Научная статья на тему 'Этносоциальные ценности как фактор формирования жизненных смыслов учащихся (Республика Калмыкия)'

Этносоциальные ценности как фактор формирования жизненных смыслов учащихся (Республика Калмыкия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЭТНОСОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ / ЭТНОС / УЧАЩИЕСЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PERSON / ETHNIC-SOCIOCULTURAL VALUES / VITAL SENSES / ETHNOS / STUDENTS / ETHNIC-CULTURAL EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полоусова Людмила Сергеевна

Жизненные смыслы важная составляющая самосознания личности. Одно из условий формирования жизненных смыслов учащихся изучение и осмысление этносоциокультурных ценностей этноса. Формирование жизненных смыслов учащихся в этнокультурно коннотированном образовательном учреждении осуществляется на основе этносоциокультурных ценностей этноса. Комплекс необходимых педагогических условий формирования жизненных смыслов учащихся включает в себя организацию этнокультурного образовательного процесса на материале традиционной культуры этноса с выделением этносоциокультурных ценностей и их нравственной значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic-sociocultural values as the factor of formation of vital senses of students (Republic of Kalmykia)

Vital senses is an important component in process of formation and development of person. One of the conditions of formation of vital senses of students is studying and consciousness of ethnic-sociocultural values of ethnos. The formation of these students' values in ethnic-cultural connotational educational establishment based on ethnic sociocultural values of ethnos. The complex of necessary pedagogical conditions of formation of students' vital senses includes the organization of ethnic-cultural educational process on the material of traditional ethnic-culture, marking ethnic-sociocultural values and importance.

Текст научной работы на тему «Этносоциальные ценности как фактор формирования жизненных смыслов учащихся (Республика Калмыкия)»

2010/1

УДК 37. 013. 3

Л С. Полоусова

ЭТНОСОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ УЧАЩИХСЯ (РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ)

Жизненные смыслы - важная составляющая самосознания личности. Одно из условий формирования жизненных смыслов учащихся - изучение и осмысление этносоциокультурных ценностей этноса. Формирование жизненных смыслов учащихся в этнокультурно коннотированном образовательном учреждении осуществляется на основе этносоциокультурных ценностей этноса. Комплекс необходимых педагогических условий формирования жизненных смыслов учащихся включает в себя организацию этнокультурного образовательного процесса на материале традиционной культуры этноса с выделением этносо-циокультурных ценностей и их нравственной значимости.

Ключевые слова: личность, этносоциокультурные ценности, жизненные смыслы, этнос, учащиеся, этнокультурный образовательный процесс.

L.S. Po/ousova

ETHNIC-SOCIOCULTURAL VALUES AS THE FACTOR OF FORMATION OF VITAL SENSES OF STUDENTS (REPUBLIC OF KALMYKIA)

Vital senses is an important component in process of formation and development of person. One of the conditions of formation of vital senses of students is studying and consciousness of ethnic-sociocultural values of ethnos. The formation of these students’ values in ethnic-cultural connotational educational establishment based on ethnic sociocultural values of ethnos. The complex of necessary pedagogical conditions of formation of students’ vital senses includes the organization of ethnic-cultural educational process on the material of traditional ethnic-culture, marking ethnic-sociocultural values and importance.

Key words: person, ethnic-sociocultural values, vital senses, ethnos, students, ethnic-cultural educational process.

Все более очевидным становится тот факт, что в современном обществе присутствует дефицит нравственности, что связано в первую очередь с отсутствием целенаправленной политики властных структур по отношению к молодежи и ее воспитанию; отсутствием системы по формированию нравственных отношений к человеку, к обществу, к природе.

Общество начинает все яснее осознавать, что будущее России и судьбы различных этносов в значительной степени зависят от того, удастся ли сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры и на основе ее воспитать высоконравственную личность.

Образование должно развиваться с учетом традиций этноса в обучении и воспитании детей. Такое образование формирует, прежде всего, национальное самосознание, ценностное отношение к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству по законам красоты, к культурному наследию и традициям своего и других народов.

Глубокие изменения в социально-экономической и политической жизни России требуют внимательного изучения процессов, происходящих в молодежной среде. Политика деидеологизации и деполитизации образования, свертывание деятельности детских и молодежных организаций и учреждений, пропаганда многими средствами массовой информации насилия, психологии индивидуализма и потребительства нанесла огромный ущерб особенно нравственному воспитанию молодежи. Резким изменениям подверглись ценностные ориентации, умонастроения, мотивация деятельности, отношения к культуре и окружающему миру. Усиление бездуховности людей привело к падению интеллектуального потенциала общества. У основной массы молодежи потерян интерес к знаниям, труду, литературе и искусству, творческой деятельности и нравственным ценностям. Проблема усугубляется тем, что почти все субъекты общественной жизни, утратив в той или иной степени прежнюю социальную идентификацию, находятся в стадии становления [1].

В динамичном обществе остро стоит проблема жизненных ориентиров, а тема смыслообразующих основ формирования и самореализации личности становится особенно значимой. Проблема распадается на ряд составляющих: смысл, смысл жизни и смежные с ними понятия; мотивы и удовлетворение потребностей, развитие интересов и ценностных ориентаций; условия,

механизмы и направления формирования, поиск смысла и форм позитивной самореализации личности в современном мире. В широком смысле речь идет об устремленности в будущее к возможному, должному, подлинному, совершенному.

Будущее в нашем сознании привычно ассоциируется с молодежью. «Будущее рождается сегодня» - это не только лозунг. Настроения, социальное самочувствие, система потребностей, интересы, ценностные ориентации, цели и идеалы молодежи соединяют и определяют нить времени по горизонтали «настоящее - будущее». Усложнение отношений, связей человека с современным миром актуализирует множество вопросов, ответы на которые нередко связаны с исследованием смысловой сферы личности. Изучение теории формирования и самореализации личности, постижение человеком смысла приобретает особое «усиленное» звучание в реформируемом обществе, когда необходимо выявить источники и резервы социальных преобразований и совершенствования человека.

Изменение принципов организации социального бытия и связанное с ним преобразование условий жизни, происходящее сегодня в России, обострили проблему воспитания личности, способной к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социальных трансформаций, субъективно воспринимаемом как хаотичный и лишенный внутренней логики. Педагогической науке и практике, обращенным к решению настоящей проблемы, приходится действовать в условиях кризиса общественных, семейных ценностей и соответственно всей системы социализации подрастающего поколения, сопровождающегося кризисом доверия этого поколения к различным социальным институтам, в том числе школе, и традиционным ценностям.

Жизненный путь человека - это процесс формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслами жизни, которыми данная личность владеет.

В психологии смыслом (не только жизни, но и любого действия, поступка, события) принято называть внутреннее мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события. Совершая то или иное действие, человек осознает, зачем он это делает, и в этом для него заключается смысл. В более широком аспекте смысл - это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления.

Ценности - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала [2].

В отличие от ценностей, своего рода смысловых универсалий, смыслы уникальны для каждого человека и каждого момента его жизни. Смыслы рождаются, трансформируются в зависимости от возраста, обстоятельств, состояний и отношений. Причем последние являются одной из важных характеристик личности, так как представляют субъективную сторону ее связи с предметами, явлениями - ее внутреннее ядро. Жизненные смыслы как важная составляющая самосознания личности выступают в качестве системообразующего мотивационного компонента личности, который определяет перспективы ее развития и функционирования [3].

Жизненные смыслы - это не только будущее, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого своими силами по существенным для личности критериям. Поэтому принято считать, что жизненные смыслы и цели занимают ведущее место среди факторов - мотиваторов поведения и деятельности личности на данный момент времени и в будущем.

Выявление особенностей смысложизненных ориентаций стало в последнее время актуальной темой исследований [4, 5]. Однако при достаточной изученности этого феномена мы пока не можем говорить о методах развития смысложизненных ориентаций и способах влияния на процесс их формирования.

С помощью методики Шварца, направленной на изучение ценностной структуры личности, проводилось исследование старшеклассников (10 - 11 классы) Этнокультурной гимназии №8 им. Номто Очирова г. Элисты, их основных жизненных ориентиров [6]. Наиболее важными, с точки зрения учащихся, ценностями являются безопасность семьи, верная дружба, свобода (свобода действий и мыслей), здоровье, настоящая любовь, интересная, наполненная жизнь,

2010/1

осмысленность существования (существование цели в жизни), успех (достижение целей), интеллект, целеустремленность (настойчивость в достижении цели).

Мы видим, что учащиеся в большей степени ориентируются на достаточно универсальные ценности, соответствующие их возрасту - любовь, дружбу, свободу действий. Кроме этого значимыми становятся ценности, связанные с постановкой и достижением цели в жизни. С одной стороны, эти ориентиры определяются возрастными особенностями опрашиваемых, с другой -собственно социальной ситуацией, в которой происходит их самоопределение. Все сложности определения своего места в жизни в связи с нестабильностью в обществе актуализируют необходимость достижения целей, а также способов их достижений. На первое место выходят рациональные пути определения себя, своего места в социальном мире; достижение успеха. Добиться чего-либо, по мнению старшеклассников, возможно лишь обладая настойчивостью и высокими интеллектуальными способностями.

Длительная история развития нашего общества показывает, что одним из направлений в формировании жизненных смыслов учащихся является изучение и осмысление социальнокультурных ценностей, в основе которых лежит традиционная культура того или иного этноса.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможно, когда органически освоена родная культура, когда понято и осмысленно прошлое - далекое и близкое. Прошлое, настоящее и будущее тесно переплетаются как в личности каждого человека, так и в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся - теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

Формирование жизненных смыслов необходимо рассматривать как системный процесс ориентации учащихся на этическую сущность этносоциокультурных ценностей, имеющий структуру и связь между структурными элементами.

В организацию процесса формирования жизненных смыслов учащихся в этнокультурно-коннотированном образовательном учреждении на основе этносоциокультурных ценностей этноса включается: определение этносоциокультурных ценностей; осмысление нравственной сущности этносоциокультурных ценностей; вовлечение учащихся в активную учебнотворческую деятельность; формирование этноязыковой среды обучения; связи образования с социокультурным пространством; формирование методической базы.

Опираясь на труды по изучению этнокультуры, этническую культуру, современное состояние ее функционирования, выделение и исследование ее социокультурных ценностей следует рассматривать как отражение жизнедеятельности этноса, приобретение опыта, в котором аккумулируется освоение природного и социального мира.

На основе анализа общих взглядов к этносоциокультурным ценностям, то есть ценностям общества, возможно отнести материальную культуру; идеологический смысл культуры, выраженный в языке, этике, музыке, социальных теориях, обрядовых действиях, в религии и т.д.

Одним из основных каналов освоения народом культуры, как этносоциокультурной ценности, служит образование, в том числе и дополнительное.

Специфика учебно-воспитательной деятельности в этнокультурно-коннотированном образовательном учреждении основывается на выделении этносоциокультурных ценностей этноса калмыцкого и русского народов. Эти ценности несут в себе нравственный потенциал, реализация которого в учебном процессе способствует формированию жизненных смыслов учащихся

[7].

Анализ жизнедеятельности и культуры калмыцкого и русского народов позволил к ведущим этносоциокультурным ценностям этноса отнести традиции, обычаи, выступающие как непи-санные нормы отношений; языковую культуру; фольклор - музыкально-поэтический (песни, загадки, пословицы, поговорки), хореографический, инструментальный и драматический (календарная и семейная обрядность); этнографическую культуру (жилище, одежда и питание); народные ремесла.

Выделение этносоциокультурных ценностей, определяющих содержательную основу этнокультурного воспитания в рамках образовательного процесса, выступает лишь одним из условий формирования жизненных смыслов. Не менее важно другое условие - осмысление нравственной сущности этих ценностей. Осмысление связано с выяснением их значимости, связи с познавательной деятельностью, с выделением терминальных и инструментальных ценностей.

С помощью методики Рокича мы выявили наиболее значимые ценности для старшеклассников [6]. Терминальные ценности (5 наиболее значимых из 18): здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, активная жизнь, верные друзья. Инструментальные ценности (5 наиболее значимых из 18): независимость, ответственность, жизнерадостность, твердая воля, честность.

Ориентиры, выбранные подростками в качестве основополагающих, оказывают влияние и на их идеальные представления о том, чего они хотели бы достичь в своей жизни в будущем. Было проведено исследование, выявляющее, как связаны ценности подростков и их представления о будущем. Проанализировав результаты, можно сказать, что в качестве идеальных целей на первое место выходит создание семьи, материальное благополучие, здоровье, а также достижение определенного социального статуса и положения в обществе. Таким образом, представление о будущей жизни у подростков основывается в большей степени на тех ценностях, тех ориентирах, которые значимы для них сейчас. Следовательно, и процесс их самоопределения идет в направлении, заданном этими ценностями.

Само осмысление нравственной сущности этносоциокультурных ценностей мы связываем с включением учащихся в активную творческую деятельность, осуществляемую в этнокультур-но-коннотированном образовательном учреждении. Именно в деятельности происходит развитие личности, ее творческого потенциала. Участие в праздниках, обрядах пробуждает у детей интерес к национальным традициям и ко всей истории в целом, создает эмоциональную атмосферу творчества, что дает основание ввести еще одно условие, связанное с включением учащихся в активную учебно-творческую и художественно-исполнительскую деятельность.

Все приведенное позволило сформулировать обобщенное представление о комплексе необходимых педагогических условий формирования жизненных смыслов учащихся, включающих в себя: организацию этнокультурного образовательного процесса учащихся на материале традиционной культуры этноса, с выделением этносоциокультурных ценностей и их нравственной значимости; повышение квалификации учителей; включение учащихся в активную учебнопознавательную и художественно-исполнительскую деятельность.

Литература

1. Социология молодежи: учебник / отв. ред. В.Т. Лисовский. - СПб., 1996.

2. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. - Л., 1998. - С.271.

3. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб: Петрополис, 1997.

4. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) // Туга-риновские чтения: материалы науч. сессии. Сер.: Мыслители. Вып. 1. СПб.: Санкт-Петербург. философское общество, 2000. - С.40-44

5. Козлова Т.З. Оценка старшим поколением молодёжи // Философия старости: геронтофилософия: сб. материалов конф. Сер.: Symposium. Вып. 24. СПб.: Санкт-Петербург. философское общество, 2002. - С.104-105

6. Основы психологии: практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Изд. 6-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - (Высшее образование).

7. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности / А.Б. Панькин. - М.-Воронеж: МОДЕК, 2006

Полоусова Людмила Сергеевна, аспирант Калмыцкого государственного университета, учитель МОУ «Этнокультурная гимназия №8 им. Н. Очирова». E-mail: g8rk@mail.ru

Polousova Lyudmila Sergeevna, postgraduate student of Nomto Ochirov Kalmykia State University, teacher of ethnic-cultural gymnasium №8. E-mail: g8rk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.