а через подношение взяток. Пришедшая на смену империи советская власть вытеснила из оборота институт биев и наказала новым поколениям казахов забыть о его существовании как пережитка прошлого. Хотя мы и обрели независимость, нам до сих пор не удалось выйти из духовно-культурного кризиса. В стране действует огромное число всевозможных религиозных течений и сект, отравляющих наше сознание. Сколько молодежи, приняв чужую веру, ведут жизнь, в которой нет места нашим обычаям и традициям.

Следует отметить, что экономические перемены, переход к рыночной экономике спутал социальные ориентиры, когда в стремлении к быстрому обогащению одни пускаются на любые хитрости, а другие даже переступают закон. Исправительные заведения полны молодежи. Каким будет их завтра? Печально, ведь они тоже граждане нашей страны, которые также считают ее своей родиной. Проводя правовую реформу, государство занято поиском путей предупреждения преступности. Одним из них является Суд присяжных (Ал^а билер соты), однако данный институт построен по западному образцу судебной системы и отличается от рассматриваемоего нами суда биев. Видится целесообразным создание на местах (начиная со второй инстанции, не с высшей) суда аксакалов или суда биев, либо он может называться по-иному, в котором авторитетные аксакалы аулов будут наделены судебной властью, а дела будут рассматриваться при активном участии населения. Тогда лица, совершившие кражу, хулиганство, несли бы ответственность перед своими аульчанами, и это может быть консолидированная ответственность с родственниками. Представ перед судом, уплатив возмещение за нанесенный вред в консолидированной ответственности с родственниками, получив прощение потерпевшей стороны, виновный мог бы избежать заключения, и это было бы для него большим уроком на всю жизнь.

Государство уделяет пристальное внимание вопросам правовой грамотности населения, начиная правовое воспитание с детских садов, школ, и повышение уровня правового сознания и правовой культуры членов общества следует ввести в наши обычаи и традиции. С учетом национальных особенностей казахского народа, вместо уголовных принудительных мер исправления было бы целесообразнее применять к правонарушителям уплату куна, штрафа, публичного прощения, публичного порицания, обсуждения, в общем, мер морально-этического и человеческого воздействия. Поскольку мы ставим целью создание правового демократического государства и гражданского общества, необходимо снизить вмешательство государства в гражданские правоотношения, обеспечить невмешательство во внутренние дела, таково проявление гражданского общества, и к этой системе стремится все человечество. В состав создаваемых снизу «Судов биев» (присяжных заседателей) следует включать авторитетных и образованных аксакалов аулов, которые вместе с правоохранительными органами будут рассматривать дела. Это окажет позитивное влияние на все общество. К тому же, аксакалы - члены «суда биев» не станут требовать оплаты за свою

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

деятельность. Всем нам хорошо известно, что созданные в различных уголках республики в форме общественных организаций «Суды аксакалов», хотя и не имеют официальных полномочий, оказали влияние на сокращение преступности и разводов в своих регионах. Такой опыт поддержан Кыргызской Республикой, которая легализовала подобный институт уже в первые дни независимости. Например, ст. 79 Конституции Кыргызской Республики посвящена этому вопросу[1]5. В п. 2 ст. 85 Конституции КР закреплена функция судов аксакалов: «Суды аксакалов и третейские суды расматривают переданные по соглашению сторон на их рассмотрение имущественные, семейные споры и иные, предусмотренные законом, дела с целью достижения примирения сторон и вынесения справедливого, не противоречащего закону решения». Кыргызстан принял закон «О суде аксакалов», который регулирует создание, деятельность суда аксакалов и его отношения с государственными органами. Согласно указанному закону такие суды создаются в аилах и городах. Для создания подобной судебной системы и у нашей республики достаточно возможностей и опыта. Создание таких организаций окажет влияние на соблюдение общественного порядка, сокращению краж, хулиганства и таких негативных явлений, как алкоголизм и наркомания.

Сегодня наше национальное сознание переживает период возрождения, обновления. И в качестве одного из его проявлений можно назвать проводящиеся в юридической науке исследования. Это требует пересмотра и переосмысления источников нашего правового сознания и претворения в жизнь соответствующих правовых перемен. Сложные вопросы правового значения, как: суверенитет, государственное устройство, государственный язык, гражданство, судьба земли, судебная власть и т.д. рассматриваются и решаются с новых подходов. Все это рассматривается и оценивается с позиций национальных интересов, закрепления независисмости, патриотизма, духовности. Например, имеется много информации о «суде биев», «совете аксакалов», создающихся в аулах и не имеющих официальных полномочий[2]6.

Бий - живая история, юрист и законодатель страны. Беря пример с казахских биев, следует продумать механизмы применения законотворческих способностей судей на благо общества. Безусловно, судья, в первую очередь, должен руководствоваться принципами справедливости и чистоты, уважать народную мудрость. Это -главное условие. Судебная власть - категория, несовместимая с подчинением. Если воспринимать судей как представителей власти, тогда возникает необходимость найти пути избавить их от механизмов и признаков зависимости от какой-либо ветви власти. Для обеспечения независимости судебной власти от других ветвей следует придерживаться избирательности по образцу избрания биев. Бии (судьи) должны быть признаны властью и удовлетворять установленным народом критериям. В Кыргызской Республике имеется позитивный опыт разрешения «судом аксакалов» мелких семейных споров, различных нарушений имущественных отношений, потому представляется целесообразным передать подобные дела на рассмотрение возрождающихся у нас «советов аксакалов», «советов биев». Если указанные общественные организации будут содействовать правопорядку в обществе, сокращению краж, хулиганства, семейных, родственных конфликтов и споров между соседями, от этого выиграют все. Одной из значительных перемен в судебной области является введение в уголовное судопроизводство страны суда присяжных заседателей (ал^а билер соты). Как историческое продолжение казахского суда биев суд присяжных заседателей создан в качестве соответсвующего современным реалиям правового института и обещает стать традицией, ведущей к глобальной демократии. Включение в конституционное положение суда присяжных оценивается как важный фактор, способствующий созданию принципиально нового суда и повышению доверия к судебной системе как государственному институту. Участие присяжных в судопроизводстве дает возможность демократизации правосудия, непосредственного участия граждан в отправлении правосудия. В соответствие с изменениями, внесенными в закон «О присяжных заседателях», в силу моратория на смертную казнь, обсуждается вопрос о расширении границ рассмотрения уголовных дел и возможности рассмотрения судами присяжных широкого спектра уголовных дел. Вынесение оправдательных приговоров

5 Конституция Кыргызской Республики. - Бишкек, 1999.

6 М.Магз^мов. Билер институты /Мдщат. - 1995. - № 9.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

требует повышения качества предаврительного следствия, будет способствовать принятию обоснованного, тщательно взвешенного решения. На рассмотрение суда присяжных поступают дела о тяжких преступлениях об убийстве двух и более человек. Безусловно, задача, возложенная на присяжных, очень ответственна и сложна. Поэтому относительно того факта, что присяжным заседателям приходится участвовать в разбирательствах дел только по особо тяжким преступлениям, большинство ученых имеют общую точку зрения. Недавно созданный правовой институт - Суд присяжных заседателей (Ал^а билер соты) в качестве особой формы судопроизводства добился обеспечения состязательности сторон в судебном процессе. Т.е., участники процесса - стороны обвинения и защиты имеют равные возможности для применения прав по представлению и изучению доказательств. Устранено неравенство сторон, когда обвинение имеет больше возможностей для представления доказательств по сравнению с защитой, таким образом достигается максимальная процессуальная справедливость. Не стоит скрывать, что суд присяжных заседателей, как один из успешно реализованных проектов в нашей стране, высоко оценивается и иностранными государствами. В доказательство можно привести тот факт, что Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ осуществляет проект по мониторингу процессов, прошедших с участием присяжных заседателей в Казахстане в 2007-2008 годах. Кроме того, проведено изучение порядка составления списков кандитатов в присяжные заседатели. Списки формируются местными исполнительными органами. В ходе изучения были выявлены случаи, когда указанные в списках кандидаты не проживали по указанному адресу, ранее являлись сотрудниками правоохранительных органов, страдали психическими заболеваниями и даже проживали за пределами области, республики, факты включения в списки скончавшихся людей. Представители БДИПЧ/ОБСЕ озвучили в Верховном суде результаты указанных проверок. С учетом необходимости дальнейшего реформирования судебной системы страны с указанием его проритетных направлений, на сегодняшний день перед государством стоит основная задача решить вопросы судебной системы, не нашедшие решения по сей день. Главный вопрос состоит в недостатках человеческого облика и профессионального уровня судей, низкое качество судебных решений, отклонение от справедливости, необходимость поиска альтернативных путей их решения, и в том числе внедрения процедур мирового соглашения. Не стоит скрывать, что судебная система еще слаба и не имеет авторитета в глазах населения. Поэтому для повышения эффективности суда, заслона правонарушениям, усиления борьбы с коррупцией, наркобизнесом и обеспечения превентивных мер необходимо проделать огромную работу. И ответы на стоящие перед нами вопросы мы сможем найти только обратившись к традиционному институту биев и суду биев. Цивилизованными странами мы называем те из них, в которых высоко развита культура, экономика, государственное устройство, и для того, чтобы соответствовать критериям цивилизованного общества, в первую очередь, необходимо развивать духовное благополучие народы, во-вторых - законность, в-третьих -науку, это три столпа, на которых держится цивилизация. Понятие духовного благополучия народа включает его здоровье, культуру, образование. А отсутствие законности предполагает засилье преступности, тормозит экономику. Интеллектуальная наука содержит в себе историческое воспитание. Мы должны уметь правильно воспользоваться позитивными сторонами нашей в нашей современной деятельности. Раньше существовали суды биев, и судов биев не было больше ни в одной другой стране, он присущ только казахам.

Таким образом, сегодня казахский народ с новых подходов не только всматривается в свое настоящее и будущее, но и переосмысляет прошлую историю. Обретение суверенитета и независимости, идеи о построении национального государства принесли перемены в общественную жизнь, в ее различные области, в сферу государственного управления государственного строительства, правовую систему, национальное сознание людей. Поэтому современное поколение призвано оценить духовно-культурное богатство нашей истории в качестве нашего наследия, впитать в себя, уважать и сохранить для будущих поколений. Это является залогом сохранения народа на страницах истории. Это оказывает влияние на правовое сознание и культуру народа, национальное достоинство и патриотизм. Поэтому возрождение традиций и обычаев нашего народа, привитие любви к стране, земле, подрастающим поколениям будет способствовать патриотизму и труду во благо страны.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. Конституция Кыргызской Республики. - Бишкек, 1999.

2. Магзумов М. Билер институты // А^и^ат. - 1995. - № 9.

© Смагулова А.С., 2016.

УДК 342.9

Супонина Елена Александровна

кандидат юридических наук, доцент ВИ МВД России (г. Воронеж, Российская Федерация)

e-mail: sonik24012005@bk.ru

К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СЕМЕЙНО-БЫТОВОЕ ДЕБОШИРСТВО В РОССИИ

Аннотация

Автором статьи анализируется современное состояние отечественного административно-деликтного законодательства в сфере ответственности за семейно-бытовое дебоширство, акцентируется внимание на его недостатках.

Ключевые слова

Семейно-бытовое дебоширство, законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях, правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, административная ответственность.

Проблема семейно-бытового дебоширства остается одной из самых актуальных в России. Однако привлечь дебошира к ответственности на сегодняшний день можно далеко не всегда. Юридическое основание для этого возникает только тогда, когда им нарушен порядок в общественном месте и своими действиями он выражал явное неуважение к обществу.

Учитывая чрезвычайную важность анализируемой проблемы и руководствуясь нормами, закрепленными в ст. 72 Конституции России, отдельные субъекты РФ в своих региональных законах (кодексах) установили административную ответственность за семейно-бытовое дебоширство. Вместе с тем, очевидно, что проблема уже давно переросла региональный уровень и требует федерального реагирования. Попытки закрепить норму о семейно-бытовом дебоширстве в основном нормативно-правовом акте, регулирующем вопросы административной ответственности в стране, уже предпринимались. Так, в июле 2004 года Государственный Совет Чувашской Республики выходил с законодательной инициативой о включении в КоАП РФ статьи 5.53 («Семейно-бытовое дебоширство»), в которой предполагалось установить ответственность за «скандал, устраивание беспорядка, которые сопровождаются шумом и нарушают спокойствие семьи» [1]. Однако уже в ноябре 2005 года данный законопроект был отклонен, поскольку, с точки зрения депутатов Государственной Думы ФС РФ, понятие «спокойствие семьи», определенное в законопроекте, не является юридическим элементом общественных отношений, характеризующим объект правонарушения.

Новая попытка дополнить КоАП РФ нормой о семейно-бытовом дебоширстве заставила себя ждать более десяти лет. И вот 16 марта 2016 года депутатом Д.Ю. Носовым в высший законодательный орган страны внесен законопроект №1018744-6 («О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), который предлагает включить в главу 20 Кодекса статью 20.1.1 («Семейно-бытовое дебоширство»), изложив ее в следующей редакции: «Семейно-бытовое дебоширство, то

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.