Научная статья на тему 'Методика изучения топонимических данных в школьном курсе географии'

Методика изучения топонимических данных в школьном курсе географии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4218
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПОНИМ / ТОПОНИМИКА / ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ / ГИДРОНИМЫ / ОЙКОНИМЫ / TOPONYM / TOPONYMICS / THE ORIGIN OF THE GEOGRAPHIC NAMES / HYDRONYMS / OIKONYMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соломина Е. В.

В статье приведены сведения о методике изучения топонимических данных в школьном курсе географии. Рассмотрены происхождения географических названий, значение и важность внедрения топонимических сведений в учебных процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODS OF TEACHING TOPONYMIC DATA IN SCHOOL GEOGRAPHY COURSE

The information about the methods of teaching toponymic data in geography course at school is given in this article. The origin of the geographical names and their meanings, and the importance of introduction of toponymic data into the educational process are regarded here.

Текст научной работы на тему «Методика изучения топонимических данных в школьном курсе географии»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Е.В. СОЛОМИНА

аспирант кафедры географии Орловского государственного университета Тел. 8 920 086 61 69

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТОПОНИМИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

В статье приведены сведения о методике изучения топонимических данных в школьном курсе географии. Рассмотрены происхождения географических названий, значение и важность внедрения топонимических сведений в учебных процесс.

Ключевые слова: топоним, топонимика, происхождение географических названий, гидронимы, ойконимы.

Одним из факторов успешного усвоения географической номенклатуры является изучение происхождения и смыслового значения географических названий. Географические названия - обязательный элемент географии. Топонимика - наука, изучающая географические названия, их происхождение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.

Географические названия - свидетельства исторических условий эпох, когда они возникали, формировались, распространялись в тех или иных странах, областях, краях. Историки, археологи, этнографы все чаще обращаются к помощи топонимики. Ведь она связана с исторической географией. По географическим названиям судят о прошлых миграциях населения, о контактах разных наций между собой, о древних ареалах этносов. В свою очередь, без знания конкретных исторических ситуаций, совпадающих со временем зарождения топонимов, трудно правильно понять их первичное содержание.

Происхождение названия, его этимология характеризуют объект на каком-то определенном историческом этапе и дают информацию об этом этапе. Изменения географических названий демонстрируют изменения, происходящие во времени. Очевидно, что указанные особенности позволяют рассматривать изучение топонимики в школьном курсе географии как реализацию одного из аспектов исторического подхода. Топонимы - наша память о языке, об истории и географии.

«Природа страны и история народа, отражаясь в духе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка», - писал К.Д. Ушинский.

Топоним - имя собственное, название любого географического объекта. Слово это греческого

происхождения, сложное, состоит из двух слов: то-пос - «место» и онома - «имя», то есть топонимика

- наука об именах, названиях мест.

О значении и важности внедрения топонимических сведений в учебный процесс писали многие известные географы: Э.М. Мурзаев, В.А. Жучкевич, В.П. Максаковский, Е.М. Поспелов.

Важное образовательное и воспитательное значение изучения топонимов нашло отражение в проекте образовательного стандарта основного общего образования по географии. Согласно требованиям указанного документа, основная нагрузка по реализации исторического и экологического подхода к преподаванию регионального курса географии, топонимики ложится на географию своей области.

Учебный процесс включает в себя три основные функции: обучающую, воспитательную,

развивающую.

Большие возможности для их формирования на уроках географии и во внеклассной работе заключает в себе работа с топонимами. Географические названия таят и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки. Знакомясь с топонимами, учащиеся могут представить себе, как многообразна и интересна наука топонимика, как увлекательна работа, связанная с разгадкой происхождения знакомых с детства названий. Как часто именно с удивительных рассказов о происхождении топонимов начинается увлечённость будущего историка, лингвиста, географа.

В.А. Сухомлинский писал: «Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова». Родина для человека начинается с того села, с того города, где он родился, от тех ручьёв и речек, для которых народ придумал так много чудесных, поэтических названий. Обращение учителя к таким названиям позволит не только расширить кругозор ребят, углубить их знания, пробудить интерес к языку, но

© Е.В. Соломина

и воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, что сегодня особенно важно.

Изучение топонимики в курсе географии средней школы возможно практически на всех уроках. При изучении географии материков и океанов в 7 классе мы можем говорить о географических названиях материков, частей света, океанов, рек, озёр, водопадов, горных вершин и крупнейших городов мира. В курсе географии России в 8-9 классах возможно изучение топонимики как России, так и своего региона. Особое внимание географическим названиям их истории, происхождению надо уделить при изучении природы России в 8 классе.

Основной целью изучения топонимики в школьном курсе географии является использование топонимов в географическом краеведении.

Топонимика - важнейший элемент краеведческой работы. Она служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего края путем поиска связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях. Топонимический материал вызывает большой интерес у учащихся основной школы: дети постоянно задают вопрос о происхождении географических названий. Проведенный опрос среди учеников 6 класса показал, что 90% детей хотели бы узнать больше об истории своего села, о его названии, об особенностях языка. Таким образом, материал топонимики дает широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, а следовательно, и их мышления. Кроме положительного влияния на развитие познавательного интереса, как отмечает Е.М. Поспелов, использование топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи учащихся, так как правила написания и произношения географических названий также входят в ведение топонимики.

В 8 классе возможно введение в учебный план школы за счёт часов компонента образовательного учреждения курса «География Орловской области» или же спецкурса по топонимике родного края.

Наиболее целесообразно начинать изучение топонимики своей местности с уроков физической географии в 6 классе. Изучение краеведческого материала в «Начальном курсе физической географии» играет важную роль. Начальный курс - это первый этап физико-географического образования учащихся, азбука нового предмета географии. Знания о своей местности в данном курсе обеспечивают конкретность, доступность и наглядность. Традиционно краеведческие знания в курсе географии 6 класса распределялись по отдельным темам. Орловская региональная программа по географии с

модулем краеведческой направленности рекомендует выделить на краеведение 14 часов из общего количества времени, отводимого на преподавание «Начального курса физической географии».

Для повышения познавательной активности учащихся можно на уроках географии впервые использовать топонимы - местные названия географических объектов (населенных пунктов, рек, озер, прудов и т.д.), которые наиболее близки, доходчивы и понятны ученику.

При знакомстве с физической картой Орловской области на уроке рассматриваются вопросы географического положения территории, здесь же учитель может ввести основные понятия и термины (топонимика, топоним, микротопоним), раскрывается роль географических названий в нашей жизни, особенности формирования географических названий области. Здесь же учитель поясняет, что все топонимы делятся на следующие классы:

- ойконимы - название населенных пунктов;

- гидронимы - название рек;

- оронимы - название горных вершин;

- годонимы - название улиц.

Учитель знакомит обучающихся с происхождением названия нашего областного центра. Для активизации познавательной деятельности учащихся целесообразно привести и легенду о происхождении названия города и его этимологию.

Происхождение названия Орёл связывают с легендой о событиях, произошедших при основании нового города Московского государства в 1566 году. По велению Царя Ивана Грозного началось строительство города-крепости для охраны южных границ Московского государства от набегов крымских татар. Когда стали рубить дуб, росший на берегу, у слияния двух рек Оки и Орлика, с вершины дерева слетел орёл. «А вот и хозяин», - сказал один из мужиков. Иван Васильевич и повелел назвать город именем гордой птицы.

На самом деле название города, а первоначально - реки, скорее всего, связано с тюркским словом «айыр» - «угол», или «айырлы» - «угловатый». Это слово обозначает то же самое, что и термин, принятый у русского народа, - «угол» в смысле «междуречье, место у двух сходящихся рек». Это разветвление вполне может быть названо углом, если смотреть на него вверх по течению. Именно в таком месте - при слиянии рек Орел и Ока и стоит город. Со временем, когда город стал разрастаться, увеличиваться, река как бы «отдала» ему свое название, превратившись в Орлик.

На последующих уроках учащиеся знакомятся с главными источниками и материалами для изучения топонимики.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Изучая тему «Воды суши. Реки, озёра своей местности» следует уделить внимание гидронимам.

Большинство ученых считают, что сначала на территории России появились гидронимы - названия рек, поскольку в древности они выполняли роль почти единственных путей сообщения. В связи со своей древностью названия рек, а также озер не всегда имеют точное объяснение. Выделяются разные версии их происхождения.

Часто названия рек связаны с характером течения и берегов. Например, Вытебеть, приток реки Жиздра, протекает по территории национального парка «Орловское Полесье». Название реки обозначает два понятия: «выть» - земельный участок, доля, и «беть» - склон горы.

Ещё интересней этимология названия реки Жиздра. Писатель Абрамов в романе «Анты» повествует, что в первые столетия нашей эры река носила имя Жи су, что на языке наших прародителей куран, а потом утов и антов означает «короткая речка». Жиздрой ее прозвали готты, это случилось после 386 года.

Река Неручь (приток Зуши) - «большой ручей», орл., воронежск. (Даль); Большой ручей, малая речка.

Эта же особенность рельефа местности предопределила и происхождение названия реки Ливенка: она впадает слева в Сосну, а левый берег Сосны - возвышенный. Гидроним содержит усложненный корень лив- (от лить), ливень, ливмя (наречие), лива 'низкое топкое, заливаемое водой место, ливинка 'низкое заливаемое место среди кустов', ливка 'лужа во время оттепели', ливня 'топкое место на берегу', ливый 'пологий, сточный', 'отлогий, покатый' и др.

В качестве опережающего задания учащимся можно поручить подобрать материал по этимологии названия реки Ока. Это задание вполне по силам учащимся и 6 и 8 класса, т.к. материала достаточно и школьной библиотеке и в Интернете. Ответ на этот вопрос может выглядеть таким образом: «Река Ока известна тем, что является самым крупным притоком Волги. Существуют несколько версий происхождения названия реки: в переводе со славянского «ока» означает «око», то есть «глаз»; с тюркского языка оно переводится как «стрела». А вот на литовском языке созвучное слово «ака» означает «источник».

Согласно историческим изысканиям, самое вероятное происхождение этого названия имеет начало от финно-угорских народов. Проживавшие на ее берегах финно-угорские племена и дали название этой реке - «Йокки», что в переводе с их языка означало «река».

Проходило много лет, потом столетий - и финно-угорская народность начала постепенно вымирать. Но на берега реки Йокки пришло несколько славянских племен. С ними-то и объединились остатки племен, которые и передали славянам название реки.

На протяжении истекших с тех пор столетий название реки изменилось в своем звучании под влиянием русского языка. А его значение осталось достаточно близким к первоначальному источнику, чтобы ученые могли принять эту версию за наиболее достоверную из всех существующих.

Оку можно отнести к разряду тех знаменитых рек России, которые являются гордостью страны и украшают природный ландшафт своим присутствием.

Большое количество гидронимов Орловщины связано с названиями животных и растений. Например, река Большая Чернава в Краснозоренском районе, левый приток реки Сосны. Гидроним происходит от слова чернолесье - лиственный лес. Река получила название по местности, в которой течет.

Многочисленные гидронимы отражают величину и форму озер - Долгое. Кривое, Круглое, Большое, Узкое.

Изучая тему «Население и хозяйственная деятельность», мы можем говорить об ойконимах - названиях населённых пунктов.

При изучении топонимов прежде всего следует выяснить те основания и принципы, на которых строятся географические названия. В самой глубокой основе здесь лежит, во-первых, необходимость обозначения отдельных природных объектов с целью ориентировки на местности; во-вторых, всюду и всегда имеется необходимость отметить объекты, важные в хозяйственном отношении. Позже возникли топонимы, произошедшие от личных имен. Многие природные объекты часто носят названия по внешним признакам, приметам промысловохозяйственного порядка. Населенные пункты обозначают названия, происшедшие от близлежащего природного объекта.

На территории Орловской области разместилось большое количество сел, деревень, поселков. Многие из них раскинулись в живописных местах - по берегам рек Оки, Зуши, Сосны, Неручи. Многие села привлекают красотой русской природы, близостью лесных массивов, заливными лугами и пастбищами, множеством озер, заводей по обширным поймам рек. Может быть, именно поэтому целый ряд населенных пунктов при своем основании получали названия по озерам, урочищам, рекам, ручьям, на которых (или близ которых) они располагались. Например, Бортное (село в

^р^ПЕДАГОГИКАЙПСИїОїОГИііхі^

Залегощенском районе) получило название лесного урочища, поросшего хвойными лесами. Гремучий -родник, ключ с быстрым течением воды. Гремучие ключи - лесное урочище в окрестностях с.Гремячий Колодезь Ливенского района. Название д. Дубы Новодеревеньковского района произошло от слова дубрава (дубовая роща). Медвежье - урочища, сохранившие память об обитавших в прошлом бурых медведях. Медвежье - лесное урочище и деревня в Краснозоренском районе.

Названия поселений, получивших свои названия как производные от имен или фамилий своих основателей или владельцев, дети могут назвать сами. На территории каждого района имеются такие поселения. Это многочисленные Ивановки, Александровки, Алексеевки, Марьевки, Васильевки и другие. Такие названия дают нам представление об именах и фамилиях первых жителей. Дмитровск-Орловский назван в честь Дмитрия Кантемиру, молдавского господаря, которому Пётр I подарил землю недалеко от реки Неруссы. Название города Болхов произошло от личного имени Болхов. «Болх» - по родословным преданиям, родоначальник князей Болховских.

На вопрос: «Назовите населённые пункты Орловской области, своего района, связанные с религиозной темой или носящие имена Библейских святых» учащиеся также легко отвечают. Учащиеся Краснозоренского района могут назвать Покровское, Успенье, жители Орловского района

- с. Никольское, Знаменка, Троицкое, Мценского

- Спасское. Есть Вознесеновки, Архангельские, Казанские и другие села и деревни.

Большое количество географических названий восходит к именам рек. Гидронимы, как правило, гораздо древнее названий городов, сёл, деревень. Направления древних передвижений обычно определялось водными путями. Близость воды являлась одним из важнейших условий выбора места для поселения. Естественно поэтому, что сначала появлялось название реки или озера, а затем от него образовывалось именование города или деревни.

Ливны - город, районный центр. Точное описание местности, где расположен город, дает уроженец его С.Н.Булгаков: «Ливны - небольшой (12 тысяч) город Орловской губернии, расположенный на высоком берегу реки Сосны, со впадающей в нее речкой Ливенкой» (Булгаков С. Н. Моя родина). Об основании города сообщается в указе царя Федора Иоанновича от 1 марта 1586 года, где он еще не имеет собственного имени: «А быти на Ливнах город ставити воеводе князю Володимеру Васильевичу Колцову Мосальскому».

Первично - название реки (гидроним), кото-

рое вначале имело форму именительного падежа множественного числа - Ливны. Этот вариант гидронима впервые зафиксирован в документе 1571 г.: «на Сосне усть Ливенъ». Во второй половине XVI в. существовала уже Усть-Ливенская сторожа, одна из 73 «сторож» на южнорусских рубежах. Неоднократно отмечается этот вариант названия и в памятниках письменности XVII в. Множественное число гидронима вызвано тем, что левый приток Быстрой Сосны воспринимался вначале как состоящий из двух водотоков - Ливны Полевой и Ливны Лесной, которая «пала блиско города в Полевую Ливну, а Полевая Ливна пала в Сосну под городом под Ливнами» («Книга Большому чертежу»).

Рассказывая о происхождении названия Залегощь, можно прочесть «Былину о Залегощи», написанную местной жительницей А. Зубовой.

На земле вятичей за рекой Легощь Вырастал родной наш край -Залегощь.

Нету богаче и краше Русской земелюшки нашей.

В те далекие времена Разливалась река Легощь.

Не сироткой была она,

Охраняла её Залегощь.

Постепенно росли дома,

Незаметно поселок рос.

Проходили лето-зима,

Закалял наш люд не мороз.

Закаляла любовь к земле К родниковой святой воде.

К небу мирному и полям,

Так трудился наш предок сам.

Тридцать пятый, голодный год,

Центром Залегощь прослыла.

Поднимал эту землю народ.

Хоть и слабой она была.

Люди видеть хотели свет,

Появилось здесь и кино.

Появился сельский совет,

Всё, о чём мечталось давно.

Жить да жить бы, да не тужить,

Красотой этой дорожить.

Всем спокойной бы жизни, сна,

Но в 41-м пришла война.

В тот тяжелый памятный год Защищал нашу землю народ.

Стала плакать, гудеть земля,

Проливаться кровь на поля.

Но не вздрогнул родной солдат,

Стойко он защищал наш край.

Ведь боец так любовью богат,

За любовь и попал он в рай.

Гордый, славный, желанный, родной

зр-®;*;;}

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Отбиваем поклон земной.

Всем защитникам нашей земли,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что родной наш край сберегли.

Предстаёт наш чудесный край

На картинках во всей красе.

Этот наш благородный рай

Воспеваем мы в песнях все.

Эта былина может стать прекрасным материалом для развития воспитательного аспекта урока. Здесь и гражданское, и патриотическое воспитание.

Учитель дает задание учащимся класса на физической карте Орловской области найти названия населенных пунктов, начинающихся со слов Старое, Новое, Большое, Малое: Старые-Старополево;

Новые-Петровка, Синец, Новогнездилово, Ново-дмитровка, Новомихайловка, Новополево и др.; Большие - Куликовка Каменка, Чернава, Чернь, Озерки, Пруды, Сотниково, Юрьево; Малое-Куликовка. Эти села имеют родственную связь. Старые и Большие основаны раньше, а Новые и Малые, как правило, отпочковались от них позже.

За годы Советской власти на территории области появилось географические названия, являющиеся символом революционных преобразований социалистического строя, - Красный Октябрь в Новодеревеньковском районе, Красная Звезда Орловского района, Красная Заря.

Работу с названиями населенных пунктов Орловской области можно построить как урок-путешествие, как урок-исследование, как практическую работу с атласом Орловской области. Урок «История нашего края в названиях» возможно провести как интегрированный урок истории и географии или же русского языка и географии. Основные задачи таких уроков:

- знакомство с новыми лингвистическими понятиями;

- связать новые понятия с имеющимися знаниями по географии, истории и

- русского языка;

- пробудить интерес к такой области науки о языке, как топонимика;

- способствовать воспитанию бережного отношения к культурному наследию, каким являются географические названия.

Методы проведения таких уроков самые разнообразные:

- словесный, наглядный, эвристический,

исследовательский;

- стимулирование мотивации учения:

- создание ситуации эмоциально-нравственных переживаний; познавательная игра;

- методы контроля и самоконтроля: фронтальный опрос, письменные работы, создание газеты.

Работа учащихся на уроке сопровождается практическими занятиями, где учащиеся работают с картами и атласами, литературными источниками. Учащимся даются опережающие задания по темам творческих работ. Эти задания содержат поисковый характер, нацеливают учащихся на сбор и обработку местного краеведческого материала, тем самым учащиеся привлекаются к поисковоисследовательской работе.

Профильное обучение, основная задача которого заключается в создании «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда». Модель общеобразовательного учреждения (школы) с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, именно это и обеспечивает гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя изучение базовых общеобразовательных предметов, профильных и элективных курсов. Элективы реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Одним из элективных курсов для предпрофильной подготовки учащихся основной школы является электив по географии «Топонимика малой родины». Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных на уроках географии. Этот курс включает в себя материалы, опирающиеся на местную топонимику (географические названия городов, сел, поселков нашей области). Эти названия неразрывно связаны с природными особенностями и историческим прошлым края или области, с именами выдающихся земляков. Система работы с местным топонимическим материалом вызывает неизменный интерес учащихся, их стремление расширить свои познания в краеведении, добавить к ним знания лингвистического характера. Мотивация изучения родного края определяется главной целью обучения и воспитания в школе - формирование всесторонне развитой личности, обладающей основами языковой культуры и истории родного края. В ходе изучения топонимики своей малой родины учащиеся готовят проекты по темам:

- Топонимика, отражающая героическое прошлое Орловской области.

- Географические названия Орловского литературного края.

- - История одной улицы.

- Топонимы, получившие имя по гидрониму.

- Их именами названої улицы нашего города.

Изучение топонимики возможно и во внеурочное время за счет организации работы географических кружков «Топонимика родного края», «О чём говорит карта», «Прикоснёмся к истокам» и др. Программа таких кружков очень разнообразная, может быть рассчитана как на годичное, так и на двухгодичное изучение.

Главной задачей кружковых занятий по данной теме является расширение объема сведений учащихся о культуре родного края, получение ими сведений о топонимике, истории географических названий края; формирование умений по сбору этнографических материалов. Приобщая учащихся к активному познанию своей «малой Родины», важно постараться подкрепить полученные теоретические сведения живыми примерами из современной практики и из лучших достижений прошлого, показать различные аспекты изучения географических названий, их роль в жизни общества, а также пути изучения географических названий, их роль в жизни общества, а также пути и способы создания новых названий. Работа кружка должна быть тесно связана с уроками географии, истории и русского языка. Для чего необходимо выявить лингвистические, исторические и географические компоненты в топонимике, изучать исторические события, происходившие на изучаемых территориях как в прошлом, так и в настоящее время. Изучение темы необходимо вести с учетом возраста, интересов учащихся и их познаний в области исторического краеведения, учитывая возраст учащихся, сбор сведений направляется в первую очередь на внешние, видимые пласты народной культуры.

Формами и методами проводимой работы является использование традиционных методов работы: объяснение и закрепление материала, использование и работа с источниками, научной и краеведческой литературой, географическими и историческими картами, фондами музеев. Для развития самостоятельности мышления, инициативы, творческой активности учащихся, пробуждения у них большого интереса большая часть занятий проводится в форме практикумов, исторических игр, научных конференций.

Знания по топонимике необходимы и при прокладке туристических маршрутов. При подготовке маршрута особенное значение имеет понимание и учет географических особенностей местности, рельефа и типовых для района погодных условий и явлений. Но не стоит забывать о топонимике района, о названиях географических объектов и смысле, заложенном в них. Краеведы давно признали то-

понимику обязательным элементом природоведения. И это не случайно. Изучая край, необходимо обращаться к географическим названиям, которые могут рассказать много интересного о прошлом и настоящем изучаемой местности. Коренные названия подчас могут дать гораздо больше информации, чем весьма подробная топографическая карта. Имена географических объектов формировались с прикладной точки зрения - возможности использования лугов и склонов горных хребтов для выпаса скота.

Можно порекомендовать туристам, готовящимся к очередному путешествию, знакомиться с соответствующей литературой о топонимике района.

Топонимику можно широко использовать и во внеклассной работе, в частности, при организации и проведении топонимических лекций, бесед, диспутов, конференций, вечеров, викторин, экскурсий, экспедиций, походов. Главной целью почти всех этих мероприятий является выяснение происхождения географических названий.

Учащиеся с большим желанием принимают участие в подготовке и проведении классного часа по теме «Улицы г. Орла». Подготовка данного мероприятия занимает определённое время, т.к. необходима практически исследовательская работа, связанная с историей родного города. Классный час можно провести в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц. Рассказ учащихся-экскурсоводов сопровождается показом компьютерной презентации.

Страница «О чём говорят улицы моего города?»

И как родина начинается «с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет», так история родного города может начаться с названий его улиц и площадей и пытливого вопроса ребенка: «А почему?» Это тем более актуально, что мы приближаемся к важной дате - 450-летию города Орла. А что мы знаем о своем городе? О чем могут поведать названия его переулков и улиц? Почему Пролетарская гора называется Пролетарской? Посадская улица - Посадской, почему у нас четыре Курские улицы? Вопросы можно задавать бесконечно. Ответить на них в табличках невозможно, но проинформировать горожан о том, что жизнь в Орле началась не сегодня и даже не вчера, - вполне по силам. А любознательные пойдут дальше. Походив по улицам Орла, всегда можно понять, каков он, этот народ, живущий в этом городе, на этой земле. Особенно о многом расскажут названия улиц и площадей. Улицы похожи на каменную летопись, где рядом мы можем увидеть дома разных веков и десятилетий. Надо только научиться читать эту летопись. Помогут нам в этом памятники, около

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

которых мы сегодня остановимся.

Итак, в путь: от дома к дому, с улицы на улицу, от памятника к памятнику.

Если мы посмотрим на прежние и существующие названия улиц города Орла, то обнаружим удивительные вещи. В Орле было 20 Пеньевских переулков и Пеньевская улица, 18 Московских переулков, 10 Выгонных, 6 Новосильских. У наших предков не было фантазии? Они стремились к простоте? Так или иначе, но все географические названия возникли и развивались исторически. И формирование их тесно связано с историей общественного, экономического, культурного развития края. И в этом смысле топонимический материал имеет огромное значение, так как названия всегда так или иначе характеризуют общество, их дающее.

Страница « Прошлое в названии улиц Орла».

В Орле особенно много переименований улиц и площадей было в 20-е годы прошлого столетия. Орловцы прощались с прошлым и утверждали новое, революционное. Левашевская гора, названная так нашими земляками в честь орловского генерал-губернатора, по инициативе которого в Орле был построен водопровод и который не вписался в новую историю своим происхождением, превратилась в Пролетарскую. Большая Болховская улица, обозначавшая географическое направление, определила идеологический путь и стала Ленинской. Садовую переименовали в ул. Максима Горького, Садово-Монастырскую - в ул. 8 Марта. Мало кто помнит, что Торговые ряды, расположенные сегодня на ул. Гостиной, когда-то «имели прописку» на ул. Сталина.

Страница «По названию церквей и сословий».

При царском правительстве помещики, капиталисты, крупные торговцы не жалели денег на возведение церквей. По их названию именовали и улицы: Воскресенская, Воскресенский переулок, Смоленская, Георгиевская, Борисоглебская, Покровская, Введенская, Крестительская, СреднеМонастырская и Нижне-Монастырская.

Название некоторых улиц города Орла указывает на сословие их обитателей: Большая Дворянская, Верхне- и Нижне-Дворянские, Большая и Малая Мещанские, Прядильная, Кузнечная и другие. Были и такие улицы, как Подострожная, Заострожная, Институтская, Пожарная, Пороховая, Гостиная, Казарменная.

Страница «Комсомольская улица».

Одной из старейших улиц нашего города является Комсомольская, называвшаяся вначале Кромской. В Комсомольскую она была переименована в мае 1924 года. Теперь здесь пролегает автомагистраль, соединяющая Москву с Симферополем. На этой

улице находится здание, в котором до революции помещалось реальное училище. В нем в 18941896гг. учился один из видных революционеров-ленинцев - Иосиф Федорович Дубровинский. На углу Комсомольской улицы и Володарского переулка стоит дом, в котором до революции была чайная. В 1896 году здесь перед рабочими с речью выступал другой революционер-орловец, ставший потом известным исследователем Заполярья, - Владимир Александрович Русанов.

В этом же районе имеется другая старинная улица - Карачевская (в наше время улица Сакко и Ванцетти).

Страница «Улица Московская».

Московская улица (в далекие времена она носила название Посольской - по ней ездили русские послы в Крымское ханство и ханские послы в Москву) находилась во второй части города. Разделение Орла на три части произошло в начале XVIII века. Заводской район тогда назывался Кромским или Средним; часть города на правом берегу Оки (теперь Железнодорожный район) именовалась Московской. Третья часть, расположенная на левом берегу Орлика, носила название Заорлицкой.

Вдоль Московской улицы росли вековые дубы. Постройки постепенно вытесняли их. В XVIII веке за теперешним сквером Танкистов стояли прядильни, а там, где он сейчас находится, в XIX веке были купеческие лавки. Здесь торговали снедью и старьем. Для развлечения простого народа на Ильинке (так называлось это место) устраивались балаганы. Здесь же в начале 90-х годов давал свои спектакли народный театр, просуществовавший лишь несколько лет: местным властям не понравилось его демократическое направление.

Страница «Улица Ленина».

В Советском районе старейшей является улица, носящая в настоящее время имя великого Ленина. В старину она называлась Большой Дворянской. Возникла улица на месте бывшего леса. Особенно усиленно она стала застраиваться с 1779 года, когда Орел стал губернским городом. Большая Дворянская становится главной улицей Орла. Здесь сосредоточивается основная торговля ,и поэтому купцы добиваются ее переименования в Болховскую, что и произошло в феврале 1784 года. Годом раньше в конце Болховской улицы (здесь теперь площадь Ленина) построили здания, в котором помещались различные губернские учреждения.

Страница «Интернациональные улицы».

В названиях улиц нашли свое отражение и такие события, как казнь американскими империалистами двух борцов за свободу - Сакко и Ванцетти. Их именем названа Карачевская улица.

В память о французском авиаполке «Нормандия-Неман», сражавшемся с гитлеровцами в орловском небе, улица 1-я Песковская носит теперь имя этого полка.

Страница «Курские улицы».

В современном Орле четыре Курских улицы. Все они находятся в исторической 2-й Московской, или Заокской части города, которая в советское время стала Железнодорожным районом. Изначально тут проходила дорога, ведущая в город Курск. Именно по этим улицам со стороны Курска осуществлялся основной грузопоток в район Орловской хлебной пристани, действовавшей до появления в Орле железной дороги. Приезжие не вникали в точность названий и называли все эти параллельные друг другу улицы Курскими. Так же их стало именовать и местное население. Такой тип названия улиц был очень распространен в старом Орле. Та же причина лежат в названиях Московской, Карачевской, Болховской и Кромской (сейчас Ленинская и Комсомольская).

Страница «Заключение».

История орловских названий не может оставить равнодушным человека, любящего свой город. Многие из названий объясняют исторический фон, на котором складывались биографии выдающихся российских деятелей. Кроме того, здесь, на этих улицах, площадях и берегах рек по воле авторов

- знаменитых отечественных писателей - развертывались события в целом ряде литературных произведений, вошедших в золотой фонд мировой классической литературы, и еще не все страницы истории орловских улиц прочитаны до конца. А это значит, что нам с вами ещё не раз предстоит испы-

тать радость новых открытий.

Прошлое всегда с нами. В нём истоки современности. К.Н. Рерих писал о невеждах, которые скажут: «Что нам до наших истлевших праотцев? наоборот, культурный человек знает, что, погружаясь в исследования выражения чувств, он научается той убедительности, которая близка всем векам и народам. Человек, изучающий водохранилища, прежде всего заботится об их истоках. Так же точно желающий прикоснуться к душе народа должен искать истоки. Должен искать их не надменно и предубежденно, а со всей откровенностью и радостью сердца».

Террор против исторической топонимики нашей страны разорвал звенья в цепи времени: прошлое - настоящее - будущее. Ныне она восстанавливается, возрождается, как Феникс из еще не остывшего пепла.

Топонимы - это мост между прошлым и настоящим. Как много, оказывается, могут рассказать топонимы о жизни наших предков. Топонимика позволяет создавать рисунок прошлого. Нельзя допустить, чтобы пропали эти названия. Поэтому надо сохранить топонимы, так как они содержат в себе сведения о жизни наших предков. «Сохранить топонимы не только важно, но и нужно. Ведь многие объекты сельской местности и их названия исчезают, а это значит, что исчезает наша история, наши корни, опустошается наша память», - пишет Г.П. Смолицкая в книге «Занимательная топонимика». Чтобы сохранить топонимы, надо сначала их исследовать и изучить, - что и необходимо делать ежедневно на уроках и во внеурочное время.

Библиографический список

1. Закон РФ «О наименованиях географических объектов» (редакция, действующая с 1 января 2009 года)

2. http://www.orel-story.ru - Орёл знакомый и незнакомый.

3. http://www.orelcity.ru/news.php?id=1860 -Красная строка. В. Матвеев. Е. Годлевская, Вспомни имя своё.

4. http://www. fictionbook.in - «История с географией, или Жизнь и приключения географических названий», Э. Вартаньян.

5. http://www.club-krilya.ru - География в названиях Э.М. Мурзаев;

6. http://www.uraltropa.ru - Значение топонимики при планировании маршрутов, Р.Л.Катаев;

7. http://www.modernlib.ru - История географических названий Руси, А. Лаптев;

8. Программа по географии с модулем краеведческой направленности «Реализация краеведения в «начальном курсе физической географии» 6 класс»для общеобразовательных учреждений Орловской области, автор-составитель Данилова Г.М.

9. Словарь современных географических названий. Екатеринбург: У-Фактория. Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова. 2006

10. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001.

11. Сердце отдаю детям. Сухомлинский В.А.». Киев, 1972.

12. Русская ономастика и ономастика России. Е.С. Отин. М.: Школа-Пресс, 1994.

13. Изучение географии Орловской области в школе. Учебно-методическое пособие для учителей географии под редакцией к.п.н. Тихого В.И.

Шэй

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

E.V.SOLOMINA

THE METHODS OF TEACHING TOPONYMIC DATA IN SCHOOL GEOGRAPHY COURSE

The information about the methods of teaching toponymie data in geography course at school is given in this article.

The origin of the geographical names and their meanings, and the importance of introduction of toponymic data into the educational process are regarded here.

Key words: toponym, toponymics, the origin of the geographic names, hydronyms, oikonyms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.