Научная статья на тему 'Изучение топонимики г. Городца в начальном курсе изучения географии в 6-м классе на основе личностно-ориентированного подхода'

Изучение топонимики г. Городца в начальном курсе изучения географии в 6-м классе на основе личностно-ориентированного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
778
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГИДРОНИМЫ / ОНОМАСТИКА / ТОПОНИМИКА / HYDRONYMS / ONOMASTICS / TOPONYMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Ирина Александровна, Кутасова Елена Витальевна

На сегодняшний день остро встал вопрос о расширении кругозора школьников. Рассмотрев школьные учебники и программы, можно заметить, как мало внимания уделяется вопросу топонимики, что создает пробел в знаниях и культурном развитии школьника. Временные рамки урока в школе не позволяют более глубоко изучать бесценные творения прошлого. Поэтому факультатив – оптимальное решение этой проблемы. Факультативный курс «Топонимика города Городца» для учащихся 6-го класса разработан с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей данного возраста, опирается на личностно-ориентированный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of place names, Gorodets in the initial course of study of geography (grade 6) on the basis of the personality-oriented approach

Today was the issue of expanding the horizon of students. Having considered the textbooks and programs, you may notice that in the school curriculum little attention given to the issue of place names that creates a gap in knowledge and cultural development of pupils. The time frame of the lesson in the school does not allow you to more deeply study the priceless creations of the past. Therefore optional – optimal solution able to solve the problem. Optional course “Toponymy in the town of Gorodets” for students of grade 6 is designed with consideration of age and psychological and pedagogical characteristics of children of this age, is based on learner-centered approach.

Текст научной работы на тему «Изучение топонимики г. Городца в начальном курсе изучения географии в 6-м классе на основе личностно-ориентированного подхода»

научно-методический электронный журнал

Шевченко И. А., Кутасова Е. В. Изучение топонимики г. Городца в начальном курсе изучения географии в 6-м классе на основе личностно-ориентированного подхода // Концепт. - 2014. - № 03 (март). -ART 14054. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14054.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-

ART 14054

УДК 372.891 120X.

Шевченко Ирина Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород irina-dzr52@mail.ru

Кутасова Елена Витальевна,

студентка кафедры географии, географического и геоэкологического образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород Elena kytasova@mail.ru

Изучение топонимики г. Городца в начальном курсе изучения географии в 6-м классе на основе личностно-ориентированного подхода

Аннотация. На сегодняшний день остро встал вопрос о расширении кругозора школьников. Рассмотрев школьные учебники и программы, можно заметить, как мало внимания уделяется вопросу топонимики, что создает пробел в знаниях и культурном развитии школьника. Временные рамки урока в школе не позволяют более глубоко изучать бесценные творения прошлого. Поэтому факультатив -оптимальное решение этой проблемы. Факультативный курс «Топонимика города Городца» для учащихся 6-го класса разработан с учетом возрастных и психологопедагогических особенностей детей данного возраста, опирается на личностно-ориентированный подход.

Ключевые слова: топонимика, ономастика, гидронимы.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современное изучение географии предполагает раскрытие диалектики природы человека и результатов его деятельности в их пространственных и временных связях. Эти идеи в полной мере отражают географические топонимы. Ценность геотопонимов в том, что они заключают в себе уникальную культурно-историческую информацию, связанную с природой, духовной и материальной культурой географических ландшафтов. Они сохраняют в себе и передают последующим поколениям драгоценные знания об исчезнувших и ныне существующих народах и языках, элементы топографии местности, сведения о природных богатствах, промыслах, расселении человека, его родословной и облике ландшафтов прошлого. В этом смысле топонимы рассматриваются в качестве «диалога культур», специфической памяти, «генетического кода», выживания и дальнейшего развития общества. Географические названия, или топонимы, - важнейший междисциплинарный компонент географии. Они являются своеобразным связующим звеном между человеком и географическим объектом, принадлежат к нематериальному природному и культурному наследию человечества. Топонимы - это обязательный элемент развития общества и человечества в целом. Изучением топонимов занимается наука топонимика. Географическая топонимика - это своеобразный «язык земли, где человеческая история записывается в географической номенклатуре» (Н. И. Надеждин), наука, которая исследует не изолированные названия сами по себе, а представляет собой систему знаний о происхождении содержания и закономерностях развития географических названий на определенной территории.

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2014/14054.htm

научно-методический электронный журнал

Шевченко И. А., Кутасова Е. В. Изучение топонимики г. Городца в начальном курсе изучения географии в 6-м классе на основе личностно-ориентированного подхода // Концепт. - 2014. - № 03 (март). -ART 14054. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14054.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-

ART 14054

УДК 372.B91 120X.

Нами были рассмотрены и проанализированы современные научногеографические статьи, посвященные топонимике, а также учебно-методическая литература школьно-образовательного курса (6-й класс). В целом анализ показал, что изучение географии топонимов в данном курсе является важнейшей государственной образовательной стратегией. Образовательная и воспитательная практика школы подтверждают актуальность и востребованность изучения топонимов в школьной географии. Вместе с тем в школьных программах и учебниках этому вопросу уделяется еще незначительное внимание, в некоторых он полностью отсутствует. Нет целостной методической системы изучения топонимов в начальном курсе физической географии (6-й класс). Это обусловливает невысокий интерес к изучению географии топонимов и фрагментарные, отрывочные знания школьников по данному вопросу. Как правило, большинство топонимических работ в статьях и журналах посвящается изучению происхождения географических названий, их структуры, семантики и этимологии. Однако до сих пор не было специального монографического исследования, посвященного детальному и широкомасштабному изучению городецкого топонимического материала.

Особенности факультатива «Топонимика города Городца»

Актуальность факультативного курса. Географические названия - топонимы способствуют усвоению географических знаний и сведений, которые обеспечивают пространственную привязку географического материала на Земле. Топонимы объясняют происхождение названий, раскрывают их связь с этногеографией данного региона и формируют навыки географической номенклатуры. Отличительной особенностью программы является её междисциплинарность. Она интегрирует знания воспитанников по физической и экономической географии, экологии, биологии, истории, геологии. Другой отличительной особенностью является её ориентация на личность воспитанника, его потребности, интересы, ценности, на воспитание любви к природе, краю. Программа «Топонимика города Городца» рассчитана на 1 год и предполагает обогащение содержания и совершенствование форм работы.

Цель факультативного курса - формирование устойчивого интереса к географическим названиям нашего города и развитие культурно-географической активности учащихся на основе учения географических топонимов.

Из цели вытекают следующие задачи: ознакомить с основами науки топонимики и ролью географических названий; дать учащимся представление о роли топонимов в жизни человека и общества; практически ознакомить школьников с методами организации познавательно-исследовательской деятельности по изучению географических топонимов; изучить разнообразие топонимов, связанных с природой, хозяйством и др.; рассмотреть разнообразие географических названий в Городецком районе; исследовать топонимы города Городца, формировать «нравственную» личность школьника и чувство ответственности за родной край; включить учащихся в социально значимую практическую деятельность по изучению географических топонимов и восстановлению топонимической информации о родном крае.

В результате реализации программы школьник должен:

- уметь: работать с первоисточниками; самостоятельно добывать знания; составлять доклады, рефераты; применять полученные знания на практике; самостоятельно проводить беседу с населением по записи воспоминаний; оформлять отчет по экскурсии; проводить исследовательскую работу в коллективе; самостоятельно находить информацию в Интернете; грамотно презентовать результаты своей работы;

- объяснять: что такое топонимика, классы топонимов; разнообразие топонимов на территории города; особенности топонимов города; экология топонимов.

«VI О <Х»

http://e-koncept.ru/2014/14054.htm

научно-методический электронный журнал

Шевченко И. А., Кутасова Е. В. Изучение топонимики г. Городца в начальном курсе изучения географии в 6-м классе на основе личностно-ориентированного подхода // Концепт. - 2014. - № 03 (март). -ART 14054. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14054.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-

ART 14054

УДК 372.B91 120X.

Организация проведения занятий. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, культуре, природе, людях своего района из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Нами выявлено 4 этапа формирования самостоятельной деятельности учащихся 6-го класса на факультативе: мотивационно-ориентированный, информационно-понятийный, оценочно-смысловой, рефлексивно-созидательный.

1. Введение - мотивационно-ориентированный этап в изучении географических топонимов и представлено вводными занятиями, которые способствуют положительному восприятию учащимися топонимов, осознанию необходимости их изучения.

2. Раздел «Общее представление о топонимики» соотносится с информационно-понятийным этапом изучения топонимов. Топонимы - что это такое? Топонимика - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования топонимов. Роль географических топонимов в изучении своей местности.

3. Раздел «Топонимика города Городца» имеет оценочно-смысловую направленность. Топонимы - источники изучения родной земли. Астионимы, годо-нимы, агоронимы и другие топонимы в знакомых с детства названиях. Старые и новые названия своей местности, разные классы топонимов. Новые названия на карте своей местности. Экскурсии в краеведческий музей.

4. Раздел «В книгах не читается...» имеет практико-ориентированную направленность в реальной окружающей среде. Раздел представлен практической работой учащихся по изучению топонимов, результатом которой является топонимический вечер и использование полученных знаний в дальнейшем.

Программа факультатива «Топонимика города Городца»

Введение. Я и топонимика. История нашего города.

Занятие проводится в форме эвристической беседы. Первые занятия лучше проводить в виде экскурсии по городу. Вначале педагог знакомит учащихся с целью и задачами кружка, мотивирует их на изучение топонимики города.

Занятие начинается с беседы. Педагог раздает листочки, в которых находятся выписки из писцовых книг г. Городца.

- Посмотрите внимательно на эти листочки, как вы думаете, что это такое?

- Давайте вместе попробуем прочитать, как летописцы описывали наш город в XVII веке. Прочитав с детьми первый абзац, учитель предлагает попробовать прочитать дальше ученикам.

- Как вы думаете, мы сможем пройтись по тем местам, где ходил летописец, и почему? (Педагог соглашается с разными мнениями учеников.)

- Да, вы правы: тяжело найти те ели или березы в три обхвата, но летописец упоминает название оврага - вощавец, деревни, насыпи. Давайте вместе пройдемся по его следам.

Педагог и учащиеся отправляются на улицу, чтобы найти те места и пройтись по ним. Первый ориентир - это овраг вощавец, с него и начинается наша экскурсия. Педагог объясняет значение «ввоз»: раньше не было дорог, и летописцу приходилось подниматься вверх по валу, - а также отвечает на другие вопросы учеников.

В заключение экскурсии учащиеся составляют отчет по экскурсии с фотографиями, стенгазету, а также карты-схемы их маршрута. В дальнейшем учитель знакомит учеников с Красной книгой топонимов, где предлагает создать свою Красную книгу с данными, собранными на экскурсии. На первой страничке книги ребята вносят свои

http://e-koncept.ru/2014/14054.htm

КОНТ ТШТ

Шевченко И. А., Кутасова Е. В. Изучение топонимики г. Городца в начальном курсе изучения географии в 6-м классе на основе личностно-ориентированного _____________________ _______________ подхода // Концепт. - 2014. - №03 (март). -

научно-методический электронный журнал I?£Прег.'^NocK ЙЙ'-КгМФ

ART 14054 УДК 372.891 120Х.

данные (Ф. И. О., возраст, класс). Красная книга топонимов состоит из разделов: Астионимы, Урбанонимы, Годонимы, Агоронимы, Доронимы, Гидронимы, Потанони-мы, Лимнонимы, Гелонимы, Оронимы, Ойконимы. В конце Красной книги находится большой раздел «Исследовательские работы и экскурсии», куда ученики заносят данные об экскурсии. Подводятся итоги экскурсии, выставляются оценки.

Раздел 1. Общее представление о топонимике Тема 1. Топонимика вокруг нас

Путешествие в страну Топонимику. Наука топонимика. Незнакомые термины. Наш город в свете науки топонимики. Классы топонимов. Ономастика как лингвистическая наука. Словарь топонимических терминов.

Задания для учащихся: публичная защита результатов проектной деятельности, работа со справочной литературой, творческие задания (конкурс четверостиший по теме, викторина, кроссворды, исполнение модифицированной песни). Результаты проектной деятельности учащихся - сообщения; презентация в формате Microsoft Office Power Point; листы с кроссвордом «Знай топонимы» и листы для оценивания выступлений, таблички на столах с названиями топонимов и именами членов жюри.

Лист оценивания защиты проектов «Знай топонимы»

Группы Полнота Доказательность (аргументы) Культура Итоги

Астионимы

Тема 2. Ономастика

Ономастика. Особенности топонимики города Городца. Связь топонимов с историей определенной территории. Проблемы изучения и сохранения топонимов.

Задание для учащихся

1. Расшифровать ребус (топонимика).

2. Конкурс «Роль моей семьи в развитии города». Учащиеся составляют генеалогическое древо своей семьи. Приводят воспоминания родителей о городе, его бывших улицах, окружающих деревнях, домах. В жюри приглашаются старожилы города. Конкурс оценивается по оригинальному представлению своей семьи, практическому значимому вкладу семьи в жизнь города, наличию наглядности, фотографий, связанных с городом.

3. Выставка фоторабот «Город прошлого».

4. Брейн-ринг «Городецкие названия». Учащиеся соревнуются по командам и показывают знания о своем городе.

Тема 3. Слово на географической карте

Ономастическое пространство. Предания о возникновении населенных мест. Происхождение названий и их связь с историей страны.

Задание для учащихся

На картосхеме города отобразить разными цветами районы города. Подписать названия районов.

Игра «Классы». Учитель знакомит учащихся с определениями топонимики, ономастики. Учащиеся делятся на группы. У каждой команды на столе названия различных классов топонимики и определения этих терминов, а также различные словари. Учащиеся должны сопоставить все определения и термины правильно. В ходе этой игры ребята знакомятся с классами топонимов и заполняют определения в Красной книге.

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2014/14054.htm

научно-методический электронный журнал

Шевченко И. А., Кутасова Е. В. Изучение топонимики г. Городца в начальном курсе изучения географии в 6-м классе на основе личностно-ориентированного подхода // Концепт. - 2014. - № 03 (март). -ART 14054. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14054.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-

ART 14054

УДК 372.B91 120X.

Сбор материалов для составления топонимической карты; легенд, связанных с историей населенных пунктов. Связь с фольклорными и историческими представлениями населения.

Тема 4. Географические объекты

Типы географических объектов. Микротопонимы. Гидронимы. Орография. Название объектов, созданных человеком. Какими бывают топонимы?

Учащиеся выполняют задание «Принципы номинации (наименования) географических объектов».

1. Какую информацию о называемом объекте может заключать в себе топоним? (Приведите примеры.)

2. Может ли топоним нести в себе какую-либо информацию о людях? (Приведите примеры.)

3. Какие принципы номинации лежат в основе следующих названий: деревня Слоново, деревня Кудашиха, река Волга и др.?

4. Приведите примеры известных вам топонимов.

Раздел 2. Топонимика города Городца

Тема 1. Краткий очерк развития топонимики

Легенды сообщают. Место городецких исследователей в изучении географических названий. Труды Л. Л. Трубе. Методика топонимических исследований. Источники топонимического материала. Топонимические словари. Топонимические экспедиции.

Задание для учащихся

Дополните. Фамилии образовывались: по фамилии феодала или названию поместья, которое ему принадлежало; по имени отцов; по месту проживания; по профессии; по названию религиозных праздников; по чертам характера; по названию животных: птиц, зверей, рыб; по местностям, упоминавшимся в Библии; в честь какого-либо события.

Фамилии образовывались при помощи суффиксов -ский, -ов, -ев, -ин.

Вопросы для полевого сбора названий. Город.

1. Современное название города. Когда он возник и как назывался при своем возникновении? Как и почему изменялось название? Были ли официальные переименования, когда, в связи с чем? Когда восстановлено исконное название?

2. Название частей города: районов, микрорайонов, селений, вошедших в состав города.

3. Название исторического центра города.

4. Названия церквей и монастырей в черте города и в его ближайших окрестностях; названия культурных сооружений.

5. Названия (современные и старые) улиц, переулков, площадей, набережных, тупиков. Если улица переименовывалась несколько раз, указать все старые названия. Постараться выяснить мотивы отмены старых или присвоения новых (например: по находящимся на них объектам, в честь городских знаменитостей, знатных жителей этой улицы; по идеологическим мотивам или если улица как бы указывает направление на другой город, другое селение).

6. Названия садов и парков (новые и старые); названия мест отдыха и гуляний.

7. Названия мостов (новые и старые).

8. Названия рынков (новые и старые).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Названия застав, въездных ворот, укреплений на окраинах города.

10. Если в городе есть железнодорожные станции, пристани, аэропорты, то как они называются сейчас, как назывались раньше.

http://e-koncept.ru/2014/14054.htm

научно-методический электронный журнал

Шевченко И. А., Кутасова Е. В. Изучение топонимики г. Городца в начальном курсе изучения географии в 6-м классе на основе личностно-ориентированного подхода // Концепт. - 2014. - № 03 (март). -ART 14054. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14054.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-

ART 14054

УДК 372.B91 120X.

11. Собственные имена различных учреждений: магазинов, ресторанов, кафе, клубов и т. д.

12. Названия естественных природных объектов, имеющихся в черте города: рек, озер, оврагов, лесов, рощ и т. п.

Тема 2. Астионимы

Астионимы - названия городов. Почему наш город называют Городцом. Особенности топонимики Городца. Связь топонимики с историей определенной территории.

Задание для учащихся

Используя кейс-метод, рассмотреть тему «Истоки основания города».

На первом этапе формулируется проблема: «Как вы считаете, в каком году основан наш город?» На втором этапе учащиеся знакомятся со статьями и выписками из писцовых книг. Третий этап - обсуждение, анализ, изучение ситуации, ответы на вопросы учащихся и подведение итогов совместной работы. В результате учащиеся должны ответить на вопросы: 1. Как вы считаете, в каком году основан наш город? Почему? 2. Как вы думаете, чья статья правдивая? 3. Как называли наш город раньше? 4. Как он записан в летописи? 5. Сколько лет нашему городу?

Тема 3. Урбанонимы

Урбанонимы - названия внутригородских объектов. План города. Из чего состоит город.

Задание для учащихся

- Составить список известных мест, строений города.

- Просмотреть презентации о памятнике «Купечеству России». Рассказать о вкладе купцов в развитие и строение города.

Тема 4. Годонимы

Годонимы - названия улиц. Сравнение улиц прошлого и настоящего. Нужны ли имена людям? А улицам? Может ли улица быть без имени? Перечислите названия улиц, остановок общественного транспорта. Рассказ ведут названия улиц. Отражение в названиях улиц города Городца важных событий истории города и всей страны. Имена героев-городчан - названиям улиц.

Задание для учащихся

Догадайтесь, о какой улице идет речь, устно обоснуйте свой ответ.

1. Название улицы, которое дано ей по фамилии великого русского писателя. (Ул. М. Горького, ул. Пушкина.)

2. Название улицы, которое дано ей по местоположению. (Набережная улица.)

3 Названия улиц, связанные с советский властью. (Пионерская, Красногвардейская, Краснофлотская, ул. Ленина и др.)

4. Названия улиц, связанные с именами героев. (Ул. Александра Невского, ул. Ворожейкина, ул. Гагарина, ул. Кожанова и др.)

5. Улица, указывающая на свое местоположение. (Южная улица)

Рассмотрим внимательно список улиц, скажите:

- Есть ли старинные названия улиц?

- Сравните фотографии прошлого и настоящего разных улиц. Как вы считаете, сильно ли улицы изменились, если да, то какие? Почему центральные улицы меняют свой облик?

Экскурсия «Улицы прошлого и настоящего» по главным улочкам города Городца.

Тема 5. Агоронимы. Доронимы

Агоронимы - названия площадей. Церковные площади города. Площадь Кольцова. Площадь Победы. Особенности площадей города Городца. Легенды агорони-

http://e-koncept.ru/2014/14054.htm

научно-методический электронный журнал

Шевченко И. А., Кутасова Е. В. Изучение топонимики г. Городца в начальном курсе изучения географии в 6-м классе на основе личностно-ориентированного подхода // Концепт. - 2014. - № 03 (март). -ART 14054. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14054.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-

ART 14054

УДК 372.B91 120X.

мов. Доронимы - названия дорог. Старые дороги города. Связующие пути города с другими городами. Мосты города. Перекрестки. Современные названия дорог. Географические карты и схемы.

Задание для учащихся:

Лекция с элементами беседы о площадях и дорогах города. Нахождение старинных дорог, которые были главными, так как соединяли сухопутные и морские пути. Рассмотреть старинные карты города Городца. Отметить на карте современного города важные дороги прошлого.

Игра «Угадай уголок природы» (демонстрация фотографий, слайдов). Выбор тем для творческих проектов. Обсуждение плана работы над проектами.

Тема 6. Гидронимы. Лимнонимы, гелонимы

Гидронимы - водные объекты. Пелагонимы - названия морей. Горьковское море. Легенда о Горе-море. Строительство ГЭС. Лимнонимы - названия озер, прудов. Гелонимы - собственные имена болот, заболоченных мест. Озера и болота нашего города.

Задание для учащихся

Экскурсия на ГЭС. Просмотр фото строительства ГЭС. Происхождение названий водных объектов. Работа в группах по изучению происхождений названий водных объектов. Отчет групп по темам. Составление презентаций.

Тема 7. Потамонимы

Потамонимы - названия рек. Река, как вас зовут? Генетическое разнообразие рек. Главная река города - Волга.

Задание для учащихся

Беседа по темам: Гидронимы. Водоем: река, ручей, пруд, озеро, родник, колодец, искусственный водоем, функция водоема.

Практическая индивидуальная и групповая работа по изучению принципов номинации гидронимов. Составление понятийного словаря, бюллетеня. Работа с данными по народной этимологии. Отчеты о проведенном исследовании. Сообщение учителя о топонимах, связанных с гидронимами, их истории и значении. Важнейшие колодцы города Городца.

Тема 8. Оронимы

Оронимы - названия поднятых форм рельефа. Горы города. Овраги. Оронимы

- гора) - топонимы горных хребтов и равнин.

Творческое задание - игра-соревнование «Кто больше, точнее, быстрее?». Составьте карту города Городца, на которой обозначьте все овраги, горы и валы-укрепления.

Тема 9. Ойконимы

Ойконимы - названия населенных мест. Ближайшие деревни и села города Городца. Особенности объединения деревень в город Городец.

Задание для учащихся

Беседа «Отправляемся в путешествие прошлого и настоящего». Ойконимы -это «визитные карточки» (М. В. Горбаневский) улиц, переулков...

Краткие варианты вопросников для ойконимов около города Городца:

1. Как называется деревня, (село, поселок, город)? Какой администрации она принадлежит? Откуда произошло название деревни?

2. Как далеко деревня (село) расположена от города?

3. Как называется лес, ближайший к деревне?

4. Какие названия имеют луга (поля) вокруг деревни?

5. Как называется самое высокое место (гора, холм, бугор) возле деревни?

pu "7 fu

http://e-koncept.ru/2014/14054.htm

КОНТ ТЕПТ

Шевченко И. А., Кутасова Е. В. Изучение топонимики г. Городца в начальном курсе изучения географии в 6-м классе на основе личностно-ориентированного ____________________ ______________ подхода // Концепт. - 2014. - №03 (март). -

научно-методический электронный журнал -г£Прег.'^оск ЙЙ'-КгМФ

АКТ 14054 УДК 372.891 120Х.

6. Есть ли вблизи деревни овраги, имеющие собственные названия? Какие это названия?

7. Как называется ближайшее к деревне болото?

8. Есть ли около деревни колодцы, ключи, родники, имеющие свои названия? Какие они?

9. Есть ли около деревни другие места, имеющие собственные названия? Какие? В каждом случае следует спрашивать о происхождении названия (почему, в

связи с чем оно дано?).

Материалы, полученные по любому из этих вопросников, выписываются на карточки и включаются в общую картотеку, а в процессе дальнейшей обработки дополняются данными текстовых и картографических источников.

Тема 10. Микротопонимы

Микротопонимы города. Слободы Городца. Важнейшие памятники архитектуры. Новое время - новое имя. Язык земли моей.

Задание для учащихся Обобщение по темам.

1. На какие части подразделяется территория нашего города?

2. Составьте список топонимов, образованных на цветовой основе.

3. Придумайте и нарисуйте карту местности - не менее пятнадцати топонимов, которые необходимо этимологизировать.

4. В игровой форме - назовите известные вам: а) хоронимы; б) гидронимы; в) ойконимы. Победитель тот, кто последним назовёт топоним.

5. Запишите воспоминания местных жителей об исчезнувших топонимах. Укажите и проанализируйте новые топонимы.

6. Придумайте топоним и легенду о его происхождении.

7. Нарисуйте топографическую карту Городца и его ближайшего окружения.

8. По возможности изучите карту одной территории разных лет. Найдите на карте изменения топонимов. Выясните причины изменения. Сделайте вывод о динамике топонимической картины города.

Тема 11. В книгах не значатся... (названия тех топонимов со слов старожилов, которых нет в летописях или писцовых книгах)

Найти название мест в городе, которые не значатся ни в каких книгах. Исследовательская работа. Опрос старожилов, анкетирование учащихся и родителей по названиям. Записи бесед с информантами. Топонимические карточки, схема маршрута.

Тема 12. «Дорогами топонимики»

Подготовка к фестивалю проектов «Дорогами топонимики» с компьютерными презентациями-отчетами. Работа над продуктом проекта: журнал, стенд, видеофильм, фотоальбом. Наши планы. Итоги анкетирования.

Тема 13. Презентация материала (продукта деятельности). Рефлексия Составление топонимистического вечера.

Задание для учащихся

Одной из форм занятия по топонимической работе школьников может быть общешкольный топонимический вечер, при подготовке к проведению которого его участники воспроизводят в памяти (обобщая и закрепляя) полученные ранее знания. Предварительно разрабатывается программа предстоящего вечера, распределяются обязанности и роли между его организаторами и участниками. При этом организатору следует особое внимание обратить на то, что содержание вечера в целом

IV! 0 IV!

http://e-koncept.ru/2014/14054.htm

научно-методический электронный журнал

Шевченко И. А., Кутасова Е. В. Изучение топонимики г. Городца в начальном курсе изучения географии в 6-м классе на основе личностно-ориентированного подхода // Концепт. - 2014. - № 03 (март). -ART 14054. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14054.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ART 14054

УДК 372.B91 120X.

должно носить отчетный характер о проделанной работе, представлять собой воспроизведение полученных детьми топонимических сведений с акцентом на особенностях местных географических названий.

Результаты. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в условиях внеклассной работы без нарушения естественного хода учебно-воспитательного процесса в МОУ Зиняковская общеобразовательная школа.

Главными целями экспериментального исследования были определение влияния предлагаемой программы на формирование личности школьников, на расширение и углубление базовых знаний и умений, развитие их способностей, нравственного и эстетического отношения к топонимике; приобщение к исследовательской работе, организация социальной деятельности учащихся в пределах Городецкого района, а также создание условий для того, чтобы каждый школьник научился вести себя в природной и социальной среде, был готов к непрерывному образованию.

Проверка знаний учащихся после эксперимента показала возросшее количество верных ответов на вопросы контрольной работы у учащихся экспериментальной группы, что свидетельствует о возросшем качестве знаний учеников и положительной мотивации обучения, о самостоятельности и познавательной активности старшеклассников.

Предложенный курс создает условия для повышения уровня и качества знаний учащихся, формирования устойчивых профессиональных интересов, использования резервных возможностей учеников, что позволяет говорить о результативности данного вида работы. Среди учащихся экспериментальной группы большинство имеет высокий и средний уровни знаний. Ответы на вопросы контрольной работы были глубокими и полными, учащиеся проявляли творческий подход при написании, тогда как ученики контрольной группы имеют ответы с преобладанием среднего и низкого уровней знаний. При этом ответы были поверхностными и неконкретными. Учащиеся экспериментальной группы стали охотнее работать самостоятельно, используют полученные знания в курсе географии. Улучшилось эмоциональное состояние на уроках. У ребят развились такие черты, как любознательность, логика высказывания мыслей, эрудированность, самокритичность, - именно эти качества составляют профессиональную склонность учеников к географии. Результаты повторного анкетирования показали формирование устойчивого интереса к изучению географии, положительного отношения к факультативным занятиям и становление устойчивых профессиональных интересов учащихся. Следовательно, факультатив дает возможность для реализации воспитательных задач, что и требовалось подтвердить в ходе педагогического эксперимента.

В результате проведенного педагогического эксперимента мы пришли к следующим выводам.

1. Изученное состояние данной проблемы в практике школы не отвечает ее теоретическому изложению в научно-педагогической литературе. Классно-урочная система не позволяет полностью раскрыть все аспекты географической науки и сформировать профессиональную направленность учеников, а количество уже введенных курсов по географии невелико.

2. Нами разработана авторская программа факультативных занятий по теме «Топонимика города Городца».

3. Факультативный курс позволяет вести обучение с целью его углубления и расширения, что повышает уровень географического мировоззрения, развивает

PU Q fu

http://e-koncept.ru/2014/14054.htm

КОНТ тнпт

Шевченко И. А., Кутасова Е. В. Изучение топонимики г. Городца в начальном курсе изучения географии в 6-м классе на основе личностно-ориентированного подхода // Концепт. - 2014. - №03 (март). -ART 14054. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14054.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304120Х.

научно-методический электронный журнал ART 14054 УДК 372.891

коммуникабельность, творческие и исследовательские способности учеников, что мы экспериментально подтвердили.

Следовательно, программа факультативных занятий может быть использована в практике общеобразовательной школы.

Таким образом, в ходе проведенного эксперимента была подтверждена поставленная гипотеза, тем не менее, использование факультативных занятий представляет собой широкое поле деятельности для дальнейших исследований.

Irina Shevchenko,

Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of Department of geography, geographical and geo-ecological education of the “Nizhny Novgorod State Pedagogical University”, Nizhny Novgorod irina-dzr52@mail.ru Elena Kytasova,

Student of the Department of geography, geographical and geo-ecological education of the “Nizhny Novgorod state pedagogical University”, Nizhny Novgorod Elena kytasova@mail.ru

The study of place names, Gorodets in the initial course of study of geography (grade 6) on the basis of the personality-oriented approach

Abstract. Today was the issue of expanding the horizon of students. Having considered the textbooks and programs, you may notice that in the school curriculum little attention given to the issue of place names that creates a gap in knowledge and cultural development of pupils. The time frame of the lesson in the school does not allow you to more deeply study the priceless creations of the past. Therefore optional - optimal solution able to solve the problem. Optional course “Toponymy in the town of Gorodets” for students of grade 6 is designed with consideration of age and psychological and pedagogical characteristics of children of this age, is based on learner-centered approach.

Key words: toponymy, onomastics, hydronyms.

Рекомендовано к публикации

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

977230412014203

http://e-koncept.ru/2014/14054.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.