Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность учителя в системе этнокультурноконнотированного образования (Республика Калмыкия)'

Исследовательская деятельность учителя в системе этнокультурноконнотированного образования (Республика Калмыкия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОННОТАЦИЯ / TEACHER-RESEARCHER / RESEARCH ACTIVITY / PERSONALITY / INNOVATIVE FIELD / ETHNIC-CULTURAL CONNOTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ненъкина Наталья Владимировна

В основе подготовки учителя-исследователя лежат принципы этнокультурной коннотации. Этнокультурные проблемные ситуации вносят в деятельность учителя новый вид педагогического опыта: опыт педагога-исследователя этнокультуры, самоанализа своей педагогической деятельности через самоанализ урока или внеурочного занятия; опыт самопроектирования своего развития; опыт рефлексии и оценки соответствия своей деятельности в условиях этнокультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research activity of a teacher in system of ethnic-cultural connotational education (Republic of Kalmykia)

The basis of training of teacher-researcher are principles of ethnic-cultural connotation. Ethnic-cultural problem situations brings a new kind of pedagogical experience in activity of a teacher: experience of a teacher-researcher of ethnic-culture, introspection of pedagogical activity through introspection of a lesson or after-hour employment; experience of self-designing of the development; experience of reflection and estimation of conformity of activity in conditions of ethnic-cultural education.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность учителя в системе этнокультурноконнотированного образования (Республика Калмыкия)»

Литература

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986.

2. Батурина Г.И. Этнопедагогика в системе наук о человеке и формирование его личности // Становление этно-педагогики как отрасли педагогической науки. - М.-Элиста, 2003. - C.42-47.

3. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности. - М.: Мысль, 1990.

4. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности. - Волгоград, 2006.

5. Кон И.С. Дружба. Личность, мораль, воспитание. Этико-психологический очерк. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1987. - C.165-168.

6. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница / под ред. В.Н. Поруса // Наука в культуре. М., 1998. С.92.

7. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М., 1984.

8. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. - М.: Большая медведица; Элиста: Изд-во КГУ, 2004. С.183.

9. Риэрдон Б.Э. Толерантность - путь к миру. - М., 2001. - С.94-95.

Мищенко Татьяна Михайловна, аспирант Калмыцкого государственного университета, учитель МОУ «Этнокультурная гимназия №8 имени Номто Очирова». E-mail: mita1976@mail.ru.

Mischenko Tatiyana Mihailovna, postgraduate student of Kalmykia State University, teacher of Nomto Ochirov ethnic-cultural gymnasium №8. E-mail: mita1976@mail.ru.

УДК 37.013

Н.В. Ненькння ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНО-КОННОТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ)

В основе подготовки учителя-исследователя лежат принципы этнокультурной коннотации. Этнокультурные проблемные ситуации вносят в деятельность учителя новый вид педагогического опыта: опыт педагога-исследователя этнокультуры, самоанализа своей педагогической деятельности через самоанализ урока или внеурочного занятия; опыт самопроектирования своего развития; опыт рефлексии и оценки соответствия своей деятельности в условиях этнокультурного образования.

Ключевые слова: учитель-исследователь, исследовательская деятельность, личность, инновационное поле, этнокультурная коннотация.

N V Nen ’Aina

RESEARCH ACTIVITY OF A TEACHER IN SYSTEM OF ETHNIC-CULTURAL CONNOTATIONAL EDUCATION (REPUBLIC OF KALMYKIA)

The basis of training of teacher-researcher are principles of ethnic-cultural connotation. Ethnic-cultural problem situations brings a new kind of pedagogical experience in activity of a teacher: experience of a teacher-researcher of ethnic-culture, introspection of pedagogical activity through introspection of a lesson or after-hour employment; experience of self-designing of the development; experience of reflection and estimation of conformity of activity in conditions of ethnic-cultural education.

Key words: teacher-researcher, research activity, personality, innovative field, ethnic-cultural connotation.

Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы-научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой—привить ему уважение к другим культурам (Париж, 1997).

Этнокультурная компетентность предполагает готовность человека к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие школьника в учебно-познавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде. Готовность в данном контексте мы понимаем как психическое состояние, которое характеризуется настроем, актуализацией и приспособлением возможностей личности для успешных действий, внутренней устрем-

ленностью на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установкой на активную и целесообразную деятельность (Т. В. Поштарева).

Этнокультурно-компетентный человек - это человек, признающий принцип плюрализма, имеющий знания о других народах и их культурах, понимающий их своеобразие и ценность. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию. В современных исследованиях внимание акцентируется на понятии «этнокультурная коннотация».

"Этнокультурная коннотация" представляет собой социальный феномен и подчеркивает этнокультурную особенность современной образовательной системы, она не просто указывает на этническую культуру, но и несет обозначение ее отличительных этнокультурных свойств, включающих в процесс обучения различные аспекты культуры коренного населения. Образование рассматривается как важнейший структурный элемент процесса возрождения, сохранения и развития культуры этноса. Его основу составляет система формирования этнического менталитета на базе познания этнокультуры.

Особенностью этнокультурно-коннотированного образовательного учреждения является то, что оно является открытой системой, активно использующей в учебно-воспитательном процессе родной язык как средство обучения и развития и этнокультурную традицию, органически интегрированную в мировую культуру через государственные образовательные стандарты. Эффективность использования родного языка, этнической культуры в образовании заключается в их эмоциональной насыщенности: их коннотации столь сильны, что практически самодостаточны (А.Б. Панькин).

Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление включает в себя готовность школьника: изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния народов. В рамках данных положений педагогу необходимо целенаправленно сфокусировать свои действия на формировании этнокультурной компетентности школьников.

«Этнокультурная коннотация» несёт в себе обозначение отличительных свойств образовательной системы, адекватно раскрывает её этнокультурную особенность как социального феномена и подчёркивает особенность образовательной системы как системы по формированию соответствующей этнической картины мира, этнического менталитета, этнокультурных традиций, обеспечивающих сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса. На основе этого образование строится как деятельность, этнокультурно детерминированная как по цели, так и по содержанию и способам её осуществления. Отсюда вытекает актуальность освоения этнокультурологического содержания образования и организация учебного процесса на основе изучения этнокультурологического поля в виде сквозной этнокультурной темы - однотемного по содержанию учебного материала, относящегося к какой-либо из этнических констант, который систематически присутствует в учебном процессе и обладает высокой этнокультурологической ценностью [3].

В современных исследованиях ученых неоднократно в связи с вопросами подготовки педа-гога-исследователя упоминается понятие «исследовательская деятельность». Речь, как правило, идет об исследовательской деятельности учителя-практика [1,2,4].

И в данном контексте эта категория рассматривается как необходимость при подготовке и проведении урока, анализа различных видов деятельности (учебной деятельности воспитанников, собственной деятельности на уроке, анализа подготовки учащегося к уроку и др.). Существует и другой подход, при котором исследовательская деятельность подразумевает выработку достаточно отчетливого представления о решении какой-либо педагогической задачи, определении личностного отношения к нему. Вместе с тем ни в первом, ни во втором случае не раскрывается сущность такого феномена, как исследовательская деятельность, не определяются ее структурные и функциональные компоненты.

Активные процессы социальных преобразований предъявляют особые требования к подготовке инициативного творческого педагога, способного к восприятию новых идей и принятию нестандартных решений, к духовно-ценностному преобразованию себя и учащихся, к самостоятельному самоопределению, к организации образовательного процесса, способствующего жизненному самоосуществлению учащихся. Общество заинтересовано в педагоге, отчетливо видящем смысл и цель своей деятельности, ориентированном на реализацию идей опережаю-

щего образования, на творческое преобразование себя и воспитанников.

Формирование такого педагога может осуществляться на основе систематической и настойчивой работы по развитию творческого потенциала и профессиональной исследовательской компетентности, которая включает следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, действенно-операционный.

Социальные трансформации современной действительности обозначили контуры новой образовательной парадигмы, именуемой по-разному: «личностно-ориентированная», «исследовательская», «проективная» и т.п. Суть ее состоит в смещении основного акцента с позиции функционального исполнителя, которую педагог выполнял ранее, на формирование исследовательского подхода в процессе педагогической деятельности, в ориентации на самореализацию и самоактуализацию личности, способной к инновационной деятельности.

В современном изучении проблем исследовательской деятельности педагога можно выделить несколько направлений: развитие личности педагога средствами исследовательской деятельности; формирование творческой активности педагога в профессиональной деятельности; подготовка учителя к научно-исследовательской деятельности; технология исследовательской деятельности в сфере образования [1, 2].

Разработка данных направлений вызвана изменениями в образовании, совпадающими с принципами его реформирования. Анализ существующих проблем показывает, что в современном образовании должны быть представлены богатства национальной культуры, традиционный образ жизни этноса, его традиции, этнические стереотипы поведения, духовные ценности. Реализация данных принципов предполагает изменения в организации и содержании образования. Приходит понимание национальной школы как школы не только языковой, но и школы возрождающей, сохраняющей и транслирующей этнокультурное содержание образования [5].

Анализ педагогического опыта показывает, что образовательный процесс, созданные педагогические условия обусловлены компетентностью педагогов и должны соответствовать запросам и потребностям личности учащегося. В области этнокультурной коннотации это означает соответствие задач образовательного учреждения состоянию и компетентности педагогического коллектива: стиля обучения и общения; организационных механизмов школьной жизни; реального статуса учебных предметов; ожиданий учителей от учеников; образов школы. Психологические, культурные, языковые компетенции преподавателей определяют специфику данной образовательной системы, ее принципы, функции и задачи.

Действенное содержание этнокультурного образования отражено не в учебнике, а в образе и позиции учителя, его способности к межкультурному диалогу с классом и отдельным учащимся, к осознанной реализации педагогическим коллективом общей образовательной стратегии, к исследовательской деятельности [6].

Реализуя новые принципы жизнедеятельности и содержания образования в этнокультурной школе, педагоги сталкиваются с необходимостью решения исследовательских задач в области изучения этнокультурологических дисциплин (этнопсихологии, этнопедагогики и специальных курсов для придания этнокультурной направленности содержанию и методике преподавания предметов); уточнения и конкретизации этнокультурной теории; мотивации этнокультурной деятельности, обучения умению ставить и решать педагогические задачи с помощью этнопеда-гогических средств; самостоятельного поиска информации в практике умственного, трудового, нравственного, эстетического, физического воспитания; превращения этнокультурной деятельности в область научного поиска и систематизации этнокультурных знаний.

Данные принципы выступают в качестве целостной системы при конструировании проблемных ситуаций в системе методической работы. Динамика развертывания этнокультурных проблемных ситуаций в системе методической работы с педагогическим коллективом представляет результат развития педагогического мышления учителя: познание себя как педагога-исследователя, оценка своей деятельности в новых условиях (ситуация - самоанализ); усовершенствование себя, создание программы деятельности (ситуация - проект), поиск нового смысла педагогической деятельности (ситуация - рефлексия). Таким образом, этнокультурные проблемные ситуации вносят в деятельность учителей новый вид педагогического опыта: опыт педагога-исследователя этнокультуры, самоанализа своей педагогической деятельности через самоанализ урока или внеурочного занятия; опыт самопроектирования своего развития; опыт рефлексии и оценки соответствия своей деятельности в условиях этнокультурного образования.

Опыт работы этнокультурно коннотированного образовательного учреждения позволяет выделить три этапа процесса формирования исследовательской деятельности учителя. Первый этап - информационно-ориентировочный. В качестве цели данного этапа выступает формирование у преподавателей положительной направленности на исследовательскую деятельность, а также на создание условий для формирования у учителей потребности в профессиональном самосовершенствовании посредством усвоения психолого-педагогических знаний, вооружение их элементарными навыками исследования. Чтобы побудить педагогов отказаться от привычной для них организации образовательного процесса и стимулировать их к профессиональному творчеству, в процесс управления школой были внесены некоторые новые элементы: усовершенствование этнокультурной направленности учителя в процессе обучения на методологических и методических семинарах, что побуждает его мыслить и действовать по-новому; создание организационных структур (кафедр, творческих групп, лабораторий учителей - мастеров и т.д.), которые ставили учителей перед необходимостью решать новые профессиональные задачи; включение педагогического коллектива в управленческую деятельность по анализу, планированию, организации и контролю учебно-воспитательной работы школы, что позволило демократизировать процесс управления, сделать принимаемые управленческие решения личностно значимыми для учителей.

Второй этап - этап расширения опыта, изменения условий, выводящих его систему из стабильного состояния. Анализ неудач, накопление информации о неуспешной деятельности, неудовлетворенности её результатами позволяет расширить опыт. Это происходит при знакомстве с новым опытом, новыми научными идеями, в условиях по-новому организованной научнометодической работы. Происходит перестройка системы деятельности учителя.

Третий этап - фиксирование исследовательской позиции учителя. На этом этапе стабилизировавшаяся система входит в новый этап компетентности и начинается новый цикл ее развития. Каждый учитель, учитель-исследователь, автор собственной системы, отраженной в педагогическом кредо, разрабатывает свою экспериментальную тему, на каждом уроке он реализует собственную, педагогическую концепцию.

Целенаправленная работа по отбору этнокультурного содержания образования обеспечивается через учебный план. Учебный план объединяет инвариантный (базовый) компонент, определяющий основные федеральные требования к составу и результатам обучения, вариативный компонент, отвечающий запросам этноса. План позволяет наладить планомерную работу по подготовке к изданию необходимого школе программно-методического обеспечения, организовать работу на русском, калмыцком и смешанных языках обучения в зависимости от наличия подготовленных педагогических кадров и УМК, так как его использование предполагает этно-педагогизацию учебно-воспитательного процесса вне зависимости от выбора языка обучения. Он учитывает как интересы национального возрождения, так и все возрастающие требования современной жизни. На первом этапе этнокультурное содержание образования определяется посредством отработки предметов изучения в национально-региональной системе образования. Предметы, несущие этнокультурную нагрузку даже и в инвариантной части учебного плана, -биология и экология Калмыкии, география и экономика Калмыкии, калмыцкий язык и литература, «Джангар», фольклор, история и обществоведение, история Калмыкии, духовная культура, буддизм, МХК, здоровье и физическая культура, народные игры (ОБЖ), прикладное калмыцкое искусство; в вариативной части народные традиции и обычаи, подготовка и проведение народных праздников, шахматы, хореография, обучение игре на народных инструментах, прикладное монгольское искусство, язык эпоса «Джангар».

Традиционно носителями этнокультуры являются такие дисциплины, как история и литература. Отдельные аспекты родной культуры представлены во взаимосвязи истории и краеведения, русской и родной литературы, биологии и экологии. Такой подход способствует усилению связи федеральных и региональных компонентов программ. Решаются не только задачи этнокультурной самореализации личности, но и формируются качества гражданина, ребенок начинает осознавать себя частью российского содружества народов. Это основа диалога культур.

Этнокультурный подход особенно актуален в области экологического образования. Существующие курсы не обеспечивают целенаправленного формирования знаний о глобальных и особенно региональных экологических проблемах, которые решались посредством отработанных веками традиций. Скотоводческий хозяйственно-культурный тип как элемент центральной те-

мы культуры предполагает возведение экологических проблем в ранг приоритетных, формирует экологические традиции, обычаи, этнический стереотип. Это выстрадано народом и обусловливает включение в план интегрированного курса «Биология и экология Калмыкии».

Учебный план предоставил возможность выбора учебных предметов, факультативных курсов. В план включены курсы по выбору: «Национальное искусство», «Художественноприкладной труд», «Экология родного края». Специальными предметами эстетической направленности насыщена вариативная часть учебного плана. Это позволяет каждому ученику в зависимости от своих склонностей и способностей более углубленно и целенаправленно заниматься делом, к которому он предрасположен.

При этом вопросы этнопедагогики (включая художественную национальную культуру, народные игры и др.) изучаются в органическом единстве и во взаимосвязи с учебным материалом соответствующих курсов основ наук (истории, географии, биологии и др.), а также на занятиях физической культуры и МХК. Проводимые мониторинги знаний учащихся гимназии подтверждают успешность обучения предметам с включением в них этнокультурного содержания.

Одним из признаков творческого потенциала учителя выступает способность к рефлексии. Педагогическая рефлексия есть осмысление собственных действий учителем или учительским коллективом в процессе учебно-воспитательной деятельности путем самонаблюдения, самопознания, самоанализа и критической самооценки. В процессе рефлексии учитель анализирует содержание образования, применяемые им методы, формы, средства, определяет степень своей способности к инновационной деятельности, к педагогическому исследованию. Развитие педагогической рефлексии происходит постепенно, по мере накопления опыта. Медленные количественные изменения приводят к качественному скачку, расширяются педагогические горизонты, выявляются новые перспективы, совершенствуется качество труда учителя, возрастает успешность обучения, воспитания и развития школьников.

В этом направлении нами использовалась анонимная анкета по субъективной оценке уровня готовности учителей к участию в исследовательской деятельности. Анализ результатов самооценки показал, что учителя, которые непосредственно не занимаются исследовательской работой, намного слабее ориентируются в означенных в анкете функциях исследователя. Подобное анкетирование в гимназии проводится на протяжении нескольких лет, что позволяет систематически отслеживать динамику развития специфических умений учителей-исследователей и своевременно вносить коррекцию в их деятельность.

Для учителей-исследователей проводятся индивидуальные консультации по характеру затруднений в их работе, по форме и содержанию предъявления результатов, по подготовке к открытым урокам и т. д.

Организаторами исследовательской деятельности учителей, их помощниками и консультантами являются научные руководители гимназии. Научное руководство и консультативная помощь осуществляется учеными Калмыцкого государственного университета.

Ежегодно в гимназии проводится научно-практическая конференция в рамках темы исследования. Научно-практические конференции стали своеобразным профессиональным ростом каждого участника, этапом вхождения в повседневную педагогическую деятельность, обогащенным новым профессиональным и личностным этнокультурным опытом и интеграцией этого опыта в образовательное пространство школ.

В гимназии разработана «Программа развития и исследовательской деятельности». К задачам программы относятся: постоянный рост профессионального уровня учителей и их педагогической культуры; создание благоприятных условий для творческой деятельности, самореализации и самосовершенствования; стимулирование научно-методической деятельности; управление процессом профессионального мастерства учительских кадров, формирование исследовательской и этнокультурной компетентности педагогов.

Выполнение исследовательской работы учителями существенно влияет на рост их профессионализма. Об этом свидетельствует систематическое увеличение количества учителей, получивших более высокие квалификационные категории. Использование современных технологий обучения позволяет учителям обобщить опыт работы в виде выступлений и публикаций по реализации этнокультурного содержания образования в научно - методических журналах. Методические статьи педагогов опубликованы в журнале «Гегярлт». Учитель биологии и экологии Н.П. Максимова стала победителем всероссийского конкурса «Мои инновации в образовании»

с авторской программой элективного курса «Экология Калмыкии».

Таким образом, этнокультурные проблемные ситуации вносят в деятельность учителей новый вид педагогического опыта: опыт педагога-исследователя этнокультуры, самоанализа своей педагогической деятельности через самоанализ урока или внеурочного занятия; опыт само-проектирования своего развития; опыт рефлексии и оценки соответствия своей деятельности в условиях этнокультурного образования.

Литература

1. Ангеловски К. Учителя и инновации / пер. с макед. - М., 1991.

2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987.

3. Ненькина Е.Н. Управление деятельностью учителя по внедрению этнокультурной коннотации образования: дис. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2006.

4. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога: метод. пособие. - Волгоград, 1998.

5. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. - Волгоград: Перемена, 2001.- 446 с.

6. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Большая медведица. Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2004.-272 с.

Ненькина Наталья Владимировна, учитель МОУ «Этнокультурная гимназия №8 имени Н. Очирова», аспирант Калмыцкого государственного университета. E-mail: nata19n@mail.ru; nenkina@rambler.ru

Nen ’kina Nataljya Vladimirovna, teacher of Nomgo Ochirov ethnic-cultural gymnasium №8, postgraduate student of Kalmykia State University. E-mail: nata19n@mail.ru; nenkina@rambler.ru

УДК 37.013.43+811.111

С А. Панькин

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ)

В статье рассмотрена воспитательная роль английского языка в поликультурном обществе. Данная статья будет интересна специалистам в области как преподавания иностранных языков, так и преподавания родного языка этнических групп.

Ключевые слова: поликультурная личность, многоязычие, этнокультура, полилингвизм, воспитательный процесс.

S.A. Pan ’Ain

DEVELOPMENT OF THE PUPIL’S POLYCULTURAL PERSONALITY AT ENGLISH CLASSES (REPUBLIC OF KALMYKIA)

The article is devoted to educative role of English language in polycultural society. It may be interesting for teachers of foreign languages and native languages of ethnic groups.

Key words: polycultural personality, multilingualism, ethnic-culture, polylingualism, educational process.

В современном мире всевозрастающее значение приобретает явление двуязычия (билингвизма) - одинаково совершенное владение, как минимум, двумя языками, которое становится нормой и обычно перерастает в многоязычие (полилингвизм).

Межкультурный подход помогает лучше понять языковые проблемы в странах, где единственным ответом на языковое многообразие была система взглядов и идей, основанная на принципе доминирования или исключения.

Политика полилингвизма помогает искоренению пренебрежительного отношения к этническим языкам как со стороны их носителей, так и со стороны представителей других этносов, преодолеть отрицательный стереотип, укоренившийся в сознании народов по отношению к этнокультурным ценностям. Полилингвизм приобретает все большее значение как одна из важных проблем государств, на территории которых проживают различные языковые общности, где стремятся создать условия, при которых многоязычие становится неизбежным социальным явлением. Полилингвизм как норма, становится средством предотвращения культурной изоля-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.