Научная статья на тему 'Интуиция и интеллект в культурном и образовательном пространстве современной России'

Интуиция и интеллект в культурном и образовательном пространстве современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / INTUITION / INTELLIGENCE / INTELLECTUAL CULTURE / INNOVATIVE TO A CULT-RA / INNOVATIVE POTENTIAL / INNOVATIVE DEVELOPMENT / CREATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Ольга Сергеевна, Багдасарян Лусине Шагеновна

В статье рассмотрены понятия «интуиция» и «интеллект», их соотношение, а также роль в интеллектуальной культуре. Показано, что интуиция как способ преодоления неопределенности сложных творческих задач, позволяющий найти правильное и перспективное решение, играет важнейшую роль в инновационной культуре. Результаты, полученные интуитивным путем, требуют завершающей стадии интеллектуальной обработки, после чего могут превратиться в стандартизированные образцы, применяемые в культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTUITION AND INTELLECT IN MODERN RUSSIA CULTURE AND EDUCATION SPACE

In article concepts "intuition" and "intelligence", their parity, and also a role in intellectual culture are considered. It is shown that the intuition as a way of overcoming neopre-delennosti the difficult creative problems, allowing to find the correct and perspective decision, plays the major role in innovative culture. The results received in-tuitivnym by a way, demand a finishing stage of intellectual processing then the samples applied in culture can turn in standardized.

Текст научной работы на тему «Интуиция и интеллект в культурном и образовательном пространстве современной России»

О.С. Новикова, Л.Ш. Багдасарян

ИНТУИЦИЯ И ИНТЕЛЛЕКТ В КУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассмотрены понятия «интуиция» и «интеллект», их соотношение, а также роль в интеллектуальной культуре. Показано, что интуиция как способ преодоления неопределенности сложных творческих задач, позволяющий найти правильное и перспективное решение, играет важнейшую роль в инновационной культуре. Результаты, полученные интуитивным путем, требуют завершающей стадии интеллектуальной обработки, после чего могут превратиться в стандартизированные образцы, применяемые в культуре.

Ключевые слова: интуиция, интеллект, интеллектуальная культура, инновационная культура, инновационный потенциал, инновационное развитие, творческий процесс.

В XXI веке важнейшим стимулом экономического развития государства становятся результаты интеллектуальной деятельности. Создание условий производства и потребления интеллектуальных продуктов сегодня меняет качество жизни российского общества. Лишенные природных ресурсов Финляндия, Япония и Ирландия создали инновационные системы, основанные на использовании интеллектуальных ресурсов, благодаря которым смогли быстро решить свои социально-экономические проблемы, значительно поднять уровень жизни населения.

Одним из важнейших приоритетов дальнейшего развития России является переход от экономики, основанной на эксплуатации материальных ресурсов, к экономике информационных, интеллектуальных технологий. В ближайшем будущем устойчивое развитие Российского государства будет определяться эффективностью использования интеллектуальных технологий, а также способностью создания инновационных знаний. Именно наука и интеллектуальная деятельность в целом становятся главной и непосредственной производительной силой, и от их развития зависит судьба страны и народа, что определяет актуальность рассмотрения проблемы интеллектуального развития в целом и интеллектуальной компетентности, в частности.

По нашему мнению, интеллект - это способность приобретать и сохранять знания, обучаться на собственном или заимствованном опыте, формулировать задачи и отыскивать их решения, гибко реагировать на изменяющиеся условия, принимать решения в нестандартных ситуациях, формулировать гипотезы, проверять, уточнять или опровергать их. Интеллект проявляется в легкости научения, в преодолении неожиданных препятствий, в умении адаптироваться к сложной, незнакомой среде, в глубине понимания происходящего, в творчестве.

Среди направлений исследования интеллекта можно выделить следующие: во-первых, изучение структуры интеллекта; во-вторых, проблему возможности измерения интеллекта, здесь использование интеллектуальной компетентности рассматривается как способность эффективно решать творческие задачи. В 1912 году впервые В. Штерн ввел понятие коэффициента интеллекта. Однако, на наш взгляд, количественные характеристики не достаточны в определении сути такого многоаспектного явления, как интеллект. В-третьих, исследование интеллектуального развития человека в онтогенезе (в рамках данного направления определяются качественные уровни интеллектуального развития, возрастные нормы развития интеллектуальных способностей). Например, Ж. Пиаже выделяет периоды сенсомоторного интеллекта (0-2), период подготовки и организации конкретных операций (2-11), период формальных операций (11-15), период конкретных операций (до 15) [1]. В-четвертых, исследования, ориентированные на создание искусственного интеллекта, предполагающие моделирование системы, осуществляющей сложные интеллектуальные функции.

Оценки и оценочное отношение к интеллекту известны в культуре с глубокой древности. В этом контексте интеллект выступал в качестве ресурса деятельности личности, его наращиванием занимались специально. В настоящее время исследователи рассматривают интеллект коллектива, отрасли, региона и государства. В подобных случаях интеллект выступает в качестве характеристики уже не отдельного индивида, а различным образом организованных совокупностей людей. Здесь мы имеем дело с принципиально новой ситуацией, в которой интеллект служит ресурсом для осуществления коллективной или массовой деятельности [2, с. 141-142], поэтому сегодня исследование интеллекта, интеллектуальной компетентности как общественного феномена и важнейшего ресурса в системе образования имеет особую актуальность и востребованность.

Интеллектуализация различных областей деятельности осуществляется посредством развития интеллектуальных возможностей специалистов, а установки на развитие интеллекта осознаются как интеллектуальная потребность, условием удовлетворения которой оказывается развитие своего рода

интеллектуального вкуса и интеллектуальной эстетики. Интеллектуализация идет по различным направлениям, главными из которых выступают формирование интеллектуального самосознания и интеллектуальной культуры специалистов, приобретение ими когнитивной грамотности, овладение методологической культурой. Комплекс этих направлений характерен только для современного уровня интеллектуального развития как отдельных личностей и коллективов, так и общества в целом.

Развитие интеллекта и осознание его в качестве ценности конкретизируются в контексте профессиональной деятельности и подготовки к ней. В зависимости от разнообразных особенностей профессиональной среды, многовариантности организации учебных предметов, их состав и отношения могут быть различными, хотя во всех случаях сохраняются представление об интеллекте и его осознание в качестве особой ценности в жизни и поведении личности. Интеллект наряду с установками, интересами, мотивацией является существенным фактором успешности обучения.

XXI век - это век информационно-интеллектуальных систем. В компьютерной семантике широко встречается термин «интеллектуальная система». Слово «система» по-гречески означает «целое, составленное из частей», «соединение». В самом общем смысле система - это нечто такое, что мыслится как упорядоченная целостность, имеющая определенную структуру. Данное понятие в последнее время является одним из ключевых понятий в философской методологии. Различают системы, материальные и абстрактные, простые и сложные, искусственные и естественные, органические и неорганические, статичные и динамичные, детерминированные (вполне определенные) и вероятностные, закрытые и открытые, стационарные и нестационарные и др.

По мнению А.И. Субетто, все существующие в социокультурном пространстве системы подвержены закону интеллектуализации систем. Закон интеллектуализации систем - это прогрессивный, эволюционный закон, приобретающий содержание закона роста идеальной детерминации в истории и соответственного возвышения общественного интеллекта [3, с. 99].

В начале 70-х гг. под термином «интеллектуальные системы» подразумевались системы, реализующие «антропоморфные функции». С течением времени развитие таких разделов искусственного интеллекта, как инженерия знаний, компьютерная логика и лингвистика, когнитивная психология, методы и проблемы обучения, заложило основу для создания высокоэффективных программных систем по обработке и использованию знаний для решения прикладных задач, включая разработку систем, моделирующих творческие способности человека.

Интеллектуальные системы стали распространенным коммерческим продуктом, имеющим широкий спрос пользователей - специалистов в разнообразных областях инженерно-технической, научнотехнической сфер деятельности. Введение понятия системы в исследование развития интеллектуальной сферы принадлежит Л.С. Выготскому, определившему интеллектуальное развитие как процесс интеллектуализации психических функций и обозначавшему связь всех психических функций термином «психологическая система» [4]. Основой построения структуры интеллектуальных систем стала концепция функциональной системы в живой природе П.К. Анохина, которая была определена как замкнутое физиологическое образование, с наличием обратной информации о результатах действия.

По утверждению И.С. Ладенко, интеллектуальные системы - это такие самоорганизующиеся, самопрограммирующиеся образования, в которых сочетаются качества средств информатики с возможностями интеллекта специалистов. Интеллектуальные системы автор рассматривает на трех уровнях: понятий, деятельности, управления [5, с. 19]. По мнению В.К. Финна, интеллектуальные системы - это человек плюс компьютерная система, в которой вторая компонента реализует рассуждения, использующие структурированные данные из базы данных, базы знаний, способные не столько имитировать деятельность квалифицированного эксперта, сколько усилить интеллектуальные возможности человека-эксперта [6, с. 44].

Интеллектуальная система представляет собой объединенную информационным процессом совокупность технических средств и программного обеспечения, работающую автономно или во взаимодействии с человеком (коллективом людей), способную на основе сведений и знаний при наличии мотивации синтезировать цель, выработать решение о действии и находить рациональные способы достижения цели. Разработка теории и техники интеллектуальных систем потребовала создания информационных технологий, включающих динамические экспертные системы, базы знаний, языки программирования, методы управления, а также новые технические средства.

По мнению А.И. Субетто, интеллектуальные системы проявляются повсюду, речь идет о проявлении интеллектуальных систем в некоторых уже существующих организациях, действующих в сфере образования, науки, производства, финансов, уп-равления. Формирует ли среда интеллектуальную систему или, наоборот? Являются ли интеллектуальные системы новой формой организации техники, людей, идей, необходимых человечеству, вступающему в эпоху ноосферы? В любом случае они изменяют и совершенствуют интеллектуальную сферу [3, с. 199].

Под интеллектуальной системой понимают систему (человек плюс компьютерная система), способную не только имитировать деятельность квалифицированного эксперта, но и усиливать интеллектуальные возможности человека (эксперта).

Характерные черты интеллектуальных систем: открытость, логическое устройство, накопление знаний об окружающем систему мире, способность классифицировать и оценивать их с точки зрения прагматической полезности и непротиворечивости, инициировать процессы на получение новых знаний, осуществлять соотношение новых знаний с ранее хранимыми.

Появление термина «интеллектуальные системы» в социокультурном пространстве связано с понятием интеллектуальной собственности. Впервые данный термин введен в 1967 году Мировой конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, участником которой является и Российская Федерация. Под интеллектуальной собственностью понимается собирательное понятие, означающее совокупность исключительных прав на результат творческой деятельности и средства индивидуализации, охватывающий права, относящиеся к литературным, художественным, научным произведениям. Результаты интеллектуальной деятельности как охраняемые правом впервые были зафиксированы в Англии в 1623 г. В России правовой акт, регулирующий такую деятельность, появился в 1812 г. в виде Манифеста «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах». Согласно Манифесту, исключительными правами на пользование интеллектуальной собственностью наделялось лицо, совершившее открытие.

В российском законодательстве понятие «интеллектуальная собственность» используется в нескольких значениях. Во-первых, для обозначения отрасли законодательства об интеллектуальной собственности. Во-вторых, в качестве обобщающего понятия для всех результатов интеллектуальной деятельности. В-третьих, как субъективное гражданское право на результаты интеллектуальной деятельности [7, с. 31]. Под выражением «результаты интеллектуальной деятельности» можно понимать «выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера научным или научно-техническим результатом, достижением либо изобретением, промышленным образцом, товарным знаком, произведением науки, литературы, искусства» [7, с. 32]. При этом официального разъяснения понятия «интеллектуальная деятельность» в законодательстве нет.

Из всех существующих интеллектуальных систем мы остановимся на интеллектуальных системах, реализуемых в структуре современного знания. Интеллектуальные системы являются сложными, они обладают внутренней структурой, представленной большим числом качественно различных процессов, подсистем, взаимосвязей и взаимодействий. Помимо обеспечения собственной жизнеспособности, интеллектуальные системы, составляющие часть общей сложной системы, специализируются на определенных функциях, которые вносят вклад в поддержание жизнеспособности общей системы.

Интеллектуальная компетентность выступает составляющей интеллектуальной культуры. «Компетентность» представляет собой первичную по отношению к термину «компетенция» семантическую категорию и воплощает в себе интериоризованную совокупность знаний, умений и навыков, их систему [8]. Компетентность - это совокупность компетенций как способностей решать определенные задачи. Так, В.Д. Шадриков определяет способность как свойство или совокупность свойств объекта, системы, проявляющиеся в процессе функционирования [9, с. 6].

Реализация компетентностного подхода в системе образования получила сегодня широкое распространение. В условиях возможности получить доступ к огромному количеству фактической информации отпадает необходимость накапливать фактические знания. Как отмечает А.Н. Дахин, «компетентность “не ждет” своего усвоения, она есть свойство производить и организовывать самое себя на качественно новом уровне» [10, с. 35]. Результаты обучения, отраженные в форме знаний, умений и навыков, не обеспечивают в полной мере развития высокого уровня профессионализма. В качестве результатов рассматривается не сумма усвоенных знаний, а способность и готовность студента действовать в различных практических ситуациях, умение самостоятельно определять траекторию решения профессиональных задач. Кроме того, компетентностный подход как результат личностно ориентированного образования имеет ценностную основу. Он предполагает признание ценности каждой личности, уважение ее индивидуальности и неповторимости.

По утверждению Н.В. Шестак, развитие компетентности имеет следующие особенности: во-первых, овладение компетентностью происходит только в реальном действии, с учетом целей, мотивов, намерения; во-вторых, приобретение и развитие компетентности происходят в течение всей жизни, в том числе в образовательных структурах; в-третьих, для компетентностного человека характерен высокий уровень когнитивной сложности, основанный на целостном видении жизни, развитом критическом мышлении и рефлексии, что определяет независимость и самостоятельность в принятии решений [11, с. 93].

Компетентностный подход связан с интеграцией России в мировое сообщество, процессами глобализации и унификации системы высшего образования. Он направлен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности,

интегративности, вариативности, практической направленности. Происходящие социокультурные изменения показывают, что современному обществу требуются интеллектуально компетентные, мобильные личности. Такая потребность существует во всех областях социокультурного пространства. Однако в традиционной системе высшего образования формирование компетентности практически не просматривается. Общеизвестно, что многие российские проблемы порождены не компетентностью, а дилетантизмом. Что же касается интеллектуальной компетентности, то, к сожалению, объяснения состава, структуры данного понятия мы не находим, хотя некоторые ученые его называют главным в плане развития личности.

По мнению М.А. Холодной, интеллектуальная компетентность - это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности, в том числе и в экстремальных условиях [12, с. 30]. Формирование интеллектуальной компетентности является, бесспорно, результатом многих исследований, подтверждающих значимость этого показателя в образовательном процессе. Интеллектуальная компетентность лежит в основе интеллектуального развития студентов. Исследования групп студентов, находящихся на разных стадиях обучения, показали существование значительных различий между ними, содержательная интерпретация которых остается двусмысленной.

Можно говорить об интеллектуальной компетентности в узком смысле слова как овладении приемами эффективного разрешения проблем в стандартных ситуациях. В широком смысле интеллектуальная компетентность предстает как способность действовать в ситуации неопределенности и риска с проблемой, имеющей множество возможных решений. На наш взгляд, с учетом тенденций современного развития информационных процессов, целесообразно рассмотрение вопроса именно в широком контексте.

Интеллектуальная компетентность детерминирует способность эффективного поиска, рационального выбора и переработки информации в соответствии с целями и потребностями деятельности; умение работать с информацией разного типа в условиях гипотезы; высокий уровень развития умственных и познавательных процессов, абстрактного, аналитического и рационального мышления. Кроме того, она предполагает готовность разработки путей и методов решения проблем в нестандартной, неалгоритмизированной ситуации. Следует подчеркнуть, что интеллектуальная компетентность связана со стремлением к постоянному обновлению и расширению знаний, поскольку сегодня существует необходимость овладевать все новыми научно-техническими достижениями.

Интеллектуальная компетентность связана с образовательной компетентностью в целом. Образовательная компетентность определяется как свойство личности совершать сложные культурсообразные действия, направленные на взаимодействие с реальным миром [10, с. 40]. В конечном счете, интеллектуальная и образовательная компетентность направлена на достижение профессиональной компетентности как готовности к осуществлению определенной деятельности в различных профессиональных ситуациях. В.Н. Введенский приводит следующие интерпретации понятия «профессиональная компетентность»: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков практического выполнения задачи; совокупность личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культурсообразные виды действий [13, с. 51].

Интеллектуальная компетентность имеет деятельностную основу как в процессе формирования, так и в процессе проявления. Ее результаты находят отражение в профессиональной деятельности. Однако интеллектуальная компетентность и профессионализм не тождественны. Интеллектуальная компетентность является базовой по отношению к профессиональной, ее формирование обеспечивает фундамент для освоения всех образовательных областей без исключения. Но, помимо профессионализма, она предполагает творческий, нестандартный подход к организации профессиональной деятельности, а также способность принятия эффективных решений в нестандартных профессиональных ситуациях.

Интеллектуально компетентного человека характеризует и особый тип организации знаний. По М.А. Холодной, знания подобного рода отвечают следующим требованиям: во-первых, разнообразие; во-вторых, артикулированность; в-третьих, гибкость; в-четвертых, быстрота актуализации в данный момент, оперативность и легкодоступность; в-пятых, возможность применения в широком спектре ситуаций; в-шестых, наличие знания о собственном знании. Следовательно, можно говорить о том, что основополагающими при формировании интеллектуальной компетентности являются как собственно знания, так и знания о знаниях.

Таким образом, прогнозирование уровня интеллектуального развития общества, формирование его интеллектуального фонда - это две фундаментальные проблемы, на базе решения которых возможны работы по программированию изменений в образовательном пространстве современной России. Для инновационных преобразований образовательного пространства необходимо осуществлять

прогнозирование уровня интеллектуальной компетентности студентов, так как на основе данного прогноза можно управлять реформами в российской государственной системе. В противном случае любые реформы образовательного пространства будут показывать только его отстающий уровень.

Литература

1. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с англ. и фр. Ж. Пиаже. М., 1994.

2. Новикова О.С. Интеллектуальная подготовка как ресурс и ценность в образовании // Образование и культура России в изменяющемся мире: Матер. междисциплинарного семинара для молодых ученых и аспирантов. Новосибирск, 2007.

3. Субетто А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия. СПб.: ПАНИ, 1999.

4. Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо- Пресс, 2002.

5. Ладенко И.С. Интеллектуальные системы в целевом управлении. Новосибирск: Наука, 1987.

6. Финн В.К. Интеллектуальные системы и общество: Сб. статей. М., 2000.

7. Волынкина М.В. Концепция «исключительных прав» и понятие «интеллектуальной собственности» в гражданском праве // Журнал российского права. 2007. № 6.

8. Мутовкина О.М. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков // http://www.elib.vstu.rU/Open/3 /R37.htm

9. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002.

10. Дахин А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре // Школьные технологии. 2006. № 5.

11. Шестак Н.В. Компетентностный подход в непрерывном профессиональном образовании // Право и образование. 2006. № 6.

12. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002.

13. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.