Научная статья на тему 'Историко-педагогическая периодизация процесса развития клубной деятельности детей в дополнительном образовании в 1931-1958 годы в Оренбургской области'

Историко-педагогическая периодизация процесса развития клубной деятельности детей в дополнительном образовании в 1931-1958 годы в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОД / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / "FURTHER EDUCATION OF CHILDREN" / КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / ORENBURG REGION / "PERIOD" / "PERIODIZATION" / "CLUB ACTIVITIES"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торшина Анна Вячеславовна

В статье раскрывается сущность и значение понятий «период», «периодизация», «дополнительное образование детей», «клубная деятельность». Охарактеризованы в соответствии с выделенными периодами структура и содержание клубной деятельности детей в дополнительном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and meaning of the concepts «period», «periodization», «and additional education of the children», «club activities» are revealed. The structure and the content of the club activities in additional education are characterized in accordance with the selected periods.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогическая периодизация процесса развития клубной деятельности детей в дополнительном образовании в 1931-1958 годы в Оренбургской области»

УДК 37(09с) ББК 74.03(2)(40р)

А.В. Торшина

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В 1931-1958 ГОДЫ

В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье раскрывается сущность и значение понятий «период», «периодизация», «дополнительное образование детей», «клубная деятельность». Охарактеризованы в соответствии с выделенными периодами структура и содержание клубной деятельности детей в дополнительном образовании.

Ключевые слова: Период, периодизация, дополнительное образование, клубная деятельность, Оренбургская область.

A.V. Torshina

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL PERIADIZATION

OF THE PROCESS OF THE DEVELOPMENT OF THE CHILDREN CLUB ACTIVITIES IN FURTHER EDUCATION IN ОRENBURG REGION IN 1931-1958

The essence and meaning of the concepts «period», «periodization», «and additional education of the children», «club activities» are revealed. The structure and the content of the club activities in additional education are characterized in accordance with the selected periods.

Key words: «Period», «periodization», «further education of children», «club activities», Orenburg region.

В работах по истории педагогики наиболее часто используется понятие «периодизация», но до сих пор ученые дискутируют о его сущности и содержании, об основании определения границ «периодов». «Период» в общем виде - это промежуток времени, в течение которого «происходит явление (начинается, развивается и заканчивается)» [5, с. 44]. Но анализ научной литературы по проблеме показал, что зачастую как идентичные понятию «период» употребляются термины «цикл», «этап», «ступень», «стадия», «фаза», «отрезок». На наш взгляд, данные синонимы следует использовать в качестве характеристик процесса, а не статичного явления.

Придерживаясь утверждения И.Ю. Юро-чкиной, полагаем, что периодизацию можно определить как «деление процессов развития на основные, качественно от-

личающиеся в содержательном или организационном смысле периоды. И главное, процесс периодизации не произволен, а предполагает выбор критерия деления, выявления отличительных особенностей периодов, соответствие этих особенностей избранному критерию» [9, с. 154].

Более близко нам определение «периодизации», данное В.Г. Храпченковым: «сущностное определение основного содержания этапов становления и развития историко-педагогических процессов, характерных для данного народа, страны, региона или человечества в целом» [8, с. 35]. Данное определение понятия «периодизация» дает нам возможность охарактеризовать региональный компонент, заложенный в основу исследования.

В качестве следующих компонентов построения периодизации исследователями используются функции историко-

педагогического исследования. Вслед за О. В. Толокновой мы выделили социально-аксиологическую, организационную, распределительную, прогностическую функции. Основная из них -это сохранение хронологической и аксиологической преемственности между историко-педагогической действительностью и ее описанием [6, с. 20].

Наряду с перечисленными, значимыми в контексте клубной деятельности детей являются воспитательная (формирование системы ценностно-эмоционального отношения личности к миру) и развивающая (развитие общих и специальных особенностей личности, а также психических процессов) функции.

В периодизации историко-педаго-гического процесса следует соблюдать требование: определить методологические принципы. Поскольку проблема нашего исследования лежит в пространстве дополнительного образования, они в соответствии с предметом нашего исследования (клубная деятельности) следующие: принцип историзма, влияние государственной политики, учет региональных особенностей.

Мы выявили, что в клубной деятельности детей востребованы принципы персонификации (изучение педагогом индивидуальных особенностей, привлечение к посильной деятельности, опора на собственную активность) и индивидуализации (учет в процессе занятий по интересам свойств личности - мировоззрение, сфера желаний, статус в коллективе).

Методологический интерес представляют выделенные в разных науках подходы к явлению периодизации. Для нас важным является мнение И.Ю. Юроч-киной, о том, что «в философском подходе к периодизации обращает на себя внимание попытка сведения деления исторического процесса на части к другой, более изученной процедуре - поиску и выделению ведущих противоречий исследуемого процесса» [9, с. 154]. Для нас в выявлении этапов развития клубной деятельности в Оренбургской области актуальность приобретает исторический подход к изучению педагогических явле-

ний, основными принципами которого являются: диалектичность подходов и установок, аналитичность, глобальность проблем образования, историзм, научная объективность.

Далее. Признаки, которые необходимо учитывать при рассмотрении нескольких стадий развития какого-либо явления были определены А.И. Кравченко. По мнению автора признаки следующие:

а) преемственность во времени, означающая, что следующая фаза продолжает развиваться с момента, на котором остановилась предыдущая;

б) восходящая линейная или циклическая направленность процесса развития;

в) сохранение поколенческой преемственности носителей традиций и норм [3, с. 18].

Все признаки присутствуют на этапах развития клубной деятельности в Оренбургской области.

В свете общецивилизационных проблем, непосредственным образом влияющих на национальные образовательные системы, актуализируется обращение к региональной истории педагогики. Оренбургская область приковывает к себе внимание не одного поколения отечественных ученых, деятелей культуры и образования. Объясняется это, во-первых, возрастанием роли, которую играет этот регион в социально-экономическом и культурном развитии страны; во-вторых, богатым опытом педагогических традиций, в том числе клубной деятельностью в дополнительном образовании детей. Являясь малоизученным, не теряет своей актуальности. Нас интересует период становления и развития дополнительного образования детей в Оренбургской области (19311958 годы).

Исследователями отмечается, что работа системы дополнительного образования, в частности клубной деятельности в данный период раскрыта слабо [2, с. 35].

Большое значение в развитии клубной деятельности в Оренбургской области (1931-1958 гг.) как базы для целена-

ф

I-

ф ^

I-

о о

X -О

си

Б ¡5

ф Б ч го

й

Ю ><0 2 о

К О.

го со

8 £

Ф Ч ? 2

0.00 сю К

- I

О ш

^ I

с го

К ей

го о ^ со

0 го

ф О.

тю _ о

§ л

1 ф

о н

X

о о

го

X ^

3 о.

о

Ш

<

правленного влияния на организацию свободного времени детей и подростков сыграли ранее принятые постановления ЦК РКП(б) «О пионерском движении» (1925), ЦК ВКП(б) «О состоянии и ближайших задачах пионердвижения» (1928), в которых особое внимание уделялось подбору и подготовке кадров. Обязательным становилось требование наличия общественного мнения. Уже в 1928 году при Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской создается внешкольное отделение для подготовки кадров внешкольных работников. В 1929 году снова под председательством Н.К. Крупской в системе Наркомпро-са организуется совет по внешкольной работе.

Это был период развития системы: появляются новые типы учреждений (пионерские лагеря, станции, Дома пионеров). Большое значение придается их взаимодействию как в городском, областном, региональном масштабах, так и во всесоюзном (выставки, смотры, слеты). В работе внешкольных учреждений учитывается взаимное соподчинение (областные, городские, районные станции). Воспитание и образование детей становится делом всего общества: к созданию и организации деятельности учреждений активно привлекались предприятия, большой вклад внесли профсоюзные организации, с чем связано укрепление материальной базы.

На основании архивных документов мы выделили три этапа развития клубной деятельности:

1. Первый этап (1931-1940) характеризуется недостаточным количеством клубных объединений, нехваткой квалифицированных педагогических кадров и слабым финансированием, что подтверждает докладная записка «О состоянии внешкольной работы в Оренбургской области» 1935 год: нет объединений по изучению сельскохозяйственных машин, групп юных натуралистов. Клубные объединения организационно не оформлены. Не созданы условия для работы с детьми. Нет планов работы, не хватает литературы. Требуют обязательной подготовки педагогические кадры» [11, д. 67, л. 44].

Поэтому целью деятельности клубных объединений на данном этапе стало привлечение детей общедоступностью занятий на основе добровольного объединения по интересам.

«В городе Оренбург открываются клубное объединение кукольного театра при образцовой школе № 24, шахматно-шашечный клуб; строятся парашютные вышки в аэроклубах Оренбурга и Орска. В Погроминском зерносовхозе Тоцкого района начинает свою работу объединение моделистов. Заканчивается строительство клуба на 150 человек на усадьбе Саракташской МТС. В колхозе "Пробуждение" Зиянчуринского района открылся пионерский клуб» [4, с. 70].

Стенограмма областного совещания комсоргов школ и секретарей комитетов комсомола неполных средних и средних школ (от 15 декабря 1936 г.) подтверждает, что открываются клубные объединения: физкультурное, хоровое, авиамодельное, драматическое [11, д. 165, л. 35].

Кроме этого, на данном этапе развития клубной деятельности «дети занимаются озеленением и благоустройством улиц, исследовательской и шефской работой» [10, д. 68, л. 51].

2. На втором этапе Великой Отечественной войны (1941-1945) количество клубных объединений уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. Основным содержанием работы клубов стало разъяснение характера и цели войны. В клубах пропагандируются героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема патриотизма становится ведущей.

Основными направлениями деятельности клубных объединений были следующие:

• агитационная работа;

• оборонно-массовая работа;

• справочная работа [11, д. 165, л. 41].

В исследовании С.М. Муромцевой

описан слет юных тимуровцев, который прошел 5 ноября 1941 года в г. Чкалов и собрал 150 пионеров. На нём было принято обращение к пионерам и школьникам области с призывом к отличной учебе, оказанию помощи старшим (сбор

металлического лома, забота о семьях красноармейцев, изучение топографии, связи, разведки) [4, с. 104].

На данном этапе клубные объединения детей оказывают помощь фронту, о чем свидетельствует приказ № 1538 народного комиссара Просвещения РСФСР от 7 мая 1943 года «Об участии учителей, пионеров и школьников в сборе дикорастущих, полевых, лекарственных и технических растений для нужд фронта и народного хозяйства». Например, «в целях более широкого привлечения детей к сбору дикорастущих хозяйственно ценных растений, а также лучшей и продуктивной организации их работы в 1943 году приказываю:

1. Обеспечить совместно с комиссиями обкомов и крайкомов ВЛКСМ широкое привлечение школьников и учителей к сбору основных видов дикорастущих хозяйственно ценных растений;

2. Сбор растительного сырья силами учащихся проводить систематически в течение всего года и в свободное от занятий время.

3. Рекомендовать директорам организовать "лагеря по сбору дикорастущих растений" [11, д. 699, л. 73].

В следующем документе «Письме учащимся, пионеркам и пионерам 1942 года» разъясняется роль деятельности детей - воспитанников клубных объединений в помощи фронту (сбор лекарственных трав для фронтовиков). В частности, указывается, что «Советский Союз - одна большая дружная семья. Красной Армии помогает весь наш народ - старые, молодые, мужчины, женщины, юноши, девушки, мальчики,девочки.

Пионеры, школьники делают правильно, когда не только учатся, но и работают, помогая этим скорее разбить немецко-фашистскую армию. Ведь каждому из нас хочется поскорее прогнать врага с советской земли.

Мы решили посоветовать вам заняться нужным для Красной Армии делом - сбором полезных дикорастущих растений.

Шиповник - помощник бойца Красной Армии. Для того, чтобы человек был жив и здоров, ему нужны витамины.

Есть витамин "С". Его можно найти в шиповнике.

Ученые подсчитали, что 1 кг сушеных грибов заменит 3 кг мяса.

Собирая шиповник, грибы и другие полезные растения, вы станете самыми настоящими помощниками фронтовиков» [9, д. 699, л. 78].

В своих научных работах Л.И. Футо-рянский дает оценку этого времени. «Не взирая на все тяжести военных лет, педагоги трудились самоотверженно. Работая в холодных условиях, теряя здоровье, они отдавали все силы обучению и воспитанию юного поколения Неизменным средством досуга была художественная самодеятельность. В концертах и тематических программах звучал призыв к защите Родины» [7, с. 280].

В годы Великой Отечественной войны клубы доказали свою жизненную силу. Они выдержали испытания войной и стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от педагогов, детей, родителей большой оперативности, использования новых форм и методов в работе. Простота, доходчивость, эмоциональность - то, к чему стремились работники клубов при организации досуговой деятельности.

3. Третий этап (1946-1958) - расцвет клубной деятельности детей в Оренбургской области. Усиливается практическая роль клубов в организации деятельности учащихся по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными семьями, помощь стране в восстановлении хозяйства.

Большое значение в развитии клубной деятельности как базы для целенаправленного влияния на организацию свободного времени детей и подростков сыграли Постановление Президиума ЦК ВОИЗа «О работе детских обществ 1948 год» [12, д. 245, л. 98].

Архивные документы подтверждают, что центром работы с детьми становятся пионерская организация, дома и дворцы пионеров, детские технические станции. К клубам прикрепляются специалисты -изобретатели. Обеспечивается квалифицированная консультация руководителям клубных объединений, в которые

ф

н ф

ч -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н о о

X

ф

Б ¡5

ф Б ч го

й

Ю ><0 2 о

К О.

го со

8 £

Ф Ч ? 2

0.00 СЮ

К

- I

О ш

^ I

с го

К ей

го о

^ СО

0 го Ф О.

тю _ о

§ ц

1 ф

о н

X

о о

привлекаются дети из неблагополучных семей. Для исследовательской деятельности детям предоставляются экспериментальные мастерские и лаборатории предприятий [11, д. 245, л. 61].

Исследованию этого этапа посвящена работа В.С. Болодурина «Образование в Оренбуржье XVШ-XX веков». Автор указывает, что «в послевоенный период в области внешкольное образование, в том числе и клубные объединения, развивались в соответствии с жесткими централизованными решениями партийных съездов и правительства страны. Наблюдаются как положительные моменты (расширение и улучшение материальной базы, повышение квалификации педагогических кадров), так и отрицательные (отсутствие инициативы приведения содержания образования к уровню развития науки и требований практики, отставание в использовании новых информационных технологий)» [1, с. 344].

Несмотря на то, что формы и методы работы с детьми в клубах определялись задачами государства, работа клубов становилась предметом внимания органов народного образования. Количество клубов продолжало расти. Появлялись городские клубы юных автомобилистов, работали детские сектора при профсоюзных клубах.

На данном этапе улучшилась турист-ско-краеведческая работа. В 1956 году, например, дети принимали участие во Всесоюзной экскурсии пионеров и школьников, проводимой в ознаменование 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

В каникулярное время проводятся областные конкурсы объединений художественной самодеятельности (конкурс на лучшего чтеца, танцора, музыканта) [13, д. 70, л. 54].

«В марте 1947 года возобновляется работа Чкаловского аэроклуба, кото-

рый до начала Великой Отечественной войны подготовил тысячи пилотов и парашютистов. Воспитанники клуба были отмечены правительственными наградами. В феврале 1952 года тысячи пионеров, в том числе воспитанников клубных объединений города Чкалова приняли участие в лыжных соревнованиях. 2 августа 1953 года в Зауральной роще города Чкалова состоялись областные соревнования морских клубов» [4, с. 201].

В современных нормативных документах: Концепции развития дополнительного образования», «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях», федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», областной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011-2015 годы» прослеживаются традиции 1931-1958 гг.:

• общедоступность занятий, удовлетворение разнообразных интересов детей, повышение профессионального уровня педагогических кадров для привлечения детей в объединения (этап 1931-1940 гг.);

• необходимость функционирования клубных объединений с целью патриотического воспитания молодого поколения (этап Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.);

• усиление работы с неблагополучными семьями и детьми «группы риска» (послевоенный этап 1946-1958 гг.).

Изучение опыта региональной системы клубной деятельности детей в дополнительном образовании в Оренбургской области приобретает особое значение, так как позволяет критически осмыслить и заимствовать все наиболее передовое для дальнейшего развития клубной деятельности и совершенствования системы дополнительного образования.

Библиографический список

1.Болодурин, В.С. Образование в Оренбуржье ХУШ-ХХ век [Текст] / В.С. Болодурин. - Оренбург: ОГПУ, 2008. - 464 с.

2. Болодурин, В.С. История становления и развития образования в Оренбуржье [Текст] В.С. Бо-< лодурин // Вестник Оренбургского гос. ун-та. - 2012. - № 5. - С. 32-38.

го

х ^

3

.

о

3. Кравченко, А.И. Три капитализма в России [Текст] А.И. Кравченко// Социологические исследования. - 1999. - № 6. - С. 16-23.

4. Муромцева, С.М. Хроника Оренбургской области 1934-1990 [Текст]: в 2 т. Т.1 / С.М. Муромцева. - Оренбург: Димур, 2009. - 308 с.

5. Назаров, Н.В. Вопросы периодизации в деятельности исследователя истории педагогики (методологический аспект) [Текст] / Н.В. Назаров. - Орск: Изд-во Орск. пед. ин-та, 1995. - 85 с.

6. Толокнова, О.В. Развитие всеобщего обязательного среднего образования в Западной Сибири 1977-1992 гг. [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.В. Толокнова. - Новосибирск, 2001. - 219 с.

7. Футорянский, Л.И. История Оренбуржья: учебное пособие [Текст] / Л.И. Футорянский. -Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996. - 351 с.

8. Храпченков, В.Г. Научно-педагогические основы всеобщего обязательного среднего образования в Казахстане [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / В.Г. Храпченков. - Алматы, 1997. - 342 с.

9. Юрочкина, И.Ю. Периодизация истории дополнительного образования детей в Западной Сибири (конец XIX - начало XXI века) [Текст] И. Ю. Юрочкина // Вестник Томского гос. пед. ун-та. -2013. - № 13 (141). - С. 154-160.

10. Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Оренбургской области» (ГБУ «ГАОО») город Оренбург. - Ф. 1983. - Оп. 2

11. Государственное бюджетное учреждение «Центр документации новейшей истории Оренбургской области» (ГБУ «ЦДНИОО»). - Ф. 1697. - Оп. 1.

12. Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Оренбургской области» (ГБУ «ГАОО») город Орск. - Ф. 1697. - Оп. 1.

13. Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Оренбургской области» (ГБУ «ГАОО») город Новотроицк. - Ф. 1697. - Оп. 1.

1. Bolodurin, V.S. Education in Orenburg region XVIII— XX century. Orenburg: OSPU, 2008. [in Russian].

2. Bolodurin, V.S. The history of formation and development of education in Orenburg region. Vestnik Orenburgskogo Gosudarstvennogo Universiteta. 2012. № 5. P. 32—38. [in Russian].

7. Futoryansky, L.I. The history of the Orenburg region. Orenburg: Orenburgskoie knizhnoie isdatelstvo,

<u i-

<u

References F

3. Kravchenko, A.I. Three of capitalism in Russia. Sociologicheskie issledovania. 1999. № 6. P. 16—23.

[in Russian].

4. Muromtseva, S.M. Chronicle of Orenburg region 1934—1990: in 2 volumes, volume 1. Orenburg: izda-telsvo «Dimur», 2009. [in Russian].

5. Nazarov, N.V. Questions of periodization in the activity of the researcher of the history of pedagogy (the methodological aspect). Orsk: Izd-vo Orskogo Pedagogicheskogo Instituta, 1995. [in Russian].

6. Toloknova, O.V. Development of the universal compulsory education in Western Siberice. Dis. ... Cand. of Sci-

o

ГО CD

ence (Education). Novosibirsk, 2001. [in Russian]. о jô

I 2

О CO

1996. [in Russian]. сю

8. Khrapchenkov, V.G. Scientific-pedagogical bases of the universal compulsory, secondary education in Kazah-stan. Dis. ... Cand. of Science (Education). Almaty, 1997. [in Russian].

9. Urochkina, I.U. Periodization of the history of the additional education of children in Western Siberia (the end of the XIX - the begining of the XXI century). Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo

к

■'l

о ca

Universiteta. 2013. N13 (141). P. 154-160. [in Russian]. = ro

10. State budgetary institution «State arhives of the Orenburg region» (SBI «SAOR») Orenburg city F. 1983. Inventory 2. [in Russian].

11. State budgetary institution «The documentation centre of the latest Orenburg region history (SBI «DCLORH») F. 1697. Inventory 1. [in Russian].

12. State budgetary institution «State arhives of the Orenburg region» (SBI «SAOR») Orsk town F. 1697. Inven- ^ c tory 1. [in Russian].

13. State budgetary institution «State arhives of the Orenburg region» (SBI «SAOR») Novotroitsk town F. 1697.

к CO

го о а со о го

ф О.

тю ЕЕ о

2 Щ ?

о о

Inventory 1. [in Russian]. о о

Сведения об авторах: Торшина Анна Вячеславовна,

аспирант, кафедра педагогики высшей школы, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург.

&mail: anna-torshina@yandex.ru

Information about the author: Torshina Anna Vyacheslavovna,

Postgraduate student,

Department of Pedagogy of higher education, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg. Russia E-mail: anna-torshina@yandex.ru

УДК 4И(07):378 ББК 81.2р30:74.480

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.А. Шеманаева

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ

В статье рассматривается взаимосвязь понятий функциональной грамотности и профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции с точки зрения программ дополнительного профессионального иноязычного образования. Автор выделяет приоритетные компоненты (компенсаторная, дискурсивная, научно-исследовательская, самообразовательная компетенции) данной компетенции в контексте программ повышения квалификации.

Ключевые слова: функциональная грамотность, профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция, дополнительное образование, непрерывное образование.

М.А. Shemanaeva

FUNCTIONAL LITERACY AS A BASIS OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE CONTEXT OF LIFELONG LEARNING

Correlation between the notions of functional literacy and professional communicative competence in terms of further language education is discussed. The emphasis is put on different components of professional communicative competence such as strategic competence, discourse competence, self education and research competences.

Key words: functional literacy, professional communicative competence, further education, lifelong learning.

Современная образовательная ситуация в целом и в обучении иностранным языкам в частности существует как минимум в двухмерных условиях, с одной 2 стороны ее определяют федеральные то образовательные стандарты и «Закон об ¡| Образовании в РФ», с другой стороны су-^ ществует контекст непрерывного обра-^ зования. В обучении иностранным язы-2 кам (ИЯ) эта двухмерность выражается

следующим образом, целью обучения ИЯ является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции, а целью программ дополнительного профессионального образования, согласно «Закону об Образовании», также является развитие и формирование компетенций. При рассмотрении системы непрерывного образования и ее содержания необходимо отметит, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.