Научная статья на тему 'Исполнение наказаний без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних в России'

Исполнение наказаний без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / НАКАЗАНИЯ / НЕ СВЯЗАННЫЕ С ИЗОЛЯЦИЕЙОТ ОБЩЕСТВА / EXECUTION OF PUNISHMENTS / JUVENILE OFFENDERS / PENALTIES WITHOUT ISOLATION OF OFFENDERS FROM SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иваняков Роман Игоревич, Протопопова Елена Александровна

в статье рассматривается вопрос исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних; особое внимание уделяется взаимодействию Русской православной церкви и иных институтов гражданского общества в реализации воздействия на несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXECUTIONOF PUNISHMENTSWITHOUT ISOLATION FROMSOCIETY FOR JUVENILES IN RUSSIA

the article discusses execution of punishments for juveniles with special emphasis on the interaction with Russian Orthodox Church and other institutions of civil society influencing juvenile offenders.

Текст научной работы на тему «Исполнение наказаний без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних в России»

Развитие уголовно-исполнительной системы

УДК 343.847 R.I. IVANYAKOV*, E.A. PROTOPOPOVA**

ББК 67.409.11 И23

EXECUTION OF PUNISHMENTS WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY FOR JUVENILES IN RUSSIA

Аннотация: в статье рассматривается вопрос исполнениянаказаний в отношении несовершеннолетних; особое внимание уделяетсявзаимодействию Русской православной церкви и иных институтов гражданского общества в реализации воздействия на несовершеннолетних

Ключевые слова: исполнение наказаний, несовершеннолетние осужденньщ наказания, не связанные с изоляцией от общества

РОМАН

ИГОРЕВИЧ

ИВАНЯКОВ*,

ЕЛЕНА

АЛЕКСАНДРОВНА

ПРОТОПОПОВА**

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В РОССИИ

Annotation: the article discusses execution of punishments for juveniles with special emphasis on the interaction with Russian Orthodox Church and other institutions of civil society influencing juvenile offenders.

Key words: execution of punishments, juvenile offenders, penalties without isolation of offenders from society.

В настоящее время особый научный и практический интерес приобретает изучение исторического опыта организации борьбы с детской безнадзорностью и преступностью на различных этапах становления и развития российской государственности, исследование социальнопедагогических принципов, которые закладывались в эту работу выдающимися правоведами и педагогами прошлого. Особенно пристальное внимание исследователей уделяется вопросу профилактики преступности несовершеннолетних и участию в этом процессе церковных и общественных организаций, а также частных лиц.

Анализ литературы, посвященной этой проблеме, показывает, что в советский период внимание исследователей практически полностью концентрировалось на изучении опыта борьбы с детской преступностью и безнадзорностью в первые послереволюционные годы и в период конца 1940-х - начала 1950-х годов. Наибольшее количество исследований было посвящено педагогической деятельности А.С. Макаренко и его последователей, роли партии и комсомола, советской школы и внешкольных учреждений в профилактике детской и подростковой преступности, проблемам воспитания юношества в духе уважения к советским законам и правилам социалистического общежития1.

В условиях демократизации общественной жизни и остро стоящих социальных проблем отношение исследователей к изучению дореволюционного опыта социальной педагогики и благотворительности начало коренным образом меняться. 1990-е годы ознаменованы рядом

* Кандидат исторических наук, доцент кафедры государственноправовых дисциплин.

** Аспирант

(Псковскийюридический институт ФСИН России)

Б-таЦ:ш274@гатЫегш.

интересных исследований, близко затрагивающих обозначенную проблему.

Однако исследователи не ставили перед собой задачу в полном объеме раскрыть государственную уголовную политику в отношении несовершеннолетних в России, сосредоточив свое внимание на других важных аспектах социально-педагогического опыта прошлого.

С учетом специфики указанного вида преступности эта проблема не может решиться только с помощью применения уголовных наказаний, ведь помимо подростков, которые уже встали на преступный путь, имеется огромное количество несовершеннолетних, находящихся в социально неблагополучных жизненных обстоятельствах. Число таких подростков невозможно подсчитать в силу отсутствия точной статистики бездомных, брошенных и социально запущенных детей. Именно поэтому очень остро стоит вопрос о работе по предупреждению преступности несовершеннолетних. Большое значение в профилактике преступности несовершеннолетних имеют различные общественные организации, в том числе Русская православная церковь.

Учитывая то, что одним из наиболее важных направлений пенитенциарной политики го-сударствастановится применение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, особый интерес представляет изучение опыта такой работы в истории нашего государства.

С момента крещения Руси Русская православная церковь на протяжении всех веков активно занималась социальным служением. В настоящее время широкое распространение получил термин «капелланство», характеризующий социальное служение церкви, в том числе в перевоспитании и духовном возрождении осужденных. В истории отечественногосоциального служения Русской православной церкви был более распространенным термин «диакония».

Следует отметить, что подобная работа абсолютно не нова для института церкви - Русская православная церковь достаточно эффективно работала в указанном направлении до начала XIX в., в том числе в решении вопроса исправления малолетних преступников. До возникновения широкой сети воспитательно-исправительных приютов для несовершеннолетних в России единственным местом, где несовершеннолетние правонарушители могли избежать негативного влияния взрослых преступников, были монастыри, которые также могли приобщить малолетних преступников и правонарушителей к духовным ценностям. Необходимо подчерк-

нуть, что на протяжении долгого времени, точнее, до середины XIX века, в силу отсутствия специализированных исправительно-воспита -тельных заведений для несовершеннолетних монастыри являлись единственным местом, куда помещали несовершеннолетних преступников и правонарушителей в целях перевоспитания, так как тюрьмы не способны были осуществлять такую деятельность, вследствие того что в них отсутствовали определенные условия: содержание со взрослыми преступниками, каторга, ссылка не способствовали осуществлению воспитательных задач.

В соответствии с действовавшим законодательством несовершеннолетние преступники по решению суда могли быть отправлены на перевоспитание в монастыри, где их жизнь должна быть подчинена всем правилам монастырской жизни, подростки должны были вставать на праведный путь под руководством опытных в духовной жизни старцев. Такая практика имела место на протяжении долгого периода, вплоть до создания достаточно широкой сети воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних.

Несмотря на создание воспитательно-исправительных заведений, даже в 1909 г. государственная власть официально обращалась в Синод о «привлечении подведомственных Святейшему Синоду духовных установлений (монастырей) к делу учреждения воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних преступников и вообще к оказанию помощи Правительству в борьбе с детской преступностью»2 . Министр юстиции объяснял это целым рядом причин, главная из которых состояла в недостатке помещений в существующих воспитательно-исправительных заведениях, тюрьмах и арестных домах, где постоянно содержалось до 8000 и более несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет. Ежегодный приток таких несовершеннолетних в места заключения превышал 7000 человек, причем, по данным, относящимся к 1907 г., из числа несовершеннолетних осужденных содержалось совместно со взрослыми арестантами в общих камерах около 45 % и почти 92 % оставалось без всяких занятий. Все возможные способы активизации общественной деятельности по учреждению воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних были исчерпаны. Несмотря на это, в эти учреждения могли быть помещены не более 1500 несовершеннолетних3.

Таким образом, возможность размещения трудновоспитуемых подростков в монастырях

Развитие уголовно-исполнительной системы

Развитие уголовно-исполнительной системы

увязывалась в первую очередь со свободой выбора для каждого монастыря. Источники не дают ответа на вопрос, насколько широко привлекались монастыри к учреждению заведений для несовершеннолетних и каковы в целом результаты этой деятельности. Можно лишь предположить, что работа в этом направлении, несомненно, велась, но была приостановлена Первой мировой войной и последовавшими за ней революционными катаклизмами. В результате помещения многих монастырей были превращены в тюрьмы представителями уже советской власти4.

Еще одним из распространенных наказаний, применявшихся в отношении несовершеннолетних, было направление их в воспитательно-исправительные заведения. В отношении этого вида наказаний нет достаточной ясности, можно ли их считать лишением свободы, либо их, скорее, следует отнести к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, с учетом специфики их организации и функционирования заведений. На наш взгляд, в целом, исходя из особенностей воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних, их следует отнести к некоему третьему виду учреждений, исполняющих наказания, отличавшемуся в основном рядом ограничений для содержавшихся несовершеннолетних воспитанников.

К моменту принятия первых документов, регламентировавших деятельность воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних (Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г. и Закона от 5 декабря 1866 г.), в России существовало несколько заведений для несовершеннолетних5. С появлением этих документов постепенно стали возникать разнообразные заведения, большая часть из которых носила смешанный характер и предназначалась для содержания детей самых различных категорий - бродяг, нищих, сирот, правонарушителей. Часть заведений была создана исключительно для содержания несовершеннолетних преступников. Существовали заведения для содержания детей, смешанных по полу6. Таким образом, помимо исправления малолетних преступников, приюты занимались призрением и воспитанием тех, кто мог стать преступниками, - детей нищих, бродяг и вообще малолетних, лишенных крова и попечения. Тем самым приюты выполняли и функцию предупреждения преступлений, «изменяя те причины, при наличии которых из малолетнего нередко вырабатываются профессиональные и неисправимые преступники»7.

Благодаря усилиям общественных деятелей того времени к 1889 г. была сформирована система исправительных приютов, которая состояла из 12 заведений8. В дальнейшем численность приютов возрастала и достигла, по подсчетам М.И. Красовского, к 1895 г. 23 заведений9 (по данным А.Г. Бать, к 1897 г. - 27 заведений10). По состоянию на 1900 г. в России насчитывалось 45 исправительных приютов и земледельческих колоний (они были созданы в большинстве губернских городов). Как и раньше, эти приюты организовывались по частной инициативе, и государство практически не принимало участия в их создании11. По мнению И.И. Сапрыкина и Д.В. Коломенцева серьезное влияние на развитие системы исправительных заведений для несовершеннолетних оказало проведение тюремной реформы 80-х годов XIX века. Именно после ее окончания начинается бурный рост числа заведений для несовершеннолетних правонарушителей. Исследователи полагают, что увеличение числа указанных заведений произошло в результате совершенствования тюремного законодательства, более четкого определения взаимоотношений центральных и местных органов власти и в вопросах финансирования12.

Характеризуя альтернативные тюремному заключению виды наказаний для несовершеннолетних, существовавшие в России, необходимо особое внимание обратить на систему патроната, или попечительства. Достаточно подробное описание привлечения попечителей к работе с несовершеннолетними дал известный русский юрист и психолог С.В. Познышев.

В представленной профессором системе предполагалось задействовать попечителей, которые именовались патронами. В их функции входило в первую очередь получение и обработка информации об условиях жизни подростка, уровне полученного воспитания и образования, о причинах совершения им преступления. Затем патрон наблюдал за порученным ему подростком и оказывал ему необходимую поддержку как в воспитательном, так и в моральном плане. В связи с этим при приеме на должность попечителя особое внимание уделялось моральным и нравственным качествам кандидата13.

Одной из основных мер борьбы с детской преступностью и беспризорностью, по мнению С.В. Познышева, является возможность государственного попечителя при установлении недобросовестного воспитания и содержания не-совершеннолетнегородителями или опекунами ходатайствовать о передаче этого подростка на

воспитание в благополучную семью или в воспитательно-исправительное заведение. Государственный попечитель может также ходатайствовать о привлечении родителей или опекунов к уголовной ответственности за злостное уклонение от выполнения своих обязанностей или о лишении родительских прав14.

С учетом изложенного результатом разбора на суде уголовного дела в отношении несовершеннолетнего далеко не всегда является помещение несовершеннолетнего в исправительное заведение. «Малолетний, признанный на основании закона преступным или рискующим стать таковым, по возможности, оставляется у родителей или у лиц, облеченных родительской властью, но при этом поручается попечителю, который должен приложить все старания, чтобы

оказать родителям поддержку в деле воспитания малолетнего. Он постоянно наблюдает за малолетним, навещая последнего на дому и в мастерской, или же вызывая его к себе»15. Меры по охранению малолетнего прекращаются, когда он достигнет возраста 21 года.

Что касается самой распространенной на сегодняшний день в отношении несовершеннолетних меры уголовно-правового характера - условного осуждения, то в соответствии с проектом закона «Об условном осуждении», подготовленным в начале XX века отделом Особой комиссии, условное осуждение не распространялось на лиц, совершивших преступления, не достигших 17 лет, имевших судимость и профессиональных преступников16.

1 См.: Балабанович Е.З. Антон Семенович Макаренко: Человек и писатель. М., 1963; ЖураковскийГ.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко. М., 1963; ПавловаМ.П. Педагогическаясистема А.С. Макаренко. 3-е. изд. М., 1972; Куфаев В.И. Школа-коммунаим. Ф.Э. Дзержинского: Из опыта работы. М., 1938; Лебединский В.В. Основные этапы пионерскогодвижения. М., 1974; Костяшкин Э.Г. Индивидуальнаяработа в школе с трудными подростками М., 1971; Орлов B.C. Подростоки преступления. М., 1969.

2 Борисов Б.Ю. Проблемы учреждения при монастырях воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних преступников в начале XX века // История отечественной уголовно-исполнительной системы: сб. ст. / под общ. ред. С.Р Ширшова. Псков, 2006. С. 112-113.

3 См.: Там же.

4 См.: Там же. С. 117.

5 См.: Беляева Л.И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетнихправона-рушителей в России. М., 1995. С. 19-20.

6 См.: Там же. С. 21.

7 Толберг Д.Г. Исправительные приюты и колониив России. СПб., 1882. С. 3.

8 См.: МиклашевскийА.Н. Об исправительных приютах для малолетних преступников Чернигов, 1889. С. 6.

9 См.: Красовский М.И. Вопросы устройстварусских исправительных заведений для несовершеннолетних с приложением узаконенийи распоряжений правительства, относящихся к малолетним и несовершеннолетним преступникам Саратов, 1900. С. 7.

10 См.: БатьА.Г. К вопросу о мерах борьбы с преступностьюнесовершеннолетних Казань, 1900. С. 10-11.

11 См.: ДуховскийМ.В. Распределение исправительных заведений по территорииРоссии. М., 1900.

12 См.: Сапрыкин И.И., Коломенцев Д.В. Исправительные учреждения для несовершеннолетнихв России на рубежеХГХ - начала XX века // Вестн Воронеж колледжаФСИН России. 2005. Вып. 3. С. 285.

13 См.: ПознышевС.В. Детская преступность и меры борьбы с ней. М., 1910. С. 28-30.

14 См.: Там же. С. 32.

15 Там же. С. 28.

16 См.: МананниковД.Ю. О становлении института условного осуждения в уголовном праве // www.ex-jure.ru.

Развитие уголовно-исполнительной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.