Научная статья на тему 'Модель интегрированной организации национально- регионального компонента во внеурочное время'

Модель интегрированной организации национально- регионального компонента во внеурочное время Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование / топонимика / лингвокраеведческая работа / национально-региональный компонент / additional education / toponymy / lingvostranovedcheskii work / national-regional component

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. Р. Белослудцева

На сегодняшний день деятельность на уроке не всегда способна предоставить достаточные условия для развития творческого потенциала школьников. Поэтому особенно актуальным сегодня является вопрос о дополнительном образовании, так как оно направлено на удовлетворение тех потребностей в обучении, которые расширяют и углубляют знания учеников, например по русскому языку. По своему значению дополнительное образование никак не уступает основному и даже имеет перед ним преимущество: ученики имеют вид деятельности согласно своим интересам. Конечно, школа дает значимое общее образование, но именно кружковая работа способствует многогранному развитию личности ребенка. В статье рассматриваются вопросы дополнительного образования учащихся на основе работы кружка «Топонимика Приморского края» в муниципальном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 8 города Владивостока» в рамках проекта «Школа — территория сотрудничества». Представлены особенности топонимики как важнейшего элемента лингвокраеведческой работы с учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INTEGRATED ORGANIZATION OF THE NATIONAL REGIONAL COMPONENT OUTSIDE REGULAR SCHOOL TIME

At the present time the activity in the classroom is not always able to provide sufficient conditions for the development of creative potential of students. Therefore, the issue of additional education is particularly relevant today, as it is aimed at meeting the needs for training that expand and deepen the knowledge of students, for example, in the Russian language, going far beyond it. By its importance the additional education is not inferior to the basic one and even has an advantage over it, since students have the opportunity to independently choose the type of activity according to their interests. Of course, the school gives a significant General education, but it is the work of the circle contributes to the multifaceted development of the child’s personality. The author of the article considers the issues of additional education of students on the basis of the work of the children’s group called “Toponymy of Primorsky Krai” at school No. 8 in Vladivostok as part of the “School is a territory of cooperation” project. The author presents features of toponymy as an essential element of linguistic and local studies with students.

Текст научной работы на тему «Модель интегрированной организации национально- регионального компонента во внеурочное время»

ИЗ ОПЫТА РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ УДК 37

МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОРЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

На сегодняшний день деятельность на уроке не всегда способна предоставить достаточные условия для развития творческого потенциала школьников. Поэтому особенно актуальным сегодня является вопрос о дополнительном образовании, так как оно направлено на удовлетворение тех потребностей в обучении, которые расширяют и углубляют знания учеников, например по русскому языку. По своему значению дополнительное образование никак не уступает основному и даже имеет перед ним преимущество: ученики имеют вид деятельности согласно своим интересам. Конечно, школа дает значимое общее образование, но именно кружковая работа способствует многогранному развитию личности ребенка.

В статье рассматриваются вопросы дополнительного образования учащихся на основе работы кружка ««Топонимика Приморского края» в муниципальном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 8 города Владивостока» в рамках проекта «Школа — территория сотрудничества».

Представлены особенности топонимики как важнейшего элемента лингвокраеведческой работы с учащимися.

Ключевые слова: дополнительное образование, топонимика, лингвокраеведческая работа, национально-региональный компонент.

И. Р. Белослудцева

Учитель русского языка и литературы, МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 8» г. Владивосток

E-mail: belosludceva.i@ mail.ru

Irina R. Belosludtseva

Teacher of Russian language and literature, School No. 8, Vladivostok, Russia

Как цитировать статью: Белослудцева И. Р. Модель интегрированной организации национально-регионального компонента во внеурочное время // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 5 (55). С. 89-96.

Работая в рамках проекта «Школа — территория сотрудничества», одной из главных задач я считаю включение обучающихся в творческую, исследовательскую деятельность через дополнительное образование, которое связано со свободой выбора, отсутствием жестких рамок. Кружок «Топонимика Приморского края», который ведется в нашем учебном заведении,— место, где каждый ребенок может получить психологическую и эмоциональную разгрузку. Здесь меняется статус ученика, он учится общаться со сверстниками, коллективной деятельности, становится более ответственным, получает удовольствие от участия в совместной работе. Многолетний опыт работы с учениками и общения с их родителями позволяет автору сделать вывод, что такая деятельность детей, бесспорно, доставляет им огромное наслаждение, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости.

Использование топонимики как организации национально-регионального компонента — это прекрасный способ вызвать интерес школьников к истории и географии Приморского края через изучение географических названий. Участие ребят в этой работе способствует расширению их кругозора [2], ученики начинают проявлять особый интерес к таким предметам, как география, история и русский язык, не говоря уже о том, что такая деятельность способствует и нравственному воспитанию школьников. На сегодняшний день топонимика имеет большое значение как элемент национальной политики государства: ученики знакомятся с историей родного края, который начал осваиваться разными народами Российской империи в середине XIX века, через географические названия, или топонимы. Поэтому так важно не только изучение топонимов, но и их сохранение. Недаром у всех народов планеты есть слова, значение которых так высоко, что при их звучании душа человека озаряется светом любви. Это названия родных мест. Учащиеся знакомятся с основными понятиями топонимики, используя свои знания на уроках, а также учатся работе со словарным материалом, различными справочниками.

Целью кружка по топонимике является создание условий для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента, а именно:

а) формирование патриотических качеств учащихся, расширение кругозора школьников, воспитание любви к Родине (в том числе к малой), основ национального самосознания и любви к отечеству при опоре на особенности региональной местной топонимики;

б) формирование понятия о региональной топонимике, ее своеобразии и связи с историей, географией и лингвистикой через практическую деятельность учащихся и различные методы воспитания и обучения.

На карте Приморского края находится множество географических объектов, и все они имеют свои названия. Чтобы понять их смысл, мы обращаемся к науке топонимике, в данном случае нас интересуют географические названия населенных пунктов Приморья, реки, озера, горы, а также микротопонимы (микрорайоны, улицы, проспекты, речки, здания), то есть те, которые непосредственно связаны с природными особенностями и историей края, с именами тех, кто его осваивал.

Работа по изучению региональной топонимики края способствует более глубокому пониманию особенностей мышления наших предков. Как межотраслевая область, которая находится на стыке различных дисциплин, топонимика позволяет установить происхождение того или иного географического названия с помощью фонетического, словообразовательного и семантического анализа с учетом широкого круга исторических и географических данных края. У учителя появляется возможность не просто вовлечь учеников в исследовательскую деятельность, но и помочь им в определении своих интересов (русский язык, региональная литература, история Приморья, география Приморья, журналистика), что дает возможность реализовать личностно-диагностический подход к обучению.

В результате предполагается, что учащиеся получат знания об ономастике как разделе лингвистики; повысят качества географических, топонимических и языковедческих знаний и умений; приобретут умения работы с различными источниками информации [4]. Познакомившись с региональной топонимикой, ребята становятся активными участниками жизни Приморского края, узнают его историю [5].

Обычно активными членами топонимического кружка являются ученики 5-х -8-х классов, возраст любознательных и активных школьников, к тому же у этих учащихся уже есть небольшая лингвистическая подготовка в области фонетики, лексики, морфологии. Также ребята сотрудничают с библиотеками, музеем им. В. Арсеньева, членами Общества изучения Амурского края, архивом данного Общества.

Ребятам предлагается организовать следующие группы:

• экскурсоводы (те, кто разрабатывают обзорные и тематические экскурсии, проводят лекции);

• поисковики (те, кто обобщают результаты совместно проделанной работы);

• организаторы (те, кто проводят мероприятия и тематические вечера, организуют встречи с интересными людьми, внесшими свой вклад в историю края).

Первым этапом работы с учащимися в данном направлении являются анкеты «Знаешь ли ты топонимику родного края?», работа над которыми чаще всего показывает, что дети, к сожалению, слишком мало знают о родном крае, о его истории, но стремятся узнать больше.

Фрагмент одного из занятий кружка по региональной топонимике.

«Удивительная топонимика»

Цель: Знакомство учащихся с именем собственным — топонимом — и его видами.

Слово учителя:

.. .Происхождение и смысл географических названий давно интересовали человека. История такого интереса уходит в далекое прошлое. Что такое Владивосток, Светланская, Пидан, Уссури? Эти слова называются топонимы. В отличие от других слов это знаки-ориентиры, привязанные к определенным географическим объектам. А изучением топонимов занимается топонимика (от греч. корней topos — «место» и onyma — «имя»), наука, изучающая собственные имена географических объектов (это города, села, моря, реки, горы, районы, улицы и т.д.).

Знакомство с видами топонимов

Продолжи цепочку географических названий Приморского края

Ученики приводят свои примеры, стараясь не прерывать цепь ответов.

Занятие продолжает минутка игры:

Попробуйте узнать меня!

Найдите среди топонимов а) гидронимы (названия водных объектов), б) ойконимы (названия населенных пунктов), в) оронимы (названия элементов рельефа земной поверхности):

Красный Кут, Заря, Артемовка, Пограничный, Ливадийская, Босфор Восточный, Штыково, Серебрянка, Облачная, Большой Камень.

Если возникнут затруднения, обратитесь к школьному топонимическому словарю Рублевой О. Л.

Задание — игра «Топонимическое лото»

Учащимся раздаются карты для лото и фишки. В данном случае представлены два варианта карточек. Фишками («гидроним», «ойконим», «ороним») необходимо закрыть данные топонимы.

Лотос Астраханка Мельгуновка Пидан Лазо

Арсеньевка Раздольная Смоляниново Сунгача Стеклянуха

Лазовка Хасан Буй Безымян- ная залив Петра Великого

Владивосток Амурский Черные горы Черниговка Зарубино

Ханка Пологая Уссури Горные Ключи Находка

В конце каждого занятия заполняются индивидуальные опросные листы, на основе которых выясняется уровень заинтересованности учеников, эффективность использованных методов.

Исследовательская работа сама по себе очень интересна, но когда она связана с историей Приморья,— это интересно вдвойне. Ребята ищут значения гидронимов, ойконимов, оронимов Приморья в литературных источниках, архивных материалах, в походах по родным местам. Работа с местным топонимическим материалом вызывает интерес учащихся, стремление расширить свои познания в краеведении. Наше Приморье многонационально, помимо русских и украинцев, коренного населения (удэге, нанайцы, орочи, тазы), здесь издавна живут народы Поволжья (татары, мордва, чуваши) и ряд других. В связи с этим в течение нескольких лет в нашем городе проводится городской открытый фестиваль «Многонациональное Приморье», в котором принимают активное участие и члены нашего топонимического кружка. Это и конкурс электронных презентаций «Приморье — территория многонационального общения», и конкурс докладов «Коренные народы Приморья: быт, культура, традиции, обычаи, национальная кухня и костюм», и викторина «Многонациональное Приморье: люди и события».

Японское море, Тихий океан, приморские реки и озера являются одним из главных достояний нашего края. Поэтому много работы посвящено этим гидронимам. Ученики исследуют их, например, используя следующую топонимическую карточку и топонимический словарь:

1. Топоним.

2. Этимология топонима.

3. Топооснова (имя, фамилия, географический термин), легший в основу топонимов.

4. Легенды, предания, объясняющие происхождение топонимов (если таковые есть).

5. Топонимика в контексте употребления в повседневной речи.

Более творческие школьники вот уже несколько лет принимают

активное участие в международных конкурсах сочинений о море на русском языке, где постоянно занимают призовые места, что говорит об их глубоком интересе к выбранной теме. Участвуют в открытых межрегиональных историко-патриотических конкурсах «Морская слава России», которые проводятся Центром национальной славы России; члены нашего топонимического кружка принимают активное участие в конкурсе «Мой город» [1].

Так как члены топонимического кружка уже несколько лет занимаются краеведческой работой и выступают на конференциях и конкурсах, они были отмечены дипломом Общества изучения Амурского края за вклад в развитие краеведения в Приморском крае, поисково-исследовательскую работу.

Сегодня нами собран большой материал, проведена значительная работа, но важно продолжить деятельность в данном направлении с пяти- восьмиклассниками, так как возможности для изучения регионального материала неисчерпаемы.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что краеведческая работа данного топонимического кружка эффективно влияет на воспитание патриотизма у школьников. Дети неравнодушны к образованию и хотят, чтобы оно было более личностно ориентированным. Одно базовое образование не может решить эту проблему, поэтому так важно умело использовать возможности кружка по топонимике Приморского края. Через ошибки и находки ученики открывают мир и обретают свое место в нем. Результатом такой работы может стать как хобби, так и будущая профессия.

По окончании срока реализации проекта кружка будет создана модель интегрированной организации национально-регионального компонента во внеурочное время. Тот опыт, который получают ребята, важен не только в рамках дополнительного образования — он расширяет возможности уроков русского языка, географии, истории. Ребята осознанно работают над составлением словаря поселка Горностай, в котором проживают, наблюдается личный вклад в эту работу каждого ученика,

они создают компьютерные презентации, исследовательские работы, пишут топонимические сказки.

Работа кружка «Топонимика Приморского края» в муниципальном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 8 города Владивостока» в рамках проекта «Школа — территория сотрудничества» — это лишь одна из форм реализации регионального компонента. Дальнейшее развитие проекта будет выстраиваться по следующим направлениям:

• создание цикла виртуальных экскурсий по Приморскому краю «Пройдем по своему Отечеству...» («В гостях у удэгейцев», «На берегах озера Ханка») (совместно с учителем географии);

• «Тропа Здоровья» (совместно с учителем биологии).

Литература

1. ГорбоваМ. А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. М.: Глобус, 2007. С. 214.

2. Гузева Н. Ю. Региональная топонимика в русском языке: методическое пособие для учи-телей-филологов, студентов педагогических институтов, колледжей. Биробиджан, 2003. С. 44.

3. Касимова Т. А., Яковлев Д. Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис-пресс, 2005. С. 64.

4. Рублева О. Л. Ономастика в школе: учебное пособие для учителей и учащихся средней школы. Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2005. С. 151.

5. Рублева О. Л. От Або до Ясной Поляны по карте Приморского края: школьный топонимический словарь. Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2010. С. 210.

MODEL OF INTEGRATED ORGANIZATION OF THE NATIONAL REGIONAL COMPONENT OUTSIDE REGULAR SCHOOL TIME

At the present time the activity in the classroom is not always able to provide sufficient conditions for the development of creative potential of students. Therefore, the issue of additional education is particularly relevant today, as it is aimed at meeting the needs for training that expand and deepen the knowledge of students, for example, in the Russian language, going far beyond it. By its importance the additional education is not inferior to the basic one and even has an advantage over it, since students have the opportunity to independently choose the type of activity according to their interests. Of course, the school gives a significant General education, but it is the work of the circle contributes to the multifaceted development of the child’s personality.

The author of the article considers the issues of additional education of students on the basis of the work of the children’s group called “Toponymy of Primorsky Krai” at school No. 8 in Vladivostok as part of the “School is a territory of cooperation” project.

The author presents features of toponymy as an essential element of linguistic and local studies with students.

Keywords: additional education, toponymy, lingvostranovedcheskii work, national-regional component.

References

• GorbovaM. A. Patrioticheskoe vospitanie sredstvami kraevedeniya. M.: Globus, 2007. S. 214. [In Rus].

• Guzeva N. Yu. Regional’naya toponimika v russkom yazyke: metodicheskoe posobie dlya uchitelej-filologov, studentov pedagogicheskih institutov, kolledzhej. Birobidzhan, 2003. S. 44. [In Rus].

• Kasimova T. A., Yakovlev D. E. Patrioticheskoe vospitanie shkol’nikov. M.: Ajris-press, 2005. S. 64. [In Rus].

• Rubleva O. L. Onomastika v shkole: uchebnoe posobie dlya uchitelej I uchashchihsya srednej shkoly Vladivostok: Izd-vo PIPPKRO, 2005. S. 151. [In Rus].

• Rubleva O. L. Ot Abo do Yasnoj Polyany po karte Primorskogo kraya: shkol’nyj toponimicheskij slovar’. Vladivostok: Izd-vo PIPPKRO, 2010. S. 210. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.