Научная статья на тему 'Институциональный анализ социально-трудовых отношений в аграрном секторе региона'

Институциональный анализ социально-трудовых отношений в аграрном секторе региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОН / ИНСТИТУТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / SOCIAL LABOR RELATIONS / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / REGION / INSTITUTIONS / SOCIAL SECURITY SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавров Владимир Николаевич, Петров Юрий Александрович, Стожко Константин Петрович, Стожко Дмитрий Константинович

В статье анализируются основные институты системы социально-трудовых отношений ваграрном секторе экономики Свердловской области: занятость, зарплатообразование, социальная защищенность. Выявлены особенности аграрных социальнотрудовых отношений и рассмотрены конкретные параметры их динамического развития на протяжении последних лет. В частности, снижение динамических показателей (роста заработной платы, расходов на строительство жилья) при формально возрастающих объемах финансирования. Обращено внимание на возрастание нагрузки на региональный бюджет в вопросах социального финансирования и развития системы социально-трудовых отношений на территории. Раскрыт многоуровневый характер и особенности системы социально-трудовых отношений регионального АПК. Показаны различные подходы к решению проблемы укрепления институциональных основ системы социально-трудовых отношений в условиях нарастающих рисков, нестабильности и неопределенности в мировой и отечественной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL ANALYSIS OF SOCIAL LABOR RELATIONS IN AGRICULTURAL SECTOR OF THE REGION

The article analyzes the main institutions of the system of social labor relations in agricultural sector of economy of Sverdlovsk region: employment, salary forming, and social security system. The authors point out peculiarities of agricultural social labor relations and consider particular parameters of their dynamic development during the period of ten years, decreasing of dynamic figures (raise of the wages, expenditures on housing construction) in spite of increasing financing in particular. The authors pay attention to increasing of impacts on regional budget in the light of social financing and developing the system of social labor relations on the territory. The article reveals multi-level character and peculiarities of the system of social labor relations of regional agro-industrial complex. The authors show different approaches to solving the problem of strengthening institutional basis of the system of social labor relations in the context of increasing risks, instability and uncertainty in the world and native economics.

Текст научной работы на тему «Институциональный анализ социально-трудовых отношений в аграрном секторе региона»

УДК 331:332(470.5)

институциональный анализ социально-трудовых отношений в аграрном секторе

региона

Лавров Владимир Николаевич,

Уральский федеральный университет, заведующий кафедрой теории и практики управления, доктор экономических наук, профессор, г. Екатеринбург, Россия. Е-таП; tpu@fat.ustu.ru

Петров Юрий Александрович,

Уральский государственный аграрный университет, аспирант кафедры экономической теории и менеджмента, г. Екатеринбург, Россия. Е-таП; motic2014@mail.ru

Стожко Константин Петрович,

Уральский государственный аграрный университет, заведующий кафедрой экономики и организации производства, доктор исторических наук, кандидат экономических наук, профессор, г. Екатеринбург, Россия. Е-таП: kostskp@mail.ru

Стожко Дмитрий Константинович,

Уральский государственный экономический университет, доцент кафедры общей и экономической истории, кандидат философских наук, г. Екатеринбург, Россия. Е-таУ: d.k.stozhko@mail.ru

Аннотация

В статье анализируются основные институты системы социально-трудовых отношений ваграрном секторе экономики Свердловской области; занятость, зарплатообразование, социальная защищенность. Выявлены особенности аграрных социально-трудовых отношений и рассмотрены конкретные параметры их динамического развития на протяжении последних лет. В частности, снижение динамических показателей (роста заработной платы, расходов на строительство жилья) при формально возрастающих объемах финансирования. Обращено внимание на возрастание нагрузки на региональный бюджет в вопросах социального финансирования и развития системы социально-трудовых отношений на территории. Раскрыт многоуровневый характер и особенности системы социально-трудовых отношений регионального АПК. Показаны различные подходы к решению проблемы укрепления институциональных основ системы социально-трудовых отношений в условиях нарастающих рисков, нестабильности и неопределенности в мировой и отечественной

экономике.

Ключевые понятия: социально-трудовые отношения, агропромышленный комплекс, регион, институты, социальная защищенность.

Институциональный анализ системы социально-трудовых отношений представляет собой сложную и многоплановую проблему, поскольку предполагает исследование различных сторон данной системы. Данная система охватывает в регионе свыше 300 сельскохозяйственных предприятий, более 500 предприятий пищевой промышленности, более 700 фермерских хозяйств и около 306 тыс. граждан, ведущих личные подсобные хозяйства. Кроме того, в сферу социально-трудовых отношений регионального АПК необходимо включить предприятия и других отраслей легкой промышленности, так или иначе связанных с сельскохозяйственным производством. Сюда можно отнести предприятия строительной, кожевенной, текстильной промышленности, общепита, транспортные организации и т.д. По объему грузоперевозок Свердловская область является лидером на Большом Урале (64,1 млн т.). Тогда как по объему производства собственно сельхозпродукции она занимает только третье место [12, с. 506].

Наиболее актуальными институтами (нормами) системы социально-трудовых отношений на данный момент выступают такие, как оплата труда, занятость, социальная защита, социальное партнерство и государственная поддержка аграриев. Целью данной статьи как раз и является выявление актуальности именно этих институтов и путей их дальнейшего развития. Научная новизна предлагаемой авторами постановки вопроса заключается в обосновании необходимости приоритетного подхода к развитию и совершенствованию названных институтов как ключевом факторе развития всей сферы аграрной экономики в условиях постоянно растущих рисков и неопределенности.

Следует обратить особое внимание на три аспекта в институциональном анализе системы социально-трудовых отношений и ее конкурентоспособности в современных условиях.

Во-первых, на многоуровневый характер самой системы.

Во-вторых, на конкретные институты, характеризующие данную систему [4, с. 96].

В-третьих, на более низкую по сравнению с другими сферами экономики конкурентоспособность предприятий АПК. Отсюда ясно, что необходима государственная поддержка сельского хозяйства,

что само по себе уже становится нормой (институтом) [6, с. 8-9]. В первую очередь это касается финансирования вопросов, связанных с демографическими перекосами, с охраной труда, защитой трудовых прав жителей села, повышением занятости и выравниваем уровня оплаты аграрного и промышленного труда, регулирования потоков аграрной трудовой миграции и прочее.

Без урегулирования данных вопросов невозможно решить насущную проблему «суженного воспроизводства» аграрного населения. На Урале эта проблема также имеет место. Например, в Челябинской области на протяжении десятилетий сохраняется именно суженный тип воспроизводства: коэффициент рождаемости здесь составляет 1,8. Разбалансирована структура семей: однодетные семьи составляют 68,1% от их общего количества [5, с. 86]. Суженный режим замещения поколений имеет и Свердловская область, в которой нетто-коэффициент воспроизводства населения составляет на селе 0,968 [3, с. 218].

Задачи комплексного развития и укрепления системы социально-трудовых отношений в аграрном секторе региона требуют существенного увеличения расходов по сравнению с тем, что имеет место в настоящий период. В Свердловской области на развитие сельских территорий в 2013 г. было выделено 559,3 млн руб.1 В 2014 г. на реализацию Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» была предусмотрена финансовая поддержка за счет средств федерального бюджета в размере 143,56 млн руб.2

Следует отметить также финансирование государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 г.». В ней предусмотрено поэтапное и совместное финансирование по восьми основным направлениям, из которых только третье (поддержка малых форм организации сельского хозяйства) и восьмое (поддержка АПК квалифицированными кадрами) направления можно условно отнести к социальной защите. Все остальные

направления имеют сугубо экономическую направленность. Общий объем финансирования программы составляет более 48,37 млрд руб.

Очевидно, что расходы на социальную защищенность аграрного населения Свердловской области в общей структуре расходов на развитие АПК явно недостаточны. При этом основная тяжесть финансирования села приходится на областной бюджет: его доля в общей структуре расходов на региональный АПК составит за период с 2014 по 2020 гг. почти 45% от всей суммы выделяемых средств. В «среднедушевом» выражении за весь период, однако, цифры выглядят более чем скромно. В сельской местности в Свердловской области на 2015 г. проживало 751,4 тыс. чел. Таким образом, на каждого жителя области из указанных средств приходится по 64,4 тыс. руб. в расчете на весь срок действия программы. Иначе говоря, в месяц объем финансирования в расчете на каждого агрария составит всего 767,7 руб. Этого явно недостаточно для того, чтобы сделать вывод об удовлетворительном уровне социальной защищенности или даже просто поддержки регионального АПК.

О пропорциях в финансировании экономической и социальной составляющей регионального АПК можно судить по тому, как решаются вопросы предоставления селянам жилья. Так, в 2006 г. на реализацию комплексного плана мероприятий по социальному развитию села в регионе было выделено (из бюджетов всех уровней) 147 млрд руб. Но на строительство жилья для молодых семей затратили лишь 34,3 млрд руб. Этого недостаточно для закрепления аграрного населения по основному месту жительства. Отсюда рост миграции в мегаполисы.

Некоторые институты в системе социально-трудовых отношений как в Свердловской области, так и в других областях Большого Урала испытывают серьезное напряжение. Например, институт занятости находится не в лучшем состоянии.

Уровень безработицы на селе по отдельным областям Большого Урала достигает 17,4%, а в Курганской области численность

1 Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга 2013 г. [Текст] / Вып. 5. М.: Росинформагротех, 2014. 268 с.

2 Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области / URL: http://mcxso.midural.ru (дата обращения 25.01.2016).

безработных и работающих сельских жителей практически сравнялась. В Свердловской области проблема занятости также стоит остро. На июнь 2015 г. общая численность безработных в области составила 146152 чел. против 134900 чел. на тот же период 2014 г. При этом аграрное население региона стремительно стареет [1, с. 37, 254].

В условиях современного финансово-экономического кризиса наиболее острой проблемой становится социальная защита работников сельскохозяйственных предприятий. [11, с. 7]. На наш взгляд - это необходимый институт в системе социально-трудовых отношений на селе. Следует, однако, отметить, что представления о социальной защите работников остаются весьма размытыми. А отношение к самому институту социальной защиты работников продолжает оставаться внутренне противоречивым. Одни экономисты выступают за секвестр данного института, другие, наоборот, против [10, с. 7-8]. Это в свою очередь приводит к противоречиям при выборе конкретных форм защиты, определении объемов необходимых средств и источников их обеспечения [17, с. 147-165].

Важными принципами организации института социальной защиты работников сельскохозяйственных предприятий являются: а) социальная справедливость, б) формирование оптимального уровня социальных гарантий на основе социальных нормативов [2, с. 102], с) социальной безопасности и минимизации рисков [8, с. 77], а также д) информационная открытость. Тем не менее следует признать отсутствие единства мнений по вопросу о значимости данных принципов. Их сколько-нибудь полного и закрепленного на законодательном уровне перечня не существует.

Считается, что обеспечение социальной защиты работников является важной и исключительной функцией социальной политики государства. При этом многие исследователи отмечают сложный характер имеющихся проблем в области условий и охраны труда, медицинского обслуживания трудящихся и социального страхования, которые не могут быть решены с помощью рыночных механизмов [16, с. 147-165]. На наш взгляд, здесь необходимы совместные усилия и четкое зако-

нодательно оформленное разграничение сфер ответственности.

На предприятиях регионального АПК находят свое проявление такие нарушения института социальной защищенности работников, как невыполнение в полном объеме социальных гарантий со стороны работодателей; необоснованное вознаграждение работодателей за счет завышения норм выработки и использования нелегального труда; нарушение условий труда и его охраны; ограничение доступа работников аграрной сферы к занятиям наукой, культурой, образованием (например, отказ от предоставления отпусков на выезд в вузы во время сессии и др.).

Но наиболее остро стоит вопрос о соблюдении института оплаты труда. В этой области можно отметить следующие нарушения: несвоевременная оплата труда; отсутствие индексации в оплате труда; теневая заработная плата; необоснованные удержания из заработной платы; невыполнение обещаний работодателя по премированию работников и др.

В целом уровень оплаты труда на предприятиях региональных АПК более низкий, чем в промышленности или сфере обслуживания. А около 18,5 млн чел. из 40 млн чел. - аграрного населения РФ - получают доходы ниже прожиточного минимума. Почти 6 млн чел. получили доходы ниже черты бедности в два и более раза [1, с. 37]. В условиях кризиса данная ситуация только усугубляется, что также не способствует укреплению и совершенствованию системы социально-трудовых отношений. В целом же задолженность по заработной плате в Свердловской области на октябрь 2015 г. составляла 579 тыс. руб., а по РФ - 3,47 млрд руб. Минимальная величина пособия по безработице в 2015 г. составляла 850 руб., максимальная - 4,9 тыс. руб.

Средняя заработная плата работников промышленных предприятий Свердловской области в 2015 г. превысила отметку в 30 тыс. руб. А средняя заработная плата работников многих предприятий регионального АПК в 2015 г. не достигала даже 20 тыс. руб. Общая динамика роста доходов жителей села в регионе положительная. Если в 2008 г. средняя заработная плата в сельском хозяйстве составляла по Свердловской области 10275 руб., то в 2010 г. она была уже 12911 руб., в 2012 г. -

15979 руб., в 2014 г. - 19867 руб.3 Но в условиях кризиса рост заработной платы работников АПК замедлился, а в отдельных округах и вовсе прекратился.

Типичным примером в этом смысле можно считать Талицкий округ Свердловской области, где средняя заработная плата в 2015 г. для 875 чел. работников АПК составила 17278 руб.4

В целом же в 2015 г. МРОТ составил 8154 руб., что хотя и было выше среднероссийского показателя (5965 руб.), но все равно ниже прожиточного минимума.

Известно, что социальная функция государства закреплена в законодательстве РФ и других развитых стран [9, с. 74-82]. Она непосредственно касается защиты населения от техногенных, природных, социальных и профессиональных рисков. Государство должно обеспечить защиту всего населения от этих рисков, ибо этого рыночные механизмы сделать не в состоянии. По мнению отечественных экономистов, цель социальной защиты работника состоит в «создании обществом для каждого человека условий для сохранения и развития человеческого потенциала, т.е. здоровья человека, его социально-творческих, социально-адаптационных способностей, интеллектуально-профессиональных умений и социально-нравственных навыков» [14, с. 88].

В литературе предлагаются разные подходы по формированию принципов социальной защиты работников отечественных предприятий в целом и работников предприятий региональных АПК в частности. К важней-трудовых отношений также относятся: социальная ответственность государства и бизнеса; социальная кооперация и социальное партнерство. Последнее понятие определено в Трудовом кодексе РФ.5

Однако на практике далеко не все декларируемые принципы реализуются в полном объеме. Естественно, что социальное партнерство как относительно новый институт в системе социально-трудовых отношений, невозможно без решения вопросов о социальной защите работников предприятий. Тем самым встает задача со-

четания различных, порой достаточно противоречивых институтов, в общей системе социально-трудовых отношений.

Современные системы социальной защиты включают в себя различные формы и механизмы защиты. К их основным разновидностям можно отнести системы оценки профессиональных и социальных рисков. А так же системы медицинского и профессионального отбора и профессиональной подготовки работников; системы социального страхования; системы охраны труда на государственном уровне и на уровне предприятий [13, с. 105].

На работах с высоким уровнем профессионального потенциального риска администрация предприятий обязана, кроме того, заключать с работниками срочные трудовые договоры, позволяющие существенно снизить уровень риска возникновения профессиональных заболеваний. Аграрная сфера экономики относится как раз к области высоких профессиональных уровней потенциальных рисков, обусловленных, как природно-климатическими факторами (заморозки, наводнения, засухи и т.д.), так и социально-экономическими факторами (отток аграрного населения в города, низкий уровень оплаты труда и т.д.). По мнению отдельных исследователей, некоторые виды хозяйственной деятельности «в целом могут иметь аморфную структуру или вообще не иметь ее (сезонное производство, охота, промыслы и т.д.)» [15, с. 124]. В условиях современного финансово-экономического кризиса укрепление отмеченных в начале данной статьи институтов социально-трудовых отношений способно предотвратить многие негативные процессы, среди которых как раз выделяются процессы дезорганизации и дезинтеграции деятельности сельхозпроизводителей, оказавшихся в сложнейших за последние десятилетия условиях.

Сделаем общие выводы. Во-первых, система социально-трудовых отношений на предприятиях регионального АПК имеет а) многоуровневый, б) межинституциональный (диверсифицированный) и в) аддитивный (требующий дополнительных

3 АПК Свердловской области [Текст] /Стат. сб. Тер. Орг. ФСГС. Екатеринбург, 2015. 105 с.

4 Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Свердловской области за 2010-2014 годы [Текст] / Стат. сб. Тер. Орг. ФСГС. Ч. 1. Екатеринбург, 2015. 268 с

5 Федеральный закон «Трудовой кодекс Российской Федерации» № 197-ФЗ с комментариями от 31.07.2016. М.: Политиздат, 2016.

затрат и усилий на поддержание их устойчивого развития) характер. В связи с этим повышение конкурентоспособности данной системы на предприятиях регионального АПК предполагает более активное и последовательное финансирование, правовое обеспечение и организацию поддержки на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

Во-вторых, ключевыми институтами в системе социально-трудовых отношений на предприятиях регионального АПК являются зарплатообразование; охрана труда; защита трудовых прав; социальное партнерство; внутрифирменная мобильность; межфирменная мобильность; международная мобильность; занятость; социальная защищенность; распределение и использование рабочей силы, государственная поддержка предприятий АПК. Полиморфизм институциональной среды и ее динамичный характер определяет алгоритм развития всей системы социально-трудовых отношений. Для повышения эффективности данной системы необходимо ужесточение принципов их организации и функционирования.

В-третьих, важнейшими принципами организации и совершенствования системы социально-трудовых отношений выступают социальное партнерство, социальная ответственность и социальная справедливость. Превращение этих принципов в практические нормы организации социально-трудовых отношений невозможно без приоритетного подхода к социальным проблемам села.

Триада этих принципов, взятая в контексте других социально-экономических и организационно-экономических принципов и норм развития системы социально-трудовых отношений, позволяет адаптировать их к требованиям нового технологического уклада и вызовам времени.

1. Аграрно-правовая наука России: история и тенденции развития [Текст] Екатеринбург: Изд-во УрГЮА; ИД «Пироговъ», 2003. 360 с.

2. Антропов, В.В. Социальная защита и экономическая интеграция в ЕС: механизмы воздействия [Текст] / В.В. Антропов // Труд за рубежом. 2013. № 1. С. 101-108.

3. Историческая судьба России. К 1150-летию образования государственности в России. [Текст] / [авт. колл.: А.П. Ветошкин, Б.А. Воронин, И.М. Донник и др.] / науч. ред. Н.Н. Цели-

щев. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. 342 с.

4. Карпушкина, А.В. Институциональное проектирование социального партнерства в сфере труда [Текст] / А.В. Карпушкина. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2009. 118 с.

5. Лаврентьева, И.В, Голубева, Н.В. Репродуктивный труд как ключевая точка напряжения в неолиберальной экономике [Текст] / И.В. Лаврентьева, Н.В. Голубева // Социум и власть. 2015. № 1. С. 85-89.

6. Луман, Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий [Текст] / Н. Луман / / Социологический журнал. 2000. № 1-2. С. 16-35.

7. Митин, А.Н., Сычев, М.В. О государственном регулировании и государственной поддержке в аграрном секторе экономики [Текст]/ А.Н. Митин, М.В. Сычев // Аграрный вестник Урала. 2008. № 12(54). С. 85-89.

8. Модели и методы управления персоналом. Российско-британское учебное пособие [Текст] / под ред. Е.Б. Моргунова. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2012. 464 с.

9. Основы социального государства. [Текст] / под ред. К.П. Стожко. В 2-х ч. Ч. 1. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2015. 216 с.

10. Подшибякина, Н. Социально-трудовые отношения в условиях переходной экономики [Текст] / Н. Подшибякина // Общество и экономика. 2006. № 4. С. 40-85.

11. Ракитский, Б.В. Социальная защищенность и ее типы [Текст] / Б.В. Ракитский // Вопросы экономики. 2011. № 7. С. 5-15.

12. Региональная экономика [Текст] / под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2006. 666 с.

13. Роик, В.Д. Основы социального страхования: организация, экономика и право [Текст] / В.Д. Роик. М.: Изд-во РАГС, 2012. 456 с.

14. Социальная политика. Учеб. пособие / под ред. Н.А. Волгина [Текст] / Н.А. Волгин. М.: Изд-во «Экзамен», 2014. 736 с.

15. Стожко, К.П., Тарасова, О.В., Новожилов, А.Е., Маяков, Н.Н. Социальная диалектика предпринимательства: Личность. Самоуправление. Культура. Творчество [Текст] / К.П. Стожко,

0.В. Тарасова, А.Е. Новожилов, Н.Н. Маяков. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2005. 238 с.

16. Шабуров, А.С., Хрущева, М.И., Хрущев, К.В. [и др.] Социальное государство: Проблемы формирования и функционирования [Текст] / А.С. Шабуров, М.И. Хрущева, К.В. Хрущев [и др.]. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2011. 228 с.

17. Шаронов, А.В., Ильин, И.А. Управление социальными процессами в России: формирование системы минимальных социальных стандартов [Текст] / А.В. Шаронов, И.А. Ильин. М.: TASIS, 2011. 103 с.

References

1. Agrarno-pravovaya nauka Rossii: istoriya i ten-dentsii razvitiya (2003) Ekaterinburg, Izd-vo UrGYuA; ID «Pirogov». 360 p. [in Rus].

2. Antropov V.V. (2013) Trud za rubezhom, no

1, pp. 101-108 [in Rus].

3. Istoricheskaya sud'ba Rossii. K 1150-leti. Ob-razovaniya gosudarstvennosti v Rossii (2012). Nauch. red. N.N. Tselishchev. Ekaterinburg, Izd-vo Ural. gos. ekon. un-t. 342 p. [in Rus].

4. Karpushkina A.V. (2009) Institutsional'noe proektirovanie sotsial'nogo partnerstva v sfere truda. Chelyabinsk, ITs YuUrGU. 118 p. [in Rus].

5. Lavrent'eva I.V, Golubeva N.V. (2015) Sotsium i vlast', no. 1. pp. 85-89 [in Rus].

6. Luman N. (2000) Sotsiologicheskiy zhurnal, no. 1-2, pp. 16-35 [in Rus].

7. Mitin A.N., Sychev M.V. (2008) Agrarnyy vest-nik Urala, no. 12 (54). pp. 85-89 [in Rus].

8. Modeli i metody upravleniya personalom (2012). Rossiysko-britanskoe uchebnoe posobie pod red. E.B. Morgunova. Moscow, ZAO «Biznes-shkola «Intel-sintez», 464 p. [in Rus].

9. Osnovy sotsial'nogo gosudarstva (2015). Pod red. K.P. Stozhko. V. 2-kh ch. Ch. 1. Ekaterinburg, Izd-vo Ural. gos. ekon. un-ta, 216 p. [in Rus].

10. Podshibyakina N. (2006) Obshchestvo i eko-nomika, no. 4, pp. 40-85 [in Rus].

11. Rakitskiy B.V. (2011) Voprosy ekonomiki, no. 7, pp. 5-15 [in Rus].

12. Regional'naya ekonomika (2006). Pod red. V.I. Vidyapina, M.V. Stepanova. Moscow, INFRA-M, 666 p. [in Rus].

13. Roik V.D. (2012) Osnovy sotsial'nogo strak-hovaniya: organizatsiya, ekonomika i pravo. Moscow, Izd-vo RAGS, 456 p. [in Rus].

14. Sotsial'naya politika (2014). Ucheb. Poso-bie. Pod red. N.A. Volgina Moscow, Izd-vo «Ekzame, 736 p. [in Rus].

15. Stozhko K.P., Tarasova O.V., Novozhilov A.E., Mayakov N.N. (2005) Sotsial'naya dialek-tika predprinimatel'stva: Lichnost'. Samoupravlenie. Kul'tura. Tvorchestvo. Ekaterinburg, Izd-vo Ural. gos. un-ta. 238 p. [in Rus].

16. Shaburov A.S., Khrushcheva M.I., Khrushchev K.V. (2011) Sotsial'noe gosudarstvo: Problemy formirovaniya i funktsionirovaniya. Ekaterinburg, Izd-vo AMB. 228 p. [in Rus].

17. Sharonov A.V., Il'in I.A. (2011) Upravlenie sotsial'nymi protsessami v Rossii: formirovanie sistemy minimal'nykh sotsial'nykh standartov. Moscow, TASIS, 103 p. [in Rus].

UDC 331:332(470.5)

institutional analysis of social labor relations in agricultural sector of the region

Lavrov Vladimir Nikolaevich,

Ural Federal University,

Hrad of the Department Chair of Theory and

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Practice of Management,

Doctor of Economics, Professor.

Yekaterinburg, Russia.

E-mail: tpu@fat.ustu.ru

Petrov Yuriy Aleksandrovich,

Ural State Agrarian University, Post-graduate Student of the Department Chair of Economic Theory and Management, Yekaterinburg, Russia. E-mail: motic2014@mail.ru

Stozhko Konstantin Petrovich,

Ural State Agrarian University,

Head of the Department Chair of Economics and

Industrial Management,

Doctor of History, Professor,

Yekaterinburg, Russia.

E-mail: kostskp@mail.ru

Stozhko Dmitry Konstantinovich,

Ural State University of Economics,

Associate Professor of the Department Chair of

General and Economic History,

Cand. Sc. (Philosophy),

Yekaterinburg, Russia.

E-mail: d.k.stozhko@mail.ru

Annotation

The article analyzes the main institutions of the system of social labor relations in agricultural sector of economy of Sverdlovsk region: employment, salary forming, and social security system. The authors point out peculiarities of agricultural social labor relations and consider particular parameters of their dynamic development during the period of ten years, decreasing of dynamic figures (raise of the wages, expenditures on housing construction) in spite of increasing financing in particular. The authors pay attention to increasing of impacts on regional budget in the light of social financing and developing the system of social labor relations on the territory. The article reveals multi-level character and peculiarities of the system of social labor relations of regional agro-industrial complex. The authors show different approaches to solving the problem of strengthening institutional basis of the system of social labor relations in the context of increasing risks, instability and uncertainty in the world and native economics.

Key concepts: social labor relations, agro-industrial complex,region, institutions, social security system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.