Научная статья на тему 'К истории создания Уфимского физического института (1919-1937)'

К истории создания Уфимского физического института (1919-1937) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
189
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УФИМСКИЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ергин Ю. В.

В отделе редких книг и рукописей библиотеки Башкирского государственного университета обнаружен прекрасно сохранившийся экземпляр «Трудов Всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии» (Москва, 5-9 июня 1917 года), в работе которого принял участие К. П. Краузе, молодой преподаватель физики и космографии 2-й Уфимской женской гимназии. На совещании было принято постановление об организации в России по примеру стран Западной Европы «центральных учебных физических и химических лабораторий и кабинетов и астрономических обсерваторий для обслуживания групп учебных заведений». Через 2 года это было реализовано в создании Уфимского физического института (1919-1937), ставшего одним их первых физических институтов в Советской России. Его организатором и бессменным директором стал К. П. Краузе (1877-1964).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории создания Уфимского физического института (1919-1937)»

раздел ВЕСТИ ИЗ АРХИВА К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ УФИМСКОГО ФИЗИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (1919-1937)

© Ю. В. Ергин

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (34 7) 273 6 7 78.

E-mail: erginyv@mail. ru

В отделе редких книг и рукописей библиотеки Башкирского государственного университета обнаружен прекрасно сохранившийся экземпляр «Трудов Всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии» (Москва, 5—9 июня 1917 года), в работе которого принял участие К. П. Краузе, молодой преподаватель физики и космографии 2-й Уфимской женской гимназии. На совещании было принято постановление об организации в России по примеру стран Западной Европы «центральных учебных физических и химических лабораторий и кабинетов и астрономических обсерваторий для обслуживания групп учебных заведений». Через 2 года это было реализовано в создании Уфимского физического института (1919—1937), ставшего одним их первых физических институтов в Советской России. Его организатором и бессменным директором стал К. П. Краузе (1877—1964).

Ключевые слова: физическое образование, Уфимский физический институт.

События Февральской революции 1917 года способствовали росту демократических настроений в российском обществе. Реальной становилась перспектива либеральных преобразований во всех социальных сферах, включая просвещение. Созданный в мае 1917года Государственный комитет по народному образованию при Министерстве народного просвещения Временного правительства сразу же предложил провести ряд коренных изменений всей структуры школьного дела: осуществление единства организационных начал школ различных ступеней и типов, децентрализацию школьного дела, передачу учреждений народного образования местным органам власти, построение школы на основе автономии, выборности и самоуправления педагогических коллективов.

Одним из первых мероприятий, проведенных Государственным комитетом по народному образованию совместно с Физическим обществом имени П. Н. Лебедева (Московское физическое общество было создано через 2 месяца после того как в январе 1911 года в знак протеста против Циркуляра министра просвещения Л. А. Кассо «О надзоре за учащимися высших учебных заведений», фактически уничтожившего университетскую автономию Московского университета, около ста его профессоров и сотрудников в знак протеста подали в отставку. В их числе были профессора П. Н. Лебедев, В. И. Вернадский, Н. А. Умов, С. А. Чаплыгин, К. А. Тимирязев, П. П. Лазарев и другие. Первым председателем Общества стал П. Н. Лебедев. После его смерти с 1 апреля 1912 года Общество стало именоваться Физическим обществом имени П. Н. Лебедева.), стало Всероссийское совещание преподавателей физики, химии и космографии (Москва, 5-9 июня 1917 года). Это совещание, по существу, было Вторым съездом преподавателей физики, химии и космографии. Первый съезд под таким названием прошел в Петербурге в дни рождественских каникул 1913/14 учебного года (с 27 декабря по 6 января).

В работе Всероссийского совещания 1917 года приняли участие 412 делегатов, основными докладчиками (13 докладов на общих заседаниях, 16 - на

секционных) были профессора и приват-доценты из Москвы (только среди докладчиков-физиков из Москвы в работе совещания приняли участие профессора А. А. Эйхенвальд, Ю. В. Вульф, А. И. Ба-чинский, А. А. Глаголева, В. К. Лебидинский, Н. В. Кашин и А. В. Цингер) и Петрограда. Один из 13 докладов, прочитанных на общих заседаниях совещания, был сделан молодым преподавателем физики и космографии 2-й Уфимской женской гимназии Константином Павловичем Краузе, выпускником Санкт-Петербургского университета, учеником О. Д. Хвольсона (Хвольсон О. Д. (1852-

1934), профессор Петербургского (с 1914 - Петроградского, с 1924 года - Ленинградского) университета, в советское время почетный член АН СССР, автор многотомного неоднократно переиздаваемого «Курса физики», последнее издание (тома 1-5) было осуществлено в Берлине) и В. А. Лермантова (Лермантов В. В. (1869-1929), приват-доцент Петербургского университета, известный методист и конструктор физических приборов, автор книг «Объяснения практических работ по физике» (Вып. 1-3, СПб, 1902-1912), «Методика физики и содержание приборов в исправности» (СПб., 1907)) [1-2].

В своем докладе, трехстраничные тезисы которого опубликованы в [3, с. 99-101], К. П. Краузе подробно рассказывал о краткосрочных (10-дневных) курсах по физике, проведенных летом 1916 года для преподавателей физики из учебных заведений Оренбургского учебного округа в Москве в Педагогическом институте имени П. Г. Шалапутина (высшее педагогическое учебное заведение, созданное в 1911 году в Москве на средства промышленника и известного мецената П. Г. Шелапутина для подготовки выпускников университета специально для педагогической деятельности. Институт имел пять отделений: русского языка и словесности; древних языков; русской и всеобщ ей истории; математики, физики и космографии; естествознания, химии и географии.

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 1б. №3

893

ТРУДЫ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИКИ, ХИМІИ И КОСМОГРАФІи.

1917 г. 5—9 іюня въ Иоскв'Ь.

ИЗДАН!Е .

Раепорядительнаго Комитета Второго Веерое<пйскаго еъ-Ьзда преподавателей физики, хивпи и коемографЫ,

ПйДЪ РЕДАКЦ1ЕЙ

А. А. Глаголевой, Е. Е. Дьякова, С. Н. Жаркова. Н. В. Кашина и А. С. Миролюбовой.

СКЛАДЪ ИЗДАНІЯ ВЪ КНИЖНЫХЪ МАГАЗИНАХЪ

Т-ва „В. В. ДУМНОВЪ, наслідники Бр. САЛАЕВЫХЪ'

— лі - ■

ХАРЬКОВЪ, Екатеринославская, 51.

1918.

В 1919 году на базе института была создана Академия народного образования (с 1923 года -Академия коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской). Программа занятий, проходивших под общим руководством профессора Н. В. Кашина, охватывала следующие методические проблемы: основные цели преподавания физики, методики преподавания физики, методики проведения физических демонстраций и лабораторных работ.

Совещание приняло ряд постановлений по совершенствованию преподавания физики, химии и космографии. Было решено периодически проводить Всероссийские и областные съезды и совещания для преподавателей этих естественных наук, организовывать для них как в Центре, так и на местах краткосрочные курсы повышения квалификации. Проведение всех этих мероприятий предполагалось сопровождать организацией выставок, на которых должны были быть представлены новые демонстрационные приборы, установки, различные методические разработки.

Совещание приняло очень важное постановление об использовании в России по примеру стран Западной Европы практики централизованного комплексного метода обслуживания групп учебных заведений при преподавании естественных наук.

Из постановления Совещания, принятого в заключительном собрании 9-го июня 1917 года: «... в целях экономии государственных средств Совещание признает желательным учреждение центральных учебных физических и химических

лабораторий и кабинетов, а также астрономических обсерваторий для обслуживания групп учебных заведений (выделено автором - Ю. Е.).

...Поручить Бюро совещания проведение в жизнь идеи организации центральных лабораторий и кабинетов, имея в виду ассигнования центральным Правительством и местными организациями соответствующих сумм и разрешение учебным заведениям уделять средства на устройство таких комплексных учебно-вспомогательных учреждений» [3, с. 10—11].

До этого в России были только два прецедента создания подобного рода образцовых кабинетов по физике для обслуживания группы учебных заведений, уже широко использовавшихся, например, в Германии в виде открытия специальных физических институтов.

Впервые это было сделано в Киеве профессором П. П. Зиловым (1850-1921), русский физик, выпускник Московского университета, стажировался в Г ейдельберге и Берлине, работал в Московском высшем техническом училище и Варшавском университете. В 1905-1912 годах был попечителем Киевского учебного округа, издателем известного журнала «Физическое обозрение») в 1906-1914 годах, однако примененный им способ централизованного обслуживания преподаванием физики группы учебных заведений просуществовал лишь несколько лет. Вторая попытка организовать централизованное обучение физике была предпринята в Москве известным методистом профессором Н. В. Кашиным, создавшим для этого в 1913 году в

894

ВЕСТИ ИЗ АРХИВА

Педагогическом институте имени П. Г. Шелапу-тина образцовый физический кабинет [4].

Однако и этот физический кабинет, по-видимому, из-за сложностей в период Первой мировой и Гражданской войн не смог реализовать все задуманное в нем и в дальнейшем прекратил существовать как самостоятельное учреждение: в 1924 году он влился, сохранив отчасти свои цели и задачи, в состав Научно-педагогического института методов школьной работы Наркомпроса РСФСР в качестве физического кабинета. Московский институт методов школьной работы был создан в 1922 году на базе возникших еще в 1918 году Физико-педагогического, Естественно-педагогического и Педологического институтов. Именно от него ведет свое начало нынешний Институт содержания и методов обучения Российской академии образования.

И только К. П. Краузе 1 октября 1919 года в далекой от Центра провинциальной Уфе, окончательно освобожденной от белых, с учетом того опыта, который был приобретен ранее П. П. Зи-ловым и Н. В. Кашиным, удалось создать для централизованного комплексного обслуживания преподаванием физики, химии и биологии большой

группы учебных заведений Физический институт, просуществовавший до 1937 года.

Уфимский физический институт, основателем и бессменным директором которого был К. П. Краузе, внес посильный вклад как в становление физического образования в нашей республике, так и в развитие в ней научных исследований [5]. Из стен Уфимского физического института вышли ставшие впоследствии широко известными такие ученые, как Л. Л. Васильев (биолог), Н. Г. Пономарев (астроном), Е. Н. Грибанов (радиофизик), Е. М. Губарев (биохимик), А. Н. Гла-зырин (видный специалист в области методики физики) и многие другие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ергин Ю. В. Выдающийся организатор физического образования в Башкирии (к 125-летию К. П. Краузе) // Вестник Башкирского университета. 2002. №»1. С. 110-114.

2. Ергин Ю. В. К. П. Краузе (1877-1964). Уфа: Вагант, 2008. 100 с. илл.

3. Труды Всероссийского Совещания преподавателей физики, химии и космографии, 1917 г. 5-9 июня в Москве. Харьков: изд-во. Т-ва Думнов. Насл. Бр. Силаевых, 1917. 252 с.

4. Кашин Н. В. Кабинет физики Педагогического института им. П. Г. Шелапутина в Москве. М.,1913. С. 13.

5. Ергин Ю. В. Уфимский физический (1919-1937). 2-ое изд., доп. Уфа: Гилем, 2006. 214 с. илл.

Поступила в редакцию 14.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.