Научная статья на тему 'К. К. Павлова и русско-немецкие историко-культурные связи в XIX веке'

К. К. Павлова и русско-немецкие историко-культурные связи в XIX веке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
99
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лирический мир / литературная поэзия / творческая эволюция / the lyrical world / literary poetry / creative evolution
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In given article the characteristic of a literary position of K.Pavlovoj is given, its creative principles come to light, the relation of the poetess to Russian romantic tradition is found out, character of literary communications is specified, degree of influence on K.Pavlovoj"s creative evolution «new esthetics» A.Ivanov is defined, dominants of art consciousness of the author which are represented by exclusive interest to «to a word as to display to soul life »in various aspects come to light. The author of article shows, how реализовывается in poetry interest to»word»in K.Pavlovoj"s lyrical world.

Текст научной работы на тему «К. К. Павлова и русско-немецкие историко-культурные связи в XIX веке»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES № 23 2011

УДК 400

к. к. ПАВЛОВА и РУССКО-НЕМЕЦКИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

В XIX ВЕКЕ

© Е. В. ЗИНОВЬЕВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра перевода и переводоведения e-mail: Zinovevaelena81@mail.ru

Зиновьева Е. В. - К. К. Павлова и русско-немецкие историко-культурные связи в XIX веке // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23 С. 147-149. - В данной статье дается характеристика литературной позиции К. Павловой, выявляются ее творческие принципы, выясняется отношение поэтессы к русской романтической традиции, уточняется характер литературных связей, определяется степень влияния на творческую эволюцию К. Павловой «новой эстетики» А. Иванова, выявляются доминанты художественного сознания автора, которые представляются исключительным интересом к «слову» как проявлению «жизни души» в различных аспектах. Автор статьи показывает, как реализовывается в поэзии интерес к «слову» в лирическом мире К. Павловой. Ключевые слова: лирический мир, литературная поэзия, творческая эволюция.

Zinoveva E. V. - K. K. Pavlova and Russian-German historical and cultural communications in a XIX-th century// Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 147-149. - In given article the characteristic of a literary position of K.Pavlovoj is given, its creative principles come to light, the relation of the poetess to Russian romantic tradition is found out, character of literary communications is specified, degree of influence on K.Pavlovoj’s creative evolution «new esthetics» A.Ivanov is defined, dominants of art consciousness of the author which are represented by exclusive interest to «to a word as to display to” soul life »in various aspects come to light. The author of article shows, how реализовывается in poetry interest to»word»in K.Pavlovoj s lyrical world.

Keywords: the lyrical world, literary poetry, creative evolution.

Каролина Павлова принадлежит к числу так называемых «второстепенных» литературных деятелей, интерес к которым остается актуальным ввиду общей культурологической тенденции в современном гуманитарном знании. К. Павлова - одна из немногих женщин первой половины XIX века, осмелившаяся, по ее словам, «вступить на скользкое поприще поэта» [1, 330]. Ее литературная деятельность показательна для своего времени. Как явление постромантической эпохи, творчество Павловой отличают общие процессы изменения в культурном сознании нации. При воссоздании полноценной картины литературного процесса XIX века нельзя не учитывать ее творческий опыт.

К. Павлова показала себя активным участником русской литературной жизни, придя в нее с сознательной задачей «сказать новое о старом» [2, 245]. Она выступает вполне самостоятельным художником, особенно чутким к проблемам сознания и самосознания. В системе искусств Поэзия, согласно общеромантическим представлениям, выдвигается у поэтессы на первое место. Она видит в ней интеллектуальноэмоциональную деятельность, которая в качестве та-

ковой представляется ей едва ли не высшей способностью личности. В вопросах внимания к мысли в поэзии К. Павловой близка к Боратынскому и любомудрам с их требованием «поэзии мысли». Увлеченность мысли в стихах, собственно идеей, стремление свободно ее развивать, добиваясь полной реализации, объясняет словесную массивность стихотворных произведений К. Павловой, что мешает реализоваться им в качестве эстетического факта («Разговор в Трианоне», «Ужин Поллиона», «Разговор в Кремле» и др.) В 40-е гг. романтическое мировидение поэтессы, в рамках которого сформировались ее творческие установки и принципы, испытывает кризис в связи с нарастанием в общественном сознании нации прагматических и позитивистских настроений.

К. Павлова защищает идеалы эпохи Пушкина и Боратынского, мысля себя «последним поэтом» в «век железный» (Боратынский «Последний поэт») [3, 233]. Тем не менее, чувствуя истину и в требованиях нового времени («в наш век поэт должен содействовать поколению трудолюбивому; поэзия должна быть полезна», «Двойная жизни» [Павлова], К. Павлова пытается

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 23 2011 г.

примириться с ними. Так возникает идея как «труда», «ремесла», которая существует у поэтессы не умозрительно, но претворяется ею в жизнь («Мне противны женщины, которые из ума своего делают что-то вроде ремесла как К. Павлова и гр. Ростопчина» [3, 185].

Примирительные тенденции в сознании К. Павловой усиливаются к середине 50-х гг. и связаны с христианско-религиозными настроениями поэтессы. Концепция художника и сущности художественного творчества эволюционирует под влиянием А. Иванова [7, 128]. На место эстетического критерия оценки труда художника выносится этический. Ценным объявляется характер поведения. Страдание - формула, которую находит Павлова для определения истинного творческого состояния. Смысл жизни поэта заключается в стоическом отречении от земной суеты во имя сохранения дара божьего и в борьбе с «душевным пылом» [6, 383-391]. Лирика поэтессы представляет собой своеобразный поэтический вариант «учения о душе». Ее интересуют три проявления душевной жизни человека, три атрибута души - Ум (внимание к мысли), Дух (У Павловой - проблема эмоциональной стабильности, борьба с унынием) и Слово (особенно со стороны его коммуникативной функции). «идеологический» слой поэзии К. Павловой несет на себе приметы формирующейся на глазах читателя жизненной программы личности. лирическое творчество является для поэтессы тем процессом, который помогает личности (автора) осознать самое себя, осмыслить свое место в системе национальной общественной жизни. «Душа» - тот символ, который занимает центральные позиции, его реализация свидетельствует о христианско-дуалистической позиции Павловой, в чем ее поэтическое учение о душе перекликается с таковым у Жуковского. Идея двойственного бытия души понимается не как жизнь «здесь» и жизнь «там», но как жизнь внутренняя и внешняя «здесь».

В творчестве уделяется внимание собственно земному бытию человеческой души, ее взаимосвязям с окружающей действительностью. Мотив смерти делается неактуальным и заменяется мотивом «второго рождения» - как символического представления о духовном возрождении человека («Мотылек»). С жуковским Павлову роднит этический ракурс. Смирение, покорность и постоянство, символизирующие красоту души, объявляются необходимым условием ее существования. В христианской позиции больше эскетиз-ма, почти нет радостного приятия бытия. Ее волнуют проблемы труда, долга перед небесами. центральная идея, возникающая в связи с рассуждением о душе, -идея необходимости ее сохранения. Состояние человеческой души, по мнению К. Павловой, бедственно. К ней равнодушна природа, ей враждебен окружающей мир, посягающий на ее чистоту и стремящийся подавить ее возвышенную природу. Из бедственного положения предполагается единственный выход - стараться не стареть душою, в чем и заключается главный труд души, ее долг перед небесами. Презрительное от-

ношение к свету возникает на основе представлений о нем как об обществе праздных людей. Интересно, что в числе отрицательных качеств «света», «убивающих» внутреннюю жизнь отдельной личности (душу), представлены как главные - «пустословие» и «злословие», составляющие основное содержание светских бесед.

Осуждая пустоту «светской болтовни», К. Павлова испытывает на себе обаяние искусства светской беседы. Тема разговора - одна из центральных в творчестве поэтессы. («Кадриль» - поэма на тему женского красноречия) [5, 139]. Павлова увлекается исследованием природы словесного общения, коммуникативная ситуация выступает в качестве структурного стержня ее произведений. (Разговор в Кремле», «Разговор в Трианоне», «Рудокоп», «Блещет дол...», «Спутница Фея») [1, 53]. Павлова поднимает проблему ложной коммуникации. Слово в целом интересует поэтессу как проявление душевной жизни - божий дар, которым наделена каждая человеческая душа, в связи с чем встает проблема ее реализации (оппозиция «злого» - «доброго» слова). но более всего К. Павлову беспокоит тот дар слова, которым наделены поэтические души, отличающиеся потребностью оформлять свои мысли в слова (стихотворения «Старухи», «Рудокоп», «Блещет дол.»). Мечтательность осознается как качество, обрекающее человека на роль жертвы (мотив власти стихии искусства над душой).

любовная лирика, связанная с именем Б. И. Ути-на, представляет собой зрелый этап творчества поэтессы. [4, 63-67] любовные переживания, с одной стороны, выступают как одно из проявлений жизни души. С другой стороны, любовная тема органично сплетена с темой любви к Слову (как в аспекте Поэзии, так и на бытовом уровне - мотив «беседы»). Две области эмоционально возвышающего душу состояния оказываются взаимосвязанными настолько, что К. Павлова готова признать зависимость собственно любовного чувства от Слова. У поэтессы - любовная симпатия -«дитя» задушевного разговора. Дар поэтического слова помогает лирической героине обрести внутреннюю стабильность, возвращает поэтессу к христианским ценностям. Таким образом, изучение творчества К. Павловой, ее литературно-бытового поведения показывают сильное влияние философии и художественной практики романтизма. Романтическое ми-ровидение объясняет жизненную позицию поэтессы, которую отличает идеалистическая устремленность в мир Прекрасного (стремление возвысить «прозу жизни» до истины искусства: театрализованный стиль поведения, поклонение Красоте как неустанное обсуждение проблем искусства с посвященными; романтическое амплуа Музы-вдохновительницы, претензии на дружбу по отношению к большим поэтам Пушкин, Боратынский, Языков и отражение идеи дружбы Поэта и Музы- покровительницы в усиленной эксплуатации уходящего со сцены жанра посланий). Творчество К. Павловой по сути есть анализ Поэзии как особой области жизнедеятельности человека.

Филологические НАУКИ ►►►»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Павлова К. К. Воспоминания о художнике А. Иванове // Русский вестник. 1858. Т. XVI. С. 123-138.

2. Павлова К.К. Мои воспоминания // Русский архив. 1875. №10.

3. Павлова К. К. Полное собрание стихотворений. М.-Л.: Советский писатель, 1964. 516 с.

4. Павлова К. К. Полное собрание стихотворений. М.-Л., Советский писатель, 1939. 178 с.

5. Павлова К. К. Собрание сочинений. М.: К. Ф. Некрасов, 1915. С. 56-89.

6. Рапгоф Б. Е. К. Павлова. Материалы для изучения жизни и творчества. М.: Трирема, 1910. 178 с.

7. Рачинский С. А. Стихотворения К. Павловой и воспоминания о ней // Татевский сборник С. А. Рачин-ского. СПб., 1899. С. 106-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.