Научная статья на тему 'К истории государственно-правовых форм казахского общества'

К истории государственно-правовых форм казахского общества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
491
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ РЕФОРМЫ / КАЗАХСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смагулова Асыл Смагуловна

В настоящей статье автор исследует государственно-правовые реформы казахского общества в прошлом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории государственно-правовых форм казахского общества»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 340.130.3

Смагулова Асыл Смагуловна,

кандидат юридических наук, доцент

К ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация

В настоящей статье автор исследует государственно-правовые реформы казахского общества в прошлом.

Ключевые слова

Государственно-правовые реформы; казахское общество.

Устройство казахского общества представляет собой сложную структуру с присущими ей традиционными особенностями. Оно состоит из родственных племен.

Основа возникновения родо-племенных союзов отличается длительным сохранением, непрерывностью, нерушимостью родственных связей. Причиной тому явились суровые климатические условия существования, а также общность предков, совместное ведение хозяйства, присущие тому кругу обычаи и традиции, единство интересов. Они опирались на взаимопомощь членов общества, а хозяйство и система управления этой организации зависели от правового положения членов общества. Кроме того, в обществе особое внимание придавалось личности, которая могла рассчитывать на защиту личной свободы и прав. Семья также имела огромное значение в обществе, играла важную роль в социальном стимулировании членов семьи и отдельной личности. Вопрос исследования государственного устройства до сих пор остается одним из малоизученных. Имеются ошибочные мнения о том, что казахский народ не имел государственности, исторического ареала обитания. Об этом С.З. Зиманов в своей работе, написанной в шестидесятые годы ХХ века, указывал следующее: «Некоторыми исследователями Казахстана было высказано сомнение в существовании государственности у казахов вообще, а политическая форма ханства рассматривалась как форма дофеодальная»[1, с.199].

Одной из причин для возникновения такой точки зрения послужила неразвитость системы управления казахского общества, долгое сохранение патриархального (родового) института, слабость и раздробленность власти местной системы управления. Оно сформировалось в качестве феодального государства, и если ее систему управления составляли султаны, бии и старшины, то ее власть обеспечивалась военными структурами, военачальниками-батырами. Можно заметить, что исторические труды и официальные сборники, составленные под влиянием имперской политики, имели главной целью не только исказить историю казахского народа, но и вовсе лишить его исторических корней, вселить чувство ущербности, поэтому исследователи той эпохи отмечают, что отличительная черта феодальной системы управления проявляется в преимущественном осуществлении управления путем оказания экономического, идеологического, морального, религиозного воздействия на членов общества.

Казахское общество занималось кочевым и полукочевым хозяйством. Традиции хозяйствования сформировались под влиянием природной среды и климатических условий, например, южное население вело оседлый образ жизни, занималось земледелием и развивало ремесла, и в целом являлось традиционным обществом, основанным на системе обычного права. Казахское государство применяло родо-племенную систему управления. В исследовании специфики государственного управления до колонизации Россией отмечается: «Один аул представлял собой десяток домов семей, состоявших в близких родственных отношениях, а несколько аулов родственников в семи коленах считались одной династией. Регионы, состоявшие из тринадцати-пятнадцати колен, являлись одним родом, и из таких родов состояло племя. Из фратрий (союзов родов) организовывались улусы (народы), а улусы составляли жузы. Джучи хан разделил казахское общество на три жуза (старший, средний и младший). Казахи всех трех жузов являлись подданными целостного казахского государства. Казахский хан, правивший тремя жузами, являлся «Великим ханом». Он был единоличным правителем казахской орды, поддерживавшим гражданское,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

административное и судебное право. Жузы возлавляли малые ханы, улусы - султаны, племена - бии, рода -главы родов, а колена (династии) находились под руководством старейшин - аксакалов, аулы управлялись старшинами аулов. Такая семиступенчатая система управления была очень старым порядком в традиционном казахском обществе.

Как видим, система государственного управления казахского народа, хотя и не отличается сложностью, ей присущи свои особенности. Ее основной костяк составляла система аулов, династий, родов, улусов. Государственная власть передавалась в порядке наследования, а иногда выборным путем. В условиях значительной систематизации казахского общества, определения границ, роста населения дело государственного управления принадлежало ханской власти. Правом управления всем казахским народом наделялся Великий хан, а младшие ханы правили ханствами каждого жуза. Все они входили в состав Великого ханства, подчинялись общей структуре управления. В структурах управления не было особых различий. В каждой был правящий хан, бии, военачальник-батыр, визири, системы управления хозяйством. В правление Джучи хана было закреплено наследование ханской власти потомками рода «торе», происходящими от Чингисхана. Если хан умирал, не оставив завещания, престол занимал его старший сын, а если у него не было сыновей либо они были несовершеннолетними - власть должны были наследовать его братья или их потомки. Однако существуют мнения, опровергающие передачу ханской власти путем наследования: «Ханская власть не передавалась но наследству, ханство он мог получить лишь после избрания его на сьезде родовой знати» [2, с.203]. Для избрания хана созывался курултай (съезд) глав и представителей родов и племен, на котором избирался хан, а затем проводилась церемония закрепления ханской власти путем восхождения на белую кошму - «хан кетеру» (вступления в ханское правление). Легитимность выборов хана обеспечивалась участием глав всех родов, султанов, биев, батыров, в общем, всех авторитетных фигур общества.

Следующие данные свидетельствуют о существовании до XVIII века трех вариантов передачи ханского престола путем наследования. В качестве первого варианта указываются «выборы - всенародное признание наследования», на которых хана избирали народные бии.

Хан раз в год созывал съезд избравших его представителей для принятия решений по вопросам государственной важности. В исследованиях по изучению системы ведения хозяйства в деле государственного управления в казахском обществе указывается особая роль специальных советов: «На своем совете хан совещался с биями, военачальниками, визирями и принимал коллегиальные решения о том, как реализовать неотложные дела. По приятому решению издавался ханский указ.

В таких ханствах форма и содержание традиционной ханской власти подверглись значительному изменению, т.к. ханы в качестве временного союзника, которого в любой момент можно было сменить на другого хана, проводили политику царской власти. Вторая группа ханской власти сохранила издавна устоявшиеся форму и методы управления ханством. В своей внутренней и внешней политике они отвечали требованиям местной феодальной знати, при этом также считаясь с интересами народа, т.е. обеспечивали интересы всего общества. В борьбе с внешним врагом они опирались на авторитетных в государстве баев и биев, прислушивались к их советам, получали от них поддержку. Бии рассматривали и решали дела в публичном, гласном порядке и требовали неукоснительного исполнения вынесенного решения. Решения и рекомендации совета биев принимались к руководству и реализации. Приговоры, мудрые изречения известных биев служили примером для следующих поколений, подрастающих биев. До второй половины XIX века решения биев выносились в устной форме, позже они стали заноситься в «книгу биев», среди зафиксированных решений есть решения, имеющие прецедентное значение.

Исследования свидетельствуют о том, что в социальной структуре казахского общества особое место занимают бии.

В государственном устройстве казахского общества заслуживает внимания и деятельность группы визирей. Их задача заключалась в принятии мероприятий, связанных с внутренними организационными работами государства. В некоторых источниках указывается, что стражи внутреннего порядка - шабарманы, сборщики налогов - аламаны и лица, занимающиеся ведением хозяйства, находились в подчинении у визирей.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

В традиционном казахском обществе высшую ступень в аульном сообществе занимали баи. Они решали вопросы кочевок, определяли земли для стоянок, вопросы распределения зимовок, весенних, осенних и летних пастбищ и др. хозяйственные вопросы. Социальное расслоение казахского общества определялось функциями и местом в иерархической лестнице, основную массу народа составляли скотоводы, которые были в зависимости от богатой и влиятельной верхушки. Род ходжа как социальная группа состоял в тесных отношениях с родом торе. В исследованиях отмечается, что «по своему происхождению они назывались благородной костью» и тесно взаимодействовали с представителями торе среди казахов. Во второй половине Х1Х века они стали приближенными к правителям казахских родов и оказали большое влияние в плане распространения религии и религиозных обычаев.

Также существовала группа, зависимая по своему состоянию от верховной феодальной группы и занимавшаяся скотоводством. Положение скотоводов напрямую зависело о внутренней политики ханства, т.е. социальные условия в обществе влияли на них, и в силу отсутствия способности самостоятельно противостоять кризису, они кочевали вместе с аулом. Толенгуты, служившие ханам и султанам, в качестве военной и хозяйственной силы усиливали власть султанов. В исследованиях относительно их происхождения отмечается: В казахских землях возросло число толенгутов, происходящих от выходцев из разных наций, пленников.

В вопросе о существовании рабовладельчества в казахском кочевом обществе очевидно, что рабы имели определеные различия от иных зависимых социальных институтов. В отличие от толенгутов, жатак, жалшы (наемники), малшы (скотоводы) и др., рабы не имели свободы, не имели прав и не могли быть субъектами правоотношений. Рабовладельчество на территории современного Казахстана имеет многовековой путь эволюции. Данный строй корнями уходит во времена хуннов, усуней, присутствует в эпоху тюрков и период правления Чингисхана. Основным источником приобретения рабов была война.

Кроме военного пути приобретения рабов существовал и другой вариант, связанный с неспособностью выполнять долговые обязательства, когда должник становился рабом займодавца. Также были рабы и рабыни, прибывшие в семью в составе приданого невесты; сироты и вдовы, пополнявшие ряды невольников, оставшись без дома и семьи вследствие войны, жута. Их труд использовался для выпаса скота, покоса травы и т.д. Рабы и рабыни были дешевой рабочей силой, не требующей больших вложений и приносящих огромную пользу. Одна отличительная черта рабства в казахском обществе заключается в том, что в нем не было жестокости как в западных и восточных странах. Представляется, что это связано с традициями кочевого скотоводства в казахском обществе, под воздействием которого была сформирована его система миропонимания. Кочевой уклад жизни не предполагал заточения или иного ограничения свободы передвижения невольников, что, вероятно, также явилось фактором незначительного распространения рабовладельчества в казахском обществе.

Таким образом, казахское общество состояло из разнообразных социальных слоев и групп. Казахское государство составляло общество, занимавшееся кочевым и полукочевым животным хозяйством и населявшее обширную территорию. Традиции хозяйствования казахского народа сформировались в соответствии с природной средой и климатическими условиями. Большую часть территории составляли бескрайние степи, пустыни и полупустыни, малые возвышенности, поэтому основным видом хозяйства казахов было кочевое скотоводство. Его основа была заложена еще в далекие времена хуннов, усуней, кангюев, что доказывается историческими данными. Т.е., уже в ту эпоху был издан государственный закон, защищавший право частной собственности. Сохранение кочевого образа жизни в эволюционном развитии казахского общества способствовало беспрепятственному ведению большей частью населения экстенсивного кочевого хозяйства. В качестве основы специфических особенностей государственного строя и социальных отношений в казахском обществе можно отнести противоречивое существование частной собственности на скот и коллективной, общинной собственности на землю. Первичной основой казахского общества являлось хозяйствующее общество - кочевая ассоциация. В соответствии с временами года члены сообщества - сородичи кочевали с одного пастбища на другое в целях обеспечения благоприятных условий для скота. При переезде на летние пастбища ряды сообщества ширились за счет присоединения соседних племен из разных родов, т.е. иногда в экономических отношениях немаловажную роль играли и люди других родовых групп. В рамках малой кочевой ассоциации осуществлялись производственные процессы, как выпас скота, обеспечение водой, выбор тебеневки (зимней пастьбы), создание условий для получения продуктов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

скотоводства и др. Собственность сообщества распространялась не пастбища и в целом на территорию кочевок. Кочевые казахи в основном разводили лошадей, баранов, верблюдов, а в оседлых хозяйствах держали крупный рогатый скот и коз. Самое главное, бараны и овцы были очень удобны в качестве менового товара.

В заключение отметим, что основным видом хозяйства в казахском государстве было кочевое и полукочевое скотоводство, само общество было традиционным, и его внутренняя правовая основа была построена на обычном праве. Система управления казахского народа не отличалась сложностью, но строго соблюдала присущий ей ступенчатый порядок управления, была полностью подчинена ему. Ее основные звенья составляли династия, аул, род, как своеобразные подсистемы государственной системы управления. К власти приходили путем наследования трона, а иногда через выборы. Казахское общество состояло из многогранных социальных слоев и групп. Однако колонизация казахской степи Российской империей оказала значительное влияние на ее общественный строй, систему государственного управления, методы ведения хозяйства.

Список использованной литературы:

1. Зиманов С.З. Политический строй Казахстана конца XVIII и первой половины XIX веков. - Алма-Ата: Изд-о Академии наук КазССР, 1960.

2. Аманжол Кузембайулы. История дореволюционного Казахстана. Учебник. - Алма-Ата: Республиканский издательский кабинет по учебной и методической литературе, 1992.

© Смагулова А.С., 2016.

УДК 340.130.3

Смагулова Асыл Смагуловна,

кандидат юридических наук, доцент

К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ ОБЫЧНОГО ПРАВА И СОВРЕМЕННОГО ПОЗИТИВНОГО ПРАВА КАЗАХСТАНА

Аннотация

В настоящей статье автор обращается к анализу проблемных аспектов соотношения обычного права и казахского современного позитивного права.

Ключевые слова

Обычное право; казахское позитивное право.

Кочевое общество казахов внесло свой вклад в развитие мировой цивилизации, создав и применяя на практике цивильные ценности, и хотя мировое сообщество еще не знакомо с его правовым наследием.

Институты и правовые нормы степной демократии, основанные на человеческих ценностях, являются воплощением справедливости и законности, свободы самоуправления и истинного правосудия в кочевом обществе. Известно, что наличие независимого правосудия способствует развитию истинной цивилизации. В кочевом обществе не было наказания в виде лишения свободы, мест заключения, и такое образцовое и гуманное общество сформировалось и существовало тысячелетиями в казахской степи. У каждого народа есть институты и явления, имевшие место на протяжении многих веков их истории и представляющие предмет гордости для следующих поколений. Потомки почитают и хранят их как историческое духовно-культурное богатство, наследие предков. Впитывая эти ценности с молоком матери, они хранят их на протяжении всей жизни и передают следующим поколениям. Такие народы никогда не сойдут со страниц истории. И все это зависит от правового сознания и культуры, национального достоинства и патриотизма. Казахский народ, которому присущи эти качества, провел долгое время во мраке колонизации и воздействия советской идеологии, но сумел сохранить истинные ценности и священное наследие предков, не утратил

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.