Научная статья на тему 'Интенсивность включения в сетевые структуры коммуникации студентов Удмуртского государственного университета'

Интенсивность включения в сетевые структуры коммуникации студентов Удмуртского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СТУДЕНТЫ / ПРАКТИКИ / КОММУНИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / СЕРВИСЫ / БЛОГ / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERNET / STUDENT / PRACTICE / COMMUNICATION / EDUCATION / INFORMATION / TOOLS / BLOG / NET-COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обухов Константин Николаевич

Анализируются данные по «включенности» студентов 4-го курса Удмуртского государственного университета в сетевые практики коммуникации. Описываются практики использования сети Интернет для обмена информацией с преподавателями и/или кураторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The intensity of UDSU students' engagement in network structures of communication

The study analyzes Internet communication practices of students in their fourth year of study in Udmurt State University. We address students' Internet usage practices for information exchange with instructor and/or curators.

Текст научной работы на тему «Интенсивность включения в сетевые структуры коммуникации студентов Удмуртского государственного университета»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_49_

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2010. Вып. 1

УДК 378.4:004.738.5(045) К.Н. Обухов

ИНТЕНСИВНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ В СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Анализируются данные по «включенности» студентов 4-го курса Удмуртского государственного университета в сетевые практики коммуникации. Описываются практики использования сети Интернет для обмена информацией с преподавателями и/или кураторами.

Ключевые слова: Интернет, студенты, практики, коммуникация, образование, информация, сервисы, блог, сетевая коммуникация.

В целях прояснения степени вовлечения студентов Удмуртского государственного университета (УдГУ) в сетевые формы коммуникации в ежегодный мониторинг среди студентов университета был включен блок вопросов соответствующей тематики. Объектом исследования являлись студенты 4-го курса дневной формы обучения всех факультетов УдГУ. Предмет - практики использования коммуникативных сетей, в том числе Интернета, студентами университета. Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: определение технических возможностей для включения в сетевые формы коммуникации; определение интенсивности использования сети Интернет; определение наиболее востребованных сервисов коммуникативных сетей.

Мониторинг проводился с использованием стратифицированной выборки, в которой генеральная совокупность представлена студентами 4-го курса дневного отделения всех факультетов УдГУ вне зависимости от формы обучения (бакалавриат, магистрат, сокращенная форма). Для расчета объема выборки применялось пропорциональное размещение, когда объем выборки в каждой страте (факультет) пропорционален объему страты, то есть доля отбора в каждой страте одинакова и совпадает с долей отбора по всей совокупности [1. С. 24]. Доверительная вероятность при определении выборочной совокупности в обоих случаях составила 95%, доверительный интервал - 4%.

Данные исследования представлены за два учебных года: 2007/08 и 2008/09 гг., опрос проводился в конце зимнего семестра с ноября по декабрь, выборочная совокупность составила 329 и 320 чел. соответственно. По результатам мониторинга 2007/08 уч. г. были внесены незначительные изменения в используемый инструментарий, которые связаны с введением дополнительных вопросов относительно частоты и продолжительности обращения респондентов к сети Интернет.

По итогам анализа линейных распределений выборочная совокупность представлена следующими социально-демографическими характеристиками: за 2007/08 уч. г. - 30% опрошенных составили мужчины, 70% - женщины; возраст попавших в выборку колебался от 19 до 24 лет, средний возраст опрашиваемых зафиксирован на уровне 20,5 года; 37% студентов проживали с родителями, 34% в общежитии, 18% снимали жилье; за 2008/09 уч. г. - 33% опрошенных составили мужчины, 67% -женщины; возраст попавших в выборку колебался от 19 до 25 лет, средний возраст опрашиваемых зафиксирован на уровне 20,5 года; 49% студентов проживали с родителями, 27% в общежитии, 17% снимали жилье.

Согласно заявленным задачам эмпирического исследования по прояснению степени вовлечения студентов УдГУ в сетевые формы коммуникации наиболее важным элементом анализа явилось статистическое определение интенсивности использования ряда отдельных сервисов, реализуемых на основе интернет-технологии. Обработка полученной первичной социологической информации проводилась с использованием статистического процессора SPSS 16.0. В основном в качестве инструмента математического анализа использовалось построение линейных и парных распределений переменных по значениям шкалы, а также выборочное обращение к уместным для использования парным коэффициентам корреляции. Применения этих аналитических инструментов достаточно для реализации задач исследования.

Возможность обращения к любым сервисам, реализуемым с помощью интернет-технологии, тесно связана с технологической оснащенностью студентов. Наиболее часто используемым (соответствует сумме ответов «время от времени» и «регулярно») техническим средством коммуникации является сотовый телефон, к нему обращалось в 2008/09 уч. г. 98% респондентов (в 2007/08 - 96%);

к настольному компьютеру - 86% (в 2007/08 - 85%); к ноутбуку - 49% (в 2007/08 - 54%); к смартфону - 19,5% (в 2007/08 - 16%).

В сравнении с данными предыдущего года изменилась структура использования таких технических средств, как ноутбук и смартфон. Если в 2007/08 уч. г. половина респондентов, использующих смартфон отмечали позицию «время от времени», то в 2008/09 уч. г. таких насчитывалось менее 5% от ответивших на вопрос. Женщины склонны обращаться к смартфонам чаще время от времени, тогда как мужчины - регулярно. Эти данные можно объяснить фактом владения устройством. Кроме того, регулярное обращение к этому типу устройств свойственно представителям более доходных групп студентов (доход свыше 7 тыс. руб. на одного члена семьи в месяц), а также студентам, обучающимся на информационно-технических и физико-математических специальностях. С большей регулярностью респонденты стали использовать ноутбук: 32% в 2008/09 против 28% в 2007/08 уч. г. К ноутбукам регулярно в большей степени склонны обращаться женщины, студенты с более высоким ежемесячным доходом на одного члена семьи, обучающиеся преимущественно на социогуманитар-ных специальностях, а также иногородние студенты. Мужчины с инофрмационно-технических и физико-математических специальностей, студенты со средним (от 5 до 10 тыс. руб.) уровнем дохода на одного члена семьи, а также проживающие постоянно в Ижевске, более регулярно используют настольные персональные компьютеры. Около 11% респондентов постоянно обращаются одновременно к ноутбукам и настольным компьютерам, 10% к настольному компьютеру и смартфону, 8,5% к ноутбуку и смартфону.

Из полученных данных видно, что технически подавляющее большинство студентов может быть включено в коммуникационные сети с разной степенью интенсивности. Наиболее мобильной категорией студентов являются пользователи смартфонов и ноутбуков, которые потенциально могут быть с легкостью подключены к сети Интернет. Классический вариант работы на настольном компьютере характерен для студентов со средним уровнем дохода, проживающих в Ижевске и обучающихся преимущественно на информационно-технических и физико-математических специальностях.

Наличие определенных технических средств не означает их полного использования с точки зрения возможностей. Включение той или иной техники в коммуникационные сети требует дополнительных действий со стороны пользователей. Кроме того, широкое распространение интернет-технологии в университетской среде и коммерческого доступа к ней дает студентам возможность получения доступа к сервисам Интернета без непосредственного технического оснащения. В задачи настоящего исследования входили прояснение механизмов технического встраивания в коммуникационные сети и определение интенсивности обращения к ним. Для решения этих задач в мониторинг 2008/09 уч. г. были включены два дополнительных вопроса, направленные на определение частоты обращения к сервисам сети Интернет и продолжительность среднего сеанса нахождения в сети.

По данным проведенного в этом учебном году исследования, 97% студентов пользуются интернет-технологией (2007/08 уч. г. - 93%). Предпочтительным местом выхода студентов в сеть является дом (84% - 2008/09 уч. г., 62% - 2007/08 уч. г.), университет (19,5% и 39%), работа (10% и 14%), интернет-кафе (5% и 14% соответственно). Произошедшие изменения в процентном соотношении «мягкого» рейтинга мест доступа к сети Интернет связаны с интенсивным развитием на протяжении двух лет широкополосных коммуникационных сетей и включением в них все большего числа домохозяйств, в том числе общежитий студенческого городка университета. Но, несмотря на произошедшие изменения в инфраструктуре, для иногородних студентов, проживающих в общежитии, по-прежнему характерно более интенсивное использование университетских возможностей для выхода в сеть, а также обращение к услугам интернет-кафе. Среднее значение оценки качества доступа к сети Интернет этими студентами (N=61) составляет 2,92, медианное значение ряда равно 3 по 5-балльной шкале.

Необходимо отметить, что за год возросла роль беспроводных технологий включения в сеть. Так, доля респондентов, прибегающих к использованию сотовых телефонов для подключения к сети Интернет, в 2008/09 уч. г. составила 20%, тогда как в прошлом - 16%. 6% опрошенных в этом году выходили в сеть с использованием технологии Wi-Fi, тогда как годом ранее данную технологию использовало менее одного процента респондентов. К услугам сотовой связи для выхода в сеть чаще всего прибегают иногородние студенты и студенты со средним и высоким уровнем дохода семьи, это обусловливается необходимостью наличия специальной, более дорогостоящей техники и невозможностью в ряде случаев доступа к наиболее часто используемым стандартным технологиям подключения к сети. К технологии Wi-Fi прибегают исключительно студенты с высоким уровнем семейного

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2010. Вып. 1

дохода (более 7 тыс. руб.), регулярно использующие ноутбук. Общая доля респондентов, использующих беспроводные технологии доступа к сети, в этом учебном году составила 23% от общего числа опрошенных. Рост этого показателя напрямую связан с расширением спектра предоставляемых услуг компаниями сотовой связи и доступностью коммуникационного оборудования.

Интенсивность обращения к сервисам глобальной сети является одним из ключевых показателей включенности в сетевые коммуникации. 70% респондентов используют услуги сети Интернет каждый день; 10% - 2-3 дня в неделю; 10% - 4-5 дней в неделю; по 5% респондентов раз в неделю и несколько раз в месяц. Большинство респондентов, которые выходят в сеть каждый день, делают это из дома. Респонденты, обращающиеся к услугам сети 4-5 дней в неделю и 2-3 дня в неделю, делают это на работе или в университете. 70% респондентов, пользующихся подключением к сети Интернет через сотовый телефон, и 95% респондентов, пользующихся подключением к сети Интернет с помощью технологии Wi-Fi, выходят в сеть каждый день. Для половины пользователей мобильного телефона как средства подключения к сети Интернет и практически всех пользователей технологии Wi-Fi характерно обращение к этим технологиям с «поддерживающей» целью, тогда как основным способом выхода в сеть является домашнее подключение, а средством - домашний компьютер или ноутбук.

Средняя продолжительность одного сеанса всех пользователей Интернета равна 3,32 ч, медианное значение ряда составляет 2,5 ч, значение моды находится на 2 ч, при стандартном отклонении 3,31. У 25% респондентов, использующих интернет-технологию, средний сеанс продолжается менее 1,5 ч.; у 50% - менее 2,5 ч; у 75% - менее 4 ч. Для пользователей, обращающихся к сервисам сети Интернет каждый день, среднее значение равно 3,9 ч, медианное значение ряда находится на 3 ч, значение моды - 2 ч; значение первого и второго квартилей смещаются в сторону увеличения на 0,5 ч; стандартное отклонение составляет 3,64. Пользователи, обращающиеся к сервисам сети 4-5 дней в неделю, проводят в сети в среднем 2 ч. в день (стандартное отклонение 1,15); 2-3 дня в неделю - 1,45 ч, при медианном значении ряда и моде один час (стандартное отклонение 0,78). Таким образом, наибольший разброс значений по продолжительности одного сеанса характерен для пользователей, обращающихся к сети каждый день, при наибольшей средней продолжительности сеанса. Наблюдается слабая корреляция между переменной частоты обращения к услугам сети и продолжительностью одного сеанса, эти переменные коррелируют положительно.

Девушки в среднем склонны проводить в сети меньше времени, чем юноши. Наибольшая продолжительность среднего сеанса характерна для представителей информационно-технических и физико-математических специальностей. Иногородние студенты проводят в сети меньше времени, чем городские. Больше времени в сети проводят люди с доходом средним и выше среднего на одного члена семьи.

Таким образом, в студенческой среде созданы все условия для доступа к сервисам, реализуемым на базе интернет-технологии. Наиболее интенсивное включение в сетевые процессы характерно для студентов, проживающих в Ижевске и имеющих домашнее подключение, настольный компьютер или ноутбук (приблизительно 60% респондентов по итогам опроса 2008/09 уч. г.). В качестве вспомогательного и дополнительного средства доступа к сети используются беспроводные технологии (около 15% респондентов). 23% респондентов прибегают к беспроводным технологиям доступа к сети. Наиболее интенсивное включение в сеть характерно для респондентов с доходом средним и выше среднего на одного члена семьи. Наибольшая интенсивность взаимодействия в сетевой среде (обращение к сети каждый день и средняя продолжительность одного сеанса более 5 ч) наблюдается преимущественно у представителей мужского пола информационно-технических и физико-математических специальностей (около 10% респондентов от общего числа). 17% респондентов прибегают к услугам сети эпизодически, используя возможности университета или интернет-кафе, реже сотового телефона. Чаще всего это иногородние студенты, студенты с низким и средним семейным доходом, а средняя продолжительность сеанса в этих случаях незначительна. Данные результаты свидетельствуют о существовании сегрегации относительно условий доступа к сети и технологиям, базирующимся на ней. Ряд сервисов, реализуемых на базе интернет-технологии, предполагают постоянное присутствие пользователя в сети, требовательны к техническим условиям использования (пропускная способность канала коммуникации, объемы трафика). Без этого снижается эффективность их использования и включения человека в сетевые структуры коммуникации.

Наиболее востребованными сервисами остаются сайты и электронная почта. За год произошло дальнейшее укрепление позиций этих двух сервисов, которые являются основными и наиболее знако-

мыми большинству пользователей [2. С. 32]. Значительные изменения в рейтинге зафиксированы относительно сервисов интернет-пейджинг и социальные сети, блоги. К использованию этих сервисов прибегает в два раза больше респондентов по сравнению с данными 2007/08 уч. г., это свидетельствует о «взрывном» росте их популярности. Необходимо отметить, что, по данным исследования проведенного в УдГУ в 2003 г. (N=390; объект исследования: студенты 2-4-го курсов; доверительный интервал - 5% [2. С. 30]), социальные сети, блоги не были включены в число сервисов Интернета (технология не была общедоступной), а к услугам интернет-пейджинга прибегали лишь 5,4% опрошенных.

«Мягкий» рейтинг обращения к сервисам сети Интернет (% от общего числа опрошенных респондентов)

Сервисы 2008/09 2007/08

Посещение сайтов 91 85

Электронная почта 76 69

Интернет-пейджинг 65 29

Социальные сети, блоги 60 29

Файлообменники, файлообменные сети 38 28

Форумы 34 36

1Р- и видеотелефония 21 15

Чаты 18 26

Дальнейший рост числа обращающихся респондентов зафиксирован к сервисам файлообмен-ники, файлообменные сети и 1Р-, видео-телефония. Данные показатели, вероятно, связаны с развитием каналов связи и удешевлением трафика, так как эти сервисы наиболее требовательны к техническим свойствам связи. К файлообменным сетям наиболее часто обращаются представители информационно-технических специальностей и мужчины, выходящие в сеть из дома. К 1Р-, видео-телефонии склонны чаще обращаться представители социальных и гуманитарных специальностей, женщины, выходящие в сеть из дома. Наблюдается дальнейшее падение числа обращающихся к сервисам чаты и форумы, эти коммуникационные сервисы вытесняются более современными и гибкими интернет-пейджингом и социальными сетями, блогами. Форумами пользуются преимущественно представители информационно-технических специальностей и иногородние студенты. Изменений числа обращений к этим сервисам в данных группах не зафиксировано.

Из представленного рейтинга видно, что наиболее востребованной группой являются информационные сервисы, реализованные на базе технологии всемирной паутины и отчасти электронной почты. Данная группа сервисов является в настоящий момент базовой для пользователей, обращающихся к сети Интернет.

Следующая группа сервисов носит коммуникативный характер. К ней в той или иной степени обращаются до 76% респондентов через старейший сервис Интернета электронную почту. Наибольшей динамикой развития, с точки зрения привлечения пользователей, в этой группе характеризуются сервисы интернет-пейджинг, социальные сети, блоги, 1Р-, видео-телефония. Такие коммуникационные технологии, как форум и чат, в настоящий момент проходят стадию падения интенсивности обращения пользователей. Сервис форум становится «нишевым» сервисом, чат замещается интернет-пейджинг-технологией и 1Р-, видео-телефонией. Общей тенденцией развития коммуникационных сервисов является переход к собственно сетевым формам коммуникации, которые позволяют выстраивать нелинейные способы связи и длительно поддерживать слабые связи.

К контент-сервисам хранения и передачи информации обращаются преимущественно мужчины, представители информационно-технических и физико-математических специальностей, респонденты с высоким ежемесячным доходом на одного члена семьи. Этот факт может быть объяснен требовательностью данных сервисов к характеристикам каналов связи и наличия трудностей в их использовании.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2010. Вып. 1

Подробнее остановимся на структуре использования собственно сетевых сервисов Интернета, представленных социальными сетями, блогами, интернет-пейджингом и ГР- и видео-телефонией (см. рис.).

1 №% 70К

б Эл. 509й 40ЭД ЗОЭД

■ регулярна ■ брсмл от времени ■ очень редко ■ не пользу ЮСЬ

Рис. Интенсивность обращения пользователей к собственно сетевым сервисам Интернета (% от ответивших на вопрос)

Из данных, представленных на диаграмме, видно, что наибольшая поляризация ответов по частоте обращения респондентов наблюдается у сервисов социальные сети, блоги и интернет-пейджинг. Оба сервиса требуют регулярного обращения пользователей, в противном случае эффект от их использования нивелируется. Наиболее характерна эта картина для сервиса интернет-пейджинга, требующего присутствия пользователя в режиме онлайн. Сервис IP- и видео-телефония, наоборот, характеризуется эпизодичностью обращения пользователей, так как к нему обращаются запланирован-но и непосредственно.

Респонденты, использующие эти три сервиса, чаще склонны обращаться к сети Интернет каждый день. Наблюдается корреляция средней силы между переменными интенсивности обращения к сети Интернет и этими сервисами. Кроме того, наблюдается корреляция средней силы между переменными «частота обращения к сервису icq» и «продолжительностью среднего сеанса в сети Интер -нет» (при условии, что респондент обращается к сети Интернет каждый день), с остальными сервисами взаимозависимость между переменными не была выявлена. Таким образом, регулярно сервисы социальные сети, блоги, интернет-пейджинг и IP- и видео-телефония используют наиболее интенсивно обращающиеся к сети пользователи, то есть для этих пользователей характерно интенсивное включение в сетевые структуры коммуникации. Численность этой группы может быть оценена на основании следующих переменных: интенсивность обращения к сети Интернет, интенсивность обращения к собственно сетевым сервисам и продолжительность среднего сеанса связи. Высокий показатель всех этих трех переменных наблюдается у 28% респондентов. Эта группа характеризуется совпадением структуры половозрастных признаков со структурой выборочной совокупности, но преобладанием студентов, проживающих в Ижевске с родителями или снимающих жилье, а также более высоким средним ежемесячным доходом семьи. Для этой группы студентов характерно обращение к сети Интернет из дома при помощи настольного компьютера (86% случаев) или ноутбука (29% случаев), использование беспроводных технологий связи (15% - сотовый телефон, 8% - Wi-Fi), как «поддерживающих» при обращении к сети Интернет.

Таким образом, по результатам мониторинга можно говорить о существовании значительной группы студентов, интенсивно включенной в сетевые структуры коммуникации. Численность этой группы увеличивается с течением времени, так как логика эффективного использования сервисов, реализуемых на базе интернет-технологии, предполагает усиление интенсивности коммуникации со многими другими пользователями и рост числа слабых связей. Подобного рода «взрывное» расшире-

ние группы приводит к возникновению вопросов, относящихся к возможному влиянию сетевых форм коммуникации на процессы идентификации и установлению идентичности как индивида, так и этой группы в целом.

* * *

1. Печугина Т. А. Опыт социологического исследования проблемы толерантности как основы социальной безопасности преподавателей и студентов государственных вузов УР // Толерантность. Ижевск, 2002.

2. Рупасов Н.Ю. Опыт эмпирического исследования практик использования ресурсов Интернета студентами Удмуртского государственного университета // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Социология и философия. 2003.

Поступила в редакцию 01.02.10

K.N. Obukhov, postgraduate student

The intensity of UDSU students' engagement in network structures of communication

The study analyzes Internet communication practices of students in their fourth year of study in Udmurt State University. We address students' Internet usage practices for information exchange with instructor and/or curators.

Keywords: Internet, student, practice, communication, education, information, tools, blog, net-communication.

Обухов Константин Николаевич, аспирант ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: fagotfrosch@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.