Научная статья на тему 'Исследовательские компетенции современного школьника: сущность и содержание'

Исследовательские компетенции современного школьника: сущность и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8132
1041
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНИК / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / MODERN SCHOOLCHILD / THE COMPETENCE-BASED APPROACH TO EDUCATION / RESEARCH AND DESIGN ACTIVITIES / COMPETENCE / EXPERTISE / RESEARCH COMPETENCE / STUDENT RESEARCH COMPETENCE / RESEARCH ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева А. В.

В статье рассматриваются вопросы сущности и содержания исследовательских компетенций современного школьника, приведена общая схема 25 наиболее универсальных компетенций, которые, работая в комплексе, взаимосвязанно, составляют исследовательскую компетентность выпускника школы, так необходимую ему для серьезной подготовки к активному и успешному будущему; приведены примеры показателей исследовательских компетенций для учащихся начальной, основной и старшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research competences of modern schoolchild: essence and content

This article is devoted to the problems of essence and content of research competences of modern schoolchild; there is a general scheme of 25 most universal competences which working together comprise research competence of school graduate, it is so necessary for one’s serious training to active and successful future; there are the indices of research competences for schoolchildren of elementary, secondary and higher schools.

Текст научной работы на тему «Исследовательские компетенции современного школьника: сущность и содержание»

дискуссия

журнал научных публикаций

А. В. Воробьева,

заведующий методическим отделом, Учебно-методический Центр Управления образования,

г. Чехов, Московская область, Россия voroalla@mail.ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА: сущность и содержание

Особенности развития современного общества и образования требуют новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, новых качеств в портрете выпускника, который должен прийти в мир взрослых подготовленным и разносторонне развитым, способным самостоятельно решать многие вопросы, находить оптимальные варианты развития ситуаций, генерировать идеи и предлагать проекты. Всему этому может научить школьника исследовательская и проектная деятельность в урочное и внеурочное время.

Доктор психологических наук, профессор И. А. Зимняя указывает, что в последнее десятилетие происходит резкая переориентация результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обу-чающегося.1 -

«Компетенция», «компетентность» — актуальные и часто обсуждаемые в педагогике понятия. Под компетенцией, следуя словарям, нужно понимать определенный перечень вопросов, в которых человек обладает большими по сравнению с другими знаниями, умения ми, опытом действий, авторитетностью.

Понятие «компетентность» шире поня тий «знания, умения и навыки», оно вклю

В последнее десятилетие происходит резкая переориентация результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающегося.

чает их в себя. Компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности. Компетенция и компетентность отражают целостность и интегральную сущность результата образования на любом уровне и в любом аспекте. Таким образом, компетентность — интегральная характеристика личности, определяющая ее способности решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной программой ценностей.

Компетентность можно рассматривать как опыт различной деятельности, результатом которой становятся умения, способности, личностные ориентации.2

В рамках данной темы статьи необходимо уточнить и понятие «исследователь- ская компетентность». Под исследовательской компетентностью автор понимает совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования, получении определенного нового знания, нового интеллектуального = продукта, создания нового проекта, нового решения проблемы; качества и умения, которые человек должен проявлять в проведении эффективного исследования любого вопроса.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Исследовательская компетентность формируется в течение определенного времени, поэтапно, комплексно. Последовательность процесса формирования исследовательских компетенций -может варьироваться в зависимости от специфики учебного заведения, особенностей организации учебно-воспитательного процесса, работы научного общества в школе, возраста учащихся, возможностей социального научного партнерства. Работа над исследовательскими компетенциями учащихся — это целенаправленный, кропотливый процесс, в котором должны быть сосредоточены усилия самих учащихся, педагогов, администрации, родителей.

Исследовательская компетентность школьника — это способность и готовность учащегося самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения (опыта, эксперимента и т.д.), предложение путей решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов.

Исследовательские компетенции школьника могут формироваться различ-

Понятие «компетентность» шире понятий «знания, умения и навыки», оно включает их в себя.

ными способами в ходе исследовательской деятельности. Одним из наиболее эффективных способов является работа в рамках школьного научного общества (научного ученического общества).

Для того чтобы учебное заведение действительно стало центром научно-исследовательской работы, необходимо провести большую подготовительную работу, и в первую очередь изучить мнение педагогического, ученического и родительского коллектива3.

Школьное научное общество — это общественное, добровольное объединение учащихся, учителей, педагогов дополнительного образования, привлекаемых к работе специалистов (ученых, сотрудников вузов, НИИ и т. д.) в целях организации научного творчества учащихся, исследовательской и проектной деятельности. Задачами НУО является развитие познавательных интересов и способностей школьников, пропаганда научной и творческой деятельности, знакомство с научной терминологией, методикой ведения исследований, правилами работы с научной литературой, другими источниками информации, приборами и оборудованием, обучение методике оформления, представления и защиты результатов исследования, способствование

дискуссия

журнал научных публикаций

1. Знания (компетенции № 1-7)

i к > Г

2. Способности к исследованиям, умения, (компетенции № 8-18) навыки

> к > г

3. Опыт исследовательской деятельности (компетенции № 19-25)

Рис. 1. Составляющие исследовательской компетентности школьника

самообразованию и профессиональному самоопределению школьников. Таким образом, школьное научное общество помогает сформировать общую исследовательскую компетентность учащихся, как часть ключевых, универсальных компетенций образованного молодого человека.

Еще совсем недавно считалось, что исследовательские способности нужны только узкой группе специалистов, которые работают в отраслях науки, в вузах, органах внутренних дел. Но сегодня общество и экономика настолько изменились, что практически каждому молодому человеку, продолжившему свое

Сегодня общество и экономика

настолько изменились, что практически каждому молодому

человеку, продолжившему свое обучение в вузе или колледже, а затем приступившему к профессиональной деятельности, быть грамотным исследователем -

обучение в вузе или колледже, а затем приступившему к профессиональной деятельности, быть грамотным исследователем — жизненная необходимость. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую (поисковую) активность. : Трудно назвать образованным взрослого человека, если он в школе не научился работать с различной информацией, не умеет думать, выделять проблемы, предлагать и оценивать пути их решения, не имеет опыта защиты идей.

Далее представлена авторская методика определения уровня исследовательских компетенций у учащихся. Для начала их необходимо разделить на составляющие: 1) знания; 2) способности к исследованиям, умения и навыки; 3) опыт исследователь-

жизненная необходимость.

групп содержит определенные компетенции (таблица 1): знания (№ 1-8), способности к исследованиям, умения и навыки (№ 9-18) и опыт исследовательской деятельности (№ 19-25).

Для того чтобы определить уровень сформированности исследовательских компетенций у школьника и какова его общая исследовательская грамотность, насколько он исследовательски компетентен, для начала необходимо провести определенный мониторинг.

Уровни сформированности исследовательских компетенций определяются в результате комплексного наблюдения, анкетирования, тестирования учащихся, учета выступлений детей с сообщениями, учебными исследованиями, научно-исследовательскими работами на школьных, муниципальных, региональных, всероссийских научных мероприятиях для школьников. Критерии для оценки уровня сформированности компетенций определяются экспертной группой особо. Мониторинг проводится несколькими учителями, работающими с детьми, руководителем НУО, психологом, классным руководителем. Итоговые подсчеты результатов проводятся коллективно.

Авторы предлагают уровень 1 (высокий) оценить тремя баллами, уровень

2 (достаточный) — двумя баллами, уровень

3 (низкий) — 1 баллом. Максимальное ко-

ской деятельности (рис. 1). Каждая из этих личество баллов при полной сформирован-

№ 3 (33) МАРТ 2013 журнал научных публикаций %

Таблица 1.

Основные исследовательские компетенции школьника

1 основ наук (терминология, основные законы)

2 основных терминов исследования (объект, предмет исследования, цель, задачи, актуальность, гипотеза, методы, практическое значение работы и т. д.)

3 основных направлений исследований современной науки (на школьном уровне)

св я 4 этапов исследовательской деятельности

5 видов представления результатов исследования

6 критериев оценки исследования

м к 7 этики молодого (юного) ученого

я Л ч § 8 выделить проблему

о м в й 9 определить объект и предмет исследования

ЕС се и « о О ч а 2 Л ч И о се 10 сформулировать тему исследования

о о 11 сформулировать цели и задачи исследования

Я н я 12 сформулировать гипотезу и определить план ее подтверждения или опровержения

га о К „ ^ § ^ ЕЙ 13 составить план проведения исследования

а § 14 подобрать источники информации для темы

о 2 я ^ ю о 15 генерировать идеи, пути решения проблем, вариантов проектов

16 предполагать причины явлений и процессов

Л ч о о а 17 анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы

£ св о 18 соотнести достигнутое с ранее поставленными целями и задачами

о ч 19 работы с различными источниками знаний, ИКТ

о ч о а к 20 подборки методов для проведения конкретного исследования

о К н о о 21 работы с простейшими приборами

Л <> о 3 н я о я - о 22 организации социологического опроса, анкетирования, интервью и т.д., работы в команде и индивидуально

£ й Ч и 23 фиксирования и обработки результатов исследования

к 2 В н Я Я 24 оформления результатов исследования и представления их к защите (научно-исследовательская работа, доклад, тезисы, публикация, презентация и т. д.), выступления

о 25 нахождения практического значения (практического выхода) результатам исследования

Таблица 2.

Уровни сформированности основных исследовательских компетенций учащегося

Исследовательские компетенции Уровень 1 Высокий (владеет полностью) Уровень 2 Достаточный (владеет частично) Уровень 3 Начальный (владеет слабо)

Знания

Компетенции №1-7

Умения/навыки

Компетенции №8-18

Опыт

Компетенции №19-25

Таблица 3.

Ведомость результатов оценивания уровня сформированности компетенций школьников

Компетенции (названия) 1 2 3 24 25 итого

Фамилия, имя баллы от 1 до 3

1. Ученик 1

2. Ученик 2

3. Ученик 3

Средний балл

Таблица 4

Пример показателей компетенции в Группе 1 «Знания»

Компетенция Начальная школа Основная школа Старшая школа

Знания основных терминов научного исследования Знает и понимает термины: цель исследования, этапы исследования, результаты исследования Знает и понимает термины: цель и задачи исследования, методы и этапы исследования, гипотеза, актуальность, практическое значение результатов Знает и понимает термины: объект и предмет исследования, цели задачи, методы и этапы исследования, гипотеза, актуальность, практическое значение

Таблица 5

Пример показателей компетенции в Группе 2 «Способности, умения, навыки»

Компетенция Начальная школа Основная школа Старшая школа

Умение подбирать источники информации для работы с темой Умеет с помощью взрослых из группы предложенных вариантов выделить литературу и другие источники информации для проведения конкретного исследования Умеет самостоятельно по общим рекомендациям руководителя работы подобрать и изучить литературу и интернет-источники для данной конкретной темы Умеет самостоятельно подобрать и изучить литературу и интернет-источники для темы, составить список рекомендуемой литературы, умеет выделить достоверные и малодостоверные источники

Таблица 6 Пример показателей компетенции в Группе 3 «Опыт»

Компетенция Начальная школа Основная школа Старшая школа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оформление результатов исследования и представления их к защите Самостоятельно делает и оформляет иллюстрированное сообщение/ стендовый доклад, выступает по презентации По указанному руководителем плану и требованиям оформляет работы, выступает с помощью презентации, умеет приводить доказательства утверждениям Знает и соблюдает все требования к оформлению различных видов исследовательских работ, имеет опыт различных выступлений и защиты работ

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Щ

ности всех 25 компетенций 75 баллов (таблица 2). Ведомость подсчета баллов может оформляться как на отдельного учащегося, так и на группу учащихся, класс, научное общество (таблица 3).

Приведем несколько примеров характеристик основных исследовательских компетенций трех возрастных групп учащихся (таблицы 4, 5, 6):

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что:

1. Исследователь- = ская компетентность — это готовность к эффективной учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, интеграция исследовательских действий в единое целое, определяющая динамику перехода от исполнительской к творческой и созидательной деятельно-сти4.

2. Исследовательская компетентность представляет взаимосвязанный комплекс определенных компетенций (универсальных характеристик, сочетающих знания, способности, умения, действия, опыт в области учебного или научного исследования и решения вопросов и проблем). Она необходима школьнику как в процессе обучения, так и на выходе во взрослую жизнь.

3. Процесс формирования исследовательских компетенций в образовательном учреждении должен представлять собой продуманную, целенаправленную, рассчитанную на несколько лет коллективную, работающую в системе сотрудничества школьников и взрослых систему, сочетающую в себе различные формы урочной и внеурочной деятельности.

4. Для организации такой системы в школе должен быть составлен особый педагогический проект, учитывающий все нюансы учебного учреждения, особенности региона и научного социального партнерства. Для его реализации администрация образовательного учреждения в тесном взаимодействии с Управлением (Департаментом) образования, Учебно-методическими, Информационно-методическими центрами

Традиционные ценности образования - фундаментальность и академизм, уходят на второй план, а наиболее приоритетными становятся способности самостоятельно, активно и инициативно искать средства решения новых задач встающих перед индивидом.

должна организовать специализированную программу подготовки педагогов.

5. Формирование исследовательских компетенций школьников — одно из глав-= ных направлений развития общего образования на современном этапе, стратегическая задача в теории и практике педагогики.

Таким образом, мы можем говорить о новой ситуации в образовании. Традиционные ценности образования — = фундаментальность и академизм, уходят на второй план, а наиболее приоритетными становятся способности самостоятельно, активно и инициативно искать средства решения новых задач, встающих перед индивидом.

По мнению К. Н. Поливановой «эти способности формируются в разнообразных видах деятельности, часто за пределами школы. Школа может создать условия для развития таких способностей на материале учебных предметов, но в иной, чем традиционный урок форме, в частности в исследовательской и проектной деятельности. Ее всестороннее развитие будет способствовать изменению российской школы»5.

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С.7

2. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.: Татарченкова С.С., Телешов С.В. - СПБ.: КАРО, 2008. С. 9

3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность в школе. — М.: Вербум-М, 2001. С. 4-6

4. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория [Текст] / Ю. В. Рындина // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 228-232

5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008. С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.