Научная статья на тему 'Отдельные вопросы исполнения бюджетов по расходам'

Отдельные вопросы исполнения бюджетов по расходам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухтиярова Е. В.

В статье представлен обзор отдельных вопросов, возникающих в процессе, правоприменительной практики вступивших в действие с 1 января 2009 г. нормативных правовых актов Министерства финансов РФ и Федерального казначейства. Среди них: о внесении изменений в Порядок санкционировании оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, представления счета-фактуры как документа основания, отнесение обязательства к публичному нормативному обязательству, перечисления в доход федерального бюджета средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от реализации имущества, находящегося у них в оперативном управлении, детализации лимитов бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию за счет доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности (далее дополнительное бюджетное финансирование), открытия лицевых счетов по счету средств бюджета субъекта Российской Федерации государственным учреждениям федеральной противопожарной службы МЧС России (далее Учреждения) в органах Федерального казначейства, о внесении изменений в Порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 15.08.2008 № 80н (далее Порядок № 80н).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы исполнения бюджетов по расходам»

Казначейское исполнение бюджета

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ ПО РАСХОДАМ

Е. В. МУХТИЯРОВЛ, начальник Отдела методологии исполнения бюджетов порасходам Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ

В этой статье мы продолжим обзор отдельных вопросов, возникающих в процессе правоприменительной практики вступивших в действие с 1 января 2009 г. нормативных правовых актов Министерства финансов РФ и Федерального казначейства.

О внесении изменений в Порядок санкционирования оплаты денежных

обязательств получателей средств федерального бюджета

По указанному вопросу необходимо обратить внимание на то, что 1 апреля 2009 г. зарегистрирован приказ Министерства финансов РФ от 12 марта 2009 года№ 25н «О внесении изменений в Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2008 № 87н» (регистрационный номер 13657) (далее — Приказ 25н).

Согласно положениям указанного приказа в Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 01.09.2008 № 87н (далее — Порядок 87н), внесены следующие изменения.

В п. 1 Порядка 87н уточнено, что указанный порядок распространяется на оплату денежных обязательств за счет средств федерального бюджета. Указанная поправка была внесена в связи с многочисленными вопросами, возникающими в части

того, необходимо ли применять положения Порядка № 87н в части санкционирования денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, оплата которых осуществляется за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Напомню, что процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, установлены Порядком осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 01.09.2009 № 88н.

Также исключено положение подп. 7 п. 5 Порядка 87н об обязательной проверке наличия предельной даты заполнения Заявки.

Кроме того, в поправках нашел отражение вопрос, волнующий многих бюджетополучателей и их контрагентов, в части представления счета при оплате аренды — из подп. 15 п. 5 исключены слова «или по аренде (счет)».

Таким образом, после вступления в силу Приказа 25н положение о предоставлении счета при санкционировании оплаты обязательств получателей средств федерального бюджета по договорам аренды применяться не будет.

При этом введены ограничения на применение положений подп. 15 п. 5 Порядка 87н, то есть Заявки не подлежат проверке на наличие реквизитов, указанных в данном подпункте: • в части счета для подтверждения возникновения денежных обязательств по оплате договоров на оказание услуг, заключенных получателем средств федерального бюджета с

физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем;

• при проверке Заявки на получение наличных денег;

• при проверке Заявки на кассовый расход при перечислении средств получателям средств федерального бюджета, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации операции со средствами федерального бюджета (в том числе в иностранной валюте) на счетах, открытых им в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации, получателям средств федерального бюджета, находящимся за пределами Российской Федерации и получающим средства федерального бюджета от главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета в иностранной валюте (далее — иной получатель), и обособленным подразделениям получателей средств федерального бюджета, не наделенным полномочиями по ведению бюджетного учета (далее — уполномоченное подразделение). Также Порядок 87н уточнен в части того, что

требование об оформлении Заявки по одному денежному обязательству не применяется при проверке Заявки на получение наличных денег, Заявки на кассовый расход при перечислении средств иному получателю, а также уполномоченному подразделению.

Уточнена редакция п. 9 Порядка 87н, в соответствии с которой получатель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства документ-основание в форме электронной копии, созданной посредством сканирования, подтвержденной электронной цифровой подписью уполномоченного лица получателя средств федерального бюджета (далее — электронная копия документа-основания), либо на бумажном носителе.

В случае представления документа-основания на бумажном носителе и при наличии технической возможности у Федерального казначейства или органа Федерального казначейства уполномоченный руководителем Федерального казначейства или органа Федерального казначейства работник формирует электронную копию документа-основания и подписывает ее своей электронной цифровой подписью. Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства не вправе вносить изменения в электронную копию документа-основания.

При наличии в Федеральном казначействе или органе Федерального казначейства ранее созданной в соответствии с условиями настоящего пункта

электронной копии государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договора аренды подтверждение возникновения денежного обязательства, вытекающего из такого государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договора аренды, осуществляется на основании имеющейся в Федеральном казначействе или органе Федерального казначейства электронной копии соответствующего документа-основания.

Электронные копии документов-оснований подлежат хранению в Федеральном казначействе и органе Федерального казначейства в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

Прилагаемый к Заявке документ-основание на бумажном носителе подлежит возврату получателю средств федерального бюджета.

По вопросу представления

счета-фактуры как документа-основания

В данном случае автор высказывает только свое мнение. В соответствии с положениями п. 7 и подп. 15 п. 5 Порядка № 87н для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства вместе с Заявкой указанные в ней в соответствии с подп. 15 п. 5 и п. 6 Порядка № 87н соответствующий договор или государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договор аренды и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства (далее — документ-основание) при поставке товаров — накладная, акт приемки-передачи, при выполнении работ — акт выполненных работ, при оказании услуг — счет, иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, предусмотренные федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и правовыми актами Министерства финансов РФ.

Учитывая, что в настоящее время нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлена единая форма счета, по мнению автора, возможно представление счета-фактуры в качестве документа-основания за оказанные услуги.

По вопросуотнесения обязательства к публичному нормативному обязательству

Санкционирование оплаты публичных нормативных обязательств получателями средств феде-

рального бюджета осуществляется в соответствии с положениями п. 12 Порядка№ 87н.

Рассмотрим указанную ситуацию на примере представления средств федерального бюджета на формирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

В соответствии с Правилами формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.11.2005 № 655 (далее — Правила № 655), учет операций со средствами накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих осуществляется на лицевом счете, открытом уполномоченному федеральному органу в территориальном органе Федерального казначейства для учета средств, поступающих в его временное распоряжение.

При этом согласно положениям подп. «а» п. 5 Правил № 655 на указанном лицевом счете подлежат отражению, в том числе поступления из федерального бюджета.

Перечисление указанных средств из федерального бюджета осуществляется получателем средств федерального бюджета в соответствии с доведенными ему в установленном порядке лимитами бюджетных обязательств, отраженными на его лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом в органе Федерального казначейства, после проведения в установленном порядке процедуры санкционирования оплаты денежного обязательства.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) под денежным обязательством понимается обязанность получателя бюджетных средств уплатить другому бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Представление средств федерального бюджета на формирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» является публичным нормативным обязательством.

Таким образом, для перечисления средств накопительных взносов для формирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих получатель средств федерального бюджета должен представить в орган Федерального казначейства Заявку на кассовый расход согласно приложению № 1 к Порядку кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядку осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденному приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н, с указанием в качестве реквизитов документа-основания постановление Правительства РФ от 07.11.2005 № 655.

По вопросу перечисления в доход федерального бюджета средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от реализации имущества, находящегося у них в оперативном управлении

В соответствии с положениями ст. 40 и 51 БК РФ доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, подлежат зачислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Центрального банка РФ для учета поступлений и их распределения между бюджетами.

Таким образом, средства от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении у федеральных бюджетных учреждений, должны быть перечислены контрагентами указанных федеральных бюджетных учреждений на счета, открытые органам Федерального казначейства на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» (далее — счет№ 40101).

Вышеназванные федеральные бюджетные учреждения, являясь администраторами указанных доходов федерального бюджета, должны предоставить контрагенту сведения о реквизитах счетов №40101и информацию, необходимую для

заполнения расчетных документов в соответствии с положениями Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 05.09.2008 № 92н.

Расходы по уплате налогов и сборов, возникающие при проведении указанных операций, должны осуществляться за счет средств федерального бюджета в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств по коду 290 «Прочие расходы» классификации операций сектора государственного управления.

В целях снижения нагрузки на бюджет в части уплаты налога на добавленную стоимость, по мнению автора, возможно зачисление суммы, необходимой для его уплаты, на лицевой счет получателя бюджетных средств (раздел для учета операций со средствами, поступающими от приносящей доход деятельности), открытый бюджетному учреждению в органе Федерального казначейства, для последующего перечисления на счет №40101.

При этом согласно положениям п. 4.5 Порядка осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 01.09.2008 № 88н, требование в части уменьшения сумм остатков средств от приносящей доход деятельности на суммы средств, зачисленных без права расходования, не распространяется на операции по оплате налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, не включенных в состав расходов.

Таким образом, для зачисления средств и последующего использования их на уплату налога на добавленную стоимость включение указанного источника образования и направления использования средств в разрешение на осуществление приносящей доход деятельности не требуется.

По вопросудетализации лимитов

бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию за счет доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности (далее — дополнительное бюджетное финансирование)

В соответствии с положениями ст. 219.1 БК РФ бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии

с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.

При этом согласно указанной статье порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета) утвержден приказом Министерства финансов РФ от 17.12.2008 № 143н (далее — По-рядок№ 143н).

В соответствии с п. 17Порядка№ 143н бюджетная роспись утверждается главным распорядителем средств федерального бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью и утвержденными лимитами бюджетных обязательств по соответствующему главному распорядителю средств федерального бюджета.

Детализация лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министром финансов РФ соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета, определена п. 5 Порядка № 143н.

Согласно п. 19 Порядка 143н порядком составления и утверждения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя может быть предусмотрено утверждение главным распорядителем показателей бюджетной росписи (за исключением бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств) и лимитов бюджетных обязательств по группам и статьям классификации операций сектора государственного управления с последующей детализацией в установленном порядке по соответствующим подстатьям классификации операций сектора государственного управления в бюджетных сметах бюджетных учреждений.

Бюджетные ассигнования на осуществление расходов за счет источника дополнительного финансирования и соответствующие им лимиты бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию в сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетной росписи соответствующего главного распорядителя средств федерального бюджета не предусматриваются, следовательно, на них не распространяются положения Порядка№ 143н.

Таким образом, отсутствуют правовые основания для доведения главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию по укрупненным кодам классификации операций сектора государственного управления с последующей детализацией по соответствующим подстатьям классификации операций сектора государственного управления получателями средств федерального бюджета.

По вопросу открытия лицевых счетов по счету средств бюджета субъекта Российской Федерации государственным учреждениям федеральной противопожарной службы МЧС России (далее — Учреждения) в органах Федерального казначейства

БК РФ закреплен принцип подведомственности расходов (ст. 38.1 БК РФ), в соответствии с которым получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся, при этом получатель бюджетных средств может быть включен в перечень подведомственных получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

В связи с вышеизложенным получатель бюджетных средств может быть участником бюджетного процесса только бюджета публично-правового образования, создавшего его в установленном порядке.

Исключением из данного правила являлись положения ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон 122-ФЗ).

В соответствии с данной статьей расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов учитывались на соответствующих лицевых счетах, открытых учреждениям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в органах Федерального казначейства в установленном порядке.

Однако в соответствии с положениями десятого абзаца ст. 154 Закона 122-ФЗ действия ее положений распространяются только на 2006 — 2008 гг.

Учитывая вышеизложенное, с 1 января 2009 г. у Учреждений не может быть несколько лицевых счетов получателя бюджетных средств, открытых им в органах Федерального казначейства для учета операций как со средствами федерального бюджета, так и со средствами бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета.

О внесении изменений в Порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главныхадминистраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от15.08.2008 № 80н (далее — Порядок № 80н)

Приказом Министерства финансов РФ от 12.03.2009 № 24н (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 1 апреля 2009г., регистрационный № 13655) внесены изменения в Порядок № 80н в части включения в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее — Сводный реестр) федеральных государственных унитарных предприятий (включая казенные предприятия) и открытых акционерных обществ.

Для включения в Сводный реестр федеральных государственных унитарных предприятий (включая казенные предприятия) и открытых акционерных обществ — застройщиков по объектам капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, производящих оплату денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций в данные объекты в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, указанные организации представляют в территориальный орган Федерального казначейства по месту нахождения Заявку на включение

(изменение) реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета согласно приложению № 4 к Порядку 80н (код формы по КФД 0531664) (далее — Заявка на включение (изменение).

При этом при представлении Заявки на включение (изменение) названной организацией не представляется предусмотренная подпунктом «в» п. 3.3. Порядка 80н копия акта главного распорядителя средств федерального бюджета об утверждении перечня подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Заявка на включение (изменение) организаций, производящих оплату денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, полученная главным распорядителем средств федерального бюджета от Федерального казначейства для ее подтверждения в соответствии п. 3.13. Порядка 80н, представляется главным распорядителем средств федерального

бюджета в Министерство финансов РФ с сопроводительным письмом за подписью руководителя (заместителя руководителя) главного распорядителя средств федерального бюджета.

Министерство финансов РФ в течение 5 рабочих дней после представления главным распорядителем средств федерального бюджета Заявки на включение (изменение) рассматривает и возвращает ее главному распорядителю средств федерального бюджета с сопроводительным письмом Министерства финансов РФ о согласовании в случае положительного решения либо с обоснованием причин возврата в случае отказа в ее согласовании.

Уведомление о подтверждении заявок на включение (изменение), исключение реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета согласно приложению №5к Порядку 80н (код формы по КФД 0531665) и копию письма Министерства финансов РФ о согласовании Заявки на включение (изменение) главный распорядитель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство в соответствии сп. 3.13 Порядка 80н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.