Научная статья на тему 'Интеллектуальный потенциал инновационной экономики'

Интеллектуальный потенциал инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1216
640
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTELLECT / INTELLECTUAL WORK / INTELLECTUAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Оксана Анатольевна

Рассматривается проблема интеллекта, интеллектуального труда и их влияние на формирование интеллектуального потенциала инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines the notion of intellect, intellectual work and their influence on forming the intellectual potential of innovational economics in the article.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный потенциал инновационной экономики»

О.А. Нестерова

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Рассматривается проблема интеллекта, интеллектуального труда и их влияние на формирование интеллектуального потенциала инновационной экономики.

Ключевые слова: интеллект; интеллектуальный труд; интеллектуальный потенциал.

Современное человеческое общество живет в период, характеризующийся колоссальным увеличением объемов интеллектуального труда во всех сферах деятельности, начиная от педагогической и заканчивая экономической. Наибольший рост объемов интеллектуального труда в конце ХХ в. наблюдался в финансово-банковской сфере, торговле и промышленности [1. С. 17].

Каждый человек постоянно вовлечен в те или иные трудовые процессы, трудовую деятельность. Но если есть деятельность, но нет включенности интеллекта - это регламентированный, или а-труд (по Б.М. Генкину), но если интеллект присутствует, то труд становится новационным, творческим или интеллектуальным (Р-труд).

Под интеллектуальным трудом понимается мыслительный (умственный) процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Результаты интеллектуального труда представляют собой преимущественно (но не всегда) нематериальные объекты, чаще всего информацию. Сущность интеллектуального труда заключается в том, что его результаты находят объективную форму выражения, «материализуются» в объектах интеллектуальной собственности. Интеллектуальный труд по сравнению с физическим, традиционным в большей степени использует результаты так называемого прошлого труда, информации. Именно поэтому в процессах интеллектуального труда, в его продуктивности важную роль играют обучение, уровень и качество образования занятых им людей, их природные и приобретенные способности, квалификация и т.д. [2. С. 14].

Внедрение высоких информационных и интеллектуальных технологий существенным образом изменило характер труда человека, превратив его в интеллектуальный творческий труд. Творческий труд - более совершенный вид деятельности. Именно он поможет трансформировать нашу экономику в постиндустриальную. В отличие от простого труда побудительный мотив труда творческого связан со стремлением к самореализации, развитию своих внутренних возможностей, умножению знаний и умений [3. С. 50-57].

В. Нусратуллин считает, что в экономике всегда присутствует важная производительная сила - интеллект как источник развития, движения, который разрабатывает достижения НТП. Природа всячески освобождает обладателя интеллекта от физического труда для того, чтобы оставить человеку больше возможностей для мыслительной деятельности, передавая физическую работу машинам. Именно интеллект явился ускорителем, который и обеспечил такой уровень эволюции человека и человеческого общества, а также важнейшей его составной части - экономики. Человек, извлекая из окружающей среды определенную толику материальной, физической энергии, способен трансформи-

ровать ее в интеллектуальную энергию. Интеллектуальная энергия - это особый вид энергии, который не может быть описан в рамках физики или термодинамики, ибо мыслительная способность человека не поддается измерению, она практически безмерна и зависит лишь от физического состояния человека как носителя мыслительной способности людей [4. С. 16-21]. Таким образом, интеллект - мощный источник энергии материального мира.

Можно полагать, что уровень и качество человеческого интеллекта непосредственно определяются системой имманентных личности наноинститутов, которые «прессуют» в себе в форме опыта и рутин внутреннее знание данной личности о том, как и что познавать, как и каким образом мыслить, как и каким способом можно будет использовать плоды познания и мышления.

«Интеллект - интеллектуальный потенциал (силы) -интеллектуальный капитал (мощь, или определенным образом реализованные силы)» - это вполне обоснованная теоретически логическая цепочка. Если с помощью интеллекта осуществляется процесс производства новейших знаний, то интеллектуальные силы отражают факт их накопления, концентрации [3. С. 26].

Сущностной основой интеллекта и интеллектуального капитала являются интеллектуальные знания.

Чем больше объем общих интеллектуальных знаний, тем больше возникает альтернативных вариантов интеллектуально-инновационной деятельности. И наоборот, ограниченность системы общих знаний объективно не позволяет интеллектуалу «конвертироваться» в различные формы созидательных человеческих взаимодействий [3. С. 22]. Подчеркнем, речь идет о знаниях, которые могут быть непосредственно актуализированы в будущем, но сегодня они пребывают в качестве своеобразного «стратегического резерва». Общие неак-туализированные интеллектуальные знания - есть интеллектуальный потенциал.

Источник знаний, т.е. интеллект, обладает способностью генерировать знания, а также трансформировать интеллектуальные неявные знания - в знания явные, и наоборот.

Важнейшей особенностью интеллекта как нравственно-экономической, созидательной ценности является его неотчуждаемость от своего носителя, т. е. здесь никак не может произойти смена собственника. Конкурентные отношения между экономическими агентами могут возникнуть лишь по поводу доступа к определенному использованию и частичному распоряжению экономически направленным интеллектом. Именно в этом и заключается важнейшая особенность интеллекта [3. С. 39].

Интеллектуальный потенциал (региона, страны или общества), по определению В.А. Иванцова [5. С. 9],

представляет собой особую совокупность ресурсов общественного производства, которая включает в себя материальные, природные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы и характеризует исходное состояние объекта, на основании которого можно реально определить перспективные цели. А.Ф. Мартынов несколько расширяет данное понятие и определяет интеллектуальный потенциал территории (страны) как совокупную способность общества к освоению и осмыслению мира, накопленный им объем научной и культурной информации, системы производства, передачи знаний, а также соответствующая совокупность рабочей силы, способная принимать, перерабатывать, использовать, воспроизводить и передавать информацию [6. С. 13]. Отличие данных определений, на наш взгляд, состоит в том, что первый автор рассматривает интеллектуальный потенциал с точки зрения ресурсноориентированной экономики, второй - инновационной, основанной на знаниях, инновациях и интеллекте. Таким образом, интеллектуальный потенциал субъекта -это основа общего интеллектуального потенциала страны, региона, общества, более того, это самая ценная часть общего интеллектуального потенциала, т.к. именно потенциал субъекта формирует интеллектуальный потенциал инновационной экономики.

В условиях развития инновационной деятельности (в обществе с инновационной экономикой) должно совершенно измениться отношение к главной производительной силе общества - человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. Поэтому подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, является приоритетной региональной и федеральной проблемой. В связи с этим следует подчеркнуть, что объективная потребность инновационного развития, становления инновационной экономики требует разработки новой концепции подготовки кадров. В ее основу должны быть положены такие принципы, как становление, развитие и самореализация творческой личности; ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов; обучение управлению социальными и психологическими аспектами процесса создания наукоемких нововведений, использованию творческого потенциала коллектива, ускоренному широкомасштабному внедрению в практику инновационных разработок; создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции; сотрудничество университетов с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты, и их совместную деятельность в области разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным технологиям, системам машин и оборудования, в деле подготовки специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям [7. С. 19-20].

В формировании интеллектуального потенциала индивида важнейшую роль играет образование. Еще

А. Смит в 1776 г. писал, что человек, получивший образование путем затраты большого труда и времени... может быть приравнен к одной из дорогих машин.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования [2].

В настоящее время в РФ действует около 680 аккредитованных государственных высших учебных заведений, ведущих исследования и разработки. Вузовский сектор науки является плодотворной средой для создания и становления инфраструктуры научнотехнической и инновационной деятельности.

19 сентября 2003 г. в Берлине на совещании министров образования стран - участниц Болонского процесса - Россия официально присоединилась к формированию единого европейского пространства высшего образования и подтвердила свое намерение следовать основным принципам Болонской декларации. Хотя следует отметить, что уже с 1992 г. российские вузы в рамках действующего законодательства имели возможность реализовывать программы уровневой подготовки, а с 1993 г., когда Россия получила возможность участия в программе Европейской комиссии ТЕМПУС, вузы включились в практическое внедрение основных механизмов Болонского процесса - совместные программы, кредиты, признание периодов обучения за рубежом, организация мобильности и др. [8].

Томская область - один из ведущих научнообразовательных центров России. Крупнейшие университеты областного центра входят в пятерку лучших высших учебных заведений России. Научно-исследовательская деятельность университетов и научно-исследовательских институтов, расположенных в Томской области, направлена на стратегические перспективные направления. Вклад научнообразовательного комплекса в валовой региональный продукт превышает 7%. В Томской области самая высокая в России доля работников с высшим и средним образованием от общего числа занятых: на 10 тысяч человек экономически активного населения приходится 151 исследователь (РФ -69, великобритания - 55, США - 61, Япония - 102) [9].

Высокая концентрация сектора науки и образования, доходы которого сегодня сопоставимы с объемами производства крупных отраслей промышленности (нефтехимии, электроэнергетики, пищевой промышленности и др.), является отличительной особенностью Томской области.

В Томской области с 2005 г. реализуется президентский национальный проект «Качественное образование», который объединяет шесть направлений: «Лучшие школы», «Лучшие учителя», «Поддержка талантливой молодежи», «Информатизация школ», «Автобусы и оборудование», «Вознаграждение за классное руководство». В томских вузах, институтах научных цен-

тров, организациях и предприятиях трудятся около 1100 докторов наук. Более 250 докторов наук Томска имеют почетные звания РФ [9].

Современная система российского образования ставит своей целью достижение роста роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 7080% национального богатства. Разработанная в 2001 г. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. регламентирует повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Важной задачей концепции также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи [2].

В 2006 г. стартовала городская целевая программа «Поддержка и развитие интеллектуальной элиты». Стратегической целью программы является формирование в Томске мощного интеллектуального центра мирового уровня. Разработчики программы четко сформулировали основные проблемы, стоящие перед Томском в данной сфере. В частности, это отсутствие системы выявления, воспитания и закрепления интеллектуальной элиты в Томске; высокий отток кадров из сферы интеллектуального труда; несоответствие ряда образовательных программ современным запросам общества; низкий уровень доходов представителей интеллектуального труда; низкий уровень социальной защищенности представителей интеллектуальной элиты. Сильные стороны Томска были выражены в следующем:

1. Многолетние традиции подготовки кадров высокой квалификации для управления, науки, образования и промышленности.

2. Высокий образовательный потенциал высших учебных заведений города.

3. Создание и развитие в Томске особой экономической зоны технико-внедренческого типа.

4. Наличие в регионе значительного природноэкономического потенциала и др.

Разработан комплекс мероприятий для решения задач данной целевой программы. К ним относится: разработка индивидуальных программ обучения для юных

дарований; создание положений о кадровом резерве на всех предприятиях г. Томска; обучение представителей интеллектуальной элиты свободному владению иностранными языками; создание фонда стартовой поддержки представителей интеллектуальной элиты; предоставление комфортабельного жилья; курсы повышения квалификации по современным программам бизнес-образования; стажировки представителей элиты за рубежом по инновационным программам. Разработчики подсчитали, что для реализации указанных мероприятий необходимо 17,14 млн руб., часть которых планируется привлечь из федерального, местного бюджетов, а часть - за счет внутренних источников.

Как отмечают авторы программы, для ее успешной реализации необходимо соблюдение следующих условий:

1. Разработка законодательной базы для поддержки роста и развития интеллектуальной элиты в регионе.

2. Подготовка законодательной инициативы по разработке нормативно-правовых документов по поддержке притока элитных кадров из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа.

3. Приоритетное выделение денежных средств для создания городской инфраструктуры, привлекательной для интеллектуальной элиты.

4. Приоритетное выделение бюджетных денежных средств для развития поддержки поиска и воспитания талантливой интеллектуальной молодежи.

5. Подготовка законопроектов по налоговым льготам для предприятий, оказывающих материальную поддержку росту и развитию интеллектуальной элиты [10].

Достигнутые в образовательной сфере инновации имеют существенное значение для развития образования в регионе и системы высшего образования в России. Инновационные результаты получили широкое распространение через повышение квалификации преподавателей вузов, руководителей учреждений образования, учителей. А поскольку информационный поток нарастает, то значение образования как основы формирования интеллектуально-инновационного потенциала повышается.

Сущностной основой формирования интеллектуального потенциала инновационной экономики территории является интеллектуальный потенциал субъекта, индивида, который необходимо грамотно формировать, развивать и эффективно использовать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кирсанов К.А., БуяновВ.П., Михайлов Л.М. Теория труда: Учеб. пособие. М.: Экзамен, 2003. 416 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Режим доступа: http://final.ron.rbcsoft.ru/

3. Савина М.В. Креативный класс в российской экономике // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Интеллектуальный

капитал современной организации: сущность, функциональные формы и эффективность использования». М.: РГСУ; Дашков и К, 2007. 276 с.

4. Нусратуллин В. Экономический анализ с позиции теории неравновесия // Общество и экономика. 2004. № 9. С. 16-28.

5. Иванцов В.А. Интеллектуальный потенциал, факторы его использования: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2003. 24 с.

6. Мартынов А.Ф. Воспроизводство интеллектуального потенциала: оценка, моделирование, методология управления: Автореф. дис. ... д-ра

экон. наук. М., 2008. 48 с.

7. Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. 2003. № 1.

С. 14-21.

8. Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России. Режим доступа: http://www.bologna.spbu.ru

9. Официальный информационный сервер Томской области: Научно-образовательный комплекс. Режим доступа: http://www.tomsk.gov.ru

10. Программа «Томск как центр образования, науки и инноваций мирового уровня». Режим доступа: http://arto.ru/sites_tomsk.html

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 17 марта 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.