Научная статья на тему 'Содержание клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1931-1958 годах'

Содержание клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1931-1958 годах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ / ОРЕНБУРЖЬЕ / СТАДИИ / СОДЕРЖАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / CLUB ACTIVITIES OF ADOLESCENTS / ORENBURG REGION / STAGES / CONTENT / PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торшина Анна Вячеславовна, Аллагулов Артур Минехатович

Статья содержит результаты научного исследования по актуальной проблеме содержания клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1931-1958 годах. Изучение исторической практики клубной деятельности позволяет усилить в современных условиях результативность таких ее функций, как социализирующая, коммуникативная, культурная, компенсаторная. Нуждается педагогика и в знаниях об актуализации воспитательного потенциала клубной деятельности подростков. В статье представлены этапы исследования (поисково¬аналитический, теоретико­аналитический, итоговый) и методы на каждом этапе (анализ нормативно-правовых актов, обобщение философских и педагогических концепций, монографическое изучение педагогического опыта организации клубной деятельности, изучение архивных материалов, обобщение и систематизация полученных данных). Выделены стадии клубной деятельности (1931-1940 довоенный, 1941-1945 военный, 1946-1958 послевоенный) и содержание деятельности на каждой стадии. В качестве основных выводов исследовательской работы можно выделить следующие. На протяжении всего рассматриваемого периода клубная деятельность способствовала формированию личностных качеств подростков. Но качества личности, прежде всего, были востребованы историческим временем. С 1931 по 1940 год качества личности в сфере художественного и технического творчества. В годы войны волевые качества настойчивость, целеустремленность, верность долгу и Родине, исполнительность. В 1946-1958 годах личностное и профессиональное самоопределении. Подчеркивается, что в деятельности современных клубных объединений прослеживаются некоторые традиции 1931-1958 гг. Этот вывод подтверждается при анализе современных нормативных документов. Изучение исторического опыта региональной системы клубной деятельности подростков позволяет критически осмыслить и перенять все наиболее передовое для дальнейшей системы дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE CLUB ACTIVITIES OF THE ORENBURG REGION ADOLESCENS IN 1931-1958

The article contains the results of scientific research on actual problem of the content of the club activities of the adolescents in Orenburg region in 1931¬1958. In the modern conditions the study of the historical practices allows to strengthen socializing, communicative, cultural, compensatory. Pedagogies is also needed in the knowledge about the actualization of the educational potential of the club activities of the adolescents. The article present the study of the research (search and analytical, theoretical and analytical, total) and methods at each stage (analysis of legal and regulatory acts, generalization of philosophical and pedagogical concepts, monographic study of the pedagogical experience of the organization of the club activities, the study of archival material, generalization and systematization of the obtained data). The stages of the club activities are dedicated (1931-1940 pre war, 1941-1945 war, 1946-1958 post war) and so the content of the activities on each stage. As the main conclusions of the research work can be identified the following. Through the period under review the club activities contributed to the formation of the personal qualities of adolescents. But first of all the qualities of the personality were in demand by the historical time. From 1931 to 1940 the qualities of personality of the field of artistic and technical creativity. Daring the war strong willed qualities persistent, perseverance of purpose, fidelity to duty and the Motherland, diligence. In 1946-1958 personal and professional self determination. Emphasizes that some traditions of 1931-1958 can be traced to the activities of the modern club associations. This conclusion is confirmed by the analysis of the modern normative documents. The study of the historical experience of the regional system of the club activities of adolescents allows you to comprehend and adopt critically all the most advanced for the further system of the additional education.

Текст научной работы на тему «Содержание клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1931-1958 годах»

DOI: 10.25198/1814-6457-216-84 УДК 37

Торшина А.В., Аллагулов А.М.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург Россия E-mail: art_hist@bk.ru; anna-torshina@yandex.ru

СОДЕРЖАНИЕ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ ОРЕНБУРЖЬЯ В 1931-1958 ГОДАХ

Статья содержит результаты научного исследования по актуальной проблеме содержания клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1931-1958 годах. Изучение исторической практики клубной деятельности позволяет усилить в современных условиях результативность таких ее функций, как социализирующая, коммуникативная, культурная, компенсаторная. Нуждается педагогика и в знаниях об актуализации воспитательного потенциала клубной деятельности подростков.

В статье представлены этапы исследования (поисково-аналитический, теоретико-аналитический, итоговый) и методы на каждом этапе (анализ нормативно-правовых актов, обобщение философских и педагогических концепций, монографическое изучение педагогического опыта организации клубной деятельности, изучение архивных материалов, обобщение и систематизация полученных данных). Выделены стадии клубной деятельности (1931-1940 - довоенный, 1941-1945 - военный, 1946-1958 - послевоенный) и содержание деятельности на каждой стадии.

В качестве основных выводов исследовательской работы можно выделить следующие. На протяжении всего рассматриваемого периода клубная деятельность способствовала формированию личностных качеств подростков. Но качества личности, прежде всего, были востребованы историческим временем. С 1931 по 1940 год - качества личности в сфере художественного и технического творчества. В годы войны - волевые качества - настойчивость, целеустремленность, верность долгу и Родине, исполнительность. В 1946-1958 годах - личностное и профессиональное самоопределении. Подчеркивается, что в деятельности современных клубных объединений прослеживаются некоторые традиции 1931-1958 гг. Этот вывод подтверждается при анализе современных нормативных документов.

Изучение исторического опыта региональной системы клубной деятельности подростков позволяет критически осмыслить и перенять все наиболее передовое для дальнейшей системы дополнительного образования.

Ключевые слова: клубная деятельность подростков, Оренбуржье, стадии, содержание, личностные качества.

Torshina A.V., Allagulov A.M.

Orenburg State pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: art_hist@bk.ru; anna-torshina@yandex.ru

THE CONTENT OF THE CLUB ACTIVITIES OF THE ORENBURG REGION

ADOLESCENSIN 1931-1958

The article contains the results of scientific research on actual problem of the content of the club activities of the adolescents in Orenburg region in 1931-1958. In the modern conditions the study of the historical practices allows to strengthen socializing, communicative, cultural, compensatory. Pedagogies is also needed in the knowledge about the actualization of the educational potential of the club activities of the adolescents.

The article present the study of the research (search and analytical, theoretical and analytical, total) and methods at each stage (analysis of legal and regulatory acts, generalization of philosophical and pedagogical concepts, monographic study of the pedagogical experience of the organization of the club activities, the study of archival material, generalization and systematization of the obtained data). The stages of the club activities are dedicated (1931-1940 - pre war, 1941-1945 - war, 1946-1958 - post war) and so the content of the activities on each stage.

As the main conclusions of the research work can be identified the following. Through the period under review the club activities contributed to the formation of the personal qualities of adolescents. But first of all the qualities of the personality were in demand by the historical time. From 1931 to 1940 the qualities of personality of the field of artistic and technical creativity. Daring the war - strong willed qualities - persistent, perseverance of purpose, fidelity to duty and the Motherland, diligence. In 1946-1958 - personal and professional self - determination. Emphasizes that some traditions of 1931-1958 can be traced to the activities of the modern club associations. This conclusion is confirmed by the analysis of the modern normative documents.

The study of the historical experience of the regional system of the club activities of adolescents allows you to comprehend and adopt critically all the most advanced for the further system of the additional education.

Key words: club activities of adolescents, Orenburg region, stages, content, personal qualities.

Позитивный характер глобальных социально-экономических, культурных, духовных преобразований в мире предполагает соответствие системы образования потребностям высокоразвитого постиндустриального обще-

ства. Решение такой задачи связано с поиском путей совершенствования российского образования. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (ред. от 13 января 2015 г.). Национальной док-

трине образования РФ, Концепции развития дополнительного образования до 2020 г., указаны требования по включению подростков в «свободные» виды деятельности, особенно клубные, необходимые для самоопределения личности в развивающемся обществе в духе сотрудничества, интеллектуального, научно-технического творчества, приобщения к культурным ценностям.

Клубная деятельность, по мнению ученых (В. В. Абраухов [1], Г. Д. Кочергина [2], Е.В. Мальцева [3], Е.В. Меньшиков [5], А.И. Щетинская [8]), выступает значимым пространством передачи системы ценностей, хранилищем и транслятором культуры. Клуб -это объединение детей с целью общения по интересам, проведения совместных занятий и досуговой ориентации. Клуб предназначен для массового привлечения школьников к конкретному виду деятельности. Клубная деятельность подростков разного возраста является средством достижения, как объективных результатов получения конкретного продукта, так и субъективного представления о процессе и результате самореализации.

Педагогическая наука изучает клубную деятельность главным образом в качестве средства или формы организации педагогического взаимодействия, но редко идентифицирует ее как пространство личного и социального самоопределения субъекта образования, на что обращал внимание А.У. Зеленко при организации «Сетлемента».

В контексте исследовательского поиска интерес представляют диссертационные исследования в области истории педагогики, инноваций клубной деятельности и клубных объединений (В .А. Алексеев «Формирование гражданской компетентности обучающихся в условиях сетевого взаимодействия», 2014; Дядюнова И. А. «Научно-практические основы эффективной социализации ребенка в рамках семейного клуба», 2008; Мансурова, А.А. «Развитие образовательной активности детей в педагогическом процессе учреждений дополнительного общего образования», 2013; Молодеева, И.А. «Организация клубной туристско-краеведческой деятельности по профилактике развития деви-антного поведения подростков», 2012; В.В. По-лукаров «Теория и практика организации

клубной деятельности учащихся», 1994; Родионова, Н.Д. «Развитие пространственно-сетевого взаимодействия субъектов региональной инновационной системы», 2016; Симонов Д.Э. «Условия реализации воспитательного потенциала подросткового досугового объединения культурно-оздоровительной направленности», 2002). Зарубежные исследования, посвященные самореализации личности (Л. Спенсер, Б. Тил-лиан, Ф. Фуртвенлер).

Вместе с тем клубная деятельность недостаточно изучена с точки зрения ее содержания. Не рассматривалась клубная деятельность подростков Оренбуржья в исследуемый, хотя в городе Орске Оренбургской области был создан образовательный кластер домовых клубов (И.В. Мохов). Постепенно увеличивалась сеть клубных объединений. Специально не изучались архивные материалы о клубной деятельности в исследуемый период.

Поэтому цель данной статьи - рассмотреть содержание клубной деятельности подростков Оренбуржья с 1931 по 1958 год, так как изучение исторической практики клубной деятельности позволяет усилить в современных условиях результативность таких ее функций, как социализирующая, коммуникативная, культурная, компенсаторная. Нуждается педагогика и в знаниях об актуализации воспитательного потенциала клубной деятельности подростков.

Для достижения поставленной цели исследования были привлечены разнообразные исторические источники, которые можно подразделить на несколько групп. Первую группу источников составляют неопубликованные архивные материалы, хранящиеся в Государственном архиве Оренбургской области (Оренбург, Орск, Новотроицк), Центре документации новейшей истории Оренбурга. Ко второй группе источников относятся: историко -педагогиче ские, психологиче ские, культурологические, социологические труды, в которых приведен анализ материалов по разным аспектам исследуемой проблемы. Третью группу источников составляют материалы педагогической периодической печати, письма, докладные записки о состоянии внешкольной в Оренбуржье. К четвертой группе можно отнести мемуары бывших участников клубных объединений; статьи, эпистолярная, мемуарная

и художественная литература, периодическая печать рассматриваемого периода. Источниковедческий аспект работы по клубной деятельности подростков в Оренбуржье в 1931-1958 годах был осложнен частичной утратой материалов и их разрозненностью в различных изданиях, разнохарактерными по составу и иногда противоречивыми по содержанию документами.

Географические рамки исследования: изучалась клубная деятельность с точки зрения ее содержания в городах и районных центрах Оренбуржья.

Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток с 1931 по 1958 год. Нижняя временная граница связана с выходом Постановления ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» и выведением из школы клубной деятельности как самостоятельного педагогического явления. Верхняя граница обусловлена принятием Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР (24 декабря 1958 г.), положившим начало реформе школы по соединению обучения с трудом на основе развития познавательных интересов подростков.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - поисково-аналитический -изучение и накопление теоретических материалов по исследуемой проблеме. На первом этапе были сделаны выводы, ставшие основой дальнейшей работы: клубная деятельность является значительным фактором жизнедеятельности подростка в свободное время и должна исследоваться педагогической наукой; клубная деятельность стимулирует самоопределение подростка. Основные методы исследования: анализ нормативно-правовых актов в рамках темы исследования, изучение и оценка передового опыта в практике образовательных учреждений, анализ и обобщение философских и педагогических концепций, позволяющий выявить базовые тезисы для исследования, изучение исторических документов и архивных материалов.

Второй этап - теоретико-аналитический -обобщался систематизированный материал, выявлялись существенные связи педагогических явлений, фактов, положений, формулировались результаты проведенного исследования, делались теоретические обобщения и выводы. Веду-

щими методами исследования этого этапа стали: теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ, монографическое изучение передового и массового педагогического опыта организации клубной деятельности.

Третий этап - итоговый - обобщение результатов исследования, определение логики изложения результатов исследования, уточнение теоретических и практических выводов, подготовка и внедрение в педагогическую практику разработанного научно-методического обеспечения. Основные методы исследования: обобщение и систематизация полученных данных, их сравнительный анализ.

Основываясь на архивных документах, мы выделили три стадии клубной деятельности.

Несмотря на то, что стадия 1931-1940 гг. характеризуется недостаточным количеством клубных объединений в Оренбуржье, нехваткой квалифицированных педагогических кадров и слабым финансированием, что подтверждает докладная записка «О состоянии внешкольной работы в Оренбургской области» 1935 года, «в городе Оренбург открываются клубное объединение кукольного театра при образцовой школе №24, шахматно-шашечный клуб; строятся парашютные вышки в аэроклубах Оренбурга и Орска. В Погроминском зерносовхозе Тоцкого района начинает свою работу объединение моделистов. Заканчивается строительство клуба на 150 человек на усадьбе Саракташской МТС. В колхозе «Пробуждение» Зиянчуринского района открылся пионерский клуб» [4, с. 70].

Стенограмма областного совещания комсоргов школ и секретарей комитетов комсомола неполных средних и средних школ, 15 декабря 1936 подтверждает, что открываются клубные объединения: физкультурноехоровое, авиа-модельноедраматическое [9]. Кроме этого, на данном этапе «дети занимаются озеленением и благоустройством улиц, исследовательской и шефской работой» [10].

Придавая большое значение клубной деятельности детей ЦК ВКП (б) в 1932 году отмечал, что центральной задачей должна быть борьба за повышение успеваемости и улучшение сознательной дисциплины среди школьников за воспитание из них сознательных строителей нового коммунистического общества. ЦК требовал в центр внимания поставить «задачу

выработки социалистического отношения к учебе, к труду и общественно-практической работе. Нужно было стремиться добиться такого положения, чтобы каждый ребенок везде и всюду: в школе, в семье, на улице, в клубе - был «всем детям пример».

Дети активно включались в работу за ликвидацию неграмотности среди населения и особенно среди детей. Обучали они и неграмотных членов своей семьи. Значительный вклад в приобщение детей к техническому творчеству внесли Дома пионеров, они становились центром организации свободного времени детей. Первый в области дом пионеров был открыт в январе 1936 года в Оренбурге. А на другой год возникло еще 10 домов пионеров: в Абдулино, Бугуруслане, Бузулуке, Илеке, Покровке, Соро-чинске, Пономаревке и три в Орске [6].

Тем не менее, внешкольная работа в некоторых колхозах находилась в тяжелом состоянии, что подтверждается докладной запиской «О состоянии внешкольной работы в Оренбургской области» за 1935 год.«За свое пребывание в Зи-янчуринском районе, я, как член бригады ОРГ-БОРО ЦК РЛКСМ, главное внимание уделяла вопросам работы с детьми. Работа с детьми в Зиянчуринском районе находится в тяжелом состоянии.

Клубы в большинстве колхозов еще организационно не оформлены. Планов работы с детьми нет. Работа или не проводится совсем, или проводится стихийно от случая к случаю, от праздника к празднику.

Пионерские галстуки, барабаны, горны, звеньевые флажки в пионерских отрядах являются большой редкостью. Условия для работы с детьми не созданы. Колхозные клубы для детей закрыты, несмотря на то, что они имеют полную возможность уделить несколько дней в декаду для работы детских кружков. Детской художественной литературы ни в одной школе, ни в одном отряде нет. Детям читать нечего. А между тем в самом РаЙОНО для этого есть средства» [11].

К 1938 году в Доме пионеров Оренбурга функционировали объединения: технические (авиамоделизма, радио, фото), художественные (драматический, хоровой, балетный, кукольный, массово-затейный, шумовой оркестр), военный, шахматно-шашечный и рукодельный. В конце 1937 года ребята послали подарок Н.К. Круп-

ской: украшенные художественной вышивкой кофту и скатерть. Вскоре юные кружковцы получили от Надежды Константиновны благодарность. В этом году Дом пионеров провел более четырехсот мероприятий - бесед, вечеров, утренников, концертов, спектаклей, выставок, стрелковых соревнований, авиамодельных состязаний, военизированных игр и экскурсий - охватив при этом более 30 тысяч детей. Серьезное внимание уделялось спортивной работе: в секциях было подготовлено 1215 значкистов БГТО. Все содержательнее становилась работа и в районных домах пионеров, особенно в Орске.

Подростки стремились жить интересами Отчизны. Так, если страна овладевала техникой, ею хотели овладевать и дети. Поход за техническими знаниями начался в 1932 году с организации клубов авиамоделизма, радио и фото. В 1933 году в авиамодельных клубах Оренбурга занималось более ста подростков. Они учились разбираться в чертежах, копировать и самостоятельно конструировать модели летающих аппаратов, постигать основы управления моделями самолетов и планеров, знакомились с устройством авиамоторов и законами аэродинамики. На общегородских состязаниях пять юных авиамоделистов завоевали право участвовать в 4-ом Всесоюзном слете авиастроителей.

В 1939 году в Москву на ВСВХ было направлено 42 воспитанника клубных объединений, добившихся наилучших показателей в выращивании новых сортов зерновых, огородных и бахчевых культур, в борьбе с вредителями полей, сборе колосьев, в уходе за молодняком. Среди них были юннаты Новопетровской неполной средней школы Люксембургского района, Л. Голубяникова, автор «пырейно-пшеничного гибрида» №341185; истребители грызунов, в частности, П. Еровков из села Була-ново Белозерского (ныне Октябрьского) района, уничтожили 15000 сусликов. Имена этих детей были занесены в Книгу почета ВСХВ.

В 1937 году с целью ликвидации беспризорности клубные объединения открывались на фабриках, где работали подростки, о чем, например, свидетельствует докладная от члена бригады по обследованию культурно-бытовых условий и производственного обучения Синельникова, обследовавшего мебельную фабрику:

«1. На мебельной фабрике работают 43 подростка;

2. Возраст подростков от 13 до 18 лет;

3. Комсомольцев из подростков 2 человека;

4. Работают подростки в комнате, которая плохо отоплена, плохо освещена и содержится в антисанитарных условиях;

5. На фабрике проводится политинформация и работает клуб по изучению истории ВКП (Б)» [12].

В клубных объединениях подростки любили составлять и вести радиопередачи. Например, радиопередача для пионеров «Ленин и Сталин в народном творчестве», 1940 год.

Музыка 1 «Ленин вождь» - Манулян, исполняет ансамбль СССР.

Музыка 2 «Песня о Ленине» - Кулиева, исполняет хор в сопровождении оркестра народных инструментов.

Музыка 3 «Песня о Ленине» - Ибрагим и Мелен в сопровождении ансамбля (тонфильм).

Музыка 4 «Мы будем как Ленин» - исполняют хор и оркестр.

Музыка 5 «Песня о Сталине» - Сабо, вокальный ансамбль.

Музыка 6 «Абхазская плясовая» - исполняет хор Западной Грузии.

Музыка 7 «Песня о Сталине» - Хачатурян.

Музыка 8 «Песня о Сталине» из к/ф «Боевые подруги» - исполняет вокальный ансамбль.

Музыка 9 «Песня о Сталине» - Ревуцкого, исп. Народный артист СССР [13].

К дисциплине и занятости полезным делом подростков призывала Н.К. Крупская. Из письма Н.К. Крупской пионерам и школьникам: «Вы знаетекак теперь волнует всех поведение ребят во внешкольное время. Иные ребята ведут себя, точно они самые отчаянные головы: цепляются за трамваи, дерутся, толкаются ругаются -хулиганят одним словом. Волнуются учителя, волнуются родители. Целый ряд родительских собраний был по этому поводу. Собирались, толковали об этом учителя, комсомольцы. Надо уметь вести широкую интересную общественную работу - много ее: и по озеленению улиц, и по благоустройству, и исследовательскую работу, какую ведут юные натуралисты, и шефскую

работу надо вести, и книгоноше скую. Надо только, чтобы это была не заседательская работа, не «нагрузка», а такая общая, коллективная работа которая увлекает, которая организует, которая нужна. Укрепляйте, ребята, пионерскую организацию детские добровольные общества, организуйтесь, втягивайте в организацию всех ребят - это путь изжить недисциплинированность, распущенность, глупые выходки. В организации - сила. К борьбе за дело Ленина - Сталина будьте готовы Н.К. Крупская» [10].

В предвоенные годы тяжелая международная обстановка накладывала отпечаток на деятельность клубных объединений детей. И они не только по мере сил и возможностей помогали взрослым в труде, но и стремились подготовить себя к защите Отечества. Они учились стрелять, тушить пожары, оказывать первую медицинскую помощь, изучали мелкокалиберную винтовку, боевые отравляющие вещества и средства химической защиты. Часто проводились военно-спортивные соревнования, тактические игры. Воспитанники клубных объединений области принимали активное участие в сборе денег на строительство танка, подводной лодки [6].

Таким образом, на данной стадии целью деятельности клубных объединений стало привлечение детей общедоступностью занятий путем добровольного объединения по интересам. Число клубных объединений за время Великой Отечественной войны (1941-1945) наполовину уменьшилось относительно предвоенного периода. Существенным содержанием в деятельности клубов стало объяснение характера и цели войны. В клубах осуществляется пропаганда героических подвигов в тылу и на фронте советских людей; становится ведущей тема патриотизма.

Клубные учреждения подлежали учету, что подтверждают «Указания к контрольному учету учреждений народного образования для участковых инспекторов нархозучета», 1941 год. «Контрольный учет учреждений народного образования осуществляется ЦУНХУ через районную и участковую инспекцию нархозучета.

1. Клубное учреждение, надлежащие учету - это учреждения с задачами коммунистического воспитания, в котором систематически ведется политико-просветительская массовая

работа, кружковая работа, художественная самодеятельность, лекции и доклады, организация культурного отдыха трудящихся и т. д. Клубное учреждение должно располагать для этой работы постоянным самостоятельным помещением для кружковой работы, для проведения лекций и докладов и т. п., независимо от числа комнат, наличия оборудованной сцены. Одним из отличительных признаков клубного учреждения, подлежащего учету, является наличие работников, организующих клубную работу. Эти работники могут быть как платными, так и бесплатными; клубный актив.» Основными направлениями деятельности клубных объединений были следующие: агитационная работа; оборонно-массовая работа; справочная работа [14].

В исследовании С. М. Муромцевой описан слет юных тимуровцев, который прошел 5 ноября 1941 года в г. Чкалов и собрал 150 пионеров. На нем было принято обращение к пионерам и школьникам области с призывом к отличной учебе, оказанию помощи старшим (сбор металлического лома, забота о семьях красноармейцев, изучение топографии, связи, разведки) [4, с. 104].

Подростки оказывают помощь фронту, о чем свидетельствует приказ №1538 Народного Комиссара Просвещения РСФСР от 7 мая 1943 года «Об участии учителей, пионеров и школьников в сборе дикорастущих, полевых, лекарственных и технических растений для нужд фронта и народного хозяйства». Например, «в целях более широкого привлечения детей к сбору дикорастущих хозяйственно ценных растений, а также лучшей и продуктивной организации их работы в 1943 году приказываю:

1. Обеспечить совместно с комиссиями обкомов и крайкомов ВЛКСМ широкое привлечение школьников и учителей к сбору основных видов дикорастущих хозяйственно ценных растений;

2. Сбор растительного сырья силами учащихся проводить систематически в течение всего года и в свободное от занятий время.

3. Рекомендовать директорам организовать «лагеря по сбору дикорастущих растений» [15].

В следующем документе «Письме учащимся, пионеркам и пионерам 1942 года» разъясняется роль деятельности детей - воспитанников клубных объединений в помощи фронту (сбор

лекарственных трав для фронтовиков). В частности, указывается, что «Советский Союз -одна большая дружная семья. Красной Армии помогает весь наш народ - старые, молодые, мужчины, женщины, юноши, девушки, мальчики, девочки.

Пионеры, школьники делают правильно, когда не только учатся, но и работают, помогая этим скорее разбить немецко-фашистскую армию. Ведь каждому из нас хочется поскорее прогнать врага с земли.

Мы решили посоветовать вам заняться нужным для Красной Армии делом - сбором полезных дикорастущих растений.

Шиповник - помощник бойца Красной Армии. Для того, чтобы человек был жив и здоров, ему нужны витамины. Есть витамин «С». Его можно найти в шиповнике.

Ученые подсчитали, что 1 кг сушеных грибов заменит 3 кг мяса.

Собирая шиповник, грибы и другие полезные растения, вы станете самыми настоящими помощниками фронтовиков». Разъясняется роль педагогов-биологов в сборе растений в письме «Дадим стране больше лекарства и сырья» [16].

Одной из важных оборонных задач является обеспечение фронта и тыла медикаментами. Наши больницы, поликлиники, и, в первую очередь, госпитали и другие лечебные учреждения Красной Армии должны иметь все необходимые лекарства в достаточных количествах

Естественно, что война вызвала увеличение потребности в медикаментах. В то же время, в связи с временным занятием фашистскими ордами западных областей, где проводилась значительная заготовка лекарственного сырья, поступление последнего не могло не сократиться. Поэтому восточные области, в том числе Чка-ловская, должны взять на себя задачу полностью обеспечить фронт тыла в медикаментах.

Известно, что значительная, если не большая часть лекарств изготовляется из лекарственных растений, т. е. растений, содержащих целебные вещества. Львиная доля лекарственного сырья заготавливается путем сбора дикорастущих лекарственных трав. Но для того, чтобы успешно вести сбор и заготовку растительного лекарственного сырья, необходимо хорошо знать места массового произрастания растений. А Чкаловская область крайне слабо

изучена. Поэтому первой задачей является обследование лекарственных богатств области. Но провести обследование лекарственных богатств такой большой области, как Чкаловская, в сжатые сроки можно только силами большого количества обследователей. Эту работу школьники выполняют лучше всего, работая бригадами, под руководством своих учителей-биологов. Таким образом, учителя-биологи являются не только исследователями растительных лекарственных богатств области, но и одновременно организаторами бригад школьников-сборщиков в своих школах» [17].

На основании архивных документов можно выделить методы воспитания, которые использовались в работе с подростками в Оренбургской области в 1941-1945 годы (период Великой Отечественной войны):убеждения; упражнения; поощрения; примера.

Метод убеждения - один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Используя этот метод, педагог передает и закрепляет в сознании воспитанника информацию, формирует уверенность по отношении к ней. Приемами убеждения является рассказ, беседа, объяснения.

Метод упражнения - повторение действия для формирования устойчивого поведения. Функцию упражнения выполняет система поручений.

Метод поощрения - это выражение положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Данный метод является стимулирующим. Поощрение проявляется в форме одобрения, похвалы, благодарности, награждений.

Пример, как метод воспитания - это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания. Формы проявления примера как метода воспитания - личный пример педагога, замечательных людей, героев.

В своих научных работах Л.И. Футорянский дает оценку этого времени. «Невзирая на все тяжести военных лет, педагоги трудились самоотверженно. Работая в холодных условиях, теряя здоровье, они отдавали все силы обучению и воспитанию юного поколения. Неизменным средством досуга была художественная самодеятель-

ность. В концертах и тематических программах звучал призыв к защите Родины» [7, с. 280].

Выдвинутый лозунг «Все для фронта, все для победы» стал боевым знаменем всего народа. Следуя примеру взрослых, дети стали искать возможность оказать помощь фронту, Красной Армии. Они обращались в районные и городские комитеты ВЛКСМ с настойчивыми просьбами устроить их на работу, причем не только во время каникул. И многие юные патриоты занимали места ушедших на войну отцов, старших братьев и сестер. Сельские подростки активно включались в сельскохозяйственные работы. А старшие подростки, несмотря на несовершеннолетие, требовали зачислить их добровольцами в действующую армию. В торжественной обстановке с особой силой звучали слова ребенка военных лет: «Я всем сердцем ненавижу фашистских захватчиков и буду неустанно готовить себя к защите Родины. Клянусь в этом именем бойцов, отдавших жизни за наше счастье. Буду вечно помнить, что их кровь горит на нашем Красном знамени».

Многие подростки были вынуждены пойти на производство. Их труд чаще всего заключался в выполнении простейших операций по дереву и металлу; в ряде подсобных работ - в процессе шитья одежды и белья для фронтовиков и раненых воинов, в строительстве, упаковке боевых припасов.

О работе молодежи на фабриках свидетельствует Выступление Зинаиды Сысоевой на городском вечере, встрече с Героями Советского Союза 24 февраля 1942 года: «Товарищи! Разрешите мне от имени комсомольцев и молодежи города Чкалова передать вам пламенный, комсомольский привет и поздравить вас с 24 годовщиной Рабоче-Крестьянской Красной Армией! Весь наш народ, вся наша страна организовалась в единый боевой лагерь, ведущей вместе с армией и флотом великую освободительную войну за честь и свободу нашей Родины, за разгром немецких захватчиков.

В дни отечественной войны молодые бойцы, комсомольцы, следуя примеру своих старших товарищей коммунистов, проявляют чудеса храбрости. В боях за Родину молодое поколение показало, на что способны люди, воспитанные Лениным и Сталиным. Я работаю на Чкаловской Горносельной фабрике имени «Правды». На фа-

брику пришла из учреждения, решив своим трудом оказывать больше помощи фронту. За время работы на фабрике я добилась высокой производительности труда. С первых дней я выполнила норму на 180%. Мною руководила одна мысль -я работаю над выполнением фронтового заказа, я должна быть стахановкой военного времени. После освоения детали, перейдя на специальный заказ, я стала выполнять 300% нормы. Великий, мудрый и любимый Сталин, веди нас к победе! Да здравствует наша любимая Красная Армия!» [18].

Главной причиной уменьшения контингента обучающихся клубных объединений в годы войны было тяжёлое материально-бытовое положение населения. Газеты сообщают, что «подростки шли на работу в колхозы и совхозы, предприятия и учреждения для замены своих отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема обеспечения клубных объединений квалифицированными педагогами во второй половине Великой Отечественной войны была острой по всему Советскому Союзу. Правительством страны был принят ряд крупных решений по расширению подготовки педагогических кадров в пединститутах, учительских институтах, педучилищах, на различных подготовительных курсах. В конце 1944 года и в первой половине 1945 года военнослужащие, имеющие педагогическое образование, демобилизовались из армии в первую очередь.

Война крайне обострила положение со снабжением населения продовольствием. В первую очередь продовольствием обеспечивался

фронт, армия. Для гражданского населения, в том числе и на детей, на все виды продовольствия были введены карточки. Продуктов, получаемых по карточкам, было недостаточно для полноценного питания, что отрицательно сказывалось на физическом состоянии детей. Тем не менее, работали буфеты, была создана система дополнительного питания для детей с ослабленным здоровьем. молодёжи, к защите страны от фашистской агрессии (Постановление ЦК ВКП (б) от 7 сентября 1941 года «О военно-физической подготовке учащихся старших классов средней школы» и постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 17 сентября 1941 года «Об обучении сельскохозяйственным работам учащихся старших классов средних школ, студентов техникумов и вузов».

В соответствии с постановлением от 17 сентября в 1941-1942 учебном году во всех образовательных учреждениях, в том числе и в клубных объединениях было введено изучение сельскохозяйственного дела (возделывание сельскохозяйственных культур, устройство трактора). В первом военном учебном году в клубных объединениях усилилось внимание военной и санитарной подготовке учащихся. Кроме этого, работали объединения по изучению военной истории, материальной части оружия, военно-прикладным видам спорта. В школах проводились клубные дни (школа №32 города Чкалова, таблица 1).

Особое значение как базы для целенаправленного воздействия на организацию свободного времени подростков и детей в развитии

№ Содержание работы Кто выполняет Примечание

1 Доклад на тему «Комсомол в Отечественной Член истор. кружка X кл.

войне» Волкова

2 «Песня о смелых» Уч. V класса

3 Рассказ «Таня» Уч. VIII класса

4 Стихотворение «Дочери» Уч. V класса

5 Танец «Русский» Ученики V класса

6 Стихотворение Безыменского «Одно слово» Уч. V класса

7 Рассказ «Мой сын» Уч. VII класса

8 Танец «Боярский» Уч. VII класса

9 Танец «Полька» Уч. VII класса

10 Рассказ «Песня о жизни» Уч. V класса

11 Песня о «Тане-партизанке» Хор III класса

12 Песня «Марш артиллеристов» Уч. VII класса

Классный руководитель - Лифшиц Секретарь школы - Додзина

Таблица 1 - План проведения клубного дня 6 февраля 1944 года 7 «А» класс, средняя школа №3

Тема: Комсомол в Отечественной войне

деятельности клубов оказало Постановление Президиума ЦК ВОИЗа «О работе детских обществ 1948 год» [19].

Как подтверждают архивные документы -центром организации работы с детьми выступают пионерские организации, дворцы и дома пионеров, технические детские станции. К организации деятельности клубов прикрепляются специалисты-изобретатели. Руководителям клубных объединений предоставляется квалифицированная консультация, в которые вовлекаются из неблагополучных семей дети. Для проведения исследовательской деятельности школьникам предоставляются мастерские для проведения экспериментов и лаборатории предприятий [20].

Восстановительный период определил основные направления в содержании клубной работы. Сельские дети много сил вкладывали в подъем сельского хозяйства области. Участие в полевых работах и животноводстве было делом привычным для подростков.

Весь рассматриваемый период участие подростков в клубной деятельности формировало их личностные качества. На это обращалось внимание в различного рода, постановлениях, которые прямо ставили перед клубными объединениями задачу развития личностных качеств подростков. Они требовали уделять особое внимание их творчеству, дисциплинированности, ответственности, исполнительности, таким качествам личности, которые позволяют подросткам быть субъектами собственной жизнедеятельности.

Эти установки не только декларировались, но и активно реализовывались в практике клубной деятельности подростков. Приведенные в исследовании данные свидетельствуют о постоянном развитии качеств личности подростков в клубной деятельности. На разных этапах изучаемого периода у подростков развивались, с разной степенью интенсивности, качества личности, востребованные историческим временем.

Так в 1931-1940 годах развивались качества личности в сфере художественного и технического творчества. В годы войны

(1941-1945 годы) более востребованы были волевые качества личности - настойчивость, целеустремленность, верность долгу, исполнительность. В 1946-1958 годах большое внимание уделяется личностному и профессиональному самоопределению подростков, развитию их познавательных способностей, успешности, возможности самоопределения и самореализации.

В деятельности современных клубных объединений прослеживаются некоторые традиции 1931-1958 годов: удовлетворение различных интересов детей, общедоступность занятий, повышение профессионального уровня педагогов с целью привлечения в объединения детей (стадия 1931-1940 годы); потребность в функционировании объединений клубов для патриотического воспитания у молодого поколения (стадия Великой Отечественной войны 1941-1945 годы); усиление деятельности по работе с неблагополучными семьями и детьми, относящимися к «группе риска» (послевоенная стадия 1946-1958 годы).

Этот вывод подтверждается при анализе нормативных документов: «Концепция развития дополнительного образования», «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях», федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Региональная программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области. В них прямо ставятся задачи, которые традиционно решались клубными объединениями в 1931-1958 годах.

Особое значение приобретает в Оренбуржье изучение опыта региональной системы клубной деятельности детей в дополнительном образовании, что позволяет осмыслить критически и перенять все наиболее передовое для дальнейшего совершенствования деятельности клубов и развития системы дополнительного образования.

17.01.2018

Список литературы:

1. Абраухова, В. В. Развитие творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / В. В. Абраухова. - Пятигорск, 2012. - 42 с.

2. Кочергина, Г. Д. Организационно-педагогические условия взаимодействия субъектов образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. Д. Кочергина. - Смоленск, 2006. - 26 с.

3. Мальцева, Е. В. Развитие аудиовизуальной культуры студенческой молодёжи в условиях клубного объединения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Мальцева. - Челябинск, 2013. - 25 с.

4. Муромцева, С. М. Хроника Оренбургской области 1934-1990 в 2 т. Т. 1 / С. М. Муромцева. - Оренбург: Димур, 2009. - 308 с.

5. Меньшиков, Е. В. Спортивный клуб как средство социальной адаптации первокурсников в образовательной организации спо: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Меньшиков. - Чита, 2015. - 24 с.

6. Сафонова, З. Г. Детские организации Оренбуржья в XX веке / С. Г. Сафонова. - Оренбург: ОГПУ, 2005. - 156 с.

7. Футорянский, Л. И. История Оренбуржья: учебное пособие / Л. И. Футорянский. - Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 1996. - 351 с.

8. Щетинская, А. И. Педагогическое управление деятельностью учреждения дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук / А. И. Щетинская. - М., 1995. - 158 с.

9. Стенограмма областного совещания комсоргов школ и секретарей комитетов комсомола неполных средних и средних школ, 15 декабря 1936 // ЦДНИОО. Ф. 1697. Оп. 1. Д. 166.

10. Письмо Н. К. Крупской пионерам и школьникам «О сознательной дисциплине» // ЦДНИОО. Ф. 1697. Оп. 1. Д. 68.

11. Докладная записка «О состоянии внешкольной работы, 1935» // ЦДНИОО. Ф. 1697. Оп. 1. Д. 67.

12. Докладная от члена бригады по обследованию культурно-бытовых условий и производственного обучения подростков Синельникова В., обследовавшего Мебельную фабрику // ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 2. Д. 179. Л. 18.

13. Радиопередача для пионеров «Ленин и Сталин в народном творчестве», 1940 год // ЦДНИОО. Ф. 1697. Оп. 1 Д. 888 Лл. 1-96.

14. Указания к контрольному учету учреждений народного образования для участковых инспекторов нархозучета, 1941 год // ГАОО г. Орск. Ф. р-1. Оп. 1. Л. 1-16.

15. Приказ №1538 Народного Комиссара Просвещения РСФСР от 7 мая 1943 года «Об участии учителей, пионеров и школьников в сборе дикорастущих, полевых, лекарственных и технических растений для нужд фронта и народного хозяйства» // ЦДНИОО. Ф. 1697. Оп. 1. Д. 699.

16. Письмо начальникам пионерских лагерей, всем учащимся, пионеркам и пионерам // ЦДНИОО. Ф. 1697. Оп. 1. Д. 699.

17. Письмо педагогам-биологам // ЦДНИОО. Ф. 1697. Оп. 1. Д. 700.

18. Выступление Зинаиды Сысоевой на городском вечере, встрече с Героями Советского Союза 24 февраля 1942 года // ЦДНИОО. Ф. 1697. Оп. 1. Д. 671.

19. Постановление Президиума ЦК ВОИЗа «О работе детских обществ 1948 год» // ГАОО филиал в городе Орске Ф. р-1. Оп. 1. Д. 245.

20. Постановление Президиума ЦК ВОИЗа «О работе всесоюзного общества изобретателей с юными техниками и изобретателями // ЦДНИОО. Ф. 1697. Оп. 1. Д. 165.

References:

1. Abrayhova V. V. The development of the creative orientation of the personality of the students of the institutions of the additional education. Extended abstract of Doctor's thesis. Pyatigorsk, 2012, 42 p. (in Russian)

2. Kochergina G. D. Organizational and Pedagogical conditions of the interaction of the subjects of the educational process in the institutions of the additional education of children. Extended abstract of candidate's thesis. Smolensk, 2006, 26 p. (in Russian)

3. Maltseva E. V. The development of audiovisual culture of students in the club association. Extended abstract of candidate's thesis. Chelyabinsk, 2013, 25 p. (in Russian)

4. Muromtseva S. М. Hronika Orenburgskoj oblasti 1934—1990 v 21. T. 1 [Chronicle of the Orenburg region 1934-1990 in 2 v. V 1]. ürenburg, Dimur, 2009. 308 p. (in Russian)

5. Menshikov E. V. Sports club as a means of social adaptation of freshmen in the educational organization. Extended abstract of candidate's thesis. Chita, 2015, 24 p. (in Russian)

6. Safonova Z. G. Detskie organizacii Orenburzh'ya vXX veke [Children's organizations in Orenburg region in XX century]. ürenburg, OSPU, 2005, 156 p. (in Russian)

7. Futotyansky L. I. IstoriyaOrenburzh'ya: uchebnoeposobie [The history ofthe Orenburg region: textbook]. Orenburg, Orenburg book publishing house, 1996, 351 p. (in Russian)

8. Schetinskaya A. I. Pedagogical management of the institution of the additional education. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 1995, 158 p. (in Russian)

9. The transcript of the regional meeting of the komsomol organizers of schools and the secretaries of the komsomol committees of the secondary schools, 15 December 1936. CDNIOO. F. 1697. In. 1. D. 166. (in Russian)

10. N. K. Krupskaya,s letter to the pioneers and school children «About conscious discipline». CDNIOO. F. 1697. In. 1. D. 68. (in Russian)

11. Memorandum «The report of the state of the extracurricular activities, 1935». CDNIOO. F. 1697. In. 1. D. 67. (in Russian)

12. The report from the team member on the survey of cultural and living conditions and working training of adolescents Sinelnikov serving furniture factory. CDNIOO. F. 371. In. 2. D. 67. 179. L. 18. (in Russian)

13. Radio programmer for pioneers and school children «Lenin and Stalin in the folk art, 1940». CDNIOO. F. 1697. In. 1. D. 888. 179. L l. 1-96. (in Russian)

14. Instructions to control the incorporation of the institutions of public educational, inspectors of narutochat, 1941. GAOO the branch in the city of Orsk. F. r-1. In. 1. L. 1-16. (in Russian)

15. Order 1538 of the peoples Commissar of education of the RSFSR of May 7 1943 «About the participation of teachers pioneers in the collection of wild - growing, field, medicinal and technical plants for the needs of the front and the national economy». CDNIOO. F. 1697. In. 1. D. 699. (in Russian)

16. The letter to the heads of pioneer camps to all the students and pioneers. CDNIOO. F. 1697. In. 1. D. 699. (in Russian)

17. The letter to the teachers biologists. CDNIOO. F. 1697. In. 1. D. 700. (in Russian)

18. Speech by Zinaida Sysoeva at the city party, the meeting with the heroes of the Soviet Union, Fabruary 23, 1942. CDNIOO. F. r-1. In. 1. D. 671. (in Russian)

19. The resolution of the Presidium of the CK VOIZa «On the work of children's societies». GAOO the branch in the city of Orsk. F. 1697. In. 1. D. 245. (in Russian)

20. The resolution of the Presidium CK VOIZa «On the work of the all-union society of the inventors with young technicians and inventors». CDNIOO. F. 1697. In. 1. D. 165. (in Russian)

Сведения об авторах:

Торшина Анна Вячеславовна, аспирант кафедры педагогики высшей школы Оренбургского государственного педагогического университета E-mail: anna-torshina@yandex.ru

Аллагулов Артур Минехатович, профессор кафедры педагогики и социологии, доктор педагогических наук E-mail: art_hist@bk.ru

460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.