Научная статья на тему 'Особенности формирования интеллектуальной компетентности в виртуальном образовательном пространстве'

Особенности формирования интеллектуальной компетентности в виртуальном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INTELLECT / INTELLIGENCE SYSTEM / INTELLECTUAL POTENTIAL / LEARNING SPACE / VIRTUALIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Ольга Сергеевна

Компетентностный подход связан с интеграцией России в мировое сообщество, процессами глобализации и унификации системы высшего образования. Он направлен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности. Происходящие социокультурные изменения показывают, что современному обществу требуются интеллектуально компетентные, мобильные личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF THE INTELLECTUAL COMPETENCE IN THE VIRTUAL LEARNING SPACE

The competence-based approach is linked with the integration of Russia into the world community, the processes of globalization and unification of the system of higher education. It is aimed at the development of the competences of the students on the basis of the principles of fundamentality, universality, integration, variation and practical orientation. The current socio-cultural changes show that the modern society requires intellectually competent, mobile personalities.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования интеллектуальной компетентности в виртуальном образовательном пространстве»

УДК 378:04 ББК 74.580 Н 73

О.С. Новикова

Доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии и этнологии СевероКавказского федерального университета, Ставрополь; E-mail: novasofia@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

(Рецензирована)

Аннотация. Компетентностный подход связан с интеграцией России в мировое сообщество, процессами глобализации и унификации системы высшего образования. Он направлен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности. Происходящие социокультурные изменения показывают, что современному обществу требуются интеллектуально компетентные, мобильные личности.

Ключевые слова: интеллект, интеллектуальная система, интеллектуальный потенциал, образовательное пространство, виртуализация образования.

O.S. Novikova

Doctor of Philosophy, Professor of Social Philosophy and Ethnology Department, North Caucasian Federal University, Stavropol; E-mail: novasofia@rambler. ru

PECULIARITIES OF FORMATION OF THE INTELLECTUAL COMPETENCE IN THE VIRTUAL LEARNING SPACE

Abstract: The competence-based approach is linked with the integration of Russia into the world community, the processes of globalization and unification of the system of higher education. It is aimed at the development of the competences of the students on the basis of the principles of fundamentally, universality, integration, variation and practical orientation. The current socio-cultural changes show that the modern society requires intellectually competent, mobile personalities.

Keywords: intellect, intelligence system, intellectual potential, learning space, virtualization of education.

Развитие информационного общества в новом веке конституируется социальными и символическими трансформациями, обусловленными парадигмальными изменениями в процессе виртуализации традиционных смыслов и статусов социальных структур, в первую очередь, профессионально-образовательной структуры современного общества -образовательного пространства. Образовательное пространство интенсивно виртуализировалось в последние десятилетия, а виртуализация образования в России и мире оказала существенное влияние на современное социальное бытие.

Виртуализация современного российского образования и темпы этого процесса постоянно нарастают, что вызывает необходимость исследования социальной сущности виртуальности в процессе ее воздействия на образовательную среду жизнедеятельности россиян. Данное обстоятельство ставит перед философией важные и недостаточно разработанные вопросы, касающиеся фундаментальных проблем социально-онтологического статуса и социокультурной специфики виртуальности как семантического компонента виртуальной реальности в значимых для информационного общества в России социальных структурах, в первую очередь, образовательном пространстве.

Проблемы генезиса и динамики виртуальности в социальных структурах современности актуализируют эвристический потенциал социальной философии и

общественных наук, направленный на социальное прогнозирование и разработку

достоверных моделей социального развития в условиях социальных трансформаций, детерминированных виртуализацией и информатизацией общества. Эти трансформации связаны с переосмыслением ценностных и социально-онтологических оснований

информационного общества, логики социального развития, что вызывает необходимость проанализировать субстанциальные признаки и онтологические детерминанты, определяющие эмпирические формы виртуализации современных социальных структур. Современные процессы виртуализации стремительны и с трудом поддаются

прогнозированию, в то время как предметное поле социально-философских исследований виртуальности образовательного пространства только начинает складываться.

Одним из важнейших приоритетов дальнейшего развития России является переход от экономики, основанной на эксплуатации материальных ресурсов, к экономике

информационных, интеллектуальных технологий. В ближайшем будущем устойчивое развитие российского государства будет определяться эффективностью использования интеллектуальных технологий, а также способностью создания инновационных знаний. Именно наука и интеллектуальная деятельность в целом становятся главной и непосредственной производительной силой, и от их развития зависит судьба страны и народа, что определяет актуальность рассмотрения проблемы интеллектуального развития в целом и интеллектуальной компетентности в частности.

По мнению О.С. Новиковой, интеллект - это способность приобретать и сохранять знания, обучаться на собственном или заимствованном опыте, формулировать задачи и отыскивать их решения, гибко реагировать на изменяющиеся условия, принимать решения в нестандартных ситуациях, формулировать гипотезы, проверять, уточнять или опровергать их[1, с. 141-142]. Интеллект проявляется в легкости научения, в преодолении неожиданных препятствий, в умении адаптироваться к сложной, незнакомой среде, в глубине понимания происходящего, в творчестве.

Оценки и оценочное отношение к интеллекту известны в культуре с глубокой древности. В этом контексте интеллект выступал в качестве ресурса деятельности личности, его наращиванием занимались специально. В настоящее время исследователи рассматривают интеллект коллектива, отрасли, региона и государства. В подобных случаях интеллект выступает в качестве характеристики уже не отдельного индивида, а различным образом организованных совокупностей людей. Здесь мы имеем дело с принципиально новой ситуацией, в которой интеллект служит ресурсом для осуществления коллективной или массовой деятельности, поэтому сегодня исследование интеллекта, интеллектуальной компетентности как общественного феномена и важнейшего ресурса в системе образования имеет повышенную актуальность и востребованность.

Интеллектуализация различных областей деятельности осуществляется посредством развития интеллектуальных возможностей специалистов, а установки на развитие интеллекта осознаются как интеллектуальная потребность, условием удовлетворения которой оказывается развитие своего рода интеллектуального вкуса и интеллектуальной эстетики. Интеллектуализация идет по различным направлениям, главными из которых выступают формирование интеллектуального самосознания и интеллектуальной культуры специалистов, приобретение ими когнитивной грамотности, овладение методологической культурой. Развитие интеллекта и осознание его в качестве ценности конкретизируются в контексте профессиональной деятельности и подготовки к ней. В зависимости от разнообразных особенностей профессиональной среды, многовариантности организации учебных предметов их состав и отношения могут быть различными, хотя во всех случаях сохраняется представление об интеллекте и его осознании в качестве особой ценности в жизни и поведении личности. Интеллект наряду с установками, интересами, мотивацией является существенным фактором успешности обучения.

По мнению А.И. Субетто, все существующие в социокультурном пространстве системы подвержены закону интеллектуализации систем. Закон интеллектуализации систем -

это прогрессивный, эволюционный закон, приобретающий содержание закона роста идеальной детерминации в истории и соответственного возвышения общественного интеллекта[2, 99].

Интеллектуальная система представляет собой объединенную информационным процессом совокупность технических средств и программного обеспечения, работающую автономно или во взаимодействии с человеком (коллективом людей), способная на основе сведений и знаний при наличии мотивации синтезировать цель, выработать решение о действии и находить рациональные способы достижения цели. Разработка теории и техники интеллектуальных систем потребовала создания информационных технологий, включающих динамические экспертные системы, базы знаний, языки программирования, методы управления, а также новые технические средства.

По мнению А.И. Субетто, интеллектуальные системы проявляются повсюду, речь идёт о проявлении интеллектуальных систем в некоторых уже существующих организациях, действующих в сфере образования, науки, производства, финансов, управления. Формирует ли среда интеллектуальную систему или наоборот? Являются ли интеллектуальные системы новой формой организации техники, людей, идей, необходимых человечеству, вступающему в эпоху ноосферы? В любом случае они изменяют и совершенствуют интеллектуальную сферу.

Под интеллектуальной системой понимают систему (человек плюс компьютерная система), способную не только имитировать деятельность квалифицированного эксперта, но и усиливать интеллектуальные возможности человека (эксперта). Характерные черты интеллектуальных систем: открытость, логическое устройство, накопление знаний об окружающем систему мире, умение классифицировать и оценивать их с точки зрения прагматической полезности и непротиворечивости, инициировать процессы на получение новых знаний, осуществлять соотношение новых знаний с ранее хранимыми.

Появление термина «интеллектуальные системы» в социокультурном пространстве связано с понятием интеллектуальной собственности. Под интеллектуальной собственностью понимается собирательное понятие, означающее совокупность исключительных прав на результат творческой деятельности и средства индивидуализации, охватывающий права, относящиеся к литературным, художественным, научным произведениям. Результаты интеллектуальной деятельности впервые были зафиксированы, как охраняемые правом в Англии в 1623 г. В России подобный закон появился в 1812 г. в виде Манифеста «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах». Согласно закону исключительными правами на пользование интеллектуальной собственностью наделялось лицо, совершившее открытие.

В Российском законодательстве понятие «интеллектуальная собственность» используется в нескольких значениях. Во-первых, для обозначения отрасли законодательства об интеллектуальной собственности. Во-вторых, в качестве обобщающего понятия для всех результатов интеллектуальной деятельности. В-третьих, как субъективное гражданское право на результаты интеллектуальной деятельности [3, 31]. Под выражением «результаты интеллектуальной деятельности» можно понимать «выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера научным или научно-техническим результатом, достижением либо изобретением, промышленным образцом, товарным знаком, произведением науки, литературы, искусства»[3, 32].

Интеллектуальная компетентность выступает составляющей интеллектуальной культуры. «Компетентность» представляет собой первичную по отношению к термину «компетенция» семантическую категорию и воплощает в себе интериоризованную совокупность знаний, умений и навыков, их систему [4]. Компетентность - это совокупность компетенций как способностей решать определенные задачи. При этом В.Д. Шадриков определяет способность как свойство или совокупность свойств объекта, системы, проявляющиеся в процессе функционирования [5, 6].

Реализация компетентностного подхода в системе образования получила сегодня

широкое распространение. По утверждению Н.В. Шестак, развитие компетентности имеет следующие особенности: во-первых, овладение компетентностью происходит только в реальном действии с учетом целей, мотивов, намерения; во-вторых, приобретение и развитие компетентности происходит в течение всей жизни, в том числе в образовательных структурах; в-третьих, для компетентностного человека характерен высокий уровень когнитивной сложности, основанный на целостном видении жизни, развитом критическом мышлении и рефлексии, что определяет независимость и самостоятельность в принятии решений [5, с. 93]

Компетентностный подход связан с интеграцией России в мировое сообщество, процессами глобализации и унификации системы высшего образования. Он направлен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности. Происходящие социокультурные изменения показывают, что современному обществу требуются интеллектуально компетентные, мобильные личности. Такая потребность существует во всех областях социокультурного пространства. Однако в традиционной системе и высшего образования формирование компетентности практически не просматривается. Общеизвестно, что многие российские проблемы порождены не компетентностью, а дилетантизмом. Что же касается интеллектуальной компетентности, то, к сожалению, объяснение состава, структуры данного понятия мы не находим, хотя некоторые учёные его называют главным в плане развития личности.

По мнению М.А. Холодной, интеллектуальная компетентность - это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определённой предметной области деятельности, в том числе и в экстремальных условиях [6, 31]. Формирование интеллектуальной компетентности является, бесспорно, результатом многих исследований, показывающих значимость этого показателя в образовательном процессе. Интеллектуальная компетентность лежит в основе интеллектуального развития студентов. Исследования групп студентов, находящихся на разных стадиях обучения, показали существование значительных различий между ними, содержательная интерпретация которых остается довольно двусмысленной.

Интеллектуальная компетентность детерминирует способность эффективного поиска, рационального выбора и переработки информации в соответствии с целями и потребностями деятельности; умение работать с информацией разного типа в условиях гипотезы; высокий уровень развития умственных и познавательных процессов, абстрактного, аналитического и рационального мышления. Кроме того, она предполагает готовность разработки путей и методов решения проблем в нестандартной, неалгоритмизированной ситуации. Следует подчеркнуть, что интеллектуальная компетентность связана со стремлением к постоянному обновлению и расширению знаний, поскольку сегодня существует необходимость овладевать все новыми научно-техническими достижениями.

Интеллектуальная компетентность связана с образовательной компетентностью в целом. Образовательная компетентность определяется как свойство личности совершать сложные культурсообразные действия, направленные на взаимодействие с реальным миром [7, 40]. В конечном счете интеллектуальная и образовательная компетентность направлены на достижение профессиональной компетентности как готовности к осуществлению определенной деятельности в различных профессиональных ситуациях. В.Н. Введенский приводит следующие интерпретации понятия «профессиональная компетентность»: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков практического выполнения задачи; совокупность личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культурсообразные виды действий [8, 51].

Таким образом, прогнозирование уровня интеллектуального развития общества, формирование его интеллектуального фонда — это две фундаментальные проблемы, на базе

решения которых возможны работы по программированию изменений в образовательном пространстве современной России. Для инновационных преобразований образовательного пространства необходимо осуществлять прогнозирование уровня интеллектуальной компетентности студентов, так как на основе такого прогноза можно управлять реформами в российской государственной системе. В противном случае любые реформы образовательного пространства будут показывать только его отстающий уровень.

Примечания:

1. Новикова О.С. Интеллектуальная подготовка как ресурс и ценность в образовании // Образование и культура России в изменяющемся мире: материалы междисциплинарного семинара для молодых ученых и аспирантов. Новосибирск, 2007. С. 141-142.

2. Субетто А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в предверии третьего тысячелетия. СПб.: ПАНИ, 1999. C. 99.

3. Волынкина М.В. Концепция «исключительных прав» и понятие «интеллектуальной собственности» в гражданском праве // Журнал Российского права. 2007. № 6. С. 31.

4. Мутовкина О.М. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков. URL: http://www.elib.vstu.ru/Open/3 /R37.htm.

5. Шестак Н.В. Компетентностный подход в непрерывном профессиональном образовании // Право и образование. 2006. № 6. С. 93.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. С. 30.

7. Дахин А.Н. Образовательная компетентость: от существующего знания к возникающей инновационной культуре // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 40.

8. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51.

9. Выготский Л.С. Психология. M.: Эксмо-Пресс, 2002.

References:

1. Novikova O.S. Intellectual training as a resource and value in education // Education and culture of Russia in the changing world: materials of the interdisciplinary seminar for young scientists and postgraduate students. Novosibirsk, 2007. P. 41-142.

2. Subetto A.I. Russia and mankind on history «passing» on the threshold of the third millennium. SPb.: PANI, 1999. P. 99.

3. Volynkina M.V. Conception of «exclusive rights» and the idea of «intellectual property» in civil law // The journal of the Russian law. 2007. No. 6. P. 31.

4. Mutovkina O.M. Components of professional competence of a teacher of foreign languages. URL: http: //www.elib .vstu.ru/Open/3 /R37.htm.

5. Shestak N.V. Competence-based approach in the continuous vocational education // The law and education. 2006. No. 6. P. 93.

6. Kholodnaya M.A. Psychology of intelligence. Paradoxes of research. SPb.: Piter, 2002. P. 30.

7. Dakhin A.N. Educational competence: from actual knowledge to arising innovation culture // School technologies. 2006. No. 5. P. 40.

8. Vvedensky VN. Modelling of the professional competence of a teacher // Pedagogy. 2003. No. 10.

P. 51.

9. Vygotsky L.S. Psychology. M.: Eksmo-Press, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.