138
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2009. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 378.4:004.738.5(045)
К.Н. Обухов
ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ СТУДЕНТАМИ УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (ПО ДАННЫМ ЕЖЕГОДНОГО МОНИТОРИНГА СРЕДИ СТУДЕНТОВ УДГУ ЗА 2007/08 ГОД)
Анализируются данные по «включенности» студентов 4-х курсов Удмуртского государственного университета в сетевые практики коммуникации. Описываются практики использования сети Интернет студентами 4-х курсов для обмена информацией с преподавателями и/или кураторами.
Ключевые слова: Интернет, студенты, практики, коммуникация, образование, информация, сервисы, блог, сетевая коммуникация.
Наличие эффективных каналов связи, включенность в глобальные информационные потоки - это то, что является на сегодняшнем этапе необходимым инфраструктурным компонентом развития университетского образования. Включенность в системы коммуникации не означает их эффективное использование. Интернет - это коммуникационная технология, которая способна изменяться под воздействием своих пользователей. Подобная изменчивость возвращает нас к необходимости постоянного определения практик использования коммуникационных сетей в рамках университетского пространства.
Объектом представленного исследования являлись студенты 4-х курсов всех факультетов Удмуртского государственного университета. Предметом исследования - практики использования коммуникативных сетей, в том числе Интернета, студентами университета. Для определения сложившихся практик использован метод опроса. В исследовании использовалась стратифицированная выборка [2. С.24], которая предполагает, что генеральная совокупность представлена студентами 4-х курсов дневного отделения всех факультетов УдГУ, вне зависимости от формы обучения (бакалавриат, магистрат, сокращенная форма). Для расчета объема выборки применялось пропорциональное размещение, когда объем выборки в каждой страте (факультет) пропорционален объему страты, то есть доля отбора в каждой страте одинакова и совпадает с долей отбора по всей совокупности. Основываясь на этом, мы произвели расчет выборочной совокупности, который представлен в табл.
1. Исходя из задач исследования, определили объем выборочной совокупности в 333 человека. При этом ошибка выборки составила не более 5%.
Обработка полученной в результате опроса первичной социологической информации проводилась с использованием статистического процессора 8Р88 16. В основном в качестве инструмента математического анализа использовалось построение линейных и парных распределений переменных по значениям шкалы. Применения этих аналитических инструментов достаточно для описания практик сетевого взаимодействия с использованием сети Интернет студентами Удмуртского государственного университета.
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
Таблица 1
Структура генеральной и выборочной совокупности по факультетам
Факультет Совокупность Доля
Г енеральная Выборочная
ИФ i06 2D 6,i2%
ФФ 35 7 2,02%
ФУдмФ 59 ll 3,4i%
ИИЯиЛ i02 2D 5,S9%
ФизФ S6 l7 4,97%
БХФ S7 l7 5,03%
ГФ 93 lS 5,37%
ИППСТ i3i 2S 7,57%
МФ 5i lD 2,95%
ИПСУиБ 2i9 42 i2,65%
ИЭиУ i42 27 S,20%
ПФФК 44 S 2,54%
ФСФ 37 7 2,i4%
НФ 56 ll 3,24%
ФМБТ 26 S i,50%
ИСК 90 l7 5,20%
ФЖ 33 б i,9i%
ФПИЯ 52 lD 3,00%
ИГЗ 63 l2 3,64%
ИИиД i33 26 7,6S%
ФИТиВТ S6 l7 4,97%
Всего i73i 333 i00,00%
В результате проведенного опроса выборочная совокупность была представлена следующим образом: 29,5% респондентов мужского пола и 69,9% женского; 46,6% респондентов отнесли себя к иногородним студентам, 57,4% - к жителям Ижевска; возрастная структура и структура выборки в зависимости от факультета приведены в табл. 2 и 1 соответственно.
Значительных отклонений в структуре выборочной совокупности относительно генеральной не было выявлено, все отклонения вписываются в допустимую погрешность - 5%.
По результатам проведенного опроса было выявлено, что не используют Интернет только 6,5% опрошенных студентов. Остальные респонденты используют его с разной степенью интенсивности. Постоянное подключение к сети имеют дома 35,3% опрошенных студентов, эти студенты являются ижевчанами или имеют свое собственное жилье; 22,3% респондентов постоянно выходят в сеть Интернет из университета, при этом они оценивают доступность сети Интернет в рамках Удмуртского госуниверситета как удовлетворительную (из них оценивают на 3 - 39,5%; 4 и 5 - около 30%). Общий «мягкий рейтинг» мест, из которых студенты университета имеют доступ к сети, приведен на рис. 1.
Таблица 2
Структура выборочной совокупности по возрастному составу
Возраст Число респондентов % от общего числа опрошенных
19 1 0,30
20 205 62,31
21 102 31,00
22 14 4,26
23 1 0,30
24 3 0,91
Итого 326 99,09
250 бЖ 200 ^ш а С І 15(1 39% — с % 1 on -1 I 17% m 14% 50 1 -J 0 ,с* ^ Л-J? А* / ^ ip Ji ,</ ,/ с/ *
Рис. 1. «Мягкий рейтинг» мест доступа к сети Интернет
По сравнению с данными, полученными в результате опроса студентов в 2002 г. (опрос проводился среди студентов 2-4-х курсов) [3. С.29], резко увеличилось число пользователей сети Интернет. Сегодня подавляющее большинство студентов 4-х курсов использует Интернет, более трети из них являются постоянными пользователями и интенсивно включены в сеть коммуникации на основе этой технологии. Но интенсивное использование технологии не означает включенность в глобальные сети коммуникации. Множественность сервисов и методов использования сети Интернет не позволяет говорить о прямой зависимости использования этой технологии и включенности в коммуникационные сети, основанные на признаках, выделенных
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
М. Кастельсом [1. С. 108]. Тем более это не означает преобладания подобных форм коммуникации в образовательной, университетской среде. Хотя полученные результаты свидетельствуют о том, что треть опрошенных студентов Удмуртского государственного университета могут являться такими пользователями или стать ими.
Если обратиться к «содержательной» стороне использования Интернет, то она может быть раскрыта через структуру использования соответствующих сервисов. Своеобразными индикаторами коммуникационного использования глобальной сети могут выступать такие сервисы, как электронная почта, форумы, социальные сети/блоги, интернет-пейджинг, Интернет-телефония, чаты. Эти сервисы могут быть использованы для общения в самых различных целях.
«Мягкий рейтинг» популярности сервисов приведен в табл. 3, где указаны пользователи, которые обращаются к тем или иным ресурсам «время от времени» или «регулярно».
Таблица 3
«Мягкий рейтинг» популярности сервисов Интернет
Сервис % от общего числа опрошенных
www 85
e-mail 69
форумы 36
wap 34
социальные сети 29
icq (пейджинг) 29
файлообменники 28
чаты 26
ip телефония 15
По сравнению с данными 2002 г. произошли значительные изменения в рейтинге, они касаются и изменения числа позиций возможных сервисов, и интенсивности использования услуг, предоставляемой сетью Интернет. Как и в предыдущем исследовании, 85% респондентов пользуются сервисом «www», или «веб-серфингом»; на втором месте также остался сервис «e-mail», или «электронная почта», с увеличением доли пользующихся респондентов до 69%. Собственно коммуникационные сервисы сети расширили свое присутствие в рейтинге и «приобрели» большее число сторонников. Так, к «интернет-пейджингу» (icq и др.) прибегали лишь 5,4% опрошенных в 2002 г. [3. C.32], сейчас к ним обращаются около трети студентов. Собственно «сетевые» сервисы Интернета нашли свое распространение среди 29% респондентов, именно столько используют «социальные сети» (web2.0), или
«блоговые системы», при обращении к Интернету. Кроме того, необходимо выделить популярность такой услуги, как «wap», которая свидетельствует о включении мобильных телефонных сетей в интернет-пространство.
Хотелось бы подробнее остановиться на структуре использования некоторых сервисов. Такими услугами сети, как «интернет-пейджинг» и «блоги», интенсивно пользуются 33% и 20% опрошенных респондентов соответствен -но. Доля обращающихся к ним «время от времени» достаточно минимальна. Для форумов характерна обратная ситуация: доля обращающихся к ним «регулярно» и «время от времени» практически одинакова. Кроме того, «потребители » этих сервисов в 92% случаев располагают стабильным выходом в сеть Интернет из дома. Подобного рода результаты можно объяснить необходимостью «постоянного присутствия» пользователей этих сервисов в «онлайн», то есть смысл их использования нивелируется при эпизодическом обращении к сервису. Необходимо отметить, что именно «пейджинговые» системы и «блоги» - основные сервисы интенсивной коммуникации, которые «включают» человека в коммуникативные сети [1. C.108]. Но если «пей-джинг» - это более линейная форма организации коммуникации, то «блоговые» сервисы позволяют выстраивать собственно сетевые формы коммуникации, делающие возможным общение одного человека со множеством других одновременно. В обоих случаях представленная технология позволяет нивелировать пространственный аспект коммуникации. Подробнее структура использования сервисов Интернета представлена на рис. 2.
глеигрспнап
почта
форум
COIAMJ- ьные сети
интернет
пейджинг
I не пользуюсь ■ Очень редко
і еземл от времени
регулярно
5ис. 2. Структура посещения сервисов Интернет
Все многообразие представленных сервисов может быть использовано в соответствии с различными целями. Неотъемлемым компонентом образовательного и исследовательского процесса является фигура «преподавателя»
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
или «куратора». Задачей проводимого опроса было определение методик взаимодействия студентов с преподавателями через вышеуказанные сервисы, то есть сеть Интернет. «Мягкий рейтинг» Интернет-сервисов представлен в табл. 4.
Таблица 4
«Мягкий рейтинг» сервисов Интернета, которыми пользуются студенты для взаимодействия с преподавателями
Сервис % от общего числа опрошенных
e-mail 22,49
icq 5,78
файлообменники 3,95
blog 2,43
форумы 1,82
чаты 1,51
ip телефония 1,44
сотовый телефон 38
В рейтинге представлены показатели интенсивного обращения к сервису, которые соответствовали ответам «регулярно» и «время от времени». Для общения с преподавателем студентами чаще всего используется «электронная почта», реже «интернет-пейджинг». Остальные средства в рейтинге набрали менее 5% (для сравнения: к «сотовой/телефонной связи» прибегают 38%). Большинство ответов на вопрос об интенсивности использования интернет-сервисов представлены позицией «время от времени». Подобного рода цифры свидетельствуют о низкой степени совместной вовлеченности преподавателей и студентов в сеть Интернет. Общение этих двух групп образовательного процесса происходит на других основаниях, без интенсивного привлечения коммуникационных технологий. Интересно, что информацию об основных мероприятиях, происходящих в университете, студенты получают именно от преподавателей и кураторов (55,4% от общего числа респондентов ответили подобным образом на вопрос об источнике информации о научной деятельности).
Таким образом, по результатам представленного опроса можно сказать, что более трети студентов 4-х курсов Удмуртского государственного университета имеют постоянный доступ к сети Интернет и используют его на регулярной основе, для этих пользователей характерно интенсивное обращение к множеству сервисов, предоставляемых на базе глобальной сети. Подавляющее большинство этих студентов вовлечены в активные формы коммуникации, носящие сетевой характер. Однако данные опроса свидетельствуют о том, что студенты не используют этот ресурс для общения с преподавателя-
ми, хотя могут его использовать в образовательных целях. Кроме того, к сожалению, невозможно проследить с помощью количественной методики те изменения в поведении людей, которые произошли на основе интенсивного включения в коммуникативные сети.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Обухов К.Н. Сеть как социальная структура: модель сетевой коммуникации в теории М.Кастельса// Вест. Удм. ун-та. Сер. 3: Философия. Психология. Педагогика. 2008. Вып. 1.
2. Печугина Т. А. Опыт социологического исследования проблемы толерантности как основы социальной безопасности преподавателей и студентов государственных вузов УР // Толерантность. Ижевск, 2002.
3. Рупасов Н.Ю. Опыт эмпирического исследования практик использования ресурсов Интернета студентами Удмуртского государственного университета // Вестн. Удм. ун-та. Сер.: Социология и философия. 2003.
Поступила в редакцию 15.01.09
K.N. Obukhov, student
Internet usage practice of the Udmurt State University students (according to annual monitoring among UdSU students in 2007/08)
The article analyses Internet communication practice of UdSU fourth-year students. The Internet usage practice of the fourth-year students is described for information sharing with lecturers and/or curators.
Обухов Константин Николаевич, студент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: fagotfrosch@gmail.com