Научная статья на тему 'Интеллект и интеллектуальный потенциал в образовании'

Интеллект и интеллектуальный потенциал в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2266
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Ольга Сергеевна, Беляева Оксана Владимировна

В статье рассмотрены категории «интеллект» и «интеллектуальный потенциал». Показано, что интеллект приобретается и развивается в процессе обучения и самообучения. Ключевая роль в формировании как интеллекта, так и интеллектуального потенциала, принадлежит образованию, поскольку оно способствует активному развитию мыслительных и творческих способностей человека, через образование формируются умения и навыки, приобретаются профессиональные знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллект и интеллектуальный потенциал в образовании»

О.С. Новикова, О.В. Беляева

ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассмотрены категории «интеллект» и «интеллектуальный потенциал». Показано, что интеллект приобретается и развивается в процессе обучения и самообучения. Ключевая роль в формировании как интеллекта, так и интеллектуального потенциала, принадлежит образованию, поскольку оно способствует активному развитию мыслительных и творческих способностей человека, через образование формируются умения и навыки, приобретаются профессиональные знания.

Ключевые слова: интеллект, интеллектуальный потенциал, глобализация, естественный интеллект, технический интеллект, общественный интеллект, интеллектуальная компетентность, инновационное мышление, информатизация.

Современный этап общественного развития характеризуется информационными процессами, обусловившими значительные изменения во всех сферах социальной практики человека. Новый социум, насыщенный сложной техникой, интенсивными потоками информации, высоким уровнем межличностного взаимодействия, делает значимость интеллектуальной деятельности в жизни человека преобладающей. Формирование интеллектуальной, творческой личности, владеющей базовыми, ключевыми компетентностями, выступает социокультурной потребностью современного российского общества.

В настоящее время исследователи выделяют интеллект поколений, интеллект коллектива, организации или предприятия, интеллект отрасли, региона и государства. Очевидно, что интеллект является характеристикой уже не отдельных индивидов, а организованной совокупности людей, их коллективного качества, т.е. выступает потенциалом для осуществления коллективной или массовой деятельности.

Одна из важных проблем - определение интеллекта. Значимость этого вопроса обусловлена тем, что даже само понятие «интеллект» не имеет в науке, в том числе и философской, единой трактовки. По мнению Г. Гарднера, термин «интеллект» используют так часто, что стали верить в его существование как некой реальности, измеряемой сущности, а не как удобного способа обозначения некоторых феноменов, которые могут существовать, а могут и не существовать [1, р. 69].

Анализ научных трудов показывает, что до настоящего времени в идеалистических философских и теологических концепциях сохраняется первоначальный подход в познании генезиса и сущности интеллекта, согласно которому данное понятие рассматривается как врожденное явление божественного происхождения. Методологическую основу этого подхода составляют религиозные учения, а также взгляды выдающихся древнегреческих мыслителей, не исключающих фрагментарности и фиксации лишь отдельных граней интеллекта, описания его через такие традиционные философские понятия, как: «рассудок» (накапливает и формализует ранее накопленное знание, отвечает за разработку правил мышления и систематизацию знаний); «разум» (воплощение высших творческих потенций личности); «интуиция» (является способностью непосредственного постижения возможного результата деятельности, пути его достижения без предварительного логико-эвристического рассуждения); «здравый смысл» (специфическая, присущая только человеку логика поведения в повседневной жизнедеятельности). Здравый смысл, рассудок, разум, интуиция - все это внутренние способности, определения интеллекта, имевшие место в различных исторических эпохах.

В научных исследованиях под интеллектом понимется способность: к абстрактному мышлению, обучению, адаптации к среде, решению возникающих задач, усвоению содержания

соответствующей культуры, получению и переработке информации. В современном знании в изучении интеллекта существуют различные направления: естественный, искусственный, общественный, социальный, технический интеллект.

По мнению В.Ф. Венды, естественный интеллект - это логическая подсистема психики человека, которая может принимать участие в прогнозировании, динамике изменения условий жизни индивида [2, с. 192]. Р. Левин утверждает, что искусственный интеллект - это совокупность средств, наделяющих компьютер некоторыми чертами разума [3, с. 5]. Общественный интеллект - это социолого-историческая и социально-философская и социогенетическая категория, представляющая собой единство совокупного знания и сознания, единство науки, культуры и образования общества [4, с. 110]. Социальный интеллект - сфера духовной жизни общества, система индивидуальных интеллектов, объединенных для решения общей социальной задачи или проблемы [5, р. 11-23]. Технический интеллект понимается как «сплав мысли» и действия в их взаимосвязях и взаимопереходах, включающий в себя расчет материала во времени и пространстве: глазомер, способность оценить и определить время, восприятие движения; пространственное воображение: память на формы и расстояния, живость и точность пространственных представлений, конструкторская фантазия; математический расчет; анализ и синтез технических приспособлений.

В отечественной философии образования необходимо выделить работы И.С. Ладенко. Его концепция интеллектуальных систем является особым направлением в исследовании мышления, заслуживающим внимания уже самим выбором средств представления интеллекта. Как методологическая концепция, она задает структуру и способы исследования, наиболее важным является ее праксеологическое содержание, представляющее собой способы и средства проектирования мышления. Для этого И.С. Ладенко из множества явлений, так или иначе связанных с сознанием, выделил ряд элементов, обозначив их понятием «интеллект» [6, с. 5]. Стратегическое решение философских проблем образования начинается с создания концепции интеллектуального развития общества. На основе этого строятся концептуальные модели уровня интеллектуального развития различных объектов, в том числе и системы образования. Такое развитие и программное управление различными объектами требуют подготовки соответствующих кадров [7, с. 7-11].

В современной ситуации развития производства, общественной жизни, международных отношений появились принципиально новые проблемы и задачи, осознание и решение которых требуют качественно новой подготовки специалистов в системе образования. Новые условия отличаются возрастанием потока задач. Для их решения необходима способность личности к творческой деятельности. Анализ новых условий позволил И.С. Ладенко сделать однозначный вывод о том, что подготовка современного специалиста должна содержать в себе разностороннее развитие интеллекта, позволяющее личности активно относиться к своим мыслительным способностям, к возможности их использования и наращивания.

Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к интеллектуальному развитию, раскрывающему свой потенциал в условиях инновационного преобразования социального мира. Серьезные изменения претерпевают социальные взаимодействия в сфере культуры и духовной жизни, а также условия создания, трансляции и воспроизводства результатов интеллектуальной деятельности. В настоящее время особую важность для общества представляет интеллектуальный потенциал.

В отечественной литературе интеллектуальный потенциал общества обозначает то богатство, которое определяет настоящее и будущее каждой страны и народа, это «инструмент» прогресса, показатель уровня развития общества. Интеллектуальный потенциал - это не только количество образованных людей, но и уровень познавательной самостоятельности, качество умственной деятельности как отдельных индивидов, так и всего народа, степень ум-

ственной активности различных слоев населения. Необходимо в настоящее время разумно и бережно отнестись к интеллектуальному потенциалу, его сохранению и развитию [4, с. 25].

По мнению В.Ж. Келле, интеллектуальный потенциал - это интегративное понятие, объединяющее науку, образование, технологии, все виды интеллектуальной деятельности и ее субъектов. Интеллектуальный потенциал России - это национальное достояние, открывающее перед ней возможности инновационной динамики и поддержания должного уровня ци-вилизационного развития [8, с. 13].

Интеллектуальный потенциал, с нашей точки зрения, - комплексная характеристика уровня развития интеллектуальных, творческих возможностей, их раскрытия, организации и использования обществом. На становление интеллектуального потенциала России влияет уровень развития научного потенциала. Наука выступает неотъемлемой частью интеллектуального потенциала. Именно в ходе научных исследований определяется то новое, что впоследствии порождает информацию и знание: выявляются и формулируются закономерности общественного развития, осуществляется моделирование изучаемого явления и прогнозирование предстоящих тенденций его развития. Помимо науки, на интеллектуальный потенциал населения влияет уровень информатизации общества, поскольку именно информационные технологии позволяют наиболее полно реализовать научный и образовательный потенциалы.

Информатизация представляет собой научно-технический, организационный и социально-экономический процесс создания средств и условий для удовлетворения информационных потребностей личности, общества, государства и других социальных субъектов на основе формирования и использования информационных ресурсов [9, с. 154]. Информатизация российского общества осуществляется неравномерно. Национальная стратегия информационного развития России, разработанная Центром развития информационного общества, убедительно свидетельствует, что «...для России с ее огромной территорией и низким уровнем развития информационно-коммуникационной инфраструктуры характерно информационное неравенство центра и регионов. Его преодоление является важнейшим условием укрепления политического и экономического единства страны, ускоренного экономического и социального развития и надежного обеспечения безопасности» [10].

По мнению И.Ю. Кузьмина, информатизации в России мешает отсутствие необходимой инфраструктуры [11, с. 237]. Важную роль в формировании интеллектуального потенциала играет образование, поскольку оно способствует активному развитию мыслительных, творческих способностей человека, формированию умения и определенных навыков, приобретению профессиональных знаний.

Становление интеллектуального потенциала зависит от общегосударственной стратегии в области образования, от его качества. В настоящее время в России происходит интеграция отечественной высшей школы в мировую вузовскую систему и академическое сообщество, развертывание эффективных интеллектуальных коммуникаций; реализуется компетентност-ный подход, представляющий собой совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Использование компетентностного подхода является одной из задач Болонского процесса, к которому Российская Федерация присоединилась в сентябре 2003 г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса. Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. К задачам, рассматриваемым в рамках Болонского процесса, следует отнести: введение двухуровневого обучения; введение кредитной системы; контроль качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников; обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Именно сохранение и обновление качества высшего образования составляют основу бо-лонских преобразований, выступают критерием самих реформ, мерой целесообразности и эффективности всех их структурных реконструкций, механизмов и инструментов [12, с. 263]. Болонский процесс четко определяет, что качество высшего образования есть открытый проект, равнодействующая потребностей многих пользователей высшего образования, и его развитие требует пристального внимания и конкретного участия России с учетом ее особенностей.

Качество высшего образования в значительной степени определяет все образование через механизм воспроизводства кадров внутри системы образования в России, а также воспроизводства интеллектуального потенциала России, ее общественного интеллекта, науки, культуры, в том числе обеспечения воспроизводства технологического базиса экономики России, ее экономической конкурентоспособности на этой основе. Поэтому «политика качества высшего образования» является важнейшим компонентом «политики качества образования» России в целом.

Следует четко обозначить национально-государственные интересы Российской Федерации в данной сфере жизнедеятельности людей. Во-первых, государство должно обеспечить равенство возможностей в получении образования. Это вызовет дополнительный приток «молодого» интеллекта и повысит качество и уровень интеллектуального потенциала страны. Тем самым будут создаваться предпосылки для реального роста и эффективного функционирования системы общества в целом. Во-вторых, в сфере образования, кроме равенства возможностей, должен обеспечиваться принцип устойчивости, т.е. обучающиеся не должны иметь меньше возможностей для обучения, чем предыдущие поколения. И наконец, в-третьих, принцип содействия самостоятельности, т.е. возможности достичь такого уровня индивидуального развития, который дает возможность индивидуального выбора деятельности [13, с. 65-69].

Следует выделить такие ценностные основания интеллекта, как креативность, интеллектуальная компетентность, инновационное мышление. Креативность подразумевает под собой способность к творческим актам, которая ведет к новому необычному видению проблемы или ситуации. Интеллектуальная компетентность - это комплекс способностей к анализу, синтезу, сопоставлениям и сравнениям, диагностике и прогнозированию, гибкости и критичности мышления, организации и планированию, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в профессиональной деятельности. Основными составляющими интеллектуальной компетентности являются: широта умственного кругозора; система интеллектуальных универсалий; интеллектуальная готовность к жизнедеятельности, творчеству; выделение межзнаниевых и междисциплинарных связей. Инновационное мышление - высшая ступень человеческого познания, процесса постижения возникающих в общественных отношениях противоречий, творческого их разрешения на основе осознания соответствия или несоответствия нового потребностям и интересам человека.

Для формирования интеллектуального потенциала образовательного пространства России необходимо проводить систематическую и целенаправленную работу, совершенствовать содержательную, процессуальную части образовательного процесса: во-первых, повышать степень интеллектуализации содержания, суть которой заключается в развитии интеллектуально-творческой направленности личности путем формирования и закрепления устойчивых интеллектуальных качеств; во-вторых, развивать интеллектуальную культуру личности, включающую в себя интеллектуальные показатели человека, а также профессиональные знания, навыки, развитые способности; в-третьих, повышать уровень мировоззренческой культуры; в-четвертых, информатизировать образовательный процесс.

Таким образом, интеллект как ценность выступает в ситуациях накопления, наращивания для последующего возможного использования. Существенными ценностными основаниями

интеллекта являются: креативность, интеллектуальная компетентность, инновационное мышление. Устойчивое интеллектуальное развитие общества, представляющее собой наращивание интеллекта и формирование интеллектуальных качеств, непосредственно связано с соответствующей динамикой ценностей в образовательной деятельности граждан.

Литература

1. Gardner H. Frames of mind: the theory of multiple intelligences. N. Y., 1983.

2. Венда В.Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология, информатика. М.: Машиностроение, 1990.

3. Левин Р. и др. Практическое введение в технологию искусственного интеллекта экспертных систем с иллюстрациями на бейсике. М., 1990.

4. Субетто А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия. СПб.: ПАНИЛ, 1999.

5. Kosmitzki С. The implicit use of explicit conceptions of social intelligence // Personality & Individual Differences. 1993. Vol. 15.

6. Ладенко И.С. Элементы теории и структурные модели интеллектуальных систем: препринт. Новосибирск, 1998.

7. Ладенко И.С. Научно-инновационный проект «Интеллектуальное развитие общества и новые формы образования» // Методологические проблемы теории и практики образования: Матер. методологической секции республиканской науч.-практ. конф. «Перспективные модели образования» (Новосибирск, 24-26 февраля 1993 г.). Новосибирск, 1993.

8. Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал // В диапазоне гуманитарного знания. 2001. № 4.

9. Пасхин Е.Н., Тупало В.Г., Урсул А.Д. Информатизация и образование XXI века. М., 2007.

10. Национальная стратегия информационного развития России // http://www.ifap.ru/pr/2004/041129aa.doc

11. Кузьмин И.Ю. Информатизация Российского государства: проблемы, тенденции, перспективы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 3.

12. Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. М., 2007.

13. Нурулина А.И. Роль культурно-досуговой деятельности в совершенствовании интеллектуального потенциала России // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2005. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.