Научная статья на тему 'Оценка состояния исследовательских компетенций у учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы'

Оценка состояния исследовательских компетенций у учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧАЩИЕСЯ ПРОФИЛЬНЫХ ГУМАНИТАРНЫХ КЛАССОВ / АНКЕТИРОВАНИЕ / RESEARCH COMPETENCE LEVEL / RESEARCH COMPETENCE IN PUPILS OF PROFILE HUMANITY CLASSES OF SECONDARY SCHOOLS / QUESTIONING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казарина Лидия Анатольевна

Представлено описание процесса и результаты оценки состояния исследовательских компетенций у учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы. Приведена интерпретация полученных эмпирических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE STATE OF RESEARCH COMPETENCE OF THE PUPILS OF PROFILE HUMANITY CLASSES OF SECONDARY SCHOOLS

The paper presents description of the process and results concerning evaluation of the level of research competence of pupils of profile humanity classes of secondary schools. The paper focuses on the interpretation of the experimental data obtained.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния исследовательских компетенций у учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы»

УДК 373.54.385

Л. А. Казарина

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ ГУМАНИТАРНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Представлено описание процесса и результаты оценки состояния исследовательских компетенций у учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы. Приведена интерпретация полученных эмпирических данных.

Ключевые слова: исследовательская компетентность, исследовательские компетенции, учащиеся профильных гуманитарных классов, анкетирование.

В настоящее время в пространство общеобразовательной школы активно вошла исследовательская деятельность. Разнообразные виды исследовательской деятельности, органично взаимодействуя с целым комплексом образовательных задач, способствуют формированию исследовательской компетентности школьников.

Под исследовательской компетентностью учащегося мы понимаем интегративное качество личности, предполагающее ее готовность и способность к осуществлению исследовательской деятельности в той или иной области на основе совокупности личностно осмысленных знаний, умений, навыков, ценностных отношений.

В структуре исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы мы выделяем следующие ее компоненты: личностная, когнитивная, деятельностная. Данные компоненты представлены следующими компетенциями: когнитивно ориентированные компетенции; деятельностно ориентированные компетенции; личностно ориентированные компетенции. Взаимодействие данных компетенций составляет сущность их исследовательской компетентности [1].

Формирование исследовательской компетентности учащихся наиболее эффективно осуществлять на основе целенаправленного использования специальной педагогической модели формирования исследовательской компетентности, в которой будут раскрыты условия, средства, методы, обеспечивающие процесс ее формирования.

Опытно-экспериментальная работа по апробации предлагаемой педагогической модели осуществлялась на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 30 г. Томска (МАОУ «СОШ № 30» г. Томска) в период с 2012 по 2014 г. В процесс опытно-экспериментальной работы было включено 25 учащихся профильных гуманитарных классов.

В ходе организации экспериментальной работы были сформированы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). Обучающиеся КГ про-

ходили обучение по традиционным программам профильного обучения, в то время как участники ЭГ были включены в процесс формирования исследовательской компетентности. В состав экспериментальной группы входило 13 обучающихся, контрольная группа включала 21 обучающегося.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа (постановочно-констатирующий, формирующий, итогово-обобщающий). Цели по-становочно-констатирующего этапа - диагностика исходного уровня сформированности исследовательской компетентности учащихся; выявление дефицитов исследовательской компетентности учащихся; проектирование содержания педагогической деятельности по формированию исследовательской компетентности и разработка модели формирования исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы.

В рамках формирующего эксперимента осуществляется собственно педагогическая деятельность по формированию исследовательской компетентности учащихся, происходит поэтапная реализация педагогической модели, дидактический алгоритм которой включает этап формирования первичного индивидуального опыта исследовательской деятельности учащегося, этап формирования и развития опыта совместной исследовательской деятельности учащегося и педагога, этап приобретения собственного исследовательского опыта учащегося.

Согласно данному алгоритму на первом этапе (этап формирования первичного индивидуального опыта исследовательской деятельности учащегося) происходит первоначальное формирование исследовательской компетентности школьников. Причем для формирования мотивации, системы знаний и представлений об исследовательской компетентности учащихся целесообразна интеграция урочной и внеурочной форм обучения.

На данном этапе внедрения комплексного портфолио проводится информационная, разъяснительная работа среди педагогов, школьников и их родителей. Предлагается структура портфолио, варианты предоставления итоговых документов.

На втором этапе (этап формирования и развития опыта совместной исследовательской деятельности учащегося и педагога) осуществляется дальнейшее формирование исследовательской компетентности учащихся в рамках работы проблемнотворческой группы. Старшеклассники формируют портфель индивидуальных образовательных достижений сертифицированными документами, творческими работами, а также отзывами и характеристиками.

Третий этап (этап приобретения собственного исследовательского опыта учащегося) характеризуется сформированностью (или повышением уровня сформированности) исследовательской компетентности школьников, на данном этапе компоненты исследовательской компетентности усложняются и углубляются.

В рамках итогово-обобщающего этапа осуществляется диагностика результативности педагогической деятельности по формированию исследовательской компетентности, определение у учащихся итогового уровня сформированности исследовательской компетентности.

Формирование исследовательской компетентности учащихся предполагает прежде всего определение исходного уровня ее сформированности (в нашей опытно-экспериментальной работе по части исследовательских компетенций).

На этапе поисково-констатирующего эксперимента был изучен уровень сформированности исследовательских компетенций учащихся согласно четырем выделенным группам. С этой целью использовался комплекс методов исследования: анкетирование, беседа, метод экспертной оценки, наблюдения. Их использование позволило выявить уровень сформированности исследовательских компетенций школьников.

В процесс анкетирования было включено 25 обучающихся. Ответы школьников предлагалось оценивать по шкале, заданной следующими баллами: 3 балла - высокий уровень сформированности компетенции; 2 балла - средний уровень сформи-рованности компетенции; 1 балл - низкий уровень сформированности компетенции; 0 баллов - отсутствие компетенции.

Для характеристики уровней сформированно-сти исследовательских компетенций использовались показатели, разработанные Л. Г. Смышляевой: высокий уровень отражает стабильное получение высоких результатов в исследовательской деятельности; средний уровень отражает ситуативное получение высоких результатов в исследовательской деятельности, обеспечиваемых данной компетенцией; низкий уровень отражает частые (практически постоянные) существенные затруднения учащихся в исследовательской деятельнос-

ти, обеспечиваемые данной компетенцией [2]. Результаты анкетирования учащихся профильных гуманитарных классов представлены в табл. 1.

Из полученных данных видно, что преобладающими уровнями сформированности компетенций самостоятельной исследовательской познавательной деятельности (владение методами проведения исследования; менеджмент знания (учебная компетенция - «умение учиться»); владение информационными технологиями) являются высокий и средний.

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что исходное состояние сформированности исследовательских компетенций учащихся экспериментальной и контрольной групп в основном представлено средним и низким уровнем.

Исключение составляют компетенции, обеспечивающие взаимодействие различных субъектов исследовательской деятельности (мотивационная направленность личности на исследовательскую деятельность, способность к сотрудничеству, способность продуктивно работать в команде) и компетенции самостоятельной исследовательски-по-знавательной деятельности (владение методами проведения исследования; менеджмент знания (учебная компетенция - «умение учиться»); владение информационными технологиями). Это связано с тем, что учащиеся профильных гуманитарных классов начиная с седьмого года обучения в общеобразовательной школе (МАОУ «СОШ № 30» г. Томска) были активно включены в исследовательскую деятельность в рамках областной экспериментальной площадки. К десятому профильному классу школьники приобрели некоторый уровень мотивационной направленности, самостоятельной исследовательски-познавательной деятельности, в связи с чем данные компетенции имеют достаточно высокий и средний уровень.

В задачи поисково-констатирующего эксперимента входило также выявление дефицитов исследовательской компетентности (в нашей опытноэкспериментальной работе по части исследовательских компетенций). Дефициты исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы -это те исследовательские компетенции, которые являются недостаточно развитыми у школьников согласно четырем выделенным группам.

Выявление исходного состояния сформирован-ности исследовательских компетенций позволило получить данные о дефицитах исследовательской компетентности школьников согласно выделенным группам. Данные о дефицитах исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы представлены в табл. 2.

Таблица 1

Уровни сформированности исследовательских компетенций учащихся профильных гуманитарных

классов общеобразовательной школы

Компетенция Уровень сформированно-сти исследовательских компетенций Начальный этап эксперимента

ЭГ, % КГ, %

Компетенции, обеспечивающие взаимодействие различных субъектов исследовательской деятельности

Мотивационная направленность личности на исследовательскую деятельность Высокий 55 54

Средний 35 34

Низкий 10 12

Способность к сотрудничеству Высокий 65 62

Средний 34 37

Низкий 1 1

Способность продуктивно работать в команде Высокий 54 51

Средний 23 25

Низкий 23 26

Компетенции организации и проведения исследований

Способность к анализу и синтезу Высокий 17 16

Средний 40 37

Низкий 43 47

Способность грамотно использовать методологические понятия и принципы Высокий 61 59

Средний 20 23

Низкий 19 18

Способность методологически корректно осуществлять различные процедуры исследовательской деятельности Высокий 7 5

Средний 41 44

Низкий 52 51

Способность грамотно использовать различные исследовательские методы Высокий 6 5

Средний 45 42

Низкий 49 53

Гибкость мышления Высокий 6 5

Средний 40 39

Низкий 54 56

Критичность мышления Высокий 8 6

Средний 41 40

Низкий 51 54

Компетенции самосовершенствования (самоорганизации и самоуправления)

Ре флексивно сть Высокий 13 14

Средний 76 73

Низкий 11 13

Способность выполнять работу самостоятельно Высокий 27 27

Средний 70 68

Низкий 3 5

Способность работать концентрированно и дисциплинированно Высокий 17 15

Средний 54 52

Низкий 29 33

Способность продуктивно управлять временем Высокий 23 22

Средний 44 42

Низкий 33 36

Компетенции самостоятельной исследовательски-познавательной деятельности

Владение методами проведения исследования Высокий 62 60

Средний 37 36

Низкий 3 4

Менеджмент знания (учебная компетенция - «умение учиться») Высокий 60 58

Средний 38 36

Низкий 2 6

Владение информационными технологиями Высокий 78 79

Средний 21 20

Низкий 1 1

Таблица 2

Дефициты исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов

общеобразовательной школы

Компетенция Обучающиеся со средним и низким уровнем сформированности компетенции

ЭГ, % КГ, %

Компетенции, обеспечивающие взаимодействие различных субъектов исследовательской деятельности

Мотивационная направленность личности на исследовательскую деятельность 45 46

Способность к сотрудничеству 35 38

Способность продуктивно работать в команде 46 51

Компетенции организации и проведения исследований

Способность к анализу и синтезу 83 84

Способность грамотно использовать методологические понятия и принципы 39 41

Способность методологически корректно осуществлять различные процедуры исследовательской деятельности 93 95

Способность грамотно использовать различные исследовательские методы 94 95

Гибкость мышления 94 95

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критичность мышления 92 94

Компетенции самосовершенствования (самоорганизации и самоуправления)

Рефлексивность 87 86

Способность выполнять работу самостоятельно 73 73

Способность работать концентрированно и дисциплинированно 83 85

Способность продуктивно управлять временем 77 78

Компетенции самостоятельной исследовательски-познавательной деятельности

Владение методами проведения исследования 40 40

Менеджмент знания (учебная компетенция - «умение учиться») 40 42

Владение информационными технологиями 22 21

По результатам, приведенным выше, можно сделать вывод о том, какие компетенции определяют дефициты исследовательской компетентности учащихся экспериментальной и контрольной групп по каждой группе исследовательских компетенций.

Так, в группе «Компетенции, обеспечивающие взаимодействие различных субъектов исследовательской деятельности» это компетенция «Способность продуктивно работать в команде» (доля обучающихся со средним и низким уровнем сформи-рованности компетенции составляет 46 % в экспериментальной группе; 51 % в контрольной группе).

В группе «Компетенции организации и проведения исследований» дефициты исследовательской компетентности учащихся определяют компетенции «Способность к анализу и синтезу», «Способность методологически корректно осуществлять различные процедуры исследовательской деятельности», «Способность грамотно использовать различные исследовательские методы», «Гибкость мышления», «Критичность мышления». Следует

отметить, что в данной группе компетенций отмечается наиболее высокое число (свыше 90 % в обеих группах) обучающихся со средним и низким уровнем сформированности компетенции.

В группе «Компетенции самосовершенствования (самоорганизации и самоуправления)» это такие компетенции, как «Рефлексивность», «Способность выполнять работу самостоятельно», «Способность работать концентрированно и дисциплинированно», «Способность продуктивно управлять временем».

Полученный вывод об уровне сформированно-сти исследовательских компетенций и содержании дефицитов исследовательской компетентности учащихся оправдывает внедрение педагогической модели формирования их исследовательской компетентности и выступает основанием для продолжения целенаправленной опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательской компетентности у учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы.

Список литературы

1. Показатели сформированности исследовательской компетентности учащихся профильных классов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 7 (135). C. 196-201.

2. Смышляева Л. Г. Дидактическая концепция модернизации дополнительного профессионального образования муниципальных служащих в России. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. 248 с.

Казарина Л. А., специалист по УМР, аспирант.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: lidiak2003@mail.ru

Материал поступил в редакцию 04.04.2014.

L. A. Kazarina

EVALUATION OF THE STATE OF RESEARCH COMPETENCE OF THE PUPILS OF PROFILE HUMANITY CLASSES

OF SECONDARY SCHOOLS

The paper presents description of the process and results concerning evaluation of the level of research competence of pupils of profile humanity classes of secondary schools. The paper focuses on the interpretation of the experimental data obtained.

Key words: research competence level, research competence in pupils of profile humanity classes of secondary schools, questioning.

References

1. Kazarina L. A. Formed research competence indicators of profile class learners. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 7 (135), pp. 196-201 (in Russian).

2. Smyshlyaeva L. G. Didactic concept for modernizing additional professional education of municipal employees in Russia. Tomsk, TSU Publ., 2011. 248 p. (in Russian).

National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: lidiak2003@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.