Научная статья на тему 'Реализация проектной и исследовательской деятельности учащихся'

Реализация проектной и исследовательской деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1452
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ / НАУЧНОПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / RESEARCH AND PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS / LITERARY CLUB / SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казарина Лидия Анатольевна

Рассматривается опыт организации исследовательской и проектной работы учащихся профильных классов Гуманитарно-лингвистической гимназии г. Томска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS

The experience of research and project activity organization of the students from specialised grades in Tomsk Humanitarian-linguistic gymnasium is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Реализация проектной и исследовательской деятельности учащихся»

УДК 371.385.4

Л. А. Казарина

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Рассматривается опыт организации исследовательской и проектной работы учащихся профильных классов Гуманитарно-лингвистической гимназии г. Томска.

Ключевые слова: исследовательская и проектная деятельность учащихся, литературный клуб, научнопрактическая конференция.

Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования вариативная часть (школьный компонент) учебного плана предусматривает дополнительные часы учебного времени на исследовательскую деятельность. Исследовательская и проектная деятельность школьников является показателем качества образования в учебном заведении, что доказывает ее актуальность. В данной статье предстоит обобщить опыт организации исследовательской и проектной работы учащихся профильных классов и преподавателей Гуманитарно-лингвистической гимназии г. Томска.

Дальнейшие рассуждения будут строиться в рамках двух вариантов содержания термина «проект» [1]. Речь пойдет, во-первых, о внутреннем долгосрочном практико-ориентированном проекте (в масштабах гимназии) «Литературный клуб ‘“РОР”»; во-вторых, об исследовательских проектах, выполняемых в течение года одним учащимся или группой учащихся по выбранной тематике: подготовка докладов и статей учащихся 9-11 классов к конференции «Мировая культура и язык: взгляд молодых исследователей», о которой будет сказано ниже.

Проект «Литературный клуб ‘ТОР”» начал свою работу в сентябре 2006 г. Импульсом создания данного долгосрочного проекта послужило цитирование учащимися собственных литературных творений в рамках ежегодно проводимого мероприятия «Золотая осень» в лагере отдыха «Костёр» в начале учебного года.

Идея создать в рамках гимназии «Литературный клуб ‘ТОР”», привлечь для этого творчески работающих в ней преподавателей была поддержана руководством гимназии. Цель проекта - вовлечение в научный поиск, стимулирование участия в исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся, обсуждение и опубликование образцов их литературного творчества, расширение кругозора, а также поддержка и развитие других форм художественной деятельности учащихся гимназии (рисование, компьютерный дизайн, фотография и пр.).

Формой презентации результатов долгосрочного проекта «Литературный клуб ‘ТОР”» явился выпуск ряда сборников литературного творчества учащихся.

Среди задач клуба следует назвать:

- создание условий для творческой реализации интеллектуального потенциала учащихся гимназии;

- выявление творческих способностей и оказание помощи учащимся в выборе творческого ориентира;

- развитие исследовательских умений учащихся;

- формирование знаний о методах научного познания;

- подготовка к публикации творений художественного творчества учащихся;

- развитие и укрепление традиций художественного творчества учащихся и педагогов гимназии.

Определены сферы деятельности участников клуба:

1. Преподаватели гимназии: теоретическая подготовка членов клуба по заданной в плане работы тематике (например рубрика «художественный перевод» и т. д.).

2. Главный редактор (преподаватель гимназии): верстка и изготовление электронного оригинал-макета.

3. Редактор художественного текста (преподаватель гимназии): правка, редактура.

4. Художественный редактор (ученица 9-го класса): подготовка проекта обложки, художественное оформление сборника.

5. Ответственный за сбор фактического материала сборника, а также за оповещение организаторов о текущих трудностях: ученица 10-го класса.

6. Ответственный за сбор фотоматериала для портфолио: ученица 10-го класса.

В ходе проведения заседаний клуба учащиеся знакомились с различными жанрами литературы, основами стихосложения, основными положениями теории перевода, обсуждали как известные произведения, так и собственные литературные творения. Обучающиеся стремились овладеть методами познания и приемами работы при анализе жанровых произведений и пробовали перенести полученные знания для построения композиции своего произведения.

В рамках работы клуба также обсуждались предложения к принятию сборника литературных творений членов клуба, сбор рецензий и откликов, внесение корректур в план подготовки сборника. У ребят отмечалось проявление активности и инициативности, стремление к достижению постав-

Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 6 (108)

ленной цели - выпуску сборника литературного творчества в соответствии с жанром (проза, поэзия, переводы). Они учились планировать не только время проведения своего исследования, но и процесс достижения его результата.

В целом в результате деятельности клуба было отмечено, что у учащихся, принимавших участие в работе литературного клуба:

- повысилась успеваемость по профильным предметам (русскому языку, литературе, иностранным языкам);

- повысилась мотивация к исследовательской деятельности, обнаружилась потребность в творческой самореализации;

- отмечен достаточный уровень владения навыками элементарного редактирования текстов художественного содержания;

- отмечен рост личностных качеств, а также рост динамики общения с целью роста в коллективе (проектный потенциал личности).

Таким образом, проектная работа «Литературный клуб ‘РОР”» способствовала выработке таких качеств, как активность, инициативность, стремление к достижению поставленной цели, ответственность за полученный результат, которые являются значимыми для исследовательской деятельности. Отмечен достаточный уровень владения навыками элементарного редактирования текстов художественного содержания и высокий уровень исследовательских умений (например умение работать с различными источниками информации, находить необходимые справочные данные, правильно группировать данные, оформлять результаты исследования в виде реферата, доклада, статьи).

Формой презентации результатов исследовательских проектов, выполняемых в течение года одним или группой учащихся, является научно-практическая конференция «Мировая культура и язык: взгляд молодых исследователей». Идея организации такой конференции связана с потребностью учащихся средних школ, студентов и молодых ученых поделиться результатами своих творческих поисков [2].

В гимназии было разработано положение о научно-практической конференции как об органичном завершении определенного этапа исследовательской работы учащихся с конкретными результатами. Первоначально данная конференция проводилась совместно на базе гимназии и Томского политехнического университета. Впоследствии конференция стала ежегодным научно-практическим мероприятием кафедры иностранных языков Томского политехнического университета ввиду расширения контингента участников конференции, в связи с чем ей был присвоен статус российской.

Основными целями проведения данной конференции стало повышение мотивации к научно-ис-

следовательской работе старшеклассников, студентов, аспирантов и молодых специалистов как на этапе довузовской, так и начальной профессиональной, послевузовской подготовки и публикации результатов их исследовательской деятельности.

Ведущими научными направлениями, представленными на конференции «Мировая культура и язык: взгляд молодых исследователей», являются:

- История и культура мировых цивилизаций. Взаимодействие языка и культуры.

- Лингвострановедение: поиски и результаты.

- Аспекты современной лингвистики: теория и практика.

- Проблемы отечественной и зарубежной литературы.

- Теория и методика преподавания иностранных языков и культур.

- Профильно-ориентированное обучение иностранным языкам, языковое тестирование.

- Социокультурные и образовательные аспекты современной цивилизации.

- Актуальные вопросы межкультурной коммуникации и переводоведения.

- Естествознание сегодня и завтра: развитие данной отрасли науки и ее технологий.

В состав оргкомитета, а также в руководящий состав пленарного и секционных заседаний конференции включаются ведущие преподаватели, сотрудники учебных учреждений, доктора и кандидаты наук, имеющие большой опыт в проведении научно-исследовательских работ и организации подобных мероприятий.

Как правило, председатели секционных заседаний конференции - преподаватели и сотрудники ТПУ, ТГУ, ТГПУ и других учебных заведений г. Томска, достигшие успехов в определенных областях теоретического и прикладного знания.

Данная конференция способствует не только интеллектуальному и творческому развитию школьников, студентов, молодых ученых, но и популяризации достижений гуманитарных, технических и других наук.

Отмечается, что магистральная линия конференции - не ранжирование представленных на ней изысканий по уровню и качеству, а выявление и поддержка оригинальных идей и подходов к анализу и синтезу тех или иных явлений. При оценке исследовательских работ используются и такие критерии, как:

- актуальность проблемы исследования;

- осмысленность цели и задач исследования;

- характер источниковой базы и объем работы с источниками;

- осознанный выбор принципов, методов и приемов исследования;

- креативность;

- новизна результатов;

- содержательность выступления;

- способность заинтересовать проблемой аудиторию;

- проявление личностных качеств (мотивация к более глубокому изучению предмета; склонность к выбору профессии, связанной с направлением исследования и др.);

- уровень культуры речи;

- иноязычная компетенция.

Данные критерии позволяют увидеть, какие знания были приобретены выступавшими в ходе работы, выявить степень освоения предметных и методических умений, оценить полученные результаты и успешность их презентации.

Гибкая система оценки работ позволяет поддержать и отметить достижения каждого участника конференции. Всем участникам конференции «Мировая культура и язык: взгляд молодых исследователей» выдаются сертификаты. Школьники, студенты, аспиранты, молодые ученые, выступившие с лучшими докладами и сообщениями, отмечаются дипломами, памятными подарками. В адрес научных руководителей отправляются благодарственные письма.

Формой презентации результатов исследовательских проектов учащихся является публикация лучших работ в сборнике конференции.

Следует отметить, что для многих участников конференции это научно-практическое мероприятие становится стартовой площадкой для пробы сил в других научных конференциях.

Организационные особенности данной проектной деятельности связаны с осознанием учащимися важности каждого этапа проекта. В качестве примера организации работы учащихся над иссле-

довательским проектом можно привести деятельность преподавателя гимназии доцента Ю. В. Ко-бенко:

- определение научных интересов учащихся;

- согласование преподавателем гимназии лингвистических направлений с учетом интересов учащихся;

- соотнесение интересующих учащихся тем с современными положениями научных знаний по данным отраслям лингвистики;

- работа с источниковыми базами (ознакомление учащихся с географией научных библиотек в городе Томске, разъяснение принципов поиска литературы в глобальной компьютерной сети, снабжение учащихся специальными источниками);

- дифференциация жанров статьи и доклада;

- проведение исследовательской работы;

- объяснение требований оформления к вышеуказанным жанрам;

- репетиция докладов (выступление вдвоем, этика ответов на вопросы, дополнительная информация по научному заделу);

- выступление на конференции;

- критические замечания и комментарии к выступлениям;

- выводы;

- составление научных планов на следующий год.

Таким образом, представленные формы работы свидетельствуют о результативности проектной и исследовательской деятельности учащихся, обеспечивающей формирование устойчивой мотивации, сформированности исследовательских умений и активного использования методов научного познания.

Список литературы

1. Мошарова Н. С. Проектная деятельность как методологическая база интеграции мультимедийных технологий в профессиональное музыкальное образование // Вестн. Томского гос. ун-та. 2011. Вып. 2 (104). С. 51-52.

2. Казарина Л. А. Организационные вопросы научной работы молодых исследователей: проведение конференции / под ред. З. М. Богословской. Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2008. 20 с.

Казарина Л. А., специалист по УМР Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

E-mail: lidiak2003@mail.ru

Материал поступил в редакцию 17.03.2011.

L. A. Kazarina

REALIZATION OF PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS

The experience of research and project activity organization of the students from specialised grades in Tomsk Humanitarian-linguistic gymnasium is considered in the article.

Key words: research and project activity of students; literary club; scientific-practical conference.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050. E-mail: lidiak2003@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.