Научная статья на тему 'Организация проектной деятельности со школьниками по месту жительства'

Организация проектной деятельности со школьниками по месту жительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / EDUCATIONAL PROJECTS / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITIES / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ДЕТСКИЕ КЛУБЫ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА / CHILDREN RESIDENTIAL CLUBS / РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ADVANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Падюков Александр Львович

Статья раскрывает сущность метода проектов и его развивающее значение в дополнительном образовании. Описывается уникальный опыт клубной проектной деятельности по месту жительства в современных условиях работы с детьми младшего школьного и подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES WITH THE STUDENTS BY PLACE OF RESIDENCE

The article reveals the essence of the project method and its advance importance in additional education. It describes the unique experience of project activities at the children residential clubs in the modern terms of work with children of primary school and teenagers.

Текст научной работы на тему «Организация проектной деятельности со школьниками по месту жительства»

#

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2006. 384 с.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. 198 с.

5. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 96 с.

6. Полякова Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Предисл. действ. чл. АПН СССР Ю. К. Бабанско-го. М.: Педагогика, 1983. 128 с.

7. Высоцкая С. И. Типы затруднений и их связь с проблемными ситуациями в учебной деятельности школьников: дис. ... канд. пед. наук. М.: [Б.и.], 1974.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES WITH THE STUDENTS BY PLACE OF RESIDENCE

А. Л. Падюков

Статья раскрывает сущность метода проектов и его развивающее значение в дополнительном образовании. Описывается уникальный опыт клубной проектной деятельности по месту жительства в современных условиях работы с детьми младшего школьного и подросткового возраста.

A. L. Padyukov

The article reveals the essence of the project method and its advance importance in additional education. It describes the unique experience of project activities at the children residential clubs in the modern terms of work with children of primary school and teenagers.

Ключевые слова: метод проектов, образовательные проекты, проектная деятельность, дополнительное образование, детские клубы по месту жительства, развитие, образование.

Key words: the project method, educational projects, project activities, additional education, children residential clubs, advance, education.

Метод проектов возник, когда усилия педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике.

Во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США зародился метод проектов, и основывался он на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат [1]. Поэтому он обратился к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы, требовавшей знаний из различных областей. В связи с этим первоначально этот метод назывался проблемным.

Метод проектов приобрел популярность и в России, он хорошо был известен таким отечественным педагогам, как С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский, А. С. Макаренко, В. Н. Терский, и другим, пытавшимся внедрить его в практику работы с детьми.

В рамках рассматриваемого вопроса проект (от лат. рпо'еСш 'брошенный вперед') понимается нами как про-

тотип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, как путь познания [2].

Исходя из того, что образованный человек в современном обществе, имеющий доступ к огромному количеству информации, должен быть не только и не столько вооружен знаниями, сколько уметь эти знания добывать и применить, этот метод в значительной степени становится приоритетным в современном образовании. Для достижения подобного результата необходимо со школьного возраста, а возможно, и раньше, формировать у детей:

- умение самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей;

- умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности;

- уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Целенаправленное формирование вышеперечисленных умений приводит к развитию у школьников творческой активности, при условии, что эти умения будут задействованы по мере возникновения у детей такой потребности при решении поставленных задач. Проектная деятельность является мощным средством развития перечисленных умений, поскольку в основе создания любого проекта лежит творчество как учителя, так и ученика.

Ф

Творчество ученика является его деятельностью, в процессе которой он открывает что-либо ранее неизвестное непосредственно для него самого. Творчество учителя заключается в готовности создать условия, способствующие осуществлению этого процесса.

Под проектной деятельностью, выполняемой школьниками, мы понимаем разработку проблемы, которая подразумевает решение конкретных задач и должна завершаться реальной практической деятельностью. Задачи могут быть не только образовательными, но и воспитательными, развивающими, социально значимыми. Ключевым моментом здесь является практическое применение имеющихся знаний и умений, то есть речь идет о самостоятельности при выполнении проекта.

Самостоятельность является одним из главных признаков проектной деятельности. Учителю, педагогу необходимо обеспечить такие условия выполнения поставленной задачи, чтобы у детей включилась личностная мотивация, чтобы начался процесс активного творчества, самостоятельной мыслительной работы.

Некоторые проекты выполняются индивидуально, некоторые - в группах. Но даже в проектах, выполняемых индивидуально, есть моменты групповой работы, например, при «мозговом штурме» или при оценке начальных идей друг друга. Групповая работа является хорошей практикой, так как помогает развивать навыки сотрудничества и чувства коллективной ответственности. К коллективной работе необходимо подходить осторожно. Основной ее целью является научить детей слушать и слышать собеседника, работать в команде, уметь отстаивать свою точку зрения, не задевая, не критикуя чужое мнение.

Особенно это сложно при работе с разновозрастными детьми, когда приоритетным является мнение того, кто старше. Здесь на первое место выходит подбор заданий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Прогнозирование результатов является трудной, но неотъемлемой частью практико-ориентированного проекта. Дети должны понимать, для чего, с какой целью они участвуют в данном проекте, что будет результатом их труда и как он будет применим. Поэтому приоритетными являются социально значимые результаты творческой проектной деятельности, прогнозирование которых позволит детям действовать целенаправленно.

Качественную работу над проектом, позволяющую развивать у школьников перечисленные умения, довольно трудно организовать в процессе какого-либо урока. В связи с этим проектная деятельность непосредственным образом связана с дополнительным образованием детей, которое в нашей стране начинает свою историю с развития различных форм внеурочной и внешкольной работы, в том числе - через организацию детских кружков и клубов. Появление первых форм кружковой работы с детьми специалисты относят к 30-м гг. XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время, в пользу употребленное», что точно и кратко

1

отвечает основной задаче кружковой и клубной работы -организации детского досуга.

В конце XIX в. возникли своеобразные кружки, в которых представители интеллигенции сначала занимались просвещением только взрослого населения, а в дальнейшем воспитывали и обучали «уличных детей» 12-16 лет. Эти кружки были прообразом будущих внешкольных учреждений, а уже в начале XX в. стали открываться первые клубы и внешкольные учреждения, где дети учились пению и рисованию, участвовали в совместных загородных прогулках и обсуждении прочитанных книг [3, с. 4].

У истоков клубной работы стояли известные российские педагоги П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. Н. Терский, а найденная ими форма клубной работы с детьми явилась прообразом метода проектов.

Значение опытов С. Т. Шацкого (колония «Бодрая жизнь») и А. С. Макаренко (трудовая колония им. М. Горького, трудовая коммуна им. Ф. Э. Дзержинского) состояло в том, что они показали новые взаимоотношения и взаимодействие личности и коллектива, педагога и воспитанника. Они считали себя не только наставниками, но и товарищами детей и старались сделать все, чтобы не подавлять инициативу ребят. В колонии они сами создавали законы и строили свою жизнь в соответствии с ними [4, с. 9] Отличительными признаками клубной (внешкольной) работы А. С. Макаренко, так же как и С. Т. Шацкий, считали прежде всего творчество и самоорганизацию.

Новый подъем внешкольной работы пришелся на 1960-е гг., когда стала пользоваться широкой известностью методика И. П. Иванова, который, опираясь на идеи А. С. Макаренко, во Фрунзенском Доме пионеров создал школу пионерского актива «Коммуна юных фрунзенцев» - КЮФ. Вся организация клубной работы ребят строилась на личном и общественном творчестве, и по содержанию и задачам она отвечала идеям проектной деятельности.

Начавшиеся в середине 1980-х гг. изменения в социально-экономической жизни страны не могли не отразиться на образовании. Резко ухудшилась материально-техническая база учреждений, поэтому, стремясь избежать разрушения системы, многие руководители органов образования и внешкольных учреждений стали вводить платные образовательные услуги. Это сильно отразилось на развитии детей, родители которых не были способны оплатить досуг своих детей. Школьники продолжали собираться, но уже в подъездах, гаражах, на стадионах. При отсутствии конкретного занятия школьники развлекались собственными силами, доступными средствами. Это привело к резкому увеличению категории «трудных подростков», распространению среди школьников различных видов девиантного поведения - наркомании, токсикомании, участившимся случаям нарушения правовых норм общественного поведения, снижению познавательного интереса, разрыву отношений со школой и семьей.

3

В последние годы развернулась серьезная научно-методическая работа, направленная на духовно-нравственное воспитание школьников, задачи которого изложены в новейших образовательных стандартах и получили развитие в ряде законодательных актов по профилактике девиантного поведения у детей и подростков, где это направление признано первостепенным на государственном уровне. Наиболее важные положения были выдвинуты в работах В. В. Беловой, В. А. Березиной, А. К. Бруднова, Г. П. Будановой, О. Е. Лебедева, М. Б. Коваль, В. И. Панова, Г. Н. Поповой, А. И. Щетинской и др. Итогом теоретических разработок явилось создание широкого спектра кружковой работы как в школьных, так и внешкольных учреждениях, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность и направлены на удовлетворение самых различных их интересов: авторская песня, гитара, икебана, бисероплетение, батик, гончарное производство, спорт и туризм, мультимедийное творчество. Последнее направление особенно привлекает современных школьников, поскольку емко вбирает в себя инновационные процессы времени и приобщает их к активному пользованию новейшими техническими достижениями, используя в полной мере возможности проектной деятельности, основанной на активном творческом поиске и коллективных взаимоотношениях в рамках детского сообщества.

Однако в большинстве своем эта кружковая организация детского досуга имеет сегодня платную основу, что сужает ее общедоступность, и выполняется в условиях школы учителями, не всегда имеющими соответствующее образование и подготовку.

Стремление детей к объединениям в небольшие сообщества - факт социально-биологического значения. Социальная среда формирует главные особенности детского коллектива. Содержание деятельности, целевая установка детского объединения в очень большой мере зависят от тех влияний, которые оказывает окружающая среда на детей. В основном дети собираются и общаются там, где живут, дружат с теми, кто живет в их доме, на их улице, реже - в микрорайоне.

В данном контексте ключевым звеном в системе социального воспитания детей и подростков являются клубы по месту жительства.

Клубы по месту жительства отличаются от кружковой деятельности своим неформальным статусом, основополагающим принципом открытости для всех желающих. Клубная деятельность прежде всего направлена на организацию свободного времени с учетом разносторонних интересов и потребностей подростков.

Цель детских клубов по месту жительства - создание условий для личностного роста ребенка путем активизации его творческого потенциала, самоопределения и самореализации в различных видах деятельности.

Задачами являются:

- социализация и организация свободного времени детей, их активного общения в процессе совместной деятельности;

- организация и реализация условий для развития активной познавательной, творческой, трудовой, куль-

1

турно-творческой личности ребенка, умеющего самостоятельно мыслить;

- приобретение новых умений и навыков в различных видах образовательной деятельности.

Как мы видим, данные задачи тесно взаимосвязаны с результатами, которые достигаются при четко организованной и тщательно продуманной творческой проектной деятельности.

На территории Российской Федерации действуют подобные клубы по месту жительства, так, например, в структуре ЦРТДЮ г. Новотроицка функционируют 8 клубов, которые являются многопрофильными структурными подразделениями со своеобразным кадровым потенциалом, программно-методической и нормативно-правовой базой. В московском регионе наиболее известными подвижниками в данной области являются Р. Соколов и В. А. Караковский.

Подробно остановимся на деятельности клуба, открывшегося в сентябре 2010 г. в одном из микрорайонов г. Москвы. Деятельность данного детского клуба основана на авторской педагогической программе, составленной А. Л. Падюковым, М. А. Падюковой с рецензией заслуженного учителя РФ Л. В. Строгановой.

Еженедельно, три раза в неделю проходят собрания детей в атмосфере творчества и дружбы. Стать членом клуба может любой ребенок этого микрорайона в возрасте от 10 до 16 лет, причем абсолютно бесплатно, что является отличительной и во многом уникальной чертой данного учреждения.

Деятельность клуба разительно отличается от вышеупомянутых организаций, что проявляется в особо созданных для детей микрорайона возможностях абсолютно свободно общаться со сверстниками в рамках детского клуба и создавать творческие проекты, большинство из которых получают воплощение в рамках всего микрорайона.

Данный детский клуб - это не просто досуговый центр, в основе его деятельности положена социально значимая проектная деятельность школьников, объединенных по месту жительства. История клуба началась весной 2010 г., когда по инициативе одного из сотрудников компании было решено предложить новоселам путевки для их детей в детский оздоровительный лагерь «Орленок». Для них была написана специальная педагогическая программа, в которой одной из важных задач значилось знакомство и объединение детей - будущих жителей микрорайона. Программа была направлена на следующие моменты:

- помочь адаптироваться ребенку при переезде в новый район;

- помочь подружиться в новой среде;

- привить навыки добрососедства;

- привить чувство «Я - хозяин двора» и проч.

Реализация данной программы проходила в условиях

всех лагерных смен. В течение смены ребятам предлагалось участие в проекте «Мой двор», а для этого творческой группе необходимо было придумать тему двора, его название, девиз, песню, сценарий для видеоролика и в соответствии с темой двора раскрасить специальную парковую лавочку.

4

$

Данная проектная задача была спланирована на всю лагерную смену и учитывала непосредственно план работы лагеря. В конце смены подводились итоги проекта, ребята на сцене защищали свои проекты, показывали выступление, видеоролик и лавочку. Все ребята получали грамоты за участие и победу в номинациях. По итогам данных презентаций был составлен общий концерт, который состоялся уже в микрорайоне: «Открытие аллеи лавочек». Таким образом, была выстроена преемственная линия между летним отдыхом и дальнейшим участием ребят в детском клубе. Дворовый праздник «Открытие аллеи лавочек» стал днем рождения детского клуба. К Новому году детский клуб подготовил для жителей микрорайона праздник и показал сказку прямо во дворе, где были уже установлены лавочки по проектам детей. Данный праздник и открытие аллеи лавочек стал событием для всех жителей микрорайона - взрослых и детей.

На сегодняшний день за плечами клуба большая маршрутная игра для всех желающих в микрорайоне, фотоконкурс для жителей микрорайона, экскурсии, детский праздник 1 июня и многое другое.

На летние каникулы многие участники Детского клуба уезжают в ДОЛ «Орленок», который стал базовым для детей микрорайона и детского клуба. Из лагеря в штаб-квартиру регулярно приходят новости и фотоотчеты. Так была найдена форма постоянной клубной работы с детьми микрорайона в летнее каникулярное время и досуго-вое в период учебного года.

Ребята увлечены реализацией новых творческих проектов. Они принимают участие в съемках мультфильмов и небольших кинороликов, в том числе используя современный и доступный способ съемки мультфильма, техника которого получила название Stop Motion.

Таким образом, детский клуб стал альтернативой отдыха и досуга детей и подростков, он наполнил жиз-

недеятельность школьников выполнением проектов, имеющих социальную значимость. Лавочки, которые дети раскрашивали прошлым летом (установленные в микрорайоне в сентябре прошлого года) прекрасно сохранились, все жители бережно относятся к детскому творчеству.

Несмотря на то, что клуб еще очень молод, у него уже есть свои традиции. Так, например, каждый новый участник клуба приносит свою чайную кружку, это служит неким «пропуском», с одной стороны, а с другой - делает атмосферу в клубе уютной и неформальной.

У ребят есть возможность зайти в клуб, попить чай, предложить новое творческое полезное дело и встретить единомышленников. Дети учатся работать в команде, общаться с разными возрастными категориями, чувствовать ответственность, благодарность, уважение жителей - соседей. Предполагаем, что опыт работы, базирующийся на лучших отечественных образцах организации клубной работы со школьниками по месту жительства, отвечает в большей степени вызовам времени и имеет огромный воспитательный потенциал.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921.

2. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5 // сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. 508 с.

3. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. М.: Владос,

2002. 352 с.

4. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей. М.: Владос,

2003. 192 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ОБЩНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CHILDREN AND ADULT COMMUNITY DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF INTERCULTURAL COMMUNICATION

Е. Е. Гордеева

Статья посвящена проблемам развития детско-взрослой общности. Разработаны педагогические условия, которые способствуют развитию детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: детско-взрослая общность, педагогические условия развития, межкультурная коммуникация.

E. E. Gordeeva

This article is about how to solve the problem of development of children-adult's community. Pedagogical conditions are revealed by the author, these conditions further to the development children adult's community in intercultural communication process.

Keywords: children-adult's community, pedagogical conditions of the development, intercultural communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.