Научная статья на тему 'Изменения в правовом регулировании принятия к учету бюджетных обязательств'

Изменения в правовом регулировании принятия к учету бюджетных обязательств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольховская Н. П.

С 1 января 2009 г. вступил в действие утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 19.09.2008 г. № 98н Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, за исключением вступающих в силу с 1 января 2010 г. положений Порядка, касающихся постановки на учет бюджетных обязательств, возникающих на основании государственных контрактов, иных договоров. Согласно новому Порядку, в органах Федерального казначейства подлежат учету бюджетные обязательства, принимаемые получателями средств федерального бюджета в соответствии с государственными контрактами, иными договорами, заключенными с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями или в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе по исполнительным документам. Указанный Порядок выделяет две группы бюджетных обязательств, для каждой из которых устанавливается свой порядок постановки на учет. Автор подробно рассматривает изменения в правовом регулировании принятия к учету бюджетных обязательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в правовом регулировании принятия к учету бюджетных обязательств»

Казначейское исполнение бюджета

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРИНЯТИЯ К УЧЕТУ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Н. П. ОЛЬХОВСКАЯ, преподаватель Военного Университета Министерства обороны РФ

С 1 января 2009 г. вступил в действие утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 19.09.2008 г. № 98н Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета1, за исключением вступающих в силу с 1 января 2010 г. положений Порядка, касающихся постановки научет бюджетных обязательств, возникающих на основании государственных контрактов, иныхдоговоров.

Согласно новому Порядку, в органах Федерального казначейства подлежат учету бюджетные обязательства, принимаемые получателями средств федерального бюджета в соответствии с государственными контрактами, иными договорами, заключенными с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями или в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе по исполнительным документам.

Указанный Порядок выделяет две группы бюджетных обязательств, для каждой из которых устанавливается свой порядок постановки на учет. Так, к первой группе относятся бюджетные обязательства по государственным контрактам и иным договорам (п. 2.1 Порядка). Следует уточнить, что под иными договорами здесь следует понимать договора аренды, как следует из приказа Министерства финансов РФ № 87н2. Ко второй

1 См.: Приказ Министерства финансов РФ от 19 сентября 2008 года №98н «О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета» / www. Minfin, ru/ru/legislation/orders/.

2 См.: Приказ Министерства финансов РФ от 1 сентября 2008 года №87н «О Порядке санкционирования оплаты де-

группе (п. 2.2 Порядка) относятся бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам) или в соответствии с договором, оформление которого в письменной форме по законодательству Российской Федерации не требуется.

Возникает вопрос: к какой группе отнести договора на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг, оформленные в письменной форме, заключение которых для получателей средств федерального бюджета обязательно в силу положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ3 и Указания Банка России от 20.06.2007 № 1843-У4 при совершении сделок на сумму, превышающую 100 тыс. руб.? Приказ Министерства финансов РФ № 98н об этом умалчивает, содержит только отсылочную норму в абз. 2ст. 2.2, где говорится о том, что документы для оплаты денежных обязательств представляются в Федеральное казначейство или территориальный орган Федерального казначейства в соответствии с утвержденным Министерством

нежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефи-

цита федерального бюджета» (вступает в силу с 1 января 2009 года) / «Российская газета», №198, 19.09.2008.

3 См: Федеральный закон РФ от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» / СЗ РФ. 2005.№30 (часть1). Ст. 3105.

4 См.: Указание Центрального Банка РФ от 20 июня 2007 года №1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступающих в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» / «Вестник Банка России», №39, 11.07.2007.

финансов РФ и упомянутым ранее приказом от

01.09.2008 № 87н (Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств). Анализ положений приказов Министерства финансов РФ № 98н и № 87н позволяет сделать вывод, что как порядок принятия к учету бюджетных обязательств по государственным контрактам и договорам аренды, так и порядок санкционирования их оплаты отличаются от принятия к учету и санкционирования оплаты всех иных бюджетных обязательств. Следовательно, бюджетные обязательства, возникающие из договоров на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг следует отнести ко второй группе бюджетных обязательств. Очевидно, что данное обстоятельство требует внесения дополнения в п. 2.2 приказа Министерства финансов РФ от 19.09.2008 № 98н.

1. Основанием для постановки на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам и иным договорам с 2010 г. будут являться Сведения о принятом бюджетном обязательстве, оформленные бюджетным учреждением по установленной форме и представленные в Федеральное казначейство или территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания после заключения государственного контракта, иного договора или представленные вместе с документами для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам, иным договорам. Сведения о принятом бюджетном обязательстве будут проверяться работником Федерального казначейства или территориального органа Федерального казначейства на наличие в них обязательной информации (п. 2.3 Порядка), наличие реквизитов, подлежащих заполнению бюджетным учреждением (п. 5.2 Порядка), соответствие показателей друг другу и реестровым записям Сводного реестра (п. 2.4 Порядка). Следует отметить, что нарушение поименованных требований, представляющих собой достаточно объемный перечень, будет служить основанием для возврата Сведений об обязательстве без исполнения, с оформлением такого возврата Протоколом. При этом в случае, если бюджетное обязательство будет превышать неиспользованные доведенные бюджетные данные (неиспользованные лимиты) или утвержденные неиспользованные сметные назначения по расходам (имеются в виду средства, полученные от приносящей доход деятельности), соответствующий орган Федерального казначейства примет на учет такое бюджетное обязательство, однако доведет информацию о данном превышении до бюджетного учреждения и распорядителя (главного распорядителя) средств федерального бюджета путем направления Уведомления о пре-

вышении бюджетным обязательством свободных остатков, лимитов бюджетных обязательств и утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности. Следовательно, уже с 2010 г. можно будет принимать бюджетные обязательства по государственным контрактам и иным договорам с превышением установленных лимитов при условии оплаты суммы превышения за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности? И такие бюджетные обязательства будут приниматься к учету, как следует из абз. 5 п. 2.7 приказа Министерства финансов РФ от 19.09.2008 № 98н?

Поскольку вышеуказанные нормы еще не вступили в действие, следует ожидать внесения Министерством финансов РФ соответствующих изменений, так как на настоящий момент вышеуказанные нормы противоречат как Бюджетному кодексу РФ, в частности, ст. 219, так и п. 13 постановления Правительства РФ от 15.07.1999 № 806 «Об учете территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета», приказу Минфина России от 13.08.1999 № 55н«Об утверждении правил учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета», п. 55 приказа Минфина России от 31.12.2002 № 142н «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета».

2. Теперь обратимся к правилам, вступившим в силу с января 2009 г. Бюджетные обязательства, возникающие у получателя средств федерального бюджета в связи с заключенными государственными контрактами, иными договорами, а также в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам) или в соответствии с договором, по которому не требуется его оформление в письменной форме, будут приниматься к учету на основании принятых к исполнению территориальными органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств бюджета. При этом сумма бюджетного обязательства по соответствующим кодам бюджетной классификации расходов не должна превышать сумму неиспользованных доведенных ассигнований или лимитов (то есть бюджетных данных), отраженных на лицевом счете по учету средств бюджета, либо неиспользованных утвержденных объемов расходов по смете доходов и расходов по приносящей

доход деятельности, если в качестве источника исполнения бюджетного обязательства указаны средства от приносящей доход деятельности (п.2.7 приказа Минфина России от 19.09.2008 № 98н). Документы для оплаты денежных обязательств должны будут представляться, как упоминалось ранее, в соответствии с утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 01.09.2008 № 87н Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Итак, как следует из приказа Министерства финансов РФ № 98н, теперь денежные обязательства, возникающие у получателя средств федерального бюджета на основании исполнительных документов судебных органов (исполнительный лист, судебный приказ), подлежат бюджетному учету (п. 3.1). На должника-получателя бюджетных средств возлагается обязанность составления в произвольной письменной форме информации на бумажном носителе об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета, направленные на исполнение исполнительного документа. Территориальный орган Федерального казначейства на основании полученной Информации составляет Сведения об обязательстве, по которым будут осуществляться выплаты единовременного или периодического характера, либо формирует Заявку на внесение изменений в обязательство, если ранее территориальным органом Федерального казначейства было учтено бюджетное обязательство, по которому представлен исполнительный документ. Установлено, что оплата учтенного бюджетного обязательства по исполнительным документам производится за счет средств федерального бюджета, а при их недостаточности — за счет средств от приносящей доход деятельности, что не противоречит ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ. При этом бюджетное обязательство, не исполненное на конец текущего финансового года в полном объеме, подлежит перерегистрации и учету в очередном финансовом году.

Кроме того, приказом Министерства финансов РФ № 98н урегулированы особенности принятия к учету переданных на исполнение другому участнику бюджетного процесса бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, а также передача учтенных бюджетных обязательств в связи с реорганизацией получателя.

На наш взгляд, за пределами правового регулирования указанного приказа Министерства фи-

нансов РФ № 98н остались вопросы прекращения учтенных бюджетных обязательств путем зачета встречного однородного требования, что встречается на практике. Так, абз. 1 п. 2.17 предлагается дополнить и изложить в следующей редакции: «Для аннулирования неисполненной части бюджетного обязательства либо полного аннулирования бюджетного обязательства, поставленного на учет в территориальном органе Федерального казначейства, в связи с завершением государственного контракта или иного договора либо прекращением обязательства зачетом встречного однородного требования получатель средств федерального бюджета представляет в территориальный орган Федерального казначейства Заявку на внесение изменений в обязательство». При полном аннулировании бюджетного обязательства в связи с прекращением обязательства зачетом встречного однородного требования в графе 6 раздела 4 «Дополнительные реквизиты обязательства, сформированного на основе контракта» указывается статус исполнения контракта: «исполнен» с отражением в графе 7 номера реестровой записи в реестре контрактов, присвоенного уполномоченным органом. В дальнейшем заполняются графы, в которых предусмотрено отражение изменяемых реквизитов, в том числе вид средства платежа для исполнения обязательства и учетный номер обязательства, зачетом которого исполнено бюджетное обязательство. Заявка на внесение изменений в бюджетное обязательство представляется получателем средств федерального бюджета в территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания.

Внесение этого дополнения представляется важным, и вот почему. Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ (ст. 161, 215.1) в Федеральном казначействе. Принятие на учет бюджетных обязательств, санкционирование их оплаты, учет операций со средствами от приносящей доход деятельности осуществляются территориальными органами Федерального казначейства. Соответственно, производство безналичных расчетов от имени и по поручению бюджетных учреждений осуществляется территориальными органами Федерального казначейства и полежит его контролю. Последнее относится к такому способу безналичных расчетов, как взаимозачет, порядок осуществления которого участниками бюджетного процесса и оформления соответствующей документации нормативными правовыми актами Ми-

нистерства финансов РФ не урегулирован. Тем не менее действующее гражданское законодательство (ст. 410 Гражданского кодекса РФ) предусматривает возможность прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования по заявлению одной стороны. Осуществление взаимозачета денежных требований бюджетных учреждений с их контрагентами производится без участия территориальных органов Федерального казначейства, то есть помимо его контроля, что не соответствует требованиям бюджетного законодательства. Как установлено законом (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ), бюджетное обязательство — обусловленное законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанность бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета в соответствующем финансовом году. Соответственно, при прекращении бюджетного обязательства зачетом однородного денежного требования отпадает необходимость оплаты бюджетного обязательства за счет средств федерального бюджета, и такое обязательство подлежит аннулированию с внесением соответствующих указаний, за счет каких средств и за счет исполнения какого обязательства прекратилось бюджетное обязательство.

3. Помимо указанных выше нормативных правовых актов с 1 января 2009 г. вступили в действие приказы Министерства финансов РФ от 03.09.2008 № 89н «Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и от

01.09.2008 № 88н «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» 5.

Из проведенного анализа поименованных нормативных правовых актов можно выделить следующее: для оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета предусматривается представление ими в территориальные органы Федерального казначейства платежных документов, разработанных Министерством фи-

5 См.: Приказ Министерства финансов РФ от 3 сентября 2008 года №89н «Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», Приказ Министерства финансов РФ от 1 сентября 2008 года №88н «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» / Документы опубликованы не были, но вступают в силу с 1 января 2009 года. Информация о них на сайте www. ттйп. ги.

нансов РФ. Эти платежные документы не имеют ничего общего с платежными документами, оформляющими процесс «перемещения» безналичных денежных средств при использовании различных форм безналичных расчетов. Например, плательщик, являющийся контрагентом по договору с бюджетным учреждением, либо дебитор (должник учреждения) используют для безналичного платежа бюджетному учреждению платежное поручение. Платежным поручением оформляется поручение, данное территориальным органом Федерального казначейства расчетному подразделению Банка России о перечислении суммы платежа со счета территориального органа Федерального казначейства на корреспондентский счет банка получателя средств (получателя средств — контрагента по договору с бюджетным учреждением). Да и сам по себе такой документ (имеется в виду Заявка) не является платежным, а представляет собой оформленное с соблюдением установленной формы поручение, данное получателем бюджетных средств территориальному органу Федерального казначейства о совершении указанной в поручении операции в отношении денежных средств, отраженных на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств. К таким документам относятся:

• Заявка на кассовый расход (код формы по КФД 0531801), порядок ее заполнения и перечень предъявляемых к ней требований установлены п. 4.5 приказа Министерства финансов РФ от

01.09.2008 № 88н, п. 3 приказа Министерства финансов РФ от 01.09.2008 № 87н. Причем эти нормы, по существу, дублируютдругдруга;

• Заявка на получение наличных денег (код формы по КФД 0531802), порядок ее заполнения и перечень предъявляемых к ней требований установлен п. 2.9, 2.11 приказа Министерства финансов РФ от 03.09.2008 № 89н, п. 3 приказа Министерства финансов РФ от01.09.2008 №87н;

• Заявка на возврат излишне полученных денежных средств (код формы по КФД 0531803), порядок оформления установлен п. 4.6 приказа Министерства финансов РФ от 01.09.2008 № 88н;

• Заявление на получение денежных чековых книжек (код по форме КФД 0531712), оформляется по форме приложения № 2 к приказу Министерства финансов от 03.09.2008 № 89н;

• Объявление на взнос наличными (код по форме ОКУД 0402001), оформляется в соответствии с требованиями, установленными положением Банка России от 24.04.2008 № 318-П и

положением Банка России и Министерства финансов РФ от 13.12.2006 № 298-П/173н, а также п. 4.2 приказа Министерства финансов РФ от 03.09.2008 № 89н;

• Денежный чек, оформляется получателем средств федерального бюджета в соответствии с требованиями положения Банка России и Министерства финансов РФ от 13.12.2006 № 298-П/173н, п. 2.13 приказа Министерства финансов РФ от 03.09.2008 № 89н.

Следует констатировать, что неоправданное дублирование требований, предъявляемых к порядку составления и оформлению документов, изложенных в различных нормативных правовых актах, а также чрезмерно широкий перечень таких требований будут создавать определенные трудности в работе руководителей (командиров, начальников) бюджетных учреждений, работников финансово-экономических органов бюджетных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.