Научная статья на тему 'Из истории восприятия наследия Яна Гуса в русской исторической памяти (письма М. И. Балакирева И. Коларжу)'

Из истории восприятия наследия Яна Гуса в русской исторической памяти (письма М. И. Балакирева И. Коларжу) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
156
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯН ГУС / РУССКОЕ ОБЩЕСТВО НАЧАЛА ХХ ВЕКА / М И БАЛАКИРЕВ / JAN HUS / RUSSIAN SOCIETY OF THE EARLY TWENTIETH CENTURY / M I BALAKIREV

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Галямичев А.Н.

В статье рассматривается переписка между выдающимся русским композитором М.И. Балакиревым и профессором Пражского университета И. Коларжем, возникшая в связи с подготовкой возведения в Праге памятника Яну Гусу. М.И. Балакирев выступает против этого проекта, обосновывая мысль о необходимости канонизации Яна Гуса православной церковью. Письма М.И. Балакирева представляют собой яркое свидетельство восприятия наследия Гуса частью русского общества начала ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF PERCEPTION OF THE JAN HUS’S HERITAGE IN RUSSIAN HISTORICAL MEMORY (LETTERS OF M.I. BALAKIREV TO I. KOLAŘ)

The article discusses the correspondence between the outstanding Russian composer M.I. Balakirev and Professor of the University of Prague I. Kolař, which arose in connection with the preparation of the construction of the monument to Jan Hus in Prague. M.I. Balakirev opposes this project, justifying the idea of the need to canonize Jan Hus by the Orthodox Church. The letters M.I. Balakirev represent clear evidence of the perception of the heritage of Hus part of the Russian society of the early twentieth century.

Текст научной работы на тему «Из истории восприятия наследия Яна Гуса в русской исторической памяти (письма М. И. Балакирева И. Коларжу)»

ИСТОРИЯ, ВЛАСТЬ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

УДК 94(47+437)+929[Гус+Балакирев+Коларж]

ИЗ ИСТОРИИ ВОСПРИЯТИЯ НАСЛЕДИЯ ЯНА ГуСА В РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ (ПИСЬМА М.И. БАЛАКИРЕВА И. КОЛАРЖу)

А.Н. Галямичев

СГУ им. Н.Г. Чернышевского кафедра всеобщей истории e-mail: galyamichev57@mail.ru

В статье рассматривается переписка между выдающимся русским композитором М.И. Балакиревым и профессором Пражского университета И. Коларжем, возникшая в связи с подготовкой возведения в Праге памятника Яну Гусу. М.И. Балакирев выступает против этого проекта, обосновывая мысль о необходимости канонизации Яна Гуса православной церковью. Письма М.И. Балакирева представляют собой яркое свидетельство восприятия наследия Гуса частью русского общества начала ХХ века.

Ключевые слова: Ян Гус, русское общество начала ХХ века, М.И. Балакирев.

FROM THE HISTORY OF PERCEPTION OF THE JAN HUS'S HERITAGE IN RUSSIAN HISTORICAL MEMORY (LETTERS OF M.I. BALAKIREV TO I. KOLAR)

A.N. Galyamichev

(Saratov, Russia)

e-mail: galyamichev57@mail.ru

The article discusses the correspondence between the outstanding Russian composer M.I. Balakirev and Professor of the University of Prague I. Kolar, which arose in connection with the preparation of the construction of the monument to Jan Hus in Prague. M.I. Balakirev opposes this project, justifying the idea of the need to canonize Jan Hus by the Orthodox Church. The letters M.I. Balakirev represent clear evidence of the perception of the heritage of Hus part of the Russian society of the early twentieth century.

Keywords: Jan Hus, Russian society of the early twentieth century, M.I. Balakirev

Ян Гус и гуситское движение начиная с середины XIX века заняли особое место в исторической памяти русского народа.

Восприятие гуситских событий было тесно связано с широким распространением в русском обществе славянофильских и панславистских идей. В их русле русскими историками-славистами была разработана оригинальная концепция истории гуситского движения, которая видела в нём попытку восстановления в чешских землях православия, принесённого в страну ещё учениками святых Кирилла и Мефодия, оттеснённого внешним торжеством западного христианства в Х веке, но продолжавшего существовать в сокровенных тайниках духовной жизни чешского народа в течение последующих столетий1.

Большое значение для широкого распространения славянофильской концепции истории гуситского движения в России имел выход в свет книги видного учёного А.Ф. Гильфердинга2. В своём труде ученый обосновывал мысль о том, что логическим завершением гуситского движения было признание гусизма верным по своим основополагающим принципам вероисповеданием Константинопольской церкови во время контактов, завязанных гуситами с восточной церковью в 1452 г., а, следовательно, мысль о тождестве гусизма и православия.

Работы историков-славянофилов способствовали появлению среди части русского общества надежд на переход чехов в православие через воспоминания о беспримерном духовном подвиге Яна Гуса. Своей кульминации эти настроения достигли во время работы Славянского съезда, состоявшегося в Москве и Санкт-Петербурге в 1867 г. в преддверии 500-летия со дня рождения Яна Гуса, которое широко отмечалось в 1869 году.

Один из поборников идеи возвращения чехов в лоно православия, выдающийся русский поэт Ф.И. Тютчев писал в августе 1869 г. в стихотворении «Чехам от московских славян»: Примите Чашу! Вам звездой В ночи судеб она светила

1 См.: Лаптева Л.П.Русская историография гуситского движения (40-е годы Х1Хв.-1917 г.). М., 1978. С. 27-100.

2 Гильфердинг А.Ф. Гус. Его отношение к православной церкви. СПб., 1871.

И вашу немощь возносила Над человеческой средой. О, вспомните, каким она Была вам знаменьем любимым И что в костре неугасимом Она для вас обретена. И этой-то великой мзды, Отцов великих достоянья, За все их тяжкие труды, За все их жертвы и страданья, Себя лишать даете вы Иноплеменной дерзкой ложью, Даете ей срамить, увы, И честь отцов, и правду Божью! И долго ль, долго ль этот плен, Из всех тягчайший, плен духовный, Еще сносить ты осужден, О чешский люд единокровный? Нет, нет, недаром благодать На вас призвали предки ваши, И будет вам дано понять, Что нет спасенья вам без Чаши. Она лишь разрешит вконец Загадку вашего народа: В ней и духовная свобода, И единения венец. Придите ж к дивной Чаше сей, Добытой лучшей вашей кровью, Придите, приступите к ней С надеждой, верой и любовью3.

На рубеже 1860-1870-х гг. была предпринята попытка отчасти воплотить эти идеи на практике: предполагалось, что в ходе на-

3 Тютчев Ф.И. Чехам от московских славян // Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А.А. Николаева. Л., 1987. С. 247-248.

чавшегося переселения чехов на Волынь последние перейдут в православие через гуситство как переходное вероисповедание4.

Хотя славянофильская концепция истории гуситского движения подверглась в 1860-е-1880-е гг. критике5, в том числе и со стороны русских православных историков церкви6, у неё оставалось немало приверженцев. Некоторые из них поднимали вопрос о канонизации Яна Гуса как святого в Русской Православной церкви.

К числу последних принадлежал, в частности, выдающийся русский композитор, глава «Могучей кучки» М.И. Балакирев.

Сохранились интересные свидетельства восприятия композитором личности и учения Яна Гуса. Они представлены в опубликованных в 1929 г. А.В. Флоровским письмах М.И. Балакиреву к профессору Карлова университета в Праге, видному чешскому слависту, преподавателю русского и других славянских языков Й. Коларжу (1830-1910)7.

Побудительным мотивом к написанию писем стало, по-видимому, объявление о втором конкурсе на создание памятника Яну Гусу в Праге, решение о строительстве которого было принято ещё в 1890 г. (в 1891 г. был проведён первый конкурс, но признанный тогда лучшим проект В. Аморта не был реализован).

М.И. Балакирев подвергает резкой критике это решение, которое, как он полагал, принижало значение жизненного подвига Яна Гуса. Он писал: «У Вас приготовляется событие, которое чрезвычайно огорчит меня, как и всех верующих. Ваши неверующие ни во что интеллигенты хотят поставить монумент на Тынской площади великому христианскому мученику Иоанну Гусу, и таким образом хотят приравнять его к Радецкому8, Карлу ТУ-му,

4 См.: Вацулик Я. Отношение Русской Православной Церкви к чешским иммигрантам Волынской губернии (1870-1888 гг.) // Славянский сборник. Саратов, 2018. Вып. 16 (в печати).

5 См.: Лаптева Л.П. Указ. соч. С. 101-136.

6 Там же. С. 183-214.

7 См.: Из писем М.А. Балакирева к проф. Иос. Коларжу. Приложение к статье: Флоровский Л. Ян Гус в русской оценке (Справка из истории чешско-русских отношений)// Научные труды Русского Народного Университета. Прага, 1930. Т. III. C. 41-44.

8 Йозеф Радецкий (1766-1858) — видный австрийский военачальник и государственный деятель, граф, выходец из чешской дворянской семьи.

105

Петру Великому, Наполеону 1-му и другим им подобным. — Было бы величайшим поруганием для святого мученика ставить его на одну доску с так называемыми героями, сделавшими каплю добра и истребившими массу людей. — В память святых создают церкви, часовни (по Вашему каплицы), а не монументы»9.

Единственно достойным вариантом увековечения памяти Гуса представлялось М.И. Балакиреву строительство храма, которому должна была предшествовать канонизация Яна Гуса. Свои надежды он связывал с существовавшей в Праге начала ХХ века общине приверженцев православия, которая обрела бы со строительством нового храма краеугольный камень своего будущего: «В интересах покоя и единодушия было бы желательно, чтобы Ваши безбожники отказались от своего кощунственного проэкта10 поставить памятник Гусу на Тынской площади, так как такое намерение их неверное11 вызовет страшное и резкое междоусобие среди самих чехов, а также и насильственное вмешательство властей. Осуществление моего проэкта не вызвало бы подобного междоусобия, так как чехам католикам было бы безразлично, что какое-то другое вероисповедание, ими презираемое, соорудило бы на Бетлемской улице12 церковь во имя святых мучеников, считаемых ими — католиками — за злых еретиков»13.

Строительству храма должна была, однако, предшествовать канонизация Гуса: «... справедливость требует причисления Гуса к святым мученикам, и на меньшем нельзя помириться! Но как это сделать? Конечно, за этим следует обратиться не к Римской церкви, а к той, которая по рассмотрении представленного ей чехом Константином Ангеликом Гуситского исповедания нашла его «здоровы/м и удобоприемлемы/м». Следовательно, за прославлением святых мучеников чешских Иоанна и Иеронима следует обратиться к церкви Константинопольской, матери всех Православных

9 Из писем М.А. Балакирева к проф. Иос. Коларжу. С. 41-42.

10 Орфография оригинала.

11 Здесь и далее курсив М.И. Балакирева.

12 Улица в Праге, на которой находилась Вифлеемская часовня, где проповедовал Ян Гус.

13 Из писем М.А. Балакирева. С. 44.

церквей, и другого способа нет и быть не может в решении этого вопроса...»14

М.И. Балакирев отдаёт себе отчёт в том, что решение такой задачи встретит на своём пути весьма труднопреодолимые препятствия: «К прискорбию, наша дипломатия настроена теперь в пользу возможных уступок в пользу Австрии, Турции и Германии, ради сохранения мира, а потому — если русскому священнику в Праге сделается известным это предложение, то он немедленно донесёт о нём в Петербург, а там уже дипломатия примет все меры, чтобы сковать волю Константинопольского патриарха ради того, чтобы канонизацией чешских мучеников не огорчить австрийское правительство.»15

Тем не менее, он настойчиво обращается к своему чешскому корреспонденту с предложениями оказать содействие идее канонизации Гуса и возведения в его честь памятника в Праге, вдохновляясь верой в помощь Божественного провидения: «Вы может быть устрашаетесь величия той картины, которая может рисоваться Вашему воображению при удаче предлагаемого мною проэкта, и подумаете: возможно ли нам, маленьким людям, совершать такие грандиозные дела? Что мы маленькие люди — это несомненно, но Бог не в силе, а в правде. »16.

В профессоре И. Коларже он видел «человека всегда исполненного христианскими чувствами и чуждого римского фанатизма» и искренне полагал, что знакомство с книгой А.Ф. Гиль-фердинга (сначала М.И. Балакирев советовал И. Коларжу ознакомиться с ней, а затем — отправил по почте) превратит чешского профессора в ревностного поборника идеи канонизации Гуса православной церковью.

По всей вероятности, И. Коларж не в полной мере оправдал надежды М.И. Балакирева, а заложение первого камня в основание памятника Яну Гусу на Староместской площади в Праге положило конец этой тематике переписки. М.И. Балакирев подвёл её итог следующим образом: «Из сегодняшних газетных телеграмм узнал я, что наконец сегодня совершилось давно ожидаемое у Вас торже-

14 Из писем М.А. Балакирева. С. 43.

15 Там же. С. 43.

16 Там же. С. 43.

ство. Великий христианский мученик Иоанн Гус развенчан в отечестве своём в политические деятели, и ему воздвигают не церковь, а памятник»17.

Дошедшие до нас письма являются свидетельством того, какое важное место занимало наследие Яна Гуса в русской общественной и религиозной мысли в начале ХХ века. По признанию М.И. Балакирева, «с той поры, как вернулась ко мне вера в Бога, я молюсь о прославлении святых мучеников Иоанна и Иеронима18». Речь может, таким образом, идти о восприятии гуситства как явления родной истории. О том, что подобного рода восприятие истории гуситского движения в России было присуще не только М.И. Балакиреву, ярко свидетельствуют отклики русской общественности на 550-летие трагической гибели Яна Гуса, пришедшееся на тяжелейший для России 1915 год19.

17 Из писем М.А. Балакирева. С. 44. Построенный по проекту скульптора Л. Шалоуна памятник был торжественно открыт 6 июля 1915 года.

18 М.И. Балакирев имеет в виду магистра Пражского университета Ие-ронима Пражского, друга и соратника Яна Гуса, сожжённого по решению Констанцского собора.

19 См. подробнее: Галямичев А.Н. 500-летие со дня трагической гибели Яна Гуса и русское общество // Известия Сарат. ун-та. Новая серия. 2015. Т. 15. Серия История. Международные отношения. Вып. 2. С. 39-42.

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.